Понятие предмет и система земельного права

Почва есть нужным и наиболее значимым условием деятельности и жизни народов, живущих на территории РФ. Такое значение почвы закреплено в гл. I «Базы конституционного строя» Конституции РФ.

Земельное право это совокупность норм регулирующие публичные отношения в сфере охраны и использования почвы.

В целях реализации прав, которые связаны с охраной и использованием земель, общество, юридические лица и граждане, его органы и государство вступают в многообразные отношения, каковые регулируются земельным правом. Такие отношениясоставляют предмет земельного права и смогут быть поделены на четыре группы.

Первую группу составляют публичные земельные отношения,каковые появляются между обществом, управомоченным на то, дабы почвы употреблялись и охранялись как деятельности народов и основа жизни, и гражданами, осуществляющими неспециализированное землепользование.

Под неспециализированным землепользованием понимаются охрана и использование почвы как одной из наиболее значимых составляющих среды обитания человека. Применение почвы в данном качестве связано собеспечением жизнедеятельности человека — его свободным нахождением на почвах, проходом и проездом по ним, с проживанием в жилище, размещенном на земле, применением расположенных на земле объектов инфраструктуры, нужных для жизнедеятельности человека.

Неспециализированное землепользование не связано с применением земель для осуществления хозяйственной деятельности, исходя из этого осуществляется на почвах РФ вольно и не требует оформления имущественных прав землепользователей на конкретные земельные наделы. Вступая в публичные земельные отношения, граждане не только реализовывают право неспециализированного землепользования, но и несут определенные обязанности: сохранять применяемые почвы и не причинять им вреда.

В Земельном кодексе РФ (потом — ЗК РФ) этот вид земельных взаимоотношений регулируется рядом университетов охраны земель, и норм, устанавливающих требования к применению земель неспециализированного пользования в поселениях и др.

Вторую группу составляют частные земельные отношения,каковые появляются между обществом, управомоченным на то, дабы почвы употреблялись и охранялись как деятельности народов и основа жизни, и гражданами либо юрлицами, применяющими и защищающими почву при осуществлении на ней хозяйственной деятельности. Это возможно производство сельскохозяйственной продукции и ведение лесного хозяйства, осуществление которых допустимо благодаря плодородию земель, производство промышленной продукции, обеспечение функционирования разных видов транспорта, космическая и иные виды деятельности, осуществление которых требует размещения на земле сооружений и зданий, предназначенных для соответствующих потребностей.

Применение земель для хозяйственной деятельности должно осуществляться лишь теми землепользователями — физическими и юрлицами, каковые купили имущественные права на земельные наделы, и лишь в границах предоставленного им земельного надела. Такие лица, как субъекты частных земельных взаимоотношений, наделены целым комплексом прав и обязанностей по охране и использованию земельного надела. Кроме права на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности на земельном наделе, они несут обязанности по рациональному, обязанности и эффективному использованию участка по его охране, каковые касаются не только непричинения вреда почва, но и исполнения дополнительных мероприятий по восстановлению и улучшению применяемых земель.

Регулируются эти отношения нормами ЗК РФ, устанавливающими правовой режим отдельных категорий земель — земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель индустрии и иного особого назначения и т.д.

Третью группу составляют управленческие отношения, которые связаны с почвой. Соблюдение названного права общества, связанного с охраной и использованием земель, обеспечивается страной, которое осуществляет властные полномочия по регулированию земельных взаимоотношений, управлению земельными ресурсами, привлечению виновных лиц к ответственности. Отношения, которые связаны с осуществлением управления земельными ресурсами, относятся к предмету земельного права.

В ходе осуществления таких полномочий государство вступает в отношения с юридическими лицами и гражданами, где есть управомоченной стороной, а иные лица — обязанными. Так, органы, уполномоченные на осуществление национального контроля за охраной и использованием земель, вправе выносить юридическим лицам и гражданам предписания об устранении земельных правонарушений, а юридические лица и граждане, со своей стороны, обязаны выполнять эти предписания.

Помимо этого, юридические лица и граждане как члены общества вправе принимать участие в ответе вопросов, которые связаны с реализацией их прав на землю, приобретать данные о использовании и состоянии земель. В таких отношениях обязанной стороной есть государство, которое предоставляет участникам общества нужную информацию, снабжает возможность участия населения в ответе вопросов, которые связаны с охраной и использованием земель.

Регулирование управленческих взаимоотношений, которые связаны с почвой, осуществляется нормами ЗК РФ, устанавливающими базы ведения национального земельного кадастра, землеустройства, деления земель на категории, национального земельного контроля и др.

К четвертой группе взаимоотношений относятся имущественные отношения, которые связаны с почвой.Нужным условием осуществления юридическими лицами и гражданами хозяйственной деятельности на земле есть наличие у них имущественных прав на земельные наделы. Исходя из этого в имущественные отношения вступают лица с целью приобретения прав на земельные наделы для их хозяйственного применения. Второй стороной в этих отношениях смогут быть государство, города либо иные физические и юридические лица, отчуждающие либо передающие права на земельные наделы.

Совокупность имущественных прав на земельные наделы возможно разной и определяется страной в соответствии с экономической, иными факторами и социальной обстановкой. Так, до 90-х гг. земельные наделы предоставлялись в пользование. В начале же земельной реформы было решено передавать земельные наделы в собственность, поскольку, согласно точки зрения реформаторов, собственники земельных участков имеют громадную заинтересованность в действенном, рациональном их охране и использовании земель.

Большая часть норм ЗК РФ регулирует отношения данной группы. Это нормы, устанавливающие правовой режим права собственности на землю, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения и иных имущественных прав.

Так, предметом отрасли земельного права являются: 1) публичные земельные отношения; 2) частные земельные отношения; 3) управленческие отношения, которые связаны с почвой; 4) имущественные отношения, которые связаны с почвой.

Способ земельного права

Под способом отрасли права понимаются методы действия норм таковой отрасли на регулируемые ею публичные отношения. Способ отрасли права характеризуется: 1) своеобразным методом связи прав и обязанностей субъектов регулируемых взаимоотношений; 2) особенными методами происхождения прав и обязанностей субъектов правоотношений; 3) своеобразными мерами национального принуждения, процедурами и способами их применения.

Своеобразие способа земельного права определяется спецификой предмета регулирования. Потому, что предметом земельного права являются неоднородные отношения, способ регулирования определяется в зависимости от характера конкретного вида взаимоотношений, составляющих предмет земельного права.

Способ регулирования публичных земельных отношенийвключает в себя своеобразный метод связи прав и обязанностей граждан отношений — и субъектов общества. Его уникальность пребывает в том, что граждане в один момент являются носителями и прав, и обязанностей: они управомочены на неспециализированное землепользование как члены общества и обязаны делать охранные мероприятия, мешающие нарушению права общества на землю.

Специфика метода происхождения прав и обязанностей субъектов данных взаимоотношений пребывает в том, что юридическим фактом для их происхождения есть нахождение лица на территории РФ. Любое лицо, пересекшее границу РФ, делается субъектом таких взаимоотношений, владеющим правом на свободное передвижение и нахождение по территории РФ и обязанностью по непричинению вреда почва.

Меры принуждения при регулировании публичных земельных взаимоотношений используются в форме пресечения привлечения нарушителя и неправомерного использования земель к административной либо уголовной ответственности, и к возмещению вреда, причиненного почва. Специфика мер принуждения пребывает в том, что гражданин-правонарушитель не может быть лишен права на неспециализированное землепользование, т.е. на свободное передвижение и пребывание по земле.

Способ регулирования частных земельных отношенийвключает в себя тот же своеобразный метод связи прав и обязанностей субъектов взаимоотношений, что и способ регулирования публичных земельных взаимоотношений. Отличие же пребывает в большем количестве прав, предоставленных субъектам частных земельных взаимоотношений, и возложенных на них обязанностей.

Специфика метода происхождения прав и обязанностей субъектов частных земельных взаимоотношений пребывает в том, что необходимым юридическим фактом для их происхождения есть наличие у лица имущественного права на земельный надел. Лицо, применяющее земельный надел для осуществления хозяйственной деятельности в отсутствие правоустанавливающих документов, не есть субъектом частных земельных взаимоотношений, а его действия имеется превышение права неспециализированного землепользования, что есть правонарушением и является основанием для привлечения лица к юридической ответственности.

Специфика применения мер принуждения пребывает в том, что при неправомерного применения почвы, и невыполнения охранных мероприятий субъект этих взаимоотношений возможно не только привлечен к уголовной либо административной ответственности, к возмещению причиненного вреда, но и лишен права на предстоящее применение земельного надела методом прекращения его имущественного права на принадлежащий ему участок.

Специфика способа регулирования управленческих взаимоотношений, которые связаны с почвой,обусловлена осуществлением страной функций, характерных только для управления земельным фондом, — деление земель на категории, ведение национального земельного кадастра, осуществление землеустройства, ведение мониторинга земель. Отношения, которые связаны с осуществлением страной перечисленных своеобразных функций, появляются по основаниям, установленным законом, и характеризуются особенным методом связи прав и обязанностей субъектов взаимоотношений, одним из которых постоянно является государство либо муниципальное образование в лице собственных органов, вторым — граждане, юридические лица, иные национальные органы либо муниципальные органы власти. В управленческих отношениях субъекты находятся в неравном положении, наряду с этим в одних видах взаимоотношений государство есть управомоченной стороной (в отношениях, которые связаны с осуществлением охраны земель и планирования использования), в других — обязанной (в отношениях, которые связаны с предоставлением гражданам информации о состоянии земель).

Особенность применения мер принуждения пребывает в том, что они используются не только к землепользователям, но и к национальным органам, их чиновникам. В частности, должностное лицо, неправомерно отказавшее гражданам либо юридическим лицам в предоставлении информации, привлекается к административной и дисциплинарной ответственности.

Способ регулирования имущественных взаимоотношений, которые связаны с почвой,характеризуется своеобразным методом происхождения прав и обязанностей субъектов взаимоотношений. Его уникальность пребывает в том, что круг лиц — субъектов таких взаимоотношений — ограничен законами . Так, чужестранцы не смогут иметь в собственности почвы в приграничных территориях; юридические лица, в уставном капитале которых зарубежный капитал образовывает более 50%, не смогут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья и т.д.

Земельным законодательством кроме этого ограничен круг объектов этих взаимоотношений — установлен список земель, каковые не смогут быть объектами гражданско-правовых сделок и пребывать в частной собственности. В их числе почвы, занятые армейскими судами, почвы национальных природных заповедников и т.д.

Помимо этого, действующим законодательством установлены необычные юридические факты происхождения отдельных видов имущественных взаимоотношений. В частности, хозяин, желающий реализовать земельный надел сельскохозяйственных угодий второму гражданину либо юридическому лицу, обязан сперва соблюсти преимущественное право субъекта РФ на приобретение для того чтобы участка.

Своеобразными являются кроме этого меры принуждения, используемые к субъектам имущественных взаимоотношений, в виде принудительного прекращения права на земельный надел ввиду его ненадлежащего применения либо в связи с необходимостью применения земельного надела для национальных либо муниципальных потребностей.

Так, отрасль земельного права характеризуется своеобразным способом регулирования, особенности которого обусловлены спецификой регулируемых взаимоотношений.

Совокупность земельного права

В совокупности отрасли права принято выделять: 1) неспециализированную и особую части; 2) правовые университеты как совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих довольно независимую совокупность публичных взаимоотношений либо какие-либо их компоненты, свойства; 3) нормы права как первичный и несложный элемент, регулирующий какой-либо вид публичных взаимоотношений.

В неспециализированную часть земельного прававключаются правовые университеты, применимые при регулировании всех взаимоотношений, которые связаны с почвой. Такими университетами являются:

1) университет неспециализированных положений земельного права, в который входят нормы, определяющие правила земельного права; земельные и имущественные отношения, их порядок и структуру регулирования; состав земель РФ; полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных органов власти в области охраны и использования земель;

2) университет охраны земель, в который входят нормы, определяющие содержание и цели охраны земель, порядок ее осуществления;

3) университет собственности на почвы, нормы которого регулируют отношения, которые связаны с национальной, муниципальной и личной собственностью на землю;

4) университет иных прав на землю, нормы которого устанавливают правовой режим права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, сервитута, безвозмездного срочного пользования;

5) университет происхождения прав на землю, нормы которого определяют основания и порядок происхождения имущественных прав на землю;

6) университет прав и обязанностей собственников земельных участков и обладателей иных прав на земельные наделы, нормы которого определяют права и обязанности пользователей земельных участков в зависимости от принадлежащих им имущественных прав;

7) университет прекращения прав на землю, нормы которого определяют основания и порядок прекращения имущественных прав на землю;

8) университет потерь и возмещения убытков лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства при изъятии земельных участков для национальных либо муниципальных потребностей, нормы которого устанавливают основания и порядок возмещения таких потерь и убытков;

9) университет защиты прав на землю и рассмотрения земельных
споров, нормы которого регулируют отношения, появляющиеся
благодаря нарушения прав граждан на землю, закрепляют спосо
бы и порядок осуществления защиты прав;

10)университеты платы за почву, мониторинга земель, землеустройства, национального земельного кадастра, контроля за соблюдением земельного законодательства. Нормы названных университетов регулируют отношения, появляющиеся при осуществлении соответствующих функций национального управления, устанавливают основания и порядок происхождения управленческих взаимоотношений, которые связаны с почвой;

11)университет ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Его нормы определяют виды ответственности, к каким привлекаются лица, совершившие земельные правонарушения.

Все земли РФ в зависимости от целей их применения подразделяются на категории. Правовые университеты разных категорий земель составляют особую часть земельного права,это:

1) университет земель сельскохозяйственного назначения, нормы которого определяют состав данной категории земель, список лиц, применяющих эти земли, и порядок предоставления им земельных участков, оборота и особенности использования таких земель, порядок формирования фонда перераспределения земель;

2)университет земель поселений, нормы которого определяют состав данной категории земель, закрепляют базы зонирования территории поселений, и неспециализированные требования к применению земельных участков, расположенных на территории поселений;

3) иного земель назначения и институт промышленности, нормы которого определяют цели и требования к применению земель индустрии, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, земель и безопасности иного особого назначения;

4)университет земель очень защищаемых территорий и объектов, нормы которого определяют требования и состав к применению земель очень защищаемых природных территорий, земель природоохранного назначения, земель рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, иных очень полезных земель;

5) университет земель лесного фонда и университет земель водного фонда, нормы которых определяют требования и состав к применению земель данных категорий;

6)университет земель запаса, нормы которого определяют состав таких земель.

Правила земельного права

Правила земельного права, как и каждый отрасли права, представляют собой положения, лежащие в базе иных норм земельного права. Значение правил пребывает в том, что они:

1) составляют базу формирования норм земельного права и тем самым снабжают последовательность и системность правового регулирования в данной области. В частности, принцип приоритета сохранения очень полезных земель последовательно раскрыт в ст. 79, 94—101 ЗК РФ, где установлены виды земель, перевод которых в иные категории земель для применения, не связанного с их целевым назначением, ограничивается либо запрещается;

2) при коллизии норм права правила разрешают выбрать норму, подлежащую применению в этом случае. В частности, ЗК РФ и Гражданский кодекс РФ (потом — ГК Российской Федерации) закрепляют противоречащие друг другу нормы, касающиеся возможности отчуждения строения раздельно от земельного надела, находящихся в собственности одного лица. Принцип земельного законодательства о единстве судьбы земельного надела и прочно связанных с ним объектов детерминирует использование норм ЗК РФ, не разрешающих отчуждать земельный надел, не отчуждая строение;

3)правила используются при пробела в земельном законодательстве. Так, продолжительное время в законодательстве существовал пробел, что разрешал собственникам строений, не оформляющим права на земельные наделы, отказываться от уплаты земельного налога, ссылаясь на Закон РФ «О плате за почву», не предусматривающий необходимости уплаты земельного налога в отсутствие правоустанавливающих документов. Эта позиция была несостоятельна, поскольку противоречила принципу земельного законодательства о платности применения почвы, в соответствии с которому любое применение почвы осуществляется за плату.

Правила земельного права закреплены в ст. I 3K РФ и смогут быть сгруппированы следующим образом: 1) использования земель и принципы охраны; 2) правила, которые связаны с правом их объединений и граждан на землю; 3) правила национального управления почвой; 4) правила, которые связаны с почвой как объектом недвижимости.

К правилам использования и охраны земельследует отнести правила: 1) учета значения почвы как деятельности человека и основы жизни; 2) приоритета охраны почвы как наиболее значимого компонента экологии и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед применением почвы в качестве недвижимости; 3) приоритета сохранения очень земель и ценных земель очень защищаемых территорий.

В соответствии с принципу учета значения почвы как деятельности человека и основы жизни регулирование взаимоотношений по охране и использованию почвы осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте — защищаемом в качестве ответственной составной части природы, природном ресурсе — применяемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и базы осуществления хозяйственной и другой деятельности на территории РФ, и в один момент как о недвижимом имуществе — об объекте права собственности и иных прав на землю.

Почва как природный объект испытывает недостаток в охране, защите от негативного действия природных антропогенной деятельности и явлений человека, а также в улучшении и восстановлении, в то время, когда такое действие уже причинило вред почва.

Почва как природный ресурс, будучи базой любой хозяйственной деятельности человека, испытывает недостаток в рациональном применении, сохранении ее нужных особенностей, а также плодородия, охране от негативного действия природных антропогенной деятельности и явлений.

Почва как объект недвижимости есть объектом имущественных прав — может пребывать в собственности или принадлежать лицам на иных имущественных правах, и объектом гражданско-правового оборота — сделок купли-продажи, аренды и др.

При регулировании же взаимоотношений, которые связаны с почвой, независимо от их вида должны учитываться все три нюанса почвы. Так, при определении правомочий хозяина почвы как объекта недвижимости обеспечивается ее охрана как природного объекта и рациональное применение как природного ресурса; при законодательном закреплении возможности установления особенных условий применения земельного надела как природного ресурса, ограничивающих деятельность его хозяина, предусматривается обязательность возмещения хозяину убытков, причиненным таким ограничением и т.п.

В соответствии с принципом приоритета охраны почвы как наиболее значимого компонента экологии и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед применением почвы в качестве недвижимости устанавливаются обязанность собственников земельных участков не наносить вреда окружающей среде при осуществлении владения, распоряжения и пользования земельным наделом, и ограничения гражданско-правового оборота земельных участков — особенные условия совершения сделок с земельными наделами, направленные на обеспечение рационального применения земель.

Принцип приоритета сохранения очень земель и ценных земель очень защищаемых территорий предусматривает установление земель, изменение целевого назначения которых для применения в иных целях ограничивается либо запрещается. К этим почвам отнесены:

1) самые ценные почвы сельскохозяйственного назначения, применяемые для производства сельскохозяйственной продукции;

2) почвы, занятые лесами первой группы, к которой отнесены очень полезные леса, делающие экологические, природоохранные и защитные функции;

3) почвы очень защищаемых территорий и объектов — заповедников, заказников, национальных парков, иных очень защищаемых природных территорий, и почвы, занятые объектами культурного наследия, другие очень полезные почвы.

Реализация данного принципа осуществляется на базе норм, содержащихся в особой части земельного права. Так, в соответствии с ст. 95 ЗК РФ в пределах земель очень защищаемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков либо прекращение прав на землю для потребностей, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

К правилам, связанным с правом их объединений и граждан на землю,возможно отнести: 1) здоровья охраны человека и приоритет жизни; 2) участие граждан, публичных организаций (объединений) и религиозных организаций в ответе вопросов, касающихся их прав на землю; 3) сочетание законных интересов и интересов общества граждан.

здоровья охраны человека и Приоритет жизни свидетельствует, что цели, способы либо охраны земель и способы использования не должны воображать опасность для жизни и здоровья человека. Реализация данного принципа обеспечивается соблюдением требований охраны экологии, экологической безопасности, санитарных правил при разработке документов территориального планирования, документов по планировке территории, застройки поселений и правил землепользования, и при реконструкции и строительстве объектов недвижимости на территории поселений.

Принцип участия граждан, публичных организаций (объединений) и религиозных организаций в ответе вопросов, касающихся их прав на землю, свидетельствует, что указанные лица есть в праве учавствовать в подготовке ответов, реализация которых может оказать действие на состояние земель, а органы власти и муниципальные органы власти, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность их участия.

Нужным условием реализации данного принципа есть информирование населения о вероятном либо грядущем предоставлении земельных участков для постройки, о разработке и главных положениях документов территориального планирования, застройки и правил землепользования. Информирование возлагается на органы власти и муниципальные органы власти.

В целях реализации данного принципа обеспечивается возможность общественных организаций и участия граждан в ответе вопросов, которые связаны с реализацией их прав на землю. Они наделены правом обсуждать вопросы, которые связаны с осуществлением их прав на землю, вносить предложения по их ответу, потребовать рассмотрения собственных предложений уполномоченными органами и принимать участие в подготовке ответов в области градостроительной деятельности. В соответствии с Градостроительному кодексу РФ (потом — ГрК РФ) формами для того чтобы участия являются публичные слушания, предшествующие утверждению главных замыслов поселений, застройки и правил землепользования и др. ответственных документов. Граждане кроме этого вправе проводить собрания, принимать участие в публичных слушаниях, проводить свободные экспертизы. Органы власти и муниципальные органы власти, со своей стороны, обязаны разглядывать предложения граждан и воображать обоснованные ответы.

Помимо этого, реализация данного принципа обеспечивается пу\тем осуществления органами территориального публичного самоуправления, вторыми публичными организациями (объединениями), гражданами публичного земельного контроля за соблюдением принятия и порядка подготовки органами власти и муниципальными органами власти ответов, затрагивающих права и законные интересы юридических лиц и граждан, и за соблюдением требований в области охраны и использования земель.

Принцип законных интересов интересов и сочетания общества граждан касается согласования публичных заинтересованностей в области использования и частных интересов и охраны земель собственников, обладателей иных имущественных прав на земельные наделы.

Разумеется, что такие интересы довольно часто не совпадают. Так, для национальных либо муниципальных потребностей — строительства федеральной дороги, недропользования — может потребоваться изъятие земельного надела у его хозяина. В этом случае публичные интересы направлены на прекращение прав хозяина земельного надела, а частные интересы хозяина участка связаны с сохранением принадлежащего ему права на земельный надел.

Поэтому при регулировании земельных и имущественных взаимоотношений, которые связаны с почвой, должны быть установлены четкие механизмы, снабжающие согласование публичных и частных заинтересованностей. В частности, при изъятии земельного надела для национальных либо муниципальных потребностей у его хозяина согласование заинтересованностей обеспечивается методом законодательного установления необыкновенных случаев, в то время, когда изъятие возможно, и предварительной выплатой хозяину выкупной цены земельного надела и выплатой всех убытков, причиненных изъятием.

К правилам национального управления землейотносятся правила: 1) платности применения почвы; 2) деления земель по целевому назначению на категории; 3) дифференцированного подхода к установлению правового режима земель.

Принцип платности применения почвы свидетельствует, что любое применение почвы осуществляется за плату: собственники земельных участков, землепользователи и землевладельцы уплачивают земельный налог, арендаторы — арендную плату. В соответствии с ЗК. РФ исключения из этого правила смогут быть прямо установлены законами либо законами субъектов РФ. Но направляться подчернуть, что на данный момент в соответствии с налоговым законодательством земельный налог отнесен к местным налогам и льготы по его уплате смогут устанавливаться законами или нормативными правовыми актами представительных органов городов. Землепользователи, в отношении которых такие исключения не установлены, обязаны вносить плату за почву.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории. Все земли РФ в зависимости от целей их применения делятся на семь категорий: почвы сельскохозяйственного назначения, почвы поселений, почвы индустрии и иного особого назначения, почвы очень защищаемых территорий и объектов, почвы лесного фонда, почвы водного фонда, почвы запаса.

Принадлежность земельного надела к одной из категорий земель определяет его целевое назначение, т.е. совокупность необходимых для соблюдения землепользователями требований, установленных особой частью земельного права в отношении каждой категории земель.

Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель — совокупности требований к применению земель. Правовой режим земель обязан устанавливаться с учетом природного, социального, экономического и иных факторов.

Природный фактор требует учета качества окружающей природной среды при определении вероятных направлений применения земельных участков. В большинстве случаев, в местах, имеющих большую природную сокровище, создаются очень защищаемые природные территории; природные комплексы, расположенные на территории поселения, сохраняются как рекреационные территории и т.д.

Социальный фактор свидетельствует учет интересов и потребностей населения при определении требований к применению земельных участков. В большинстве случаев в местах постоянного проживания населения выделяются территории для размещения объектов, имеющих рекреационное и оздоровительное значение.

Экономический фактор детерминирует выбор самые выгодных с экономической точки зрения направлений применения земельного надела. Так, в городе Москве продолжительное время существовала Манежная площадь, на которой потом с учетом экономического фактора был выстроен торговый центр.

К правилам, связанным с почвой как объектом недвижимости,относятся правила: 1) единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; 2) разграничения гос собственности на землю.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Применение объекта недвижимости нереально без применения земельного надела, поскольку данный объект расположен на земельном наделе, проход к нему и его эксплуатация требуют применения земельного надела. Исходя из этого для применения объекта недвижимости нужно наличие имущественных прав и на земельный надел, и на объект недвижимости, расположенный на нем.

Наряду с этим земельный надел есть первичной недвижимостью — строения и сооружения смогут возводиться на нем, реконструироваться, разрушаться, а земельный надел как объект имущественных прав останется неизменным. Исходя из этого в соответствии с данному принципу объекты недвижимости следуют судьбе земельных участков, т.е., отчуждая земельный надел, нужно произвести отчуждение и объекта недвижимости, расположенного на нем.

Случаи, в то время, когда этот принцип не действует, смогут быть установлены законом . Так, в соответствии с ст. 35 ЗК РФ этот принцип не действует в случаях, в то время, когда осуществляется отчуждение строения, строения, сооружения, находящихся на земельном наделе, изъятом из оборота.

Принцип разграничения гос собственности на землю. До начала земельной реформы вся почва пребывала в гос собственности. Во время реформ были провозглашены кроме гос собственности и иные формы собственности на землю: личная и муниципальная. Законодательством устанавливались основания и порядок приобретения земельных участков в личную собственность, которым воспользовались многие юридические лица и граждане.

Но большая часть земель (за исключением переданных в личную и муниципальную собственность) так и осталась в гос собственности. На данный момент осуществляется разграничение гос собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и городов в соответствии с Федеральным законодательством

Источники земельного права


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: