Понятие мировозрения, его исторические типы. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения
Мировоззрение — совокупность идей, представлений, обобщенных знаний о мире, обществе, месте человека в мире; совокупность взоров, суждений, воззрений, высказывающих главные правила его отношения к окружающему миру и самому себе, и жизненные позиции, убеждения, совершенства, ценностные ориентации. Оно имеет собственную внутреннюю структуру, в которую входят идеи, концептуальные совокупности, образующие человека и картину мира. На базе этого миропонимания появляются оценка себя, окружения, собственной жизни, ценностные установки. На базе смыслов и системы ценностей вырабатываются совершенства, понятия о благе, истине, справедливости, красоте, пользе и т. п., каковые определяют цели, задачи судьбы, преобразования и познания мира.
Мировоззрение носит личностный темперамент и строится исходя из убеждений личности, создавая ее внутреннее духовное ядро. Вместе с тем оно так или иначе сопрягается с взорами, совершенствами, ценностными ориентациями вторых людей, общества и социальной общности в целом и выступает как социально обусловленное, культурное образование. В совокупности мировоззрение общества отражает дух эры, включается в его структуру наровне с мировосприятием и мироощущением.
Существуют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
М и ф о л о г и ч е с к о е мировоззрение (от греч. mithos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — исторически первая форма духовной культуры человека, основанная на повествованиях и сказаниях о фантастических существах, деяниях героев и богов, через каковые люди высказывали собственные представления о мире, животных и происхождении человека, строении Вселенной, наиболее значимых явлениях природы. Его основная изюминка — синкретизм, т. е. слитность, нерасчлеиенность в нем зачатков знаний, религиозных вер, элементов мастерства. Мифология — синкретическая форма сознания, объединяющая и миропонимание (логико-рассудочное знание), и мировосприятие (художественно-образные представления), и мироощущение (эмоционально-психотерапевтические переживания).
Этому мировоззрению характерны очеловечивание природы (перенос линия людей на окружающий мир, одушевление и олицетворение природных сил), эмоционально-образная форма (воплощение сил хороша, зла в виде храбрецов, всевышних, духов и т. п.), утилитарная направленность (увязка неприятностей с практическими задачами — защиты от заболеваний, потребности, голода и т. п.). Особенное место в мифах в собственности проблеме культурных достижений человека (миф о Прометее, добывшем пламя для людей, о Дедале, изобретателе архитектуры и др.).
Мифологическое мировоззрение стало исходным для всех других типов. Его проявления возможно найти и в религии, и в философии, и в поэзии, и в науке. Миф переродился в сказку, легенду, эпос, «преданья старины глубокой». Его образы вошли в гуманитарную культуру — литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены религии — буддизм, христианство, ислам.
Рационализация мифа, усложнение публичной судьбе стали причиной вычленению новых независимых форм мировоззрения — религиозного, художественного, философского, научного.
Рели г и о з и о е мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественное начало — всевышнего, творца всего сущего, и потусторонний мир. Оно складывается в эру верхнего палеолита (каменный век), приблизительно 40— 50 тыс. лет назад, с возникновением зачатков теоретического мышления. На данный момент это сложная абстрактная модель мира, в которой имеется исходное начало — всевышний-творец, чувственный материальный человеческий мир, сверхчувственный божественный мир (царство небесное), преисподняя, эдем, бессмертие души. Как сложное духовное образование оно включает в себя сферы и различные уровни. Теоретический уровень представлен богословием, философскими, этическими, эстетическими и социально-политическими теориями, в базе которых лежит та либо другая совокупность религиозного верования. В большинстве случаев, он зафиксирован в священных книгах, богословских и философских трактатах. Это продукт деятельности опытных теологов, церковников, идеологов религиозного толка. Обыденный уровень складывается из чувственно-наглядных, эмоциональных, фантастических образов, мифических вер, эмоций (священного кошмара, страха, восхищения), страстных ожиданий. Религиозное мировоззрение н религия не в полной мере совпадают по количеству содержания. Не считая веровании, вероучении, взоров, представлении, чувственно-эмоциональных фантастических образов и т. д., составляющих это мировоззрение, религия включает совокупность ритуалов (обряды, моления, соблюдение культов, т. е. религиозные действия) и формы религиозной организации (церковь, секта, деноминация* и др.).
Функции философии
Философия выступает в трех основных ипостасях: 1) как наука, совокупность знаний о мире в месте и целом человека в нашем мире; 2) мировоззрение, рационально-теоретический взор на мир как единое целое; 3) методика, общий способ познавательной деятельности. Соответственно многообразие делаемых ею функций подразделяется на три группы: познавательные, мировоззрен ческие и методологические. Познавательные включают два вида объяснительную н информационно-отражательную.
О б ъ я с н и т е .’I ь н а я ф у н к ц и я. Выясняя самые общие связи м отношения между процессами и явлениями, философия фиксирует их в универсальных понятиях категориях (бытие, материя, сознание, объективное, субъективное, материальное, совершенное, свойство, мера, перемещение, изменение, развитие, совокупность и др.), создающих мир неспециализированных идей, базу людской интеллекта. Эти понятия присутствуют во всяком теоретическом мышлении, и их признают предельными основаниями, пли универсальными формами культуры.
Совокупность философских понятий, категорий, правил, законов раскрывает устройство и сущность бытия, мира, место человека в нашем мире, самые общие связи явлений и растолковывает источники, обстоятельства трансформаций, перемещения, функционирования природы, общества, познания.
И и ф о р м а ц п о и и о — о т р а ж а т е л ь и а я ф у н к ц и я. Адекватно отражая собственный объект (общее в совокупности «мир ….. человек»),
выявляя его значительные элементы,.структурные связи, закономерности, философия производит специальное (логико-рассудочное, системно рационализированное) знание о общем, а следовательно, является источником точной информации. Эта информация фиксируется в философских категориях, законах, правилах, образующих целостную совокупность. Любая философская концепция, теория, учение представляет собой довольно независимую информационную совокупность. Помимо этого, существуют разделы в философии — онтология, гносеология, социальная философия, этика, эстетика п др. Совокупность концептуальных совокупностей, теорий, учений, разделов философии дает сложную динамическую информационную совокупность, отражающую общие познания и универсальные связи бытия. . К мировоззренческим функциям относятся гуманистическая п культурно-воспитательная.
Г у м а н ист и ч е с к а я ф у и к ц и я. Стремясь охватить, обоб- … щить, осмыслить и оценить иителлектуально-иаучкые, художественно-эстетические успехи и социально-исторический опыт человечества в целом, философия формирует рационально-теоретическое мировоззрение, создавая в сознании общества и человека научно обоснованную картину мира, помогая осознать и верно осмыслить место человека и окружающий мир в нем.
Утрата мировоззренческих ориентиров может привести к ощущению бессмысленности судьбы, потере смысла и цели, равнодушию, суициду, наркомании, правонарушениям. Человек испытывает недостаток в убеж-
§ 3. Философия как наука: специфика, проблематика І9
деипях и воззрениях высшего порядка, каковые наполняют жизнь смыслом и содержанием, усиливают дух. Философия не обещает нам вечности, но оказывает помощь встать над обыденностью, осознать окружающее и себя как его частицу, освободиться из плена житейской суеты, стать вольно мыслящим индивидом.
К у л ь т у р и о — в о с п н т а т е л ь н а я фу и к ц и я. Одним из свидетельств высокой культуры мышления есть умение видеть неоднозначность мира, вскрывать настоящие несоответствия судьбы. Философия говорит о том, что несоответствия объективно неизбежны, и человек обязан не избегать, не скрываться от них, а стремиться выявлять п преодолевать. Развитие допустимо только при помощи разрешения противоречий. Таковой взор на мир формирует гибкость в мышлении, аналитическое осмысление происходящих процессов, трезвый подход к судьбе.
Второй наиболее значимый показатель культуры человека — важное отношение к миру. Философия говорит о том, что человек имеется вправду субъект истории, носитель п творец всех публичных взаимоотношений п как такой он абсолютно п безоговорочно важен перед самим собой, обществом, следующими поколениями за то, как жил, что успел и опоздал сделать, что покинул по окончании себя потомкам. Так, она закладывает базу ответственности личности за судьбы истории, общества, собственную судьбу. Философия разбирает культуру как достигнутое, вскрывает несоответствия, несоответствия в жизни, демагогию в мышлении, нелогичность в поступках и действиях людей, тем самым воспитывая интеллектуальную дисциплину, строгость в мышлении.
Методологическими функциями являются логико-гносеологическая, интегрирующая и критическая.
Логико-гносеологическая функция содержится в том, что философия классифицирует общенаучные способы познания, раскрывая их специфику, взаимосвязи и возможности; прослеживает, как происходит процесс познания, каковы его результаты; устанавливает, что такое истина и каковы ее критерии; разрабатывает неспециализированную методику познания, т. е. научный способ, и ее законы, категории и правила выступают в качестве общетеоретических процессов анализа окружающего и методов явлений мира.
Частные науки намерено не изучают формы мышления (способы познания), но нуждаются в логике, гносеологии, общей методологии познания. Эту функцию и делает философия как методика.
Интегрирующа я фу и кци я. Развитие пауки происходило методом формирования отдельных дисциплин в следствии отграничения предметов одной науки от предметов вторых. Но, «от- почковываясь» от общей базы, протознания, они появились в некоей изоляции друг от друга. В следствии сама наука представала не целостной совокупностью знания, а суммой специальных направлений. Эта тевденщю размежевания, дифференциации была ведущей впредь до XIX в. Появилась угроза кризиса единства науки. Проблему ответа интеграции знания взяла на себя философия в силу специфики собственного предмета. Она выдвинула принцип единства мира. А потому, что мир един, постольку и его адекватное отражение должно воображать единство.
Интегрирующая функция содержится, в первую очередь, в том, что философия обобщает, синтезирует эти естественных, технических и публичных наук, развертывая целостную научную картину мира, производя общее, философское знание, которое фиксируется в законах, правилах, категориях, делающих функции общетеоретического способа познания.
Существует кроме этого интеграция по способу, которая пребывает в проникновении философских способов в частные науки, в ткань всего научного знания (так называемая философизация науки, подобная ее математизации), в то время, когда категории философии («развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «системность» и др.) все более широко применяются в конкретных науках, помогая синтезу знания на разных уровнях.
Ко мне .относится и общекультурная интегрирующая функция, которая связана с преодолением разобщенности разных сфер публичной судьбе и духовной культуры (и социальных структур экономики, политики и науки и др.), раскрытием их единства, взаимной обусловленности и взаимосвязи.
Критическая функция. Философия предполагает критическое отношение к действительности, трезвый, аналитический подход, подвергающий все сомнению. Еще Р. Декарт в «Рассуждении о способе» (1637) выдвинул принцип: сомневаться во всем, в чем возможно какое количество-нибудь усомниться, дабы высвободить ум от иллюзий и схоластических догм. Философия — критическая форма людской знания. Подобный подход — не критиканство, а рассмотрение явлений и процессов в их противоречивости, противоборстве сторон, учёт и анализ вероятных негативных последствий. Философия осуществляет критику прошлого, настоящего и будущего и помогает собственного рода мировоззренческим «ситом» для предшествовавшего и настоящего культурного опыта. Она способна выстраивать разные варианты теоретических моделей будущего, формулировать принципиально новые идеи, идеалы и мировоззренческие образы.
Философия обязана обнажать и заострять проблемы, выдвигать идеи, быть в состоянии конструктивной оппозиции, дабы быть постоянным возмутителем интеллектуального самообладания. В противном случае она не выполнит собственной миссии движущей силы культуры, методологического регулятора ее развития.
Всегда философия стремилась уйти от авторитарности и догматизма, расшатывала застывшие схемы, устаревшие взоры, но вместе с тем старалась сохранить все полезное, подлинное, рациональное в культуре. Так, она осуществляет критический отбор, «аккумуляцию» и селекцию духовного опыта, передачу его вторым поколениям.
Сущность человека
Вопрос о том, что такое человек, какова его сущность, всегда был и остается наиболее значимым в философии. Еще родоначальник германской хорошей философии И. Кант в работе «Критика чистого разума» (1781) писал, что существуют всего три вопроса, на каковые философия призвана дать ответы: «1. Что я могу знать? 2. Что я обязан делать? 3. На что я имею право сохранять надежду?». В них, утверждает он, объединяются «все интересы моего разума (как спекулятивные, так и практические)», так как они направлены на выяснение самого главного предмета в мире, вопроса о том, что такое человек, каково его «полное назначение»1.
Человек имеется существо одновременно природное, социальное п духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом единстве, и лишь в таком единстве, взаимообусловленности и взаимодействии они образуют и реализуют его родовую сущность.
Как природное существо человек — высший уровень и величайший итог долгой эволюции материи. Его генетическая программа снабжает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, гортанью и руками, каковые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в совокупностей)’ публичных взаимоотношений н практической деятельности.
Человеческий мозг — самая сложная совокупность во Вселенной. Он владеет превосходным свойством — устойчивой универсальностью, дающей возможность выработать свойство к компенсаторной ликвидации влияния генетических вариаций в пределах нормы, свойство, уравновешивающая эти влияния. Мозг включает огромное количество клеток. Лишь в его коре их 100 млрд. Он складывается из серого белого вещества и вещества коры самого мозга. В сером веществе имеется около 14 млрд нейронов, белое вещество образует приблизительно 90 млрд клеток.
1 Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С. 449, 465.
§ 1. Природа, предназначение и сущность человека 209
С) том, какую большой сложности работу делает мозг, возможно делать выводы хотя бы по одной нервной клетке. Любая из них содержит около 20 млн молекул РНК, каковые несут «инструкции» от ДНК, вызывающей синтез белков. В пределах одной клетки синтезируется до 100 тыс. белков2.
Поразительной свойством деятельности мозга человека есть то, что она выстроена на ассоциативных связях. В этом заключены и базы памяти: хранимая информация вовлекается в процесс сознания через эти связи, каковые восстанавливают среду как целостную картину, что придает процессу мышления необычную гибкость п быстроту и за счет чего мгновенно мобилизуются все необходимые резервы памяти. Этим она значительно отличается от «памяти» современных кибернетических автомобилей. В компьютерах любая порция информации хранится в отдельной ячейке памяти и извлекается дискретно, отдельными частями.
Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, химическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это указывает, что жизнедеятельность и развитие неосуществимы бездействия его генетической программы. Применяя неповторимые биологические изюминки в качестве предпосылок, любой индивид в собственном онтогенезе в ходе социализации реализует себя как социальное существо.
При наличии глубокого единства с природой человек, отделившись, стал радикально, как следует различаться от нее. Это своеобразие его как существа социального содержится в следующем:
….. человек может создавать и создаёт, животное не создаёт;
….. животное сооружает лишь сообразно мерке собственного вида, реализуя видовой опыт, человек же ….. по мерке любого вида, потому что он универсален. Он опирается кроме этого иа законы красоты;
?- деятельности человека характерны целесообразность, целенаправленность. У пего ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет интересов и мотивов. Благодаря этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятельность;
…… трудовая деятельность человека носит публичный темперамент: опредмечивая в продукте собственные социальные и интеллектуальные силы, он тем самым формирует объективные условия обмена результатами труда. Распредмечивание этого продукта вторым субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может создавать и
См.: Дубинин Н. II. Что такое человек. М., 1983. С. 66 — 67.
210 Глава 12. Философская антропология
заниматься трудовой деятельностью, только вступая прямо пли опосредованно в публичные отношения, совокупность которых и образует общество.
Человек в один момент существо духовное, умное, сознательное. Он — Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его воздействие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены людской смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты людской деятельности являются культурой .
Овладевая в ходе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает свойство разумно функционировать с орудиями труда, разного рода знаками, словами, языком информации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, заинтересованностей, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуляции, выражающиеся в способности волевыми упрочнениями подавлять Либо усиливать те пли иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. В противном случае говоря, индивид делается «человеком разумным».
Итак, человек имеется существо и природное (биологическое), и создающее, политическое (социальное), и разумное, культурное, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе целый комплекс публичных взаимоотношений и так реализует собственную социальную сущность. Он — дитя людской истории, итог развития публичного исторического процесса.
В один момент человек творец этого общества, субъект и объект публичных взаимоотношений. Связь между ним и обществом носит коррелятивный (от лат. correlatio — соотношение, взаимозависимость) темперамент. Это такая связь, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность. Общество создаёт человека как личность — человек создаёт o?uiecTBo. Общество со собственными экономическими, политическими отношениями, культурными формами не есть некое самодовлеющее целое, не зависящее от его деятельности и человека. Оно само выступает как человек в его публичных связях п отношениях, т. е. совокупность форм и отношений практической деятельности людей.
Слова К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, свойственный отдельному индивиду. В собственной действительности она имеется совокупность всех публичных взаимоотношений»**, запрещено пони-
§ 1. Природа, предназначение и сущность человека 211
мать как отрицание имманентной логики саморазвития человека, «растворение» человека в обществе, отождествление общественного индивида и общества. Их органическая связь содержится в том, что, с одной стороны, общество имеется продукт, итог людских деятельности и отношений людей, продукт их совместного
творчества, а с другой ….. человек есть по собственном! сути продуктом
конкретно-исторического типа публичных взаимоотношений, продуктом социализации. Вне деятельности, общения человек и социальных отношений просто не может стать человеком. Исходя из этого возможно сказать о социально-деятельной сущности человека.
Человек как личность
Философия обращает внимание на то, что человек как социальный субъект является единством неспециализированного, особого п единичного. Общее обозначается понятием «индивид», которое говорит о принадлежности этого субъекта к роду Homo sapiens; особое — понятием «личность», которое высказывает социальное уровень качества человека п его принадлежность к определенной социальной группе, определенному обществу; единичное понятием «индивидуальность», подчеркивающим наличие в человеке неповторимых, неповторимых линия.
Личность имеется единичное выражение ансамбля социальных взаимоотношений, той ограниченной их совокупности, через каковые она конкретно связана с другими индивидами. По речь заходит не только о «внешних» публичных отношениях, но и отношении человека к самому себе как некоему «второму» — отношении «я» к себе как к некоему «ие-я». Всматриваясь в себя как в другого, человек сравнивает себя с другими, определяя себя и собственный место, роль в обществе. Не просто так психологи отмечают, что довольство либо недовольство собой полностью определяется дробью, в числителе кото рои стоит настоящий успех, а в знаменателе отечественные притязания. При уменьшении знаменателя и увеличении числителя дробь будет возрастать, т. е. удовлетворенность собой, самоуважение увеличивается по мере успехи удач.
Каждый ли современный взрослый, психически обычный человек есть личностью? Очевидно, да. Человек, осознающий себя, собственный «я», собственный место в публичной совокупности (т. е. находящийся в здравом уме), способны!! функционировать в соответствии с правилам, нормам, установкам данного общества п нести ответственность (моральную, политическую, уголовную и т. д.) перед ним за собственные поступки, действия, деятельность, это личность.
В то время, когда индивид делается личностью? Исторически, сточки зрения филогенеза людской рода, он начинает формироваться как личность благодаря выделению личного труда, отделению личных заинтересованностей от общинных. В первобытном обществе индивид абсолютно слит с социальной общностью (родом, племенем), не поймёт себя независимой личностью. Он еще, по словам К. Маркса, не оторвался от пуповины естественных связен, и его личное бытие «сливается» с бытием коллектива.
С момента рождения ребенок делается индивидом, но не есть личностью. Ему предстоит пройти процесс биологического, психологического и социального развития, социализации, дабы превратиться в нее, не смотря на то, что уже в каждом новорожденном уникально, неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так п в фенотипе вся его предыстория и заложены фундамент его последующей истории, всей будущей жизнедеятельности.
Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентации общества, культуры в целом, что именуют социализацией.
Социализация ?- это процесс усвоения индивидом определенной совокупности знаний, норм, сокровищ, ролен, из-за которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности она осуществляется через общение, обучение, воспитание, после этого через практическую деятельность, распредмечивание цивилизации и форм культуры.
Это процесс динамичный, постоянный, потому п развитие личности идет непрерывно. Личность, застывшая в развитии, в собственных устремлениях, — уже деградирующая, потому что жизнь общества, социальная судьба находится в постоянном трансформации, перемещении. Дабы, к примеру, оставаться на ДОСТИГНУТОМ уровне опытной подготовки, человек обязан каждый день воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания собственные опытные павы
§ 2. Человек как личность 217
кп. В случае, если же он благодаря хронического пьянства, наркомании, серьёзных болезней центральной нервной совокупности и других аналогичных обстоятельств перестает воспроизводить собственную социальную сущность, личность может «погибнуть» в живом организме (индивиде).
Политическое сознание
Политическое сознание включает не только теории и политические учения, но и платформы и политические программы, политическую стратегию и тактику, каковые производят определенную линию поведения на долгую возможность н в той либо пион конкретной обстановке. Оно формирует кроме этого отношение’ к вопросам мира и войны.
Пще раз выделим, что в любых ситуациях, в то время, когда речь заходит о политике политических учениях, программах, платформах, целях и т. д., ? они в любой момент связаны с вопросом о власти.
Типология личности
Социальная типология личности очень разнообразна. Основанием выделения социальных типов смогут быть: главные виды деятельности, социальная стратификация и социальная структура общества, роли и социальные статусы, делаемые социальные функции пдр.
По показателю доминирования видов деятельности, каковые выясняются главным методом существования, воспроизводства и реализации социальных сущностных сил человека, возможно выделить следующие социальные типы личности:
а) тип деятелен, либо «деятельный» тип личности, ?- Homo faber. Это люди, для которых основное активное воздействие, изменение других людей и мира. Им свойственны практический склад ума н практический стиль судьбы. Этот тип самый ярко начал проявлять себя с развитием капитализма, предпринимательства, в то время, когда особенно пригодились такие качества, как инициативность, предприимчивость, свойство к риску и личная ответственность;
б) тип мыслителей. Это люди, каковые видят собственный назначение в том, дабы изучить, думать, добывать истину. Он сложился уже в глубокой древности и приобретает особенное развитие в эру научно-глобальной компьютеризации и технической революции. Еще древнегреческий философ, математик, религиозно-нравственный реформатор Пифагор (2-я пол. VI в. — нач. V в. до и. э.) сказал, что иные приходят в мир, дабы состязаться, иные — торговать, а самые радостные наблюдать и думать. Исходя из этого для одних основное — нажива и слава, для других •- лишь истина;
в) художественный тип, пли люди эмоций и чувств. Это люди, остро ощущающие социальные заболевания общества, трансформации в менталитете, социальной психологии людей. К ним относятся в первую очередь деятели мастерства, литературы, живописцы.
Социальная типология личности вероятна на базе социальной структуры общества. Любой класс, социальная несколько, сословие формирует из индивида тин личности с особенным комплектом социальных качеств, социальных функций, образом судьбы и мыслен: крестьянина, рабочего, аристократа, городского либо сельского обитателя п т. д.
Очевидно, социальный тип личности — это обобщенная целостная черта, создаваемая теоретической мыслью. Однако он настоящ, объективно существует как общее, представленное через единичное. Он включает комплект социальных функций, видов дея тс.тыюетп, являющихся обычными для образа судьбы для того чтобы типа личности, каковые складываются в его эмпирическом мире повсе-дневHости.
Выделяют определенные типы личности, отражающие цивилизации Запада и особенности культуры и Востока. Так, европейский тип, несущий идеал соцпокультуры Запада, отличают прагматичность, рационализм, рвение к достижению личного успеха. Восточному типу (к примеру, обитателю Индии) характерны созерцательность, внутренняя сосредоточенность на своем «я» и т. д.
Именуются кроме этого исторические типы личностей, которые связаны с главными тенденциями цивилизации и развития культуры того времени: вольный человек древнего мира, личность христианского средневековья, личность ренесанса и т. д.
Наконец, разные нации, в особенности моноэтнические, сплоченные, выработали собственный идеал личности, собственный национальный тип, что время от времени именуют национальным характером. Так, для японца считается нормативным тип поведения, подчиненный совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к император)’, родителям, хозяину, приятелям, самому себе п т. п. Для каждой сферы имеется собственный «кодекс» поведения. Личность тут не независима и самоценна, а реализуется только в связи с какой-то общностью.
Существующие мировые религии кроме этого организовали разные типы личностей: христианский идеал личности, исламскую модель личности, тип личности, воспитанный в духе буддийской традиции.
Экзестенциальная философия
Existentia по-латински свидетельствует “существование”. Первым назвал собственную философию “экзистенциальной” датский автор Сёрен Кьйркегор (1813-55).
Философы-экзистенциалисты желают осознать человеческое существование и отдельные его “феномены” – смерть, ужас, заботу, скуку и др., в их полной уникальности. Разум для этого не годится. Он способен осознавать лишьповторяющееся, обычное. Большой сетью общих понятий, которыми оперирует разум, нельзя уловить тосвоеобразное и неповторимое, что образует существо людской личности, ее экзистенцию.
Разум везде ищет следствия и причины, он растолковывает вещи, в это же время экзистенцию нельзя объяснить – ее возможно только обрисовать. И вот Мартин Хбйдеггер (1889-1976), самый глубочайший мыслитель-экзистенциалист XX века, всю жизнь придумывает особый философский язык для описания настоящего бытия человеческого “я”.
Но лучше, адекватнее всего осознать экзистенцию разрешает художественный образ. художников и Поэтов Хайдеггер именует «хранителями бытия». Так как образы мастерства, в отличие от научных понятий, обрисовывают не личность по большому счету, а в любой момент ту либо иную конкретную личность. Таковой образ разрешает в совершенстве передать неповторимый внутренний мир личности.
Экзистенциальную философию отличают настроение высокой тревожности, время от времени и трагичности. Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию какinter-esse (бытие-между). Человеческое существование порвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, внешним миром и Богом.
Внешний, предметный мир эта философия разглядывает как “отчуждённое бытие” людской экзистенции. Данный безличный мир, управляемый фатальными законами истории и природы, отрицает всякую свободу воли и пытается поглотить и растворить в себе экзистенцию. Тут протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в нашем мире и рекомендован разум. О настоящем же, экзистенциальном бытии человеку напоминают внеразумные эмоциональные состояния – безотчетный и беспричинный “ужас” (Кьеркегор, Хайдеггер), “тошнота” и “тревога” (Жан-Поль Сартр), “скука” (Альбер Камю).
Понятие мировозрения, его исторические типы. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения