Способы управления – совокупность способов и приёмов действия на объект управления с целью достижения поставленных перед ним целей. В зависимости от преобладания тех либо средств воздействия и иных способов способы менеджмента подразделяются на административные, экономические и социально-психотерапевтические.
Административные способы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, начальнику и т.п. Они призваны обеспечить прямое действие на волю исполнителей методом подачи управленческих команд (предписаний, рекомендаций), исполнение которых непременно.
В базе экономических способов лежит материальная заинтересованность отдельных работников и коллективов в итогах собственного труда. Эти способы отличаются косвенным характером управленческого действия.
Социально-психотерапевтические способы направлены на регулирование социально-психотерапевтических процессов в коллективе. В собственной совокупности они предназначены для и поддержания в организации благоприятного социально-психотерапевтического климата. С их помощью воздействуют в основном на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и реализовывают моральное стимулирование трудовой деятельности.
Изюминкой всех групп способов управления есть их тесная связь, взаимообусловленность и взаимозависимость. Согласованная и целенаправленная работа коллектива обеспечивается применением и правильным выбором различных способов управления. В зависимости от специфики предприятия, социально-экономической ситуации их соотношение возможно различным. Но они не должны противопоставляться и призваны взаимно дополнять друг друга.
Административные способы
Административные способы – это комплект способов и приёмов прямого управленческого действия на отношения людей в ходе труда. Через них осуществляется одна из главных функций управления – функция организации работы подчиненных. По роли в ходе управления выделяют способы организационного и распорядительного действия.
Способы организационного действия включают регламентирование, нормирование, инструктирование.
Регламентирование– самая жёсткая форма административного действия менеджера – начальника. Осуществляется методом введения и разработки в воздействие необходимых для выполнения организационных документов и положений, каковые определяют порядок управления предприятием, то есть:
а) положений общеорганизационного характера, устанавливающих порядок функционирования фирм в целом (законы Республики Беларусь «О предприятии», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной серьезностью» и др.);
б) положений, устанавливающих внутренний порядок работы, организационный статус разных звеньев, их задачи, функции, полномочия (устав предприятия, учредительный контракт, схема организационной структуры, положения о структурных подразделениях, штатное расписание и др.);
в) документов, регламентирующих деятельность отдельных чиновниковов, устанавливающих их обязанности, права и ответственность (квалификационные требования, инструкции и должностные инструкции по отдельным видам деятельности и др.).
Возможно заявить, что регламентирование определяет организационную базу управления, стабилизирует процесс менеджмента.
Нормированиезаключается в установлении нормативов, каковые являются ориентиром, определяют границы деятельности управляемого объекта. В практике управления употребляются нормы управляемости, времени, численности, обслуживания, нормативы, устанавливающие соотношение между разными технико-экономическими показателями.
Инструктированиезаключается в ознакомлении персонала с правилами и условиями работы, объяснении обстановки, задач, предостережении от вероятных неточностей и т.д. Инструктирование – это самый мягкий метод организационного действия. Оно постоянно имеет форму методической и информационной помощи.
Способы распорядительного действия– это методы текущей организационной работы, включающие подготовку, издание и реализацию директив, распоряжений, указов, распоряжений, распоряжений, указаний, резолюций. Распорядительное действие по форме возможно либо устным либо письменным. Устная форма более своевременна, документальная содействует лучшему пониманию, контролю и учёту.
Административные способы определяют слаженность и чёткость работы коллектива, оперативность ответов, надежность управления. Вместе с тем это способы принуждения. Они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост, поощряют повиновение, а не творчество и инициативу. Эффективность административных способов во многом определяется чувствительностью их работниками, спецификой предприятия, соответствием их вторым способам управления.
Экономические способы
Экономические способы менеджмента являются совокупностью способов действия на экономические интересы коллектива, основанных на сознательном применении требований экономических законов. Эти способы возможно подразделить на две группы:
- способы, применяемые страной (республиканскими и региональными органами управления);
- способы, применяемые фирмами.
Главными способами первой группы являются: государственный заказ, налогообложение, финансирование, кредитование, тарифное и ценовое регулирование, предоставление разных льгот.
Ко второй группе способов, каковые смогут применять конкретно предприятия, относятся: внутрифирменный хозяйственный и коммерческий расчет; экономическое стимулирование работников.
В практике работы турфирм взяли распространение следующие формы экономического стимулирования:
- совокупности заработной платы;
- премии (либо бонусы) в виде дополнительных надбавок к зарплате;
- участие работника в распределении прибыли;
- предоставление работнику разных привилегий и льгот (в оплате транспортных одолжений, детских учреждений, аренды жилья, повышения и обучения квалификации, лечения, отдыха, занятий спортом и др.);
- возможность получения льготных кредитов;
- скидки при покупке услуг собственной компании;
- предоставление разных страховок и др.
Наровне с перечисленными формами стимулирования допустимо использование совокупности штрафов, частичного либо полного снятия льгот.