Политология как наука и учебная дисциплина 1 глава

Издание третье, исправленное

МИНСК;

«ВЫШЭЙШАЯ фкОЛА» 1999 !

УДК 32.001(075.8) ББК 66я73 М48

Критики: социологии и кафедра политологии Республиканского университета высшей школы при БГУ; зав. кафедрой политологии БГЭУ, д-р исторических наук, проф., чл.-кор. НАН Беларуси В. А. Бобков; канд. исторических наук, доц. В. П. Осмоловский

На переплете: Эдип разгадывает тайную Сфинкса. Роспись вазы. V в. до н. э.

Мельник В. А.

М48 Политология: Учеб. — 3-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 1999. —495с.

ISBN 985-06-0442-5.

Дается черта политологии как научной и учебной дисциплины, освещаются развития и этапы становления политической мысли, анализируются главные вопросы теории политики, политических процессов и политических систем, рассматриваются социально-течения и политические концепции современного мира.

Для студентов высших учебных заведений.

УДК 32.001 (075.8) ББК 66я73

© В. А. Мельник, 1996 © В. А. Мельник, 1998 © Издательство «Вышэйшая школа», 1999

ISBN 985-06-0442-5

ПРЕДИСЛОВИЕ

Политология заняла прочное место в вузовских учебных замыслах в качестве необходимой обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политике, к познанию ее законов. Это позвано становлением правового страны и демократической политической совокупности, формированием совокупности политических движений и партий, вовлечением в политику громадных весов людей. Вместе с тем все явственнее осознается необходимость знаний о политике, ее закономерностях, нормах и принципах. Участники политического процесса знают, что без соответствующих познаний не может быть и действенного политического действия. Этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных ^заведениях.

В отечественной республике уже издан последовательность учебных и учебно-методических пособий по данной дисциплине. Их научно-методическое значение пребывает в том, что авторы заложили фундамент отечественных подходов в понимании предмета политологии, ее понятийного аппарата и структуры.

Одновременно с этим, как мы полагаем, неприятность создания добротной учебной литературы по политологии все еще не взяла собственного удовлетворительного ответа. Вышедшие пособия отражают только первый опыт преподавания данной учебной дисциплины. Они значительно различаются методическими подходами, уровнем теоретического анализа разглядываемых вопросов. Пожалуй, неспециализированным для всех их недочётом есть отсутствие строгой концептуальной последовательности в изложении предмета курса. Словом, написание учебных пособий и учебников по политологии, отвечающих современным требованиям дидактики, так же, как и прежде остается насущной научно-методической задачей.

Цель настоящего издания — восполнить в какой-то мере имеющийся недочёт в соответствующей учебной литературе. Изюминкой книжки есть соответствие его содержания и структуры тематике главных разделов программ, по которым преподается курс политологии в ВУЗах Республики Беларусь.

Представленный в книжке концептуальный последовательность основан на разных теоретических источниках. Но, трудясь с бессчётными публикациями, создатель видел собственную задачу не в несложном пересказе имеющихся точек зрения по тому либо иному вопросу курса, а в систематизированном, концептуальном изложении баз науки о политике. Отталкиваясь от понятий «политика», «политическая власть» и «политические отношения», создатель выходит на систему и основную проблематику политологии ее категорий и фундаментальных понятий. В работе, так, предпринята попытка комплексного осмысления предмета политологии в контексте отечественных и мировых политических действительностей.

Очевидно, создатель не претендует на безальтернативность
предложенной структуры книжки и бесспорность реали
зованных решений и подходов как в теоретическом, так и
в методическом замысле. Полное согласие исследователей,
как мы знаем, недостижимо в любой области знания, а тем
более в таковой науке, как политология. Создатель сохраняет надежду, что
предлагаемый учебник, при всех его вероятных недостат
ках, будет очень кстати конкретно на данный момент,
в то время, когда остро ощущается потребность в отечественной учебной
литературе по данной дисциплине. „

При написании книжки употреблялись данные исследований, полученные в различное время как отечественными, так и зарубежными авторами. Жанр издания не разрешает перегружать его бессчётными цитатами. Исходя из этого в тексте они приводятся лишь в тех случаях, в то время, когда этого жестко требуют контекст изложения либо дидактические мысли. В случае, если нужно продемонстрировать чей-либо научный приоритет, в книжке именуется имя исследователя либо делается ссылка на соответствующий источник.

Создатель

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК Учебная ДИСЦИПЛИНА и НАУКА

1. ПОЛИТОЛОГИЯ, ЕЕ МЕСТО и ПРЕДМЕТ В СОВОКУПНОСТИ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ

1.1. Предмет, структура и методы политологии

происхождение и Смысл термина *«политология»

[Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: poll tike — национальные, публичные дела и logos — слово, суть, учение./ Отцом первого понятия есть Аристотель (384—322 гг. до н. э.), второго — Гераклит (ок. 530—480 гг. до н. э.).’Сочетание этих двух понятий свидетельствует, что политология — это учение, наука о политике..

Происхождение термина «politike» связано с древнегреческим городом-страной, что именовался полисом. Полис .— это сложившаяся в Греции форма публичного устройства, ставшая прототипом современного национального страны. Полисная организация опиралась на экономический и национальный суверенитет общины свободных производителей и собственников — граждан полиса, простиравшийся на всю полисную территорию, т. е. на сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Данный суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а довольно часто и обязанность в той либо другой

форме — в первую очередь в форме голосования в народном собрании — принимать участие в ответе вопросов жизнедеятельности полисного сообщества. Наличие особенной деятельности, которая связана с участием людей в ответе вопросов полисной судьбе, либо, как принято сказать сейчас, с госуправлением, стало причиной необходимости обозначения данной деятельности кратким понятием. Таковым л стал термин «политика», что утвердился по окончании написания Аристотелем одноименного трактата о стране, правительстве и правлении.

политологии как науки

Так, термин «политология» восходит к древ
негреческому полису и свидетельствует учение о политике, т. е.
совокупность знаний об управлении страной.! Попутно
увидим, что производными от слова polls (город-государ
ство) есть и ряд других терминов, к примеру: politeia
(конституция, либо политическое устройство), polites (граж
данин), politikos (госдеятель).
Становление Политика как своеобразная деятель
ность людей весьма рано стала предме
том научного изучения. Сначала
знание о политике являлось составной частью философии.
Но уже в древности создаются и особые трактаты,
посвященные анализу политической деятельности. Платон
(427—347 гг. до н. э.) соответствующие работы назвал
«Государство» и «Законы». Аристотель собственный произведение,
посвященное изучению общества и государства, назвал про
сто «Политика». И соответствующую науку, базам кото
рой, он утвержает, что подчиняется национальный супруг, он
кроме этого именовал политикой [3. Т. 4. С. 376 ].

* Тут и потом в квадратных скобках первая цифра обозначает номер источника в перечне литературы, помещенном в конце книжки.

Ответственной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя ренесанса Никколо Макиавелли (1469— 1527). В отличие от мыслителей античности, каковые все же не выделяли политологию из философии и этики, Макиавелли разглядывал учение о политике в качестве независимой области знания. И не смотря на то, что ему были еще не ведомы научные способы анализа, однако он уже

уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр собственного политического учения он ставил проблему власти и подчинял политические изучения ответу практических задач национальной судьбе. Научный темперамент изучениям политической действительности был придан в XIX в. В это время ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в национальном управлении, применяя научные способы. К этому времени относится происхождение научных учреждений, специализирующихся на изучениях в области политических взаимоотношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической науки (сейчас — Университет политических изучений Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 г. — Английская школа экономической и политической науки.

Со второй половины XX в. науку, которая производит теоретические представления о национальном управлении, нарекли политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и политических наук» (изданном на Западе) : «В случае, если политика имеется деятельность, то политическая теория — это рефлексия, интерпретация данной деятельности… Что же касается политической науки, то ее задача «раскрыть суть политики», классифицировать ее, ориентировать власть, предложить утопию «оптимального страны», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «неспециализированные концепции» политики» [39. С. 105].

Сейчас политическая наука, либо легко политология, — это одна из широких областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических ответов — процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что сейчас именуется политикой как область практической деятельности, в действительности результат аналитических упрочнений разветвленной сети исследовательских университетов, групп и кафедр, следствием коллективного творческого тру-

да многих людей. По числу проводимых изучений и количеству публикаций политология сейчас занимает ведущую плозицию среди вторых публичных наук. Современная политическая наука располагает комплексом методов и приёмов конкретных изучений, а также с применением вычислительной техники. С 1949 г. действует Интернациональная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе ООН по вопросам образования, культуры и науки (ЮНЕСКО), ставящая собственной целью содействие формированию политических изучений.

политологии как учебной дисциплины

Конституирование В качестве независимой учебной дисциплины политология начала складываться с конца XIX— начала XX в., в то время, когда в Западной Европе и в Соединенных Штатах показались первые ее кафедры. В совокупности высшего образования она стала обширно преподаваться со второй половины текущего столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО советовала курс политологии для изучения в ВУЗах собственных государств-участников. Все страны Запада и последовательность стран Восточной Европы прислушались к данной советы. По окончании свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе.

Сорок лет спустя совет ЮНЕСКО была принята к выполнению и у нас. В 1989 г. во многих высших учебных заведениях показались первые кафедры политологии. Сейчас эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Бела-

РУСИ-

Так, слово «политика» исконно означало

«участие в управлении полисом» и весьма рано начало относиться к сумме знаний, нужных для компетентного ответа аналогичных вопросов. Сейчас политика, политология — это еще и учебная дисциплина, которая изучается фактически во всех государствах.

предмет и Объект Как и любая наука, политология име-
политологии ет собственный объект и своеобразный пред
мет познания. Предварительно напом
ним, что в теории познания в качестве объекта понимается
то, на что направлена предметно-практическая и познава-

тельная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той либо другой науки есть та часть объективной действительности, которая подвергается изучению познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, показатели, отношения и свойства изучаемого объекта, каковые подвергаются анализу.

Очевидно, в данной вводной теме предмет и объект политологии возможно выяснить только в самом неспециализированном виде, зная, что понятие политики охватывает громадной круг явлений. Как писал политолог и немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920), «это понятие имеет очень широкий суть и охватывает все виды деятельности по независимому управлению. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза на протяжении забастовки; возможно сказать о школьной политике муниципальный либо сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, кроме того о политике умной жены, которая пытается руководить своим мужем» [15. С. 644—6451. Изложение же всего курса и будет воображать собой более либо менее последовательное изучение и объекта политологии в целом, и всех его особенностей, отношений и сторон, т. е. предмета данной науки. Но законы познания требуют того, дабы в начале беседы о каком-либо объекте были приведены о нем самые неспециализированные сведения. Итак, что же изучает современная политология?

Объектом политологии выступает политическая реальность, либо политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера имеется область публичных взаимоотношений, связанная со сотрудничеством разных общностей людей — социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя последовательность социальных организаций и институтов, которыми опосре-дуется это сотрудничество. Наиболее значимым из таких университетов есть государство. Конкретно участие в делах страны, направление страны, определение форм, задач, содержания деятельности страны и имеется политика, имеется основное содержание деятельности людей в политической сфере.

Но эту сферу публичной судьбе, как мы знаем, изучают кроме этого философия, социология, история, теория госу-

дарства и права, другие науки. Любая из них разглядывает процессы, происходящие в области политики, под своеобразным углом зрения, либо, как говорят, имеет собственный предмет изучения. Каков же предмет политологии, т. е. какие конкретно стороны политики, политической сферы общества она изучает?

Предметом политологии есть, в большинстве случаев, феномен политической власти. Эта наука призвана заниматься изучением сущности политической власти, ее университетов, закономерностей их происхождения, функционирования, изменения и развития. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Дуайта Лассуэлла (1902—1978): «В то время, когда мы говорим о науке в области политики, — писал он, — мы имеем в виду науку о власти» [95. С. 66].

Наровне с тем, что политическая наука снабжает системный, комплексный анализ феномена политической власти, она призвана кроме этого изучить те стороны политических явлений, учреждений и деятельности институтов, каковые остаются вне поля зрения соответствующих научных дисциплин. Речь заходит, к примеру, об изучении разных качеств политического сознания, политической культуры, действия и политического поведения, методологии и методики познания явлений политике и др.

Помимо этого, границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число особых тем, каковые изучает политическая наука, всегда увеличивается. Это позвано эволюцией политике и еще в основном приложением политики к весьма широкому кругу областей людской деятельности’, и громадной интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

Политология как наука и учебная дисциплина 1 глава

Одним из коренных для всякой науки есть вопрос о характерных ей категориях и понятиях. Исходя из этого неспециализированная черта политологии как науки предполагает хотя бы краткое упоминание о совокупности ее категорий и понятий.

Отметим, что категории и понятия в обобщенной форме

отражают самые существенные, отношения и закономерные связи настоящей действительности. Они имеется основной конструкционный элемент любой научной теории. Следовательно, понятия и категории политологии как науки выступают в качестве результата познания политической сферы публичной судьбе и отражают наиболее отношения и существенные связи, свойственные процессам и явлениям политики. Иными словами, содержание предмета и объекта политологии приобретает собственный развернутое отражение в совокупности категорий и понятий данной науки.

категории и Понятия политологии возможно классифицировать по разным основаниям. Нам представляется методически обоснованным разделение всей их совокупности в первую очередь на категории и понятия неспециализированной теории политики и понятия и политических систем и категории, отражающие процессы трансформации, развития политической действительности.

К категориям и понятиям неспециализированной теории политических систем и политики относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая совокупность общества, политическая норма, политический университет, государство, политическая партия, публичное объединение, публичное перемещение, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Главными понятиями, раскрывающими динамические нюансы политической действительности, являются: политическая деятельность, политическое воздействие, политическое ответ, политический процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие. Очевидно, как тот, так и второй последовательность возможно было бы продолжать и потом. Помимо этого, в политологии активно применяются категории и понятия смежных с нею научных дисциплин.

Более либо менее устоявшиеся научные значения этих и других понятий и категорий политологии будут даны при рассмотрении последующих тем курса. Тут же выделим своеобразие политологии как науки. Оно содержится в том, что главным вопросом и основной

и

ее категорией есть политическая власть. Все процессы и социальные явления политология разглядывает довольно политической власти. Конкретно катег^Р™ «политическая власть» самый полно отражает содержание* и сущность феномена политики. Последняя имеет место т»м, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее удержание и использование. Без власти не может быть политики, потому, что конкретно власть выступает средством ее реализации.

Политология как наука и учебная дисциплина 1 глава

КонституирС»вание политологии в независимую» научную дисциплину произошло не? лишь благодаря наличию специфичес^010 предмета изучения, но и по причине того, что в политической сфере кроме этого имеют место определенные закономерности — объективно существующие, повторяющиеся, значительные связи явлений публичной судьбе либо этапов исторического процесс^- Любая наука, всякое познание в любой области имеет собственной целью обнаружение объективно существующих связей между сторонами объекта. Это полностью относится и к политологии. Как научная и учебная дисциплина она пытается узнать существующие закономерности в области политических взаимоотношений, без зНания которых успешная политическая деятельность неосуществима-

Так, изучаемыми политологией закономерностями являются самые существенные и использования и устойчивые тенденции развития политической власти. Как и главные понятия, эти закономерности будут рассматриваться по ходу изложения последующи* тем курса. Тут же дос* таточно будет подчернуть, что характерные закономерности возможно поделить на три основн1е группы в зависимости от сферы их проявления.

Первую группу составляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим политической властью и базисом общества как элементом надстройки. Наиболее значимые закономерности данной группы были открыты Карпом Марксом (1818—1883). К примеру, с его точки зрения, политика и соответственно совокупность политической, власти детерминированы развитием экономически* процессов. «Политическая

власть, — писал К. Маркс, — есть только порождением экономической власти» [59. Т. 9. С. 72]. Вместе с тем политическая власть владеет относительной самостоятельностью, открывающей большие возможности для политического влияния на экономические процессы. Последнее, но, не должно порождать культа политической власти, иллюзий довольно ее настоящих возможностей, потому что попытки посредством административного принуждения «обойти» экономические законы не ведут к достижению поставленной цели.

Ко второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особенной социальной совокупности со своей структурой и внутренней логикой. Тут главной закономерностью есть упрочнение стабильности политической власти. Кстати будет подметить, что в отечественной политологии эта закономерность не взяла должной разработки, что стало причиной недостатку нужных рекомендаций и мер по стабилизации политике.

Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих отношений и связей между властью и личностью. Громаднейший интерес из данной группы воображают связанные с удержанием и достижением власти политическим фаворитом закономерности.

Способы При изучении конкретных политологии и
явлений процессов политология применяет раз
индивидуальные способы. самоё широкое
использование в данной науке взяли следующие: диалекти
ческий, эмпирико-социологический, сравнительный (либо
компаративный), системный, бихевиоральный и др.

Диалектический способ разрешает разглядывать явления и процессы политической сферы в их развитии и становлении, во связи как между собой, так и с явлениями и процессами вторых сфер общества. Охватывая политику во всех ее связях и опосредованиях, данный способ разрешает выработать наиболее категории и общие понятия политической теории, играется объединяющую роль во всей совокупности изучений в области политики. Принцип историзма, будучи главным

в диалектическом способе, снабжает обнаружение закономерностей становления, смены и развития политических

совокупностей.

Эмпирик о-с оциологический способ в политологии является совокупностью методов и приёмов конкретных социологических изучений, направленных на анализ и сбор фактов настоящей политике. Данный способ взял очень широкое распространение в политологии Запада. В том месте сложилось довольно независимое направление — прикладная политология, ориентированная на использование на практике результатов социологических изучений в политике. Такие изучения, их результаты выступают как товар, покупателем и заказчиком которого являются центральные и местные власти, политические партии, национальные учреждения, частные компании.

Сравнительный, либо компаративный способ пребывает в сопоставлении двух и более политических объектов (либо частей), имеющих черты подобия. Он разрешает методом сопоставления вычленить неспециализированное и особое в многообразии политических явлений разных политических совокупностей, распознать главные тенденции политических процессов. Главная трудность в применении сравнительного способа связана с необходимостью верного выбора предмета явлений, каковые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, теоретическому истолкованию и описанию.

Системный способ разглядывает политическую^ сферу общества как определенную целостность, складывающуюся из совокупности элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и внешней средой. Оригинальность данного подхода содержится в целостном всестороннем объекта анализе и восприятии исследования связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Системный анализ считается в познавательном отношении особенно полезным. Этим способом изучения обширно пользуется как западная, так и отечественная политология.

Бихевиоральный (от англ, behaviour — поведение, поступок) способ пребывает в анализе политического поведения отдельных групп и людей. Исходным в данном

способе есть положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом изучений. Со своей стороны в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психотерапевтические мотивы, каковые и составляют главной предмет политологического изучения. Наряду с этим основное внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, применению приемов естественных и правильных наук при обработке и анализе взятых сведений. Бихевио-рализм есть одним из ведущих исследовательских направлений американской политологии.

В некоторых учебных пособиях в качестве особенных способов анализа политических явлений именуются кроме этого метод принятия и количественные методы ответов.

Количественный способ предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования и интервью участников политических действий, и лабораторные опыты, пребывающие в моделировании определенных политических обстановок с целью разработки самый вероятного сценария будущих действий.

Способ принятия ответов содержится в реализации и принятии политических ответов, при помощи которых предполагается не только достигнуть определенных политических целей, но и в один момент проверить правильность выводов, взятых посредством вторых способов анализа.

По всей видимости, имеется определенный резон в выделении последних двух указанных способов. Но, как нам представляется, оба они поглощаются рассмотренными выше, причем второй имеется не столько исследовательский способ, сколько нужная сторона, нюанс, условие всякой политической деятельности.

Парадигмы Наровне с способами изучения, в

пойит^!|Щ теории науки различаются кроме этого гос-

подствующие в тот либо другой период

развития соответствующей отрасли знания методы объяс-

нения изучаемых явлений. Для их обозначения американ-

ский историк и философ науки Томас Кун (р. 1922)

внес предложение применять понятие «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, пример). С его точки зрения, научная парадигма имеется признанная всеми и купившая темперамент убеждений совокупность знания, которая в течение определенного времени помогает научному сообществу логической моделью постановки познавательных их решения и проблем [48. С. 11]. Иными словами, научная парадигма имеется метод объяснения объекта и выбора исследования определенной совокупности относящихся к нему фактов в форме достаточно законов и обоснованных принципов, образующих непротиворечивую теорию. Смена одной господствующей парадигмы второй в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция.

Характерной чертой политической науки есть то, что в ней сосуществуют разные концептуальные подходы к интерпретации и описанию явлений политической действительности. В базе таких подходов лежат попытки растолковать политику или через воздействие сверхъестественного начала, или через влияние природных, публичных либо фактически политических факторов. Соответствующие концептуальные подходы в литературе условно именуются теологическими, натуралистическими, социальными и рационально-критическими парадигмами политологического знания [64. С. 34].

Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, в то время, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Всевышнем, растолковывали политические трансформации его волей. И не смотря на то, что такое объяснение политики тяжело назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений. А это имеется не что иное, как показатель парадигматического мышления.

Натуралистическая парадигма дает объяснение природы политики исходя из главного значения экологических, географических, биологических и психотерапевтических факторов. самые существенными под-

ходами в натуралистическом методе объяснения явлений политики считаются геополитика, биополитика и широкий круг психотерапевтических концепций. Не обращая внимания на то, что эти подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций — натуралистической парадигме, они все полемизируют и соперничают между собой. Помимо этого, всем им с уверенностью противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

Лекция 5 1 Политология как наука Марина Арканникова Лекториум


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: