Славянофилы осуждали западников, проповедующих игнорирование баз русской судьбы.
Славянофилы утверждали, что на Западе личность понимается лишь в атомарном, индивидуалистическом духе. Господствующий в государствах Запада индивидуализм породил грубый материализм и эгоизм, личную собственность, погоню за наживой.
Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания. Они идеализировали русский и политическое прошлое России национальный темперамент. Славянофилы высоко ценили самобытные изюминки русской культуры. Согласно их точке зрения, Российская Федерация призвана оздоровить Западную Европу духом русских и православия публичных совершенств. Славянофильство показалось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С.Аксаковы и др.
Главная фигура славянофильского перемещения — Иван Сергеевич Аксаков(1823-1886). Он осуждал бюрократический аппарат русского страны, оторванный от народа, от народного духа.
Аксаков довольно много внимания уделял проблеме общества и соотношения личности. Личностное начало поглощается народом, т. е. обществом (понятия «общество» и «народ» неразрывно связаны). Личность- это всего лишь часть народного организма. Лишь в связи с ним она имеет собственный значение.
Общество у Аксакова не тождественно стране: общество результат действия живых сил. Оно не мертвый организм, не статичное образование. Общество находится в постоянном ходе обновления благодаря притоку новых народных сил. Государство делает роль внешней формы общества.
Одну из основных опасностей для общества воображает неимоверно разросшийся бюрократический аппарат страны. Государство должно быть в определенной мере отвлечено от народной судьбы, общества. В один момент он выступает и как соперник сословного деления общества.
Но концепция Аксакова не предусматривает либеральных политических преобразований. Аксаков поддерживал сохранение самодержавия, православной веры как базы русского народного духа,
Константин Сергеевич Аксаков(1817-1860) также внес солидной вклад в формирование идеологии славянофильства. Опорой русского общества он считал крестьянскую общину. Благодаря общинному укладу крестьянство избегает распрей народа с властью. Община хранит и защищает своеобразие и внутреннюю свободу личности.
В русском национальном характере самый развиты этические правила христианского гуманизма, отсутствует враждебность и национальный эгоизм к вторым народам. Не чуждо русскому народу чувство единства с родственными ему славянскими народами.
Он призывает церковь скинуть с себя ярмо светской власти и в борьбе за веру рассчитывать на собственные силы. Он считает, что нереально светской власти вмешиваться в нравственную сферу личности.
Нужно единство православия, народности и самодержавия, какэтобылодо реформ Петра I Аксаков именует русский народ негосударственным: он не требует от власти участия в управлении страной. Для него государство — это не цель, а средство. Русский народ не пытается к власти, а хранит ее.
41. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
XX в. — череда бурных исторических событий: мировые войны. Великая депрессия, приход к власти нацистов, холодная война. В данной обстановки появлялись новые и трансформировались ветхие политико-правовые учения (неолиберализм и неоконсерватизм).
Разработчики теории неолиберализма (Дж. Кейнс, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт) поддерживали усиление роли страны в экономической сфере.
самая влиятельной неолиберальной концепцией середины и первой половины XX в. было учение Джона Мейнарда Кейнса(1883-1946). На его теоретических выкладках основывалась программа «нового курса» президента СШАФ. Рузвельта.
Кейнс достаточно оптимистично разглядывает возможности предстоящего существования буржуазных производственных взаимоотношений. Капитализм еще не исчерпал себя. Великая депрессия — временное явление. Оно порождено отсутствием регулирования рыночных взаимоотношений, перегибами капиталистической совокупности. К последним относятся биржевые спекуляции, отсутствие стимуляции производства, кризис перепроизводства.
Не допустить бесконтрольное развитие рынка может:10граничение спекуляции на фондовых и валютных рынках; 2)установление больших процентов налога на подобные сделки. Полученные средства предполагается вкладывать в социальный сектор и производство экономики.
Период особого интереса к кейнсианству приводится на послевоенный период (имеется в виду, |Вторая мировая война). Кейнсианство во второй половине XX в. сильно повлияло на политику многих государств.
Приверженцы неоконсервативных идей (Ф. фон Хайек, И. Кристол, М, Фридман) придерживаются идеи об автономии экономики. Государство не должно вмешиваться в сферу экономических взаимоотношений. Его роль -предоставить максимально полную свободу частному предпринимательству. Неоконсерваторы стремятся свести роль страны к роли арбитра. Оно призвано решать споры между хозяйствующими субъектами.
Одним из известный идеологов неоконсерватизма выступил австрийский экономист Фридрих фон Хайек(1899-1992). Самый полно его концепция раскрыта в работах «Конституция свободы», «Право, законодательство и Дорога» и «свобода к рабству».
По Хайеку, экономика существует по закону спонтанного порядка. Таковой порядок образуется обоюдным согласованием поведения индивида с учетом стоимостей. В ходе сотрудничества индивиды реализуют собственные интересы. Лишь в обществе со свободной рыночной совокупностью вероятен политический плюрализм.
Хайек разбирает процесс формирования тоталитарных режимов в Италии и Германии. Он приходит к выводу: вмешательство страны в экономику неизбежно ведет к происхождению тоталитарных режимов, т.е. трансформации в экономической сфере неизбежно влекут трансформации в политической.
Общество является совокупностью индивидов. Они всегда приспосабливаются к изменяющимся условиям. Исходя из этого общество не может быть централизовано. Государство неспособно осуществлять контроль поведение множества индивидов. Конкретно частное предпринимательство представляется неким солидаризирующим общество причиной.