Дедушка одного часовщика, доселе живущего в Хоне, в юные годы в один раз пас коров в поле соседа. Дабы укрыться от доясдя, он набросил на плечи отцовскую куртку. Поднявшись под деревом, он неожиданно заметил, что его окружают бессчётные подземные обитатели, каковые держат друг друга за руки, создавая так около него кольцо. Они заявили, что планируют покинуть это. поле и что мальчик обязан отправиться с ними. На его вопрос о том, куда собрался подземный народец, они ответили, что не смогут более терпеть звон деревенских колоколов[768]. Но мальчик не захотел оставаться с ними и прорвался через круг, покинув куртку, которую подземные обитатели сорвали с его плеч. Но на следующий сутки он отыскал эту куртку на том же самом месте висящей на кусте.
ВОЛЬТЕРКЕНЫ — НИССПУКИ — БЮЗЕМАННЫ — НИСКЕ
Волыперкены весьма будут похожим скандинавских ниссе. В Мелдорфе у школьников прежде был праздник, в то время, когда девочки украшали классы цветами. По окончании полудня и до вечера они танцевали и приговаривали: «У нас Несскук» либо «Мы празднуем Несскук».
Ниске постоянно ищут чёрные, потайные места в доме либо в конюшне, время от времени они скрываются кроме того в поленнице. В то время, когда кто-то подходит близко, они исчезают. На ночь люди должны прочищать очаг и оставлять в нем чайник с чистой водой для этих капризных созданий. Помимо этого, нисспуки постоянно требуют, дабы для них на определенном месте оставляли сладкую овсяную кашу с маслом.
Люди из округа Стапельхолм, каковые видели нисспука, обрисовывают его как низкое существо ростом с годовалого либо полуторагодовалого ребенка. Другие, действительно, утверждают, что он ростом с трехлетнего ребенка. У нисспука длинные руки и большая голова, и мелкие, но броские и умные глаза[769]. Он одет в красные чулки и долгую серую либо зеленую тиковую куртку. На его голове красная остроконечная шапочка. Нисспук обожает мягкие легкие тапочки, и в то время, когда приобретает такие, то ночью возможно услышать, как он шаркает в них по полу.
Эти существа время от времени являются в ужасном виде к великому кошмару домашних. Видя их испуг, нисспук удовлетворенно смеется.
Люди пугают детей бюземанном , что обитает в конюшне. В Фёре опасаются слепого юга , в Дитмаршене — пултерклаеса. И кто не знает сурового ропперта (рупрехта )? Данный домашний дух в прошлые времена был известен под именем химкин .
В некоторых отношениях нисспук напоминает галгенмяннлейна либо алърауна Южной Германии. Его возможно реализовать — в случае, если закупорить в бутылке — но в любой момент за меньшую сумму, чем та, которую за него было заплачено. Душа последнего обладателя достается галгенмяннлейну. См. рассказ «Das Galgenmannlein» в Schwabische Volkssagen Биндера .
ПОДЗЕМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ ПОДЛИЗЫВАЮТ МОЛОКО
Приблизительно семьдесят лет назад в Вилстермарше возможно было видеть мелких подземных обитателей. Они следовали за мужчинами и девушками, утром возвращавшимися к себе по окончании дойки, и жадно подлизывали пролитые на землю капли молока. Но в то время, когда ни капли молока не проливалось, подземные обитатели опрокидывали подойники и удирали. Рост этих подземных обитателей образовывает полтора фута, они облачены в тёмные одежды, а на головах у них остроконечная красная шапочка. Если они поселялись в доме, жители его вычисляли это благословением.
На Фризских островах домохозяйки довольно часто подмечали, что, в то время, когда они варят пиво, появляется мелкий народец в виде жаб. Эти жабы слизывали пролитое на пол пиво, и съедали упавшие со стола крошки.
КЛАБОЙТЕРМАНН
Клабойтерманн живет под кабестаном корабля. Данный низкий человечек ходит в желтых штанах с кавалерийскими сапогами, у него долгие, огненно-красные волосы, зеленые зубы и высокая остроконечная шляпа. В случае, если какой-нибудь корабль обречен на смерть, возможно слышать, как клабойтерманн в тревоге бегает вверх и вниз, создавая шум в оснастке корабля. Чем скорее наряду с этим команда покинет корабль, тем для нее лучше[770].
В то время, когда таковой гоблин живет на борту корабля и находится в хороших отношениях с командой, корабль не потонет, и каждое плавание будет приносить прибыль. В случае, если же это существо неожиданно покинет корабль, дела совсем нехороши. Он чинит ночами все, что ломается днем, так что его иногда именуют клютерманном (плотником)[771]. Клабойтерманн кроме этого оказывает помощь морякам и делает кое-какие работы. Будучи в нехорошем настроении, он создаёт страшный шум, разбрасывает дрова, другие предметы и рангоутное дерево, колотит по бортам корабля, разламывает все, что попадется под руку, мешает тем, кто занят работой и, оставаясь невидимым, лупит моряков по головам. Целый устраиваемый им переполох говорит о том, что это существо в полной мере заслуживает собственного имени[772].
О СЕМЬЕ РАНЦАУ
Об весьма старом семействе шлезвигских герцогов Ранцау в книгах рассказывается следующая легенда. в один раз, в то время, когда одна дама из этого герцогского рода лежала рядом с мужем, ее разбудил мелкий человечек с лампой в руке. Он попросил эту даму последовать за ним. Она так и поступила. В то время, когда они шли по дому, двери сами распахивались перед ними. В итоге они пришли к горе, которая была полой в. В горы лежала дама, в муках пробовавшая родить. В то время, когда упомянутая выше добропорядочная женщина фон Ранцау из искреннего сочувствия к роженице коснулась ее головы, дама срочно родила. Пребывавшая в великом страхе женщина срочно поспешила назад, и ее проводил к себе мелкий спутник. При расставании она получила от этого человека в качестве компенсации за услугу громадной слиток золота, из которого она должна была сделать пятьдесят монет, обруч и два веретена для собственной дочери. Одновременно с этим мелкий человечек предотвратил, что ее наследники должны осторожно хранить эти предметы, дабы не лишиться собственного достатка и не стать бедными, потому, что когда эти предметы будут утрачены, с ними уйдет известность и дворянское положение. Помнится, человек, что поведал мне эту историю, упомянул, что с течением времени обруч либо одна из золотых монет провалились сквозь землю из этих сокровищ.
В соответствии с известному в Тиле устному преданию (г, р. 134), данный мелкий человек проводил графиню в подвал замка Брайтенбург. Она получила от него золотую прялку для собственной дочери и золотую саблю для собственного сына — но вместе с предупреждением, что до тех пор пока эти предметы будут сберигаться в семье, она сохранит высокое положение и богатство.
В соответствии с второй версии, данный презент складывался из скатерти, слитка и катушки золота, из части которого изготовили цепь, а часть перечеканили на монету. Женщина София Ранцау из Зеехольма слышала эту легенду, относящуюся к жене деда, Генриха Ранцау.
Аегенда о фрау фон Хан, которая была уведена водяным, похожа на легенду о Ранцау — в том виде, в котором я ее слышал. Графиню провели в подвал, подарили кучу щепок, каковые превратились в золото, из которого сделали громадной кубок, еще сравнительно не так давно пребывавший в Нойхаусе. Другие вещи, изготовленные из этого золота, были потеряны.
Сравнительно не так давно вышедшая замуж графиня из одного датского семейства дремала рядом со своим мужем, в то время, когда услышала чей-то голос. Полог кровати раздвинулся, и она заметила очень прекрасную мелкую даму, не более локтя ростом[773ЖД. Маленькая красивая женщина держала в руке свечу. «Не опасайся, — сказала она. — Я не причиню тебе никакого вреда, но принесу успех, если ты окажешь мне нужную помощь. Поднимайся и иди за мной, но будь внимательна и не принимай ничего, что тебе предложат. Не бери никаких подарков, за исключением тех, что подарю тебе я сама. Лишь тогда с тобой все будет в порядке».
Графиня последовала за данной дамой, и та повела ее под почву. Они пришли в помещение, блиставшую золотом и драгоценными камнями и полную женщин и невысоких мужчин. Скоро показался подземный король, что совершил графиню к постели, в которой лежала королева, измученная родовыми схватками и принявшаяся просить о помощи. Графиня сделала все, что было в ее силах, и королева благополучно разрешилась сыном. Затем собравшиеся гости пришли в неординарное ликование. Графиню совершили к столу, уставленному самыми изысканными яствами, и стали умолять угоститься. Но она ни к чему не притронулась. Не забрала она и драгоценных камней, каковые лежали на золотых блюдах. Через некое время прошлая спутница привела ее обратно и уложила в кровать.
Затем маленькая дама сказала: «Ты оказала великую услугу отечественному королевству и обязана взять приз за это. Забери три древесных палочки и положи их под подушку, к завтрашнему утру они превратятся в золото. Пускай из первого слитка золота изготовят обруч, из второго — монеты, из третьего — веретено. Не показывай эти вещи никому, не считая супруга. У тебя будет трое детей, от которых отправятся три ветви рода. Первому из них дастся обруч, и он совместно со своим потомством будет весьма успешным в войне. Второй, которому достанутся монеты, совместно со собственными детьми встанет в собственной стране до высоких постов. Ну, а тот, которому дастся веретено, будет благословен большим потомством».
По окончании этих слов маленькая дама удалилась, и графиня заснула. Проснувшись, она поведала мужу о событиях ночи. Граф засмеялся, посчитав все сном, но в то время, когда она сунула руку под подушку, в том месте были три золотых слитка. графиня и Граф были изумлены, и в точности выполнили все, что было сообщено графине.
Предсказание совершенно верно сбылось — те ветви рода, каковые осторожно хранили эти сокровища, процветают до сих пор, тогда как другие, хранившие собственный наследство не столь осторожно, пресеклись. Говорят, что король Дании попросил одну монету у той ветви, которая хранила их. Но в то время, когда наследник монеты протянул ее королю, его поразила острая боль в животе.
В L’Amant oisif, Bruxelles, 1711, pp. 405–411, приведенная выше легенда рассказывается называющиеся «Графиня де Фалинсперк».
Добродетельную графиню (Ранцау) из Брайтенбурга, которая довольно часто посещала больных со собственными домашними снадобьями, в один раз грозовым вечером позвали в дом пожилой дамы, жившей на другой стороне деревни. Графиня собралась в путь, но супруг не отпустил ее из дома. Сидя в одиночестве в сумерках, она услышала какой-то шум, и перед ней внезапно предстал домовой гоблин с настойками и травами. Домовой умолял графиню забрать их и отправиться к пациент, следуя голосу сердца, а не запрету мужа. Графиня выполнила просьбу гоблина, и благодаря ее лекарствам и уходу больная дама скоро выздоровела. На следующий вечер, в то время, когда графиня снова сидела в одиночестве в сумерках, она заметила, что домовой стоит около очага и разжигает пламя. В то время, когда пламя разгорелся, домовой кинул в него полный фартук опилок и сообщил графине: «В то время, когда пламя прогорит, взглянуть на золу и осторожно сохрани то, что отыщешь в ней. какое количество времени эти вещи будут в твоей семье, столько времени успех будет помогать графам Ранцау». В то время, когда пламя погас, графиня поискала в золе и отыскала золотое веретено, золотой кубок и еще некую вещь, доставшуюся младшему в семье, но наследники его потеряли данный предмет и обеднели. Но веретено так же, как и прежде находится в Брайтенбурге, а кубок — в Расторфе.
В Брайтенбурге пятьдесят золотых пфеннигов сохраняются в серебряной шкатулке, на которой изображен герб Иоганна Ранцау и придворной женщины Анны Вальсторф, его жены. Надписи на этих пфеннигах выгравированы и залиты чернью.
ЧУДЕСНЫЙ КЛИНОК ИОСИИ РАНЦАУ
в один раз вечером Анна Вальсторф истово молилась, упоминая наряду с этим собственного отсутствовавшего мужа. Перед ней неожиданно показался подземный обитатель, что стал униженно просить оказать помощь его жене, которая никак не имела возможности родить. Анна Вальсторф последовала за этим мелким человечком через множество подземных переходов и подвалов Брайтенбургского замка, каковые были малоизвестными и ей самой. В итоге она подошла к блестящей хрустальной горе. Когда ее спутник коснулся скалы, она расступилась, и она заметила просторный зал, полный многочисленного числа однообразных мелких человечков, собравшихся около возвышения. Анна Вальсторф сделала ход вперед и заметила королеву подземных обитателей, истерзанную родовыми муками и пребывавшую практически при смерти. Придворная женщина Анна отлично знала мастерство изготовление лекарств. Она скоро сделала необходимое снадобье, и именно поэтому зелью королева не так долго осталось ждать родила сына. Радость подземных обитателей была немыслимой, а признательный супруг подарил собственной благодетельнице мало золота, которое смотрелось как опилки. Он попросил хранить это золото как огромное сокровище, потому, что с этим золртом в доме будет успех. В последующем ей сообщили сделать из этого золота три вещи, то есть мало монет, обруч и прялку. Эти вещи были розданы потомкам Анны Вальсторф.
Позднее обруч попал среди другого наследства к Иосии Ранцау, что, полный агрессивного задора, приказал сделать из него рукоятку меча. Он поступил на французскую работу и принимал участие во многих сражениях, достигнув со временем звания генерал-фельдмаршала. Он был кроме этого и одним из самых отчаянных дуэлянтов, а также в то время, когда достиг преклонного возраста и взял один из самых высших титулов, переодетым отправлялся к воинам и затевал с ними ссоры. в один раз он позвал на дуэль испытанного приятеля лишь за то, что тот написал его имя с неточностью. Но пока у него был его волшебный клинок, он был неуязвим ни для пуль, ни для сабель. Но не так долго осталось ждать люди стали подозревать, что тут замешано какое-то волшебство, так что дуэли не прибавили Ранцау уважения. По окончании того, как Каспар фон Бокволд, аристократ из Гольштейна, поведал в компании историю о подземном обитатель, многие прекратили вычислять Ранцау храбрецом, а все его победы стали относить на счет чудесного меча. Определив об этом, Иосия разозлился и в присутствии всех кинул собственный клинок в Рейн. Затем он не имел возможности добиться ни одной победы, не смотря на то, что страстно этого желал. Помимо этого, он утратил одну конечность и взял около шестидесяти тяжелых ран.
МЫ ПЕРЕЕЗЖАЕМ!
Известны случаи, в то время, когда в зданиях поселялись целые семейства пуков либо ниссе , по окончании чего хозяевам дома приходилось бросать собственный жилье. Некогда в Хусуме жили два семейства подобного рода существ, одно — в пекарне, второе — в пивоварне. Ночью они переворачивали все вверх дном, создавали страшный шум, бегали вверх и вниз по ступеням. Время от времени они шалили лишь в подвале, время от времени в помещениях. У пекаря они крали муку, из пивоварни таскали пиво. Они были такими мелкими, что в то время, когда за ними начиналась охота, они, подобно паукам либо мышам, скрывались в мельчайшие трещины и начинали без перерыва кричать оттуда. пекарь и Пивовар были более не в состоянии терпеть аналогичных соседей и решили уехать. Все движимое имущество было загружено на телеги, и последними из дома уходили служанки, с метлами на плечах. В то время, когда одна служанка спросилй другую, куда переезжает ее хозяин, сразу же раздался хор из множества узких голосков: «Это мы переезжаем!» Девушки сперва испугались, а позже осознали, что существа забрались в их метлы. Поблизости был пруд, и девушки побросали в него собственные метлы. В то время, когда они прибыли в собственные новые дома, на новом месте никто им более не досаждал. Но скоро люди увидели, что рыба в пруду начала болеть и умирать. Дамы, каковые поздно вечером носили воду с пруда, божились, что довольно часто слышали из воды узкие голоса: «Мы переезжаем! Мы уезжаем прочь!»
В Ноймюнстере один человек обидел ниссе тем, что. не положил в овсяную кашу масла. В качестве мести данный ниссе принялся за различные проделки и начал так досаждать людям, что им было нужно переезжать. В то время, когда последний человек с метлой перешел через порог, устроившийся в метле ниссе выкрикнул: «Я также тут», и отправился дальше совместно со всеми.
В Ангельне пара человек удалились из своих домов из-за ниссе. В то время, когда последняя телега готовься к отъезду, ниссе уселся сзади и со хохотом сказал: «Мы сейчас переезжаем».
Читатель уже успел убедиться в том, что три вышеприведенные истории практически аналогичны помещенным в разделе «Датские народные предания». Эти три предания выбраны из множества у отражающего поразительное совпадение преданий Северной Г ермании и Скандинавии,
ЗМЕИНЫЙ КОРОЛЬ
Трудившаяся в поле женщина в один раз заметила клубок из четырнадцати либо пятнадцати шипевших змей. На одной змее была золотая корона. Женщина развязала собственный белый фартук и положила его рядом со змеями. Затем самая громадная из змей — на которой была корона — подползла и положила собственный головной убор на данный фартук. Корона была из чистого золота, с множеством драгоценных камней зеленого цвета. Женщина срочно прыгнула вперед и схватила корону. Заметив это, змеиный король так плохо крикнул, что женщина оглохла от этого крика. Потом она реализовала эту корону за большую сумму[774].
В развалинах старого Дуборга, около Фленсборга, жила светло синий змея, которая носила на голове мелкую корону из чистейшего золота. Она оказалась лишь ежедневно, в 12 часов дня, а в второе время ее возможно было заметить лишь случайно. Тот, кто сможет поймать змею и отобрать у нее корону, станет счастливчиком. Король срочно выплатит за нее двадцать тысяч талеров, потому, что тот, кто обладает данной короной, обретает бессмертие.
ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ
В Силте любой, кто отыщет упавший с неба в грозу громовой камень, осторожно хранит его, потому, что тогда гроза ни при каких обстоятельствах не причинит вреда его дому[775].
ЗВЕЗДЫ
В соответствии с поверьям обитателей Северных Фризских островов, старые девы и закоренелые холостяки по окончании смерти занимаются достаточно необычным делом. Когда солнце опускается ниже горизонта, ветхие девы должны выкраивать из него звезды, а закоренелые холостяки всю ночь раздувают зарю на востоке, все время бегая по лестнице вверх и вниз.
ЛУННЫЙ ЧЕЛОВЕК
В те времена, в то время, когда жажды сбывались, в канун Рождества один человек похитил капусту из огорода собственного соседа. В то время, когда он шел ср собственной ношей прочь, его увидели соседи, захотевшие, дабы он был на Луне. И сейчас все видят его на протяжении полнолуния с мешком капусты за плечами, и такая участь суждена ему навечно. Кое-какие утверждают, что в ночь перед Рождеством данный человек поворачивается, другие говорят, что в действительности он похитил ивовый хворост, что сейчас обязан держать всегда.
В Силте говорят, что данный человек крал овец, которых подманивал к себе связкой капусты, — , пока в назидание другим его не перенесли на Луну, где ему суждено всегда держать капусту в руках.
Обитатели Рантума говорят, что данный человек — гигант, что на протяжении прилива склоняется, поднимая наверх воду, которую тут же проливает на землю; на протяжении отлива он распрямляется и отдыхает от собственной работы, дабы через какое-то время приступить к ней опять.
ГАНС ДЮМКТ
О Карловом Возке, либо, как его чаще именуют, созвездии Громадной Медведицы, говорят, что это и имеется та повозка, в которой отечественный Господь, Илия и другие святые возносились на небо. Весьма мелкую звездочку над средней звездой рукоятки ковша именуют возницей Гансом Дюмктом. Он служил отечественному Господу, и у него было весьма хорошее место, но понемногу начал делать собственную работу все небрежней и небрежней. Отечественный Господь довольно часто давал предупреждение и укорял его, но Ганс не обращал на это внимания. Особенно неосторожно он относился к резке соломы; нарезанную им солому никак не было возможности применять, потому, что куски появились через чур долгими. В итоге Господь так рассердился, что посадил Ганса на оглоблю звездной телеги, где его возможно видеть каждую ночь как предостережение всем нерадивым работникам, каковые, пребывав в услужении, режут солому через чур длинно.
В соответствии с одной легенде, Тане Дюмкен (либо Дюмкт) был возчиком у отечественного Господа, что дал обещание ему в приз Царствие Небесное, но Ганс ответил, что предпочел бы заниматься своим делом от заката до восхода солнца. Grimm, Deutsche Mythologie, op. cit., p. 688.
ВЕЧНЫЙ ЖИД
в течении многих лет Вечный жид странствует из города в город. Он ни при каких обстоятельствах не испытывает ни голода, ни жажды и ни при каких обстоятельствах не стареет. Он постоянно отдыхает вне дома и не имеет возможности уснуть под крышей. Говорили, что много лет назад его видели в Люнебурге, где он дремал на камнях прямо за рубежом города.
Через пара лет затем его видели в Зундвите, неподалеку от Бойшау. Он нес корзину, из которой рос мох. Вечный жид отдыхает лишь в канун Рождества, в случае, если отыщет кинутый в поле плуг, потому, что может сидеть лишь на нем.
ВОДЕ
В двенадцать дней Святок — и особенно в канун Рождества — многие люди видят спешащего Воде. Он прыгает на высокой белой лошади, а за ним направляться пеший охотник и двадцать четыре свирепых собаки. Везде, где он проезжает, падают изгороди, а ворота раскрываются сами собой — но к утру все возвращается на прошлое место. Кое-кто говорит, что его лошадь имеет лишь три ноги. Он постоянно скачет по одним и тем же маршрутам, мимо дверей домов и с таковой скоростью, что собаки не всегда способны за ним поспеть. Издали слышно, как они не легко дышат и воют, время от времени какая-нибудь из псов остается на дороге. Одну такую собаку в один раз нашли в доме в Вульфсдорфе, вторая пролежала весь год на очаге в Фююленхагене, пыхтя и подвывая, — до следующего Рождества, в то время, когда Воде забрал ее. В канун Рождества нельзя оставлять за пределами дома белье, потому, что псы смогут порвать его в клочья. Запрещено кроме этого ничего печь, потому, что это может привести к Дикой охоте. В доме обязана находиться тишина. В случае, если покинуть незапертой входную дверь, Воде и его псы ворвутся вовнутрь и сожрут в доме все припасы, и первым делом квашню, в случае, если хозяйка затеяла тесто[776].
в один раз Воде вошел в дом бедного крестьянина, и его псы начали пожирать все в доме. Бедняк начал скорбно причитать и задал вопрос, какую компенсацию он может взять за понесенный ущерб. Воде сообщил ему, что заплатит. Практически сразу после этого он пришел, волоча за собой мертвую собаку, которую приказал кинуть в печь. В то время, когда крестьянин сделал это, шкура собаки лопнула, и из нее посыпались золотые монеты.
У Воде имеется определенная дорога, по которой он проезжает в каждую из двенадцати ночей Святок. При его приближении все подземные обитатели должны удирать, потому, что Воде пытается истребить их с лица почвы. в один раз некоторый ветхий крестьянин поздно вечером заметил, как мимо бегут подземные обитатели. Они не обнаруживали испуга и кричали: «Он не вправе ловить нас сейчас, он обязан нас отпустить, в силу того, что не умывался этим утром». Проследовав дальше, он встретил Воде, что поинтересовался у него, по какому предлогу целый данный гвалт. Старик ответил «Они заявили, что ты не умывался этим утром и потому не можешь их ловить». Услышав это, Воде остановил собственную лошадь, спустился с нее и умылся. После этого он опять поднялся на лошадь и продолжил погоню за подземными обитателями. Мало спустя данный крестьянин заметил, — как Воде возвращается с подземными обитателями, которых он связал за желтые волосы[777]. Некое количество подземных обитателей было привязано к седлу по обоим бокам его коня. Он преследовал подземных обитателей до тех пор, пока не вывел всех с почвы. Сейчас он больше не охотится на земле, а лишь в воздухе. Воде известен по всему Лауенбургу, и на протяжении Святок люди везде закрывают от него двери.
Одна мекленбургская легенда конкретно связывает Дикую охоту с Одином.
В то время, когда, как это часто случается, псы поднимают лай на вересковых пустошах, в лесах и на перекрестках дорог, крестьяне знают, что это лают собаки Воде, и сочувствуют путникам, появлявшимся сейчас на большом растоянии от дома.
Один пьяный крестьянин как-то ночью шел через лес по пути из города и услышал звуки Дикой охоты, лай псов и крики охотников. «Эй, среди дороги! Среди дороги![778]» — выкрикнул какой-то голос, на что крестьянин не обратил внимания. Неожиданно большой наездник на белой лошади спустился к нему из туч. Он задал вопрос: «Ты силен? Давай померяемся, кто посильнее. Забери эту цепь». Крестьянин забрал тяжелую цепь, и охотник взвился в атмосферу.
Крестьянин скоро обернул цепь около дуба, и охотник не сумел притянуть цепь к себе. «Ты точно обернул цепь около дуба», — сказал Воде, спускаясь из туч. «Нет, — ответил крестьянин, быстро высвободивший финиш цепи. — Взгляни, я держу ее в руках». «Тогда я обязан забрать тебя к себе на тучи», — вскрикнул охотник и опять взвился ввысь. Крестьянин опять быстро обернул цепь около дуба, и Воде опять остановился на месте. «Неужто ты не обернул цепь около дуба?» — сказал Воде, опять спустившись вниз. — «Нет, — ответил крестьянин, — наблюдай, я держу цепь в руках». — «Кроме того если ты тяжелее, чем свинец, то все равно обязан отправиться со мной в тучи». Сообщив это, Воде понесся вверх с быстротой молнии, но крестьянин успел повторить собственную уловку. Псы лаяли, колеса экипажей крутились, лошади ржали над головой, корни дуба трещали и угрожали оторваться. Крестьянин ощущал громадной ужас, но дерево все же выстояло. «Ты держишь прочно, — сказал охотник. — Многих людей забрал я с собой; ты первый, кто смог устоять против меня. Я тебя награжу». Затем шум охоты стал громче, послышались крики: «Хей, хей! Вол, вол!» Крестьянин попытался незаметно улизнуть по направлению к дому, но внезапно откуда-то с высоты к его ногам упал умирающий олень, а рядом с ним с белой лошади спрыгнул Воде. «Ты обязан забрать себе кровь этого оленя», — сообщил Воде. «Повелитель, — возразил крестьянин, — у меня нет ни тарелки, ни кувшина». «Тогда снимай сапог», — выкрикнул Воде. Крестьянин так и поступил. «А сейчас отправляйся к себе с кровью и задней частью оленя к жене и сыну». Олень сначала казался довольно легким, но понемногу становился тяжелей и тяжелей, так что к концу пути крестьянин чуть имел возможность передвигать ноги. Согнувшись практически в две погибели и роняя капли пота, он наконец добрался до собственного жилья и — о чудо! — сапог был полным золота, а задняя часть оленя превратилась в кожаный мешок, полный серебра[779].
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ТЕНИ
Многие ризничие и проповедники в прошлые времена посещали (и по сей день посещают) Тёмную школу, где сатана обучает их собственному мастерству. Именно поэтому мастерству ученики смогут изгонять призраков, духов погибших а также самого дьявола. Сатана учит их всех, но не безвозмездно. В то время, когда курс обучения пройден, тот из учеников, посещавших школу нечистого, что выйдет за дверь ее последним, обязан принадлежать сатане. Но многие из выпускников, показавших громадную хитрость, чем их повелитель, смогли его одурачить. Среди них был ризничий из Брёнса, что находится на западе округа Хадерслебен. Он выходил из школы последним, но знал, как нужно поступать, в то время, когда сатана захочет заполучить его душу. Дверь школы выходила на юг, и без того произошло, что лекция закончилась при ярком солнечном свете совершенно верно в 12 часов дня, так что ризничий в полной мере справедливо заявил, что не он, а его тень покидала школу последней; и в случае, если сатане так угодно, то он может ее забрать. Нечистому нечего было возразить на данный аргумент; он отпустил этого человека, но покинул себе его тень. С этого времени ризничему приходилось обходиться без тени; многие из тех, кто видел его и был с ним знаком, имели возможность подтвердить, что кроме того при ярком солнечном свете за ним не было видно никакого, хотя бы отдаленного подобия тени.
Вряд ли стоит напоминать, что «Необычная история Петера Шлемиля» Шамиссо основана на подобной легенде. В соответствии с одной испанской легенде, в Саламанке существовала пещера, в которой сатана постоянно содержал семерых учеников при условии у что по окончании полного курса обучения последнему из них нужно будет рассчитаться за всех. И в тот сутки, в то время, когда нечистый распустил учеников и приказал последнему из них остаться, тот продемонстрировал на тень и сказал: «Вот последний». Сатане было нужно удовлетвориться тенью, а ученик остался на всегда без тени.
Говоря о шотландских преданиях, Джемисон сказал: «Утрата тени свойственна тем, кто занимается некромантией. В то время, когда класс учеников достигает определенных удач в изучении тайной волшебстве, учеников обязывают пробежать через подземный зал, где сатана в буквальном смысле этого слова ловит последнего из бегущих, в случае, если лишь он не может пробежать так скоро, что сатана ухватит лишь тень. В этом случае человек лишается тени, и те, кто не отбрасывал тени, считались лучшими чародеями». См. Grimm, /., Deutsche Mythologie, op. cit., p. 976. Большая часть читателей смогут отыскать в памяти строки Вальтера Скотта в «Песне последнего менестреля». В них упоминается папа леди Буклей, что получал «образование Падуе далекой»:
Великой тайной превращений
Он овладел в полной мере,
И не отбрасывал тени
На солнечной стене[780].
Сатана ПРОТИВ ДЬЯВОЛА
Крест, нарисованный на входной двери дома, защищает от колдуний. Отлично кроме этого держать в доме облатку Святого причастия. В случае, если скот ведет себя буйно, а коровы не дают молока, то коров, блюда и вёдра направляться вечером, не создавая шума, обкурить дымом. Затем в большинстве случаев есть колдунья и требует ее разрешить войти — но этого запрещено, как бы очень сильно она ни колотила в дверь.
В одном из домов Вильстера заболел ребенок. Знахарка заявила, что в этом случае имело место какое-то колдовство и что ребенка следует в двенадцать часов ночи обкурить дымом, закрыв все двери. Затем человек, что наслал колдовство, придет в дом. направляться забрать у него кровь, полить данной кровью ткань и ткань сжечь. В назначенный час все двери были шепетильно закрыты; на окна были повешены занавески — все было сделано совершенно верно так, как потребовала знахарка. Но в этом доме ставни были сделаны по ветхой традиции, так что под каждым окном было что-то наподобие приступка, на что имел возможность подняться человек, дабы посмотреть в окно. Так и случилось. В то время, когда родители обкуривали собственного ребенка, незадолго до двенадцати часов колдунья неожиданно быстро встала на приступок и посмотрела в помещение. Встретившись с ней, хозяин дома выбежал, ударил ее по лицу и утер окровавленный шнобель куском ткани. В то время, когда эту ткань сожгли, ребенок выздоровел.
По соседству с Бюзумом жил состоятельный крестьянин с дочерью, которую он ласково обожал. Но его ветхая свекровь была колдуньей. Людям было как мы знаем, что она пара раз преобразовывалась в кота либо второе животное. В то время, когда в каком-либо доме планировала компания, она насылала в данный дом ворон, так что гостям приходилось расходиться, Эта дама причиняла зло как мужчинам, так и дамам. В случае, если кто-то проводил в ее доме его шлёпанцы и ночь находились верно, она, в то время, когда ее никто не видел, входила в помещение и переворачивала тапки[781]. Это было неоспоримым доказательством, что она есть колдуньей, потому что именно так поступают колдуньи, дабы дремлющий был в их власти. Колдуньи в любой момент должны иметь кого-то в семье, на ком они вымещают собственную злобу. Ветхая колдунья питала зависть к радостной судьбе собственного зятя и со временем начала вымещать собственную злобу на собственной внучке. Она подарила девушке красивое новое платье, которое та, ни о чем не подозревая, надела в следующее воскресенье, отправляясь в церковь. Но опоздала она надеть платье, как ее волосы встали дыбом, глаза начали дико закатываться, а в животе началось жжение.