Задача 12. Вычислить .
Ответ. Подмечаем, что присутствует множитель , что есть производной от . А другая часть функции именно зависит лишь от . Исходя из этого возможно подвести под символ дифференциала: =
Используем замену : = .
Потом, = , и по окончании обратной замены .
Ответ. .
Задача 13.Вычислить интеграл .
Ответ. = = = = =
= = . Учитывая тот факт, что , символ модуля не нужен.
Ответ. .
Задача 14. Вычислить .
Ответ. = = = = = .
Ответ. .
Для сведения, продемонстрируем, как выглядит график функции .
Зелёным цветом изображён график , синим .
Вертикальные асимптоты .
Задача 15. Вычислить интеграл .
Ответ. = = = =
. Ответ. .
Домашнее задание.
1.Вычислить интеграл . Ответ. .
2. Вычислить интеграл . Ответ. .
3.Вычислить интеграл . Ответ. .
4. Вычислить интеграл . Ответ. .
ПРАКТИКА № 2
Задача 1. Вычислить .
Ответ. = = = = = .
Ответ. .
Задача 2. Вычислить .
Ответ. = = =
= = = .
Ответ. .
Задача 3. Вычислить .
Ответ. = = = = = .
Ответ. .
Задача 4. Вычислить .
Ответ.В случае, если сходу подвести под символ дифференциала то, что имеется в числителе, то будет , но тогда в знаменателе окажется выражение . дабы не происходило для того чтобы усложнения и не показались положенные квадратные корни, нужно подводить отнюдь не весь числитель, а отделить тот множитель, что нам эргономичнее, дабы позже всё выражалось через .
= = =
и сейчас, по окончании замены , окажется .
Потом, сделаем преобразование, котрое разрешит покинуть лишь однотипные корни:
= = =
=
потом уже посредством простых действий со степенными функциями:
= .
По окончании обратной замены приобретаем ответ, наряду с этим кроме этого заодно обратно меняем дробные степени на корни.
Ответ. .
Задача 5. Вычислить .
Ответ. = =
= = = =
= = .
Ответ. .
Задача 6. Вычислить .
Ответ. Увидим, что в числителе производная того выражения, которое имеется в знаменателе. Тогда = = = = .
Тут практически мы применили замену для упрощения выражения. Кстати, выделение полного квадрата в знаменателе это тут был бы тупиковый путь, поскольку в числителе не константа а многочлен, другими словами не удалось бы свести к виду .
Ответ. .
Задача 7. Вычислить .
Ответ. Тут, в отличие от прошедшей задачи, в числителе уже произвольный многочлен, не соответствующий производной от знаменателя. Однако, возможно путём арифметических операций взять в том месте дифференциал знаменателя:
Домножим и поделим на 2, дабы исправился коэффициент при :
=
Сейчас осталось прибавить и забрать 2, и будет получено :
= =
= .
В первом слагаемом делается ровно то же самое, что в прошедшей задаче, а во втором — выделить полный квадрат, и в итоге сводится к арктангенсу:
=
.
Ответ. .
Задача 8. Вычислить .
Ответ. Не обращая внимания на то, что интеграл похож на , но, однако, в числителе имеется переменная , исходя из этого это не табличный интеграл, и ответ тут вовсе не арксинус. Увидим, что в числителе 1-я степень, а под корнем в знаменателе 2-я. Домножим и поделим так, дабы в числителе выяснилось то выражение, которое под корнем в знаменателе.
= =
по окончании замены переменной, это возможно переписать так:
соответственно, и по окончании обратной замены:
Ответ. .
Задача 9. Вычислить .
Ответ. = = = = .
Чтобы применить формулу,
необходимо обозначить . Но сперва сделаем так, дабы и в числителе был не просто а :
= = .
Сейчас интеграл имеет форму , и равен .
По окончании обратной замены приобретаем ответ.
Ответ. .
Задачи по теме «Интегрирование по частям»
Отыскать в памяти формулу .
Задача 10. Вычислить .
Ответ. Пускай , так нужно, дабы понизилась степень на следующем шаге. Составим таблицу:
Тогда = = .
Ответ. .
Домашние задачи.
1. Ответ. . Указание. См. задачу № 3.
2. Ответ. .
Указание. См. задачу № 7.
3. . Ответ. . Указание. См. задачу № 9.
ПРАКТИКА № 3
Задача 1. Вычислить интеграл .
Ответ.
= = .
Задача 2. Вычислить интеграл .
Ответ. Так как степени и 2-степенная функция, то эта задача решается в 2 шага. На первом шаге, обозначаем , .
Тогда = .
На 2-м шаге, обозначим , .
В скобке происходит вычисление как бы для нового примера, выполним это положенное воздействие:
= = .
Итак, ответ: .
Задача 3. Вычислить интеграл
Ответ. Пускай , второго множителя нет, но мы формально можем вычислять, что он имеется, лишь равен 1. Итак, .
Выстроим таблицу:
Тогда = =
= =
= .
Ответ: .
Задача 4.Вычислить интеграл
Производная арктангенса это рациональная дробь. И это мы используем, обозначая её при интегрировании по частям:
Тогда: = .
Второе слагаемое потом уже решается подведением под символ dx.
= =
= =
. Символ модуля кроме того не нужен, т.к. .
Задача 5. Вычислить интеграл .
Ответ.На этом примере вы заметите, что время от времени полезно отойти от того, что мы, в большинстве случаев, степенную функцию обозначали через u.
Дело в том, что в случае, если так сделать, то при переходе от dv к v появляется целая новая задача, которая связана с поиском интеграла от арктангенса. Наоборот, в случае, если , то его производная состоит лишь из степенных, другими словами происходит большое упрощение. Конечно же тут нужно будет смириться с тем что усложняется, растёт его степень, т.е. перейдёт в , но арктангенс упрощается сильно. Итак, выстроим таблицу:
= = =
= =
= .
Задача 6. Вычислить интеграл
Ответ.Пускай .
. На первом шаге, обозначаем , .
. = .
На 2-м шаге, в том интеграле, что оказался, обозначим подобным образом: , .
Получается = = .
Из равенства возможно выразить :
, .
Примечание. Интегралы вида и именуются «циклические интегралы», в силу того, что они решаются таким методом: через 2 цикла вычисления получается сведение к исходному интегралу.
Ответ. = .
Задача 7. Вычислить .
Ответ.На первом шаге,
= . Сейчас в скобках подобное выражение, применим к нему такие же преобразования.
Продолжим преобразования:
=
.
По окончании двух действий, мы видим опять интеграл в конце строчка.
Возможно записать так, раскрыв скобки:
. А сейчас возможно это арифметическим путём.
.
Итак, = .
Задача 8. Взять формулу вычисления интегралов вида .
Ответ.Обозначим всю функцию через u и применим интегрирование по частям, и наряду с этим формально вычисляем второй множитель равным 1. Для удобства, временно применим отрицательные степени вместо дробей.
= = =
Сейчас можем разбить на две дроби, интеграл от первой сводится к , а второй к .
= , другими словами
, откуда выразим через :
,
вывели «рекурсивную» формулу , благодаря которой интеграл для того чтобы типа для большей степени сводится к меньшей степени, соответственно, все они последовательно сводятся к , что равен .
Задача 9. Вычислить интеграл .
Ответ. Применим формулу, наряду с этим n+1 = 2 (n=2 было бы неправильно, поскольку в формуле та степень, которую высказываем, это n+1 а та, через которую, это n).
Наряду с этим n = 1. a = 1.
Формула получает таковой вид: .
Ответ: = .
Домашнее задание.
1. Вычислить . (как в задаче 6).
2. Вычислить . (как в 7).
3.Вычислить либо (по рекурсивной формуле).