Подкрепленная музыкой коммуникативная терапия

Данный способ берет начало в подходе, что предполагает, что нормально развивающиеся младенцы очень предприимчивы в собственных социальных взаимоотношениях. Это выражается в том, что развитие паттернов обычного общения происходит через процесс осуществления ребенком и его ближайшим взрослым окружением возрастающих по сложности сотрудничеств, в которых младенец принимает активное участие с первых месяцев собственной жизни. Обычный младенец от рождения владеет свойством применять невербальные навыки общения, такие, как соответствующий контакт глаз, хватание, тела и положение головы, ухмылка — все это появляется задолго перед тем, как произносятся первые слова либо производятся первые жесты. Так, ребенок способен не только сам реагировать на взрослого, но и предлагает взрослому, достаточно необычными методами, отозваться на его призывы. Младенец может высказывать собственный неодобрение и одобрение, ощущать, проявлять и разделять определенные рвения, просить что-либо, принимать либо отвергать что-то с наслаждением, скукой либо бешенством, он может кроме того поддразнивать мать, применяя перемещения и контакт глаз, — и все это может наблюдаться до успехи 12 месяцев.

Нормально развитые младенцы способны осуществлять такие действия в связи с тем, что они социально приспособлены, у них формируется эмпатия, которая предполагает функциональное коммуникативное контакта использование и использование глаз любого типа неязыкового общения. Без этого применение языковых средств детьми будет полностью нереально, т. к. потеряется возможность диалога. без сомнений, социальная эмпатия и социальная адаптация это те компоненты, каковые у аутичного ребенка будут в состоянии недостатка, а речевые нарушения еще более затрудняют выработки навыков и процесс понимания в этом направлении. Одновременно с этим большая часть своих родителей аутичных детей находят, что их дети способны осуществлять неотёсанные, разрушительные игровые действия и сейчас их отношение к родителям улучшается.

В построении программы обучения музыкальной коммуникативной терапии исходит из этого наблюдения. Целью программы есть предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он имел возможность бы ощутить реализацию собственных возможностей, каковые для обычного младенца являются естественным видом коммуникации, и так создать паттерн диалогического общения для предстоящего речевого развития. Эта терапия пробует создать что-то наподобие диалога с ребенком любым методом, в котором предложения к контакту смогут поступать с обеих сторон. Большинство этого обмена информацией по большей части осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, и вокал, вдохи, зрительное сосредоточение и контакт глаз на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т. д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.

Этот вид терапии отличается от классической музыкотерапии тем, что тут главная цель музыкального действия содержится в создании взаимоотношений не между ребёнком и музыкой, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все собственный время. Для детей в возрасте до 4-х лет, каковые еще не посещают детских учреждений, таким значимым человеком может оказаться кто-то из своих родителей. Для детей, проводящих в школе полный учебный сутки, оптимальнее , дабы им стал их преподаватель и было бы хорошо, если бы у него была возможность хотя бы один час трудиться с ребенком наедине, а не только фронтально.

Совместные занятия ребенка с преподавателем и музыкотерапевтом разрешают: во-первых, вырабатывать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего сейчас нужно ребенку (в то время как в классической музыкотерапии польза от взаимоотношений, устанавливаемых терапевтом, зависит от возможности переноса их на вторых людей, что можно считать за счастье, в случае, если это происходит); во-вторых, преподаватель применяет в классе диалоги и ритмы, проработанные в музыкальной помещении, и может брать их за базу при обучении на протяжении семи дней. Обстоятельство, по которой музыка делается ассистентом, разъясняется тем, что она более эластичная, чем разговорный язык, в особенности, в случае, если употребляется в сочетании с перемещениями. Музыкой возможно выразить вербальное либо жестовое приглашение, она может заменить отклик, может подождать, в то время, когда ребенок справится, может повторить фразу, может выразить печальное либо ликующее настроение. Она может имитировать различные голосовые либо дыхательные звуки, отметить какой-то значимый момент и дать ребенку просодическую и лексическую структуру фразы. Большинство самые продуктивных моментов лучше проводить в спокойной обстановке созерцания, в то время, когда сотрудничество ребёнка и учителя делается практически подпороговым с позиций пения и начинается на базе практически неуловимой обоюдной игры касаний, взглядов и шёпота. Это именно та чувствительная реакция на настроение, которая самый контрастирует с методикой выбора и разрешает различать эмоции, испытываемые на протяжении занятий. Посредством музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пробуют довести практическое познание того, что и диалог, и сотрудничество вероятны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, что сам по себе коммуникативен и есть аналогом активной речи. В ходе занятия ребенок сам формирует сильные личностные и доверительные связи со своим преподавателем, каковые переносятся в класс и сохраняются в течение всей учебной семь дней.

Лингвистические навыки устной либо жестовой речи накладываются на те рамки, каковые созданы данной предварительной работой и, как выяснилось, обучение речи идет с социальным отзвуком и большей гибкостью, чем в то время, когда трудятся лишь по линии коррекции поведения. Звуковое повторение не есть громадной проблемой для аутичных детей, и они смогут осуществлять перенос организованных навыков более вольно.

Нужно выделить, что музыкотерапия есть частью школьного учебного замысла, как бы «проторяет путь» для обучения по вторым дисциплинам, что, со своей стороны, формирует целостную совокупность школьной интеграции.

Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, независимо от тяжести нарушения либо от интеллектуального уровня. Более талантливые дети, пройдя через эту терапию, смогут быть возвращены в массовые школы, где помощь им уже будет появиться при помощи вторых приемов, в большей мере развивающих социальную адаптацию и эмпатию, но на более большом уровне. Для менее талантливых детей наличие более высокой степени коммуникации кроме этого разрешит достигнуть громадных удач в социализации и обучении.

Рассмотренные выше методические подходы имеют как неспециализированные, так и отличительные черты, но ни один из них не имеет возможности претендовать на то, дабы быть панацеей в любых ситуациях при коррекции и обучении детей с нарушениями по типу аутизма.

ПОДДЕРЖКА и ПОМОЩЬ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ В НИДЕРЛАНДАХ

В Нидерландах вопрос помощи лицам с аутизмом решается или с позиций медицинского подхода к пониманию обстоятельств происхождения аутизма, или с позиций психотерапевтической. В случае, если сказать о медицинском подходе, то больной приобретает медицинское лечение как пациент, имеющий органическое церебральное нарушение, но, результаты для того чтобы лечения не совсем удовлетворительны, потому, что медики не смогут купировать сущность неприятности. Они в большей мере справляются с выраженными нарушениями поведения и в первую очередь с проявлениями эпилепсии либо гиперактивности, повышенной агрессивностью. Часто хорошие результаты дает постоянный прием лекарств при нарушениях сна.

В противовес этому психотерапевтический подход концентрируется на трансформации поведения, на коррекции когнитивных нарушений и на развитии функциональных возможностей ребенка. Работа психологов по большей части направлена на развитие свойства взаимодействовать. Психотерапевтическая коррекция имеет следующие направления:

— обучение и специальная стимуляция для компенсации отставания в развитии;

— устранение либо ослабление проявлений деструктивного поведения, неосуществимого для окружающих и затрудняющего формирование учебных и социальных навыков;

— предотвращение вторичных отклонений.

Психотерапевтический подход находится в твёрдой зависимости от экологии, в которой находится человек, имеющий аутичные проявления. Лишь наличие четкой структуры и отлично организованного сотрудничества с окружающими может дать плодотворный эффект в преодолении когнитивных нарушений. В связи с нарушением самоконтроля и мышления, с наличием и отсутствием любознательности узкого кругозора, нужно стимулировать все виды деятельности ребенка. В первую очередь голландские эксперты уверены в том, что нужно сознательно строить процесс обучения ребенка с другими детьми в его повседневной жизни. Исходя из этого, огромное значение получает обнаружение интересов и возможностей ребенка. Помимо этого, нужно намерено вырабатывать и закреплять множество простых навыков, каковые у обычного ребенка развиваются спонтанно. Примером этому может служить узнавание, выражение и различение разных эмоций, взаимодействия и навыки общения с другими людьми (к примеру, контакт глаз либо просьба о помощи в непредвиденной обстановке), занятия в свободное время. Одним из условий формирования новых навыков есть весьма достижение и медленное продвижение видимых целей. В связи с невозможностью прямого переноса организованных навыков, нужно заполнить целый сутки ребенка четко регламентированной деятельностью. Вместе с тем необходимым есть применение разных компонентов деятельности без закрепления изолированных навыков. К примеру, обучая ребенка приготавливать кофе, нужно в один момент стимулировать его к применению соответствующего речевого сопровождения, двигательных реакций и визуального контакта. Потому, что ребенок теряет купленные навыки в групповой обстановке, нужно применять твёрдый личный подход в разумных пределах.

Громадное внимание в совокупности психотерапевтической коррекции уделяется работе с семьей. Ответственное значение тут имеет не только практическая, но и эмоциональная помощь. В этом отношении в совокупности помощи психолога отмечается переход от строго ориентированного на ребенка действия, к домашней либо ситуационной терапии. Это позвано, с одной стороны, рвением своих родителей самим корригировать собственных детей и самый полно включаться в процесс коррекционного обучения, что время от времени легко нужно, т. к. при посещении дневного стационара появляется масса непредвиденных неприятностей, каковые не решить без участия своих родителей. Иначе, аутичные дети не в состоянии переносить приобретённые навыки на вовлечение родителей и другие ситуации и других участников семьи в совокупность обучения позвано необходимостью. Педагогическая домашняя терапия основывается на принципе смены деятельности в домашней обстановке и осуществляется в основном самими родителями. Она весьма действенна для детей до 3-х лет, но по достижению этого возраста лучше, дабы ребенок посещал детское учреждение, но помощь своих родителей в виде поддержки и домашних упражнений кроме этого нужна.

В Нидерландах существует множество учреждений, куда смогут быть помещены дети с аутизмом: дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время, медицинские дневные центры, психиатрические дневные стационары, особые дошкольные учреждения. Для помощи детям дошкольного возраста в дневное время, в то время, когда родители трудятся, возможно послать их в любое из перечисленных учреждений. Хорошее влияние на социальное развитие ребенка будет оказывать его общение со сверстниками. Выбор дошкольного учреждения зависит от интеллектуального уровня развития ребенка, от изюминок его поведения и от возможностей учреждения разрешённого региона обеспечить ему помощь и необходимое содержание. Ни одно из перечисленных учреждений не есть намерено организованным для детей с аутизмом, однако в ряде из них имеются эксперты по коррекции аутизма. Аутичные дети должны помещаться в мелкие по численности группы с контролем специалиста и постоянной поддержкой. В этих группах не должно быть шумных, неспокойных детей, а сам ребенок обязан трудиться в твёрдом структурированном режиме. В некоторых дошкольных учреждениях организованы отдельные группы для аутичных детей.

Дневные центры для детей с умственной отсталостью предназначены для детей в возрасте от 3 до 7 лет с интеллектуальными нарушениями. В течение дня центр обслуживает от 30 до 50 человек, каковые разделяются по группам в соответствии с уровнем и возрастом развития. Главное внимание уделяется формированию предметной деятельности и совершенствованию социальных навыков для интеграции детей в общество. В случае, если у ребенка в этом центре наблюдаются заметные удачи, то он бывает в будущем направлен в школу для детей с задержкой психологического развития.

Медицинские дневные стационары вычислены на детей в возрасте от 2 до 7 лет, у которых отмечается отклонения в развитии благодаря психологических, физических либо социальных факторов либо дети группы риска по нарушению в развитии. Неприятности этих детей значительно отличаются по форме, но они в большинстве случаев, весьма важны и требуют долгой коррекции. В коррекции максимально употребляется участие своих родителей, каковые, делая советы экспертов, оказывают поддержку и непосредственную помощь ребенку. Продолжительность нахождения ребенка в центре лична для каждого случая, но в среднем образовывает около полутора лет. По окончании нахождения в центре ребенок в большинстве случаев продолжает обучение или в массовой школе, или направляется в совокупность особого обучения.

Психиатрические дневные клиники — это медицинские учреждения, где детей лечат как правило до 12 лет, в них помещают детей с сверхтяжелыми нарушениями поведения, для которых посещение вторых детских учреждений нереально.

Дошкольные учреждения особого типа являются центрами обучения для младших дошкольников с задержкой в психологическом развитии.

Существуют кроме этого группы для детей в возрасте 1-2-х лет в совокупности неспециализированного школьного обучения, куда принимаются дети с обычным интеллектуальным уровнем без выраженных неприятностей в поведении. Дошкольники с разного рода отклонениями в сенсорном, физическом либо интеллектуальном развитии смогут посещать или особые группы в соответствии с типом собственного нарушения, или группы для обычных детей, т. е. быть интегрированы в простое дошкольное учреждение. С 6-лет для предстоящего обучения нужен выбор соответствующего учреждения в зависимости от интеллектуального уровня развития ребенка.

Для аутичных детей с глубокой степенью умственной отсталости самоё подходящим учреждением есть детский дневной центр, где дети продолжают обучение. Дети с менее выраженными интеллектуальными отклонениями значительно чаще направляются в школы для детей с нарушениями в обучении, каковые в РФ соответствуют запасным школам. В учреждениях этого типа дети находятся до 20 лет. Совокупность обучения в данного типа учреждениях значительно отличается от массовых школ. Изучаемые в них дисциплины напрямую зависят от личных возможностей детей и в значительной мере направлены на развитие самостоятельности, активности, расширение кругозора, заполнении досуга и на физическое совершенствование. Обучение тут ведется на наглядно-действенном уровне. Подача учебного материала с позиций содержания и наглядности полностью соответствует личным изюминкам развития ребенка.

Для детей с аутизмом, у которых не отмечается явных показателей интеллектуального нарушения, важнейшим для выбора школы по предстоящему обучению есть определение характера и степени отклонений в поведении. При важных речевых нарушений аутичный ребенок направляется в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. В случае, если же имеются выраженные отклонения в поведении, то ребенок поступает в школу для детей с тяжелыми проблемами, где осуществляется строго личный подход, исходя из своеобразных нарушений поведения. Не считая этих типов школ существуют школы для детей с замедленным темпом обучения, что в РФ соотносится со школами для детей с задержкой психологического развития.

Для аутичных детей, не находящихся в совокупности особого обучения, в каждом районе имеется преподаватель, у которого они находятся на учете и что оказывает им особую помощь. Время от времени данный преподаватель возможно приписан к одной из школ района, время от времени он входит в региональную группу, обслуживающую лиц с аутизмом.

Сейчас наметилась тенденция по образованию в особых школах отдельных классов для детей с аутизмом.

Дополнительная личная терапия.

Многим детям с аутизмом нужна дополнительная личная терапия, которая в большинстве случаев осуществляется конкретно в том учреждении, в котором ребенок обучается. Данный тип терапии оказывается действенным только в том случае, если он проводится в тесной связи со всем комплексом лечебных мероприятий.

Для детей до 3-х лет в большинстве случаев проводятся следующие виды терапии:

— физиотерапия, для стимуляции развития моторики, сенсорного их координации и восприятия,

— логопедия, направленная на развитие спонтанной речи, познавательной деятельности и общения,

— личная игровая терапия, обучающая ребенка игровой деятельности, растолковывающая функциональное назначение игрушек, их соотношение с настоящими объектами.

В школьном возрасте перечисленные виды дополнительной терапии длятся, но громаднейшее внимание уделяется формированию речи, причем, производится не только коррекция звукопроизношения, работа над языковыми системами и семантикой, но и над коммуникативными функциями речевого общения в целом.

Аутичные дети и взрослые приобретают особенный вид помощи -социальное обеспечениев отделах социального обслуживания, что складывается из разных типов тренировки. Начальными моментами для любого больного являются: установление социальных контактов, формирование эмоции полезности для других, исполнение несложных нужных заданий, саморазвитие, умение пользоваться деньгами. Результатами социальной работы должно быть формирование ответственности, способности приспособиться и тренировка социальных навыков.

Дневной центр для взрослых осуществляет социальную работу с больными. Для этого предусмотрены разные виды деятельности, в которых конечным продуктом есть интеграция и социализация в общество каждого индивидуума.

Центр развития занимается обучением социальным, физическим, экспрессивным и коммуникативным навыкам лиц с аутизмом. Тут кроме этого осуществляется опытная подготовка. обучение и Воспитание аутичных детей — это весьма тяжёлая неприятность и для некоторых семей со временем поднимается вопрос о том, куда поместить ребенка, по мере того, как он подрастает, поскольку у участников семьи появляются конфликты с ребенком, а время от времени жизнь неосуществимой. Помещение ребенка в таковой центр, что есть стационарным учреждением, обусловлено необходимостью более узкой диагностики либо необходимостью медицинского вмешательства.

Учреждения для лиц с психологическими нарушениями и для умственно отсталых (типа психоневрологических интернатов в РФ) воображают не только место для нахождения, и реализовывают уход, медобслуживание, наблюдение, диагностику, лечение для лиц любого возраста с легкой, средней и тяжелой степенью интеллектуальных отклонений, причем, количество пожилых людей в них последовательно возрастет. В учреждениях этого типа предлагаются разные занятия в дневное время типа игр, музыки, работы и обучения. Больные живут в сообществах типа коммун в среднем по 10 человек, состав которых, по возможности, остается неизменным. Условия судьбы больных максимально приближены к домашним, что особенно принципиально важно для группы лиц с легкими нарушениями интеллекта.

Помимо этого, существуют благотворительные учреждения, базирующиеся на антропософской концепции, куда также смогут быть помещены люди с аутичными проявлениями. В этих коммунах живут и трудятся совместно люди с разным уровнем возможностей, интересов и способностей как с нарушенным, так и обычным развитием. Любой делает ту работу, которую он может: от домашних обязанностей до сложных операций в столярном деле, ткачестве, металлообработке, изготовлении игрушек, предметов быта, украшений, в уходе за животными на ферме, в огородничестве и садоводстве. Коммуна живет, подчиняясь определенному ритму: четко соблюдается режим дня с обозначением его конца и начала, отмечаются разные праздничные дни. В зданиях все выполнено из природных материалов. Главной идеей совместного проживания есть формирование ощущения значимости и собственной нужности для других людей, независимо от степени нарушения интеллекта. В свободное время члены коммуны просматривают, музицируют, поют, танцуют, рисуют, занимаются спортом. Употребляется театротерапия, в постановке пьес максимально участвуют все члены коммун в соответствии со своим способностями и возможностями.

Профилактории для детей появились из учреждений, куда родители отдавали детей, дабы иметь возможность передохнуть. Они предназначены для профилактики, обслуживания и лечения детей до 15 лет, у которых имеются тяжелые нарушения здоровья либо угроза каких-либо важных отклонений. Эти дети не смогут дома приобретать соответствующую помощь. Ко мне попадают дети с физическими недочётами, с нарушениями поведения и с трудностями в обучении.

Лечение проводится по возрастным группам, оно тесно связано с обучением, т.к. в совокупность этих учреждений в большинстве случаев или включена школа, или они связаны с какой-то школой. Сохраняется тесная сообщение с семьей, которая кроме этого оказывает помощь при необходимости. Лечение характеризуется строго личным подходом, длится около одного года и направлено на то, дабы как возможно стремительнее вернуть ребенка в семью.

Психиатрические клиники для детей и подростков — оказывают лечебную помощь подросткам и детям с отклонениями и психическими нарушениями в поведении стационарно, или амбулаторно. Ко мне попадают лица с важными нарушениями, в то время, когда другие виды учреждений не смогут оказать нужную помощь, и лечение не имеет возможности осуществляться дома.

Кое-какие клиники функционируют как независимые учреждения, другие — входят в состав учебных университетов, психиатрических либо объединенных поликлиник. Между клиниками существует громадная отличие в подходах к лечению, но, все они реализовывают дифференцированную диагностику перед тем, как разработать программу лечебных мероприятий.

Значительную роль в лечении детей с аутизмом играется вовлечение в терапевтический процесс ближайшего окружения ребенка: его своих родителей, братьев, сестер и т. д. При помещении ребенка в клинику контакт с семьей не прерывается и громадное внимание уделяется его упрочнению, т.к. ребенок позже возвращается в семью. Главная задача экспертов клиники содержится в том, дабы научить ребенка самостоятельно пользоваться собственными возможностями и развивать собственные способности.

Дом врача Лео Каннера — это единственное место в Нидерландах для аутичных детей с 14 лет, имеющих обычный интеллект. Проживание детей осуществляется группами, каковые формируются в зависимости от степени выраженности аутичных проявлений. Главной задачей этого учреждения есть развитие и выявление потенциальных возможностей парней при помощи интенсивного личного и группового терапевтического действия чтобы человек купил социальную независимость. Для одних — это указывает свободное проживание с минимумом помощи извне, для других — улучшение уровня и взаимоотношений общения с ближайшим окружением. Проживание в группе занимает центральное место в программе лечения. При помощи окружения распорядка и структурирования дня, ребёнку определяется четкое место в составе группы. Понемногу происходит усиление коммуникативных связей с группой и перенос этих взаимоотношений во внешнюю судьбу. В каждой группе имеется ежедневная программа работы с каждым ребёнком по выработке когнитивных и социальных навыков.

Ортопедические лечебные учреждения предназначены для аутичных детей с обычным интеллектом, но имеющих трудности в обучении, что затрудняет их обучение в массовых школах. В первую очередь для таких детей создается благоприятный климат общения, в котором ребенок может оптимально развиваться. Помимо этого, имеется масса возможностей с целью проведения личной коррекции.

Педологические университеты — специальные центры для обучения детей, которые связаны с университетами. Совместно они концентрируют свои силы на выработке программы помощи ребенку либо их семьям и подростку, основываясь на научных изучениях, дабы воплотить советы в действенную помощь. Эта цель есть неспециализированной для всех семи педологических университетов, имеющихся в Нидерландах, но, в подходах, методах исследований и методиках воздействия между ними имеется значительная отличие. Педологические университеты в собственном составе непременно имеют школу, в которой детям дается особое обучение, соответствующее их возможностям. В педологические университеты направляются дети с комплексными недостатками и довольно часто с тяжелой степенью нарушений, что требует особенных специфического подхода и форм обучения. Мотивы, по которым дети попадают в эти учреждения, смогут существенно различаться, например, это возможно как повторное помещение ребенка в связи с изюминками какого-либо нюанса его развития, так и помещение ребенка в связи с сильно выраженными аутичными проявлениями. Довольно часто направление ребенка в педологический университет дает результаты только в совокупности с дополнительными мерами действия, к примеру, помещением его в интернат, который связан с университетом. Три из семи университетов имеют при себе интернаты для обучения. Помещение ребенка в педологический университет носит временный темперамент, время нахождения различается в зависимости от конкретного случая и образовывает от 1 до 3 лет. Голландские эксперты уверены в том, что неприятность детского аутизма связана с глубокими нарушениями развития, и такие дети не смогут быть абсолютно реабилитированы. Привлекает внимание , что личное развитие детей с аутизмом значительно различаются. Довольно критического периода, в то время, когда возможно делать достаточно качественные прогнозы их предстоящего развития, одни ученые выдвигают цифру 5 лет, а другие — 8 лет. В первую очередь это затрагивает умственное и речевое развитие ребенка. Не обращая внимания на то, что реакция на коррекцию либо лечение у каждого ребенка будет личной, по определенным проявлением синдрома аутизма, смогут быть достигнуты хорошие результаты. Громаднейшие сдвиги значительно чаще наблюдаются по поведенческим проявлениям, к примеру, по устранению вспышек бешенства, нарушений сна, самоповреждениям. Коррекция, по большей части, добывает удач в вопросах социализации, речевой коммуникации и речевого развития. Это имеет громадное значение для развития социальных формирования и навыков относительной независимости больных, как, к примеру, при независимом передвижении на громадные расстояния либо при закупках в магазинах. Но эти удачи довольно часто связаны с совсем определенными обстановками и перенос заново организованных навыков социального общения машинально на другие ситуации неосуществим. В области развития интеллектуальной деятельности удачи, обычно, очень незначительны. Однако коррекционное обучение и специальное лечение, непременно, смогут дать толчок к улучшению предстоящего развития аутичного ребенка, но не все дети смогут достигнуть достаточной интеграции и социальной адаптации в общество, и это есть значительным отличием аутичных детей от вторых форм глубоких нарушений развития, при которых многие дети смогут быть реабилитированы так, что способны в будущем жить независимо, а время от времени кроме того трудиться и иметь спутника судьбы.

Е. Д. Кесарев

Елена Тарарина \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: