Ярославль
УДК Печатается согласно решению
ББК редакционно-издательского
Н совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Критик:
кандидат педагогических наук,
доцент С.Л. Паладьев
Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В.
Методические советы по оформлению и написанию курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии [Текст]: Методические советы. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. — 56 с.
Методическое пособие содержит требования и основные нормы по оформлению и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии по профилю подготовки «Психология образования» (направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование») в соответствии с требованиями федеральных национальных образовательных стандартов высшего профобразования третьего поколения.
Целью методического пособия есть формирование у студентов практических проведения и навыков организации независимого научного изучения, теоретического анализа неприятности, анализа и сбора эмпирических данных, статистической обработки взятых результатов, оформления курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии.
Методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по профессии «психология и Педагогика» и профилю «Психология образования» (направление «Психолого-педагогическое образование»).
УДК
ББК
© ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012
© Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В., 2012.
Введение
Обучение в институте не только ориентирует студента на будущую опытную деятельность, но и формирует поисковый стиль мышления, нужный современному человеку, умения и навыки научно-исследовательской работы, независимого получения нужной информацим, анализа данных разных источников, составления собственного собственного мнения.
Главными формами независимой научной работы студентов являются курсовые и выпускные квалификационные работы.
Курсовая работа разрешает научить студентов трудиться с научной и методической литературой, обобщать полученные в ходе обучения знания, умения, навыки, повышать их прикладную, практическую направленность.
Выпускная квалификационная работа (ВКР), направлена на систематизацию, углубление и укрепление теоретических и практических знаний по профилю подготовки, использование этих знаний при ответе конкретных научных, научно-задач и методических задач, стоящих перед современной школой; совершенствование методов и форм независимой работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков оформления и письменного изложения приобретаемых результатов; выяснение степени подготовленности выпускника к опытной творческой деятельности в школе.
Курсовая и выпускная квалификационная работы отражают готовность студента воображать результаты независимых теоретических и практических изучений. Оформление работ должно соответствовать неспециализированным правилам оформления научно-исследовательской работы.
Главная цель данного пособия – оказать помощь студентам выполнить, оформить курсовую работу и ВКР, и готовиться к их защите перед экспертная группой.
1. сроки и Этапы исполнения работы
Исполнение курсовой работы и ВКР предполагает пара взаимосвязанных этапов. Недостаточное внимание либо пренебрежение любым из них, влечет за собой понижение неспециализированного качества делаемой работы.
Этап 1. Подготовительный. Выбор темы, согласование ее с научным руководителем, утверждение темы на совещании кафедры. Определение цели, задач, структуры работы, составление календарного замысла исполнения курсовой работы либо ВКР. Необходимое их согласование с научным руководителем. По окончании согласования темы с научным руководителем студент обязан написать заявление на имя ректора ЯГПУ прося дать добро подготовку курсовой и выпускной квалификационной работы по выбранной теме.
Этап 2. Теоретический. Составление библиографического перечня. Сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме изучения. Обоснование актуальности неприятности изучения. Определение главных рабочих понятий, центральных теоретических положений, формулировка догадки изучения.
Этап 3. Методический. обоснование и Подбор методик и методов изучения. Составление замысла (программы) эмпирического изучения. Подготовка нужного инструментария. Пилотажное изучение.
Этап 4. Эмпирический. Реализация разработанной и апробированной программы изучения, сбор данных.
Этап 5. Аналитический. Обсуждение взятых данных, их качественный и количественный анализ, интерпретация и обобщение результатов. Формулировка рекомендаций и выводов по итогам изучения. Подтверждение либо неподтверждение догадки.
Этап 6. Оформительский. Окончательное оформление работы, сдача ее для оценки, написание отзыва научным руководителем, рецензирование внешним специалистом (для ВКР). Подготовка доклада для защиты выполненной демонстрационного материала и работы (схемы, картинки, таблицы).
Совместная работа научного руководителя и студента строится на базе независимой работы студента. В задачи начальника входит: помощь в организации и планировании независимой работы студента, советы главной возможных способов и литературы регистрации, интерпретации и анализа данных, обсуждение появляющихся вопросов, затруднений.
Ответственность за качество и содержание курсовой либо дипломной работы, точность взятых результатов несет студент-исполнитель.
2. Требования к структуре и объёму работы
Количество курсовой работы обязан составлять 35 страниц, дипломной работы – 60 — 70 страниц печатного текста. В общий объем работы входят титульный лист, содержание (оглавление), номера страниц на них не проставляются. Приложения в общий объем работы не входят.
Главными структурными элементами курсовой и выпускной квалификационной работ являются: титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, выводы, библиографический перечень, приложения. Теоретическая и практическая части работы оформляются в виде глав (с делением на параграфы). Рекомендуемый количество указанных структурных элементов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Примерный количество структурных элементов курсовой и выпускной квалификационной работы
Структурный элемент | Примерный количество (страницы) | |
Курсовая работа | ВКР | |
Титульный лист | ||
Содержание | ||
Введение | ||
Теоретическая часть | 15-18 | |
Практическая часть | 25-30 | |
Заключение | ||
Выводы | 1-1,5 | |
Библиографический перечень | 2-3 | |
Итого | 50-60 |
3. Выбор темы курсовой либо выпускной квалификационной работы
Темы курсовых работ и ВКР разрабатываются и каждый год обновляются производящими кафедрами, по окончании чего утверждаются: темы курсовых работ – кафедрами, темы ВКР – рекомендациями факультетов семь дней. Допустимо и независимое предложение темы студентом. В этом случае студент непременно обязан обосновать целесообразность предлагаемой темы и утвердить ее в соответствии с правилами. Любое изменение формулировки темы курсовой работы и ВКР непременно должно быть обоснованным и согласованным студентом с научным руководителем, утверждается на совещании кафедры и оформляется в форме заявления студента на имя ректора ЯГПУ.
4. Содержание курсовой работы и ВКР
Текст курсовой и выпускной квалификационной работы должен быть кратким, емким и грамотным, владеть внутренней логикой. заключения и Выводы должны быть обоснованными; советы – обоснованными.
4.1. Введение
Введение представляет собой краткое, сжатое представление курсовой либо дипломной работы. Оно не только завлекает внимание к предлагаемому труду, но и освещает его значимость, подчеркивает имеющиеся преимущества, говорит о объёме произведенной работы, обосновывает достоверность взятых результатов. Рекомендуемый содержание и план главных пунктов введения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Советы по написанию введения к курсовой и выпускной квалификационной работам
Замысел введения | Содержание |
1. Неприятность изучения, ее актуальность для практики и теории | Неприятность – это затруднение, которое нужно дать добро либо вопрос, на что нужно ответить. Формулируя проблему изучения, нужно обозначить вопрос либо комплекс вопросов, отражающих несоответствие между известным и малоизвестным в предмете и объекте изучения, ответ которых имеет практический либо теоретический интерес, заключение о важности и необходимости изучения. |
2. Цель работы | Цель – это предполагаемый итог работы. Это то, что собирается узнать (взять), создатель в следствии изучения; определяется, в первую очередь, познавательными, а не практическими заинтересованностями. Формулировка цели работы обязана соответствовать ее теме. |
3. предмет и Объект изучения | Объект изучения: целостное явление либо процесс. Предмет изучения: часть, сторона либо отдельный нюанс явления, отдельный этап процесса, условия и факторы их протекания и проявления. |
4. Догадка | Догадка – это предположение, которое необходимо подтвердить либо опровергнуть на протяжении изучения. В работе возможно пара догадок: неспециализированная догадка (соответствует цели работы), частные догадки (соответствуют задачам эмпирического изучения). |
5. Задачи работы | Задачи – промежуточные результаты изучения, отражающие последовательные шаги на пути успехи цели работы, соответствующие замыслу изучения. Задачи изучения отражаются в заглавиях параграфов и глав работы. Виды задач: теоретические, методические, эмпирические. |
6. Парадигма изучения | Парадигма научного изучения – это правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодня. Изучение возможно выполнено в рамках одной парадигмы (монопарадигмальный подход) либо на базе сочетания нескольких парадигм изучения (полипарадигмальны подход). Существуют две общенаучные парадигмы научного изучения: номотетическая парадигма, ориентированная на изучение самые общих (функционирования) и всеобщих законов развития объектов, наряду с этим личное (единичное) не является предметом научного изучения; идеографическая парадигма, ориентированная на анализ и исследование личных изюминок (единичного) объекта изучения. |
7. Методологическая база работы | Методика науки – это совокупность теоретических правил способов методов и научного (исследования) получения научных фактов. Нужно указать те концепции и научные теории, на базе которых выполнено изучение, и способы, благодаря которым взяты результаты изучения. |
8. Описание способов изучения | Выполняется несложным перечислением использованных организационных, эмпирических, аналитических способов с необходимым указанием на авторов и источники. |
9. Новизна результатов работы | Какие конкретно результаты, выводы в первый раз взяты конкретно в воображаемой работе, что в первый раз было предпринято автором для их получения |
10. Значимость результатов работы | Указания на конкретные недочёты либо реально имеющиеся сложности практики, каковые смогут быть исправлены (предотвращены) посредством взятых результатов |
11. Достоверность результатов | Точными считаются результаты, основанные на научных, доказанных выводах, полученные посредством стандартизированных, проверенных практикой способов, подвергнутые многократным испытаниям, соответствующие итогам вторых научных изучений, прошедшие статистическую диагностику |
12. Краткое описание структуры воображаемой работы | Последовательное перечисление всех элементов работы, указание количества библиографического перечня, количество таблиц и иллюстраций по большей части тексте |
Определяя проблему изучения, во введении направляться представить краткий анализ обстановки в практике и теории, потому, что подобному анализу посвящается первая глава работы. задачи и Цели изучения формулируются глаголами в неизвестной форме.
Примеры задач и формулировки целей, догадок изучения, определения его предмета и объекта, описание способов, структуры работы см. в приложении 3.
4.2. Теоретическая часть работы
Первая глава работы содержит обзор главных этапов развития научной мысли и практического опыта по решаемой проблеме на базе изучения научной литературы зарубежных и отечественных авторов по родным темам. В большинстве случаев, теоретическая часть курсовой работы и ВКР представлена одной главой, поделённой на параграфы.
параграфы и Глава должны иметь заглавия, показывающие на их содержание, в соответствии с логикой и темой работы. Наименование теоретической главы должно соответствовать теме работы.
В теоретической главе работы излагаются основные подходы и история к изучению неприятности, анализируются работы отечественны и зарубежных авторов по теме изучения, раскрывается сущность и предмета исследования и особенности объекта, факторы, условия и проявления и основные закономерности развития, групповые и личные изюминки, классификации и типологии. Главное внимание в теоретической главе уделяется анализу научных теорий.
Не нужно стоить теоретический анализ неприятности лишь на базе научно-популярной литературы либо журнальных и газетных статей, потому, что эти источники смогут дать только обобщенную, поверхностную, не всегда объективную данные.
Недопустим компилятивный темперамент работы, не нужно злоупотреблять цитатами. Рекомендуется главную часть теоретического обзора выделить независимому сопоставлению источников.
Первая каждый параграф и глава непременно должны завершаться обобщением представленного материала и совершённого анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов. Первая, теоретическая глава кроме этого завершается формулировкой догадки изучения. Наряду с этим направляться особенное внимание выделить обоснованию и описанию параметров, наличие либо отсутствие которых по окончании завершения экспериментальной работы разрешит утверждать о подтверждении либо опровержении догадки.
4.3. Эмпирическая часть работы
Вторая глава работы (эмпирическая) кроме этого имеет собственный наименование, делится на параграфы и включает следующие разделы: «методы и Организация изучения», «Результаты изучения», «Анализ результатов». В практической части приводятся результаты фактически эмпирического изучения, их анализ, что разрешает решить задачи, проверить догадку, достигнуть намеченной цели. Вторая глава икаждый параграф непременно должны завершаться обобщением представленного материала и совершённого анализа, собственными выводами автора по поводу обсуждаемых вопросов.
В первом параграфе «методы и Организация изучения» приводится описание методик и этапов изучения, дается черта выборки изучения (количество человек, состав по полу, возрасту, стажу и т. д.), указывается время и место проведения изучения.
Особенное внимание направляться выделить описанию методов и обоснованию выбора и методик эмпирического изучения с позиций их значения, возможностей, апробированности, адресования по возрасту, удобства применения. Неверно выбранные способы изучения, применение нестандартизированных, неапробированных методик мешает получению объективных надежных данных.
В случае, если в работе предполагается сравнение двух и более выборок, то непременно до начала работы нужно удостовериться в отсутствии значимых различий между ними, и доказать это посредством способов математической статистики.
Информация, полученная об предмете и объекте изучения, именуется данными изучения.
Второй параграф «Результаты изучения» посвящают описанию и представлению данных. Главными формами представления данных являются: текст, таблицы, картинки (графики, диаграммы).
Таблицы, с первичными, «сырыми» данными, характеризующими отдельных испытуемых, размещают в приложениях. В тексте главной работы помещают только таблицы, которые содержат обобщенные, прошедшие хотя бы первичный анализ эти. Представление материала в виде таблицы в тексте курсовой работы и ВКР должно быть оправдано. Время от времени текстовое представление того же материала может оказаться более несложным и понятным.
Эти изучения должны быть представлены и в графической (иллюстрации) и символической (формулы, символы) форме, дабы уменьшить познание взятых и представленных данных.
Третий параграф «Анализ результатов» посвящают дискуссии результатов изучения, их интерпретации. На базе анализа теоретических положений и эмпирических данных производится раскрытие значительных предмета исследования и признаков объекта, обстоятельств их существования, изюминок либо закономерностей трансформации. Описывается их внутренняя структура, значительные связи с другими объектами. Это – самая важная часть работы. В ней должны находиться попытки объяснения взятых результатов и сопоставление с известными, содержащимися в научной литературе данными.
Эмпирическая глава завершается выводами и обобщениями по итогам эмпирического изучения.
4.4. Заключение
Заключение нужно для подведения и общей характеристики итогов выполненной работы. В краткой форме отмечаются неприятность изучения, цель работы, последовательно предпринятые действия от теоретических до экспериментальных.
Непременно обсуждается догадка изучения. Слишком мало ее подтверждение либо опровержение. направляться разглядеть определенные ранее критерии для доказательства собственного мнения. Необходимо отметить новые вопросы, появившиеся на протяжении данного изучения, ответ которых не только подтвердит полученные результаты, но и уточнит и разовьет их. Возможно указать на сферы применения взятых результатов, либо, в случае, если быть может, отметить опыт их внедрения на практике.
4.5. Выводы
Выводы в целом по работе – серьёзный раздел курсовой работы и ВКР, т.к. на основании выводов по работе экспертная группа принимает ответ о завершенности исследования и достижении предполагаемого результата. Выводы формулируются по итогам всего изучения, как теоретической, так и эмпирической его части. Пронумерованные выводы должны быть краткими, доказательными, убедительными. Объяснения приводимых итогов работы в данной части работы излишни, не допускаются и ссылки на литературные источники, работы вторых авторов.
Последовательность представления выводов работы определяется неспециализированной логикой совершённой и воображаемой работы, и последовательностью постановки задач изучения. Любая поставленная задача непременно должна иметь заключение о результате ее решения.
4.6. Библиографический перечень
Библиографический перечень дает представление о содержательности и глубине подхода к рассмотрению темы изучения. Этот перечень обязан включать библиографическое описание вправду использованных при написании работы источников.
Не нужно включать в данный перечень книжки, учебные пособия, справочную литературу (словари, энциклопедии), научно-популярные издания, газеты. В случае, если в работе употреблялись материалы из Интернета, то нужно ссылаться не только на автора, заглавия его статьи, но и на сайт, где размещена эта информация с указанием даты обращения.
Библиографический перечень курсовой работы обязан содержать не меньше 25, выпускной квалификационной работы – 50 источников.
4.7. Приложения
В приложениях к курсовой работе и ВКР помещаются материалы дополнительного характера. Они облегчают познание текста работы, подтверждают достоверность приводимых данных и формулируемых выводов.
Приложения смогут содержать тексты как созданных студентом, так и заимствованных, но нестандартизированных либо неизвестных опросников, использованных для сбора данных. Непременно приводятся «сырые эти» диагностических обследований испытуемых. Бланки с ответами каждого испытуемого, протоколы и результатов сводные таблицы исследования. Одно приложение может содержать как одну, так и пара таблиц (протоколов, графиков и пр.). В случае, если приложений пара – они нумеруются.
5. Неспециализированные требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы
Правила оформления курсовых работ и ВКР подобны и соответствуют требованиям национальных стандартов по оформлению научно-исследовательских работ.
Текст работы выполняется на компьютере с применением современного текстового редактора (Микрософт Word). Сама работа должна быть сброшюрована.
Текст размещается на одной стороне страницы формата А4, имеющем следующие границы полей: верхнее – 20 мм, нижнее – 20-25 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Употребляется шрифт Times New Roman простой, кегль -14, межстрочный промежуток – 1,5 (полуторный). Выравнивание текста ведется «по ширине». Отступ абзаца должен быть равен 1,25 мм.
Все страницы работы, за исключением титульного страницы должны содержать номер страницы. Нумерация страниц сквозная, выполняется арабскими цифрами. Порядковый номер страницы проставляется в центре нижнего поля без каких-либо дополнительных знаков (тире, точки, звездочки, круга).
Любой новый структурный элемент работы: содержание, введение, главы, заключение, библиографический перечень, приложения, — обязан начинаться с новой страницы.
Выполненная работа передается начальнику в сброшюрованном виде. На последней странице заключения, перед библиографическим перечнем, студент подписывает собственную работу.
6. Требования к стилю и языку работы
Текст работ должен быть написан научным стилем с соблюдением всех правил орфографии, синтаксиса, пунктуации. Для него должны быть свойственны: логика, объективность, точность, ясность, и к тому же, краткость изложения: «Словам должно быть тесно, а мысли просторно».
Для научного стиля типично потребление безличных предложений, исходя из этого недопустимы потребления местоимения «я». Допускается формулировка идей от первого лица множественного числа (к примеру, «мы полагаем», «в отечественном изучении», «нами распознано» и пр.). Этим подчеркивается совместный темперамент работы студента и его научного руководителя.
Нежелательно применять слова, высказывающие экспрессию, имеющие сильно выраженную художественную, образную направленность. Исходя из этого в тексте направляться сократить количество прилагательных.
6.1. Оформление титульного страницы
Титульный лист есть первой страницей работы. Для него действуют те же границы полей, что и для главного текста. Переносы в словах не допускаются, точки в конце любого атрибута титульного страницы не ставятся. Нужно смотреть за единообразием оформления: не допускается применение разных шрифтов.
На титульном странице научным руководителем проставляется допуск к защите курсовой либо дипломной работы. Без данной отметки работа к защите не допускается.
Пример оформления титульного страницы см. в приложении 1.
6.2. Оформление содержания
Содержание отражает все структурные элементы работы: заголовки глав, параграфов, подпунктов и пунктов. Наряду с этим, заголовки, выносимые в содержание, должны в точности повторять заголовки подобных элементов по большей части тексте работы.
Заголовки однообразных ступеней рубрикации находятся приятель под втором. Заголовки каждого последующего элемента рубрикации смещают вправо на 3-5 знаков.
Все заголовки выполняются с большой буквы, точки в конце заголовков не ставятся, окончательное слово каждого заголовка соединяется отточием с указателем соответствующего ему номера страницы, выполненным с выравниванием по правому краю в столбик с соблюдением разрядности чисел.
Пример оформления курсовой и выпускной квалификационной работы см. в приложении 2.
6.3. Оформление заголовков
Заголовки параграфов и глав должны совершенно верно отражать содержание представленного в них материала. Не рекомендуется применять в заголовках сокращения, сокращенные слова, узкоспециальные термины, потому, что текст заголовка должен быть четким, несложным и понятным. Главные советы по оформлению заголовков отражены в табл. 3.
Оформление заголовков в курсовой и выпускной квалификационной работах
Элементы | Нумерация | Допустимое выделение |
Главные структурные: содержание, введение, заключение, выводы, библиографический перечень, приложения | нет | ПРОПИСНЫМИ буквами и полужирным шрифтом |
Заголовки глав | римскими цифрами | полужирным шрифтом |
Заголовки параграфов | сквозная в пределах одной главы, арабскими цифрами | полужирным шрифтом |
Заголовок таблицы | сквозная в пределах текста, см. «Оформление таблиц» | полужирным курсивом и шрифтом |
Все заголовки выполняются тем же шрифтом и тем же размером, что и главный текст с выравниванием «по центру». Переносы в заголовках и словах не производятся. Точки в конце заголовков не ставятся.
6.4. Оформление таблиц
Все таблицы, помещенные в главный текст работы, имеют сквозную нумерацию. В случае, если в работе лишь одна таблица, то она не нумеруется.
Указания на порядковый номер таблицы с выравниванием по правому краю содержит:
— слово «Таблица», выполненное с большой буквы,
— число, выполненное арабскими цифрами, соответствующие порядковому номеру в работе. точка № и Знак по окончании числа не ставятся.
Непременно направляться установить сообщение таблицы с текстом в виде ссылок на нее с указанием порядкового номера.
В случае, если таблица занимает более чем одну страницу, то при переносе таблицы ее заголовок (часть таблицы, определяющая содержание вертикальных граф) повторяют.
При заполнении граф таблиц при отсутствии данных в соответствующей графе ставится прочерк либо пишется «нет сведений». Все имеющиеся числовые эти располагают единообразно, с учетом их классов и разрядов.
6.5. Оформление иллюстраций
Иллюстрации – форма наглядного представления результатов исследовательской работы. Они повышают понимания и оперативность знакомства воображаемой информации, разрешают совершить более глубочайший её анализ, проконтролировать существенность и точность выводов. В курсовых и дипломных работах по психологии и конфликтологии все иллюстрации именуются картинками, среди которых значительно чаще употребляются: диаграмма, представленная в виде гистограммы, ленточной либо круговой диаграммы, и график.
Все картинки, помещенные в главный текст работы, имеют сквозную нумерацию. В случае, если в работе лишь один рисунок, то он не нумеруется.
Указание на порядковый номер рисунка содержит:
— сокращенное слово «Рис.», выполненное с прописной буквы с абзацным отступом;
— число, выполненное арабскими цифрами, соответствующее порядковому номеру в работе.
Символ «№» не ставится.
Рисунок непременно имеет наименование. наименование и Нумерация иллюстраций помещаются под изображением с выравниванием «по центру» и выполняются теми же размером и шрифтом, что и главный текст. Допускается его выделение курсивом. Точка в конце наименования рисунка не ставится. Сообщение рисунка с текстом оформляется в виде ссылок с указанием порядкового номера, подобно ссылке на таблицу.