I. Неспециализированные положения
1. Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на ЖД транспорте РФ (потом — Регламент) устанавливает порядок переговоров между помощником машиниста и машинистом локомотива, моторвагонного и особого самоходного ЖД вагонов (потом — локомотив), и помощника машиниста и переговоров машиниста локомотива (потом — помощник и машинист машиниста) по связи с работниками хозяйства перевозок на ходу по железнодорожным станциям и участкам, и при производстве маневровой работы.
2. Настоящий Регламент необходим для выполнения всеми работниками, осуществляющими управление и организацию маневровой работой и движением поездов, локомотивными бригадами, водителями особого самоходного ЖД вагонов и их ассистентами на ЖД дорогах неспециализированного и необщего пользования.
3. Для каждой ЖД станции с учетом местных изюминок в качестве приложения к ТРА станции либо инструкции о организации движения и порядке обслуживания на ЖД дорогах необщего пользования составляется подробный регламент переговоров при исполнении маневровой операций и работы по закреплению ЖД вагонов, с указанием конкретных работников, делающих и докладывающих об этих операциях.
II. Регламент переговоров и помощника машиниста и действий машиниста при отправлении поезда с ЖД станции
4. Перед отправлением поезда с ЖД станции при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора помощник и машинист машиниста обязаны выполнить регламент 60 секунд готовности в виде диалога, при котором ассистент машиниста осуществляет контроль и объявляет машинисту:
1) о наличии поездных бланка и документов предупреждений;
2) о радиостанции приборов и включении безопасности;
3) об отпуске ручного тормоза (при приемке на станционных ЖД дорогах);
4) о наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами;
5) о соответствии номера хвостового вагона в справке ВУ-45 и натурном странице поезда;
6) времени стоянки от последнего опробования тормозов (для грузовых поездов — о плотности тормозной магистрали поезда… сек.);
7) о давлении в тормозной и напорной магистралях;
о показании локомотивного светофора либо блока индикации комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ) (потом — локомотивный светофор);
9) о проверке целостности тормозной магистрали пассажирского либо грузового поезда методом краткосрочной постановки ручки крана машиниста в первое положение;
10) о показании выходного (маршрутного) светофора с ЖД пути отправления;
11) об установленной скорости следования по маршруту отправления… км/час;
12) об отсутствии сигналов остановки с поезда и железнодорожного пути и о том, что время стоянки поезда в соответствии с расписанию закончилось.
Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного (маршрутного) и локомотивного светофоров с ЖД пути отправления и при отсутствии сигналов остановки, подаваемых с поезда и железнодорожного пути, приводит поезд в перемещение.
5. По окончании приведения поезда в перемещение помощник и машинист машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна, посредством зеркал заднего вида либо камер видеонаблюдения, проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, и о состоянии поезда.
6. Перед отправлением поезда с промежуточной ЖД станции либо по окончании остановки на перегоне при разрешающем показании путевого светофора помощник и машинист машиниста обязаны выполнить регламент 60 секунд готовности в виде диалога, при котором ассистент машиниста осуществляет контроль и объявляет машинисту:
1) о подключенном радиостанции приборов и состоянии безопасности;
2) о времени стоянки от последнего опробования тормозов (для грузовых поездов — о плотности тормозной магистрали поезда… сек.);
3) о проверке целостности тормозной магистрали пассажирского либо грузового поезда методом краткосрочной постановки ручки крана машиниста в первое положение;
4) о давлении в тормозной магистрали;
5) о показании путевого светофора;
6) о показании локомотивного светофора;
7) об установленной скорости следования… км/час.
7. Ассистент машиниста обязан доложить машинисту о верном приготовлении маршрута следования поезда по некодированным ЖД дорогам ЖД станции в пределах видимости: Маршрут приготовлен верно с… пути на… путь. Машинист, убедившись в верном приготовлении маршрута, обязан повторить: Вижу, маршрут приготовлен верно. Ассистент машиниста обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (за 10 — 15 метров до выходного (маршрутного) светофора): Маршрутный (выходной) сигнал с… пути (именует показание сигнала). Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан ответить: Вижу выходной (маршрутный) с… пути (именует показание сигнала).
III. Регламент переговоров и помощника машиниста и действий машиниста в пути следования
8. По окончании проследования поездом ЖД станции ассистент машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости перемещения по перегону, и о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.
9. В пути следования ассистент машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (не считая проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), и об трансформациях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с поезда и железнодорожного пути, сигналах ограждения мест производства работ.
Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.
10. Ассистент машиниста обязан давать предупреждение машиниста о приближении:
1) к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, скорости и пикета начала торможения;
2) к ЖД переездам;
3) к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5 — 2 км).
Места ограничения скорости перемещения, огражденные символами Начало страшного места и Финиш страшного места, ассистент машиниста обязан проследовать, стоя на своем рабочем месте.
11. При следовании поезда по кривым участкам ЖД пути, при приближении к неестественным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и ЖД станциям помощник и машинист машиниста обязаны поочередно через боковые окна, посредством зеркал заднего вида либо камер видеонаблюдения осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.
12. На двухпутных и многопутных участках ЖД пути ассистент машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о итогах осмотра, а при обнаружении в проследовавшем поезде неисправностей либо нарушений, угрожающих безопасности перемещения, по связи сказать об этом машинисту проследовавшего поезда, ДСП станции либо ДНЦ.
13. При дублировании показаний светофоров помощник и машинист машиниста обязаны именовать их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на многопутных участках и железнодорожных станциях — кроме этого принадлежность по номеру ЖД пути. В том месте где на светофорах имеются маршрутные указатели, их показания кроме этого повторяются друг другу.
14. При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем ассистент машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.
15. При приближении локомотива к входному светофору ЖД станции ассистент машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость перемещения по ЖД станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.
16. При проследовании ЖД станции помощник и машинист машиниста обязаны смотреть за правильностью приготовленного маршрута, свободностью ЖД пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, обмениваться между собой информацией о скорости следования движения и маршруте поезда следующего содержания: Выходной (маршрутный) светофор с… пути — (именует показание светофора), скорость… км/час. Ассистент машиниста при проследовании поездом ЖД станции обязан следить за свободностью и показаниями светофоров ЖД пути, стоя на своем рабочем месте.
17. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора ассистент машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить машинисту о положении ручек крана и контроллера машиниста машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях, за 400 — 500 метров до светофора с запрещающим показанием напомнить машинисту о необходимости понижения скорости до двадцати километров/час. Затем ассистент машиниста обязан следить за свободностью и показанием светофора ЖД пути, стоя в близи от рабочего места машиниста. Наряду с этим помощник и машинист машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала или при наличии на локомотиве устройства совокупности автоматического управления тормозами (потом — САУТ) через каждые 30 — 40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. При невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий непринятия и сигнал светофора машинистом мер к остановке поезда ассистент машиниста обязан остановить поезд.
18. Ассистенту машиниста в целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента запрещается покидать кабину управления ЖД подвижным составом в следующих случаях:
1) при проследовании станции;
2) при приближении к светофорам, показания которых требуют понижения скорости либо остановки;
3) при следовании по местам уменьшения скорости, огражденным символами Начало страшного места, Финиш страшного места и указанным в бланках ДУ-61;
4) при горящем белом огне на локомотивном светофоре (не считая участков, не оборудованных автоблокировкой);
5) при следовании по некодированным ЖД дорогам;
6) в пределах неестественных сооружений;
7) при отключённых устройствах АЛСН.
19. По разрешению машиниста ассистент машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное (дизельное) отделение локомотива, вагоны моторвагонного ЖД вагонов. При осмотре ассистент машиниста обязан, в зависимости от вида тяги, проверить работу аппаратов и электрического оборудования, вспомогательных автомобилей, состояние дизель-генераторной установки, холодильных устройств и вспомогательных агрегатов, показания измерительных устройств, наличие (отсутствие) скрежета и постороннего стука в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности. По возвращении в кабину управления ассистент машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. Затем ассистент машиниста обязан доложить машинисту о итогах осмотра машинного (вагонов) и дизельного отделения моторвагонного ЖД вагонов.
20. При приема поезда на ЖД станцию либо отправления с ЖД станции при запрещающем показании светофора, погасших главных огнях светофора по одному из разрешений, установленных настоящей Инструкцией, и при наличии белого огня на локомотивном светофоре, ассистент машиниста обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.
21. При остановке одиночного локомотива (сплотки из нескольких локомотивов), поезда на ЖД пути (участке ЖД пути) с запесоченными рельсами на участке с автоблокировкой либо на ЖД станции, оборудованной электрической централизацией для контроля занятости участков ЖД пути, машинист обязан съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования электрической рельсовой цепи, а ассистент машиниста обязан напомнить машинисту об этом. В случае, если отсутствует возможность съехать на чистые рельсы, локомотивная бригада обязана срочно рассказать об этом машинистам вслед идущих поездов, ДСП станции либо ДНЦ.
IV. Регламент переговоров и помощника машиниста и действий машиниста при маневровой работе
22. По окончании прибытия поезда на ЖД станцию отцепка локомотива производится по команде ДСП станции либо ДНЦ. Перед началом маневров ДСП станции либо ДНЦ обязаны довести до локомотивной бригады замысел маневровой работы.
При разрешающем показании маневрового светофора и переходе с поездной на маневровую работу ассистент машиниста обязан доложить машинисту:
Переходим на маневровые передвижения, скоростемерная лента протянута, КЛУБ (либо второй прибор безопасности) переведен на маневровый режим; маневровый светофор… литер с… пути белый; стрелки по маршруту (в пределах видимости).
Машинист обязан ответить:
Вижу белый с… пути, стрелки по маршруту. Затем машинист приводит локомотив в перемещение.
23. При отсутствии на локомотиве составительской бригады либо главного кондуктора приводить в перемещение локомотив разрешается по указанию ДСП станции либо работника, имеющего право распоряжаться производством маневров в данном районе.
В случае, если маршрут приготовлен не на целый маневровый полурейс, то ДСП станции либо работник, имеющий право распоряжаться производством маневров в данном районе, обязаны проинформировать машиниста, до какого именно маневрового светофора разрешается перемещение.
24. В начале маневровой работы либо по окончании смены кабины управления локомотивом, моторвагонным поездом, особым самоходным подвижным составом (в случае, если вспомогательный тормоз предусмотрен конструкционной документацией) и приведения его в перемещение, ассистент машиниста обязан доложить машинисту о необходимости проверки действия запасного тормоза локомотива либо автоматических тормозов моторвагонного поезда при скорости 3 — 5 км/час до полной остановки.
При переходе на маневровый порядок перемещения по окончании прибытия моторвагонного поезда на ЖД станцию поездным порядком, проверка действия автоматическх тормозов моторвагонного поезда при скорости 3 – 5 км/ч до полной остановки не производится.
25. При осуществлении маневровой работы локомотивом вперед помощник и машинист машиниста обязаны информировать друг другу о показаниях каждого маневрового светофора, положении стрелок по маршруту следования, осуществлять контроль свободность ЖД пути, по которому направляться локомотив и установленную скорость перемещения.
V. Регламент помощника машиниста и переговоров машиниста по поездной связи
26. При ведении переговоров по каналам поездной связи лица, указанные в пункте 1 настоящего Регламента, обязаны выполнять последовательность и следующие формы обращения их передачи:
1) вызов требуемого абонента:
Дежурный по станции (наименование станции);
Машинист поезда N… (додавать данные, уточняющую расположение поезда);
Поездной (локомотивный, энерго-) диспетчер.
В случае, если вызываемый клиент не ответил, направляться повторить вызов.
В тех случаях, в то время, когда нужно обратить внимание всех абонентов, находящихся в зоне действия вызывающей радиостанции, передают: Внимание, все!.
2) ответ приводимого к абоненту:
Дежурный по станции (наименование станции, фамилия), слушаю;
Машинист поезда N… (фамилия), (додавать данные, уточняющую расположение поезда), слушаю;
Поездной (локомотивный, энерго-) диспетчер (фамилия), слушаю.
27. Вызывающий клиент именует себя: Машинист поезда N…, фамилия и потом направляться текст сообщения, вопроса.
28. При следовании поезда на запрещающий сигнал входного, маршрутного либо выходного светофора ДСП станции либо ДНЦ разрешается приводить к машинисту по связи лишь при необходимости передачи ему сообщения об трансформации порядка приема либо пропуска поезда по ЖД станции, а также в случае происхождения обстановки, угрожающей безопасности перемещения поездов.
29. При происхождения аварийной или нестандартной ситуации машинист (ассистент машиниста) обязан затевать передачу сообщений словами: Внимание, все! (сообщение при необходимости повторяется пара раз). При получении указанного сообщения машинисты всех поездов, находящихся в зоне действия связи, ДСП станций и ДНЦ обязаны прекратить переговоры по связи, пристально выслушать сообщение и, при необходимости, принять меры к обеспечению безопасности перемещения поездов.
30. При обнаружении неисправности тормозов в поезде машинист либо ассистент машиниста обязаны сказать об этом ДНЦ, ДСП станций, ограничивающих перегон, и машинистам вторых поездов, находящихся на перегоне:
Внимание, все! Машинист (фамилия) поезда N…, следую по перегону… километру…, вышли из строя тормоза. Примите меры (вызов по каналу связи действует 12 — 15 секунд, по окончании чего его необходимо повторять до получения ответа от ДСП станций либо ДНЦ).
31. При проследовании сигнальных знаков Нефть и Газ, показывающих место пересечения ЖД дорог нефте- и газопродуктопроводами, помощник и машинист машиниста обязаны открыть окно кабины локомотива и направляться к месту пересечения с повышенной бдительностью, по возможности без применения автотормозов. При обнаружении своеобразного запаха либо разлива нефтегазопродукта машинист обязан срочно сказать об этом ДСП станции либо ДНЦ.
32. При остановке поезда в связи с падением давления в тормозной магистрали машинист обязан срочно передать сообщение по связи:
Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда N…, остановился по падению давления в тормозной магистрали на… километре четного (нечетного) пути перегона…, сведений о нарушении габарита не имею. Будьте бдительны!.
33. При остановке поезда в связи со сходом ЖД вагонов с рельсов машинист обязан срочно передать сообщение по связи:
Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда N…. На… километре… пикете четного (нечетного) пути перегона… нарушен габарит благодаря схода вагонов. Будьте бдительны!.
34. Сообщения в случаях, указанных в пунктах 32 и 33 настоящего Регламента, должны передаваться машинистам поездов, находящихся на перегоне, главе (механику-бригадиру) поезда, ДНЦ и ДСП станций, ограничивающих перегон, до получения подтверждения восприятия сообщения от ДНЦ либо ДСП станций, машиниста идущего вслед поезда, движущегося по соседнему ЖД пути.
35. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист (ассистент машиниста), уточнив расположение (километр, пикет), обязан затевать передачу сообщений текстом следующего содержания:
Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда N… остановился на… километре,… пикете четного (нечетного) пути перегона… благодаря (указать обстоятельство). Будьте бдительны! (сообщение при необходимости повторяется пара раз).
В случаях остановки поезда на перегоне у запрещающего показания светофора, данные об остановке с указанием километра, пикета машинист обязан сказать машинистам вслед идущих поездов и ДСП станций, ограничивающих перегон, или ДНЦ участка при диспетчерской централизации.
36. При необходимости затребования запасного локомотива машинистом (ассистентом машиниста), по окончании уточнения расположения (км, пикета), передается сообщение ДНЦ либо ДСП станции:
Я, машинист (фамилия) поезда N… на… км… пикете перегона…, требую вспомогательный локомотив по обстоятельству неисправности тепловоза (электровоза, моторвагонного либо особого самоходного ЖД вагонов) секции… серии… N… из-за (указать обстоятельство неисправности). Время… ч… мин.
37. помощник и Машинист машиниста при обнаружении в пути следования отклонений в работе либо повреждений на объектах инфраструктуры ЖД транспорта, неисправности в поездах, следующих по смежным ЖД дорогам, странных лиц на ЖД дорогах либо вблизи их обязаны информировать по связи ДСП станции либо ДНЦ, а при необходимости и машинисту поезда, следующего по смежному ЖД пути.
38. По окончании прицепки локомотива к составу поезда на ЖД станции отправления поезда и в пунктах смены локомотивных бригад обязана проверяться связь между главой (механиком-бригадиром) поезда и машинистом локомотива. Наряду с этим направляться придерживаться следующего регламента переговоров:
1) глава (механик-бригадир) поезда приводит к машинисту: Машинист поезда N…. По окончании получения ответа машиниста глава (механик-бригадир) поезда обязан продолжить: Я, глава (механик-бригадир) поезда N…, фамилия, и потом текст вопроса либо сообщения;
2) машинист приводит к начальнику (механика-бригадира) поезда: Глава (механик-бригадир) поезда N…. По окончании получения ответа главы (механика-бригадира) поезда машинист обязан продолжить: Вызывает машинист вашего поезда (фамилия), и потом текст вопроса либо сообщения.
39. Регламент переговоров между его помощником и машинистом локомотива приведен в таблице 1.
Таблица N 1
Регламент
помощника машиниста и переговоров машиниста
VI. Регламент переговоров ДСП станции с машинистами поездов (ТЧМ) при приеме, пропуске и отправлении поездов по ЖД станции
40. Регламент переговоров ДСП станции с машинистами поездов (ТЧМ) при приеме, пропуске и отправлении поездов по ЖД станции приведен в таблице N 2.
Таблица N 2
Регламент
переговоров ДСП станции с машинистами поездов (ТЧМ) при приеме, пропуске и отправлении поездов по ЖД станции