№ п\п | Тема | Дата проведения |
1. | Урок –посиделки «Русский фольклор» | |
2. | Письменный ответ на проблемный вопрос | |
3. | Развернутый ответ на вопрос «Какие конкретно черты фольклора позаимствовали литературная песня и баллада» | |
4. | Произведение «приключения и Мечта в литературе и жизни» | |
5. | Сочинение по рассказу «Муму». | |
Любимые страницы классики. Составление отзыва. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дидактические единицы Тема изучаемого раздела. | Кол-во часов | сроки | Планируемые результаты | Развитие речи, ким | Главные виды деятельности | ||||
замысел | факт | Замысел | факт | Предметные (знания) | личностные (умения) | Метапредметные. Универсальные учебные действия | ||||
Истоки литературы. Фольклор. Повторение: лирические и эпические жанры фольклора. | знать малые фольклорные жанры, их отличительные изюминки; обстоятельства происхождения и цель создания малых жанров фольклора, применение их в устных и письменных высказываниях.; различать поговорки и пословицы.применять загадки, поговорки и пословицы в устных и письменных высказываниях | Мочь:устно рецензировать ясное чтение одноклассников, выполнения актеров.развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, приобщение к мифологемам и архетипам народного сознания | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | Письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем мудрость и красота русских обрядов» | Беседа, работа с книгой. Толкование прямого и поговорок и переносного смысла пословиц, тайных. Отгадывание тайных | |||||
СМЕЛЫЙ ЭПОС.Былинный богатырь как выразитель народного идеала «Ильи Соловей и Муромец-Разбойник» | Знать: Историческая база былин. Классические былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. | Мочь:подбирать цитатные примеры для приёмов изображения и характеристики образов человека, воспитание патриотизма, осознание собственной этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры собственного народа. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками и учителем, мочь трудиться с различными источниками информации, составлять устные и письменные ответы на вопросы с применением цитирования, принимать участие в коллективном диалоге. | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений смелого эпоса темы, приёмы и образы | Рассказ преподавателя с элемен-тами беседы, работа с текстом | |||||
Смелый эпос населений украины. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко»,«Урал-батыр» | Знать: специфику жанра басни, осознавать аллегорию, мочь определять мораль. Авторская черта храбреца. Нравственный выбор храбреца. | Мочь: мочь характеризовать стиль произведения, трудиться со словарем лингвистических терминов | построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Создание презентации. | Тема для дискуссии: Храбрецы эпоса: национальные и общечеловеческие черты. | Рассказ преподавателя, беседа, работа со словарем | |||||
РЫЦАРСКАЯ Смелая ПОЭМА «Песнь о Роланде» Подвиги рыцарей во славу Отчизны | Знать: Представление об совершенном храбрец. Образы Роланда и Оливье | освоение социальных норм, правил поведения, формирование осознанного и важного отношения к собственным поступкам | Развитие умения составления черт, завлекать знания, полученные ранее. Формирование интереса к информационному поиску. | Ясное чтение | Беседа, работа с текстом | |||||
Историческая песня (о Степане Разине, Емельяне Пугачёве и др. национальных героях). | Знать: понятие об-рядового фольклора; главные жанры народных песен. вымысел и Исторические факты в исторических песнях Сообщение с былинами | Мочь: обнаружить эпитеты, метафоры, определять композицию в русских народных песнях. Увеличить знание жанров лирики, поэтических средств худ.ясности. | Формирование интереса к информационному поиску | Словарная работа, вырази-тельное чтение | Рассказ преподавателя с элемен-тами беседы, сопоставление литер. И фольклорных произв, | |||||
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да поблекли…», «Породила меня маменька…» | Знать: Исповедальность лирической песни, ей диалогичность. Образы «красной девушки» и «доброго молодца». мелодичность и Напевность песни. | Мочь: характери-зовать применяемые в поэтическом тексте средств худ. ясности; звукопись | построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Ясное чтение | Анализ, беседа, работа со словарем, прослушивание а/з | |||||
Р/р.Урок-посиделки. Русский фольклор | Закрепление изученного материала по теме «Фольклор» | Формирование понимания важности сохранения народной культуры, традиций,знание истории, языка, культуры собственного народа. | выделение и поиск нужной информацим. Создание презентации. | Ясное чтение, музыкальное выполнение, | Выступления обучающихся, выставка . Создание сборника песен | |||||
«Романтика кошмаров» в балладеВ.А. Жуковский. «Лесной царь» | Знать:Фантастический сюжет,диалогичность произведения, Начальные понятия о поэтической интонации.Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте | Мочь:Разбирать эпизод текста, составлять замысел анализа, подбирать примеры, иллюстрирующие разные формы выражения авторской позиции. Сопоставлять два произведения | выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Тема для дискуссии. Два Лесных царя Баллада Жуковского — перевод либо оригинальноепроизв. | Работа с текстами. Беседа по статье М. Цветаевой. Рассуждения. | |||||
Исторический сюжет в «Песне о Вещем Олеге» А.С.Пушкина | Знать летописный источник «Песни…», её балладный темперамент. Художественное воспроизведение нравов и быта Старой Руси | выделять этапы развития сюжета, обнаружить различие и сходство с балладой и летописью | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Ясное чтение | Комментированное чтение, работа с репродукциями, устное рисование | |||||
Образ кудесника, его вольный правдивый дар, | Позиция Пушкина, своеобразие языка | различать образы автора и рассказчика-повествователя, обнаружить позициюавтора,разбирать и оценивать поступки людей | Развитие внимания к смыслу слова в контексте | Повторение былина, баллада, сказка, песня | Беседа, сравнительный анализ | |||||
Р.р Письменный ответ на проблемный вопрос | — В чем сходство и баллады и различие летописи? | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , | Умение трудиться с различными источниками информации, обнаружить ее, разбирать, применять в независимой деятельности | Независимая работа | ||||||
Литературная сказка.В.М.Гаршнн «Attalcaprinsceps» | Символика сказки. Средства создания сказочного повествованияСтремление к свободе основной героини. Дружба маленькой травки и пальмы. Нетрадиционное», сказочного финала. | Приводить олицетворения и примеры аллегории. | умение создавать, использовать и преобразовывать символы и знаки, схемы и модели для ответа учебных и познавательных задач; | Устный ответ на проблемный вопрос «Можем ли мы вычислять пальму победительницей?» | Работа с текстом | |||||
13-14 | Снегурочка среди современных людей в сказкеВ.А. Каверина. «Легкие шаги». Две снегурочки | Приемы создания сказочных ситуацийСходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от нее | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | мочь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу собственных заинтересованностей | Комментированное чтение. Составл.сравнительной хар-ки | |||||
15-16 | Классик жанра литературной песни А.В. Кольцов. Роль картин природы в создании образов главных героев | Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. | построения поэтического произведения, мочь при чтении высказывать тему, идею произведения, эмоции автора, собственный видение, выявлять художественно значимые изобразительно-ясные средства языка поэта | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Работа со средствами ясности | чтение, анализ, беседа | ||||
РР Развернутый ответ на вопрос | Какие конкретно черты фольклора позаимствовали литературная песня и баллада. | умение с точностью и достаточной полнотой высказывать собственные мысли | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Личная работа | ||||||
18-20 | Образ путешественника в литературеД. Дефо. «Робинзон Крузо» Преобразование мира как жизненная потребность человека | История судьбы Робинзона, его умение противостоять трудностям. | выделять этапы развития сюжета, различать образы автора и рассказчика-повествователя, | умение трудиться с различными источниками информации, обнаружить ее, разбирать, применять в независимой деятельности | Фрагменты фильма | Комментированное чтение | ||||
21-23 | Образ грезы в книге А. Грина «Алые паруса» | Алые паруса как образ грезы. Дружная скромная судьба Ассоль и Лонгрена. Встреча с колдуном — символ судьбы. юность и Детство Грея, его взросление и мужание Понятие о жанре феерии, | Составлять Сравнительную характеристикугероев.подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии | Формирование умения разбирать и оценивать поступки людей. | Сопоставление храбрецов Фрагменты фильма | Составление таблиц, подбор цитат | ||||
24-25 | Литературные истоки детективного жанра.Э. По. «Золотой жук». | Поиски сокровищ.знать понятие о детективной литературе; композиции и особенности сюжета в детективе | Мочь определять в произведении элементы сюжета, композиции | умение с точностью и достаточной полнотой высказывать собственные мысли | Рассказ преподавателя, беседа, устное рисование, чтение | |||||
Р.Р. Произведение «приключения и Мечта в литературе и жизни» | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос , обладать начальными навыками литературоведческого анализа | Сочинени е | Личная работа | |||||||
А.С. Пушкин. Слово о поэте «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Знать: вольнолюбивый темперамент стихотворения; интонационная окраска стихотворения Увеличить знания биографии А.С.Пушкина, о его интересе к народной поэзии. | Мочь: ясно просматривать; вступать в речевое общение | Развитие умения слышать позицию оппонента, разбирать её и аргументировать личные выводы. | Рассказ преподавателя, с/р, анализ стихотворения | ||||||
Мотивы красоты красоты человека и единства природы. «Зимняя дорога», «Туча» | Знать: двусложные размеры стиха; понятие о параллелизме, олицетворении. | Мочь: характери-зовать применяемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию | независимое создание способов решения проблем творческого и поискового характера | ясное чтение | Беседа, , объяснение преподавателя, закрепление теоретических знаний. | |||||
Особенности пейзажа в стихотворенииЕ.А. Баратынского. «Водопад». | Сходство водопада и лирического героя. Особенности построения стихотворения. Прием звукописи | Мочь: характери-зовать применяемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию | умение осознанно применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения собственных эмоций, потребностей и мыслей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | ясное чтение | Анализ стихотворения | |||||
Тема красоты, дисгармонии и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы». | содержание и тематику стихотворенияАллегорический суть стихотворенияВыявление изюминок поэзии Лермонтова | Мочь: вырази-тельно просматривать поэтический текст; характеризовать стилистические средства | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Подготовка к сочинению по анализу стихотворения Лермонтова. | Беседа, анализ стихотворения | |||||
Философский суть пейзажной лирики С.А. Есенина. «В зимний вечер по задворкам»; «Сыплет черёмуха снегом»; «Край любимый! Сердцу снятся…»; «Топида болота». | Знать: сведения биографии. Особенности лирики Есенина, метафоричность языка | составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-ясные средства языка поэта | Мочь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу собственных заинтересованностей | Конкурс на лучшее прочтение стихотворения | Беседа, анализ стихотворения | |||||
Символика пейзажных стихотворений.Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…» Б. Окуджава «Полночный троллейбус» | особенности пейзажа в стихотворениях различных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического храбреца | составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-ясные средства языка | умение трудиться с различными источниками информации, обнаружить ее, разбирать, применять в независимой деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | Беседа, анализ стихотворения | ||||||
К.рСопоставительный анализ стихотворений. | Образ русской природы в романсах русских русских и стихах поэтов композиторов, Сопоставление проекта под управлением преподавателя альбома «Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века, романсах русских русских и полотнах художников композиторов» | осознавать проблему, выдвигать догадку, структурировать материал, подбирать доводы для подтверждения собственной позиции | Сопоставление проекта альбома | |||||||
Образ поэта в лирике.В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче | Особенности поэтики Маяковского. Его познание роли поэта | Мочь определять стихотворный размер | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Чтение анализ | ||||||
Провозглашение сокровища поэтического творчества. М. Цветаева «Моим стихам…» В.Ф. Ходасевич. «Поэту». | Лирический храбрец в стихотворении | составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-ясные средства языка | выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы | Сопорставительный анализ | ||||||
РР. Час поэзии. Ясное чтение | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Чтение наизусть | ||||||||
А.С.Пушкин. История создания «Повестей Белкина». герои и Сюжет повестей. | Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные изюминки повести | Мочь: делать художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать собственную точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов | Формирование параметров нравственной оценки людских поступков. | Слово преподавателя, беседа | ||||||
38-39 | А.С.Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести | содержание текста, историю создания повести; рассказчик в повести, художественные изюминки повести | делать художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать собственную точку зрения; проводить сопоставительный анализ эпизодов | Формирование параметров нравственной оценки людских поступков | Устное рассуждение на тему «Человек в противостоянии собственной судьбе» | беседа | ||||
40-41 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | Знать содержание прочтённого произведения, историю его создания, определение пафоса | Определять роль эпитетов в поэтическом описании действия | связывать знания о прошлом с современным опытом | Беседа, наизусть | |||||
42-44 | Поэтизация народной судьбе в повести.Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Комическое у Гоголя. | Знать: содержание прочтённого произведения, факты биографии писателя, историю создания цикла «Вечера на хуторе недалеко от Диканьки» | Мочь: составлять план и тезисы обладать разными видами пересказа; выявлять роль психотерапевтической подробности, авторскую позицию; исследо-вать речевую ха-рактеристику храбрецов | Формирование параметров нравственной оценки людских поступков | комментированное чтение, анализ | |||||
45-47 | И. С. Тургенев. «Муму». Нравственный вид Герасима.Протест против крепостничества в рассказе.Тургенев — мастер пейзажа и портрета | Знать: этапы судьбы Тургенева; обладать понятием сюжетЖизнь в доме барыни. барыня и Герасим.Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. | Мочь: составлять план и тезисы обладать разными видами пересказа; выявлять роль психотерапевтической подробности, авторскую позицию; исследо-вать речевую ха-рактеристику храбрецов | Формирование параметров нравственной оценки людских поступков | Пересказ эпизодов, составление замысла, создание иллюстраций | Комментированное счтение | ||||
РРсочинение по рассказу «Муму». | Знать: главные нормы русского литературного языка | Мочь: создавать письменные высказывания, осуществлять использование и выбор ясных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками и учителем; трудиться лично и в группе | произведение | Личная работа | |||||
РР. Любимые страницы классики. Составление отзыва. | Знать: главные нормы русского литературного языка | Мочь: анализиро-вать текст, высказывать и аргументироватьсвое отношение. | Построение речевого высказывания в устной и письменной форме | произведение | Личная работа | |||||
Тема становления людской характера в повести С.Т. Аксакова«Детские годы Багряна-внука», | Знать содержание прочтённого произведения.Образы малой отчизны, родных людей как изначальный исток образа Отчизны, России | принимать и разбирать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать чёрта храбрецу, аргументированно формулировать собственный отношение к прочтённому произведению | Умение осознанно применять речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения собственных эмоций, потребностей и мыслей | Ком ментированное чтение, беседа | ||||||
51-52 | Л.Н.Толстой. «Детство». рассказчик и Автор. Образ Николеньки Иртеньева. | Из биографии писателя. Автобиографичность храбреца-повествователя. | Определять идейное содержание произве-дения | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Ответ читательских задач. | |||||
53-55 | М.Неприятный. Детство 1.Автобиографичность повести «Детство» 2.торжество и Праздничность жизни настоящего быта в повести. 3.Хорошие люди в повести «Детство». | История судьбы М. Горького. Жизнь в доме Кашириных. Рвение людей выбраться из рамок быта. Цыганок. Книги в жизни Алеши | Владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос ,начальными навыками литературоведческого анализа | Формирование параметров нравственной оценки людских поступков | Ответ на проблемный вопрос | Комментированное чтение, беседаРешение читательских задач | ||||
К р творческий проект «Три воспоминания о детстве» | Содержание произведений Аксакова, Толстого, Горького | Мочь: отозваться на прочтённое, высказать собственную точку зрения, разбирать | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками и учителем; | Создание проекта в виде таблицы групповая работа | ||||||
Тема милосердия в рассказе Ю Яковлева «Багульник» | Детство как открытие мира, самосознания ребенка. Драматическое познание противоречий судьбы | Мочь передавать личные эмоции от прочтённого | умение трудиться с различными источниками информации, обнаружить ее, разбирать, применять в независимой деятельности. | Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в произведениях | Беседа по рассказу | |||||
58-59 | А.Г.Алексин. «Мой брат играется на кларнете.» Ребенок в мире взрослых. Отстаивание правды, хороша и справедливости. | Образ рассказчицы, отношение к ней. Форма ежедневника. | Мочь: отозваться на прочтённое, высказать собственную точку зрения, разбирать | Формирование параметров нравственной оценки людских поступков | Чтение произведения, работа над образом повести. обсуждение и Чтение, работа в группах. | |||||
60-63 | В.К.Железников. «Чучело» толпа и Личность. Дети и взрослые. Тема милосердия в повести Школьный кинотеатр сопоставление фильма и повести | Содержание фильма и повести | Мочь представить сюжет в виде замысла, сформулировать главную идея, поведать о наиболее значимых событиях от имени храбреца. | построение речевого высказывания в устной и письменной формеФормирование параметров нравственной оценки людских поступков | Обмен мнениями на читательской конференции | Ответ читательских задач | ||||
64-65 | Взросление храбреца в рассказе Ю.Мориц «Наездник Алеша» | Знать содержание произведения. Символика заглавия | определять идейное содержание произве-дения; | решение проблем творческого и поискового характера | Ответ читательских задач | |||||
К.р.Вариант 1 составление отзыва о самостоятельно прочтённом произведении (Ю.Яковлев «Рыцарь Вася») Вариант 2. Анализ стихотворения. | Умения составлять характеристики храбрецов, разбирать стихотворения, пересказывать и разбирать эпизоды, высказывать собственный отношение, применять литературные термины. | построение речевого высказывания в устной и письменной форме | ||||||||
67-68 | Повторение, обобщение, итоговый контроль | Ясное чтение стихотворений, выученных наизусть, устные пересказы произведений, сообщения о литературных героях и произведениях, Обнаружение уровня литературного развития обучающихся по вопросам: | Умения составлять характеристики храбрецов, разбирать стихотворения, пересказывать и разбирать эпизоды, высказывать собственный отношение, применять литературные термины. | Личные выступления, письменные работы, тесты |
69-70 – резервные часы на изучение тем, привёдших к наибольшему затруднению (25-30.05)
УМК по литературе
1. Стандарт главного неспециализированного образования по литературе.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 6 класс. В двух частях. Москва.«Вентана-Граф», 2013г.
3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях..Москва «Вентана-Граф», 2013 г.4.Рабочая тетрадь.
4. Литература. Тематическое планирование 5-11 классы. Н.В. Сиденко. Сталинград, Преподаватель – АСТ, 2004.