Педагогика сотрудничества есть одним из самые всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., позвавших к судьбе бессчётные инновационные процессы в образовании. Наименование данной технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. направляться. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-науки и педагогической практики.
Как целостная разработка педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-аккуратного инструментария; ее идеи вошли практически во все современные педагогические разработки, составили базу Концепции среднего образования РФ. Исходя из этого педагогику сотрудничества нужно разглядывать как особенного типа проникающую тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той либо другой мере входящей во многие современные педагогические разработки как их составная часть.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
по уровню применения — общепедагогическая разработка;
по философской базе — гуманистическая;
по главному фактору развития — комплексная биосоцио- и психогенная;
по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная постепенная интериоризация;
по ориентации на личностные структуры — всесто ое й гармоничная;
по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
по типу управления: совокупность малых групп;
по организационным формам: отвлечённая + клубная, личная + групповая, дифференцированная;
по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
по преобладающему способу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
переход от педагогики требовании к педагогике взаимоотношений;
гуманно-личностный подход к ребенку;
воспитания и единство обучения.
В Концепции среднего образования РФ сотрудничество трактуется как мысль совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной согласием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом результатов и хода данной деятельности. Как совокупность взаимоотношений сотрудничество многоаспектно; но наиболее значимое место в нем занимают отношения преподаватель-ученик. В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект собственной учебной деятельности. Исходя из этого два субъекта одного процесса должны функционировать совместно; ни один из них не должен находиться над вторым.
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между преподавателями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды взаимоотношений учеников, руководителей и учителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, публичными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной совокупности ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Цель школы — разбудить, позвать к судьбе возможности и внутренние силы, применять их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
новый взор на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
демократизацию и гуманизацию педагогических взаимоотношений;
отказ от прямого принуждения как способа, не дающего результатов в наше время;
новую трактовку личного подхода;
формирование хорошей Я-концепции, т. Е. совокупности осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на базе которых она сооружает собственный поведение.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Раскрываются новые тенденции и принципиальные подходы в ответе вопросов чему и как учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и способам и навыкам мышления; интеграция, вариативность; употребляется хорошая стимуляция.
Совершенствование форм и методов учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, применяемых в авторских совокупностях педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее больших блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в свойствах творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.
Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают наиболее значимые тенденции, в соответствии с которым начинается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной совокупности;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих сокровищ;
развитие творческих свойств ребенка;
восстановление русских национальных и культурных традиций;
сочетание личного и коллективного воспитания;
постановка тяжёлой цели.
технология и Идеология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
Педагогизация экологии. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, важное положение по отношению к остальным университетам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Наиболее значимыми социальными университетами, формирующими подрастающую личность, являются школа, социальное окружение и семья. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Исходя из этого на первый замысел выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на публичные и национальные университеты защиты детства.