Неподвижен самолет, не колышется листва, и люди остановились.
Разглядите фотоснимок. На нем все совершенно верно так, как это было б тот миг, в то время, когда фотограф надавил на спуск собственного аппарата. То же небо с летящим самолетом, то же тенистое дерево, те же люди под ним. Но неподвижен самолет, не колышется листва, и люди остановились, совсем как в сказочном сонном царстве. Каким же волшебством оживить это царство, как возвратить ему перемещение?
Фотография оживает в кино. Само собой разумеется, одну фотографию оживить запрещено. Для кино их необходимо довольно много. На рисунке продемонстрирована часть киноленты. Тут пара картин-кадров, и все они па первый взор однообразные. Но присмотритесь внимательнее — и вы заметите, что картины все-таки самую малость различные.
Разглядывая их одну за второй, вы сможете проследить все перемещения изображенных предметов. А вдруг сменять эти картины быстро-быстро, с неуловимой для глаза скоростью? Вы уже не сможете уловить, в то время, когда одна картина сменяется второй, и перемещение покажется вам постоянным.
Киносъемочная камера 24 раза в секунду приоткрывает собственный «глаз» совершает снимок. А позже пленка с этими снимками бежит в проекционном аппарате. Двадцать четыре снимка в секунду сменяют друг друга на экране.
Присмотритесь: все картины самую малость различные.
Так кино возвращает людям, страницам, самолетам перемещение, застывшее в момент съемки. И зрителю думается, что не было ни съемочного аппарата, ни пленки, ни мелких кадров на ней. Ему думается, словно бы воздействие происходит лишь на данный момент, перед его глазами
Кинематограф появился немым. Он не сказал, не пел, не смеялся. Беззвучно скользили по экрану киногерои. Тихо, как по вате, скакали кони.. Сверкая и играясь на солнце, падали с круч немногословные водопады. Это было весьма необычное зрелище. Недаром юный кинематограф довольно часто именовали «Великий Немой».
Кино оставалось немым более тридцати лет. За эти годы в технике показались фотоэлементы, радиолампы, усилители электрических колебаний, громкоговорители — все нужное для звукового кино. И тогда сходу довольно много изобретателей в различных государствах придумали звуковое кино.
У нас в СССР его изобрели в один момент два ученых — А. Ф. Шорин и П. Г. Тагер.
В подробностях их совокупности различались, но сущность была одна. Звук записывался на кинопленку и печатался вместе с изображением. Кадрики изображения было нужно уменьшить и переместить в сторону.
С одного края пленки высвободили место для звукозаписи — звуковую дорожку. Она видна на рисунке, где продемонстрирована схема записи звука по методу Шорина. Сперва звук посредством микрофона превращают в электрические колебания. После этого через усилитель их подводят к весьма чувствительному прибору — гальванометру.
Под действием колеблющегося тока ленточка гальванометра колеблется в магнитном поле да и то больше, то меньше загораживает световой лучик, идущий от лампы к кинопленке. От этого и кинопленка освещается то больше, то меньше. Пленка бежит в аппарате, яркие места чередуются с чёрными. Позже звуковую пленку проявляют и печатают вместе с изображением. На звуковой дорожке видны тёмные и яркие зубчики. Это и имеется записанный звук.
Как же вынудить пленку зазвучать? Для этого в кинопроекционном аппарате также ставят лампу, а перед ней делают узкую щелочку. Тоненький луч попадает на звуковую дорожку, за которой находится электрический глаз — фотоэлемент. Данный прибор под действием света дает электрический ток. В то время, когда на пленке попадается яркий зубчик, луч вспыхивает,
фотоэлемент дает больший ток. А набежит чёрный зубчик — закроет луч, как туча, и ток в фотоэлементе уменьшится. Так опять получаются электрические колебания. Их усиливают и подводят к громкоговорителям.
Звукозапись в кино.
Актеры на экране заговорили, запели, зашаркали ногами, защебетали птицы, зашелестели листья, запыхтели паровозы — «Великий Немой» заговорил.
Все мы весьма любим кино. Это самое массовое из искусств. Но кино не только мастерство. Кинематография — большая отрасль, оснащенная сложнейшей современной техникой. За всем тем, что мы видим на экране, прячется напряженный труд многочисленного коллектива, работа предприятия, оборудованного приборами и совершенными машинами.
Съемка фильма — это громадный труд. То, что пройдет на экране всего за пара мин., снималось многие часы. Но вот съемка кончена, погасли прожекторы, ушли актеры. Из киносъемочного аппарата вынимают светонепроницаемую кассету с отснятой кинопленкой. Вторую кассету с записанным звуком вынимают из аппарата в помещении звукозаписи, соединенной со съемочным павильоном проводами.
Кинопленки с заснятым изображением и записанным звуком должны быть показаны. В цехе обработки пленки стоят громадные и сложные проявочные автомобили. Увлекаемая вращающимися роликами и барабанами, пленка опускается на дно глубоких баков и опять выходит на поверхность. Сперва она попадает в бак с раствором проявителя, после этого промывается водой и идет в бак с фиксажным раствором. По окончании фиксажа пленка опять промывается в воде и попадает в сушильный шкаф. Высушенная пленка наматывается на приемную катушку автомобили. Путь цветной пленки еще сложнее.
В то время, когда негативы звука и изображения показаны, с них на копировальных аппаратах печатаются позитивы. Их также проявляют и передают в цех монтажа. Монтажницы к каждому куску пленки с изображением подбирают соответствующий звук и подкладывают пленки
так, дабы звуки совпадали с перемещениями.
Так устроена проявочная машина.
Эту работу делают на особых звукомонтажных аппаратах.
Звукомонтажный аппарат — это кинотеатр для одного человека. Пленка с изображением бежит в проекционной головке аппарата перед яркой лампой. Монтажница наблюдает на экранчик размером чуть больше почтовой открытки. А пленку со звуком помещают в звуковую часть аппарата. На кронштейне над аппаратом приделан громкоговоритель.
Под ногами у монтажницы две педали. Одна педаль — движение вперед. Надавишь ее очень сильно — фильм побежит в аппарате скоро. не сильный надавишь — перемещение замедляется. А вдруг отпустить педаль, обе пленки совсем остановятся. Так легко разглядеть картину во всех подробностях, дабы все совершенно верно подогнать. А необходимо какое-нибудь место повторить—монтажница нажимает педаль заднего хода. Обе пленки бегут назад. Добежали до нужного места— стоп, снова отправились вперед. В случае, если звук начинает отставать от изображения, звуковую пленку укорачивают, вырезая кусочки на паузах между словами. А вдруг звук забегает вперед, паузы увеличивают, вклеивая кусочки пленки.
Съемка фильма в павильоне.
Готовый фильм отправляют на кинокопировальную фабрику. В том месте со смонтированных звука и негативов изображения печатают копии на одну пленку и проявляют в проявочных автомобилях. Копий печатают довольно много — пара сотен. Их рассылают по всей стране, дабы сходу в сотнях кинотеатров продемонстрировать премьеру. И миллионы зрителей, затаив дыхание, ловят каждое слово, каждое перемещение актеров на экране.
Чувство еще улучшается, в случае, если фильм цветной. Цвет в кино показался сравнительно не так давно. А сперва создали цветную фотографию. Массовое развитие цветного кино приходится уже на послевоенные годы. Сейчас картина стала еще более жизненной, более правдоподобной; цветная, она живет, движется, говорит. Но все же она осталась картиной: зритель сидит в зале, а воздействие происходит в рамке на стене.