Разглядывая понятие «личность» возможно сделать вывод о том, что личностью не рождаются, а становятся. С данной точкой зрения сейчас в соответствии с большая часть психологов. Но по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные мнения. Эти расхождения позваны разным пониманием социальных групп и значения общества для развития личности, и этапов и закономерностей развития, кризисов развития личности, возможностей других процесса вопросов и ускорения развития.
Существует довольно много разных теорий личности, и в каждой из них неприятность развития личности рассматривается по-своему. К примеру, психоаналитическая теория осознаёт развитие как адаптацию биологической природы человека к судьбе в обществе, выработку у него определённых способов удовлетворения и защитных механизмов потребностей. Теория линия основывает собственное представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и разглядывает процесс их зарождения, стабилизации и преобразования как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения воображает процесс развития личности как формирование определённых способов межличностного сотрудничества людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».
В базе многих теорий личности лежит представление о том, что личность как социально психотерапевтический феномен представляет собой жизненно устойчивое в собственных главных проявлениях образование. Конкретно степень устойчивости личностных особенностей определяет последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный темперамент. Разглядим кое-какие из них.
Развитие самосознания. У старшего дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им собственных особенностей, качеств, возможностей. Информацию о собственных возможностях накапливаются понемногу благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на базе установления связей между информацией и индивидуальным опытом ребёнка, которую он приобретает в ходе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты собственной деятельности с результатами вторых детей, ребёнок приобретает новые знания не только о втором человеке, но и о самом себе.
в течении дошкольного детства сохраняется неспециализированная хорошая самооценка, основанная на заботе близких и бескорыстной любви и взрослых. Она содействует тому, что дошкольники склонны завышать представления о собственных возможностях. Расширение видов деятельности, каковые осваивает ребёнок, ведет к формированию чёткой и уверенной конкретной самооценки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия.
Оценка дошкольником самого себя сильно зависит от того, как его оценивает взрослый. Занижение оценки оказывают самое отрицательное действие. А завышенные искажают представления детей о собственных возможностях в сторону преувеличения результатов. Но одновременно с этим играются хорошую роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребёнка.
Чем правильнее оценочное действие взрослого, тем правильнее представления ребёнка о итогах собственных действий. Организованное представление о собственных действиях оказывает помощь дошкольнику критически относится к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех выводов и установок, каковые подсказывает им опыт. Ребёнок может кроме того в определённой степени противостоять искажающим оценочным действиям взрослых, в случае, если самостоятельно может разбирать результаты собственных действий. Характерно, что в этом возрасте ребёнок отделяет собственную самооценку от оценки себя вторыми. Познание дошкольником пределов собственных сил происходит на базе не только общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными либо заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным действиям взрослых, легко поддаются их влияниям.
Понемногу у дошкольников возрастает свойство мотивировать самооценку, причём изменяется и содержание мотивировок. В изучении Т.А. Репиной продемонстрировано, что пятилетние дети связывают самооценку по большей части не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В семь лет дошкольники обосновывают хорошие характеристики самих себя с позиций наличия каких-либо нравственных качеств. Но кроме того в шесть — семь лет не всегда дети смогут мотивировать самооценку.
У детей старшего дошкольного возраста происходит ответственное преобразование в плане самооценки. Она из неспециализированной делается дифференцированной. Ребёнок делает выводы о собственных достижениях: он подмечает, что с чем — то справляется лучше, а с чем — то хуже.
Не считая осознания собственных качеств старшие дошкольники пробуют осмыслить мотивы собственных и чужих поступков. Они начинают растолковывать собственное поведение, опираясь на представления и знания, почерпнутые от взрослого, и личный опыт.
В объяснении поступков вторых людей дошкольник обычно исходит из ценностей и своих интересов, другими словами собственной позиции в отношении окружающего.
Понемногу старшие дошкольники начинают осознавать не только собственные нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Кроме этого старшего дошкольника интересуют кое-какие психологические процессы, происходящие в нём самом.
В дошкольном детстве начинает складываться еще один серьёзный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребёнок первоначально живёт лишь настоящим. С осознанием и накоплением собственного опыта ему делается дешёвым познание собственного прошлого. Старший дошкольник требует взрослых поведать о том, как он был мелким, и сам с наслаждением вспоминает отдельные эпизоды недалёкого прошлого. Характерно, что полностью не осознавая трансформаций, происходящих в нём самом с течением времени, ребёнок осознаёт, что раньше он был не таким, как сейчас: был мелким, а на данный момент вырос. Его интересует прошлое родных людей.
Осознание собственных качеств и умений, представление себя во времени, открытие для себя собственных переживаний — всё это образовывает начальную форму осознания ребёнком себя, происхождение «личного сознания» (Д.Б. Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обуславливая новый уровень осознания собственного места в совокупности взаимоотношения со взрослыми.
Серьёзной составляющей самосознания есть осознание собственной принадлежности к мужскому либо женскому полу, другими словами половой идентичности. в течении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой дифференциации и половой социализации. Они пребывают в усвоении ориентаций на ценности собственного пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Сейчас дошкольник обращает внимание на женщин и различия мужчин не только во наружности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются базы представлений о женственности и мужественности.
Итак, главными изюминками развития самосознания в дошкольном возрасте являются:
-сохранение неспециализированной хорошей самооценки;
-происхождение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником;
-формирование осознания собственных физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психологических процессов;
-к финишу дошкольного возраста складывается верная дифференцированная самооценка, самокритичность;
-развитие свойства мотивировать самооценку;
-появление осознания себя во времени, личное сознание.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребёнок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое воздействие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Оно начинается у дошкольника по линии независимой, инициативной постановки целей, каковые с возрастом изменяются и по содержанию. Старшие смогут ставить цели, серьёзные не только для них, но и для окружающих. Как подчёркивал Л.С. Выготский, самым характерным для волевого действия есть вольный выбор цели, собственного поведения, определяемый не внешними событиями, а мотивами самого ребёнка. Мотив, побуждая детей к деятельности, растолковывает, по какой причине выбрана та либо другая цель.
Соподчинение мотивов у дошкольника, как продемонстрировали изучения А.Н. Леонтьева, первоначально происходит в яркой социальной обстановке общения со взрослым. Соотношение мотивов задаётся требованием старшего и контролируется взрослым. И только позднее соподчинение мотивов появляется тогда, в то время, когда этого требуют объективные события. Сейчас дошкольник может пытается к достижению непривлекательной цели для чего-нибудь другого, значимого для него. Либо может отказаться от чего — то приятного, дабы достигнуть более серьёзного либо избежать нежелательного. В следствии этого отдельные действия ребёнка покупают сложный, как бы отражённый суть.
Так, поведение ребёнка преобразовывается во внеситуативное личностное, теряет собственную непосредственность. Оно направляется понятием о предмете, а не самим предметом, другими словами появляется совершенная мотивация; к примеру, мотивом делается нравственная норма.
В дошкольном детстве у детей начинается интерес к новым более ответственным, более «взрослым» видам деятельности (счёту и чтению) и рвение их делать, что позвано формированием у них предпосылок учебной деятельности. У старших дошкольников познавательные мотивы всё больше отделяются от игровых. В дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый замысел. Дети приобретают удовлетворение от ответа не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных упрочнений, благодаря которым эти задачи решались.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника быстро возрастает рвение к признанию и самоутверждению, что обусловлено потребностью понять собственную личностную значимость, сокровище, уникальность. И чем старше ребёнок, тем ответственнее для него признание не только взрослых, но и других детей.
Старшие дошкольники стремятся поддерживать хорошие взаимоотношения со сверстниками и делать неспециализированную деятельность. Причём мотивы общения с товарищами у детей пяти — семи лет так сильны, что ребёнок довольно часто отказывается от своих личных заинтересованностей чтобы поддержать контакты.
Наиболее значимым приобретением в мотивационной сфере дошкольников, наровне с соподчинением мотивов, есть развитие нравственных мотивов. К семи годам нравственные мотивы становятся предопределяющими по собственной побудительной силе. Другими словами социальные требования преобразовываются в потребности самого ребёнка. Так же, как и прежде ребёнок совершает довольно много импульсивных действий под влиянием сильных чувств. Для старшего дошкольника допустимо подавление аффекта, не смотря на то, что и с большим трудом. Тяжело преодолеваются мотивы, которые связаны с органическими потребностями, самый ярко конфликт появляется между публичными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребёнком.
Понемногу дошкольник переходит к внутренней регуляции действий, каковые становятся произвольными. Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребёнка на личные внешние и внутренние действия, в следствии чего рождается свойство руководить собой (А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова). Развитие произвольности происходит в различных сферах психики, в различных видах деятельности дошкольника.
В дошкольном возрасте на базе самоконтроля и самооценки появляется саморегуляция собственной деятельности. В этом возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, способа и результата действия, в случае, если ребёнок сталкивается с необходимостью детально растолковать собственные действия, самостоятельно обнаружить и исправлять собственные неточности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся развитие способов потребности и освоение самопроверки контролировать и корректировать собственную работу. Дошкольники слишком мало обладают действиями по обнаружению неточностей, и им весьма тяжело осознавать сам факт соотношения делаемых действий с примером. В большинстве случаев они отлично знают требования взрослого, но не смогут соотносить с ними собственную деятельность (И.А. Домашенко). Значительно чаще дети прибегают к самопроверке, в то время, когда этого требует воспитатель. Потребность в самоконтроле появляется, в случае, если ребёнок видится с трудностями и у него появляется сомнение в правильности делаемой работы.
Итак, главными изюминками развития воли в дошкольном возрасте являются:
-формирование у детей целеполагания, соподчинения и борьбы мотивов, планирования, самоконтроля в поведении и деятельности;
-развитие свойства к волевому упрочнению;
-развитие произвольности в сфере перемещений, действий, общения и познавательных процессов со взрослыми.
Развитие чувств. Эмоциональное развитие дошкольника связано в первую очередь с возникновением у него новых заинтересованностей, потребностей и мотивов. Наиболее значимым трансформацией в мотивационной сфере выступает происхождение публичных мотивов. Исходя из этого интенсивно начинают развиваться нравственные чувства и социальные эмоции. К трансформациям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение главного мотива, которому подчинена целая совокупность вторых, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Эмоциональные переживания сейчас вызываются не тем причиной, что конкретно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, что данный факт получает в связи с ведущим мотивом деятельности ребёнка. Эмоции теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, появляются в ответ на предполагаемые мысленные события (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его волноваться по поводу вероятных результатов деятельности, предвидеть реакцию вторых людей на его поступки. Исходя из этого роль чувств в деятельности ребёнка значительно изменяется.
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психотерапевтические особенности, определяющие поступки и действия, каковые разрешают отследить становление произвольности поведения.
Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип интеллекта и единства аффекта. Целостная структура личности определяется активностью и направленностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них пребывает в том, что ребенок понемногу начинает понимать своё место в окружающем мире. Вторая сторона — воли и развитие чувств. Они снабжают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое складывается из знаний ребёнка о себе, собственном месте в реальности и способности оценить личные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Во время дошкольного детства происходят значительные трансформации в личностном развитии, что отражается:
В перестройке мотивационной стороны психологической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.
В формировании социальной позиции, произвольности и навыков саморегуляции.
В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.
В способности адаптации к изменяющимся условиям.
О развитии личности ребенка мы судим по трансформациям во всей структуре психологической деятельности, по смене ведущей деятельности, по появлению и изменению активности главных новообразований личности.
его личности и Развитие ребёнка, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в ходе сотрудничества ребенка со взрослыми и со сверстниками. Так, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и взаимоотношений к себе как к физическому, духовному и публичному существу (5).
Базовые характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном трансформации. На каждом этапе они имеют собственную специфику и требуют создания особенных условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного происхождения новообразований личности у ребенка смогут в предстоящей его жизни показаться важные деформации в поведении.
Главными психотерапевтическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:
1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая деятельности ребёнка саморегуляции и качественная характеристика поведения.
2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка появляется умение выделять главный мотив и подчинять ему целую совокупность действий, доминирование мотивов успехи успеха над внешними ситуативными мотивами.
3. Самостоятельность — уровень качества личности, необычная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она снабжает решение проблем и независимую постановку, появляющихся перед ребенком в деятельности и повседневном поведении.
4. Креативность — свойство к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), поведения и произвольности деятельности, и информированности ребёнка в окружающей действительности.
5. Трансформации в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, итог развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей во время дошкольного детства проявляется свойство к конструктивным сотрудничествам с окружающими, что ведет к появлению адекватной самооценки и осознанию собственного места в окружающем мире по отношению к реальной действительности и сверстникам.
Возраст 6—7 лет есть решающим в ходе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базисных составляющих психологического развития, в ходе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, каковые за период дошкольного возраста обогащаются личными параметрами. Соподчинение мотивов ведет к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются главные ценностные установки, изменяется темперамент взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с правилами и нормами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и происхождение обобщённо-интеллектуального переживания.
ДЕТСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
В ходе собственного психологического развития ребенок овладевает характерными человеку формами поведения среди вторых людей. Это перемещение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от вторых и в один момент несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Конкретно целостное психологическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и личных особенностей.
Внутренняя позиция ребенка проявляет себя в очень необычной форме. Это либо эмоционально окрашенные образы, либо ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, либо воля, высказываемая в подключенном в отношения упорстве, либо каждые другие частные психологические успехи, каковые внезапно обнаруживаются в виде доминирования над неспециализированными достижениями в ходе целостного психологического развития. Эти ситуативные доминирования, появившись и заявив о себе, скоро исчезают. Но конкретно они окрашивают развитие личности ребенка неповторимым обаянием чувства проявлений «личности» и «детских самости».
В это же время, ребенок деятельно присваивает из собственного окружения те ценности, каковые определяют развитие его самосознания. Обратимся к рассмотрению развития тех звеньев самосознания, каковые в первый раз приобретают интенсивное развитие в дошкольном возрасте либо в первый раз заявляют о себе.
Первое звено структуры самосознания является кристаллом личности, включающий имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью.
В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет личное имя. При обычных отношениях в семье он обожает собственный имя, поскольку всегда слышит ласковое к себе обращение. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут именовать, в то время, когда он станет взрослым. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя получает особенный личностный суть. Имя разрешает ребенку получить возможность представить себя как обособленного от вторых, необыкновенного человека.
В дошкольном возрасте ребенок постигает сокровище имени через утверждение собственного преимущества. достоинство и Имя начинает соединяться в самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а иначе—через настоящие отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя кличут?» «Какое прекрасное у тебя имя!»), поощрение в достижениях («Петя хороший мальчик!» «Это лучше всех сделал Илюша!»), и демонстративное искажение имени вместе с обесцениванием личности («Петька, дурак!») приучают ребенка Ценностно относиться к собственной персоне совместно со своим именем. Происходит целостное включение в собственный самосознание духовной и имени индивидуальности.
Узкая идентификация с, ребенком, высказываемая в методах обращения по имени, снабжает личностную устойчивость ребенка, позволяет поддерживать ребенка в его притязаниях на желаемое отношение к себе.
Ребенок органично, начиная с раннего возраста, идентифицирует собственный имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом взаимоотношений.
Общение с родителями, со взрослыми и со сверстниками учит ребенка усвоению мимики через его идентификацию с чувствами тех, с кем он общается.
В 3 года ребенок уже может губами дуть не только в дудочку, но и надувать шарик; носом он может произвольно втягивать воздушное пространство и выталкивать его обратно. В 4—5 лет ребенок уже может делать симметричные активные экспрессии, он способен поднимать брови, закрывать глаза, сжимать губы, вытягивать их, надувать щеки, показывать зубы и язык.
К пяти годам сформировываются кое-какие сознательно контролируемые выражения. К примеру, «честное» выражение лица с открытым взором, устремленным в глаза взрослому, намерено демонстрируемо взрослому, в то время, когда в конечном итоге ребенок что-либо утаивает. Но в целом мимические реакции ребенка до 6 лет очень ярки и лицо его просматриваете как открытая книга.
Формирование образа тела. В обычных условиях, благодаря соучастию взрослого, ребенок всегда упражняется в действиях и разнообразных движениях Бессчётные действия, каковые он совершает совместно со взрослым, являются не просто расслабления и (мускульную работу сокращения), но формируют*сложные интегративные связи между мускульной работой, зрением, осязанием, телесным эмоцией координированности и равновесия в пространстве, и общи результатом всех переживаний и усилий. Наряду с этим любой момент действия должен быть четко сбалансированным не только на уровне пальцев, кисти, всей руки, всего тела, но и на уровне результатов от произведенного действия. Благодаря этого кроме того самый несложный акт телесной работы конструирует образ действия. Образ действия представляет собой глубоко интимный процесс работы так называемых чёрных мышечных эмоций, каковые определяют равновесие мышечного напряжения при исполнении освоенных действий и движений.
Равновесие мышечного напряжения при исполнении действий и движений еще не хорошо дается ребенку раннего возраста, в дошкольном возрасте отмечается продвижение в этом отношении. Ребенок научается соизмерять телесное перемещение к цели (одновременно с раскрывает руки для поимки мяча; достаточно совершенно верно ударяет молоточком; соотносит количество собственного тела, направление собственного перемещения и окружающие его предметы). Возможно лишь удивляться целенаправленности и терпению ребенка в его рвении к овладению действиями и движениями. Нормально развивающийся ребенок неустанно повторяет собственные попытки. Наряду с этим он наслаждается эмоцией действий и освоения движений. Само по себе это чувство есть призом за усердие. Овладение мускульной координацией, сопряженной с впечатлениями от вторых органов эмоций (осязание, восприятие и др.) дает интегрированное рефлексивное переживание от происходящих в теле хороших трансформаций. Любая новая попытка в освоении действия и необходимого движения доставляет новые хорошие переживания, т. к. овладение действиями и движениями есть естественным результатом развития заложенных в телесный фонд потенциальных возможностей.
При всем достатке потенциала к телесному формированию ребенка ему нужно еще одно условие, содействующее телесному формированию. Обращение снова будет идти о соучаствующем взрослом, что эмоционально и физически содействует телесному формированию ребенка. Близкий, значимый для ребенка взрослый защищает его от возможных травм, чем вселяет в него уверенность в безопасности. Взрослый восхищается удачами ребенка в его телесных упражнениях, чем поддерживает и развивает в нем чувство самоценности. Помимо этого, взрослый показывает ребенку путь более успешного сведения нужным действием, что снабжает более действенное научение. Ребенок с наслаждением овладевает телесными действиями, каковые ложатся базу образа.
Намерено направляться обратиться к разделению действий. В дошкольном возрасте происходит прогрессивное усиление разграничения одностороннего доминирования.
Одностороннее доминирование содействует выработке координации между двумя руками—главной и поддерживающей. Развитие одностороннего доминирования содействуют формированию выразительных движений и жестикуляции. Одностороннее доминирование телесных функций осознается ребенком как особенность функционирования его тела и участвует в формировании образа тела.
Образ тела начинается у ребенка в связи с физическим овладением телом, а также в связи с его неспециализированными познавательными заинтересованностями, в то время, когда он внезапно начинает интересоваться телесной организацией вторых людей и собственной.
Особенное место тут занимают половые показатели. Осознание собственной половой принадлежности включается в структуру образа «Я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» либо «Ты — девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со собственными половыми изюминками. Ребенок раннего возраста ярок в отношении к собственному половым органам и телу. По мере взросления дошкольники начинают осознавать различия и смущаться при обнажении перед вторыми людьми. Чувство неловкости, стыдливость — итог своеобразия культурного развития общества.
Отношение к наготе людской тела — неприятность нравственного воспитания ребенка в широком смысле этого слова. Практически во всех случаях дошкольники достаточно рано усваивают девочки и тела характерные приметы мальчика. Наряду с этим дети ориентируются на отношение взрослых к обнаженному телу. Многие взрослые накладывают необычное табу на восприятие обнаженного тела. Отношение своих родителей к собственному телу во многом определяет нюансы их поведения, каковые воздействуют на темперамент идентификации ребенка со своим телом. В случае, если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передается ребенку. В случае, если родители ведут себя конечно, то ребенка до поры, в большинстве случаев, не смущает его обнаженное тело.
Отношение к обнаженному антропогенному телу — итог влияния тех стереотипов поведения, каковые существуют в семье ребенка, в ближайшем окружении и в культуре в целом.
Ребенок может задавать родителям вопросы о телесном различии полов, происхождении детей и т. д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно верно удовлетворяться взрослыми. Полезно заблаговременно формулировать ответы на вероятные вопросы детей. Взрослый обязан без шуток относиться к проблеме телесных различий пола как проблеме нравственного воспитания личности. Он обязан, разговаривая с ребенком на темы пола, выполнять нужный такт, соединять телесный и психотерапевтический пол, учитывать психологические особенности и возраст собственного ребенка (с ребенком направляться сказать правдиво, без стыда, но это не означает, что ему необходимо тут же выложить целый запас сведений, которыми владеет взрослый).
При развитии у ребенка образа тела крайне важно научить» его ценностно относиться к собственному телу. Трудность пребывает в воспитании ценностного отношения к телу и одновременном эмоции стыдливости в отношении к собственной наготе, в отношении к наготе другого человека — данной великой способности сохранять телесное и духовное целомудрие. Принципиально важно одновременно с привить ребенку познание возрастной дозволенности обращения со своим телом (в плане вероятных физических нагрузок, телесных функций, гигиены и др.). Принципиально важно конкретно в этом возрасте преуспеть в воспитании целомудрия и сопутствующей ему стыдливости. Принципиально важно наряду с этим воспитать ценностное отношение к телу, научить заботиться о нем. Образ тела включает в себя всю гамму Взаимоотношений к нему, существующих в обществе и присваиваемых ребенком конкретно в эту пору высокой эмоциональной сензитивности.