Особенности и педагогическое значение «житийной» литературы

Особенности и педагогическое значение «житийной» литературы

Паньшиной С.В.

41 гр.

Особенности и педагогическое значение «житийной» литературы

ЖИТИ?ЙНЫЙ, житийная, житийное (лит.). прил. к житие в 1 ·знач. Житийные сказания. Житийный стиль. Житийная литература (то же, что агиография). (Словарь Д.Н.Ушакова)

Житийная литература — вид церковной литературы биографии святых. развитие и Появление агиографического жанра. Каноны древнерусской агиографии и житийная литература Руси. Святые старой Руси: Сказание о Глебе и Борисе и Житие Феодосия Печерского.

Житийная литература — это литература, посвященная жизни и описанию святых. В старой Руси данный термин обозначал: биография, жизнеописание известных епископов, патриархов, монахов, основателей монастырей. Такие биографии — жития именуют АГИОГРАФИЯ

Агиография — литература, посвященная святым. Такая биография довольно часто писалась приятелями святого по окончании его смерти, но не ранее канонизации, т. е. официального признания церковью святым. Цельтакой биографии — поведать о жизни и подвигах святого, прославить его память и сохранить воспоминание о неординарном человеке. В старой Руси все жития переводились с греческого языка. Эти переводные жития, показавшиеся в конце 10 начале 11 вв. и положили начало житийной литературе в Киевской Руси.

Попавшие в первый раз на Русь переводные жития употреблялись с неоднозначной целью: для домашнего чтения (Минеи) и для богослужений (Прологи, Синаксарии).

Такое неоднозначное применение стало причиной тому, что каждое житие писалось в двух вариантах: маленьком (проложном) и долгом (минейном). Маленький вариант скоро читался в церкви, а долгий после этого читался вслух вечерами всей семьей.

Проложные варианты житий были такими удобными, что завоевали симпатии церковнослужителей. (на данный момент бы сообщили — стали бестселлерами.) Они становились все меньше и меньше. Стало возмможно в течение одного богослужения зачитывать пара житий.

Одно из первых произведений древнерусской агиографии – «Житие Антония Печерского». Не смотря на то, что оно не сохранилось до отечественного времени, возможно утверждать, что это было в собственном роде выдающееся произведение. Житие содержало полезные исторические и легендарные сведения о происхождении Киево-Печерского монастыря, повлияло на летописание, послужило источником Начального свода, а позднее было использовано и в «Киево-Печерском патерике».

Примером древнерусского княжеского жития есть неизвестное Сказание о Глебе и Борисе, созданное, по-видимому, в конце XI — начале XII в. В базу Сказания положен исторический факт убийства Святополком собственных Глеба и младших братьев Бориса в 1015 г. В то время, когда в 40-х годах XI в. Ярослав добился канонизации византийской церковью убитых братьев, потребовалось создание особого Произведения, которое бы прославило подвиг мстителя и страстотерпцев за их смерть Ярослава. На базе летописной повести в конце XI в. и было написано малоизвестным автором Сказание о Глебе и Борисе.

Создатель Сказания сохраняет историческую конкретность, детально излагая все перипетии, связанные со злодейским убийством Глеба и Бориса. Как и летопись, Сказание быстро осуждает убийцу — окаянного Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства Русской великой страны.

Историзмом повествования Сказание выгодно отличается от византийских мартирий. Оно несет ответственную политическую идею родового старшинства в совокупности княжеского наследования. Сказание подчинено задаче упрочнения феодального правопорядка, прославлению вассальной верности: Глеб и Борис не смогут нарушить верности по отношению к старшему брату, что заменяет им отца. Борис отказывается от предложения собственных дружинников силой захватить Киев. Глеб, предотвращённый сестрой Предславой о готовящемся убийстве, добровольно идет на смерть. Кроме этого прославляется подвиг вассальной верности слуги Бориса — отрока Георгия, что своим телом закрывает князя.

Присутствует необходимый канонический комплект качеств храбреца: его благочестие, подвиги жития и чудотворный («дар» Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Тверского, Сергия Радонежского). Такие жанры были и в западноевропейской литературе (об Антонии Великом, о Февронии и Петре, о Фаусте, о Георгии Победоносце).

Русские жития святых отличаются громадной трезвостью. В то время, когда у агиографа не хватало правильных преданий о жизни святого, он, не давая воли собственному воображению, обыкновенно развивал скудные воспоминания «риторическим плетением словес» либо вставлял их в самую неспециализированную, типическую рамку соответствующего агиологического чина.

Сдержанность русской агиографии особенно кидается в глаза в сравнении с средневековыми житиями латинского Запада. Кроме того нужные в житии святого чудеса даны весьма скупо именно для самых чтимых русских святых, взявших современные биографии: Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого.

Жития являются, полезными источниками культурной и бытовой истории старой Руси, и базой домашнего чтения (значит и воспитания) в Киевской Руси. Эта литература может оказать помощь и в школьных условиях, «Четьи-Минеи», так любимые в древности русским народом, смогут и сейчас показывать, как жить по Закону Божьему, в любви к людям и Богу.

Церковный календарь представляет собой постоянный праздник, ежедневно чтят память какого-либо святого. Радость о каком-либо святом может стать для человека, вступающего в судьбу, той ступенью лестницы, по которой он взойдёт к подлинной вере.

С изучением житийной литературы решается в полной мере настоящая задача: детям во всей полноте прививается нравственность, духовность. В следствии обращения к житиям святых будут усвоены такие христианские сокровища, как Семья, Верность, Любовь к ближнему и Богу. Дети не обожают обнажённых и нудных назиданий и нравоучений, а в житиях эти назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Любой школьник обязательно захочет определить историю «собственного» святого, в житии собственного покровителя может отыскать утешение, раскрыть суть духовной судьбы, законов нравственности.

Перечень литературы:

1. Classes.RU

2. Pol.Bu.ru (Библиотека полка букиниста)

3. Проза.ру

Житие святого праведного Иосифа Прекрасного (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: