Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная совокупность взоров человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, главные жизненные позиции людей, убеждения, совершенства, правила познания.
Мировоззрение – это не все взоры об окружающем мире, а лишь их предельное обобщение.
Субъект мировоззрения:социальная несколько; личность.
В зависимости от субъекта выделяют такие формы:
u мировоззрение класса;
u мировоззрение социальной группы;
u мировоззрение общества;
u мировоззрение определенной исторической эры
Формы мировоззрения:
По обоснованности, достоверности:
u нетеоретическое мировоззрение (мифы, религиозные мировоззрения);
u философско-теоретическое мировоззрение;
u научное мировоззрение.
Разные подходы:
u художественно-образное (на его базе формируется мифологическое и религиозное мировоззрение);
u поэтически-духовное;
u понятийно-рациональное.
Главные системы в мировоззрении: познавательная; ценностная; поведенческая;
Структура мировоззрения:
v Знания, убеждения, сомнения, вера;
v Эмоции, эмоции, система ценностей;
v действий людей и Программы поведения, жизненные установки – это праксеологическая сторона (она снабжает сообщение познавательного и ценностного компонентов).
Мироощущение – чувственное осознание мира.
Мировосприятие – разрешает видеть мир в единстве всех его сторон (эмоциональная сторона).
Миропонимание – познавательная сторона мировоззрения )интеллектуальная сторона).
Менталитет человека:e это склад ума, умонастроение;e душевность;e совокупность всех итогов познания;e итоговый сплав, определяющий духовный мир человека.
Главные уровни мировоззрения
Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание. Теоретический уровень: Философия.
Исторические типы мировоззрения
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, каковые были организованы в условиях первобытного общества на базе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и есть совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация явлений и материальных предметов.
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в жизни и мире людей.
Философское мировоззрение.Философия – учение об абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных правилах действительности, глубинной базы действительности. Философия показалась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия рассматривается в качествеве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их рационализация и обобщение при категорий языка и помощи понятий.
№ 2. Особенности философии как формы освоения действительности. Язык философии. Главные категории философского мышления
Философия – это особенная форма познания мира, производящая совокупность знаний:Uо основах и фундаментальных принципах людской бытия;Uо самые общих сущностных чертях чел отношения к природе, духовной и обществе судьбы.
Философия – термин, что свидетельствует любовь к мудрости. Философия выступила как поиск мудрости. Это принципиально второй тип миропонимания. Философия появилась в 6-7 столетиях до н. э. в Греции, Индии, Китае.
Объект философии– мир в целом. Предмет философии– это наиболее развития мира и общие законы возникновения, Вселенной, природы, человека, общества.
Главные философские темы:
- обобщение, интеграция, синтез знаний о мире; открытие самые общих закономерностей; формирование догадок развития природы, общества, мышления.
наука и Философия
Общее: Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая действительность не только описывается, изображается, но и разъясняется; Философия как наука опирается на намерено созданные техники мышления, методологии и логические правила.
Различия: Наука постоянно абстрагируется от личностно-оценок реальности и субъективных мнений; Философия не имеет возможности отвлечься от субъективного контекста познания; Наука воспроизводит мир таким, каким он существует в собственной онтологической данности; Философия – ценностная форма сознания, отражающая действительность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей; гипотезы и Научные идеи должны быть обоснованы и доказаны экспериментом и опытом; Философия требует обращаться к умозрению, пониманию и творческому воображению.
искусство и Философия
Общее: Познавательный интерес и художника и философа в любой момент направлены на формирование определенных представлений и идеалов о должном, красивом, добром, некрасивом. Философские трактаты многозначны, их содержание в любой момент опосредовано спецификой авторского мировосприятия.
Различия: Философия применяет категориально-теоритические средства осмысления исследуемой предметной области; В мастерстве господствует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами. Художественный образ воздействует на чувственность человека; Философ апеллирует к людской разуму.
религия и Философия
Общее: Религия содержит в себе большой элемент рациональности (в теологии)
Теология – наука, рационально обосновывающая тезис о том, что в Всевышнем содержится вся полнота оснований, действительности.
Различия: Философское мышление критично,каждые собственные утверждения оно пытается доказать и обосновать; Религия содержит совокупность догматов, каковые не подвластны суду разума; Религиозный опыт не требует обоснования и доказательства, господствуют эмоции и эмоционально окрашенные состояния сознания (религиозный экстаз, катарсис).
Категории философии – это фундаментальные понятия, каковые фиксируют значительные особенности предметов, явлений действительности.Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держатся познание. Это: бытие, материя, свойство, обстоятельство; следствие, случайность, необходимость; часть, целое, форма и содержание и т. д.
№ 3. Главные направления развития философского сознания.Материализм,идеализм, дуализм. Главные функции философии
Главные направления развития философского сознания:
- Материализм – признает первичным природу, материальное бытие;
- Идеализм – вычисляет первичным сознание, дух.
Исторические формы материализма:
- Простой материализм старого мира – Египта, Вавилона, Индии, Китая, Старой Греции, Рима.
u Фалес; Гераклит; Демокрит и др.
- Метафизичекий материализм 17-18 столетий;
- Диалектический материализм.
Разновидности идеализма:
- Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский.Гегель). Признает первичным Духовный мир, Всемирный разум, Мир идей.
- Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Мах Авенариус). Вычисляет первичным человеческие ощущения, сознание человека.
- Солипсизм (solus – единственный, ipse–сам). Разновидность субъективного идеализма, в соответствии с которой существует лишь конкретный его сознание и человек.
- Дуализм(dualis – двойственный). В мире существуют 2 свободных друг от друга начала: материальная и духовная субстанция – первооснова мира. (Рене Декарт). Дуализм не есть независимым направлением в философии.
Главные функции философии
Мировоззренческая функция философии
O производит обобщенную совокупность взоров на место и мир в нем человека;
O исследует формы практического, познавательного и ценностного взаимоотношений человека с действительностью;
O обосновывает правила этих взаимоотношений, разрабатывает цели и совершенства развития культуры и человеческого общества.
Методологическая функция философии
O разработка научной картины мира;
O обоснование образа познания;
O формирование обобщенной модели сотрудничества науки, человека и общества.
Кумулятивная функция
O интеграция и обобщение научного знания;
O формирование на данной базе общенаучной картины мира.
Логическая функция
O разработка категориально-понятийного аппарата научного мышления.
№ 4. Историческая динамика предмета философии. Главные философские неприятности
Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий темперамент, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум руководит всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI — нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия делает выводы о единой для всех явлений мира базе, ищет в ней целостности мира и условия единства. Не просто так многие мыслители, рассуждая о начале философии, показывали, что она появляется в следствии удивления, удивления, рвения к рациональному объяснению мира, его сущности и происхождения.
В структуру философского знания входят следующие разделы (историческая динамика предмета философии):
O онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о параметрах, закономерностях существования и общих принципах;
O гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к действительности, условиях его истинности и достоверности;
O аксиология – учение о структуре и природе сокровищ, их месте в действительности, о связи сокровищ между собой;
O праксиология – учение о практическом отношении мира и человека, активности отечественного духа, целеполагании и действенности человека;
O антропология – философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;
O социальная философия – раздел философии, обрисовывающий своеобразные изюминки общества, его перспективы и динамику, логику социальных процессов, предназначение и смысл людской истории.
Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.
Круг охватываемых философией неприятностей, а в соответствии с этим и предмет философии исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, не обращая внимания на то, что нереально для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета изучения, возможно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.
Ключевые принципы:
u поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и направляться. д.);
u сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной свойству мышления;
u говорилось о высочайшем развитии человечества и человека;
u субъектно-объектные отношения выступали базой процесса познания;
u постижение истины являлось основной целью гносеологии.
Постклассическая философия связана с неприятием основных правил хорошего философствования, попытками их радикального переосмысления. Формирование постклассической философии было социально подготовлено и позвано кризисом культуры и философии Западной Европы. В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными действительным миром и образцами мироустройства, обычно антиразумным, иррациональным, иным по собственной природе.
В постклассической философии пересматривается статус разума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся другие, противоположные рационализму человека осмысления и формы бытия – иррационализм.
№ 13. Классика и постклассика. Главные направления постклассической философии
В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эры:
Классика | Постклассика |
Период, охватывающий эволюцию европейской философской мысли 17 – первой половины 19 вв. (до Г. Гегеля включительно). | Развитие европейской философии с середины 19 в. сейчас. |
Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в ходе познания. Базой познавания объявляются интуиция, эмоции, воля, мистический опыт. Представители иррационализма:А. Шопенгауер; Ф. Ницше; С. Кьеркегор; А. Бергсон.
В постклассической философии центральной проблемой делается антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее либо социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.
Речь заходит не о возможности получения универсальных истин, как в хорошей философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное действие. Основное, что тревожит постклассическую философию – это познание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, дабы остаться человеком в таком социальном окружении.
Постклассическая философия переходит от поиска общих правил, универсалий к самоценности личного единичного.
Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом совокупность философских взоров, включающая диалектику, материалистическое познание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.
Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Ко мне же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).
Третий этапоформился к середине 20 века. Главные направления:
Экзистенциально-феноменологическая философия.Главная цель – создать философию человека, которая бы учитывала специфику людской бытия и разглядывала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.
Экзистенциализмвозникает незадолго до Первой мировой в РФ – Шестон, Бердяев. По окончании Первой мировой – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.
Во время Второй мировой распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар). В середине 20 века и в других государствах, а также в Соединенных Штатах. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.
Экзистенциализм – это философское течение, разглядывающее человеческое существование как что-то неповторимое, единичное. Настоящее существование постигается в пограничных обстановках.
Пограничные обстановки – это самые опасные моменты людской существования, в то время, когда появляются состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В таких ситуации раскрывается человеку настоящий суть его бытия.
Аналитическая философия.Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а способ философского анализа, пробуют переориентировать философию на изучение языка науки. Представители аналитической стратегии внесли предложение создать универсальный язык науки, другими словами устранить разрыв между опытом и словами, избавиться от неясности обыденного языка. Главная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безукоризненных структур языка. Ключевые принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.
Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века. Основная мысль позитивизма – научное знание – это совокупный итог особых естественных наук. Главные способы познания – наблюдение, опыт.
Главные формы позитивизма:
Хороший позитивизм (Конт, Миль, Спенсер); Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус; Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).
Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение финиша 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на целесообразности и основе простоты.
Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, ликвидирует философию из науки. Задача науки – разработка способа логического либо лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.
Герменевтика – течение в современной философии. Базы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.
Появилась в Греции как мастерство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» сказал: «Поэты – толкователи воли всевышних, одержимые любой тем всевышним, что им обладает». Аристотель разглядывает герменевтику как вид логической грамматики.
Млейермахер утверждал: «Чтобы выяснить чужой текст, нужно пробраться в душевное состояние, психику, язык автора текста».
Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.
База неотомизма – учение о разума и гармонии веры. разум и Вера – два пути постижения Всевышнего: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Всевышним.
Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.
Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «обстановка постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние юга и Севера, безработица.
Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. Согласно точки зрения представителей постмодернизма мир не только не поддается людским упрочнениям его переделать, но и не вмещается ни в какие конкретно теоретические схемы. Делает упор на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.
№ 14. структура и Предмет марксистской философии. Материалистическое познание истории
Марксизм – философское, политическое и движение и экономическое учение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют разные интерпретации учения Маркса, которые связаны с разными движениями и политическими партиями в публичной мысли и политической практике. Политический марксизм есть одним из вариантов социализма наровне с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал демократии.
В собственных ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но иначе, упорно подчеркивает необходимость воплощения философии в реальность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы только разным образом растолковывали мир, но дело содержится в том, дабы изменять его»
Марксизм разглядывает философию в качестве фактически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы только разным образом растолковывали мир, но дело содержится в том, дабы поменять его» Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию пребывает в том, что они:
O создали материалистическую диалектику как философское учение о взаимосвязи и развитии в природе, мышлении и обществе;
O открыли материалистическое познание истории, в соответствии с которому экономические отношения составляют базис всех иных публичных взаимоотношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Сущность материалистического понимания истории К. Маркс кратко выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Метод производства материальной судьбе обусловливает социальный, политический и духовный процессы судьбы по большому счету. Не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их публичное бытие определяет их сознание»;
O растолковали закономерности исторического процесса, что отыскало отражение в формационном подходе к формированию человечества. К. Маркс выделил три эры глобальной истории, критерием которых выступает форма собственности: древнюю, феодальную и буржуазную, воображающие собой этапы прогресса экономической публичной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее методом социальной революции коммунистическая формация, которой свойственны:
- отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;
- превращение труда в первую потребность судьбы;
- всестороннее развитие индивидов, в следствии чего «общество сможет написать на своем знамени: «Любой по свойствам, каждому по потребностям» (К. Маркс «Критика Готской программы»);
Рабовладельческое государство | Феодальное государство | Капиталистическое (буржуазное) государство | Социалистическое государство |
u первый исторический тип страны u экономическая база – собственность рабовладельца на раба u существовали в окружении «дикарей», каковые были основным источником рабочей силы u государство защищает интересы рабовладельцев | u экономическая база – личная собственность феодалов на землю как основное средство производства u личная связь между землевладельцев и крестьян-феодалов. u государство защищает интересы феодалов, сословные привелегии которых закрепляются в законах | u защищает буржуазный строй и его базу – личную собственность на средства и орудия производства u есть аппаратом власти, снабжающим эксплуатацию трудящихся u применяет экономическое принуждение к труду | u есть орудием политической власти трудящихся (рабочего класса) u государство поддерживает публичную собственность на средства и орудия производства u не эксплуатируя вторых, государство перестает быть фактически государствои и понемногу отмирает. |
O внесли предложение познание сущности человека как совокупности всех публичных взаимоотношений, где господствуют производственные отношения, каковые включают в себя:
1)отношения людей к средствам, производства (формы собственности);
2)отношения обмена продуктами производства;
3)отношения распределения произведенных продуктов.
O проанализировали проблему «отчужденного труда» как таковой деятельности человека, которая, являясь главным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять потребности и свои способности. В следствии при капитализме, в соответствии с К. Марксу, происходит отчуждение человека от:
1)результатов его труда;
2)его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, те труда;
3)другого человека.
Человек (рабочий) предстает в качестве:товара; рабочей силы; публично-исторического существа («Экономическо-философские исходники 1844 года»);
O ввели понятие публичной практики, которая имеется материальная, целесообразная деятельность людей по преобразованию и освоению природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, действия и цели; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.
№ 15. Исторические судьбы марксистской философии. Неомарксизм. Постмарксизм
Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к подлинному Марксу!» раздался в первый раз в 30-х годах 20 в. Его выдвинули представители франкфуртской школыХоркхаймар, Адаржо и др.
В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Неомарксизм появился в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:
1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позднее – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.
2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм слишком мало научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, наряду с этим применяли функциональный анализ, теорию игр.
К неомарксизму относятся:группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного перемещения; Исследователи неприятностей «третьего мира»; Исследователи неприятностей глобализации Самин, Франк, Валлерстайн
Классический неомарксизм в большинстве случаев противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание лишь к обществу.
Неомарксизм обвинял «коммунистический марксизм» в сциентическо-позитивистском ревизионизме, исходящего из тезиса о возможности социального познания, не зависящего от классового интереса. Такое познание согласно точки зрения неомарксистов нереально. Исходя из этого, полагают неомарксисты необходимо полностью надеяться на «универсальное «критическое сознание»» «государственного социализма» и «позднего капитализма», везде разоблачающего отчуждение, подавление человечности, различные формы иллюзорного, фальшивого и извращенного сознания.
В качестве новой движущей силы политической общественных изменений и борьбы в наше время неомарксизм выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодежь, студенчество, движение сопротивления в третьем мире.
В 50–70-х гг. неомарксизм стал идеологией «новых левых». Совокупности идейных политических движений и течений, противопоставляющих себя «ветхим левым» – практикам и теоретикам коммунистических и рабочих партий. Первоначально новые левые выступили как элитарное литературно-философское течение «социал-критических интеллектуалов», проповедовавших финиш буржуазной культуры и бунт против капиталистической цивилизации, но разочарованных в революционности рабочего класса и потому искавших новые антибуржуазные силы. Теоретиками для того чтобы неомарксизма стали Г. Маркузе, Фромм, Хабермас и другие представители франкфуртской школы, группировавшиеся около издания «…».
В начале 60-х годов число новых левых стало расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократическое перемещение в государствах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражданские права негров и других, национальных меньшин, демократическую реформу высшего образования, против апартеида в ЮАР. Интеллектуальное перемещение переросло в практическое с конкретными политическими требованиями. Новые левые поднялись на путь террористических методов и абсолютизации насилия борьбы. В героев и число авторитетов молодых новых левых были французский теоретик политического экстремизма Р. Дебре с идеей «горящего партизанского очага», Ф. Фанон с проповедью «самоцельности» политического насилия, Мао Цзэдун как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. Такая левоэкстремистская ориентация привела в 70-е гг. новых левых к глубокому и затяжному кризису, к идейному и организационному разброду.
В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических государствах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли коммунистический командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма либо нет.
В изучении данной неприятности и сформировался постмарксизм. Постмарксисты в большинстве случаев пробуют защищать марксизм, обосновывая, что коммунистический опыт в РФ не есть частью марксистского наследия. Дж. Макмертри (Канада) ссылками на работу К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие», отмечает, что коммунистические испытания начались в стране, уровень развития производительных сил которой не имел возможности стать базой нового социалистического экономического порядка. А по Марксу, напоминает Дж. Макмерти, «Новые, более высокие производственные отношения не появляются , пока материальные условия их существования не вызрели в недрах ветхого общества».
советский деспотизм и Большевистская революция были органистическим результатом только русской истории, идеологические теории данной революции и всех последующих коммунистических опытов направляться искать не в марксизме, а в ленинизме. Ленин только мобилизировал большую энергию народа создал тоталитарную партию и навязал собственной стране твёрдую, никакими правилами не связанную, тоталитарную диктатуру. Этого выяснилось достаточно для победы над неприятелями, но слишком мало с целью достижения цели. Одна из главных обстоятельств этих неточностей Ленина была в том, что он не был философом отчуждения и «кроме того хорошим философом по большому счету», не знал «работ молодого Маркса». Он «сконцентрировался на проблеме классовой борьбы, понятой как безжалостная борьба за власть… самой характерной чертой Ленина была железная воля осуществить, не смотря ни на что коммунистическую утопию».
Эти установки ленинизма противоречат положению Маркса о том, что коммунистическое общество возможно выстроено лишь на базе развитых индустриальных производственных сил. Исходя из этого сейчас, согласно точки зрения постмарксистов, необходимо понять, что реставрацией капитализма в постсоциалистических государствах случился не столько провал марксизма как футурологической теории публичного развития, а провал ленинизма с которым, начиная со Сталина, стали отождествлять марксизм. Но сейчас не только нужно вернуть марксизму его аутентичный вид, и «отреставрировать» теорию Маркса. Необходимо придать теории Маркса второе дыхание, ввести ее в контекст сегодняшней практики. Футурологические заявления Маркса вытекали из анализа капитализма XIX в. и основывались на выводе о том, что разногласия между условиями роста производственных сил и условиями роста капиталистической прибыли смогут быть разрешены только методом захвата пролетариатом власти.
Современное развитое капиталистическое общество благодаря вмешательству государства и непрерывным усилиям отыскало иные пути ослабления либо разрешения разногласия между заинтересованностями производственных сил и капиталистической собственностью (на нем, фактически, делал основной упор Маркс), и отыскало метод избежать тупика массовой безработицы и неизбежного наряду с этим провала циклов воспроизводства. Постмарксистская концепция социализма обязана учитывать, что командно-бюрократический социализм сталинского типа не может быть альтернативой современному капитализму.
№ 16. Особенности и главные направления развития русской философии финиша 19-начала 20 века
Первый опыт русского философствования направляться отнести к древнекиевской принятию и эпохе христианства в Киевской Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно уникальная национальная философия появляется лишь в 19 в.
Начало опытного философствования в РФ связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), публициста и философа. В 1819 г. он был принят в «Альянс благоденствия», в 1821 г. – в Северное общество декабристов. Был участником похода русской армии в Европу 1812-1813 гг., путешествуя в 1823-1826 гг. по европейским государствам познакомился с Шеллингом. Основное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» («Философические письма») было написано в 1829-1831 гг. и в первый раз размещено в издании «Телескоп» в 1836 г. Его основная тема – рефлексия по поводу исторического назначения России, историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев сказал об отлученности России от глобального воспитания людской рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. Идеи Чаадаева были встречены быстро очень плохо как в кругах просвещенной публики, охваченной патриотическим порывом по окончании победы над Наполеоном, так и властями России. Создатель «Философических писем» был заявлен безумным и в течение года был под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, Чаадаев писал в следующей собственной работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще лишь предстоит решить солидную часть неприятностей социального порядка, ответить на наиболее значимые вопросы, каковые занимают человечество. Чаадаев продолжительное время оставался влиятельным мыслителем, обозначив горизонты русской историософии в ее развитии. В 19 — 20 вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых разных направлений, например, славянофилами и западниками.
Западничество как течение русской публичной судьбе оформилось в 40-60-х гг. 19 в. Его главные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена — Огарева. Среди этих идей направляться выделить главные:
1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;
2) мысль социально-экономического реформирования по западному примеру, в следствии чего Российская Федерация должна была усвоить плоды и европейскую «науку векового просвещения»;
3) отрицание революционных способов разрешения социальных неприятностей; средством социальных преобразований должно было выступить в первую очередь пропаганда и просвещение;
4) ответственная мысль западничества заключалась кроме этого в высокой оценке преобразований эры Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в применении опыта западноевропейских государств. Стремясь выстроить собственную совокупность философии истории, они старались выяснить роль русского народа среди вторых населений украины. Обсуждение вопросов и проблем религии о способах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: либеральное(П. А. Анненков, Т .Н. Грановский, К .Д .Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое(А .И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее сущность души с материализма и позиций атеизма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.