3 подхода к воспитательному ? действию:
1.Императивный (объектный) подход
Императивный подход в определении сущности воспитания основан на понимании воспитания как: 1)целеустремленного, систематического управления процессом формирования личности в целом либо отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е. Ковалев); 2)результата и процесса целенаправленного влияния на развитие личности, ее взаимоотношений, линия, качеств, взоров, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);3)подготовку к производительному труду и общественной жизни (А.В. Петровский); 4)целенаправленную деятельность, призванную вырабатывать у детей совокупность качеств личности, убеждений и воззрений (А.В. Мудрик) и т.д..
Взор на воспитание как на управление, действие, формирование личности основан на социоцентрическом подходе. В рамках этого подхода целью воспитания есть социализация личности, разглядываемая с позиций большой публичной полезности.
2.Манипулятивный (объектный, монологичный) подход
Манипулятивный подход к воспитанию – предполагает программирование воспитателем чувств и мыслей воспитанника, лишая его настоящей свободы, одновременно с этим создавая у него иллюзию свободного выбора, из-за которого воспитанник, якобы самостоятельно приходит к линии поведения, в неявной форме навязываемой ему воспитателем.
3. Диалогический подходпредполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции получающего образование личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с трансформацией функций и ролей участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует рвение обучающегося к саморазвитию, изучает его активность, формирует условия для самодвижения. Конечно, что наряду с этим особенное значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, которые связаны с его отношением к обучающимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.
Правила воспитания.
Правила – это неспециализированные руководящие положения, требующие последовательности действий при обстоятельствах и различных условиях.
1) Включение воспитанника в значимую для него деятельность.
2) Принцип демонстрации личности последствий собственного поступка для референтной группы.
3) Принцип смены социальной позиции ученика.
4) Принцип духовного развития личности.
Правила воспитания:
1. Принцип публичной направленности воспитания.
2. Принцип связи воспитания с судьбой, трудом.
3. Принцип опоры на хорошее в воспитаннике, человеке.
4. Принцип гуманизации воспитания.
5. Принцип личностного подхода в воспитании.
6. Принцип единства воспитательных действий.
Правила воспитания – основополагающие идеи либо ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономразвития и, поэтому, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Исходя из этого правила воспитания определяют: его цели и стратегию, содержание, способы, стиль сотрудничества субъектов воспитания.
Неспециализированные правила воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.
Правила социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.
Дадим краткую чёрта каждому из неспециализированных правил воспитания.
Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к важному и независимому субъекту собственного развития; стратегию его сотрудничества с коллективом и личностью в воспитательном ходе на базе субъект-субъектных взаимоотношений.
Этот принцип значительно влияет на все нюансы социализации и снабжает: успешное освоение хороших ценностей и норм; действенную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; саморегуляции и развитие рефлексии; формирование эмоции собственного преимущества; ответственности и пр.
Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на абсолютном приоритете неспециализированных законов развития природы; научном понимании связи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания будут формирование ответственности за самого себя, за дальнейшую эволюцию и состояние биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, и обращается внимание на формирование природоохранного и поведения и ресурсосберегающего мышления.
Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно быть основано общечеловеческих сокровищах культуры и строиться в соответствии с нормами и общечеловеческими ценностями национальных культур и изюминками, свойственными населению тех либо иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к разным пластам культуры его мира и собственного этноса в целом, выработку разнообразных способов адаптации к трансформациям, каковые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений обнаружить методы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принципа есть несовпадение, а время от времени и значительное расхождение общечеловеческих ценностей и ценностей культуры конкретных этносов. Исходя из этого условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности есть нахождение баланса сокровищ разных субкультур и культур.
Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая говорит о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития человека есть независимой личной и социальной сокровищем (а не только и не столько этапом подготовки к предстоящей судьбе). В каждом человеке имеется что-то незавершенное, потому что, пребывав в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он постоянно сохраняет потенциальную возможность трансформации и самоизменения. Соответственно, воспитание нужно строить так, дабы на каждом возрастном этапе любой человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать собственные возможности.