Основные направления религиозной философии 9 глава

пантеона в большинстве случаев выяснялся всевышний племени-гегемона. Так появляется

генотеизм — одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в

том, что, признавая существование многих всевышних, та либо другая

общность людей вычисляет своим ярким покровителей только

одного из множества всевышних и поклоняется лишь ему. Из этого остается

всего один ход до монотеизма.

Во время перехода от родоплеменного строя к классовому

обществу случились значительные трансформации и в сфере религиозной

практики. Отношение к всевышним начало отличаться от отношения к

духам погибших людей и безличным духам природы, скроенным по

примеру духовной природы человека. В случае, если на ранних этапах развития

людской общества отношения с душами погибших и духами

рассматривались как предстоящее развитие повседневного общения

людей между собой, то потом эти отношения покупают

темперамент общения несоизмеримых по собственному статусу существ.

Изменяется и темперамент жертвоприношений. Бессчётные

жертвы, а также человеческие, приносятся не только душам

высоко стоящих в социальной иерархии людей, но первым делом

всевышним, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-

ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны

жрецам, каковые понемногу отделяются от массы рядовых верующих

и образуют особенное сословие, занимающее одно из самых высоких

мест в социальной иерархии. Часто жречество делается наслед-

ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером

жреческого знания, передающегося много поколений.

Появляются храмы и постоянные святилища, каковые становятся

средоточием религиозной судьбе. Жертвоприношения, доходы с

храмовых земель, и материальная помощь светской власти

усиливают экономическое и политическое влияние жречества.

Так, в разглядываемый период религия преобразовывается

в довольно независимую сферу публичной судьбе, откры-

вается новая страница в истории религии, страница, повествующая

о функционировании и развитии религиозных совокупностей национально

организованных народов.

Глава VII

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Индуизм

Индуизм — религиозная совокупность, теснейшим образом связанная

с историей и своеобразной социальной структурой народов Южной

Азии. Последователей индуизма насчитывается в мире более 700

млн., и живут они практически только в государствах Южной

Азии, в первую очередь в Индии (ок. 83% населения). Большая часть

составляют индуисты и в королевстве Непал.

Происхождение, эволюция, Процесс синтеза нескольких этнокультур-

главные направления ных компонентов, из-за которого

появилась богатая культура современной Индии, начался три тысячи

лет назад; системным причиной стала религия древних

арьев. Очень аморфный комплекс религиозных представлений, ха-

рактерных для периода становления классового общества (опреде-

ляемый в большинстве случаев как ведическая религия), зафиксирован в Ведах —

сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Самый

значительными чертами этого комплекса можно считать представ-

ления о принадлежности последователей ведической религии к одно-

му из трех сословий-варн ритуально полноценных людей,

дваждырожденных арьев, идею об общении их с миром всевышних через

посредника — жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуа-

лу, обрисованному в Ведах, жертву всевышним.

К концу первого тысячелетия до н. э., по мере расслоения пле-

менного общества, становления стран, включения все новых эт-

носов в процесс складывания индийской культуры, архаичность,

племенная ограниченность, эзотеричность сложившейся на базе

ведических представлений религиозно-философской совокупности, опре-

деляемой исследователями как брахманизм (в силу необыкновенной,

главной роли в социальной практике и ритуале жреца-брахмана),

— стали помехой для публичного развития. Не соответствовал

брахманизм и структуре земледельческой соседской общины, став-

шей главной хозяйственной и социальной ячейкой индийского

общества. В данной общине в социально-хозяйственные и ритуальные

связи вступали новые группы, не имевшие доступа к ведическому

ритуалу.

Пережив глубочайший кризис, существенно трансформировавшись, вы-

держав борьбу с джайнизмом и буддизмом, брахманизм, а точ-

нее — уже индуизм, смог самый полно удовлетворить публичные

потребности, в первую очередь собственной органической связью, кроме того слиянием

с кастовой совокупностью. Унаследовав у ведической религии и развив пред-

ставления об иерархии ритуально неравных групп людей, о роли брах-

мана как посредника в общении людей с всевышними, сохранив Веды в

качестве священных текстов (но снабдив их бессчётными ком-

ментариями), индуизм шепетильно проработал понятия перерождения

души в мире (сансара) в соответствии с закону воздаяния (карме), опреде-

ляемого в первую очередь соблюдением норм поведения для данной группы,

касты. Социальные отличия индуизм начал объяснять ритуальной чисто-

той индивида, появившегося в соответствующей касте. Нарушение же

правил взаимоотношения между кастами ритуально оскверняло чело-

века и влекло не только прижизненное наказание (к примеру, исклю-

чение из касты ж лишение прав состояния), но и рождение в сле-

дующий раз в очень негативном виде: в низкой касте, вне

социума (в группе внекастовых неприкасаемых — изгоев общества)

либо в образе животного.

Освоение- индийской цивилизацией широкой племенной

периферии, включение в совокупность публичного разделения труда все

новых и очень архаичных этносов в качестве каст делали нор-

мативность индуизма, его роль поведенческого детерминатора тем бо-

лее действенной, чем органичнее он включал в себя местные культы.

Плюрализм индуистской социальной практики сочетался с

множественностью пантеона и мифологической сложностью. Социаль-

но объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знаю-

щего священные тексты, всеобщность закона воздаяния — кармы,

почитание коровы. Мифологическая пестрота упорядочена через пред-

ставление о воплощениях всевышних — аватарах, их явлениях — манифес-

тациях. Обряды поклонения всевышним смогут быть самыми

разнообразными, практически ритуализованы (и подконтрольны брах-

манам) многообразные социальные а также физиологические прояв-

ления жизни. Очередное нахождение человека в нашем мире

сопровождается циклом обрядов — от зачатия до смерти. Единой

религиозной организации в индуизме нет.

Исторически индуизм оформился в два главных направления —

вишнуизм и шиваизм, причем оба испытали действие замечательного ком-

плекса доарийских представлений, опиравшихся на тантрические куль-

ты, в которых символика и идея плодородия, роль женского начала,

экстатичность культовой практики, значение кровавой жертвы были

весьма громадны. Созвучные идеям позднего брахманизма представления

и практика тантризма оказали влияние на генезис таких явлений, как ас-

кет-йогин, отшельник-садху.

В индуизме имеется образ Тримурти — космического духовного нача-

ла, имеющего три ипостаси — Вишну, Шива, Брахма. В шиваизме

самый почитаемым божеством стал Шива, основная функция кото-

рого- применять накопленную подвижничеством энергию на раз-

воссоздание и рушение мира. Ужасному, разрушительному,

вгоняющему в страх образу Шивы соответствует образ его жены (точ-

нее — ипостаси, энергетически его дополняющей) — богини Кали (либо

Дурги, Парвати). Повелевая демонами, насылающими несчастья, бо-

лезни, трагедии, Кали есть объектом массового культа в боль-

шей части Индии, предметом почитания миллионов индийских

дам в особенности. Самый распространенным и почитаемым

знаком единства Шивы и его женской половины есть очень

абстрактное скульптурное изображение причины их энергетиче-

ская могущества — их половых показателей: йонилингама и ардханари.

Второе направление индуизма — вишнуизм — выдвинуло на пер—

вый замысел образ всевышнего Вишну, осознаваемого в качестве хранителя

мирового порядка. Делая эту функцию, Вишну есть в мир в

разных воплощениях — аватарах. Главные и самый почитае-

мые — Рама, храбрец индийского эпоса, праведный царь — победитель

демона; еще более известен Кришна, сложный по происхождению и

символике, но в общем всевышний-защитник. Популярность данной аватары

Вишну в новейшее время и новое разъясняется не в последнюю очередь

личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным ха-

рактером его культа и образа. Конкретно кришнаизм самый ярко вы-

разил идеи позднего индуизма — течения бхакти, и в первую очередь —

идеи любви к всевышнему, не нуждающейся в классическом культе и отрица-

ющей роль касты. Данный необычный процесс реформации в Индии

породил сикхизм.

Третий член троицы (Тримурти) высших божеств индуизма —

Брахма — выступает как причина мира, но в культовой

практике заметной роли не играется.

В повседневной жизни подавляющего большинства индийцев

фигурируют или аватары, проявления, манифестации Шивы либо

Вишну, причем под местными заглавиями и в свободной форме, или

второстепенные божества из их окружения, действующие лица всевышнего-

тейшего мифологизированного эпоса Индии. В индийской семье довольно часто

поклоняются Матерям, осознаваемым как проявления богини Кали,

Ганеше — слоноголовому сыну Шивы, дарителю достатка и удачи, Ха-

нуману — мартышке-храбрецу, ассистенту Рамы в борьбе с демоном Ра-

вавок йонилингаму Шивы, змеям-нагам — подземным божествам и

повелителям небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипос-

таси Шивы Бхайраву, наказывающему за проступки. Огромное значение

имеют паломничества к самый почитаемым храмам и к водам свя-

щенных рек.

развития Условия индуизма и Особенности формирования

философских воззрений выяснили своеобразие его философской

совокупности. броская, сочная, богатая и многооб-

различная, рассчитанная на все уровни личной сознания, эта

религиозная совокупность отличается собственной плюралистичностью.

Характерный доя индуизма политеизм (не ограничивающийся пок-

лонением главной триаде — Шиве, Брахме, Вишну) давал возмож-

ность выбора как самого объекта культа, так и формы его почитания

в зависимости от конкретной цели обращения к божеству, за каждым

из которых были закреплены определенные функции, а также в

зависимости от направления в индуизме, которого придерживался

индивид, будь то шиваизм, вишнуизм либо их бессчётные раз-

новидности.

В сфере философии индуизм создал проблему соотношения

неспециализированного и частного, конечного и нескончаемого, единства Космоса, Абсо-

люта, относительности истины. Широта индуизма проявилась и в вы-

работе понятия о Вселенной, и в разработке пространственно-времен-

ных черт, имеющих единицей космического времени сутки

Брахмы, равный 4320 млн. астрономических лет. Из этого представ-

ления о бренности и сиюминутности настоящего, выяснившие

квиетизм, созерцательность и умозрительность философских совокупностей,

основанных на индуизме.

Центральное место в философской концепции индуизма занимает

теория о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и

поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью любого

индуистского культа есть реализация связи с его объектом, провалился сквозь землю-

новение противопоставления личной души (атмана) всемирный

(Брахману). При высокоразвитом сознании индивида противопостав-

ление Пракрити (природы) Пуруше (мировому Человеку, обобщен-

ному духовному образу Вселенной) кроме этого должно провалиться сквозь землю, подобно

противопоставлению собственного я конкретному объекту индуистского

поклонения.

В соответствии с религиозно-философскими представлениями

индуизм создал определенные нормы публичных установлений

с детальной регламентацией поведения в зависимости от места

индивида в социально-кастовой иерархии индийского общества, а так-

же в зависимости от его возрастной принадлежности, выделив четыре

периода (ашрама) в жизни индуса: брахмачарья — ученичество, гриха-

стха — главенство в семье, ванапрастха — отшельничество, саньяси —

отрешение и аскеза от земного.

Реформация индуизма Одну из самые серьёзных изменений

индуизм претерпел в XIX — XX вв. В данный

период неоднократно обосновывавшая прежде собственную неповторимую гибкость и спо-

собность противостоять любым попыткам ассимиляции религия по-

лучила сильный стимул к формированию. Толчком послужило

религии и распространение культуры английских завоевателей, начав-

шееся в стране под их влиянием стремительное развитие буржуазных отно-

шений. В таких условиях и были предприняты первые попытки

реформации индуизма.

Предтечей реформации в Индии по праву считается выдающийся

бенгальский мыслитель Рам Мохан Рой (1772-1833). Владевший

эрудицией и широким кругозором, изучивший последовательность языков (а также

английский язык , арабский, древнееврейский, латинский, санскрит), бен-

гальский аристократ Рам Мохан Рой стал основателем первых в Индии

светских школ и национальных газет — колледжей, и создал

в 1828 г. религиозное общество Брахмо самадж — Общество Брах-

мы, единого Всевышнего, которому должны были поклоняться не только

индусы, но и мусульмане и христиане.

В деятельности общества, как и в воззрениях Роя, проявилась важ-

ная особенность всего процесса модернизации индуизма: в Индии за-

нередкую тяжело или вовсе нереально поделить религиозную рефор-

мацию и просветительство. И конкретно в работах Рам Мохан Роя

самый четко прослеживаются просветительские тенденции в

критике религиозных традиций, представления о разуме, здравом

смысле как серьёзном критерии подхода к обычаям и вероучитель-

ным положениям.

Большой след в реформации индуизма покинуло созданное в

1875 г. Даянандой Сарасвати (1824-1883) религиозное общество

Арья самадж. Близкое к Обществу Брахмы по реформаторскому

духу, по стремлению и монотеистическому толкованию Вед избавиться

от идолопоклонства, кастовой совокупности, неравноправия дам и

вторых самые одиозных установлений классического индуизма,

Арья самадж, но, отказалось от сближения с другими религиями,

провозгласив лозунг Назад, к Ведам!. Обращение к старой

индийской традиции стало одним из наиболее значимых слагаемых широкой

популярности Общества (оно объединяло до 1,5 млн. индуистов, в то

время как численность Брахмо самадж не превышала 10 тыс. че-

ловек). Принципиально важно подчернуть, что индийское реформаторское перемещение, в

целом бывшее скорее брожением интеллигенции города, не привлекло

крестьянских весов, как в Европе, и с течением времеди перемещение

реформации навстречу весам все более опиралось на индуистскую

традицию, на постепенное восстановление самые важных линия

индуизма. Возвращаются положения ортодоксального индуизма, такие,

как политеизм, не смотря на то, что и в переосмысленном виде. Приспосабливаясь к

новым публичным требованиям, индуизм однако по-преж-

нему существует в массовом религаозном сознании в устоявшихся,

привычных формах.

самая успешную попытку примирения реформаторских и орто-

доксальных взоров предпринял жрец калькуттского храма Кали Ра-

макришна Парамахамса (1836 — 1886), учивший, что любой

определенный круг ответа религиозных неприятностей и соответствующие

формы культа составляют одну из стадий познания единого Всевышнего.

По окончании смерти Рамакришны его последователями была создана

всеиндийская неоиндуистская организация, названная

Миссия Рамакришны. Возглавивший миссию ближайший ученик Ра-

макришны Свами Вивекананда (1863 — 1902) сделал следующий ход

в создании учения, цель которого — охватить не только все

религиозные и морально-этические учения, но и по большому счету все духовное

начало в мире. Развивая идея Рамакришны об истинности и не-

противоречивости всех религий, Вивекананда приступил к настоящему

воплощению идеи духовного мессианства Индии. Утверждая, что все

дороги ведут к истине через моральное очищение, Вивекананда в собственных

действиях первым делом руководствовался постулатом: Европа

обязана определить от Индии, как покорять природу внутреннюю. Мы преу-

спели в развитии одной фазы человечества, они — второй. Соединение

обеих — вот что нужно. Миссия Рамакришны, основанная им в

1897 г. как глобальная организация, распространяет сейчас идеи не-

оведантизма по всей Индии и в десятках государств.

Индуизм Активное включение индуизма в политичес-

в политике кую жизнь страны началось в XIX в. в общем

современной Индии контексте борьбы индийского народа против

колонизаторов и протекало параллельно с

процессом изменения данной религии, позванным коренными струк-

турными трансформациями в жизни индийского общества, и в первую очередь

развитием и становлением капиталистических отношении.

В политике Индии 80-х годов XX в. индуистский фактор пре-

ломляется в первую очередь через призму индуистского коммунализма,

включающего апеллирование к традиции, применение идей,

ценностей и понятий индуизма с целью достижения политических целей,

отождествление религиозной и этнической общности (индиец —

= индуист, индус). Четко обнаруживается историческое противо-

стояние индуистской и мусульманской общин, охватывающих соответ-

ственно ок. 83 и 11% населения страны. Взаимоотношения

индуистской общины с конфессиональными меньшинствами (сикхами,

христианами и пр.) не носят столь напряженного характера, но

внимание коммуналистов неизменно приковано к электоральному

поведению представителей этих религий.

Еще до независимости в Индии появились две большие комму-

налистские организации — Хинду Махасабха (фактически прек-

ратившая собственный существование по окончании 1947 г.) и Раштрия Сваямсевак

Сангх (РСС), объединяющая сейчас десятки тысяч индусов и выпол-

няющая роль главного центра и поставщика кадров индуистских ком-

муналистов. Будучи запрещенной организацией, РСС теснейшим

образом связана с рядом партий, открыто участвующих в политической

борьбе. В первую очередь 80-х годов выразителем политических устремлений

РСС стала Бхаратия Джаната Парти, собравшая силу и популярность

в течение десятилетия и добившаяся замечательного успеха на вы-

борах в парламент страны 1991 г. Изюминкой 80-х годов стала рез-

кая конфессионализация публично-политического сознания

подавляющей части населения, о чем говорит среди них и

стремительный рост численности разного рода коммуналистских

группировок и организаций. В стране насчитывается более 500

индуистских коммуналистских объединений, в деятельности которых

принимает активное участие пара миллионов человек.

§ 2. Джайнизм

Происхождение Создателем новой веры считается кшатрий

Вардхамана, живший в VI в. до н. э. на

территории современного индийского штата Бихар. До тридцати лет

он вел жизнь мирянина: женился, имел дочь, но после этого, раздарив все

собственный имущество, ушел из мира и многие годы странствовал. Через 12

лет аскет и подвижник достиг высшего знания и стал Джиной —

победителем (титул, присваиваемый самый почитаемым

религиозным преподавателям). Еще три десятка лет Джина, он же Махавира

(великий храбрец), в странствиях проповедовал новую веру, обратил

в нее множество учеников и, наконец, достиг конечного освобож-

дения, нирваны. Последователи учения Махавиры верят, что он был

двадцать четвертым тиртханкаром (создателем пути), первый из ко-

торых — царь Ришабха — жил еще в те времена, в то время, когда люди не умели

вычислять, писать, готовить пищу. Конкретно Ришабха, научив их этому

и многому второму, заложил кроме этого базы будущей религии.

Такие претензии на необыкновенную древность джайнизма не на-

ходят фактического подтверждения. Религиозная джайнская литера-

тура относится к более позднему периоду, чем время судьбы

вероучителей. И первые датированные свидетельства о джайнах

(надписи царя Ашоки), и первый вариант писаного канона показались

в III в. до н. э. Сама же религиозно-философская совокупность джайнизма

сложилась в середине I тысячелетия до н. э. В это время брожения

умов в Индии показалось множество неортодоксальных течений и

школ, отрицавших авторитет Вед и покоящиеся на нем ритуально-

социальные нормы. На базе появившегося комплекса идей, радикально

реформировавших религиозно-философское содержание ведийско-

брахманистской традиции, и складывалась религиозная совокупность

джайнизма. Вместе с тем обрядовая сторона прошлой религии,

классические ритуалы были во многом восприняты новым учением.

Наиболее значимые тексты джайнского канона, включающего 45

произведений, приписываются самому Махавире. Но при попытке

создания на базе текстов, изустно передававшихся по окончании его смерти

в нескольких поколениях, варианта писаного канона случился раскол

джайнской общины на два направления. На вседжайнском соборе в

городе Паталипутре данный канон взял признание шветамбаров

(одетых в белое). Последователи второй ориентации — дигамбаров

(одетых пространством) — сохранили громадную приверженность финал-

ному джайнизму. Полагая утерянным старый подлинный канон

Ришабхи, дигамбары имеют личные священные тексты и отрица-

ют последовательность положений и эпизодов из канона шветамбаров. В таком

противопоставлении проявилась ответственная изюминка джайнизма —

расхождения разных школ затронули в большинстве случаев вопросы

обрядности, общины жизни и условий верующих в целом, в то время

как по главным вопросам вероучения сохранялось согласие.

Вероучение, ритуалы, Стержнем вероучения джайнизма, принявше-

предписания го неспециализированную для индийских религий концепцию

конечного освобождения и кармы — нирваны,

есть самосовершенствование души. Не признавая существования

всевышнего-творца, джайны вычисляют душу вечной субстанцией, а мир —

изначальным. Преодолевая взятую как следствие прошлых

судеб телесную оболочку, душа может, совершенствуясь, достигнуть

всеведения, вечного блаженства и всесилия. Но достигнуть нирваны, прер-

вать цепь перерождений может только аскет, а не мирянин, и потому

в религиозных установлениях столь громадное значение придается ас-

кетической практике.

Джайнизм не знает противопоставления материальною и духов-

ного. Душа присутствует в каждом растении, в любой вещи. Пред-

ставления о общей одушевленности природы определяют главенство

в джайнской этике принципа ахимсы — ненанесения вреда живым су-

ществам. С какой формой судьбы ни столкнулся бы джайн, он обязан

воздержаться от умерщвления сам и удержать вторых. Исходя из этого не

лишь охота и рыболовство, но и скотоводство и земледелие, связан-

ные с смертью живых существ, — профессии, запретные для джайнов-

мирян. самые ревностные из них выпивают только процеженную воду,

ходят с повязкой на рту а также подметают перед собой дорогу, дабы

случайно не проглотить либо не раздавить какое-нибудь насекомое.

Джайны не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не на-

носить липшего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов,

содержащих довольно много семян.

Как и большая часть древнеиндийских религиозных учений,

джайнизм видит главную собственную задачу в разработке норм и

предписаний, талантливых оказать помощь человеку в достижении религиозного

идеала, в отыскивании пути освобождения. Путь данный Джина выяснил

как следование трем сокровищам. Первая — идеальное воз-

зрение: видение мира в соответствии с учением Махавиры, уверен-

ность в его безотносительной истинности. Вторая — идеальное знание:

познание учения, мира и сущности души. Идти к данной цели возможно

и должно всю жизнь, а для начала нужно купить ограничен-

ное знание посредством наставника — гуру: познать самого себя, сущ-

ность собственного я, верно осознать собственную цель (освобождение от

кармы). Третья — идеальное поведение: преодоление жажд и

соблюдение религиозных правил. Этика джайнов жестко диктует пов-

седневные нормы поведения. Все члены общины добровольно принима-

ют на себя пять главных обетов: не причинять вреда живому, не

воровать, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и бла-

гочестивым. К главным часто добавлялись и иные необязательные

ограничения и обеты.

Все монахи — и джайны, и миряне — члены одной общины. По-

какое количество освобождение от кармы считалось вероятным только для мо-

нахов-аскетов, и мирянам следовало в течение некоего времени

вести монашеский образ судьбы. Формально монахом имел возможность стать любой

джайн, но попасть в данный особенный, верховный слой в среде джайнов, стать

примером для подражания мирян означало кроме этого абсолютно порвать

с простой судьбой. Питаясь милостыней, монахи меняли

паломничества с краткосрочным проживанием в монастырях. Про-

ходя по окончании трех лет послушничества обряд посвящения и принимая

новые строгие обеты, монах окончательно вступал на полный лишений путь

аскета.

Характерно, что джайнизм не создал собственной бытовой обряд-

ности, и джайны-миряне прибегали во многих случаях к услугам брах-

манов. Кастовое деление в джайнской общине игралось значительно меньшую

роль, чем у индуисгов. Но значение кастовых университетов посте-

пенно возрастало, что снабжало джайнизму сравнительную ус-

тойчивость в индусском обществе.

Зародившись в Бихаре, джайнизм отыскал много приверженцев на

юге (в основном дигамбары) и на западе (шветамбары) Индии,

но составить борьбу индуизму и буддизму не смог. Упадок

джайнской общины явственно обозначился с первых столетий новой эры.

На юге Индии община, лишившаяся покровительства индуизирован-

ных правителей, пережила массовое обращение собственных участников в

индуизм, утрату влияния и, наконец, в эру мусульманских заво-

еваний полностью потеряла прошлые позиции. В торговых

городах севера богатые джайнские торговцы сумели избежать преследований

в годы правлений мусульманских семейств. Усиливая собственные позиции

и влияние в области финансов, торговли, ростовщичества, применяя

покровительство князей, джайны сумели составить базу складывав-

шейся в Раджпутане и Гуджарате торгово-ростовщической прослойки.

И сейчас, занимаясь по большей части денежной и

предпринимательской деятельностью, маленькая (менее 1% насе-

ления) джайнская община играется заметную роль в экономической

жизни Индии.

§ 3. Сикхизм

Истоки сикхизма начинаются в средневековой Индии финиша

XV — начала XVI в. на северо-западе страны в районе пятиречья

(пандж аб — пять рек), воображавшем собой необычный буфер

на стыке двух цивилизаций и двух культур — индуистской и ислам-

ской. Сикхизм начал складываться в рамках индуизма, объединяя го-

родские торгово-ремесленные слои; он синтезировал в себе последовательность как

индуистских, так и мусульманских (в особенности свойственных суфизму)

линия. Основателем сикхизма считается гуру (преподаватель) Нанак (1469 —

Религиозная философия Различные способы рецепции философии Владимира Бибихина на Западе


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: