Материал чувственного познания подвергается мысленной обработке посредством последовательности логических абстрагирования: и процессов обобщения, синтеза и анализа, дедукции и индукции. В следствии таковой обработки из недр чувственных явлений извлекается, «дистиллируется» скрытая в них сущность.
Обобщение — процесс выделения неспециализированного из единичного. Первоначально обобщение является извлечением значительно неспециализированного из чувственного единичного, благодаря чему появляются несложные понятия о явлениях и вещах. Наряду с этим логическое обобщение опирается на чувственно общее, полученное на уровне представления. Потом процесс обобщения оказывается выделением все более значительных показателей, но наряду с этим он всегда обращается к чувственному, эмпирическому материалу, без которого потерял бы собственный начальный источник, к которому логическое обобщение обязано иногда возвращаться.
Так, создав элементарные понятия о фигурах , отвлекая логически мыслимые, т. е. значительные показатели фигур от их наглядных образов, идея создаёт предстоящие логические операции с взятыми понятиями, иногда возвращаясь к наглядным образам фигур .
Абстрагирование — процесс отвлечения значительных показателей вещей и явлений от несущественных. Абстрагированием именуется кроме этого отвлечение одних значительных показателей от вторых. Все человеческие понятия выступают исходя из этого как абстракции, отображающие значительные (логически мыслимые, в отличие от наглядных) показатели вещей. обобщение и Абстрагирование — неразрывно связанные процессы: неспециализированные показатели абстрагируются от единичных, несущественных; абстракции постоянно имеют характер.
Анализ — мысленное расчленение целого на части. Начальный анализ — мысленное расчленение целостного чувственного образа на логически мыслимые части. Так, от наглядного чувственного образа фигуры идея переходит к отдельным значительным показателям, каковые становятся предметом уже не эмоции, а логической мысли.
Синтез — мысленное объединение частей в единое целое. Несложная форма синтеза содержится в мысленном соединении показателей, взятых в следствии анализа чувственных образов, в единый логический образ предмета. Сложные формы синтеза и анализа связаны с более большими уровнями логической абстракции.
синтез и Анализ — диалектически связанные противоположные мыслительные процессы. Анализ подготавливает материал для предстоящего синтеза, синтез, соединяя продукты анализа, завершает любой локальный цикл познания и дает начало новому циклу аналитико-синтетической деятельности. Но в конечном итоге ведущим выясняется анализ, потому, что он направлен на обнаружение различий и скрытых в них противоречий. Возможность синтеза ограничена материалом, созданным процессом анализа.
Индукция — перемещение мысли от единичного к неспециализированному, дедукция — от общего к единичному. Индуктивный движение мысли отправляется от чувственно единичных и переходит ко все более сложным обобщениям. Дедукция разрешает использовать полученные обобщения к познанию более частных, в конечном итоге — единичных вещей и явлений. дедукция и Индукция тесно связаны и не существуют в чистом виде. Лишь взятые в единстве они обусловливают происхождение точного знания о мире.
Главные логические процессы мысли взаимосвязаны и переплетены между собой. Так, абстрагирование есть в один момент обобщением, анализом, синтезом, дедукцией и индукцией. Совершенно верно так же любой второй логический процесс, владея определенной спецификой, одновременно с этим возможно осознан лишь как следствие действия всех остальных логических процессов.
Формы логического познания
Логическое познание включает три формы либо элемента — понятия, умозаключения и суждения. Понятие — главная форма, элемент либо «клеточка», атом логического познания, которое исходя из этого часто именуется кроме этого понятийным познанием. Логическое знание в целом выстроено из понятий, является системой понятий. Две другие формы умозаключения познания — и логического суждения сущность процессы формирования, перемещения либо развертывания понятий. Каждое понятие возможно представлено в виде умозаключений и системы суждений.
Понятие — отражение значительных (сущностных) сторон вещи. (Увидим попутно, что в логике под вещью либо предметом понятия понимаются вещи, явления, процессы и т. п.). Понятия: красное, круглое, предмет, явление, атом, закон, природа, человек и т. д. В отличие от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Чувство либо представление красного наглядны, понятие красного включает указание на волны света определенной частоты и длины, зрительный анализатор, но не содержит ни мельчайшего намека на «красное» как таковое, конкретно. Слепой от рождения может иметь понятие красного, но ни при каких обстоятельствах не определит, что такое «красное» как таковое. По такой же причине мы ни при каких обстоятельствах не определим, к примеру, в какой яркой форме принимают ультрафиолетовые лучи муравьи.
Теряя наглядный темперамент, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и исходя из этого должно взять новую базу, не имеющую никакого отношения к отображаемому им предмету. Таковой опорой делается особенное, «абстрактное» материальное образование либо «раздражитель» — слово (несколько слов). Понятие исходя из этого постоянно существует в словесной форме, а логическое мышление в целом — посредством языка как знаковой совокупности.
Что недоступно понятию |
Углубляясь в сущность вещей, скрытую в ощущениях, понятие одновременно с этим теряет конкретно чувственную сторону явлений, которая доступна лишь эмоциям. В отличие от чувственных образов, понятие имеет опосредованный темперамент: оно опосредовано другими понятиями и чувственным опытом. Ни одно простейшее понятие не имеет возможности появиться из обобщений чувственного опыта, оно в любой момент опосредовано вторыми понятиями. Материал чувственного познания обобщается посредством уже существующих понятий.
Каждое понятие — итог обоюдного опосредования неспециализированного, особого и единичного, потому, что ни один из этих моментов не может быть осознан вне связи с другими. Так, понятие человека по большому счету опосредовано понятиями единичных и особых (групп) людей.
Понятие — сложное мыслительное образование, структура которого определяется в первую очередь предметом отражения. В рамках понятия как сложной совокупности элементов знания различают определение понятия, которое отображает самые существенные показатели вещи, либо, в противном случае, раскрывает самоё существенное содержание понятия. В определении материи как объективной действительности содержание понятия выражено в концентрированном виде, с большой полнотой это содержание выявляется в развернутой философской теории, т. е. в диалектическом материализме как совокупности понятий.
Существует последовательность способов определения понятий, имеющих разное познавательное значение. Наиболее широким и чаще употребимым есть определение через видовое отличие и ближайший род. Так, империализм был выяснен Лениным как верховная стадия капитализма. Существуют кроме этого определения через противопоставление, генетическое определение, настоящее и номинальное определения, операциональное, остенсивное, синтаксическое и др.
Понятие имеет содержание — совокупность значительных показателей предмета, и количество — совокупность предметов, владеющих этими показателями. В классической формальной логике сформулирован закон обратного отношения между объёмом понятий и содержанием: чем шире количество понятия, тем меньше содержание, и напротив. Различают понятия единичные, особые и неспециализированные, конкретные (отображающие вещи) и абстрактные (отображающие особенности вещей), простые и сложные.
Суждение— это сообщение понятий, либо, правильнее, форма мысли, в которой утверждается либо отрицается что-либо относительно предмета мысли. В классической формальной логике различают субъект (S) суждения, обозначающий предмет мысли, и предикат (Р), обозначающий показатель, наличие которого приписывается либо оспаривается у предмета. Формула суждения: S имеется (не есть) Р. К примеру: «Медь имеется металл».
Суждения смогут быть утвердительными и отрицательными; единичными, особыми и неспециализированными; возможности, необходимости и действительности и т.д.
Умозаключение— сообщение суждений, либо, правильнее, форма мысли, в которой из одного либо нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.
Все элементарные частицы сложны;
Электрон — элементарная частица;
Электрон сложен.
Умозаключения делятся в первую очередь на индуктивные, в которых из единичных либо частных суждений выводятся более неспециализированные, и дедуктивные, в которых из неспециализированных посылок выводится менее общее, частное либо единичное суждение. Дедуктивные умозаключения выступают в первую очередь в форме силлогизмов, складывающихся из двух окончательных суждений, связанных неспециализированным средним термином, и вывода (третьего суждения). Выше был приведен пример силлогизма.
Законы логического познания
Логическое познание подчинено своим строгим законам, каковые изучаются логикой. Последняя выступает в четырех формах, отображающих срезы и различные уровни логического познания.
Своеобразные законы логического познания установленытрадиционной формальной логикой, которая по большей части была создана Аристотелем. Формальная логика открыла четыре фундаментальных закона мышления: тождества, несоответствия, исключенного третьего, основания. Эти законы выступают, с одной стороны, как законы конкретной области действительности — людской мышления, с другой—как законы, высказывающие универсальную природу людской мышления — его свойство познавать каждые качества вечно многообразного мира. Исходя из этого в последовательности законов своеобразных областей действительности законы логики занимают особенное место, выступают как законы совершенного, изучаемого философской наукой о мышлении.
Мышление имеет не произвольный, а закономерный темперамент, но его законы неверно было бы выяснить (как, но, время от времени и делается) в качестве объективных. Логические законы — законы субъективного. Логические законы сущность отображение объективных связей вещей и имеют исходя из этого объективное содержание. Одновременно с этим, являясь законами мысли, они несут в себе и что-то от природы мысли, они сложились как законы перемещения мысли, а не объективной действительности. Логические законы сформировались в ходе практической деятельности человека в соответствии с объективными связями вещей и собственной природой человека, потому, что эти законы направлены на адекватное отображение мира людской сознанием.
Закон тождества: «А имеется А» (А=А) содержится в требовании, дабы предмет мысли оставался в ходе мышления одним и тем же, не подменялся вторым. При всей собственной кажущейся тривиальности либо тавтологичности закон тождества снабжает определенность мысли, предохраняет ее от ошибок и разрушения. Так, данный закон запрещает софизмы, которые связаны с незаметной подменой «среднего термина» силлогизма снаружи сходным с ним вторым термином (учетверение терминов).
Закон несоответствия требует, дабы об одном и том же предмете, в одном и том же отношении и в одно да и то же время не высказывались две противоположные мысли: «А не есть не-А». Запрещено при указанных условиях определять одно да и то же как белое и тёмное, хорошее и отрицательное, подлинное и фальшивое и т. д.
Закон исключенного третьего требует вычислять подлинным только одно из двух противоречащих (контрадикторных) высказываний о предмете, кроме истинность какого-либо «третьего» высказывания: «А имеется или В, или не-В». Так, утверждения о материальности или идеальности внешнего мира являются противоречащими друг другу и только одно из них возможно подлинным.
Закон основания требует, дабы любая идея была обоснована вторыми мыслями, истинность которых доказана: «В случае, если имеется В, другими словами его основание — А». Требование обоснованности мышления — основной закон познания. В силу сложности и опосредованности явлений и предметов настоящего мира явление и каждая вещь смогут быть осознаны лишь при условии изучения порождающих их оснований. Отсутствие оснований —источник всех заблуждений, фальшивых представлений о мире, социальных явлениях, человеке. Выше было продемонстрировано, что религия и идеализм (доказательства «бытия божия») не имеют глубоких оснований, т. е. не следуют из точных человеческой практики и фактов науки.
Вторым уровнем формальной логики выступаетматематическая логика, т.е. «логика, — по определению С.К. Клини, — развиваемая математическими способами». Математическая логика исследует закономерности вывода знания посредством математических средств формализации, что разрешило открыть кое-какие новые логические закономерности, разрешающие решать тяжёлые логические задачи в области математики, кибернетики, теории релейно-контактных совокупностей, в теории программирования, при создании ЭВМ и т. д.
Математическая логика начинает формироваться Лейбницем, первая ее форма была создана математиком и английским логиком XIX в. Дж. Булем (Булева алгебра логики). В ее развитие внесли солидной вклад П. С. Порецкий, Б. Рассел, Д. Гильберт, А. Тарский, А.Н. Колмогоров, С.К. др и Клини. Громадную роль в современной науке играется многозначная логика, в которой высказываниям приписывается более чем два (действительно—ложно) значения. Широкое развитие математической логики и ее практических приложений — одна из наиболее значимых изюминок современной цивилизации.
Наибольшим уровнем логики являетсядиалектическая логика. В случае, если законы формальной логики сущность своеобразные законы мышления как конкретного явления, то в качестве законов диалектической логики выступают общие диалектические законы, каковые действуют в равной мере в природе, мышлении и обществе. Диалектическая логика воображает исходя из этого таковой уровень мышления, в котором мышление обнаруживает глубокое внутреннее тождество с природой объективного мира. Диалектическая логика регулирует глубинную стратегию мышления, а не механизм каждой локальной логической связи.
Диалектическая логика не отменяет законов формальной логики, потому что несоблюдение последних означало бы разрушение мысли. Вместе с тем законы формальной логики статичны, огрубляют настоящую реальность и становятся совсем недостаточными для построения самые сложных форм мысли, затрагивающих глубинные стороны природы самого человека и внешнего мира. Так, в соответствии с закону тождества предмет мысли должен быть в любой момент одним и тем же (А==А). Но от этого формально-логического закона ускользает фундаментальная свойство человеческой — сущности и действительности мира — непрерывно изменяться, становиться второй. человека и Эту природу мира отображает диалектика, которая требует разглядывать предмет мысли как находящийся в единстве с самим собой и одновременно с этим противоречащий самому себе: «А имеется А и одновременно с этим не-А». Наряду с этим диалектическая логика отнюдь не отрицает тождества вещи с самой собой, пока она находится в пределах определенного качества. Диалектическая логика не исключает взаимоотношений, фиксируемых формальной логикой, но идет дальше, к предельно глубоким человеческой сущности и уровням мира, в которых (уровнях) устойчивость качества оказывается лишь моментом более отношений реальности и широких свойств. Диалектика не существует без формальной логики, без нее она преобразовывается в софистику.
Коренная особенность диалектической логики содержится в том, что она схватывает, адекватно отображает развитие и противоречивость человека и мира и есть исходя из этого единственным универсальным методом логического выражения последних, человека и сущности мира. Диалектическая логика высказывает дух современной социального бытия и науки, что находится еще в состоянии становления, формирования. Главные концепции современного естествознания, которое, по широкому признанию, делается эволюционным, во все большей мере высказывают развитие объективной действительности. Но личная совокупность логика и понятий частных наук, как уже отмечалось ранее, постоянно остаются принципиально неполными, недостаточными для ответа собственных собственных фундаментальных неприятностей. Исходя из этого успешное развитие современной науки и ее практических приложений допустимо в конечном итоге только благодаря применению — сознательному либо стихийному — диалектических форм мысли. В очень широкой советской и зарубежной философской литературе убедительно продемонстрировано, что все наиболее значимые теории современности — квантовая механика, теория относительности, синтетическая теория эволюции и т. д. имеют имплицитный диалектико-материалистический суть и не могли бы быть созданы и трактованы без сознательного либо стихийного применения диалектических форм мысли.
Современная наука, ее фундаментальный мыслительный уровень не содержит ни мельчайшего намека на происхождение каких-либо иных форм мысли, выходящих за пределы диалектической логики. Наоборот, многие разделы современной науки или в силу собственного частного характера, или благодаря достигнутой ступени развития еще не увеличились до уровня целостных диалектических форм мысли. Широкое развитие в современной науке системного мышления представляет собой не что иное, как активное распространение одного из элементов диалектической логики и выступает в качестве свидетельства все более действенного проникновения диалектической логики в духовную культуру общества.
Наука как логика |
Логика науки. Наровне с тремя рассмотренными уровнями логики существует кроме этого конкретная логика науки либо логика вещей, имеющая своеобразный темперамент в каждой отрасли знания. В случае, если осознавать под логикой метод мышления, метод оперирования понятиями, то направляться признать, что данный метод зависит не только от общих особенностей вещей и их связей, фиксируемых формальной и другими логиками, но и от связей и специфических свойств каждой отдельной области предметного мира. Любая наука исходя из этого выступает в качестве логики. светло исходя из этого, что существуют конкретные логики физики, химии, биологии, социальных и других наук.
Эти логики определяются в первую очередь своеобразными методами развития и существования главных форм материи, каковые были рассмотрены нами ранее. Так, логика физики определяется весов-энергетическим характером сотрудничеств, логика химии — над-массэнергетическим субстратным синтезом, логика биологии — превращениями и т. д. Существуют кроме этого конкретные логики в рамках каждой из фундаментальных отраслей знания. Логика теории Ньютона коренным образом отличается от логики теории относительности, потому что с позиций последней логично мыслить время и пространство изменчивыми, зависимыми от тяготения и движения, что оказывается логическим вздором в рамках ньютонианского мышления.
язык и Мышление
Абстрактное мышление существует лишь в языковой форме. Язык — «яркая реальность мысли» (Маркс). Язык представляет собой сложнейшую знаковую совокупность, имеющую грамматический строй и словарный запас. Главной единицей языка есть слово. Слово — это материальное явление, имеющее три формы — звуковую, как главную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, главным компонентом которого выступает понятие.
Язык как материальная знаковая совокупность неразрывно связан с совокупностью значений, которая в конечном итоге является совокупностью всех понятий, созданных обществом. Вместе с тем совокупность значений имеет собственную единицу — отдельные значения, каковые не абсолютно совпадают с понятиями (каждое — с определенным понятием). Так, одинаковая область людской деятельности — мышление имеет две структуры. В гносеологическом и логическом замыслах она является системой понятий. В отношении к языку мышление выступает как совокупность значений слов.
Неразрывная сообщение языка и мышления отнюдь не свидетельствует, что мышление есть частью языка, как это утверждается в неопозитивистской философии языка, превращающей язык в некое целое, частями которого выступают все формы духовной культуры общества. Потому, что значение только связано со словом, но не есть частью слова, язык так же связан с мышлением, но не включает его в себя как собственную часть. Духовная культура общества, в первую очередь мышление, является содержанием , тогда как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание конкретно существует. Язык — существования мышления и материальное средство возникновения, духовной культуры по большому счету.
Духовная культура начинается по своим собственным законам, хорошим от законов развития языка. Она находится в глубокой зависимости от публично-экономических формаций и претерпевает глубокие трансформации с преобразованием экономических, классовых, социальных устоев общества, тогда как язык остается более стабильным и не имеет классового характера. Мышление подчиняется законам логики, но не законам развития языка, не смотря на то, что и зависит от последних.
Язык есть средством формирования, передачи и сохранения мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору в наглядности, образности и должно исходя из этого взять некую иную чувственно фиксируемую опору. Таковой опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т. е. символы. Слово, как материальное явление, делается «ядром конденсации» смысла (значения), выходящего за пределы наглядного образа. Одной из наиболее значимых функций языка есть сигнификативная функция (функция обозначения).
Мышление понятиями появляется на базе совместной трудовой деятельности людей как нужное средство общения между ними. Исходя из этого оно должно было купить такую материальную форму, которая служила бы средством обмена мыслями между людьми. Коммуникативная функция есть второй серьёзной функцией языка.
функции и Природа языка высказывают глубинную социальную, родовую сущность человека. Язык — одно из наиболее значимых средств развития родовой и личной сущности человека.
Различают естественные, стихийные, появляющиеся на протяжении развития и формирования людской общества, и неестественные, намерено создаваемые для целей познания, управления техникой и т. д. языки. Неестественные языки появляются и развиваются на базе естественных языков. На данный момент на Земле насчитывается более 2500 естественных языков.
В силу абстрактности языкового символа язык владеет неограниченными возможностями развития, аналитической и синтетической деятельности, направленной на трансформацию языка. Именно поэтому язык делается средством нескончаемого развития людской мысли, людской сущности по большому счету.
Обыденное познание
Обыденное познание связано с ответом вопросов, появляющихся в повседневной судьбе людей, текущей практической деятельности, быту и т. д. В обыденной жизни человек познает значительные стороны вещей и явлений природы, социальной практики, быта, каковые вовлекаются в сферу его повседневных заинтересованностей. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют в основном законы формальной логики, достаточные для отображения относительно несложных сторон людской судьбе.
Будучи более несложным, обыденное познание но изучено заметно меньше, чем научное. Мы ограничимся исходя из этого изложением некоторых его изюминок. Обыденное познание основывается на так именуемом здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле людских поступков и т. д., сформировавшихся на базе повседневного практического опыта человечества. Здравый суть — норматив либо парадигма обыденного мышления. Ответственным элементом здравого смысла есть чувство действительности, которое отображает исторический уровень развития повседневной судьбе людей, общества, их нормы деятельности.
Здравый суть историчен — на каждом уровне развития общества он имеет собственные своеобразные параметры. Так, в докоперниканскую эру было здравомысленным считать, что Солнце вращается около Почвы. Позднее такое представление делается нелепым. Здравый суть, либо рассудок, испытывает влияние более больших уровней мышления, научного познания. На каждом историческом этапе в здравом смысле, его нормах отлагаются результаты научного мышления, освоенные большинством людей и превратившиеся в что-то привычное. С усложнением повседневного людской быта в сферу здравого смысла переходят все более сложные представления, нормативы, логические формы. Компьютеризация быта обусловливает вторжение в обыденное познание «компьютерных форм мышления». Не смотря на то, что обыденное познание постоянно будет воображать собой довольно несложный уровень познания, на данный момент возможно сказать о собственного рода онаучивании повседневной .здравого смысла и жизни.
В силу собственной консервативности и относительной простоты обыденное познание несет в себе остатки, «островки» в далеком прошлом изжитых наукой форм мысли, время от времени целых «массивов» мышления прошлых столетий. Так, религия, имеющая до тех пор пока еще широкое распространение, представляет собой не растаявший айсберг первобытного мышления с его логикой, основанной на внешних аналогиях, глубинным страхом перед миром и неизвестным будущим, верой и надеждой в сверхъестественное.
Вырабатываемый под влиянием повседневной практической деятельности здравый суть несет в себе и стихийно материалистическое, а Сейчас часто — и диалектическое содержание. В формах, свойственных обыденному познанию, глубинное философское содержание выражается в народных приметах, поговорках и пословицах.
Материалистическая философия в любой момент в значительной степени опиралась на здравый суть, непрерывно рождавшийся повседневной людской практикой. Вместе с тем здравый суть ограничен и не располагает гносеологическими и логическими средствами ответа непростых неприятностей людской бытия. Здравый суть, — писал Энгельс, — данный «очень почтенный спутник в четырех стенках собственного домашнего обихода, переживает самые необычные приключения, только лишь он отважится выйти на широкий простор изучения»1 .
Здравый суть сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных особенностей и т. д. Но, как уже отмечалось, происходит онаучивание здравого смысла и вряд ли возможно отрицать, что противоречивость бытия станет логической нормой и обыденного познания.
История продемонстрировала, что реакционные перемещения в публичной судьбе постоянно стремились применять негативные стороны обыденного познания, его ограниченности. Так поступает и современный антикоммунизм, применяющий узнаваемый прием марксизма и отождествления социализма со сталинизмом.
Повседневная жизнь, очевидно, не сводится к деятельности типа «кухонного обихода», повседневная трудовая деятельность, которая связана с современным производством, предполагает ответ непростых неприятностей, приближающих обыденное познание к границам, отделяющим его от научного.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Сущность научного познания
Научное познание — верховный уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких человека сущности и сторон мира, законов действительности. Для познания глубоких сущностных человека и сторон мира слишком мало средств и форм обыденного мышления, нужны сложные логические формы мышления, наблюдения и научные эксперименты, методики и методы. Логика науки опирается на те же средства и общие формы логического познания, что и обыденное мышление, но в их самый сложном виде. Математическая и диалектическая логики, логика науки как таковые используются полностью лишь в научном познании.
Концентрированным выражением научного познания есть научное открытие, т. е. обнаружение малоизвестных ранее значительных особенностей, явлений, законов либо закономерностей. К ним возможно отнести, к примеру, обнаружение новых элементарных частиц, новых групп химических соединений, малоизвестных ранее видов животных либо растений, новых особенностей физических, химических и т. д. объектов. В СССР в первый раз в мире была введена регистрация научных открытий, понятие открытия взяло юридическое оформление. Не смотря на то, что в большинстве случаев понятие открытия, юридически закрепленное, относится только к естественным наукам, открытия совершаются кроме этого и в публичных науках.
Сущность мыслительного творчества |
Сущность мыслительного творчества — одна из увлекательнейших неприятностей философии, психологии, науки по большому счету. Как именно происходит скачок от незнания к знанию? Каким методом случился переход от ньютоновской механики к теории относительности? Как сможет идея перейти к следующей, более фундаментальной теории, чем релятивистская физика? Как именно наука окажется талантливой пробраться в следующий, более глубочайший пласт людской сущности?
В истории науки существовали две крайние трактовки природы мыслительного творчества. С одной из точек зрения мыслительное творчество имеется неожиданный, спонтанный процесс озарения, появляющийся из глубин бессознательной интуиции. С противоположной интуитивизму точки зрения творчество — итог механического поиска верного ответа задачи по способу «ошибок и проб» (ассоцианизм, бихевиоризм). Включая долю истины, обе концепции, но, не дают научного решения проблемы творчества, потому, что абсолютизируют ту либо иную его сторону.
Мыслительное творчество имеет две стороны: содержательную и формальную. С первой стороны творчество имеется получение нового мыслительного содержания — обнаружение нового качества, свойства, закономерности и т. д. В этом нюансе коренной вопрос содержится в том, как человек способен синтезировать новую идея. Новое, в особенности принципиально новое, имеется что-то непохожее на прошлое, известное. Новое владеет новизной, которая выступает, с позиций ветхого и привычного, как странность. Тайная творчества — это тайная преодоления мыслью барьера странности.
Странность — наиболее значимая черта каждого нового большого открытия. Странность свидетельствует, что открытое явление имеет не только привычные, узнаваемые черты, но и кое-какие новые, малоизвестные, невыводимые из установленных ранее, «необычные». Так, правила квантовой теории и механики относительности, имея определенную сообщение с правилами классической физики, не смогут быть выведены из прошлой физики. Невыводимость странности из уже известных особенностей действительности свидетельствует, что странность в определенном смысле характеризуется неожиданностью и непредвидимостью. Эта сторона творчества взяла искаженное объяснение в интуитивизме.
Как именно в мысли может появиться то, что в ней ни при каких обстоятельствах не было и что, следовательно, не вмещается в привычные каноны мысли? Нетрудно подметить, что неприятность мыслительного творчества возвращает нас к парадоксу развития, происхождения нового. Диалектика, разрешающая данный парадокс, выступает в качестве теоретической базы теории мыслительного творчества.
мощь и Величие мысли |
Идея, мыслительное творчество — верховная, наровне с материально-практической деятельностью человека, форма активности. В универсальной природе человека как микрокосма, несущего в себе, в сокращенном и интегрированном виде, главные результаты нескончаемого развития мира, заложена разгадка свойства человека к мысленному воспроизведению любых качеств вечно многообразного мира. достоинство и Величие человека проявляются в том, что в мире не существует сущностей и качеств, каковые были бы недоступны людской мысли.
Умение мыслить нелогично! |
В формально-логическом замысле мыслительное творчество должно владеть, разумеется, какими-то логическими инструментами преодоления барьера сложности (странности). Мыслить творчески — значит мыслить логично. Но в одном из собственных самые важных качеств творчество выступает кроме этого как умение мыслить… нелогично! Любое большое открытие, принципиально новая теория, появляются как нарушение прошлой конкретной логики, логики вещей. Теория относительности появилась как явное и глубочайшее нарушение логики теории Ньютона, с позиций которой нелепо мыслить пространство, время, массу как переменные. По замечанию одного известного ученого, ЭВМ стоит без сомнений ниже человека, потому что она мыслит «идиотски логично»!
Прорыв мысли в новую большую область действительности свидетельствует появление новой предметной логики науки. Мыслительное творчество выступает, следовательно, как творчество новой логики. Но каким бы нелогичным ни было научное мышление в указанном смысле, оно постоянно подчиняется законам формальной и диалектической логики. Последняя фиксирует не частные, а законы действительности и всеобщие свойства и исходя из этого является важнейшим инструментом мыслительного творчества.