В 80-е гг. в западноевропейской культуре укореняется термин ’’постмодернизм”, получая статус общеупотребляемого. Постмодернизм является совокупностью фил. тенденций и идей, отражающих специфику переживания человеком западной цив. реалий финиша 20-го века. К постмодернизму относят – Деррида, Делеза, Лиотара, Бодрийра, Рорти.
Фил. постмодернизма не существует как что-то целостное, представленное в систематизированном виде. Разъясняется это не только тем, что среди его представителей нет единства, но и тем, что они выступают против фил. как особенного вида интеллектуальной деятельности, имеющей собственную специфику, и единые мировоззренческие и теоретические основания. Согласно точки зрения постмодернистов, наступила смерть философии в её классическом понимании. Философское мышление исторично, исходя из этого фил. как независимый жанр дух. творчества исчерпала собственные возможности и переросло прошлые рамки. Постмодернисты вычисляют необоснованными притязания фил. на роль научной дисциплины, потому, что в отличие от науки она не имеет преемственности прогресса и проблем в их ответе. Приверженцы постмодернизма не просто предлагают поменять технику и процедуру фил. анализа, они предлагают переосмыслить роль, статус и место фил. в культуре. В случае, если фил. не есть поиском истин и не содержит их в себе, то она не может быть определителем того, какая из областей культуры более адекватно воображает реальность, следовательно, у неё нет преимущества перед остальными культурными сферами. Постмодернисты уверены в том, что фил. обязана разомкнуть границы и соединиться с мастерством, став наряду с этим “мастерством мышления”, либо провалиться сквозь землю, растворившись в других явлениях культуры. Постмодернисты считают необходимым пересмотреть познание бытия. В первую очередь, направляться отказаться от идей теоцентризма и онтоцентризма, в рамках которых или всевышний, или бытие являются условиями, снабжающими его целостность и единство мира. Не есть оправданным деление бытия на объективную и субъективную действительность. Они обращают внимание на то, что смоделированная компьютерами действительность (виртуальная), результат интеллектуальной деятельности. Но по отношению к тем, кто в неё погружается, она есть боле объективной, чем ливень за окном. Разбирая обстановку, сложившуюся в современном н.п. и науке в целом, представителе фил. постмодернизма предлагают собственный вариант её понимания. Действительность в силу собственной фрагментарности не только не поддаётся практическим преобразованиям, но и не может быть адекватно систематизирована и осмыслена, и нельзя создать совокупность, из которой действительность не выпадала бы, а абсолютно вмещалась. Это происходит по причине того, что событие постоянно предшествует теории, последняя же всегда отстаёт, появляясь тогда, в то время, когда само событие уже стало вторым. Постмодернисты обращают внимание на то, что для изучения открытых совокупностей (природа, об-во, политика, экономика) не подходят теориина основе классической системы и логики понятий со строго фиксированным смыслом. И исходя из этого нужны новые понятия, другой стиль мышления, новые правила интеллектуальной деятельности. Будучи уверенным, что разум исчерпал собственные возможности и Деррида предлагает собственный проект постмодернистской логики, включающей следующие идеи: 1.извлечение элементарной двоичной оппозиции (мужчина-дама).2.выделение негативного термина.3.фиксация неспециализированной нейтральной предпосылки (в оппозиции мужчина-дама – человек.4.инверсия негативного термина хорошему.
Происхождение, главные этапы развития и самые характерные черты русской философии. Практически-нравственная направленность русской философии. Идеал полного и подлинного знания: от рационального сознания к целостному духу.
Русская философия и как особенный феномен, и как особенная сфера интеллектуальной судьбе начала оформляться достаточно поздно: только в семнадцатом веке на Украине, самый тесно контактировавшей с католической Польшей, зародилась схоластическая философия; с XVIII века в Россию начинают приглашать германских философов, каковые просматривают направления философии в университетах.
К.Д. Кавелин, друг и соратник П.Я. Чаадаева, придерживался взоров о несамостоятельности русской мысли. Он считал, что русский человек начал жить только в XVIII столетии, до этого же испытывал только тревожное и неспокойное рвение к таковой жизни — не более того. Философские взоры русских мыслителей были только не сильный подражанием европейским примерам. Русская философия традиционно занималась вопросами, каковые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как фактически философские. К примеру, это неприятность места России в мире, что дискутировался в течении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.
Красивую чёрта специфики русской философии дал А.Ф. Лосев:
1) Русской философии, в отличие от европейской, и более всего германской философии, чуждо рвение к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взоров. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, каковые смогут быть постигнуты не при помощи сведения к логическим понятиям, а лишь в знаке, в образе при помощи силы воображения и внутренней жизненной подвижности.
2) Русская философия неразрывно связана с настоящей судьбой, исходя из этого она довольно часто есть в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его страданиями и радостями, со всем его порядком и хаосом…
3) В связи с данной «живостью» русской философской мысли находится тот факт, что художественная литература есть кладезем самобытной русской философии.
Оригинальность русской философии связана с тем, что Российская Федерация изначально есть православной страной, впитавшей в себя не римскую традицию, а в основном мистическую, чувственную византийскую традицию. Для русской философии в намного большей степени свойственны склонность и мистические обертоны к интуитивному, чувственному познанию.
Помимо этого, русская философия начала XX века находилась во главе мысли. А частности, тут необходимо отметить то, что русские философы (Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) находились у истоков экзистенциализма — одного из самые влиятельных направлений в современной всемирный философии. На данный момент обстановка кардинально изменилась, и русская философия деятельно вбирает в себя все то, что волей судьбы было для нее недоступно.