Контрольная работа
По дисциплине: «Бизнес-планирование» |
Вариант: № 33 |
Выполнил Игнатьев Андрей Васильевич |
(фамилия, имя, отчество) 4-ый курс, группа МЗ-403 |
(курс, группа) |
Проверил Новиков Михаил Васильевич |
(фамилия, имя, отчество) |
к.э.н., доцент |
(должность, научная степень, подпись) |
Ростов-на-Дону
Содержание
Введение………………….………….………………………………………………3
1. Основные ощибки бизнес-плана……………………………………………….4
2. Ошибки привлечения финансирования..………………..…………………..…9
3. Типичные ошибки бизнес плана………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемых источников………………………………………………19
Введение
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать 3-х или 5-ти летнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.
Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:
• выявлению целей бизнеса
• оказанию содействия выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса
• созданию системы измерения результатов деятельности
• предоставлению инструментария управления бизнесом
• предоставлению средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявления альтернативных стратегий выживания.
Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Данный материал следует рассматривать как руководство по составлению бизнес-плана с учетом возможных ошибок (умышленных, некомпетентных и небрежных действий) участников и учредителей.
1. Основные ошибки бизнес-плана
Составить бизнес-план не так трудно, особенно, если тщательно проработать все его разделы, следовать рекомендациям специалистов и ориентироваться на имеющиеся в распоряжении примеры удачных бизнес-планов. Однако почему же тогда только одна десятая всех бизнес-проектов реализуется на практике? Ошибки, допускаемые при составлении плана, становятся порой фатальными и приводят к тому, что проект так и останется на бумаге. Какие же из них бывают чаще всего?
Все многообразие ошибок в области бизнес-планирования можно условно разделить на концептуальные, технические и методические. К техническим ошибкам относятся недостоверная или плохо проработанная информация, неправильная подача информации, неточности в расчетах, отсутствие выводов и указаний на источники информации. Концептуальные ошибки, безусловно, проистекают из неверной концепции проекта и могут касаться вопросов технологии, сбыта, реализации проекта. Но чаще всего на неудачу бизнес-проект могут обречь ошибки методические, о которых и пойдет речь далее.
1) Предприниматель планирует реализовывать проект за счет финансирования из одного источника. Если автор проекта не может или не желает вкладывать в него собственные средства – это грубая методологическая ошибка, которая делает непривлекательным бизнес-план в целом.
Банки готовы финансировать проект, если предприниматель вложит хотя бы 30% от всех планируемых средств. Банки не против вложить еще 70%, но не больше! Однако львиная доля соискателей считают, что их бизнес-проект настолько уникален и необходим, что он станет исключением из правил и будет полностью профинансирован сторонними организациями. Стоит ли говорить, что кредиторы придерживаются иной точки зрения, а в результате бизнес-план, действительно хорошо проработанный, отклоняется. Если же оказывается, что выплата процента по кредиту, тоже планируется автором бизнес-проекта на время, когда бизнес начнет приносить прибыль, то удивляться отказу совершенно не приходится.
Если возможностей вложить свои собственные средства в проект нет, следует искать другие законные способы выхода из ситуации. Возможно, придется найти соучредителя.
2) Нередко разработчики проектов предполагают, что сам инвестор должен заниматься формулировкой своего участия в проекте. Если, конечно, речь не идет о кредитовании.
Как правило, в большинстве бизнес-планов, потерпевших неудачу, дефицит средств рассчитывался по периодам с тем: предполагалось покрытие дефицита при помощи кредита. При этом расчет был на то, что кредит последует на всю необходимую сумму, процент будет небольшим с мифическим наименованием «по среднерыночным цифрам», а срок возврата – как можно долгим. Далее автор проекта эти средние расчеты предлагает на рассмотрение всем потенциальным инвесторам – долговому ли, долевому, не важно. И дело инвестора, по мысли автора, самому формулировать предложение.
Инвестор в большинстве случаев не собирается этого делать. То, что разработчики проекта не удосужились рассмотреть интересы инвестора, автоматически делает проект менее привлекательным в его глазах.
Исправить ошибку можно. Укажите сумму требуемых средств на реализацию проекта, какие понадобятся транши и в какой форме; под какие гарантии и точный срок возврата. Есть стандартные схемы финансирования для разных источников, а не только для банковских займов. Можно самостоятельно на базе их разработать вариант финансирования. Если это вызывает затруднение, то стоит воспользоваться услугами специалистов в области финансирования и поручить ему разработать эту часть бизнес-плана.
3) Неясность в области права, вопросов собственности, лежащей в основе проекта (как то земли, дома, лицензирование, интеллектуальная собственность и так далее) становится ахиллесовой пятой бизнес-плана. К примеру, ресурсы закреплены за различными структурами, которые напрямую не связаны с бизнес-проектом (или эта связь осталась не прописанной в проекте), не оформлены в соответствии с текущим законодательством права на объект. Для инвестора это источник дополнительных рисков и он вполне логично постарается не обременять себя ими.
Особые сложности могут возникать с долевым финансированием. Важнейший для инвестора вопрос, касающийся порядка выхода из проекта путем продажи доли и акций, остается не проработанным. Туманные формулировки в области гарантий соблюдения интересов инвестора в случае неблагоприятного развития событий, заставляют с осторожностью относиться к подобному бизнес-плану.
Над разделом, посвященным организационно-правовой схеме, должен работать опытный специалист. Консультациями обойтись невозможно, равно как и не стоит заниматься этим самостоятельно, не являясь специалистом в области права.
4) После определения канвы проекта и предварительных вариантов финансирования, начинается детальная проработка. Как правило, этот этап оценивается в 5% от стоимости всего проекта. Сюда входит зарплата тех, кто работает над проектом, непосредственно проектные работы, маркетинговые исследования, организационные издержки.
Привлекайте к работе над бизнес-планом специалиста с опытом реализации крупных проектов – он сумеет максимально правильно рассчитать организационные расходы.
5) Ряд расходных статей забывают осветить в бизнес-плане. Это чревато проблемами при реализации проекта. Среди подобных числятся расходы на погрузочно-разгрузочные работы, доставку, монтаж, обучение сотрудников; расходы на оплату всех видов платежей и комиссий, НДС; расходы на пуско-наладочные работы; расходы в связи с содержанием дистрибуции; издержки в связи с браком и потерями в ходе хранения и производства; неплатежи покупателей, потребности в оборотном капитале в период выхода на рынок.
Для того, чтобы не допустить подобной ошибки к разработке бизнес-плана необходимо привлечь экономиста, обладающего опытом в разных сферах производства и сбыта.
6) Любой бизнес-проект просто обязан содержать в себе раздел Риски проекта. В нем находят отражения все виды возможных рисков, дается оценка их степени вероятности и опасности и анализируются последствия наступления рисков. Основательный бизнес-проект, как правило, оперирует несколькими вариантами развития ситуации. Необходимо проанализировать, насколько зависит результат от колебаний в области объемов продаж, цен на рынке и инвестиционных издержек.
Однако нередко вместо вывода о том, что при любых, даже крайне неблагоприятных сценариях развития бизнеса, возможно, сохранить средства инвестора, следует бравурные заверения о маленьких рисках и огромном запасе прочности. Это признаки формального подхода, что инвестор замечает сразу же. Человек не любит сознавать, что его посчитали недалеким. А инвестор тем более.
Поэтому подготовке данного раздела уделите максимум внимания. Лучше наймите квалифицированного разработчика. В идеале работу на бизнес-проектом вообще лучше начинать с проработки этого раздела – еще до того, как общая концепция будет окончательно оформлена. Если предполагаемая идея не пройдет проверки на риски, то придется серьезным образом проработать и, возможно переработать концепцию. Бизнес-планы в которых высокие риски оказываются неуравновешенными высокими прибылями, не рассматриваются инвесторами в принципе.
Предпримите анализ реализации аналогичных проектов и особенно тех, что потерпели крах. Составьте перечень основополагающих рисков. Не копируйте чужие разделы подобных бизнес-планов. Копировать ошибки смысла нет – на них надо учиться.
Рассмотрите абсолютно все, даже самые неблагоприятные и на первый взгляд невозможные сценарии. При этом брать в расчет конец света в 2012 году и падение метеорита, конечно, не стоит, а вот действия партнеров, конкурентов и возможность появление на рынке третьей силы рассмотреть надо. Далее переходите к проработке стратегии и тактики минимизации потерь при любом из раскладов и возможный выход из проекта. К работе над этим разделом стоит привлечь независимых экспертов.
Это наиболее типичные ошибки. Конечно же, список этот далеко не полный, но он дает представление о том, что избежать ошибок подчас нелегко, так как на первый взгляд ошибки не кажутся нам таковыми при работе над проектом. Но предупрежден – значит вооружен! Анализируя чужие недочеты можно пересмотреть свой бизнес-план и проработать те разделы, которые содержат аналогичные методологические ошибки.
Ошибки привлечения финансирования
Известно, что составление бизнес-плана, является необходимостью для привлечения в ваш бизнес дополнительных источников дохода. Очень часто начинающие предприниматели задаются такими вопросами: «Как правильно составить бизнес-план? Почему составленный мной бизнес-план отвергают потенциальные инвесторы и кредиторы?» В данной статье мы ответим вам на данные вопросы, путем анализа наиболее частых ошибок допускаемых предпринимателями при составлении бизнес-плана. Вот 10 часто допускаемых ошибок, которые не дают начинающим бизнесменам добиться успеха и доверия у кредиторов и инвесторов.
1. Вы не смогли доказать своего опыта в данной отрасли бизнеса. Инвесторы смогут вам оказать доверие только тогда, когда вы их сможете убедить, что имеете достаточные знания, умения и навыки, чтобы воплотить ваши идеи в реальность.
2. Вы сильно преувеличили доход вашего бизнеса в своих прогнозах. Помните, что прогноз следует делать только исходя из вашей уже существующей клиентской базы и из возможностей ее расширения. Помните, что необоснованный, явно завышенный прогнозируемый доход, очень часто подрывает ваш авторитет в глазах у инвесторов и кредиторов. Делая свой прогноз о доходах, старайтесь всегда их немножечко принизить.
3. Вы не смогли доказать, что ваша бизнес-модель сможет принести реальную прибыль в установленные вами сроки. Помните, что в своем бизнес-плане надо четко указать свои расходы, время на осуществление целей и задач, реальную прибыль. Чтобы принять инвестору решение о вложении в вашу деятельность своих капиталов, нужно его убедить, в том, что ваш бизнес не только покроет все расходы и затраченное время, но еще и принесет ощутимую прибыль.
4. Вы не дали четкое описание вашего товара или услуги. Нужно дать возможность читателю быстро оценить необходимость вашего продукта или услуги на рынке. Описание продукта должно быть кратким и каждое слово в нем должно написано быть по существу. Избегайте ненужных слов и различных литературных приемов, чем проще и доступнее вы опишите свой товар, тем легче читателю понять всю его необходимость.
5. Вы не смогли доказать, что ваша бизнес идея будет актуальна в будущем. Очень часто предприниматели, составляющие бизнес-план, живут лишь сегодняшним временем и не задумываются о том, что уже завтра их товар или услуга будет мало кому интересна. Чтобы добиться желаемого успеха у инвестора, нужно, чтобы он был уверен, что через 5 лет ваш бизнес сделает существенные шаги в развитии, намного увеличив свою долю рынка. Инвестору не интересно вкладывать деньги в те идеи, которые возможно сегодня интересны для потенциальных клиентов и их действительно ждет успех, но судьба, которых в скором времени приведет к краху. Вкладывая деньги, инвестор должен знать, что эти деньги будут приносить пользу на протяжении длительного времени, при этом постоянно увеличивая свои объемы.
6. Вы не смогли дать четкого представления о своих конкурентах. Инвесторы знают о том, что если вы не можете правильно воспринимать своих конкурентов, то не может быть речи о том, что ваш бизнес действительно ожидает какой-либо успех. Чем лучше вы сможете описать своих конкурентов, тем лучше вы даете понять инвестору о своих знаниях структуры рынка, тем самым, доказывая свою вероятность доминирования на нем.
7. Вы не смогли четко указать целевую аудиторию вашего бизнеса. Помните, что в любом бизнес-плане должна быть ясно указана перспектива банков, инвесторов и акционеров при вашем с ними сотрудничестве.
8. Начало вашего бизнес-плана выглядит скучно, не интересно, без особого энтузиазма. Помните, если вы не смогли привлечь внимание читателя к вашему бизнес-плану первыми предложениями, то он может просто не читать его до конца.
9. Вы не смогли грамотно написать бизнес-план. Если ваш бизнес-план содержит опечатки и грамматические ошибки, то у читателя сложится впечатление, что ваш бизнес-план не продуман полностью и содержит в себе не допустимые ошибки. Это существенно подрывает ваш авторитет в глазах читателя.
10. Вы написали слишком много. Помните, что бизнес-план не должен содержать в себе более чем 30-ти страниц. Если инвесторы заинтересовались вами, то они всегда попросят предоставить вас какую-либо дополнительную информацию. Помните, что слишком большой объем вашего бизнес-плана вызывает сомнения в том, что вы можете грамотно излагать свои мысли. Наймите профессионального редактора, который уберет из вашего бизнес-плана, все то, что для читателя не представляет никакого интереса и поможет вам подчеркнуть ваши сильные стороны.
3. Типичные ошибки бизнес-плана
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план.
Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.
Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:
1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов;
2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план;
3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно лишь на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.
Выделяют несколько функций бизнес-планирования. Первая связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия. Вторая — предполагает привлечение денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны. Третья — это функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия. Четвертая функция отражает привлечение к осуществлению проектов, реализации планов развития предприятия потенциальный партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.
Бизнес-план — это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п. Бизнес-план — это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.
Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.
Таким образом, любое предпринимательское начинание должно иметь бизнес-план. Более того, данное правило действительно соблюдается. Проблема в другом. Все дело в том, что большая часть бизнес-планов не стоит даже той бумаги, на которой они напечатаны. Все это происходит вследствие грубейших ошибок, которые совершают составители подобных документов.
Ниже перечислены 10 популярных ошибок, которые до сих пор имеют место при написании бизнес-планов.
1) План плохо написан
Орфография, пунктуация, хороший стиль речи — все это важные составляющие бизнес-плана. Нет, инвесторы, которые будут читать ваш бизнес-план вовсе не ожидают, что вы представите им отличную рукопись, как заправский писатель. Тем не менее, плохой стиль изложения и обилие ошибок могут привести к тому, что инвестор усомниться в ваших возможностях вести серьезный бизнес. И обратиться к следующему бизнес-плану. В конце концов, дефицита людей, желающих получить капитал на развитие собственного бизнеса, пока не наблюдается.
Ошибки можно ликвидировать, используя специализированное программное обеспечение, такое как Microsoft Word. Да и никто не мешает вам потом показать ваш бизнес-план знакомым, которые хорошо разбираются в русском языке (только если вы доверяете этим знакомым!). Такая проверка не будет лишней. Но не стоит забывать и про стилистику изложения плана. Она не должна быть высокомерной, ненадежной, народной, если хотите.
2) Небрежность в оформлении элементов
Ничто так не раздражает инвесторов, как бизнес-план, в котором отсутствует содержание, нумерация страниц, нет заголовков у таблиц, данные на диаграммах не помечены, присутствует большое количество технической терминологии, которая не разъясняется простым языком. Далеко не факт, что инвестор разбирается во всех терминах Web 2.0, как и стартап.
Нужно внимательно отнестись ко всему этому. Вы тратите большое количество времени на написание бизнес-плана, в то время как инвестор может первоначально уделить вашему плану 10-15 минут. Если он не заинтересует его за это время, то вряд ли будет прочитан хотя бы еще один раз.
3) Неполный план
Бизнес-план обязательно должен содержать исчерпывающую информацию по таким вопросам, как клиенты компании, продукт и услуги, маркетинг, финансы, управленческая команда, конкуренты. Это абсолютный минимум (а вообще лучше обратиться к специализированной литературе, чтобы узнать какие еще разделы обязательно должны присутствовать в бизнес-плане).
По большому счету, в маркетинговом плане обязательно должна содержаться информация и о рынке, на котором намерена работать компания. О его тенденциях. Наконец, обязательным является и наличие финансовых прогнозов, показателей денежного потока, годовых балансов.
4) Расплывчатость плана
С расплывчатым бизнес-планом практически невозможно рассчитывать на финансирование. На что можно рассчитывать, если инвестор не может разобраться в вашем бизнесе? Но как быть, если вы не хотите сразу же раскрывать все свои карты, если не хотите, чтобы кто-то реализовал вашу идею без вас? Тут есть одно решение. Можно представить в качестве начальной информации одно лишь резюме, а бизнес-план предоставить инвестору под договор о его неразглашении. Это уже общепринятая практика. Главное, чтобы в такой ситуации резюме действительно было феерическим. Ведь оно должно заинтересовать инвестора, чтобы он захотел ознакомиться с дополнительной информацией.
5) Слишком подробно
Бизнес-план не должен быть слишком расплывчатым. Но излишние подробности тоже ни к чему! Если бизнес-план будет просто переполнен техническими терминами, то вы вряд ли заинтересуете инвестора, не разбирающегося досконально в данной теме. Если для вас важны технические детали, то можно сделать специальное приложение для бизнес-плана, куда не лишним будет расписать все это. В таком случае вы сможете одним выстрелом убить двух зайцев. С одной стороны тот инвестор, которому достаточно просто бизнес-плана сможете с ним ознакомиться без всяких проблем. Тот, которому интересны технические детали, найдет их в приложении.
6) Нереалистичные (необоснованные) предположения
По своей природе бизнес-план состоит из большого количества предположений. И самым главным из них является то, что ваш бизнес-план обязательно окажется успешным. В чем же отличие хорошего бизнес-плана от плохого в этом вопросе? Все достаточно просто. В хорошем бизнес-плане составитель старается рационализировать все предположения. Все должно быть обосновано. То, что можно рассчитать, должно быть рассчитано. Объем рынка, покупательское поведение, приемлемые цены — все это предположения. Постарайтесь проверить ваши предположения примерами из других отраслей или показателями конкурентов. Там где это возможно.
7) Недостаточно фактов
Еще одна проблема не очень удачного бизнес-плана — малое количество реальных фактов. Предположения, конечно, хороши, но без фактов всегда очень тяжело. А потому нужно узнать все, что вы можете о вашем бизнесе и отрасли — привычки покупателей, мотивы и страхи, местоположение конкурента, его размер и доля рынка, общие тенденции рынка. Все это те данные, где можно полагаться не только на предположения, но и на фактические данные. В целом, не нужно перебарщивать. Погрязнуть в фактах — тоже не самый верный путь, но и отрицать их совсем не самое верное решение.
Вы отрицаете риски
Любой инвестор понимает, что не существует бизнеса без риска. Риск есть всегда. И это нужно понимать при написании бизнес-плана. Рассказывая о рисках, обязательно упомяните, каким образом их можно смягчить или минимизировать. И обязательно подготовьтесь к последующим обсуждениям рисков вашего бизнеса с инвестором. Уверен, что такое обсуждение будет, если он, конечно, заинтересуется вашим проектом.
9) У нас нет конкурентов
Еще одна популярная ошибка, которая прослеживается при составлении бизнес-планов. Это та ситуация, когда составитель полагает, что у него нет конкурентов! Какое заблуждение. Не стоит забывать, что у бизнеса могут быть не только прямые, но и косвенные конкуренты. Нужно просто внимательнее присмотреться и вы найдете их. Кроме того, не стоит забывать, что в случае успеха на рынке, рано или поздно у вас обязательно появятся и прямые конкуренты.
10) Неправильное понимание сути плана
На самом деле бизнес-план — это не совсем план. Это скорее обзор бизнеса в данный момент, в краткосрочной перспективе, и в долгосрочной перспективе. При этом в какой-то мере данные обзоры похожи на дорожную карту, так как содержат определенные вехи, имеющие реальный смысл для вашего бизнеса. При этом в бизнес-плане обязательно должны содержаться все основные шаги, необходимые для достижения каждого этапа.
Пожалуй, это 10 основных ошибок при написании бизнес-плана. Кому-то они могут показаться банальными, а кому-то очень полезными. Что же, возможно, банальность в них и присутствует, но и очевидная польза тоже. Важно не просто уяснить эти моменты, но и придерживаться их при написании бизнес-плана. А это уже намного сложнее, чем просто знать о них. Если вы хотите подробнее ознакомиться с тем, как лучше всего написать бизнес-план, то рекомендую обратиться к профильной литературе. Благо хороших книг по этой теме сегодня достаточно много.
Заключение
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, опора на которые необходима для того, чтобы своевременно подготовиться к возможным неожиданностям и устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов.
Бизнес-план обеспечивает анализ возможностей для бизнеса в конкретной ситуации и четкое представление, каким образом менеджмент хочет и может использовать данный потенциал.
Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.