Картотека опытов по экологии
Испытания с ветром и почвой
Опыт №1
Цель опыта: Продемонстрировать, что в земле имеется воздушное пространство.
Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве — земле — обитает довольно много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, имеется ли в земле воздушное пространство. Опустить в банку с водой пример земли и предложить понаблюдать, покажутся ли в воде пузырьки воздуха. После этого любой ребенок повторяет опыт самостоятельно совершает соответствующие выводы. Дружно выясняют: у кого воздушных пузырьков появилось в воде больше.
Опыт №2
Цель опыта: Продемонстрировать, что в следствии вытаптывания земли (к примеру, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия судьбы подземных жителей, соответственно, их делается меньше. Оказать помощь детям самостоятельно заключить о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Содержание опыта: Напомните детям, откуда забраны образцы земли (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, каковые отлично им привычны). Предложите высказать собственные догадки (где воздуха в земле больше — в местах, каковые обожают посещать люди, либо в том месте, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, потому что в верности (либо неверности) собственных догадок дети должны убедиться сами в ходе проведения опыта. В один момент опустите образцы земель в банки с водой и замечайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в примере рыхлой земли). Спросите детей, где подземным жителям легче дышать? По какой причине воздуха «под тропинкой» меньше? (Быть может, на данный вопрос детям будет непросто ответить, но пускай они хотя бы постараются это сделать. Принципиально важно, дабы они обучались делать выводы на базе совершённых опытов.) В то время, когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается меньше и меньше.
Опыт №3
Содержание опыта: Продемонстрировать, что при сжимании комочка почвы из него как бы «уходит» воздушное пространство. (Проводится как дополнительный к прошлому.) Раздайте детям комочки почвы. Пускай они разглядят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что в комочков имеется «безлюдные места» — в том месте и «скрывается» воздушное пространство. После этого предложите сжать комочек почвы в руке. Что с ним случилось? Каким он стал? Он увеличился либо уменьшился? По какой причине уменьшился? Комочек стал меньше, в силу того, что «безлюдных мест» между частичками почвы стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздушное пространство «ушел»: для него не осталось места. Совершенно верно так же под тяжестью отечественного тела сжимается почва на тропинках, дорогах, а воздушное пространство «уходит».
Опыт № 4
Содержание опыта:Продемонстрировать, как происходит загрязнение земли; обсудить вероятные последствия этого. Предложите детям разглядеть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Сообщите, что в одной чистая дождевая вода; в второй нечистая вода, которая осталась по окончании стирки. Такую воду дома мы выливаем в раковину, а за городом на землю. Предложите детям высказать собственные догадки: что будет с почвой, в случае, если ее полить чистой водой? А вдруг нечистой? Полейте землю в одной банке чистой водой, в второй — нечистой. Что изменилось? В первой банке земля стала мокрой, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Земля стала не только мокрой, но и нечистой: показались мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы земель по окончании полива.
Опыт № 5
Содержание опыта: Подвести детей к значению и пониманию особенностей рассеянного песка.
Разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпать песок через сито. Загрузить без надавливали? в песок карандаш. Положить на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (к примеру, ключ). Обратить внимание на глубину следа, оставшегося на … песке от предмета. А сейчас встряхнуть лоток. Выполнить с карандашом и ключом подобные действия. В собранный песок, карандаш погрузиться приблизительно в два раза глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливые на набросанном песке, чем на рассеянном.
Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство известно строителям.
Опыт № 6
Содержание опыта: Подвести детей к значению и пониманию особенностей мокрого песка Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, но он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. В то время, когда песок намокает, воздушное пространство между гранями песчинок исчезает, влажные грани слипаются между собой
Опыт № 7
Содержание опыта:Продемонстрировать детям водопроницаемость глины и водопроницаемость песка. Подготовить две банки: одну- с песком, другую — с глиной. Налить в банки однообразное количество воды. Узнать, по какой причине вода сходу прошла через песок и не прошла через глину.
Опыт № 8
Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра — перемещения воздуха. Для его проведения вам пригодится две свечи. Проводить изучение необходимо в холодную погоду. немного откройте дверь на улицу. Зажгите свечи (не забываете о безопасности!) Держите одну свечу внизу, а другую вверху появившейся щели. Пускай дети выяснят, куда «наклоняется» пламя свечей (пламя нижней направлено вовнутрь помещения, верхней — наружу). По какой причине так происходит? У нас в помещении таковой теплый воздушное пространство. Он легко путешествует, обожает летать. В комнате таковой воздушное пространство поднимается и удирает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздушное пространство. Он замерз и желает погреться. Холодный воздушное пространство тяжелый, неповоротливый (так как он замерз), исходя из этого предпочитает оставаться у почвы. Откуда он входит к нам в помещение — сверху либо снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется теплым воздухом (он так как удирает из помещения, летит на улицу), а внизу — холодным (он ползет на встречу с нами). Получается, что «один» воздушное пространство, теплый, движется вверху, а к нему, внизу, ползет «второй», холодный. В том месте, где двигаются и видятся теплый и холодный воздушное пространство, появляется ветер. Ветер — это перемещение воздуха.
Опыт № 9
Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра- перемещения воздуха. Прикрепите над батареями узкие полосы бумаги либо легкой ткани. Выслушайте предположения детей, что будет с этими полосами, в то время, когда вы откроете форточку. Будут ли они двигаться? Пускай парни потрогают батареи, дабы удостовериться, что они утепленные. Какой воздушное пространство над батареями — теплый либо холодный? Мы уже знаем, что теплый воздушное пространство пытается вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздушное пространство с улицы (возможно его позвать). Холодный воздушное пространство их форточки будет спускаться вниз (к батарее, дабы погреться), а теплый, от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда покажется? Ветер. И данный ветер заставляет двигаться полосы бумаги.
Опыт № 10
Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Опустите парусные кораблики (отлично, в случае, если паруса у них многоцветные) на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и громадные парусные суда движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, в случае, если нет ветра? А вдруг ветер*весьма сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (все это дети смогут показать)
Опыт № 11
Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. Для этого опыта применяйте веера, сделанные заблаговременно самими ребятами. Возможно забрать и настоящие веера, каковые вы, к примеру, приготовили для костюмированных танцев. Дети машут веером над водой. По какой причине показались волны? Веер движется и как бы подгоняет воздушное пространство. Воздушное пространство также начинает двигаться. А парни уже знают, ветер — это перемещение воздуха (старайтесь, дабы на протяжении опытов дети делали как возможно больше независимых выводов, поскольку вы уже решали проблему о том, откуда берется ветер)
Опыт № 12
Содержание опыта: Закрепить с детьми понятие ветра. А сейчас помашем веером перед лицом. Что мы ощущаем? Для чего люди изобрели веер? А чем мы заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором) Отлично продемонстрировать картины с изображением дам в костюмах прошлого века, с веером.
Испытания с водой
Опыт №1
Содержание опыта:
1 .Подвести детей к значению и пониманию для всего живого воды и воздуха.
2. обобщение и Закрепление знаний о воде, воздухе.
Забрать глубочайший лоток любой формы. Собрать детей около стола и приготовить землю: песок, глина, перегнившие листья. Отлично бы поместить в том направлении дождевых червей. После этого посадить в том направлении семечко скоро прорастающего растения (овощ либо цветок). Полить водой и поставить в теплое место. Вместе с детьми заботиться за посевом, и через некое время покажется росток.
Опыт №2
Содержание опыта:
1. Продемонстрировать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Продемонстрировать это детям, налив ее в сосуды различной формы. Отыскать в памяти с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт №3
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Задать вопрос перед опытом, какого именно вкуса вода. Затем разрешить детям попробовать несложную кипяченую воду. После этого положить в один стакан соль, в второй — сахар, размешать и разрешить попробовать детям. Какой вкус сейчас купила вода?
Опыт № 4
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.
Попросите детей положить кристаллики различных цветов в чашки и размешать, дабы они растворились. Какого именно цвета вода сейчас?
Опыт № 5
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? По окончании ответов попросите их понюхать воду в чашках с растворами (соли и сахара).
После этого капните в один из чашек (но так, дабы дети не видели) пахучий раствор. А сейчас чем пахнет вода?
Опыт № 6
Содержание опыта
1. Подвести детей к значению и пониманию животворное свойство воды. Животворное свойство воды. Заблаговременно срежьте веточку скоро распускающихся деревьев. Заберите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми разглядите веточки. Затем поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно их ответственных особенностей воды — давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время и они оживут.
Опыт № 7
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию испарения воды. Вскипятите воду, накройте сосуд
крышкой и продемонстрируйте, как сконденсированный пар преобразовывается опять в капли и падает вниз.
Опыт № 8
Содержание опыта:
Подвести детей к пониманию поверхностного натяжения. Баночка доверху наполнена водой. Что случится, в случае, если в баночку с опаской поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит маленькое количество воды, вода встанет выше края баночки. Но благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, только ее поверхность мало изогнется.
Опыт № 9
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию связи между состоянием и температурой воздуха воды (вода преобразовывается в лед при низких температурах). Налить из-под крана однообразное количество воды в однообразные чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в помещении. Найти причины замерзания воды.
Опыт № 10
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от действия любого источника тепла. Следить за таянием снега на руке в морозный сутки. Следить за таянием снега на руке в варежке.
Опыт № 11
Содержание опыта «Лед — это жёсткая вода».
В случае, если опыт проводится зимний период, предложите детям еще на протяжении прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, дабы ребенок следил за собственной сосулькой. В случае, если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек возможно забрать шарики из снега. Дети должны смотреть за состоянием кубиков и сосулек льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как понемногу уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните опыт по прошлой теме. Заберите одну громадную сосульку (один громадный кубик льда) и пара мелких. Следите, какой из них растает стремительнее — громадный либо мелкий.
Принципиально важно, дабы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда абсолютно растают за различные промежутки времени.
Таким же образом проследите за таянием снега. Вывод: лед, снег — это также вода.
Опыт № 12
Содержание опыта «Лед легче воды».
Пускай дети выскажут собственные предположения: что будет с кубиком льда, в случае, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, возможно, сходу растворится? Выслушайте детей, а после этого совершите опыт. Лед плавает в воде. Сообщите детям, что он легче воды, исходя из этого и не тонет. Покиньте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним после этого случится.
Опыт № 13
Содержание опыта «Пар — это также вода».
Чтобы продемонстрировать детям еще одно состояние воды, заберите термос с кипятком. Откройте его, дабы дети заметили пар. Но необходимо доказать еще, что пар — это также вода. Поместите над паром стекло либо зеркальце. На нем выступят капельки воды, продемонстрируйте их детям. В случае, если нет под рукой термоса, заберите электрочайник либо кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт № 14
Содержание опыта «Вода — жидкая, может течь».
Дайте детям два стаканчика: один — с водой, второй — пустой, и предложите бережно перелить воду из одного в второй. Льется вода? По какой причине? По причине того, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не имела возможность течь в ручейках и реках, не текла бы из крана.
Чтобы дети лучше осознали, что такое «жидкая», предложите им отыскать в памяти, что кисель не редкость жидким и густым. В случае, если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… (дети определяют) жидкий. В случае, если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, в силу того, что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… (ответ детей) густой. Потому, что вода жидкая, может течь, ее именуют жидкостью.
Опыт № 15
Содержание опыта«В воде кое-какие вещества растворяются, кое-какие не растворяются».
Заберите два стаканчика с водой. В один из них дети положат простой песок и попытаются размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок либо нет? Заберём второй стаканчик и насыплем в него ложечку сахара , размешаем его. Что сейчас случилось? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они всегда размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям было нужно бы выпивать несладкий чай.
На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он либо нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не простой, а сахар? А если бы на дне реки был сахар? (Дети отмечали, что в этом случае он растворился бы воде и тогда на дно реки не было возможности бы подняться.) Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Нужно, дабы у каждого ребенка была собственная краска, тогда вы получите целый комплект многоцветной воды. По какой причине вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт № 16
Содержание опыта «Вода не редкость горячей, холодной, горячей».
Дайте детям стаканчики с водой различной температуры (тёплую воду вы им уже показывали, в то время, когда изучали пар). Пускай они пальчиком попытаются и выяснят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком — самая теплая (конечно, наряду с этим нужно выполнять правила безопасности). В случае, если дети уже привычны с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в различных стаканчиках.
Возможно продолжить прошлый опыт (№ 8), сравнив температуру воды перед тем, как в нее положили лед, и по окончании того, как он растаял. По какой причине вода стала холоднее?
Выделите, что в реках, озерах, морях также не редкость вода с различной температурой — и теплая, и холодная. Кое-какие рыбы, животные, растения, улитки смогут жить лишь в горячей воде, другие — лишь в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую либо холодную? Как они думают, где больше животных и разных растений — в теплых морях либо в холодных? В холодных реках и морях живет меньше различных животных.
В природе имеется такие необыкновенные места, где весьма тёплая вода выходит из-под почвы на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с тёплой водой, также идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком тёплом «доме»? Жильцов в том месте мало, но они имеется — к примеру, кое-какие водоросли.
Принципиально важно, дабы дошкольники осознали, что в водоемах вода бывает разнообразной температуры, соответственно, в них живут животные и разные растения.
Опыт № 17
Содержание опыта «Вода не имеет формы».
Предложите детям разглядеть кубик льда (напомните, что лед — это жёсткая вода). Какой формы данный кусочек льда? Поменяет ли он собственную форму, в случае, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол либо на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода? Пускай парни нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (каждые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт возможно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии преобразовывается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт № 18
Содержание опыта
1. Подвести детей к значению и пониманию воздуха Воздушное пространство нам нужен, дабы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздушное пространство.
Берем стакан с водой, засунув соломинку и выдыхаем воздушное пространство. В стакане появляются пузырьки.
Опыт № 19
Содержание опыта
1. Подвести детей к значению и пониманию воздуха. Сделайте мелкий парашют. Продемонстрируйте, что, в то время, когда парашют опускается, воздушное пространство под ним распирает купол, поддержав его, исходя из этого понижение происходит медлено.
Опыт № 20
Содержание опыта 1. Подвести детей к пониманию черт воздуха. Воздушное пространство невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Заберите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно ощутить запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт № 21
Содержание опыта:
Подвести детей кпониманию веса воздуха Воздушное пространство имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит
Опыт № 22
Содержание опыта:
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. В то время, когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. После этого, поставьте бутылку в миску с тёплой водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам начнёт надуваться. Это происходит по причине того, что воздушное пространство при нагревании расширяется. Сейчас снова поставьте бутылку в холодильник. Шарик наряду с этим спустится так как воздушное пространство при охлаждении сжимается.
Испытания с солнечным светом и магнитом.
Опыт №1
Содержание опыта
1. Продемонстрировать детям, что солнечный свет складывается из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце либо настольная лампа)
В солнечный сутки поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало испытывает недостаток в подставке, поскольку угол между ним и поверхностью воды обязан составлять 25 градусов. В случае, если зеркальце «поймает» луч света, то в следствии преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене либо на потолке появится радуга.
Данный опыт возможно совершить и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр окажется в затемненном помещении.
Опыт №2
Содержание опыта
1. Продемонстрировать детям, что солнечный свет складывается из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
2. Оборудование: трехгранная прозрачная призма. В случае, если разглядывать через призму предметы белого цвета, они будут смотреться цветными.
Посредством призмы возможно взять изображение радуги на стене.
Опыт №3
Содержание опыта
1. Продемонстрировать детям, что солнечный свет складывается из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки. Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется узкая пленка. Ее необходимо бережно снять при помощи особого приспособления — «удочки». Пленка лака будет играться всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на узкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.
Опыт № 4
Содержание опыта
1. Продемонстрировать детям, что солнечный свет складывается из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.
Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попытайтесь поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги покажутся цветные полосы радуги.
Опыт № 5
Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию как образуется радуга. Возможно продемонстрировать детям радугу в помещении. Поставьте зеркало в воду под маленьким углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стенку. Поворачивайте зеркало до тех пор пока не заметите на стене спектр. Вода делает роль призмы разлагающей свет на его составляющее. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «ра-ду-га»? Какая она? Продемонстрируйте Радугу руками. С почвы радуга напоминает дугу, а с самолета она думается кругом.
Опыт № 6
Содержание опыта
Узнать свойство магнита притягивать кое-какие предметы. Взрослый демонстрирует фокус: железные предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет по какой причине. Предлагает детям забрать предметы из вторых материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть чудесной. Определяют по какой причине (в рукавичке имеется «что-то», что не позволяет упасть железным предметам). Дети разглядывают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Опыт № 7
Содержание опыта
Распознать особенность сотрудничества двух магнитов: отталкивание и притяжение. Взрослый ставит перед детьми задачу: выяснить, как будут вести себя два магнита, в случае, если их поднести друг к другу. Догадки контролируют, поднося один магнит к второму, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что случится, в случае, если поднести магнит второй стороной (они оттолкнутся; магниты смогут притянуться либо оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).
Опыт № 8
Содержание опыта
Распознать свойства магнита: прохождение магнитных сил через вещества и различные материалы. Взрослый предлагает узнать, смогут ли магнитные силы функционировать на расстоянии, как проверить (медлительно поднести магнит и следить за предметом; воздействие магнита заканчивается на громадном расстоянии). Уточняют, смогут ли магнитные силы проходить через различные материалы, что для этого нужно сделать (положить с одной стороны предмет, с другой — магнит и перемещать его). Выбирают любой материал, контролируют воздействие магнитных сил через него; накрывают небольшие предметы чем-нибудь, подносят магнит, приподнимают его; насыпают небольшие предметы на исследуемый материал и снизу подносят магнит. Делают вывод: магнитные силы проходят через многие материалы. Взрослый предлагает детям поразмыслить, как отыскать потерянные часы в песке на пляже, иголку на полу. Предположения детей контролируют: поместив в песок небольшие предметы, подносят к песку магнит.
Опыт № 9
Содержание опыта
Отыскать предметы, взаимодействующие с магнитом; выяснить материалы, не притягивающиеся к магниту. Дети разглядывают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что случится с предметами, в случае, если к ним поднести магнит (кое-какие из них притянутся к магниту). Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, каковые не притянутся к магниту, и назвать материал. Разглядывают оставшиеся предметы, именуя материал (металлы) и контролируя их сотрудничество с магнитом. Контролируют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).
Опыт № 10
Содержание опыта
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Взрослый вместе с детьми разглядывает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с железной пластиной, подвешивает его и, поднося «чудесную» рукавичку, руководит им в воздухе. Дети делают вывод: в случае, если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем имеется металл. После этого дети разглядывают небольшие древесные шарики. Выясняют, смогут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с железными пластинами, подносит «чудесную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, по какой причине это случилось (в должно быть что-то железное, в противном случае рукавичка не будет функционировать). Позже взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям поразмыслить, как дотянуться ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
Опыт № 11
Содержание опыта
Выяснить свойство железных предметов намагничиваться Взрослый предлагает детям поднести магнит к скрепке, поведать, что с ней случилось (притянулась), по какой причине (на нее действуют магнитные силы). С опаской поднести скрепку к более небольшим железным предметам, узнать, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), по какой причине (скрепка стала «магнитной»). С опаской отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют по какой причине (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из небольших предметов, с опаской поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.
Опыт № 12
Содержание опыта
Продемонстрировать магнитное поле около магнитов.Дети накрывают магниты картоном, подносят скрепки. Выясняют, как действует магнит: он приводит в перемещение скрепки, они двигаются под действием магнитных сил. Определяют расстояние, на котором скрепка начинает притягиваться к магниту, медлительно, издали подводя скрепку к магниту. С маленькой высоты медлительно насыпают железные опилки. Разглядывают полученные «магнитные» картинки, каковые находятся больше у полюсов и расходятся посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов возможно «нарисовать» увлекательную «магнитную» картину.
Опыт № 13
Содержание опыта
Распознать действия магнитных сил Почвы. Взрослый задаёт вопросы у детей, что будет с булавкой, в случае, если поднести к ней магнит (она притянется, поскольку железная). Контролируют воздействие магнита на булавку, поднося его различными полюсами, растолковывают замеченное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, делая опыт по методу: смазывают иголку растительным маслом, с опаской опускают на поверхность воды. Издали, медлительно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается финишем к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, бережно опускают на поверхность воды. Подмечают направление, с опаской вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети растолковывают происходящее действием магнитных сил Почвы. После этого разглядывают компас, его устройство, сравнивают направление иголки и стрелки компаса в стакане.
Опыт № 14
Содержание опыта
Осознавать, что полярное сияние проявление магнитных сил Почвы Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого страницы на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу железные опилки. Выясняют, что происходит (опилки находятся в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Почвы, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети совместно со взрослым замечают притягивание небольших кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги — частицы солнечного ветра, шар — Почва).