Опрос как метод сбора социологической информации. виды опроса. виды и конструкции вопросов»

Способ опроса — психотерапевтический вербально-коммуникативный способ, заключающийся в осуществлении сотрудничества между интервьюером и опрашиваемыми при помощи получения от субъекта ответов на заблаговременно сформулированные вопросы. Иными словами, опрос является общением респондента и интервьюера, в котором главным инструментом выступает заблаговременно сформулированный вопрос.

Соцопрос — это способ получения первичной социоло-гической информации, основанный на яркой либо опосредо-ванной связи между респондентом и исследователем с целью получения от последнего нужных данных в форме ответов на поставленные вопросы

Субъектами соцопроса выступают социальные университеты (власть, управление, наука) и разные группы населения (социально-демографические, региональные, опытные) Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы возможно разглядывать как строгие опросы, дающие в первую очередь неспециализированное представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют твёрдые рамки. Они разрешают варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции опрощеных на вопросы. Главное назначение социологических опросов — получение информации о мнениях людей, их оценках и мотивах социальных явлений, о состояниях и феноменах публичного, группового и личного сознания.

Разновидности опросов : Самый распространенные анкетные вопросы и интервью. Интервью — проводимая по определенному замыслу беседа которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью – документальное интервью – уточнение события прошлого, интервью точек зрения, экспертные интервью.

По технике проведения — свободные, неформализованные (имеется лишь неспециализированная тема, при свободных интервью легче преодолеть затруднения опрощеных) , и формализованные( у социолога имеется полный список вопросов каковые он задает, перечень вопросов предопределен, при нем нужно предварительное тестирование вопросов ( пилотаж) ) .

В зависимости от изюминок процедуры оно возможно интенсивным и фокусированным ( направлен на обнаружение узкого круга реакций опрашиваемого). Цель интенсивного интервью получить данные о внутренних побуждениях мотивах. А фокусированное получение информации о реакциях субъекта на какое то действие. Изучаем как человек реагирует на какую-либо данные. Нарративное интервью — вольный рассказ, повествование о жизни. Оно ни при каких обстоятельствах не подвергается количественному анализу , а лишь качественному. Интервью делятся на групповые ( дискуссия, фокус-группы) и личные. Время от времени используется промежуточная форма интервью в то время, когда часть опроса проводится по телефону, а позже присылают вопросы в виде анкет.

Наиболее значимым элементом любого вида социологических изучений есть инструментарий (инструментальный комплект), что определяет достоверность и полноту приобретаемой информации, и технологичность процедур ее классификации и сбора. Универсальным инструментом опросных способов изучения есть анкета.

Опросы по анкете — это жестко фиксированный ясное указание и порядок вопросов способов ответа. Классификация в зависимости от места проведения – анкетирование на месте, анкетирование по почте. Минусы почтового опроса – низкий возврат, смещение выборки.

Интервьюер не имеет возможности осуществлять контроль скорость заполнения анкеты. Респонденты видят анкету полностью исходя из этого применить разветвленные вопросы не окажется. Разработка почтового страницы — самые шепетильно продуманные. Опросный лист должен быть малым. Максимум 15 вопросов с паспортичкой. Обязан употребляться несложные слова. Опрос по факсу проводятся в организациях. Опрос по email через положенный файл. Интернет опрос разрешает опрашивать респондента дистанционно и наряду с этим не имеет значения в каком городе либо стране он находится. Телефонный опрос проводится в форме маленького интервью при помощи телефонии и разрешает выяснить мнение любых групп населения довольно определённых изучением вопросов. Прессовый опрос — разновидность анкетирования, осуществляющаяся при помощи периодической печати. Групповой (аудиторный) опрос— анкетирование, проводимое в аудитории, значительно чаще по месту работы респондента и основанной на производственной выборке. Опрос на месте либо персональный опрос – анкетер сам собирает страницы( плюс – возможность осуществлять контроль выборку, довольно высокая персонифицированность, исследователь может осуществлять контроль последовательность вопросов и разъяснять непонятные из них, минус – личность интервьюера, громадные денежные и временные траты, самый дорогой и самый медленный опрос, итог зависит от места проведения) Все респонденты должны быть опрошены в одной ситуации. Места опросов – рабочее место респондента( плюсы – серьезность, минус – смущают коллеги, глава), нейтральная обстановка, домашняя( плюс – эмоцию комфорта, минус поимка респондента, дороговизна и смущение домашних), социологическая лабаратория( минус – холодная ситуация). Значительно чаще опрос дополняется наблюдением либо контент анализом.

Экспе?ртный опро?с — разновидность опроса, на протяжении которого респондентами являются специалисты — высококвалифицированные эксперты в определенной области деятельности. Способ подразумевает компетентное участие экспертов в решении и анализе разглядываемой неприятности. В практике социологических изучений употребляется: для прогноза развития того либо иного явления, для оценки степени достоверности массового опроса, для сбора предварительной информации о проблеме изучения (зондаж), в обстановках, в то время, когда массовый опрос несложных опрощеных не вероятен либо не действен. Фокус-групповое интервью, — качественный способ исследований рынка, заключающийся в глубинном групповом интервьюировании представителей целевой аудитории для получения и фокусирования субъективных точек зрения об исследуемой теме либо объекте (товаре, услуге, рекламе). При помощи фокус-групп определяют отношение участников к определенной проблеме, выявляют мотивацию потребителей, восприятие, персональный опыт. Требования к формулировке вопроса: Вопросы должны- 1.Отвечать исследовательской задаче. 2.Формулироваться светло и конкретно: исходя из возрастных изюминок; учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых. 3.Одинаково пониматься всеми отвечающими. 4.Одинаково формулироваться. 5. быть тактичными по отношению к личности опрашиваемых. 6.Быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа. Все вопросы, используемые в исследовательской практике, возможно поделить на два громадных класса ? закрытые и открытые. Закрытый вопрос — вопрос анкеты, благодаря которой планирует первичная маркетинговая информация; он включает все вероятные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает собственный выбор. Существует два варианта таких вопросов: 1. Дихотомический, типа: «Имеете ли вы счет в банке?» В этом случае имеется лишь два варианта ответа: да, нет. 2. Многовариантного выбора, типа- Из которых респондент может выбрать один либо пара ответов. Применение данного типа вопросов активизирует деятельность опрощеных по заполнению анкет, облегчает процесс ввода взятых данных. Возможно выделить три типа закрытых вопросов: 1) другой. Предполагает ответ типа «ДА» либо «НЕТ», и варианты действий: «необходимое выделить», «ненужное зачеркнуть»; 2) шкальный. Предполагает наличие какой-либо шкалы: оценочной, важности, согласия (шкала Лейкерта); 3) смысловой. К примеру, так называемый «семантический дифференциал», в то время, когда в каждой паре смысловых значений символ ставится ближе к тому из них, которое соответствует точке зрения респондента. Открытый вопрос — вопрос анкеты, благодаря которой планирует первичная маркетинговая информация; он разрешает опрашиваемому на вопрос отвечать собственными словами, что дает ему возможность ощущать себя при ответе на вопрос достаточно вольно, приводить примеры, иллюстрации. Открытые вопросы довольно часто приводятся в начале анкеты для «разминки» опрощеных. Но ответы на открытые вопросы требуют больших затрат времени. При применении открытых вопросов от ста человек, в большинстве случаев, возможно взять 3-4 ответа, но в 70-ти разных формулировках. Открытые вопросы хороши при качественных изучениях, в то время, когда имеется возможность для дополнительных уточнений, дополнений и т.п. Но они мало применимы при массовых, количественных изучениях.

Прямые вопросы – это вопросы, каковые разрешают взять прямую данные от респондента (к примеру: «Удовлетворены ли Вы собственной работой?»). Косвенные вопросы – это такие вопросы, каковые разрешают узнать необходимую информацию не прямо, а при помощи серии вопросов. Они значительно чаще выражаются в следующей форме: «Принято вычислять, что.… А как думаете Вы?» Главные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на обнаружение адресата главного вопроса (вопросы-фильтры), диагностику искренности ответов (контрольные вопросы). Сенситивными смогут принимать во внимание все вопросы, направленные на получение сведений, каковые люди в большинстве случаев предпочитают утаивать. Ответы на личностные либо щекотливые вопросы чаще бывают неискренними и соответственно ведут к не связанным с выборкой систематическим неточностям в данных. Так именуемые «сенситивные» вопросы довольно часто приходится формулировать при изучении различных аспектов и образа жизни деятельности современных политических элит, оценке масштабов распространения криминального бизнеса, наркомании и коррупции, в изучениях разных форм контрнормативного и нравственно осуждаемого поведения. Но кроме того в простых опросах публичного мнения, традиционно ориентированных на изучение того, «что люди говорят, делают и думают в их повседневной жизни, мы редко можем обойтись без постановки вопросов, затрагивающих эмоциональную сферу опрашиваемых. Вопросы-фильтры.Это чисто функциональные элементы, их цель — отсекать тех, кто не имеет возможности отвечать. Они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу либо анкете в целом опрощеных. Вопросы-фильтры относятся к классу не главных вопросов социологической анкеты, потому, что в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление главного адресата вопроса. Вопросы-фильтры задаются специально для того, чтобы выделить в общей массе тех, кто владеет изучаемой чёртом.

12. Специфика интервью как разновидности способа опроса

В интервью приобретаем не просто ответы, и вдобавок и поведение, реакцию, отношение к самому интервью. Не только то, что говорит респондент, но да и то, что скрывает.

Виды:

1.индивид- групп

2. яркое, очное — телефонное

3. с массовым респондентом – с специалистом

4. интенсивное (глубинное) – фокусированное

Стандартизация – унификация параметров интервью в рамках конкр.изучения, унифицированный список вопросов,обычный опросник.

Формализация – придание вопросам определенной формы. Высокая степень форм-ии свидетельствует использование лишь закрытых вопросов.

Структурирование – установление связи между элементами интервью. Высокая степень стр-ия свидетельствует строгую последовательность этих элементов.

Эти 3 параметра тесно связаны, изм-ся совместно, рассм-ся как обобщенный параметр.

Нарративное – свободное. — представляет собой свободное интервью, рассказ о жизни без вмешательства со стороны интервьюера, задающего только неспециализированное направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что на протяжении свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают первым делом моменты и те эпизоды, каковые имеют для него громаднейшую субъективную сокровище, что разрешает распознать смыслообразующие моменты конструирования его биографического повествования.

5.мягкое- твёрдое

6.колич –качеств

Преимущества интервью:

  • повышение искренности и непринуждённая обстановка общения ответов;
  • серьёзное отношение и большая доверительность информанта к беседе;
  • возможность коррекции замысла беседы по ее ходу;
  • дает возможность приобрести информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
  • обстановка интервьюирования, близкая по форме к обыденному беседе, содействует происхождению непринужденной обстановки общения и увеличению искренности ответов;
  • личностный темперамент сотрудничества снабжает его громадную доверительность, и важное отношение информанта к беседе;
  • возможность замечать психотерапевтические реакции респондента разрешает по ходу беседы корректировать ее замысел, видоизменять форму либо последовательность вопросов, смотреть за степенью искренности при ответах;
  • устный темперамент контакта разрешает устранить незапланированное восприятие вопросов при помощи их уточнения либо разъяснения.
  • персональный контакт интервьюера с респондентом снабжает большую полноту реализации вопросника;
  • увеличивается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и неточностей при заполнении вопросников;
  • возрастает глубина и содержательность собираемой информации;
  • при непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер в любой момент может прийти на помощь;
  • более комфортно, чем при анкетировании, применять табличную форму ответов на вопросы;
  • при переходе от одной темы к второй интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

Недочёты интервью:

  • большие временные затраты;
  • малая оперативность;
  • ситуация интервью может не обладать к откровенности;
  • необходимость нанимать много интервьюеров;
  • трудность подготовки интервьюеров;
  • требует особой солидного тренинга и подготовки;
  • различные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных умений и наборов знаний;
  • невозможность применения интервью в обстановках кратковременных массовых опросов;
  • нетерпеливость опрощеных, каковые еле отвечают на много вопросов, даже в том случае, если их 20—25;
  • эмоциональное поведение опрощеных, респондент не должен пребывать в эмоциональной связке с интервьюером, не смотря на то, что эмоциональную отстраненность сохранять весьма тяжело;
  • семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.

13.АНКЕТНЫЙ ОПРОС В СОЦИОЛОГИИ

Анкета — разновидность вопросника, применяемого для сбора эмпирических сведений при письменном опросе. Анкета является документом , имеющий большой тираж и содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определённым правилам.

не обращая внимания на разнообразие анкет все они имеют неспециализированную структуру. Любая анкета непременно складывается из трёх частей: вводной, содержательной и последней.

На титульном странице либо в шапке анкеты указывается (в случае, если это нужно) наименование организации, проводящей название и опрос самой анкеты, отражающее тему либо проблему опроса (Анкета избирателя, Отечественные дети и т. п.). Потом направляться вводная часть, цель которой — заинтересовать респондента, организовать установку на активное сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения анкеты. Довольно часто во введении подчёркивается важность точных и искренних ответов, анонимность опроса.

Содержательная часть начинается с самые простых вопросов, стимулирующих интерес респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов увеличивается и понижается к её финишу. Этим учитывается утомляемость респондента в ходе заполнения.

Последняя часть (паспортичка), в большинстве случаев, представляет собой социально-демографический блок вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента (пол, возраст, образование и т. п.). Завершается анкета словами признательности за участие в опросе.

Громадное значение для успеха анкетного опроса имеет верная графика оформления анкеты. К числу таких правил возможно отнести следующие.

  • Шрифты ответов и текстов вопросов должны быть различными.
  • Все вопросы должны быть пронумерованы, а любой вариант ответа должен иметь соответствующий лишь ему шифр.
  • Тексты всех вариантов и вопроса ответа на него должны размешаться на одной странице. Разрывать их (располагать на различных страницах) категорически запрещается.
  • Для снятия психотерапевтического напряжения у респондента в объёмных анкетах рекомендуется вставлять забавные картинки.
  • Оптимальной считается такая протяженность анкеты, которая требует на заполнение не более 30-35 мин., что соответствует 30-40 содержательным вопросам. Громадная протяженность приводит к росту неточностей.
  • Вопросы не должны иметь элементов внушения, а их формулировка должна быть оптимально нейтральной.
  • Для увеличения качества анкеты рекомендуется совершить её пилотаж.

Порядок вопросов:

В начале анкеты идут самые простые и нейтральные по смыслу вопросы. После этого идут более непростые вопросы, касающиеся уже конкретно содержания анализа.

В конце анкеты помещаются вопросы о личности опрашиваемого.

направляться не забывать, что неспециализированное число вопросов в анкете не должно быть больше 45. Это максимум, по окончании которого внимание опрашиваемого понижается.

При разработке анкеты смогут употребляться следующие советы:

1) формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;

2) анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;

3) анкета не должна содержать лишних вопросов,

4) в тексте анкеты обязана употребляться общепризнанная терминология;

5) все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой изучения;

6) анкета не должна быть монотонной, навеивать скуку и приводить к усталости;

7) в анкете нужно применять контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах;

8) тяжёлые и индивидуальные вопросы помещаются в конце анкеты.

Огромная популярность анкетирования обусловлена его несомненными преимуществами:

  • организационной простотой;
  • экономичностью;
  • оперативностью

Недочётом способа анкетирования есть то, что он разрешает вскрывать, в большинстве случаев, лишь самый верхний слой факторов: материалы, при вопросников и помощи анкет (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не смогут дать исследователю представления о многих причинных зависимостях и закономерностях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Дабы компенсировать отмеченные недочёты анкетирования, использование этого способа направляться сочетать с применением более содержательных исследовательских способов, и проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых настоящие цели опросов и т.д.

Повторные изучения. цель которых — изучение одного и того же объекта либо его разных компонентов, проводимое пара раз через определенные промежутки времени, в однообразных либо видоизменяющихся условиях. Главные из них таковы: 1) трендовые; 2) панельные; 3)лонгитюдные изучения.

1) проводятся в рамках единой главной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) либо на подобных выборках с определенным промежутком во времени и имеют собственной целью анализ трансформаций, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. Со своей стороны такие изучения подразделяются на когортные и исторические тренды. Когортные трендовые изучения ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных изучений. Наряду с этим выборка на разных стадиях изучения не обязательно обязана складываться из одних и тех же индивидов, но крайне важно, дабы включаемые в выборкуреспонденты были представителями изучаемой когорты. Исторические трендовые изучения ориентированы на изучение определенной возрастной группы, к примеру, молодежи в возрасте 16-29 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. При таких условиях постоянными остаются группы, а время проведения и сами когорты изучения изменяются

2) ориентированы на изучение не групповых изюминок жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов, по одной и той же методике и программе через определенные временные промежутки, т.е. имеют собственной целью динамики тенденций и выявление развития социального процесса либо явления во времени. Главным недочётом панельных изучений являются сложность сохранения идентичности выборки при переходе от одного этапа к второму. Помимо этого, неизбежны кое-какие утраты в первоначально отобранной совокупности. Исходя из этого количество выборки при таком изучении на каждом из его повторных этапов направляться увеличивать до 20% против статистически обоснованной. При проведении изучений для того чтобы типа целесообразно выбирать такие промежутки, каковые разрешают сохранить в максимальной степени стабильность исследуемой совокупности по ее составу и величине. Количество повторных обследований и промежутки между ними определяются целями и содержанием исследовательской программы.

3) при котором ведется долгое периодическое изучение одних и тех же лиц по мере успехи обследуемой совокупностью определенной стадии собственного развития. В отличие от панельных изучений, где объектом изучения смогут быть каждые возрастные когорты, лонгитюдные изучения ориентированы в основном намолодежь, которая есть самый динамично развивающейся возрастной группой. В ходе лонгитюдных изучений фиксируетсядинамика и взаимообусловленность внутренних факторов (личных либо групповых) при более либо менее выраженном сохранении (либо, напротив, при значительном трансформации) внешних факторов, в первую очередь социально-экономического, социокультурного и социально-структурного порядка.

14. Способы группового интервью.

Способ фокус-группового интервью.

В более либо менее современном виде фокус-группы известны с конца войны (Мертон, «Фокусированное интервью», изучал влияние пропаганды).Мертон определял 4 главных критерия этого способа(Сейчас от них уже мало осталось).

1. Респонденты приняли участие в некой стимульной ситуации.

2. характер и Структура данной ситуации предварительно проанализированы исследователем и на их базе выдвинуты догадки (Сейчас фокус-группы довольно часто употребляются именно для выдвижения догадок.

3. Создан замысел проведения интервью, разрешающий проверить догадки.

Анализ сосредотачивается на субъективных переживаниях участников группы по поводу обстановки

Фокус-группа — это качественный способ изучения, что содержится в проведении группового глубинного интервью. Целью проведения фокус-групп есть выяснение отношения участников к изучаемому товару либо проблеме. Конечно узнается обстоятельство причины действий и такого отношения данных потребителей. В то время, когда выполняют фокус-группу, количество участников значительно чаще образовывает от 7 до 10 человек. Отбор участников фокус-группы производится по принципу однородности социально-демографических и других черт,участники фокус-группы не должны быть привычны между собой и не должны быть объединены какими-либо интересами и идеями. Опрос групп проводится в особом помещении под управлением эксперта.

Методологические правила фокус-групп. Их два:

1. Сбор данных происходит в условиях взаимовлияния участников и постоянного взаимодействия. (Тут нужно не забывать про эффект эхо – в то время, когда первый что-то умное сообщил, а позже все это так или иначе повторяют)

2. Анализ результатов и интерпретацию необходимо проводить с учетом этого взаимовлияния.

Этапы организации фокус-группы.

1. Определение неприятности, формулировка главного исследовательского вопроса

2. подготовка инструментария и Дизайн выборки

3. Тестирование гайда

4. Комплект участников (рекрутмент)

5. Проведение запланированной серии групп

6. Подготовка транскрипта, интерпретация и анализ взятых данных

7. Написание отчета

Рекрутинг участников. Существует пара способов рекрутинга участников фокус-групп. В большинстве случаев, участники набираются методом случайного отбора в местах так именуемого возможного скопления целевой группы, а также для высокодоходных групп.

Помимо этого, участники для фокус-группы смогут быть собраны методом снежного кома, другими словами в то время, когда сотрудники отечественной компании либо клиента, и потенциальные участники фокус-группы приглашают собственных друзей, друзей, сотрудников и пр. Данный метод особенно довольно часто используется, в то время, когда требуются респонденты высокодоходных групп.

Требования к месту проведения фокус-групп:

  • Подходящее по размеру (не большое и не весьма мелкое)
  • Должно снабжать шумоизоляцию и обычные климатические условия
  • Фокус-группы постоянно проводятся около громадного круглого стола
  • Комфортно добираться

Специальное помещение имеет двустороннее зеркало, замечающую аппаратуру, демонстрационную доску (для демонстрации телевизионных роликов и т.д.)

Время проведения фокус-групп:

  • Выходные дни, будни вечер
  • 1,5-2 часа, перерывы на перекур, опаздывающие 15 мин. не допускаются

инструментарий и Необходимые документы:

  • состав задание (групп и техническое число, критерий отбора)
  • скрининговая анкета
  • гайд (путеводитель, замысел, сценарий с целью проведения)
  • стимульный материал (дополнительные бланки), текст рекламы и т.д

Принцип написания гайда:

  • топик-гайд

Является список тем либо блоков вопросов каковые предполгается обсудить на протяжении интервью (фокус-группы). Кроме этого может содержать главные главные слова либо словосочетания, каковые нужно применять при формулировании вопросов в соответствующих блоках интервью (фокус-группы). Выступает альтернативой подробному замыслу, в котором прописываются правильные формулировки всех вопросов.

В большинстве случаев топик-гайд отражает 5 главных этапов проведения интервью:

1. Вступление

2. Вступительные (фоновые) вопросы

3. Главные вопросы

4. Дополнительные вопросы

5. Окончание дискуссии

Преимущества топик-гайда:

  • скорость (в большинстве случаев составить его стремительнее, чем подробный замысел);
  • естественность (в большинстве случаев, топик-гайд предполагает свободу выбора вариантов вопросов, исходя из этого они смогут быть сформулированы на языке, эргономичном и близком как респондентам, так и администратору);
  • спонтанность (топик-гайд владеет большей гибкостью, потому, что фиксирует только темы, но не правильные формулировки вопросов, что разрешает администратору строить вопросы в зависимости от реплик опрощеных, но это требует известного мастерства администратора).

Недочёты топик-гайда:

  • сложность проведения анализа: вопросы смогут быть заданы неодинаково в различных интервью, и это делает сопоставительный анализ более затруднительным. Время от времени незначительное изменение формулировки вопроса влечет за собой значительные различия в его понимании;
  • ограничения в обратной связи в пилотаже: из-за возможнос-ти разной трактовки пунктов топик-гайда познание смысла вопросов возможно неодинаковым у различных людей;
  • расхождения между администраторами: у каждого администратора существует особенный стиль задавания вопросов, и иногда это ведет к большим различиям в итогах.
  • гайд-вопросник (конкретные формулировки, беседа по определенной структуре)

Топик-гайд употребляется чаще т.к. модератор имеет возможность оказывать влияние на беседу

Требования к администратору:

  • Главное уровень качества – мочь поддерживать и направлять спонтанную дискуссию (не допуская отклонения от темы). Основная задача – свободное обсуждение интересующих вопросов.
  • Одновременное проявление интереса и беспристрастности.

Правила для администратора по управлению фокус-группы:

  • Ориентация на цель изучения
  • Навык шумов и различения информации. Необходимо мочь различать релевантную и нерелевантную данные.
  • Нейтральность. Не требуется давать индивидуальные оценки.
  • Гибкость. Необходимо вести дискуссию в соответствии с гайду, но мочь переключаться между темами.
  • доброжелательность и Приветливость.

Анализ данных фокус-групп

В первую очередь, делается расшифровка аудио- и записей и составляется стенографический отчет, в котором представлена отредактированная запись фокус-группы, описание невербальных реакций участников группы, эти его ассистентов и наблюдений модератора. Целесообразно распознать обстоятельства и темперамент различий во мнениях, оценках.

Способы анализа результатов фокус-группы

§ Контент-анализ

§ Способ анализа контекста

§ Дискурс-анализ

§ «Вертикальный» и «горизонтальный» способы анализа данных

Полученные результаты сравниваются с результатами подобных изучений, подвергаются экспертным оценкам.

Групповая дискуссия:

Преимущества способа:

— много вариантов точек зрения участников и благодаря этого тематическая глубина информации, подобный сбор данных и основательно продуманный сценарий дискуссии;

— познаваемость процессов и структур личных и коллективных установок, познаваемости формулирования публичного мнения в следствии высказывания различных точек зрения и точек зрения;

— довольно громадная спонтанность высказываний точек зрения, которая делает вероятным воссоздание в пределах исследовательской обстановке (исследовательского опыта) повседневной действительности и которая стимулирует участников к сотрудничеству.

Преимуществам противопоставляют недочёты:

— неравноправное участие в дискуссии из-за социальных и языковых барьеров;

— влияние групподинамических закономерностей: опасность монополизации беседы фаворитом какого-либо мнения;

— не стандартизированная обстановка сбора данных;

— невозможность построения репрезентативной выборки участников дискуссии.

Опросы без опроса. Новые методы сбора информации ВЦИОМ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: