Психологическая характеристика младенчества.

Младенчество – особенная пора в развитии ребенка.

Социальная обстановка развития на первом году судьбы складывается из 2 моментов (Л.С. Выготский). Во-первых, младенец кроме того биологически – беззащитное существо. Самостоятельно он выясняется не в силах удовлетворить базисные жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от заботящегося за ним взрослого. Такая опосредованность разрешает вычислять ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально. Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен главного средства общения – речи. Всей организацией судьбы ребенок принужден к большому общению со взрослым, но это общение необычное – бессловесное. В несоответствии между большой социальностью и минимальными возможностями общения заложена база всего развития ребенка в младенческом возрасте

. Ведущая деятельность — конкретно-эмоциональное общение (Эльконин) либо ситуативно–личностное общение (Лисина).

Начало младенческого возраста сходится с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности. Это подтверждено экспериментально в опытах С. Фаянс, Т. Бауэра и др. К примеру, в случае, если предложить младенцу броский предмет на расстоянии 9 см, он будет к нему срочно тянуться, при отодвигании игрушки на 60 см реакция ослабевает и на 100 см совсем угасает. Но в случае, если сейчас к предмету подходит взрослый, реакция возобновляется. В возрасте 2 – 3 мес пассивность, с которой новорожденный относился к миру, уступила место рецептивному интересу (т.е. тут, в первый раз появляется внимание к чувственным раздражителям, к собственным перемещениям, звукам, внимание к второму человеку).

Младенчество – стабильный период развития. Объект данной деятельности – второй человек. Главное содержание общения между взрослым и ребенком – обмен выражениями внимания, эйфории, жестов, слов и т.д. О решающей роли общения в психологическом возрасте свидетельствует так именуемое явление «госпитализма». Нарушениями психомоторного развития детей, воспитывающихся вне семьи, занимался Р. Шпиц (следил за развитием детей в одном из приютов и в один момент в яслях при женской колонии. Дети из яслей имели одно преимущество, за ними заботились их личные матери. Годовалые дети из приюта вели себя навязчиво и пугались незнакомых людей, у ясельных детей главная неприятность была связана с их нарастающей предприимчивостью и любознательностью). Р. Шпиц растолковывал подобные нарушения развития разрывом контакта с биологической матерью. педиатры и Российские психологи обстоятельство госпитализма выяснили как недостаток общения, но симптомы госпитализма смогут появиться и при ранней разлуке (помещение ребенка в поликлинику) а также в семье.

Тяжёлыми для установления сотрудничествами с ними выясняются младенцы, относящиеся к группе риска по биологическим, медицинским показателям, и дети с «тяжёлым» темпераментом. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется синдромом «дефицитарности главных сигналов»: радуются в более поздние сроки, отсутствует инициатива в контакте со взрослым, ответная реакция весьма не сильный, избегают эмоционального и зрительного контакта. В первом полугодии отмечается доминирование отрицательных чувств и высокая утомляемость. Выделены и матери группы риска: депрессивные, с психологическими болезнями и т.д.

Характерные трансформации поведения со стороны ребенка и со стороны матери смогут привести к нарушениям сотрудничества в совокупности «мать — младенец».

речи и Развитие общения.

Потребность ребенка во доброжелательности и внимании взрослого удовлетворяется на протяжении ситуативно – личностного общения, делающего функции ведущей деятельности.

Ребенок очень выделяет и определит собственную мать, в 6-8 мес. различает более широкий круг «собственных». В 7-10 — появляется ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха либо интереса; с готовностью включается в игровой контакт (ку-ку, бросание игрушек). В ситуации общения начинает применять жесты (протягивает руки и т.д.).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Сейчас на незнакомое лицо ребенок чаще реагирует робостью, стеснением. Отношение к взрослому избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии испытывает потребность в сотрудничестве, дабы достигнуть желаемого при ограниченных возможностях. Общение получает форму ситуативно – делового сотрудничества. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обращается к нему за помощью. Желание быть осознанным делает нужным речевой контакт.

Период от рождения до одного года – доречевой. Формируется речевой дыхание и слух. Возможно выделить развитие понимания чужой речи и развитие познавательной стороны речи. Голосовые проявления проходят последовательность последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Главная голосовая реакция новорожденного – крик, как выражение отрицательных чувств. Начиная с 8 семь дней – разделение видов плача. Крик имеет разный темперамент в зависимости от того, чем он позван и чего желает добиться ребенок. От 1,5- 4 месяцев выделяются маленькие звуки – гукание. От 4 – 6 – протяжные гласные звуки (баа, маа, лааа…) – гуление; характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6- 7 – лепет – повторные слоги, их цепочки; приглядывается к артикуляции взрослого при общении, прислушивается к нему и к себе. Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета. Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается независимая обращение (кроха произносит: «ДАЙ!ДАЙ!» и, учитывая его жесты и мимику, мать «прочитывает» требование ребенка). К концу первого года кроха самостоятельно обязан произносить от 5-6 до 10-30 лепетных слов.

Вторая сторона развития речи – пассивное владение языком, познание обращенной к нему речи. Пассивная обращение опережает в собственном развитии активную. В 9 месяцев ребенок осознаёт словесные руководства: «обними маму» и т.д.

На начальных этапах взрослые стараются создать условия самоё ясного отнесения слова к предмету (в большинстве случаев эта обстановка продемонстрирована новой игрушкой). Вторая добрая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального делается настоящим объектом общения. Изменяется социальная обстановка развития и в ее трансформации – сущность кризиса финиша первого года судьбы.

Развитие интеллекта и восприятия.

В 1-й подпериод младенчества самые стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые свойства младенцев практически не отличаются от таковых у взрослых людей: ребенок способен длительно сосредоточиваться при разглядывании, отлично различают цвета, чувствительны к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых ключевую роль играются зрительные и слуховые впечатления (3-х месячный ребенок проявляет сосательный рефлекс при виде груди матери либо бутылочки с молоком).

Во втором полугодии понемногу складываются особенные ориентировочные действия, направленные на обследование предметов и окружающего пространства. В соответствии с Пиаже ребенок первого года судьбы находится в первом периоде умственного развития — сенсомоторном, что включает в себя 6 стадий, из которых на первый год приходится 4:

1. упражнение рефлексов (упражняют все навыки: сосание, хватание, плач. Они еще могут наблюдать и слушать).

2. первичные круговые реакции (1-4 месяц) – ребенок начинает приспосабливаться к собственному окружению.

3. вторичные круговые реакции (4-8 месяцев) – дети произвольно повторяют те формы поведения, каковые доставляют им наслаждение. Исходя из этого к 7-8 месяцам проявляются первые страхи (ужас «чужого»), восприятие постоянства объектов – база привязанности к значимым для ребенка людям.

4. координация вторичных схем (8-12месяцев). Происходит предстоящее развитие всех упомянутых свойств. Проявляются первые показатели умения предвосхитить события (плачут при виде йода).

К 8-10 месяцам принимает предметы как что-то неизменно существующее в пространстве (поиск провалившихся сквозь землю из поля зрения объектов). Впечатления преобразовываются в образы восприятия. Критерий появления наглядно – действенного интеллекта – применение одних действий в качестве вторых. К концу первого подпериода ребенок открывает связи между результатом и собственными действиями. Изучения установили, что особенности внимания у младенцев смогут быть использованы для прогноза предстоящего умственного развития ребенка.

Развитие двигательных действий и функций с предметами.

Выделяются действия ребёнка и прогрессивные движения (содействуют получению новых впечатлений): хватание, манипулирование предметами, овладение активными передвижениями в пространстве (удержание головы, ползание и т.д.) и тупиковые (отгораживают от внешнего мира). действия и Прогрессивные движения показатели уровня развития ребенка. Формируются под вниманием и стимулирующим действием взрослого. Новый предмет содействует появлению заинтересованности и стимулирует действия ребенка с предметом. Внимание ребенка должно переключиться с взрослого на предмет и взрослый этому обязан содействовать, аргументируя активность ребенка. Захватывание предмета – первое произвольное целенаправленное воздействие грудного ребенка. Хватание начинается с обнаружения собственных ручек приблизительно в 3-3,5 месяца. совершенствование и Формирование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Функция захвата предмета совершенствуется понемногу. В 5-5,5 месяцев ребенок может самостоятельно вольно дотянуться и удержать игрушку. Во втором полугодии формируется полноценное доставание – формируется противопоставление громадного пальца, захват с учетом размеров и формы. В 6-7 месяцев складываются простые манипулятивные действия с предметами. В начале последнего полугодия ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте — подлинное подражание. В это время ребенок начинает копировать своеобразные перемещения взрослого по отношению к предмету (качать куклу и т.д.). условия подражательного обучения действиям и движениям во втором полугодии первого года судьбы: многократный замедленный показ, паузы перед концом и началом показа, выделенная мимика, эмоционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизведения. В конце первого года судьбы ребенок чае сам либо посредством взрослого начинает устанавливать между предметами отдельные связи. Манипулирование понемногу усложняется, складывается манипулирование двумя предметами; кроха научается удерживать и делать действия двумя руками в один момент. Делается вероятным перенос привычных действий на новые предметы. К концу первого года судьбы появляются орудийно-предметные действия – действия с предметами в соответствии с их социальной функции. Наличие в конце первого года тупиковых действия (упорное сосание пальца, ритмичное раскачивание на четвереньках и т.д.) говорит об эмоциональном неблагополучии ребенка.

Младенчество есть решающим периодом познавательного развития. Утраты этого периода с возрастом восполняются тяжелее, а приобретения остаются на долгое время. В отечественное психологии создана научно обоснованная совокупность раннего воспитания детей в детских и семье учреждениях. Предпринимаются попытки раннего направленного обучения детей чтению и вторым особым навыкам.

Так, неспециализированный принцип, которому подчинено развитие младенца, таковой: сенсорноеразвитие опережает моторное, не смотря на то, что обе они связаны. (Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: перемещение совершенствуется от неотёсанных, больших, размашистых к более небольшим и правильным, причем сперва совершенствуются верхней половины и движения ручек тела, после этого – ножек и нижней части тела). Пассивность, с которой новорожденный относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает вероятным развитие восприятия, внимания, памяти и т.д. Л.С. Выготский пишет, что к началу периода младенчества, у ребенка появляется возможность выйти в собственной активности за пределы ярких инстинктивных тенденций и влечений. Для него как бы появляется внешний мир. Центральная линия развития младенческого возраста: сенсомоторика. Главным процессом, связывающим сенсорные и моторные функции и приводящим к образованию единой центральной структуры, есть в младенческом возрасте побуждение, потребность, либо, говоря шире, аффект. Т.о., действие и восприятие связаны через аффект. Психологическая судьба младенца характеризуется полной недифференцированностью отдельных психологических функций и в общем возможно выяснена как совокупность инстинктивного сознания, развивающаяся под господствующим действием влечений и аффектов. («Начальный аффект новорожденного ограничивает его психологическую судьбу узкими пределами сна, крика и питания. Уже в первой стадии младенческого возраста аффект принимает главную форму рецептивного интереса к внешнему миру, с тем дабы во второй стадии этого возраста уступить место активному интересу к окружающему. И наконец, завершение младенческого возраста конкретно сталкивает нас с кризисом 1 года, что, как и все критические возраста, характеризуется активным развитием аффективной судьбе и знаменуется в первый раз появляющимся у ребенка аффектом собственной личности – первой ступенью в развитии детской воли» Л.С. Выготский).

В младенчестве, для новой активности ребенка открыт лишь один путь к внешнему миру – путь, пролегающий через взрослого человека. В случае, если физически ребенок отделяется от матери в момент родов, то биологически он зависит от нее до самого финиша младенческого периода, пока не обучится самостоятельно ходить, а его психотерапевтическая эмансипация от матери наступит по большому счету лишь в раннем детстве. Исходя из этого главное новообразование младенческого возраста – это начальное сознание психологической общности со взрослым, с матерью, — сознание «пра – мы», предшествующее выделению собственного «Я» (происхождению сознания собственной личности).

Происхождение у существование у младенца сознания «пра-мы», возможно видеть из двух главных факторов: 1) незнание ребенком собственного тела (отсутствие сознания собственного физического «я»); 2) зависимость его аффективного притяжения к вещам от возможности совместного переживания обстановки с другим человеком.

Первоначально необходимость связи младенца со взрослым приводит (при отсутствии речи) к появлению особенных, неречевых форм их общения. Первой формой для того чтобы общения есть эмоциональная реакция ребенка на взрослого в «комплексе оживления» (начало младенчества). Она формирует базу для развития и возникновения друтих форм общения, в частности для происхождения подражания звукам и понимания речи окружающих взрослых. Сперва, как было указано выше, «комплекс оживления» демонстрируется по отношению к любому взрослому, с 4 – 5 мес начинается разделение на «собственных» и «чужих». В будущем эмоциональные реакции еще более дифференцируются – уже в пределах «собственных» – в зависимости от частоты и характера общения с ними. Уже на 1-м году судьбы формируется избирательное отношение к различным взрослым. Хорошее отношение к взрослым вызывается теми действиями, каковые связаны с приятными чувствами (ребенка ласкают, берут на руки, говорят с ним), а отрицательное – с отрицательными (крик, раздражение взрослого).

Сложившаяся, хорошая реакция переносится на предметы, исходя из этого предметы, находящиеся в руках «приятного» взрослого, покупают притягательный темперамент и начинают сами по себе вызывать у ребенка хорошие реакции. Эмоциональная притягательность предметов для младенцев есть вторичной, поскольку появляется через взрослого.

В младенческом возрасте большая часть эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно возможно именовать пассивными реакциями общения – они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит либо хнычет, в случае, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций говорит о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослым.

С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это необходимо подкреплять. Чем чаще в ответ на собственные сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит метод, разрешающий приводить к соответствующим действиям взрослых на потребности. В один момент в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет судьбе детально изучалось лабораторией М. И. Лисиной (Теория генезиса общения).

В соответствии с теории генезиса общения, общение — решающий фактор неспециализированного психологического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве (от процессов восприятия до самосознания и становления личности). По большому счету, одним из первых начал разработку неприятностей генезиса общения Дж. Боулби, потом роле общения было уделить время Р. Спитцем, А. Фрейд. У нас: 1) внимание педиатров, педагогов и физиологов раннего детства (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская); 2) детские психологи: А.В.Запорожец, М.И. Лисина, Смирнова Е.О.

Общение – это сотрудничество двух (либо более) людей, направленное на объединение и согласование их совместных усилий с целью достижения и налаживания отношений неспециализированного результата (Лисина М.И. Общение, психика и личность ребенка)

Предмет О. – второй человек; Потребность в О. – рвение человека к оценке и познанию вторых людей, а через них и посредством – к самооценке и самопознанию; Коммуникативные мотивы – то, для чего предпринимается О.; Воздействие О. – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, направленный второму человеку и направленный на него как на собственный объект; Задачи О. – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемы в ходе общения. Цели (мотивы) и задачи общения смогут не совпадать между собой; Средства О. – это те операции, благодаря которым осуществляются действия общения; Продукты О. – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Для изучения у детей развития потребности в общении М.И. Лисина выделяет пара параметров, разрешающих надежно делать выводы о наличии таковой потребности у ребенка.

Это: 1) интерес и внимание ребенка ко взрослому; в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый делается объектом особенной активности детей;

2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком;

3) инициативные действия ребенка направленные на то, дабы показать себя, привлечь к себе взрослого;

4) реакция ребенка на отношение н нему взрослого, в которой обнаруживаются восприятие и самооценка детей ими оценки взрослого.

По данным М. И. Лисиной, к 2,5 мес у детей возможно констатировать оформление потребности в общении. Чтобы каждая потребность развивалась, она обязана стимулироваться мотивами. Мотивом деятельности общения есть партнер по общению, для ребенка это – взрослый. М. И.

Лисина внесла предложение выделять 3 группы мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы — появляются в ходе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации, в один момент с которыми у ребенка появляются предлоги для обращения к взрослому.

Деловые мотивы рождаются в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как следствие нужной помощи взрослых.

Личностные мотивы специфичны для той сферы сотрудничества ребенка и взрослого, которая образовывает саму деятельность общения.

В случае, если познавательные и деловые мотивы делают в общении служебную роль, обслуживая иные потребности, опосредуя другие, более далекие мотивы, то личностные мотивы приобретают в общении собственный конечное удовлетворение.

Общение ребенка, в особенности мелкого, со взрослым протекает в форме действий. Воздействие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Воздействие складывается из еще более небольших психотерапевтических элементов – средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого стало причиной выделению 3 групп средств общения:

1) Экспрессивно — мимические средства;

2) Предметно — действенные средства;

3) Речевые операции.

Отдельные линии, характеризующие различные нюансы общения, сплетаясь, порождают пара закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, как следует необычной форме. Форму общения характеризует 5 параметров:

1) время ее происхождения;

2) место, занимаемое данной формой общения в совокупности более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) главное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком на протяжении данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми;

5) главные средства общения, благодаря которым в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

Форма общения – это деятельность общения на определенном этапе ее развития, забранная .в целостной совокупности перечисленных линия и параметров.

Общение, формирующееся в первом полугодии судьбы ребенка (до 6 мес), М. И. Лисина назвала ситативно — личностным. Оно появляется, в то время, когда дети еще не овладели хватательными перемещениями целенаправленного характера.

Сотрудничества со взрослым разворачиваются сейчас на фоне необычной неспециализированной жизнедеятельности: младенец еще не обладает никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с родными взрослыми, каковые снабжают удовлетворение и выживание ребёнка всех его первичных органических потребностей. Уход взрослого за младенцем формирует условия, в которых ребенок начинает принимать взрослого как особенный объект, а после этого «открывает» и тот факт, что от взрослого зависит удовлетворение его потребностей. Это выдвигает перед ребенком необходимость и дает ему возможность развернуть по отношению ко взрослому интенсивную познавательную активность, которая делается базой для появления деятельности общения. В развитом виде ситуативно-личностное общение обнаруживается в комплексе оживления. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо второй деятельности и образовывает ведущую деятельность этого возраста. Содержание потребности в общении: доброжилательное внимание взрослого.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым по большей части личностные. Деловые поглощаются ими абсолютно.

Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек помогает для ребенка главным объектом познания, и причиной, организующим первые исследовательские акты. Операции, благодаря которым осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет громадное значение в психологическом развитии ребенка. внимание и Доброжелательность взрослого приводят к положительным переживаниям, каковые повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Для целей общения детям нужно обучиться принимать действия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной сфере», эти приобретения начинают после этого употребляться и для знакомства с предметным миром, что ведет к прогрессу в когнитивном развитии ребенка.

С развитием хватания, манипулирования предметами ситуативно- личностное общение начинает изживать себя. Могущий функционировать с предметами ребенок занимает новую позицию в совокупности ребенок – взрослый. От 6 мес до 2 лет формируется ситуативно-деловой вид общения, протекающий на фоне практического сотрудничества ребенка и взрослого. Общение на данной стадии вплетается в предметную деятельность. Содержание общения: сотрудничество со взрослым (умение взрослого передать ребенку публично выработанные методы усвоения опыта и включает в себя желание ребенка принять данный опыт). Мотив общения: рабочий. Средства общения: предметно — действенные

В случае, если в этом возрасте ребенок будет лишен внимания и общения либо ограничен в контактах со взрослыми, то начинается глубокая физическая и психологическая отсталость, именуемая госпитализмом. Его проявлениями являются: запоздалое развитие перемещений; в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, тщетные перемещения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.). Распознано, что обстоятельством госпитализма есть, неудовлетворение базисных социально-психологических потребностей: в разнообразии стимуляции, в познании, в первичных социально-эмоциональных связях (особенно с матерью), в самоактуализации. Госпитализм появляется не только как следствие изоляции либо сепарации ребенка, но и в обстановках эмоционального равнодушия к нему, отсутствия доброжелательного внимания со стороны родных взрослых.

Принято выделять две микропериодизации развития младенца:

1) Физиологическая, в базе которой лежит познание психофизиологических закономерностей развития ребенка и выделяется четыре периода: 1) от 1мес. до 3мес.; 2) от 3мес. до 6мес.; 3) от 6мес. до 9 мес.; 4) от 9мес. до 12 мес. По большому счету, психофизиологическое развитие (жадно-психологическое развитие) – один из параметров здоровья, на основании которого определяется уровень развития ребенка. У нас показатели психофизиологического развития детей первых трех лет судьбе созданы в 20 – 30-х годах ХХ века в клинике проф. Н.М. Щелованова. В будущем они многократно перерабатывались и дополнялись (1-й год судьбы – Э.Л. Фрухт, 2-й год судьбы – К.Л. Печора, 3-й год судьбы – Г.В. Пантюхина) под управлением проф. Н.М. Аксариной. В 70-е годы эти авторы в первый раз у нас создали способы диагностики, тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. диагностика внедрена в деятельность дошкольных учреждений и детских поликлиник. Созданные методы и показатели диагностики жадно – психологического развития адекватны интернациональным шкалам (Денверская, Мюнхенская и др.) Все оценки развития и способы проверки ребенка с самого начала судьбы направлен на то, дабы вовремя осуществлять коррекцию развития отстающих детей, предотвращать более неотёсанные нарушения в старшем возрасте.

2) Психотерапевтическая микропериодизация.

В психологии целый младенческий период условно дробят на 3 стадии (Выготский Л.С., Психология//Младенческий возраст): 1) период пассивности (до 2 –3 мес; 2) период рецептивного интереса (до 5 – 6 мес) (т.е. тут, в первый раз появляется внимание к чувственным раздражителям, к собственным перемещениям, звукам, внимание к второму человеку); 3) период активного интереса (начинается с 5 — 6 мес, а заканчивается далеко за пределами младенчества) (наблюдаются активные оборонительные перемещения, уверенное хватание, первые оживленные порывы эйфории, социальные реакции на сверстников, поиск потеренных игрушек, т.е. появляется деятельный интерес к окружающему, появляется подражание). С 10 мес возможно ожидать проявлений кризиса 1 год, что является соединительным звеном между ранним детством и младенчеством (поворотный пункт характеризуется исчезновением бесцельных перемещений и возникновением зачатков более сложных форм поведения: первое употребление слов и применение орудия, высказывающих желание).

Новообразования – потребность в общении; — базисное доверие к миру;

— разделение эмоциональных состояний и ощущений;

— различение посторонних людей и близких; — преднамеренные действия;

— «подлинное» подражание; — преднамеренное восприятие;

— Независимая обращение; — ходьба;

— мотивирующие представления. Превращение ребенка в действия и субъекта желания.

Связь младенчества и подросткового возраста. Елена Николаева.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: