Ибн Хабиб ан-Нишапури в книге «ат-Танбих аля Фадль Улум аль-Куран» сообщил: «Среди наук о Коране одной из самых добропорядочных есть наука о его аспектах и ниспослании. Она изучает порядок того, что ниспослано в Медине и Мекке, что ниспослано в Мекке, но считается мединским, что ниспослано в Медине, но считается мекканским, что ниспослано в Мекке о мединцах, что ниспослано в Медине о мекканцах, что из мединского похоже на ниспосланное в Мекке, что из мекканского похоже на ниспосланное в Медине, что ниспослано в аль-Джухфе, что ниспослано в Иерусалиме, что ниспослано в Таифе, что ниспослано в Худейбийе, что ниспослано ночью, что ниспослано днем, что ниспослано в сопровождении многих, что ниспослано само по себе, мединские аяты в мекканских сурах, мекканские аяты в мединских сурах, что было отвезено из Мекки в Медину, что было отвезено из Медины в почву Абиссинии, что ниспослано сжатым, что ниспослано растолкованным, что вызывало споры, в то время, когда одни говорили – мединское, а другие – мекканское. Всего получается двадцать пять качеств. И кто не знает либо не различает их, тому не нужно сказать что-либо о писании Всевышнего Аллаха». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 31-32.
Наука о ниспослании Корана разрешает осознать смысл и причину ниспослания того либо иного религиозного предписания, уточнить его темперамент и устранить неясности. Аль-Вахиди сообщил: «Нереально толковать аят, не определив связанной с ним истории и не узнав все о его ниспослании». Ибн Дакик аль-Ид сказал: «Выяснение событий ниспослания – это надежный путь к тому, чтобы выяснить смыслы Корана». Ибн Теймиййа же сказал: «Знание событий ниспослания оказывает помощь осознать аят. Наука об условии передает собственный наследство науке об обусловленном». Об этом сказали Ахмад, ан-Насаи и другие. См. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 114.
В подтверждение сообщённому приведем пара примеров. Передают, что Усман б. Мазун и Амр б. Мадикариб думали, что вино не запрещаеться, ссылаясь на слова Аллаха: «На тех, каковые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, верили и совершали праведные деяния». Сура «аль-Маида», аят 93.
Потом, в то время, когда им разъяснили истину, они покаялись в этих воззрениях. А ведь если бы они знали события ниспослания этого аята, они не допустили бы данной неточности. Дело же обстояло следующим образом. В то время, когда не разрещалось вино, люди задали вопрос: «А что же с теми, кто был убит на пути Аллаха либо погиб, но выпивал вино, эту мерзость?» И тогда был ниспослан аят. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 115.
В качестве еще одного примера возможно привести аят: «Аллаху принадлежат запад и восток. Куда бы вы ни повернулись, в том месте будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Опытный». Сура «аль-Бакара», аят 115.
В случае, если изучить суть этого аята, не обращая внимания на события его ниспослания, то получается, что поворачиваться лицом к кибле на протяжении намазов необязательно. Но при изучении событий его ниспослания узнается, что он был ниспослан по поводу необязательных намазов в пути либо по поводу того, кто не знает правильного направления киблы. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 208-211.
Наука об событиях ниспослания кроме этого разрешает избежать неточностей тогда, в то время, когда аят, на первый взгляд, содержит ограничение. К примеру, Всевышний сообщил: «Сообщи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным использовать в пищу лишь мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (либо которая) есть скверной, и недозволенноемясо животных, заколотых не для Аллаха». Сура «аль-Анам», аят 145.
Из этого аята не нужно, что мусульманам разрешено использовать в пищу все, не считая перечисленных вещей, в силу того, что он был ниспослан не для установления религиозных ограничений, а в ответ на ошибочные утверждения язычников. Аллах как будто бы упрекнул язычников, что именно то, что они разрешали использовать в пищу, было в конечном итоге не разрещаеться.
Имам аш-Шафии по этому поводу сообщил: «Неверующие запрещали то, что Аллах разрешил, и разрешали то, что Аллах запретил, погрязнув в противостоянии и упрямстве. И данный аят был ниспослан как возражение против их намерения». Всевышний как словно бы сообщил: «Не осталось разрешённого, которое бы вы не запретили, и запретного, которое бы вы не разрешили». Вот похожая обстановка. Тебе говорят: «Ты не ел сейчас сладости», – а ты отвечаешь: «Я не ел сейчас ничего, не считая сладостей». Твоя цель наряду с этим – не отрицание, а утверждение истины. Ты . Всевышний как бы сообщил: «Нет запретного, которого бы вы не разрешили: мертвечина, кровь, мясо свиньи да и то, что забито не для Аллаха». Он не имеет в виду, что все другое разрешается использовать в пищу, поскольку цель – подтверждение запрета, а не утверждение разрешённого». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 116.
Богословы расходились во мнениях и относительно того, определяется ли кораническое назидание неспециализированным смыслом слов либо конкретным предлогом ниспослания.
самый достоверным есть первое мнение, потому, что многие религиозные предписания были ниспосланы по поводу каких-либо сподвижников, по окончании чего они были распространены на всех остальных мусульман. К примеру, аят о языческом обряде отречения от жен (зихар) был ниспослан по поводу Саламы б. Сахра, аят о обоюдном проклятии (лиан) по поводу Хилала б. Умеййи, аят о мере наказания клеветников по поводу тех, кто оклеветал мать правоверных Аишу. И хорошо как мы знаем, что ниспосланные в них предписания сохраняют собственную силу сейчас.
Так, в случае, если аят, ниспосланный по конкретному предлогу, содержит в себе повеление либо запрет, то он распространяется и на того человека, и на вторых, аналогичных ему, и в случае, если содержит сообщение, похвалу либо порицание, то и оно распространяется и на того человека, и на тех, кто подобен ему.
направляться знать, что кое-какие аяты ниспосылались более одного раза. И не смотря на то, что это мнение разделяли не все богословы, а также законовед и толкователь маликитского толка Абу аль-Хусейн аль-Кинди, большая часть вычисляло, что утверждение о том, что кое-какие аяты ниспосылались более одного раза, справедливо.
Так, к примеру, обстоят дела с сурой «аль-Фатиха», потому, что имеется доказательства того, что она была ниспослана как в мекканский период, так и по окончании переселения в Медину. В пользу первого утверждения свидетельствуют, к примеру, слова Убады: «Сура, открывающая писание, была ниспослана в Мекке». Данный хадис передал Ибн аль-Анбари в книге «аль-Масахиф». См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 39.
Передают кроме этого, что Али б. Абу Активист движения Талибан сообщил: «Сура, открывающая писание, была ниспослана в Мекке из сокровищницы под Троном». Данный хадис передали аль-Вахиди в книге «Асбаб ан-Нузул» и ас-Саалаби в собственном толковании. См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 39.
О повторном ниспослании «аль-Фатихи» по окончании хиджры свидетельствует множество точных хадисов. Передают, что Ибн Аббас говорил: «в один раз, в то время, когда мы пребывали рядом с посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), около него был Джибрил. Тут мы услышали скрип на небесах, и Джибрил поднял взгляд на небо и сообщил: «Это на небесах открылась дверь, которая не раскрывалась ни при каких обстоятельствах прежде». Через нее спустился ангел, что явился к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и сообщил: «Возрадуйся двум светочам, каковые взял ты и каковые не получал никто прежде! Это – сура «аль-Фатиха» и последние аяты суры «аль-Бакара», и ты обязательно возьмёшь все, что попросишь в них». Данный хадис передали Муслим и ан-Насаи, и текст хадиса в собственности ан-Насаи. См. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 19.
В толкованиях Корана кроме этого приводятся хадисы о том, что более одного раза была ниспослана и сура «аль-Ихлас». Похожих примеров в священном Коране довольно много.
Обстоятельством ниспослания аята либо суры возможно вопрос либо событие, требующие ниспослания какого-либо аята, что прежде уже был ниспослан. И тогда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), приобретал в откровение тот самый аят как еще одно напоминание людям.
Кое-какие богословы отмечали, что повторно могли быть ниспосланы аяты, допускающие два либо более чтения. В пользу этого свидетельствует хадис Убеййа б. Кааба, в котором сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил: «О Убейй! Мне было велено просматривать Коран на одном чтении. Я же попросил облегчения для моих последователей. Во второй раз мне было разрешено просматривать Коран на двух чтениях. Я снова попросил облегчения для моих последователей, и в третий раз мне было сообщено: «Просматривай Коран на семи чтениях, и за любой раз, что тебе было разрешено защищать за них, ты можешь обратиться ко Мне прося». Тогда я сообщил: «О Аллах, забудь обиду моих последователей! О Аллах, забудь обиду моих последователей!» А третью просьбу я оставил на тот сутки, в то время, когда ко мне устремятся все люди, кроме того Ибрахим» Данный хадис передали Муслим и ан-Насаи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 361.
Отмена предписаний и аятов.
Ранее мы упомянули о том, что во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Непременно, серьёзной обстоятельством этого было то, что время от времени аяты сходу нескольких сур ниспосылались в один период, и их ниспослание носило смешанный темперамент. Но не меньше ключевую роль игралось то, что Всевышний Аллах отменял кое-какие ранние откровения, каковые по божественному плану, в конечном счете, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика стала называться отмены, либо аннулирования коранических аятов либо предписаний (насх).
Это арабское слово свидетельствует «удаление», «перемещение», но в шариатской терминологии оно купило более конкретное значение. Отмена предписаний – это замена второстепенного практического религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, вторым более поздним второстепенным практическим религиозным предписанием, кроме этого подтвержденным священным текстом, причем эти предписания должны исключать друг друга и не должны быть связаны.
Правомерность отмены религиозных предписаний подтверждается кораническими достоверными хадисами и аятами. Всевышний сообщил: «В то время, когда Мы отменяем либо заставляем забыть один аят, то приводим тот, что лучше его, либо равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? Разве ты не знаешь, что Аллаху в собственности власть над землёй и небесами и что нет у вас, не считая Аллаха, ни покровителя, ни ассистента?». Сура «аль-Бакара», аяты 106-107.
Он кроме этого сообщил: «В то время, когда Мы заменяем один аят вторым, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большинство их не знаетэтого. Сообщи, что Святой Дух(Джибрил)принес его(Коран)от твоего Господа с истиной, дабы подкрепить уверовавших, и как верное управление и благую весть для мусульман». Сура «ан-Нахль», аяты 101-102.
Он кроме этого сообщил: «Аллах стирает и утверждает то, что захочет, и у Него – Мать Писания». Сура «ар-Раад», аят 34.
Он кроме этого сообщил: «В то время, когда Отечественные ясные аяты просматривают тем, каковые не сохраняют надежду на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам второй Коран либо замени его!» Сообщи: «Не подобает мне заменять его по собственному жажде. Я только следую тому, что внушается мне в откровении, и опасаюсь, что в случае, если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий сутки». Сура «Йунус», аят 15.
Что же касается хадисов, подтверждающих истинность отмены коранических предписаний и аятов, то их довольно много. Мы же ограничимся упоминанием только некоторых из них.
Передают, что Анас б. Малик говорил, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), проклинал тех, кто убил мусульман у колодца Мауна, в течение тридцати дней. Он проклинал семейства Рил, Закван и Усеййа, каковые ослушались Его посланника и Аллаха. После этого Анас сообщил: «По поводу тех, кто был убит у колодца Мауна, был ниспослан Коран: «Сообщите отечественному народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им». Мы просматривали это откровение, а после этого оно было отменено». Данный хадис передали аль-Бухари и другие. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 6, стр. 39.
Передают, что Абу Муса аль-Ашари говорил: «Мы просматривали суру, которая была такой же долгой и жёсткой, как и сура «Бараат» [Так в противном случае именуется сура «ат-Тауба»], и произошло так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее лишь слова: «Если бы у сына Адама было две равнины достатка, то он захотел бы третью, и нет ничего, что заполнит его пузо, не считая почвы». И вдобавок мы просматривали суру, которая была похожа на те, что начинаются прославлением Аллаха. Она начиналась словами «Славит Аллаха то, что на небесах…», и произошло так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее лишь слова: «О те, каковые уверовали! По какой причине вы рассказываете то, чего не делаете? Так как свидетельство будет записано на ваших шеях, и вы станете спрошены о нем в Сутки воскресения!» Данный хадис передали Муслим и другие. См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 127.
В долгом хадисе, поведанном Ибн Аббасом, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб поднялся на кафедру мечети, восславил Аллаха хорошими словами и сообщил: «Я сообщу вам слова, каковые мне предписано сообщить. Я не знаю, быть может, мой срок уже истекает. Кто осознает и запомнит мои слова, пускай передаст их всем, до кого он сумеет добраться на собственной верблюдице. А тому, у кого будут опасения, что он не осознал их, я не разрешаю сказать от моего имени неправда. Воистину, Аллах послал Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), с истиной и ниспослал ему писание. Среди того, что ниспослал Аллах, был и аят о побивании камнями. Мы просматривали, осмысливали и запоминали его. Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), побивал прелюбодеев камнями, и мы побивали их таким же образом по окончании него. Я опасаюсь, что спустя довольно много времени, среди людей найдется таковой, что сообщит: «Клянусь Аллахом, мы не видим аята о побивании камнями в писании Аллаха!» Так они смогут впасть в заблуждение, отказавшись от необходимого предписания, ниспосланного Аллахом. В писании Аллаха действительно говорится о побивании камнями женщин и мужчин, каковые вступили в брак, если они совершили прелюбодеяние, которое подтверждается свидетельствами, либо беременностью, либо признанием. [Имеется в виду 15-й аят суры «ан-Ниса», что гласит: «Против тех из ваших дам, каковые совершат мерзкий поступок(прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в зданиях, пока их не упокоит смерть либо до тех пор пока Аллах не установит для них другой путь». Аллах установил для них другой путь и приказал побивать камнями прелюбодеев, каковые уже вступили в брак. А тех, каковые еще ни при каких обстоятельствах не вступали в брак, велено сто раз высечь розгами и выслать в второй город на один год].
Помимо этого, мы просматривали в писании Аллаха, что нельзя отворачиваться от отцов, потому, что отворачиваться от отцов есть вашим неверием». Это – часть хадиса, переданного аль-Бухари и другими. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 12, стр. 177.
Передают, что Абу Убейд говорил, что коранические аяты отменялись при жизни посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Ему ниспосылались суры, каковые потом были отменены, и их не просматривали и не записывали. Передают кроме этого, что Убейй б. Кааб и Аиша говорили, что сура «аль-Ахзаб» по собственной длине была равна суре «аль-Бакара». Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 126.
Передают, что Абу Умама б. Сахль б. Хунейф говорил, что один из сподвижников знал наизусть суру, но не смог прочесть ее ночью, в то время, когда поднялся на намаз. Второй также поднялся, дабы прочесть ее, но не смог этого сделать. И третий также поднялся, но не смог этого сделать. На утро они пришли к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), собрались у него и поведали ему о произошедшем. Он же сообщил им: «День назад она была отменена». [Этот хадис передал Абу Давуд в книге «ан-Насих», Ибн аль-Мунзир, Ибн аль-Анбари в книге «аль-Масахиф», Абу Зарр аль-Харави в книге «аль-Фадаил». См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 127].
Опираясь на бессчётные свидетельства из Сунны и Корана, большинство мусульманских богословов признает истинность предписаний и отмены аятов. Только кое-какие богословы, не исповедовавшие праведные воззрения, отрицали отмену коранических аятов. Одним из них был Абу Муслим Мухаммад б. Бахр аль-Исфахани, что сообщил: «Ничего аналогичного в Коране нет». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 201.
Но его мнение есть не сильный и неприемлемым, а его доводы – совсем неубедительными.
Шейх Абдуллах аль-Джудей писал: «Предания об отмене предписаний дошли до нас от многих сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), независимо друг от друга, и этого мнения придерживалось большая часть мусульманских богословов раннего и позднего периода, и не разделяла его только маленькая несколько тех, кто был известен собственными еретическими воззрениями». Аль-Джудей, «Тайсир Илм Усуль аль-Фикх», стр. 356.
Не обращая внимания на это, на данный момент многие невежественные мусульмане попали под влияние западных критиков Ислама и с сомнением относятся к отмене предписаний и аятов. Соперники Ислама не соглашались с отменой предписаний и аятов с самого начала распространения подлинной религии. Всегда, в то время, когда Всевышний Господь заменял одно предписание вторым, иудеи и многобожники упрекали верующих и обвиняли во лжи пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Сейчас миссионеры и востоковеды осуждают Ислам и задают одинаковый вопрос: «Как может Всеведущий Творец отменить то, что было сообщено и ниспослано Им прежде?!» Но они забывают о том, что Аллах волен делать, что Ему угодно, и повелевать, что Ему угодно. Конкретно исходя из этого по окончании упоминания об отмене некоторых предписаний и аятов Всевышний сообщил: «Разве ты не знаешь, что Аллаху в собственности власть над землёй и небесами и что нет у вас, не считая Аллаха, ни покровителя, ни ассистента?». Сура «аль-Бакара», аят 107.
Ибн Джарир в толковании этого аята писал: «Разве ты не знаешь, Мухаммад, что Мне в собственности власть над землёй и небесами, и что никто второй не имеет возможности править ими? Разве ты не знаешь, что Я распоряжаюсь ими и теми, кто на них, как захочу? Я приказываю им и тем, кто на них, что захочу, и запрещаю, что захочу. Я отменяю, заменяю и аннулирую законы, каковые Я издал для Моих рабов, как захочу и в то время, когда захочу. И Я утверждаю для них, что захочу».
После этого он сообщил: «Эти слова Всевышнего Аллаха обращены к Его пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и высказывают Его величие, но они практически изобличают во лжи иудеев, каковые не приняли отмену предписаний Торы и отвергли Мухаммада и пророчества Исы, каковые принесли от Аллаха предписания, поменявшие кое-какие предписания Торы. Аллах сказал им, что Ему в собственности власть над землёй и небесами, и что все творения принадлежат к Его царству. Они обязаны слушаться Его и повиноваться Его запретам и повелениям. Он же в праве приказывать им, что захочет, и запрещать им, что захочет, и отменять, что захочет, и утверждать, что захочет, и развивать запреты и свои повеления, как захочет».
В дополнение к этим словам Ибн Джарира выдающийся толкователь Корана Ибн Касир сообщил: «Иудеи стали рассуждать об отмене предписаний лишь по обстоятельству упрямства и своего неверия. Здравый разум не вычисляет отмену предписаний Всевышнего Аллаха неосуществимой, потому, что Он повелевает, что захочет, и совершает, что Ему угодно. Более того, отмена предписаний имела место и в сводах законов и предыдущих писаниях. Так, сыновьям Адама сначала было разрешено жениться на его дочерях, по окончании чего это не разрещалось. Нуху по окончании того, как он сошел с ковчега, было разрешено использовать в пищу всех животных, по окончании чего это предписание было отменено. Исраилу и его сыновьям было разрешено жениться на двух сестрах в один момент, а в последующих писаниях и Торе это уже не разрещалось. Ибрахиму было приказано зарезать собственного сына, и данный приказ был отменен перед тем, как он выполнил его. Практически всем сыновей Адама было приказано убить тех, кто поклонялся тельцу, по окончании чего это повеление было отменено чтобы их род не был искоренен. Примеров этому довольно много, и люди писания признают их и верят в них». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 200-201.
Давайте разглядим примеры отмены религиозных предписаний в книгах Ветхого и Нового Заветов подробнее.
1. В начале Торы сообщается, что Всевышний сообщил Ною, в то время, когда тот вышел из ковчега: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; лишь плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте». Бытие, 9:3-4. Но в Левите говорится о том, что кое-какие виды животных запрещаются для потребления в пищу. Левит, 11. Так, прошлый стих был отменен.
2. В Торе Всевышний сначала разрешает сыновьям Адама жениться на его дочерях. Но после этого это не разрещалось, что кроме этого есть наглядным примером отмены раннего предписания.
3. В случае, если ранее охота в субботу не была запрещена, то после этого Всевышний ее запретил. В субботу не разрещалось кроме того разводить пламя: «Шесть дней делайте дела, а сутки седьмой должен быть у вас святым, суббота спокойствия Господу: каждый, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в сутки субботы». Финал, 35:1-2.
4. Всевышний сначала приказал сынам Израиля убить поклонившихся тельцу, а после этого отменил данный приказ: «И отменил Господь зло, о котором заявил, что наведет его на народ Собственный». Финал, 32:14.
5. его сыновьям и Иакову было разрешено жениться на двух сестрах в один момент [Бытие, 29], не смотря на то, что в законе Моисея это не разрещаеться: «Не бери жены вместе с сестрою ее, дабы сделать ее соперницей, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее». Левит, 18:18.
6. В законе Моисея развод был разрешен. Второзаконие, 24:1-4. Но в Евангелии сообщается, что Иисус отменил его: «Сообщено кроме этого, что в случае, если кто разведется с женою собственной, пускай даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою собственной, не считая вины любодеяния, тот подает ей предлог прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Матфей, 5: 31-32
7. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус был отправлен лишь к населению украины: «Он же сообщил в ответ: Я отправлен лишь к погибшим овцам дома Израилева». Матфей, 15:24. Но в Евангелии от Марка говорится о том, что он был отправлен ко всем народам: «И сообщил им: идите в мире и проповедуйте Евангелие всей твари». Марк, 16:15.
8. Закон Моисея запрещал использовать в пищу свинину: «И свиньи, в силу того, что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубочайший, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». Левит, 11:7-8. И не смотря на то, что в Евангелиях не упоминается о том, что Иисус отменил данный запрет, апостол Павел сделал это за него: «Пища не приближает нас к Всевышнему: потому что едим ли мы, ничего не получаем; не едим ли, ничего не теряем». [1-е послание Коринфянам, 8:8].
В случае, если принять все эти библейские стихи за истину, то получается, что более поздние из них отменяли и отменили прошлые. А оптимальнее об этом известно Аллаху!
Так, отмена религиозных предписаний и замена одних предписаний вторыми есть извечным предустановлением Всевышнего Господа, и мусульманский шариат в этом отношении не отличается от законов прошлых религиозных общин.
В чем же суть отмены религиозных предписаний? По какой причине Аллах сходу не ниспослал окончательное повеление либо окончательный запрет? При внимательном изучении этого вопроса делается ясно, что отмена предписаний в любой момент служила во благо тем, на кого они были возложены.
В одних случаях более легкое предписание отменяло более тяжелое, которое было ниспослано ранее чтобы испытать верующих. К примеру, сначала Всевышний повелел правоверным исповедовать богобоязненность самым идеальным образом и сообщил: «О те, каковые уверовали! Опасайтесь Аллаха подобающим образом и умирайте не в противном случае, как будучи мусульманами!» Сура «Аль Имран», аят 103.
Но это предписание выяснилось непосильным для многих мусульман, и тогда Всевышний Аллах облегчил их обязанности и сообщил: «Опасайтесь Аллаха по мере собственных возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе». Сура «ат-Тагабун», аят 16.
Приведем еще один пример. Всевышний Аллах сообщил: «О пророк! Воодушевляй верующих на сражение. В случае, если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две много; в случае, если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, в силу того, что они – люди неразумеющие». Сура «аль-Анфаль», аят 65.
Но это предписание было очень сложным для мусульман, и исходя из этого в следующем аяте Господь облегчил их бремя и сообщил: «Сейчас Аллах облегчил вашебремя, потому что Ему как мы знаем, что вы не сильный. В случае, если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две много; в случае, если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми». Сура «аль-Анфаль», аят 66.
В других случаях более идеальное предписание отменило менее идеальное, что было связано с тем, что доисламское общество увязало в грехах и было не готово сходу принять умное божественное законодательство. Примеров этому довольно много, но мы ограничиваемся упоминанием только одного из них. В первые годы пророческой миссии потребление опьяняющих напитков не не разрещалось Аллахом, потому, что это ужасное деяние было обширно распространено в обществе, и только кое-какие воздерживались от потребления вина и других опьяняющих напитков. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «аль-Бакара»: «Они задают вопросы тебя о азартных играх и вине. Сообщи: «В них имеется большой грех, но имеется и польза для людей, не смотря на то, что греха в них больше, чем пользы». Сура «аль-Бакара», аят 219.
Умар не прекратил взывать с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «ан-Ниса»: «О те, каковые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не начнёте понимать то, что произносите…» Сура «ан-Ниса», аят 43.
В то время, когда муэдзин посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), возвестил о начале намаза, он заявил, что никто не должен ставать на намаз в состоянии опьянения. После этого подозвали Умара и прочли ему данный аят, а он сообщил: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» В итоге, был ниспослан аят из суры «аль-Маида»: «Воистину, сатана при помощи опьяняющих азартных игр и напитков желает посеять между вами ненависть и вражду и отвратить вас от намаза и поминания Аллаха. Неужто вы не прекратите?» Сура «аль-Маида», аят 91.
Люди позвали Умара и прочли ему данный аят, и тогда он вскрикнул: «Мы прекратили! Мы прекратили!» [Аль-Хаким назвал данный хадис точным, и с ним дал согласие аз-Захаби. См. Насир аш-Шейх, «Акидат Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа», т. 1, стр. 253-254].
О мудрости последовательного ниспослания божественного шариата Всевышний Аллах сообщил: «Сообщи, что Святой Дух(Джибрил)принес его(Коран)от твоего Господа с истиной, дабы подкрепить уверовавших, и как верное управление и благую весть для мусульман». Сура «ан-Нахль», аят 102.
Аллах отменял и изменял религиозные предписания в зависимости от событий, потому, что Ему замечательно известно о том, что больше всего подходит Его верующим рабам в сложившихся событиях. В то время, когда же ниспослание шариата завершилось, и все религиозные предписания купили самую идеальную форму, Всевышний Аллах сообщил: «Сейчас Я для вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». Сура «аль-Маида», аят 3.
Исходя из этого на данный момент мусульманские богословы не смогут упразднять одни религиозные предписания и изменять другие в зависимости от событий, потому, что это означало бы опровержение предписаний Всевышнего Господа. Но, руководствуясь умными правилами мусульманского права, они смогут принимать независимые ответы о том, какое из религиозных предписаний соответствует сложившимся событиям. Непременно, принимаемые ими ответы смогут различаться в зависимости от общества и многих вторых условий, к каким будет использоваться их религиозное распоряжение.
Возвращаясь к вопросу об отмене предписаний и аятов, мы должны подчернуть, что кое-какие предписания и откровения изначально не подлежали отмене. Первым делом, это относилось к повелениям исповедовать единобожие и верные мусульманские воззрения, касающиеся веры в Аллаха, ангелов, небесные писания, пророков, Судный сутки, наказание и вознаграждение, божественное предопределение и т.п.
Во-вторых, это относилось к предсказаниям и историческим повествованиям о событиях в будущем. Тут уместно подчернуть, что повествования о будущем наказании могли быть отменены, и в этом нет ничего необычного, потому, что Аллах сказал, что тех, кто заслуживает наказания, Он может подвергнуть мучениям, в случае, если захочет, либо забыть обиду, в случае, если захочет. Конечно же, окончательное спасение от наказания допустимо лишь для правоверных, исповедовавших единобожие.
В-третьих, это относилось к священным текстам о достойных качествах и благонравии, потому, что хорошее уровень качества не может быть упразднено. Противоположностью преимущества есть низость, противоположностью добродетели – злодеяние, противоположностью великодушия – скупость, и религия ни при каких обстоятельствах не призывала к этим низким и порочным качествам.
В-четвертых, это относилось к главным предписаниям, каковые являются основной целью шариата. Отмененные аяты касались лишь второстепенных предписаний, и их отмена служила для укрепления и сохранения главных предписаний религии.
В-пятых, это относилось ко второстепенным предписаниям, каковые объявлялись неизменными впредь до наступления Судного дня. К таким предписаниям относились слова Всевышнего Аллаха, упомянутые в хадисе о вознесении на небеса, в то время, когда мусульманам было велено каждый день выполнять пять намазов: «Их будет пять, но они останутся пятидесятью. Мое слово неизменно!» [Это – часть долгого хадиса переданного аль-Бухари и Муслимом. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 596].
К ним же относились слова пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), переданные Ахмадом и Абу Давудом со слов Муавии: «Переселение не закончится, пока не закончится покаяние, а покаяние не закончится, пока солнце не взойдет оттуда, где оно садится». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7469).
Вопросом отмены коранических предписаний и аятов занимались многие мусульманские богословы, каковые подробно изучили эту тему и покинули по окончании себя довольно много фундаментальных трудов, среди которых возможно выделить следующие:
• «ан-Насих ва аль-Мансух», Катада б. Диама ас-Садуси (погиб в 118 г.х.).
• «ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад б. Ахмад Ибн Хазм (погиб в 320 г.х.).
• «ан-Насих ва аль-Мансух», Абу Джафар Ахмад б. Мухаммад ан-Наххас (погиб в 338 г.х.).
• «аль-Идах ли Насих аль-Куран ва Мансухих», Макки б. Абу Активист движения Талибан (погиб в 437 г.х.).
• «Навасих аль-Куран», Абд ар-Рахман б. Али Ибн аль-Джаузи (погиб в 597 г.х.).
• «Насих аль-Куран ва Мансухух», Хибатуллах б. Абд ар-Рахим Ибн аль-Баризи (погиб в 738 г.х.).
• «ан-Насих ва аль-Мансух», Камаль ад-Дин Абд ар-Рахман б. Мухаммад аль-Атаики (погиб в 790 г.х.).
• «ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад б. Абдуллах аль-Исфарайини.