Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала

Тест «Коробочка форм». Направлен на изучение уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, и на степени обобщенности и проверку наличия сенсорных эталонов. Употребляется для диагностики детей с 2,5 до 3,5—4 лет.

Стимулъный материал этого теста представляет собой древесную либо пластмассовую коробку (на данный момент показались не только коробки, но и мячики), в крышке которой прорезаны отверстия по форме главных фигур — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. В комплекте имеются и трехмерные фигуры (древесные либо пластмассовые), в основании которых те же фигуры , т.е. шар, куб, параллепипед и т.д.

Инструкция. «взглянуть на коробочку, давай сыграем, как словно бы это почтовый ящик, в который тебе необходимо опустить письма (показываются фигуры ). Лишь запомни, что для каждого письма существует особое отверстие, в которое его возможно опустить. Исходя из этого наблюдай пристально на фигурку-письмо и отыщи то отверстие, которое для него предназначено».

Проведение теста. Фигурки кладутся перед ребенком рядом с коробочкой. В ходе работы взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки в том случае, если сам ребенок не старается изучить фигуру, но пробует силой впихнуть ее в второе отверстие. При таких условиях детям показывается, что у данной фигурки, к примеру, имеется три острых угла, а отверстие круглое, исходя из этого она в том направлении не войдет и нужно отыскать такое отверстие, в котором кроме этого имеется три угла. После этого совместно с ребенком такое отверстие отыскивается и демонстрируется, как легко входит в него фигурка. Помощь вероятна при работе с первыми 1—3 фигурками, после этого или ребенок начинает функционировать самостоятельно, обучаясь верной ориентировке, или тестирование заканчивается. В том случае, если вы желаете проверить, как отлично ребенок обладает эталонами формы, возможно дать дополнительное задание — разложить фигурки по форме, сложив совместно все кубы, шары, трапеции.

Анализ результатов. При интерпретации взятых данных в первую очередь обращают внимание на темперамент деятельности детей — наличие ориентировки, степень ее интериоризованности. Для детей 2,5—3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются вложить фигурку в любое отверстие, не рассматривая их и не соотнося их между собой. Исходя из этого помощь взрослого в этом случае является обучением , которое формирует у детей и ориентировку, и действия восприятия в один момент. Громадное значение тут имеет обучаемость детей, поскольку более талантливые стремительнее схватывают новый материал и уже по окончании показа метода действия с одной-двумя фигурами начинают функционировать самостоятельно. В норме ориентировка, как независимый этап деятельности, появляется в 3—3,5 года (не смотря на то, что у импульсивных детей может показаться существенно позднее, к 4—4,5 годам). Исходя из этого в 3— 4 года дети уже должны осматривать фигурки прежде, чем начать их засовывать в коробку. Но эта ориентировка возможно еще внешней, т.е. ребенок оказывает помощь себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачиваетихв различные стороны, пробуя вложить в коробку. В этом случае кроме этого допустима помощь взрослого, что оказывает помощь детям перейти к зрительной ориентировке, которая в норме обязана показаться к концу третьего года судьбы. Сейчас попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже неотёсанной неточностью, свидетельствующей о нарушениях в интеллектуальном развитии. В этом случае особенно принципиально важно проверить обучаемость ребенка, поскольку хорошая обучаемость оказывает помощь скоро скорректировать это отставание, пока оно не отразилось на развитии мышления ребенка.

Тест «Пиктограмма» — направлен на изучение опосредованной памяти (дает данные и о развитии мышления). Употребляется для диагностики детей с 4,5—5 лет.

Стимульный материал. С целью проведения пиктограммы ребенку предлагается лист белой бумаги (обычный лист формата А4), набор слов и простой карандаш для запоминания. Для детей 5—10 лет возможно использован следующий комплект из 12 слов:

радостный праздник обман

вкусный ужин расставание

строгая воспитательница развитие

трудная работа слепой мальчик

теплый ветер ужас

заболевание радостная компания

Инструкция: «Я тебе на данный момент прочту слова, каковые тебе нужно отлично запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов довольно много, исходя из этого запомнить их тяжело, дабы тебе было легче совладать с заданием, ты можешь на этом странице нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит данное слово. Норисовать возможно лишь какие-то картины, а не буквы. Так как слов много, а лист лишь один, попытайся расположить картинки так, дабы все они уместились на этом листочке. Не старайся вырисовывать картины, уровень качества картинок не имеет значения, основное, дабы они верно отражали содержание слова».

Проведение теста. Детям медлительно читаются вышеприведенные словосочетания и слова (каковые идут как одно слово). Наряду с этим взрослый пристально наблюдает за тем, дабы ребенок рисовал не буквы, а лишь определенные изображения. В случае, если ребенок начинает рисовать громадные фигурки, занимающие главную часть страницы, то ему возможно напомнить о том, что лист один и на нем нужно будет уместить все картины. Это напоминание делается один раз, приблизительно по окончании 2—3-го слова. При необходимости лист возможно перевернуть, но наряду с этим ребенку непременно направляться напомнить о том, что его давали предупреждение, что места мало, а он это прослушал и потому нарушил инструкцию.

В том случае, если у взрослого появляются подозрения, что ребенок рисует без смысла и всякой цели, первую пришедшую в голову картину, никак не связанную со словом, т.е. что он не осознал либо не расслышал инструкцию, нужно задать вопрос о том, что за рисунок делает какое отношение и ребёнок он имеет к слову, названному взрослым. Возможно уточнить, не забывает ли еще ребенок то слово, на которое делает рисунок.

Время, отпускаемое на любой рисунок к слову, ограничено и не превышает 1—2 мин.. В случае, если дети начинают увлекаться, вырисовывать подробности и додавать что-то к начальному рисунку, то взрослый обязан напомнить, что его не интересует уровень качества картины, серьёзна лишь ее сообщение с сказанным словом. В случае, если ребенок рисует , данный процесс прерывается и ему предъявляется следующее слово.

По окончании завершения работы взрослый обязан пронумеровать картинки, дабы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (В том случае, если дети могут вычислять, это возможно попросить сделать самого ребенка.) Через 20—30 мин. по окончании проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их картинками, глядя на каковые их просят припомнить те слова, каковые диктовал взрослый. При воспроизведении фиксируется количество верно воспроизведенных слов, и количество неточностей, каковые были допущены ребенком. Наряду с этим воспроизведение, к примеру, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» либо «разлука» как «расставание» считается как верное.

Анализ результатов. В первую очередь фиксируется количество верно воспроизведенных слов, которое говорит намоб количестве опосредованной памяти, что должен быть больше, чем количество яркой памяти, и в норме для детей этого возраста образовывает 10—12 слов (т.е. фактически стопроцентное воспроизведение).

Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа картинок. Наряду с этим у детей с низким уровнем мышления картинки мало связаны с темой или их сообщение поверхностная, тогда как у детей с большим уровнем образного мышления картинки отражают сущность данного предмета. К примеру, для вкусного ужина возможно нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п. Совершенно верно так же для заболевания возможно изображен и больной человек (к примеру,с перевязанной ногой илилежащий в постели), и сама кровать, и поликлиника.

направляться обратить внимание на темперамент картинок к словам различной сложности, намерено подобранные в пиктограмме. Так, нарисовать символ, отражающий «вкусный ужин» либо «строгую воспитательницу», детям существенно проще, чем «заболевание» либо «обман». самые сложными считаются слова «развитие и» тёплый «ветер». Для детей 5 лет нормой являются адекватные картинки для несложных слов и отказ либо буквальное, конкретное отражение сложных слов. Одновременно с этим для детей 6 лет и старше нормой есть адекватное изображение всех слов данной пиктограммы.

Нужно отметить те случаи, в то время, когда ребенок рисует фактически однотипные, мало связанные с содержанием слова картинки, но одновременно с этим верно воспроизводит слова. Это показывает, что низкий уровень мышления компенсируется в этом случае хорошей механической памятью. Одновременно с этим тот факт, что у ребенка отмечается памяти и низкий уровень развития, и мышления может в какой-то степени быть показателем его неспециализированного интеллектуального отставания.

Громадный интерес воображает сравнение информации о воспроизведенном материале при ярком и опосредованном запоминании, поскольку при хорошего развития образного мышления оно может компенсировать недостаток памяти. Наряду с этим ребенок воспроизводит обычное количество слов (10—12) в пиктограмме, но при ярком запоминании может запомнить их меньше нормы, к примеру всего 3—5 слов.

Анализ размещения картинок на листе бумаги показывает свойство ребенка верно организовать собственную деятельность, что особенно принципиально важно учитывать при диагностике 6-леток, поскольку это есть одним из параметров, которые связаны с готовностью к школьному обучению. самый адекватным считается размещение картинок в той последовательности, в которой даются слова, так что взрослому кроме того не нужно их намерено нумеровать в конце пиктограммы. Наряду с этим изображения отделены друг от друга и вольно умещаются на одной стороне страницы. самый низким уровнем организации есть вариант, при котором картинки хаотически разбросаны по странице и так громадны, что налезают друг на друга, не умещаются на одной стороне и приходится переворачивать лист, дабы уместить все слова.

Тест «Невербальная классификация» — направлен на изучение словесно-логического мышления у детей 5—7 лет.

Стимульный материал этого теста складывается из 20 картин предметов, относящихся к двум классам родных по смыслу понятий, к примеру, диких и домашних животных, овощей и фруктов, обуви и одежды и т.п. Для детей 5—5,5 лет может употребляться более легкий материал, т.е. изображения понятий, далеких друг от друга, к примеру, транспорт и одежда. Также будут быть использованы картины из лото, картины, вырезанные из книжек либо нарисованные. Принципиально важно, дабы они были однообразными по яркости (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и по размеру, и количество картин в каждой группе должно быть однообразным, к примеру, 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Инструкция: «Взгляни пристально, что я буду делать» — затем инструкция прерывается и взрослый начинает распределять картины на две группы, не растолковывая принципа данной систематизации. По окончании того как взрослый выложил три картины, он передает их ребенку со словами: «А сейчас раскладывай карточки дальше, делая равно как и я».

Проведение теста. Эта классификация именуется невербальной, поскольку взрослый задает основание классификации в настоящей деятельности, не именуя сами понятия. Выкладывая карточки, обратите внимание на то, что первые две должны относиться к различным классам (к примеру, корова и волк), так как это облегчит ребенку предстоящую классификацию. Третья карточка может относиться к любому классу, она кладется под первой карточкой верной группы, к примеру, карточка овцы находится под коровой. По окончании того как вы передали картины ребенку, вы лишь замечаете за его деятельностью, не произнося ни одного слова (не требуется кроме того сказать: «молодец», «верно» либо «неправильно»). При неточности вы легко без звучно перекладываете карточку в необходимое место, под верной картиной.

Очень принципиально важно наряду с этим не вызвать у ребенка эмоции отгороженности и неуверенности, исходя из этого ваше поведение не должно быть отстраненным, вы имеете возможность улыбнуться детям, погладить их, сообщить: «Не крутись, будь внимательнее». Не должно быть лишь словесных пояснений классифицируемых понятий, поскольку это значительно облегчает задание, изменяя его темперамент. По окончании того как ребенок закончит работу, его нужно задать вопрос о том, по какой причине он разложил картины на эти две группы и какое наименование он им может дать.

Анализ результатов. Этот тест исследует уровень развития словесно-логического мышления детей, конкретно исходя из этого так принципиально важно, дабы заданное вами основание классификации было осознано и сказано ими самостоятельно. В ходе работы время фактически не ограничено, не смотря на то, что, в большинстве случаев, классификация 20 картин занимает в норме не больше 5— 7 мин. (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности время возможно увеличено до 8—10 мин.). Основное внимание обращается на количество ошибок и характер работы, каковые допускает ребенок.

Мы можем сказать о норме, т.е. среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2—3 неточности, в основном в начале работы, пока понятия им еще не выделены совсем. Бывают и случайные неточности в ходе классификации, в особенности у импульсивных детей, каковые спешат разложить картины поскорее.

Но в том случае, если ребенок допускает больше пяти неточностей, возможно сказать о непонимании им принципа разложения этих картин. Об этом же говорит и хаотичный их расклад, к примеру, в то время, когда дети не вспоминая распределяют карточки по группам. В этом случае работа возможно прервана и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. В большинстве случаев, детям говорят: «Ну для чего же ты кладешь лошадку в эту группу, поскольку тут лежат волк, тигр, лев, т.е. лишь те животные, каковые живут на воле, в лесу либо в джунглях. Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, исходя из этого ее нужно положить в ту группу, где корова, осел и т.д.». Затем классификация доводится до конца, но не оценивается. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дается второй комплект карточек, и в этом случае работа не прерывается кроме того тогда, в то время, когда он снова допускает неточности.

Об интеллектуальных недостатках (задержке, понижении интеллектуального уровня) возможно сказать в том случае, если ребенок и по окончании объяснения взрослого не имеет возможности совладать с заданием или не имеет возможности назвать группы картин (в этом случае возможно сказать о нарушении конкретно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое-то время (день-два) ребенку возможно предложить совершить более легкую классификацию (к примеру, мебель и овощи, транспорт и люди), с которой справляются кроме того дети 4,5—5 лет.

Для усложнения задания (к примеру, при диагностике одаренных детей) возможно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, т.е. не раскладывая сначала перед ребенком картины на две группы. При таком задании детям все картины и просят их разложить на две группы. Обращается внимание не только на неточности, но и на быстроту выделения основания (т.е. как не так долго осталось ждать ребенок осознаёт, какие конкретно два понятия нужно выделить). Детям с большим уровнем интеллекта достаточно, в большинстве случаев, 3—4 картин.

Тест «Несуществующее животное» — направлен на изучение личности детей. Может употребляться при работе с детьми от 4,5—5 лет и старше.

Инструкция:«Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальности».

Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и несложный карандаш. Младшим детям (4,5—6 лет) возможно предложить цветные карандаши либо фломастеры. Им также будут быть даны более детальные разъяснения понятия «несуществующее животное», к примеру, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. По окончании начала работы взрослый, как и в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. Когда ребенок закончил рисовать, его возможно попросить ответить на кое-какие вопросы: «Как кличут это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?» Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов. В первую очередь обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и размещение данной фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее размещение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Размещение в верхней трети страницы говорит о высоких притязаниях, в середине страницы — о средних, а в нижней трети — о заниженных притязаниях. Громадное значение имеет сопоставление размера фигуры с размещением на листе бумаги. самые адекватным считается большой рисунок, расположенный в средней части страницы. Такое размещение говорит об уверенности ребенка в себе,но не идеализации, его рвении показать себя, взять поощрение, высокую оценку,но не любой ценой.

Животное громадного размера, размещенное в верхней части страницы, говорит о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, не смотря на то, что эти притязания и не всегда оправданны. В случае, если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), возможно сказать о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он пытается обратить на себя внимание любой ценой. В случае, если такие дети не смогут взять хорошую оценку, не являются фаворитами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими каждые правила лишь чтобы привлечь к себе внимание. Наказания лишь усиливают конфликтность и негативизм таких детей, поскольку завлекают к ним внимание, которого они и получают. Исходя из этого оптимальнее стараться не обращать внимания на их проделки (само собой разумеется, если они не страшны для самого ребёнка и окружающих), в один момент поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у детей говорят картинки, в которых маленькая фигурка животного помещается в самом низу страницы. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, крайне важно обращать внимание вторых детей на их удачи (к примеру, на то, как отлично данный ребенок что-то нарисовал либо склеил), если они не весьма успешны в учебе либо спортивных упражнениях. Подобное поощрение нужно чтобы ребенок почувствовал уверенность в собственных силах, осознал, что и у него имеется довольно много хороших качеств, он не хуже вторых детей. Особенно ответственна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во послушание и всех видах деятельности, каковые еле даются детям и приводят к понижению их самооценки.

О наличии внутриличностного конфликта возможно говорит в том случае, если имеется несовпадения между уровнем притязаний и самооценкой. На картинках таких детей маленькая фигурка может размешаться на самом верху страницы, или, напротив, громадная фигура нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, агрессия и тревога у таких детей связаны с тем, что они не смогут оценить себя, составить собственный целостный образ. Их представление о себе всегда меняется, а потому изменяется и поведение, и темперамент общения. Наряду с этим дети, у которых маленькая фигура смещена вверх, довольно часто скрывают тревогу и свою неуверенность (время от времени неосознанные) нарочито твёрдым, агрессивным поведением, конфликтностью. Таковой вид агрессии именуется «агрессией от тревоги» и есть очень распространенным как у детей, так и у взрослых, каковые нападают чтобы скрыть собственный неумение, неуверенность и некомпетентность. О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший способ защиты — наступление». Данный тип отклонений довольно часто появляется у детей, у которых нет уверенности в защите и любви. Дети опасаются, что мама либо отец не будут их обожать, если они сделают что-то не так, не возьмут высокой оценки. Из этого их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе.

Дети, каковые рисуют громадную фигуру внизу, напротив, уверены в себе и собственных силах, но опасаются либо не желают эту уверенность показывать. Это, в большинстве случаев, дети из не весьма успешных семей, в которых ими не занимаются, не обожают, довольно часто наказывают.

При анализе рисунка необходимо обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, перемещённая в левую сторону (так же как и наблюдающая влево), может сказать об инфантильности ребенка, его рвении назад, в детство. Это возможно связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к показавшемуся брату либо сестре, которых не было раньше. Фигура, перемещённая в правую сторону (или наблюдающая вправо), говорит о рвении в будущее, о жажде стать взрослым. Не смотря на то, что данный рисунок кроме этого говорит о том, что дети не весьма удовлетворены настоящим, такое рвение предпочтительнее рвения в прошлое.

Громадное значение имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных либо вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий — напротив, об уверенности, агрессивности, рвении к лидерству.

Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается вторыми животными, людьми, сырым мясом и т.д. Но нужно не забывать, что эти ответы свойственны для любой агрессии — и открытой (со рвением к превосходству, к лидерсту), и защитной агрессии (появляющейся в следствии тревоги). Исходя из этого принципиально важно разбирать рисунок полностью, сопоставляя эти, полученные при анализе различных параметров.

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку картинок. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка довольно часто связана с внутренним напряжением ребенка, рвением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и довольно часто выходящая за пределы контура, кроме этого говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, рвением ребенка к защите, к ласке и любви, которых ему не достаточно.

Оценивается и содержаниерисунков. Рисункиживотных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о жажде ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие картинки свойственны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, жаждой уйти от общения, от любопытства чужих людей. Таковой рисунок может сказать и о недостаточной эмоциональности детей. Картинки птиц, бабочек либо зверюшек, имеющих крылья, довольно часто связаны с жаждой ребенка выйти из неприятной обстановки, сложившейся в семье либо в группе сверстников. Наряду с этим принципиально важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда пытается переместиться ребенок — в прошлое либо в будущее (см. выше). Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов довольно часто связано с интересом ребенка к окружающему, к вторым людям, рвением наладить с ними сообщение.

Тест «Опросник Айзенка» — направлен на исследованиетрех личных качеств ребенка — интравертность—экстравертность, нейротизм и лживость.

Стимулъный бланк: 60ответов и материал вопросов.

Инструкция: «Слушай меня пристально. на данный момент я тебе прочту вопросы, на каковые ты обязан ответить лишь «да» либо «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты обязан поставить крестик либо галочку в первой колонке, в случае, если желаешь ответить на данный вопрос «да». В случае, если же ты не согласен и желаешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать скоро, но будь внимателен, поразмысли, перед тем как ответить «да» либо «нет».

Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов, после этого зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, попеременно. На ответ дается приблизительно 1—1,5 60 секунд. В случае, если ребенок опоздал ответить, его возможно поторопить, сообщив о том, что на данный момент Вы станете зачитывать следующий вопрос. По окончании завершения работы детей задают вопросы, все ли им было ясно, не было ли пропущенных вопросов и при необходимости зачитывают пропущенный вопрос повторно. После этого страницы с ответами планируют.

Анализ результатов. При обработке взятого материала подсчитывается количество баллов, собранных ребенком по каждой из трех шкал — экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на основании «ключа», что приводится в приложении. В случае, если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он приобретает один балл. При противоположном ответе — 0 баллов. К примеру, подсчитывая количество баллов по первому качеству — экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на первый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он приобретает по одному баллу. На ответы 3 и 11 — вопросы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. Одновременно с этим при ответе на вопросы 6 либо 33 Вы, напротив, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Так подсчитывается общее число баллов но каждой шкале.

1. Предельное число баллов по шкале «экстра-интраверсия» — 24(19+5).

Дети, собравшие по первой шкале 12 и больше баллов, — экстравертированны, собравшие меньше 12 баллов — интравертированны. Для экстравертов характерно рвение к общению. Они открыты и доброжелательны, в большинстве случаев, уверены в том, что и другие люди относятся к ним отлично. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, кроме того незнакомым, с доверием. Это оказывает помощь им наладить общение с любым человеком, завести довольно много друзей. Для этих детей такжехарактерна импульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.

Интравертные дети — более закрыты, они тяжелее налаживают контакты, в особенности с незнакомыми людьми из-за застенчивости и своей неуверенности. Но при контактах с родными они стараются показать себя с самой лучшей стороны, не смотря на то, что и не стремятся иметь довольно много друзей. Такие дети желают распланировать собственные действия заблаговременно либо хотя бы осмотреться в новой обстановке перед тем, как начать что-то делать.

2. Предельное число баллов по шкале «нейротизм» — 24.

Дети, собравшие больше 12 баллов по второй шкале, эмоционально неустойчивы. Они ранимы, не смогут совладать со собственными отрицательными чувствами — обидой, тревогой, каковые смогут у них перейти в бешенство а также агрессию, мстительность. Одновременно с этим хорошее слово, ухмылка способны снять эту вспышку и скоро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от размещения вторых людей, в особенности взрослых. Но их бешенство либо агрессию не так легко остановить, так же как и поменять их нехорошее (либо хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.

3. Предельное число баллов по шкале «лживость» — 12 (5 + 7).

Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5—6. Дети, собравшие больше 5 баллов, стараются смотреться лучше, чем они имеется в действительности. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже в том случае, если для этого нужно набедокурить либо соврать. Для них характерна высокая самооценка, притязания на высокую оценку либо лидерство в группе. Но эта неискренность отражается и в ответах на другие вопросы, на каковые дети смогут ответить не столько правдиво, сколько «верно», с их точки зрения, чтобы продемонстрировать себя с лучшей стороны. Это нужно учитывать при обработке материала, по возможности контролируя ответы детей либо сверяя полученные результаты с данными вторых тестов.

Для составления более полной чёрта ребенка по окончании подсчета баллов по отдельным шкалам необходимо соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя данный тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами темперамента и характера человека. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором продемонстрировано, какими чертами владеет интравертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На правой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) либо низким (нижний угол) уровнем нейротизма.

Составляя неспециализированную чёрта ребенка, необходимо кроме этого не забывать о том, что дети с большим уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости владеют неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, рвение к доминированию в группе сверстников довольно часто не подкрепляются их умениями и реальными знаниями. Но это не снижает их самооценку, лишь усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, агрессивное поведение. В негативных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их преимущества, твёрдый, авторитарный стиль общения) у них начинается истерия.

Дети, у которых большой уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, кроме этого неадекватны, но склонны, напротив, занижать собственную самооценку.Их неуверенность в себе может привести к уходу от общения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети опасаются совершить ошибку, привести к гневу либо неудовольствие взрослых. Исходя из этого они смогут не ответить на вопрос кроме того тогда, в то время, когда знают верный ответ, а их лживость связана со рвением понравиться экспериментатору. Но и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое есть защитой от их неуверенности и тревожности в себе. В негативных событиях у этих детей развиваются фобии и депрессии, т.е. немотиварованные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).

Так, нужно не забывать о том, что дети, собравшие много баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повышенном внимании взрослых, бережном отношении, поскольку отклонения в ходе личностного роста у них появляются стремительнее, чем у более уравновешенных и стабильных детей. Одновременно с этим тепло и забота взрослых, поощрение настоящих достижений ребенка ответственны для обычного развития личности всех детей.

Личностный опросник Айзенка

(детский вариант)

1. Обожаешь ли ты шум и суету около себя?

2. Довольно часто ли ты нуждаешься в приятелях, каковые имели возможность бы тебя поддержать либо утешить?

3. Ты постоянно находишь стремительный ответ, в то время, когда тебя о чем-либо задают вопросы, в случае, если это не на уроках?

4. Бываешь ли ты время от времени сердитым, раздражительным, злишься?

5. Довольно часто ли у тебя изменяется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем видеться с другими ребятами?

7. Не редкость ли время от времени, что тебе мешают уснуть различные мысли?

8. В любой момент ли ты сходу делаешь так, как тебе говорят?

9. Обожаешь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь ощущал себя несчастным, не смотря на то, что для этого не было настоящей обстоятельства?

11. Ты радостный человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведенияв школе?

13. Очень многое ли злит тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где нужно делатьвсе скоро?

15. Ты переживаешь из-за всяких ужасных событий, каковые чуть было не случились, не смотря на то, что все окончилось отлично?

16. Тебе возможно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших товарищей?

18. Случается ли время от времени так, что у тебябез всякой обстоятельства очень сильно бьется сердце?

19. В большинстве случаев ты делаешь первый ход чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь сказал неправду?

21. Очень сильно ли ты огорчаешься, в случае, если люди находят недочёты в работе, которую ты сделал?

22. Обожаешь литы говорить забавные истории, шутитьсо своимидрузьями?

23. Довольно часто ли ты ощущаешь себя усталым просто так?

24. Ты в любой момент сперва делаешь уроки, а играешься уже позже?

25. Ты в большинстве случаев весел и всем доволен?

26. Обидчив литы?

27. Обожаешь ли ты говорить и играться с другими детьми?

28. В любой момент ли ты делаешь просьбы родных о помощи похозяйству?

29. Не редкость ли так, что у тебя очень сильно кружится голова?

30. Обожаешь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты довольно часто ощущаешь, что тебе что-нибудь сидел в печенках?

32. Ты обожаешь время от времени похвастаться?

33. Ты значительно чаще молчишь в обществе вторых людей?

34. Ты время от времени волнуешься так очень сильно, чтотебе трудноусидеть на месте?

35. Ты скоро решаешься на что-нибудь?

36. Ты время от времени шумишь в классе, в то время, когда нет учителя?

37. Тебе довольно часто снятся ужасные сны?

38. Можешьли ты забыть обо всем иот душиповеселиться среди своихдрузей, друзей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе не хорошо говоритьо ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя легкомысленным, беззаботным человеком?

42. В случае, если тебе случается попасть в неловкое положение, ты продолжительно позже переживаешь?

43. Ты обожаешь шумные и радостные игры?

44. Ты постоянно ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе тяжело отказаться, если тебя о чем-нибудь попросят?

46. Ты обожаешь довольно часто ходить к себе домой?

47. Бывают ли таких ситуации, когдатебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был неотёсанным с родителями?

49. Тебя вычисляют радостным человеком?

50. Ты довольно часто отвлекаешься, в то время, когда делаешь уроки?

51. Ты больше обожаешь сидеть в стороне и наблюдать,чем самому учавствовать в общем радости?

52. Тебе в большинстве случаев не редкость трудноуснуть из-за разныхмыслей?

53. Ты в большинстве случаев бываешь уверен втом, что сможешьсправиться с делом, которое тебе поручают?

54. Довольно часто ли ты чувствуешьсебя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Довольно часто ли ты решаешься на что-нибудь, в то время, когда уже поздно?

57. В то время, когда кто-нибудь из друзей кричит на тебя, ты также кричишь в ответ?

58. Ты время от времени ощущаешь себя особенно радостным либо печальным просто так?

59. Ты вычисляешь,что тяжело взять настоящее наслаждение в гостях, на утренниках,на елке?

60. Тебе довольно часто приходится переживать по причине того, что ты сделал что-нибудь не поразмыслив?

T-FLEX CAD 15 — Расчёт статической прочности фланца (экспресс-расчёт)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: