Общая характеристика курса «первые шаги по тропинке открытий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» составлена в соответствии с требованиями федерального национального образовательного стандарта начального образования (2009г.), создана на базе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по экологическому направлению направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностного отношения к знанию.

По содержанию есть научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной.

В новых социально-экономических условиях особенное значение получает деятельность по освоению социального опыта, которая самый полно и действенно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это разрешает реализовать запросы социальной практики, значительно расширяет классические направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности разных видов содержательной деятельности, в каковые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением только ответственных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

«Первые шаги по тропинке открытий» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, связей природного мира, пути и основные методы его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для создания ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания баз экологической ответственности как наиболее значимого компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся баз умения обучаться и способности к организации собственной деятельности – умение принимать, сохранять цели и направляться им в учебной деятельности, планировать собственную деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с сверстниками и педагогом в учебном ходе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных черт выпускника начальной школы:

  • любознательность, заинтересованность и активность в познании мира;
  • овладение базами умения обучаться;
  • свойство к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно функционировать и нести ответственность за собственные поступки перед обществом и семьёй;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать собственную позицию, высказывать собственный мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к потребностям и запросам обучающихся, снабжает психотерапевтический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по заинтересованностям в личном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая либо игровая деятельность обучающихся, имеющая неспециализированную цель, согласованные способы, методы деятельности). задачи и Цели экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Цель программы:приобретение школьником опыта независимого социального действия при включении обучающихся в независимую исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка методом совершенствования его исследовательских свойств в ходе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

  • формирование знаний о взаимосвязях и закономерностях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимозависимости и взаимодействии природы, человека и общества;
  • формирование осознанных представлений о правилах и нормах поведения в природе и привычек их соблюдения в собственной жизнедеятельности;
  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (готовность и способность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать публично значимые экологические неприятности);
  • воспитание важного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • развитие свойства формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие: другого мышления в выборе способов ответа экологических неприятностей, восприятия красивого и без образного, негодования и чувств удовлетворения от поступков и поведения людей по отношению к миру и здоровью природы;
  • развитие потребности в возможности и необходимости ответа экологических неприятностей, дешёвых младшему школьнику, ведения здорового образа судьбы, рвения к активной практической деятельности по охране экологии;
  • развитие умений и знаний по прогнозированию и оценке охраны и состояния природного окружения.

Неспециализированная черта курса «Первые шаги по тропинке открытий»

Результаты развития универсальных учебных действий на протяжении освоения программы

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • подтверждение;
  • их обоснование и выдвижение гипотез;
  • формулирование и самостоятельное выделение познавательной цели;
  • рефлексия условий и способов действия, оценка и контроль результатов и процесса деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение главной и второстепенной информации;
  • восприятие текстов и свободная ориентация различных стилей;
  • адекватная оценка и понимание языка средств массовой информации;
  • формулирование и постановка неприятности, независимое создание методов деятельности при ответе неприятностей.

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную субъективную сложность и трудность задачи;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать смысл и значимость учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных упрочнений, познание обстоятельства ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия собственных действий как достаточно полное отображение условий и предметного содержания осуществляемых действий,
  • свойство строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение посредством вопросов приобретать нужные сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД

Внутренняя позиция школьника (хорошее отношение к школе; чувство необходимости учения);

Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание собственных возможностей в учении на базе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на базе сравнения «Я» и «хороший ученик»; свойство адекватно делать выводы о обстоятельствах собственного успеха/неуспеха в учении, связывая успех с упрочнениями, трудолюбием, старанием);

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к общему способу и способу решения действия; сформированность социальных мотивов; рвение делать социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть нужным обществу; сформированность учебных мотивов; рвение к самоизменению — приобретению умений и новых знаний; установление связи между учением и будущей работой).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником позитивного отношения и опыта переживания к базисным сокровищам общества, ценностного отношения к социальной действительности в целом; получение школьником опыта независимого публичного действия.

Общеучебные умения, навыки, методы деятельности:

— делать правила поведения в природе;

— заботиться за домашними и культурными растениями животными;

— ставить несложные испытания с объектами неживой и живой природы;

— улучшать состояние экологии (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

— замечать явления и предметы природы;

— оценивать деятельность и поведение людей с позиций их экологической допустимости;

— проявлять терпимость к экологически действиям и неграмотным поступкам.

Мочь

— делать правила экологически сообразного поведения в природе;

— использовать теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению своего здоровья и природного окружения;

-заботиться за домашними и культурными растениями животными;

— составлять экологические модели, трофические цели;

— заботиться о здоровом образе судьбы;

— заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества судьбы;

— предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

— улучшать состояние экологии;

— оформлять результаты наблюдений в виде несложных схем, знаков, картинок, описаний, выводов;

— ставить несложные испытания с объектами неживой и живой природы;

— оценивать деятельность и поведение людей с позиций их экологической допустимости;

— проявлять терпимость к экологически действиям и неграмотным поступкам;

-высказывать собственный отношение к людям и природе в продуктивной деятельности и игре в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-произведений и т.п.

Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса:

в следствии реализации программы обучающиеся должны

знать/осознавать:

— виды земель;

— правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;

— виды ландшафтных композиций;

— правила ухода за цветочными участками;

— произрастание растений в различных климатических территориях;

Мочь:

— делать посадку растений;

— верно пользоваться клумбовым инвентарём;

— создавать личные проекты оформления участков;

— подбирать дизайнерское оформление

— подготавливать участок для посадки;

— реализовывать проекты

Универсальные учебные действия, которыми обязан овладеть обучающийся 4 класса:

Познавательные: умение принимать нужный спектр знаний, приобретать дополнительную развивающую данные, применять базисные знания в ответе задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.

Регулятивные: использовать практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом плана, пользоваться разными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.

Индивидуальные:пользоваться технологическими картами, картинками, замыслами схемой, выполненными самостоятельно.

Межпредметные: умение использовать полученные знания в разных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками.

Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, высказывать собственное отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, аргументы, примеры. Решать появляющиеся вопросы в диалоге.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ЗАМЫСЛЕ

Эта программа запланирована на 34 часа из расчета одинучебный час в неделю для

4 класса. Возраст детей от 9 до 11 лет. Занятия проводятся в соответствии с учебному расписанию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы Кол-во часов
Введение 1 час
Среда обитания 4 часа
Жизнь животных 4часа
Лесные ремёсла 4часа
О горожанах и городах: человек в городе 5 часов
О сложных совокупностях, мелком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические совокупности 6 часов
Неспециализированный дом — неспециализированные неприятности: по какой причине появляются и как решаются экологические неприятности 10 часов
Итого 34ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Жизнь на Земле (1ч).Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Происхождение судьбы на Земле». Нахождение различий и сходств между растительным и животным миров различные эры развития Почвы.

Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.

2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. охрана и Биология : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей страны : кн. для преподавателя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

5. Рогов А.П. Кладовая эйфории: юному читателю о русском народном его творцах и искусстве. — М.: Просвещение, 1982.

6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для обучающихся 5—7 классов //Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.

7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «образование и Экология», 1993.

8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.

Интернет-ресурсы

1.ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.

2. wwf.org — Глобальный фонд дикой природы WWF).

3.edu.seu.ru — сайт «Публичные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для обучающихся.

4.forest.ru— интернет-портал Forest.RU — Всё о русских лесах

5.zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6.ecosystema.ru — изучение природы и экологическое образование детей России.

7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических изучений, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание занятия Кол- во часов Дата
Введение (1ч).
Вводное занятие. Жизнь на Земле. Инструктаж по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой «Происхождение судьбы на Земле». Нахождение различий и сходств между растительным и животным миров различные эры развития Почвы.
Тема 1. Среда обитания (4ч).
Времена года на Земле. Сравнение времен года в различных географических поясах Почвы. Зависимость различных форм судьбы от осадков и изменений температуры.
Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными трансформациями в неживой и живой природе» Отыскать показатели ранней осени. Выстроить предположения о том, какими мы заметим небо, деревья и животных через 1-2 семь дней.
Условия судьбы растений. Разнообразие животных, условия их жизни.. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных трансформаций, их связь (количество растительности – численность растительноядных – численность хищников).
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке»
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
Динозавры – вымерший вид животных . Просмотр фильма о жизни динозавров. обсуждение и Рассматривание образа жизни и внешнего вида разных видов динозавров. Обсуждение прочтённых книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Первобытные «коллекционеры» Рвение украшать себя и собственное жилище — одна из старейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, разные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, провалившиеся сквозь землю с лица Почвы либо ставшие редкими из-за рвения человека украшать себя либо собственное жилище прекрасным мехом, перьями, чучелами животных.
Практическое занятие: «Экологический проект «По какой причине необходимо защищать природу?» Нужные связи человека и природы. Что делать для сохранения вымирающих видов? обрабатывание и Подбор материала к теме проекта.
Красная книга – метод защиты редких растений и видов животных Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр фильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу отечественного края».
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
Классические народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. растения и Животные, наделяемые разными хорошими и отрицательными людскими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т.п.)
Практическое занятие «Лесная палитра: растения-красители» Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес — кормилец и врачеватель Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Практическое занятие: «Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе .
Тема 4. О горожанах и городах: человек в городе (5ч).
Появление городов. Правила выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, нужные запасы стройматериалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др.Города-страны. . «Расползание» городов — одна из обстоятельств разрушения мест обитания растений, других организмов и животных.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, нужные для обычного существования города: питьевая вода, продукты питания, горючее. Экологические неприятности города: загрязнение воздуха транспортом и промышленными предприятиями; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в городской черте и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Неприятность шума в городе.
Экологические неприятности города. Футурология — наука о будущем. Влияние муниципальный среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы предстоящего развития городов.
Практическое занятие: Различные города — различные люди. Влияние города на образ судьбы, темперамент, настроение, культурный уровень его обитателей.
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Неприятности, каковые нужно решить градостроителям и архитекторам в связи с постоянным ростом численности муниципального населения планеты. Разные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных совокупностях, мелком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические совокупности (6ч).
Разнообразие совокупностей. Биологические совокупности — совокупности органов растений, животных, человека. Организм как совокупность.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и неестественные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из самый распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная совокупность. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. пустыня и Тундра — экосистемы, сложившиеся в непростых климатических условиях; их различие и сходство.
Влияние человека на природные экосистемы. Хорошие и отрицательные примеры трансформаций в природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6. Неспециализированный дом — неспециализированные неприятности: по какой причине появляются и как решаются экологические неприятности (10ч).
Глобальные экологические неприятности: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение экологии; продуктовая неприятность
Пути ответа экологических неприятностей (на примере борьбы с загрязнением экологии бытовыми отходами).
Практическое занятие: повторное использование и Переработка бытовых отходов. Знакомство с главными методами переработки и утилизации отходов. Главные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное применение, вторичная переработка.
Защищаемые объекты и природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, монументы природы.
Практическое занятие: Десять главных правил разумного отношения к окружающей среде «Заслуживай обитателем Земли». Главные понятия: экологически грамотный образ судьбы, экологические перемещения.
Практическое занятие: «Обнаружение самый замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «нечистых» территорий в городе»
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Итоговое занятие «Неспециализированный дом — неспециализированные неприятности».
Итого: 34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» составлена в соответствии с требованиями федерального национального образовательного стандарта начального образования (2009г.), создана на базе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по экологическому направлению направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностного отношения к знанию.

По содержанию есть научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной.

В новых социально-экономических условиях особенное значение получает деятельность по освоению социального опыта, которая самый полно и действенно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это разрешает реализовать запросы социальной практики, значительно расширяет классические направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности разных видов содержательной деятельности, в каковые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением только серьёзных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

«Первые шаги по тропинке открытий» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, связей природного мира, пути и основные методы его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для создания ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания баз экологической ответственности как наиболее значимого компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся баз умения обучаться и способности к организации собственной деятельности – умение принимать, сохранять цели и направляться им в учебной деятельности, планировать собственную деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с сверстниками и педагогом в учебном ходе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных черт выпускника начальной школы:

  • любознательность, заинтересованность и активность в познании мира;
  • овладение базами умения обучаться;
  • свойство к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно функционировать и нести ответственность за собственные поступки перед обществом и семьёй;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать собственную позицию, высказывать собственный мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к потребностям и запросам обучающихся, снабжает психотерапевтический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по заинтересованностям в личном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая либо игровая деятельность обучающихся, имеющая неспециализированную цель, согласованные способы, методы деятельности). задачи и Цели экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Цель программы:приобретение школьником опыта независимого социального действия при включении обучающихся в независимую исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка методом совершенствования его исследовательских свойств в ходе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

  • формирование знаний о взаимосвязях и закономерностях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимозависимости и взаимодействии природы, человека и общества;
  • формирование осознанных представлений о правилах и нормах поведения в природе и привычек их соблюдения в собственной жизнедеятельности;
  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (готовность и способность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать публично значимые экологические неприятности);
  • воспитание важного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • развитие свойства формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие: другого мышления в выборе способов ответа экологических неприятностей, восприятия красивого и без образного, негодования и чувств удовлетворения от поступков и поведения людей по отношению к миру и здоровью природы;
  • развитие потребности в возможности и необходимости ответа экологических неприятностей, дешёвых младшему школьнику, ведения здорового образа судьбы, рвения к активной практической деятельности по охране экологии;
  • развитие умений и знаний по прогнозированию и оценке охраны и состояния природного окружения.

Неспециализированная черта курса «Первые шаги по тропинке открытий»

Lesson 6: Deep Learning 2018


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: