Термин «активность» (лат. actus – воздействие, activus – деятельный) употребляют, а) для обозначения любых жизненных проявлений человека – шевельнул ли он рукой, покраснел, вспотел, почувствовал ли что-то либо представил в мыслях, б) для обозначения свойства проявлять себя, оказывать влияние на что-то без «толчка» извне, т. е. способности к некоей инициативе, а не просто пассивному принятию, восприятию действий извне. В этом втором значении слова «активность», «деятельный» употребляют, в то время, когда говорят, что сознание не только отображает, но и творит мир.
Имея в виду первое из указанных значений, выделим следующие разновидности активности:
А. Внешняя активность – реакции мышц, желез на внешние стимулы; это может складываться в более либо менее сложное, частично осознаваемое, частично бессознательное поведение.
Б. Внутренняя активность:
* физиологические процессы (обмен веществ, кровообращение, дыхание и пр.);
• психологические процессы, явления, как бессознательные, так и осознаваемые самим человеком. Со времен вашего школьного образования вам ясно, что в базе их лежат некие «физика», «химия», «биология», потому что психика имеется работа телесного органа – нервной совокупности. Но нам принципиально важно удерживаться в пределах рассмотрения определенной системной организации данной работы – рассмотрения конкретно психики, не «соскальзывая» на предметы вторых наук. Это громадный отдельный вопрос, требующий обращения к особой философской, методологической тематике.
Для краткого пояснения нужной мысли прибегнем к модельному примеру.
Вот перед нами, скажем, картина живописца (время от времени говорят кроме того: «холст»). Состоит ли она из атомов? Вопрос поставлен неправильно. В отечественном сознании вправду возможно «комок» представлений, в котором «склеились» физические, химические и искусствоведческие составляющие разглядываемого объекта. Поэтому, казалось бы, картина складывается из атомов, имеет вес, свойства прочности на разрыв. Но, согласитесь, мы стали говорить уже не о произведении живописца – отечественная идея куда-то «соскользнула». Изделие живописца разглядывают в первую очередь не как предмет физики, химии, механики, но искусства, понятия, правила которого вовсе не совпадают с содержанием указанных наук. Искусствовед, отвлекаясь от того, что мир складывается из атомов, обсуждает вопросы отображения судьбы людей в произведении мастерства, вопросы стиля живописца, особенности композиции и подобные, совсем чуждые понятийному строю физики, химии, механики (в этих науках не предусматриваются ответы на его вопросы).
Итак, эксперт тут удерживается в рамках определенного уровня системной организации предмета рассмотрения.
Сходно обстоит дело и в психологии. Само собой разумеется, психологическая активность вероятна только при условии, в случае, если функционирует организм со всей его «физикой», «биологией» и «химией», но соответствующие науки не обязаны растолковывать, по какой причине появляется, скажем, конфликт между родителями и детьми, по какой причине один интересуется данной профессией, а второй – нет.
Слова «поведение», «воздействие», «деятельность» бытуют не только в психологии и не только по отношению к человеку. Говорят о действии силы тяжести, механизма, документа («продолжить воздействие договора»), вулкана, о деятельности внутренних органов человека (сердца, почек). Эти слова употребляются не только во многих областях судьбы, но и в психологии – в особенном, особом смысле.
Словом «поведение» обозначают формы внешней активности человека и в первую очередь двигательной (моторной), включая и внешнюю обращение (она находит выражение в перемещениях языка, гортани, губ, мимике, жестах, не смотря на то, что к ним и не сводится). Строго говоря, поведением возможно назвать и «слезы актера» и подобные проявления, в то время, когда специалисты делают управляемыми в большинстве случаев неподконтрольные процессы организма (педагог «дает волю» эмоции бешенства, дабы произвести воспитательное действие на подопечных; и это – мастерское опытное поведение).
Виды активности человека смогут подразделяться и по показателю большей либо меньшей независимости психики от наличной среды, т. е. самодвижения, «самочинности» ее. Разглядим четыре поведения организации и уровня психики по степени возрастания отмеченного выше показателя:
1. Уровень реактивности. Обычное поведение тут – реакции, «цепи», совокупности реакций на наличные внешние раздражители, ситуации, сигналы. Это отнюдь хорошо. В некоторых случаях строго определенное поведение, к примеру, человека в ответ на внешние сигналы, сложные социальные действия есть нужным, желательным, в полной мере сознательным, преднамеренным, разумным и подчас для многих недосягаемо сложным. В итоге каждая работа по заказу либо по заданию содержит элементы четкого реагирования и не может быть легко свободным «самовыражением».
Итак, различием проявления реактивности:
• как ответы на сигналы в структуре сознательно регулируемой деятельности;
• как пассивное, «бездумное» следование внешним стимулам, безотчетное подчинение складывающейся обстановке. Этот второй суть слова «реактивность» и связывается с вышеназванным первым, самым несложным уровнем психики и взаимосвязи поведения (реактивность как пассивность, как «самая пассивная активность»).
Пассивное, кроме того «бездумное», бессознательное поведение человека опять-таки не обязательно есть нехорошим с позиций морали. Дабы привлечь человека к последующему, быть может, активному участию в каком-либо нужном деле, втянуть его в какое-то занятие, во многих случаях возможно «оттолкнуться», начать хотя бы от применения его реактивного поведения: «Видишь, все посещают научные кружки. А ты? Отправимся с нами».
Поведение в порядке «слепого» послушания, пассивного подражания, следования группе и пр. принципиально важно не просто обесценивать как примитивное, а мочь его распознавать, дабы, к примеру, подобрать подходящие приемы педагогического, организационно-управленческого действия на человека.
Поведение на уровне реактивности может, занимая какое-то место в непростой и важной работе, играться нужную роль в качестве средства расслабления, микроотдыха, без которого нереально длительно сохранять работоспособность.
Наконец, учтем, что в связи с уровнем реактивности вовсе не имеется в виду устойчивая черта человека. Речь заходит о некоем функциональном, временном состоянии психики либо, правильнее, кроме того о какой-то стороне этого состояния (шофер автобуса одновременно и реализует некую стратегию опытного поведения – «делает рейс», заботясь о точности и безопасности его по времени, и проявляет свойство реактивности – может экстренно «тормознуть» либо сманеврировать перед неожиданно появ евшейся помехой перемещению). Возможно повторить: не нужно ругать реактивность, но нужно стараться ее распознавать.
2. Уровень импульсивности характеризуется тем, что поведение появляется в ответ не на внешний, а на наличный внутренний стимул (чувство, ухудшение какой-то потребности, воспоминание, сменившееся настроение), притом без поставленной и обоснованной цели, без более либо менее ясного и представлений и обдуманного плана о последствиях той либо другой линии поведения.
Речь заходит не о том, что человек по большому счету не зависит от окружающей среды, а о том, что время от времени его поведение может протекать вне явной связи с сиюминутной внешней средой. Быть может, что импульсивное поведение связано с определенными внешними событиями, имевшими место в прошлом. Быть может, что их было довольно много. Но связи наличного поведения с этими давешними событиями фактически установить запрещено, и это все равно, что их нет (потому что как возможно думать, что они имеется, в случае, если о них надежно не знаешь?).
Схема поведения тут такая: захотелось – сделал, не успев как направляться поразмыслить; думать начал уже по ходу дела. Для того чтобы рода акты поведения естественны и обычны, к примеру, у дошкольников. Что касается учебной и трудовой деятельности более старших детей, студентов, взрослых, то тут импульсивное поведение совсем «не в чести», потому, что и в учении, и в труде принципиально важно делать необходимые задания. Однако, импульсивное поведение допустимо в любом возрасте. Тут направляться выделить, что речь заходит не обязательно о стойких чертах, а о временных проявлениях людей.
Факты импульсивного поведения людей смогут воображать психодиагностическую сокровище. Начальник, педагог смогут, например, применять их как показатели мотивов, заинтересованностей окружающих. Кроме того малозаметные ростки для того чтобы поведения выявляют то, что человек желает, к чему пытается (к примеру, идучи по делу, застревает у стоящего мотоцикла либо «иномарки», либо прижившегося у забора ростка чистотела).
Принципиально важно не столько осуждать либо пресекать импульсивные проявления человека, сколько кропотливо приводить его стихийную активность, энергию в соответствие с социально-полезными задачами, совершенствами. Это возможно делать, подбирая человеку самые интересные для него области приложения сил в рамках внутрипрофессионального разделения труда, публично-организаторской работы.
Подобное допустимо и в саморегуляции и деле самовоспитания (дабы побудить себя заняться до тех пор пока еще мало увлекательным делом, поищите цель, аргументы, каковые окажут помощь вам по-новому осмыслить до тех пор пока что не привлекательную цель.
Импульсивность «надситуативна» в том смысле, что связана с игнорированием некоторых наличных требований, событий. Но имеется еще вторая «надситуативность», связанная с предусмотрительностью, преследованием далеких целей, с творческой деятельностью. Тут человек также активен, но не в ответ на наличные стимулы (он может их проигнорировать, создавая чувство чудака, блаженного, не от мира этого и т.д.).
Во втором случае имеется самоорганизация психики на высо*-ком уровне, и термин «импульсивность» тут не годится. Импульсивность – это непроизвольность.
3. Уровень произвольности. Особенность поведения и организации этого уровня психики в том, что посредством определенных субъективных средств (самоинструкций, самоприказов, самоубеждения и других приемов «самонастройки» человека) психологические процессы, состояния приводятся в соответствие с внутренне принятой человеком публично ответственной целью, задачей. (Это не отменяет индивидуальные цели. В хорошем обществе и у хороших людей индивидуальные цели согласованы с публичными. А при значительном их расхождении приоритет отдается публичным).
Речь заходит не обязательно о грандиозных, громадных задачах, но и о самых повседневных, обыденных: утром хочется дремать, но нужно подниматься, дабы не опоздать на занятие, и человек заставляет себя делать то, что необходимо, вопреки тому, что в данную 60 секунд хочется. Он настраивает себя на бодрый лад (делает, скажем, физическую разминку, обтирается прохладной водой). Это обычное произвольное поведение.
Воспитание умения, способности произвольного (волевого) регулирования психологической активности – серьёзная задача и на этапе дошкольного возраста, а тем более школьного, не говоря уже о последующих. Возрастание произвольности поведения, психологических процессов – наиболее значимая черта психологического развития детей и взрослых.
Но застревать на уровне произвольной регуляции неестественно и мало полезно хотя бы по причине того, что постоянное «самоподстегивание», принуждение себя к чему-то никак не вяжутся с понятием о радостном человеке.
Произвольность регуляции психики, поведения имеется совсем нужный этап, но все же лишь этап в протекании деятельности.
4. Уровень послепроизвольности. К примеру, обучающийся, само собой разумеется, обязан мочь произвольно удержать внимание на скучном, но нужном материале. Но вот он обнаруживает в нем новые факты, зависимости явлений, чему-то удивляется, с чем-то не имеет возможности легко дать согласие и… ему уже не требуется заставлять себя просматривать. Напротив, он отмахивается от обращенного к нему праздного вопроса: «Погоди, тут весьма интересно!» Человека уже тяжело оторвать от книги. Такое повышенное внимание к материалу именуют послепроизвольным (термин ввел психолог Н.Ф. Добрынин в 1938 г.).
Но дело тут не только во внимании, но и в как следует особенном уровне организации психики в целом. Главный показатель этого уровня – согласованность всех вовлеченных в работу психологических процессов, состояний, особенностей и в первую очередь мотивов и целей человека. Он желает, либо ему хочется делать то, что необходимо. Это одно из наиболее значимых условий высокой продуктивности труда и учения. К этому необходимо стремиться. Это род воодушевления.
Упражнение.
Опираясь на опыт наблюдений, самонаблюдений, произведений художественной литературы, приведите примеры обрисованных разновидностей активности.
Понятие о действии
Как мы уже отмечали выше, кроме того в активности человека согласно решению фактически двигательных задач (переместиться либо переместить что-то, поднять, ударить, надавить и т.п.) имеется и ориентировочная, либо гностическая (от греч. gnosis – знание, познание), либо информационная, когнитивная (англ. cognition – знание) составляющая, т. е. познавательная составляющая двигательной, моторной (от лат. motor – приводящий в перемещение) активности, очевидно относящаяся к категории внутренних – психологических – явлений.
Человек перед тем как осуществить видимое наблюдателю перемещение, и и на протяжении исполнения начатого перемещения (что крайне важно) непременно так или иначе ориентируется в той внешней и внутренней обстановке, в которой ему приходится руководить собственными перемещениями. Под внутренней обстановкой мы имеем в виду состояние человека («устал, не смогу…»), его способности, возможности в связи с грядущей задачей, – то, что отражено в его «Я-образе», «Я-концепции».
Аккуратная часть активности довольно часто более заметна, а о познавательной возможно и не додуматься. Но конкретно от правильной, полной и своевременной ориентировки в обстановке в первую очередь и зависит правильность, точность, разумность, успешность аккуратных перемещений. Текущий контроль – также разновидность познания, ориентировки.
На протяжении будничных операций и действий в большинстве случаев не предъявляются важные требования к человеку, не появляются особенные напряжения, исходя из этого не кидается в глаза (а правильнее в сознание) то, что возможно обозначить как внутреннюю обстановку (состояние психики человека, его стойкие индивидуальные качества). В случае, если задача усложняется и приходится делать перемещения в важных событиях (посадка пилотом самолета либо выход из виража, соревновательная борьба в спорте, участие в операции и т.п.), то вопрос о «внутренней обстановке» двигательной активности (о состоянии утомления, ясности сознания работника, о его самообладании, способности самоконтроля, волевой регуляции, эмоции ответственности, умелости и опыте) получает крайне важное значение.
Управленческие либо педагогические неудачи на протяжении, к примеру, внедрения какого-либо новшества, передового опыта, обучения кадров новым приемам труда и пр. происходят по причине того, что инициатор этих дел часто обращает внимание лишь на внешнюю, аккуратно-двигательную сторону активности людей, не придавая значения скрытой, внутренней – ориентировочной (довольно часто решающей, с позиций ожидаемого конечного результата). Вот по какой причине перед тем как учить каким-либо приемам, навыкам, внедрять их, нужно разобраться в их психотерапевтическом «устройстве».
Целесообразно разглядеть общепонятный (понятный для эксперта любого опытного направления) и, по всей видимости, поучительный для практики опытного обучения пример из области спортивных тренировок.
Как мы знаем, что современные спортивные байдарки достаточно узкие, и без предварительного особого периода обучения человек в большинстве случаев не имеет возможности грести, переворачивается и… выясняется в воде. Разумеется, что тренер обязан продемонстрировать будущему гребцу пример того, что желает видеть у собственного ученика. Прошу вас, – вот тренер сел в байдарку и с уверенностью, тихо сидит в ней. Продемонстрировал он то, что необходимо? Нет, он именно не продемонстрировал, что он делает чтобы не перевернуться, дабы сохранить равновесие. А что он делает? А он и сам не знает – «сидит и все», потому, что сам обучался в далеком прошлом, методом ошибок и проб. Пользуясь ранее усвоенными психотерапевтическими знаниями об «устройстве» двигательной активности, зададимся вопросом, что же он все-таки делает? В чем состоят ориентировочная и аккуратная составляющие его активности? Он обязан скоро, тонко и совершенно верно распознавать начинающиеся случайные отклонения тела от положения равновесия и компенсировать, подавлять, предотвращать эти еще кроме того не заметные для глаза отклонения, осуществляя соответствующие по направлению и совершенно верно дозированные по силе перемещения (также не заметные либо практически не заметные для глаз). Сидит как вкопанный, а в действительности делает узкую работу. На то и мастер. Итак, сам может, а собственному ученику по сути ничего не показывает, не смотря на то, что считает, что это делает. Но как продемонстрировать второму ориентировочную, скрытую часть поведения? Об этом немного ниже.
Складывающийся у человека мысленный образ желаемого результата той либо другой его сознательной активности именуют в психологии целью. Цель тут – не внешняя мишень, а мысленный образ желаемого будущего. Речь заходит о некой субъектной (принадлежащей субъективному миру) действительности.
Слово «цель» употребляют, само собой разумеется, и для обозначения того, что находится вне сознания субъекта. направляться всегда вдумываться, о чем идет обращение, и отличать субъективные цели от так называемых «объективных», заданных извне, где-то кем-то утвержденных, обрисованных, предписанных, но еще не «принятых», не воспринятых субъектом, не ставших его собственными целями – образами желаемого будущего. К примеру, объективной целью, поставленной перед человеком, есть все то, что вы обрисовываете в собственной инструкции. То, что вы рассказываете, находится до тех пор пока еще вне сознания собеседника: он может не осознать, не расслышать, осознать не правильно (так довольно часто случается, в то время, когда цели сложны) либо кроме того подставить вместо вашей цели собственную («сделаю, как попало, дабы скорее от меня отвязались и отпустили»). Но вот он «принял» поставленную цель, у него в сознании сложился образ того, что ему нужно сделать, как это делать и, допустим, он хоть мало-мальски захотел все это делать (пускай для самопознания, для чистого любопытства, для поддержания взаимоотношений с вами и пр.). Это уже субъективная, субъектная цель.
Слову «объективный» не нужно приписывать только положительно оценочное значение: снаружи заданные цели смогут быть какое количество угодно вздорными, нереалистичными, безнравственными и пр., а порожденные самим субъектом – полезными и уникальными. В противном случае говоря, «субъективные», субъектные и «объективные» цели смогут не совпадать и довольно часто именно не совпадают, что требует особого психотерапевтического разбора обстановок соответствующего рода. К примеру, обучающемуся дали задание (поставили, задали извне цель) обучиться на токарном станке обтачивать коническую поверхность, конус. А он, пользуясь условиями, средствами, делает наконечник копья, пики. Это также, само собой разумеется, коническая поверхность, но все же расхождение заданной и внутренней целей налицо.
Итак, крайне важно в ходе психотерапевтического анализа повеления попадать за его «фасад» и подмечать, выявлять субъективные составляющие активности, например, цели (как образы субъекта, а не как знакомые нам мишени). То, что видится нами как цель, вовсе не обязательно выступает как желаемое будущее для другого.
Слову «субъективный» также не нужно придавать обязательно ущербно оценочный суть, как это довольно часто делают, полагая собственные представления объективными, а чужие – субъективными, в смысле неподходящими и пр. Среди субъективных составляющих активности человека выделим еще одну. Человек, приняв предложенную ему исль, почему-то не находится в покое, не сидит сложа руки, то есть проявляет активность в том смысле, что как бы имеется какой-то «двигатель», побудитель его поведения, а допустимо их кроме того пара (сходу либо последовательно: скажем, сначала простое послушание, позже любопытство, позже интерес к обстоятельствам замечаемых явлений и т. п.). Каждые переживания а также бессознательные явления, процессы психики, побуждающие то либо иное поведение (либо активное его сдерживание, сдерживание внешних проявлений психики) именуют в психологии мотивами (от фр. motif – побуждение, предлог, аргумент). К примеру, у испытуемого имело возможность поя-вмться желание проверить точность собственных перемещений, собственные способности; он имел возможность, как мы предположили выше, делать задание из любопытства, из уважения к вам; у него могут быть какие-то не предусмотренные нами жажды либо одновременно целый комплект их. Мотивы – это проявления потребностей (переживаний человеком потребности в чем-то). Одно да и то же поведение может иметь совсем различные мотивы. Обучающийся может просматривать книгу по причине того, что а) «задали и спросят», «приказали», б) «весьма интересно», в) «вторые-то прочли, а я что отстаю?», г) «от нечего делать» и т.д.
Мотив узнается по тому, для чего человек прилагает упрочнения, а цели – по тому, что делает.
К числу субъективных составляющих активности необходимо отнести и громадную либо меньшую степень волевых упрочнений, упрочнений над собой (человек как бы заставляет, понуждает себя к поведению, сопровождающемуся не обязательно одними только приятными переживаниями («Горька работа, да хлеб сладок», «Колотись, бейся, а все сохраняй надежду», «Терпи, казак, атаманом будешь» и т.п.). Соответствующую чёрта активности в психологии именуют, возможно, не совсем удачно, но традиционно привычно, произвольностью. Об этом мы уже вели выше обращение. Чем более выражены субъективные упрочнения человека, стремящегося к достижению цели, тем активность считается более «произвольной» (в смысле: волевой). Непреднамеренные проявления активности либо проявления неосознаваемые, слабо сознаваемые именуются непроизвольными (укололся и отдернул руку, не успев кроме того поразмыслить, и пр.).
Наконец, напомним, что у человека активность любого рода характеризуется переживанием тех либо иных эмоций (эйфории, бодрости, грусти, подавленности и др.), каковые возможно коротко обозначить термином «аффективный тон» (лат. affectus – душевное беспокойство, страсть; греч. tonos – напряжение, ударение). Его возможно отнести к категории мотивов, сопровождающих (а не предваряющих) процесс активности. Показателем выраженности хорошего аффективного тона тех либо иных видов активности есть так называемая благородная инициатива, благородная активность, в то время, когда человека тянет к какому-либо делу, занятию, в то время, когда увлекает легко процесс делания, в то время, когда ему наряду с этим не приходится делать упрочнений над собой. К примеру, мальчик с явным наслаждением погружается в вычисления либо чтение. В случае, если нет заданной «пищи для ума», начинает сам придумывать «тарабарский язык», в котором все правила вывернуты напротив – окончания слов в начале, приставки в конце и пр. Второй, обучась паять оловом, самостоятельно придумывает различные поделки и «просто так» контролирует, какие конкретно металлы паяются, какие конкретно нет. Покопавшись в справочниках, «дошел» до того, что в пламени кухонной газовой плиты спаял бронзой узкие проволочки (канцелярские скрепки) – «просто так, весьма интересно».
В связи со сообщённым аффективный тон познавательной, двигательной либо другой (организаторской, коммуникативной) активности возможно показателем, симптомом склонностей.
Возможно выделить такие явные и скрытые составляющие активности: 1. Субъективные цели. 2. Мотивы. 3. Предварительную ориентировку в обстановке (внешней и внутренней – ор-ганизменной и субъектной). 4. Выполнение. 5. Ориентировку на протяжении выполнения, мысленное сличение фактического и заданного хода дела (текущий контроль). 6. Волевые упрочнения. 7. Последний контроль (сличение взятого результата с понятием цели).
Сейчас возможно ввести определение понятия «воздействие». Воздействие – исполнения процессов и совокупность познания, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.
Слово «направленных» в определении понятия нужно осознавать как указание на наличие мотивов, эмоций и волевую регуляцию активности сообразно цели; слово «познание» предполагает каждые познавательные процессы, включая хода и контроль, и результата активности.
Происхождение намерения психологически входит в аккуратную часть действия. Это разумеется в случаях, в то время, когда достижение цели по объективным обстоятельствам отсрочено (скажем, имеется намерение улучшить навыки общения на английском). Без достаточной волевой подготовки человека такое воздействие может и не завершиться выполнением. Тут – поле для воспитания, самовоспитания.
На протяжении выполнения ответа, реализации намерения происходит мысленное сличение наличных, реально получающихся результатов с понятием цели. И или вносятся нужные поправки в протекание аккуратной части действия, или пара видоизменяется, поправляется, переформулируется цель. Это не всегда не хорошо, не всегда показатель недочёта воли, потому, что несовершенными смогут быть не только выполнение либо мотивы, вместе с тем и цели, и средства, и ассистенты.
Непреклонное следование раз заданной и принятой цели еще не есть непременно полезное уровень качества человека, не смотря на то, что, как думается, говорит о его волевых особенностях. Из психологии технического творчества как мы знаем, что переформулировка конкретно цели выясняется другой раз «ключом к успеху» (к примеру, вместо поставленной клиентом цели «как произвести механическую зачистку изоляции узких монтажных проводов, дабы они не рвались» изобретатель выстроил другую версию цели: «… а по какой причине, фактически, нужна механичеекая очистка? Возможно, действеннее будет химическая, термическая либо какая-нибудь еще?» И отыскал уникальный выход из положения).
Аккуратная часть действия включает последовательность звеньев, составляющих цикл регулирования, о чем подробнее сообщено немного ниже.
Не смотря на то, что воздействие есть элементом, «атомом» сознательной активности человека, оно представляет собой сложное психологическое образование, которое связано с областью ума, эмоций, воли человека.
По какой причине, говоря о действиях, мы практически ничего до сих пор не сообщили о прочных навыках, об умениях и о том, как их организовать? Так как, думается, к этому крайне важно стремиться. Дело в том, что понятия «прочность», «твердость», забранные из механики, физики, не соответствуют природе интересующих нас явлений и лишь смогут запутать . Человек, мастерски обладающий действием (трудовым, спортивным), отличается от новичка не тем, что отлично затвердил перемещения, сведения, выучил их, а тем, что может тонко, совершенно верно регулировать собственную активность (двигательную либо иную) в складывающейся и изменяющейся обстановке. Точным будет не какое-то окаменелое, раз и окончательно затверженное перемещение, воздействие, а организованное на полной, правильной, обобщенной ориентировочной (познавательной, информационной) базе; точным будет воздействие, отлично регулируемое человеком с таким расчетом, дабы его результаты не выходили за кое-какие заданные, узнаваемые человеку границы («Знай край, да не падай», – говорит пословица). Такое поведение (отлично регулируемое) и имеется умение. Время от времени фактически существует лишь одна граница (верхняя либо нижняя) – «отрезать заготовку не меньше, чем…», «нагрузить не больше, чем…».
Регулирование выполнения многих действий в большинстве случаев идет по следующей схеме, которую возможно сознательно иметь в виду:
1. Ориентировка в обстановке (внешней и внутренней).
2. Пробное исполнение действия, прилаживание, прино-равливание его аккуратной части в соответствии с а) целью, замыслом, намерением, б) известными показателями результата действия и нормального хода, в) наличной внешней обстановкой, г) наличной внутренней обстановкой (психологическим состоянием, к примеру, усталости либо взволнованности и т.п.).
3. Оценка обоюдного соответствия требуемого, задуманного и складывающегося хода действия.
4. Корректирование (внесение, в случае, если это нужно, поправок в движение действия).
5. Совершение действия с минимумом отклонений от задуманного замысла, намеченных ориентиров.
В случае, если поправки (п. 4) незначительны, то со стороны думается, что воздействие выполняется «с ходу», что «рука жёсткая» и т.п. Мастерское исполнение действия отличается тем, что человек вовремя выявит минимальные – не заметные для других – отклонения хода действия от требуемого примера и вовремя вносит минимальные поправки в его движение.
Вышеприведенную последовательность звеньев цикла регулирования действия легче запомнить, в случае, если обозначить эти звенья комплектом начальных букв вышеприведенных пунктов – опоке.
Автоматизированные (т. е. делаемые без постоянного сознательного контроля) действия именуются навыками. Путь к навыку, т. е. к автоматизации действия, идет, как мы знаем, через упражнение. Упражнением именуется не просто повторение, но повторение, предполагающее особое внимание обучаемого именно к тем звеньям контроля действия, каковые только что указаны выше (в особенности звенья 3 и 4).
Путь к освоению профессии, к мастерству в любом деле идет через овладение действиями. Кроме того, казалось бы, известное каждому по обширному опыту запоминание учебного материала либо, как говорят, «запечатление» не правильно осознавать по аналогии с несложным «отпечатком» либо «следом» действия одного предмета на другой.
Наиболее значимым условием удержания в памяти человека какого-либо материала есть воздействие, причем не любое, а подходящее, адекватное (скажем, для усвоения понятия принципиально важно не зубрить определение, а использовать его показатели к частным случаям; для усвоения знаний о узких различиях объектов принципиально важно воздействие сравнения их и без того потом в этом роде; время от времени целый секрет успеха обучения в том и состоит, дабы отыскать подходящие учебные действия, а не просто слушать, просматривать-писать).
Упражнение.
Выстройте предположения о психотерапевтической составляющей видимого поведения:
а) мастер машинного доения нажимает кнопку включения доильного агрегата; б) мастер буровой установки нажимает кнопку включения ее электрического привода; в) диспетчер пути нажимает кнопку «зеленого света» для транспорта; г) оператор нажимает кнопку, дабы стереть файл в памяти ЭВМ; д) машинист сцены в театре нажимает кнопку ее поворота на протяжении спектакля.