Довольно данного желательности и положения произнесения слов азана в ухо новорожденного было разногласие среди имамов по обстоятельству разногласия в достоверности аргументов данной главы.
Ученые, вычислявшие данный поступок желательным, опирались на хадис от Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах), что говорил: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просматривал азан в ухо аль-Хасану ибн ‘Али, в то время, когда его родила Фатима”. Абу Дауд 5105, ат-Тирмизи 1514. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и имам аль-Хаким.
Но многие ученые говорили, что данный хадис есть не сильный по обстоятельству передатчика по имени ‘Асым ибн ‘Убайдуллах. Такие имамы, как Шу’ба, Ибн Ма’ин, Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хаджар и др. назвали его не сильный передатчиком. См. “Тахзиб аль-камаль” 13/500.
Исходя из этого, имам аз-Захаби возразил на слова аль-Хакима, что этот хадис с точным иснадом, и сообщил: «Данный ‘Асым – не сильный передатчик». См. “аль-Мустадрак” 3/179.
Кроме этого и по окончании слов имама ат-Тирмизи, что данный хадис точный, шейх аль-Мубаракфури не согласился с ним и начал разъяснять обстоятельство слабости этого хадиса. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/108.
Данный хадис назвали не сильный кроме этого имамы Ибн аль-Къаттан, Ибн Хаджар и аль-Мунауи. См. “аль-Уахм уаль-ихам” 4/594, “Тальхысуль-хабир” 4/149, “Файдуль-Къадир” 5/217.
Что касается шейха аль-Альбани, то он в одно время вычислял этот хадис точным, в силу существования вторых хадисов по данной теме. Но потом он пересмотрел это мнение и также назвал этот хадис не сильный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/491.
Приверженцы желательности произнесения слов азана кроме этого усиливали это и другими хадисами:
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сообщил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил слова азана в ухо аль-Хасана и аль-Хусайна, в то время, когда они появились”. Таммам в “аль-Фауад” 333.
Но данный хадис весьма не сильный, поскольку в иснаде этого хадиса передатчик по имени аль-Къасим ибн Хафс, которого имам Ахмад обвинял во лжи. См. “ар-Рауд аль-басим би-тартиб уа-ттахридж Фауаид Таммам” 3/447.
Кроме этого это мнение усиливали хадисом, что передается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): «В то время, когда появился аль-Хасан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал азан в правое его ухо, а икъама в левое». аль-Байхакъи 6/390.
Данный хадис кроме этого недостоверный. В его иснаде целых три неприятности: Мухаммад ибн Хасан и юнус ибн ‘Амр, которых имамы аль-Бухари, ад-Даракъутни, Абу Дауд и др. именовали лжецами, и аль-Къасим ибн Мутайиб, что есть неприемлемым передатчиком. Исходя из этого имам аль-Байхакъи, шейх аль-Альбани и другие назвали данный хадис недостоверным. См. “Тахзиб аль-камаль” 26/66-78, “Тарих аль-кабир” 2/299, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 321.
Кроме этого приверженцы желательности азана для новорожденного усиливали данный поступок хадисом, что передается от Умм аль-Фадль бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах), которая говорила: “В то время, когда я родила сына, я принесла его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что сказал слова азана в правое ухо, а слова икъама в левое, и назвал его ‘Абдуллахом”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 9/101, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 26/352.
Но данный хадис кроме этого недостоверный. Имам аль-Хайсами сообщил: “В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ахмад ибн Рашид аль-Хиляли, которого обвиняли во лжи по обстоятельству данного хадиса”. См. “Маджма’у-ззауаид” 5/187.
И наконец, они усиливали его пятым хадисом, что передается со слов аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил:«В случае, если у человека родился ребенок, и он сказал азан ему в правое ухо, а икъама в левое, то ему не причинит вреда джин по имени Умм Сыбьян». Абу Я’ля 6747, Ибн ас-Сунни 2/173.
Данный хадис кроме этого недостоверный, и не сильный его назвали аль-Байхакъи, аль-Хайсами, аль-Бусыри и др. См. “аль-Итхаф” 7/91, “Маджма’у-ззауаид” 4/59.
Но шейх аль-Альбани не был согласен с таковой оценкой и заявил, что этот хадис не просто не сильный, а придуманный, потому, что в его цепи присутствуют два передатчика: Яхья ибн аль-‘Аля и Маруан ибн Салим, которых обвиняли в выдумывании хадисов. Имам Ахмад сообщил: “Яхья ибн аль-‘Аля лжец, выдумывавший хадисы!” А Маруана ибн Салима именовали лжецом, выдумывавшим хадисы, имамы Абу ‘Аруба аль-Харрани и ас-Сиджи. См. “Тахзиб аль-камаль” 27/393 и 31/486.
По данной причине аль-Альбани назвал данный хадис вымышленным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 321.
Кроме этого, приверженцы правомочности произнесения азана и икъама в ухо новорожденного подкрепляют это мнение поступком халифа – ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, от которого передают, что в то время, когда у него рождался ребенок, он произносил слова азана в правое ухо, а слова икъама в левое.
Это сообщение упомянул хафиз Ибн Хаджар и сообщил: “Я не видел у этого сообщения иснада. Его приводил Ибн аль-Мунзир”. См. “Тальхыс аль-хабир” 4/149.
Но это сообщение от ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза приводится в сборнике ‘Абду-р-Раззакъа «аль-Мусаннаф» (№ 7985) с постоянным иснадом. Но это сообщение недостоверное, потому, что в цепи этого сообщения присутствует передатчик по имени Ибрахим ибн Аби Яхья, которого обвиняли во лжи. Абу Хамам сказал о нем: “Я слышал, как он ругал некоторых саляфов”. В то время, когда имама Малика задали вопрос о нем: «есть ли он надежным в хадисах?», — он сообщил: “Нет! И в религии также ненадежный!” Имам Ахмад сообщил о нем: “Он къадарит, джахмит, и всё зло содержится в нем”. Имам аль-Бухари сообщил: “Он къадарит и джахмит, его покинули Ибн аль-Мубарак и другие”. Ибн Ма’ин и Абу Дауд сообщили о нем: “Рафидит и лжец!”См. “Тазкира аль-хуффаз” 1/246.
И это и имеется все доводы, касающиеся вопроса произнесения азана и икъама в ухо новорожденного. И как нам стало очевидным, нет ничего точного в Шариате довольно этого поступка, и по данной причине Ашхаб передавал, что имам Малик осуждал чтение азана в ухо новорожденного. См. “ан-Науадир уа-ззиядат” 4/337.
Но направляться подчернуть, что самый первый хадис в данной главе от Абу Рафи’а, о произнесении азана в ухо новорожденного, есть менее не сильный из всех хадисов на эту тему. По данной причине многие имамы, каковые высказывались относительно слабости данного хадиса, говорили о желательности этого поступка, усиливая его ранееупомянутыми хадисами данной главы.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сообщил: “Возможно, данный хадис улучшается для них (ат-Тирмизи и аль-Хакима) вторым методом и делается точным”. См. “аль-Бадр аль-мунир” 9/348.
Шейх аль-Мубаракфури сообщил: “Слова ат-Тирмизи: «На данный хадис опирались», т.е. на хадис от Абу Рафи’а относительно произнесения слов азана в ухо младенца сразу после его рождения. Если ты сообщишь: «Как на данный хадис возможно опираться, если он не сильный? Так как в иснаде хадиса ‘Асым ибн ‘Абдуллах, как тебе известно». Я сообщу: «Да, он не сильный передатчик, но хадис улучшается тем хадисом, что передаётся от аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, что приводят Абу Я’ля и Ибн ас-Сунни»”. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/109.
Имам аль-Байхакъи сообщил: “Любой мусульманин, у которого родился ребенок, независимо от того, мальчик это либо девочка, обязан воздать хвалу Аллаху и возблагодарить Его за то, что Он вывел из его хребта потомство, которое будет обращаться за него с мольбой, причисляться к нему, поклоняться Аллаху и повышать колличество обитателей земли, покорных Аллаху. После этого ему направляться воплотить касательно собственного новорожденного два хадиса. Первый – произнесение азана в его ухо по окончании рождения, произнося азан в правое ухо, а икъама в левое. Второй – сделать ему тахник при помощи финика либо при его отсутствии чем-либо сладким”. См. “Шу’аб аль-иман” 11/104.
Имам ан-Науауи сказал: “Сунной есть произнесение слов азана в ухо ребенка при его рождении, независимо от того мальчик это либо же девочка”. См. «аль-Маджму’» 8/442.
Имам Ибн аль-Къайим писал: “Суть произнесения слова азана в ухо ребенка пребывает в том, дабы первыми словами, каковые услышит ребенок, были слова, возвеличивающие Аллаха и свидетельствующие о Его единовластном господстве. Кроме этого как мы знаем, что слова азана прогоняют шайтана. Кроме этого в этом поступке имеется и второй суть, а это призыв ребенка с рождения к Аллаху, Его религии Ислам и поклонении Ему одному”. См. “Тухфатуль-маудуд” 37.
Но другие ученые думали, что на данную тему нет ничего точного ни от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из сподвижников и саляфов. И говорили, что хадис Абу Рафи’а не имеет возможности усиливаться упомянутыми хадисами на эту тему, потому, что эти хадисы не просто не сильный, потому что в них имеется лживые и выдумывавшие хадисы передатчики, как нам стало известно. А чтобы не сильный хадисы усиливали друг друга нужно, дабы слабость хадисов заключалась в нехорошей памяти либо неточностях передатчиков, но, ни за что не в лживости, нечестии либо выдумывании хадисов. См. “Къауа’ид ат-тахдис” 90, “Шарх ан-нухба” 25.
Но в случае, если кто-то однако будет опираться на хадис Абу Рафи’а и слова упомянутых имамов, сказавших о желательности произнесения азана в ухо новорожденного, то нет в этом ничего осуждаемого. И не нужно за это осуждать и обвинять мусульман в новшестве, потому, что у этого поступка имеется база, хоть и не сильный, но все же имеется. А шейх Ибн Баз касательно произнесения слов азана в ухо новорожденного сказал: “Вопрос данный широкий, и в случае, если кто-то будет это делать, опираясь на эти хадисы, то нет в этом неприятностей, а вдруг кто-то не будет этого делать, то и в этом нет неприятностей”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб”.
направляться мудро и мягко растолковывать, что все хадисы в данной теме недостоверные, и что совершение этого не есть установленной Посланником (мир ему и благословение Аллаха) Сунной.
Акыка
Что такое ‘акыка?
Сообщил аль-Джаухари о языковом значении слова «‘акыка»: “Волосы каждого новорожденного из людей либо животных, каковые были на их теле в момент появления на свет, именуются «‘акыка». И из этого забрано наименование овцы, которую приносят в жертву за новорожденного на седьмой сутки”. См. “ас-Сыхах” 4/1527.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сообщил: “Так именуется жертвенное животное по той причине, что ребенку сбривают волосы на протяжении закалывания животного”. См. “ат-Тамхид” 4/308.
И это же мнение они передали от имама Абу ‘Убайда.
Но имам Ахмад не был согласен с таким определением этого слова и сказал: “Воистину, слово ‘акыка – это само жертвоприношение. И нет аргумента на то, о чем сообщил Абу ‘Убайд”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 267-268.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сообщил:“То, что сообщил Ахмад известно в языковом значении. Так как говорится «‘аккъа» – это в то время, когда что-то режут, и из этого забрано выражение «‘аккъа уалидейх» (ослушался своих родителей), в то время, когда порываешь с ними”. См. “ат-Тамхид” 4/310.
После этого Ибн ‘Абдуль-Барр заявил, что мнение Ахмада в языковом значении данного слова вернее, чем мнение Абу ‘Убайда. См. “ат-Тамхид” 4/311.
Но кое-какие языковеды говорили, что оба эти значения верны.
Что же касается шариатского определения слова «‘акыка», то это жертвоприношение, совершаемое на седьмой сутки по окончании рождения ребенка, в качестве благодарности Всевышнему Аллаху за оказанную милость. См. “аль-Мугъни” 9/458, «аль-Маджму’» 8/426, “Нейлюль-аутар” 5/149.
О важности ‘акыки в Исламе
Сальман ибн ‘Амир ад-Дабби (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил:«За новорожденного мальчика направляться приносить жертву (‘акыка). Производите из животного кровь и ликвидируйте то, что доставляет страдания (младенцу)»”. аль-Бухари 5472.
Мухаммад ибн Сирин сказал: “В случае, если «страдание» в этом хадисе – это не бритье головы, тогда я не знаю, что это”. Кроме этого ат-Тахауи передал от Ибн Сирина, что он сообщил: “Я не отыскал того, кто указал бы мне на толкование слова «страдание»”. Но аль-Асма’и конкретно утверждал, что речь заходит о бритье головы. Кроме этого и Абу Дауд передает такое же мнение с точным иснадом от Хасана аль-Басри.См. “Фатхуль-Бари” 11/12, “Тухфатуль-ахуази” 5/196.
Умм Курз аль-Ка’бия (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил:«За мальчика направляться принести в жертву два однообразных барана, а за девочку одного»”. Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) кроме этого сказал: «За ребёнка направляться совершить ‘акыку, но не смазывать его голову кровью (жертвенного барана)». Ибн Маджах 3166, ад-Дайлями 2/335. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Бурайда (да будет доволен им Аллах) говорил: “Во времена джахилийи, в то время, когда у нас рождался ребенок, мы приносили в жертву барана и мазали голову ребенка его кровью. В то время, когда же Аллах даровал нам Ислам, мы резали барана и брили голову ребенку, и смазывали его голову шафраном”. Абу Дауд 2843, аль-Байхакъи 6/101. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Тальхысуль-хабир” 4/147, “Ируа аль-гъалиль” 4/389.
В этом хадисе указание на то, что обряд «‘акыка» был известен ещё со времён язычества арабов из того, что у них осталось от религии Ибрахима (мир ему).
Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Любой новорожденный есть заложником собственной ‘акыки, которую направляться совершить на седьмой сутки по окончании рождения, дать ему в данный сутки имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.
Ученые разошлись в понимании слов «есть заложником собственной ‘акыки».
Одни заявили, что речь заходит о том, что ребенок, за которого родители не совершили ‘акыку, в случае, если погибнет, будучи младенцем, то не будет защищать за собственных своих родителей. И это мнение передается от имама Ахмада.
Ученые, несогласные с таким толкованием, отвергли это мнение и заявили, что заступничество не зависит ни от детей, ни от своих родителей, заступничество будет происходить лишь с позволения Аллаха в Судный сутки, и защищать будут лишь те, кому разрешит Аллах.
Другие заявили, что суть хадиса в том, что с ‘акыкой связано благополучие ребенка.
Третьи заявили, что речь заходит о бритье головы ребенка, которое направляться выполнять конкретно по окончании жертвоприношения, на что показывает хадис:«Производите из животного кровь и ликвидируйте то, что доставляет страдания (младенцу)». См. “Нейлюль-аутар” 5/150.
Четвертые заявили, что речь заходит об освобождении ребенка от козней шайтана по окончании совершения ‘акыки, потому, что точно известно из хадисов, что по окончании рождения к ребенку приставляется шайтан.
Имам аль-Хаттаби сообщил: “Ученые разошлись в понимании этих слов, но лучшее, что было сообщено по этому поводу, это то, что сказал Ахмад бин Ханбаль. И это говорит о необходимости совершения ‘акыки, и оно усиливает мнение тех, кто сказал о том, что совершение ‘акыки есть необходимым”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/264.
Имам ат-Тыби сказал: “Нет сомнения в том, что имам Ахмад бин Ханбаль выбрал это мнение лишь по окончании того, как об этом до него дошло от их последователей и сподвижников. Так как он из великих имамов, исходя из этого направляться дать предпочтение его точке зрения”. См. “Миркъатуль-мафатих” 7/745.
Так оно и имеется, поскольку до имама Ахмада об этом толковании сказал ‘Ата. Передается, что Яхья ибн Хамза сообщил: “Я поинтересовался у ‘Ата аль-Харасани: “Что означает: «есть заложником собственной ‘акыки»?” Он сообщил: «Не будет защищать за собственных своих родителей»”. аль-Байхакъи 9/299.
Имам аль-Багъауи сказал: “Наилучшее, что было сообщено относительно понимания этих слов – это слова Ахмада бин Ханбаля, и это кроме этого передается от Къатады, что родители, не совершившие ‘акыку за ребенка, будут отнять у него заступничества”. См. “Шарху-с-Сунна” 11/268.
Кроме этого это мнение передается и от Мухаммада ибн Мутаррифа. См. “Субулю-с-Салям” 4/186.
Что же касается заступничества как такового, то обращение, возможно, идет не о громадном заступничестве, которое будет происходить в Судный сутки, а о том, что сообщается в следующем хадисе: «Дети ваши – райские бабочки, каковые встретив собственного родителя, либо своих родителей, заберут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Эдем». Муслим 2635.
А Аллаху ведомо обо всем лучше.
направляться подчернуть, что хадисы об ‘акыке передаются множественными дорогами, составляя приблизительно тридцать хадисов.
есть ли совершение ‘акыки необходимым?
Довольно обязательности совершения ‘акыки за ребёнка, существует разногласие среди ученых. Большая часть ученых думает, что ‘акыка есть твёрдной Сунной (аль-муаккада). См. “Мугъни аль-мухтадж” 4/293, «аль-Маджму’» 8/429, “Бидаятуль-муджтахид” 1/275, “Нейлюль-аутар” 5/150.
Нужно подчернуть, что кое-какие имамы приводили кроме того единогласное мнение (иджма’) о том, что ‘акыка есть жёсткой Сунной, но не обязанностью. См. “аль-Мугъни” 9/459.
Второе мнение пребывает в том, что совершение ‘акыки есть необходимым. Это было мнением захиритов – Дауда и Ибн Хазма. Кроме этого это мнение передается из сподвижников от Бурайды, и от аль-Хасана аль-Басри, аль-Лейса ибн Са’да, и это одно из двух точек зрения имама Ахмада, которому следовали кое-какие ханбалиты. И этому точке зрения дал предпочтение шейх аль-Альбани. См. “аль-Мухалля” 6/234, “ат-Тамхид” 4/311, “аль-Инсаф” 4/110.
Кроме этого имеется и третье мнение, в частности среди ханафитов, что совершение ‘акыки не есть ни Сунной, ни чем-либо желательным. Абу аз-Зинад относительно сторонников этого мнения сказал: “Они так посчитали по слабой малого осведомлённости и причине знания о хадисах”.См. “аль-Мугъни” 11/120.
Что же касается тех, кто посчитал ‘акыку нежелательной, то они опирались на следующий хадис: “В то время, когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) задали вопрос про ‘акыку, он ответил:«Воистину, Аллах не обожает ‘укукъ».
Но данный хадис никак не говорит о нежелательности ‘акыки, потому, что полный хадис замечательно поясняет его суть. Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается: “В то время, когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) задали вопрос про ‘акыку, он ответил:«Воистину, Аллах не обожает ‘укукъ». Как словно бы ему не пришлось по нраву это наименование. После этого он сообщил:«У кого родился ребенок и кто захочет совершить за него жертвоприношение (нусук), то пускай приносит в жертву за мальчика двух однообразных барашек, а за девочку одного»”. Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут.
Итак, мы видим, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) не пришлось по нраву конкретно наименование «‘акыка», а не сам обряд, потому, что такое наименование этот обряд имел ещё во времена невежества (джахилийя), исходя из этого он заявил, что Аллах не обожает ‘укукъ (ослушания). Максимум, на что показывает этот хадис, так это нежелательность применять данное наименование «‘акыка», но никак не само жертвоприношение. Но ученые думали, что нет никаких неприятностей применять и слово «‘акыка», потому, что потом сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминал это слово неоднократно, побуждая собственную общину выполнять ‘акыка.
Кроме этого кое-какие имамы, опираясь на хадис: «Удхия отменила любое жертвоприношение», думали, что ‘акыка была отменена Исламом и заменена торжественным жертвоприношением (удхия). Но, это мнение очень не сильный. Во-первых, хадис: «Удхия отменила любое жертвоприношение» недостоверный, довольно которого имам ан-Науауи сообщил:“Все знатоки хадисов единогласны в том, что данный хадис не сильный”. См. «аль-Маджму’» 8/386.
А во-вторых, от десятков сподвижников точно передается, что они совершали ‘акыку за собственных детей и внуков и по окончании смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Множество сообщений о том, как их последователи и сподвижники совершали ‘акыку за собственных детей, к примеру, приводит имам Ибн Аби ад-Дунья в собственной книге «аль-‘Ияль» (1/188-243).
Имам Ахмад сообщил: “Передают от некоторых, кто осуждал ‘акыку, что она из дел времен джахилии. Но, это заявление есть следствием их малой осведомленности о хадисах. Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ‘акыку за аль-Хасана и аль-Хусайна, и его сподвижники делали ее”. См. “Тухфатуль-маудуд” 60.
Тут направляться подчернуть, что кое-какие ученые приписывали имаму Абу Ханифе слова, что он именовал совершение ‘акыки новшеством. В действительности это не верно. Ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни довольно этого сообщил:“Это есть ложью, и нельзя приписывать такое Абу Ханифе, да убережет Аллах сказать подобное! Он сказал, что это не Сунна, имея в виду не жёсткая Сунна”. См. “Умдатуль-Къари” 14/463.
Имам аш-Шаукани замечательно растолковал такое мнение Абу Ханифы, отыскав ему хорошее оправдание, как это и подобает поступать ученым в отношении друг друга. Он сказал: “Создатель книги «аль-Бахр» передал, что Абу Ханифа сообщил в отношении ‘акыки, что это из деяний времен язычества (джахилийя), которое отменил Ислам. В случае, если это вправду сообщил Абу Ханифа, то возможно до него не дошли точные хадисы довольно данной темы”. См. “Нейлюль-аутар” 5/150.
Что же касается мнения тех имамов, каковые говорили об обязательности ‘акыки, то их аргументом являются следующие хадисы:
Со слов Хасана ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Любой новорожденный есть заложником собственной ‘акыки, которую направляться совершить на седьмой сутки по окончании рождения, дать ему в данный сутки имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Къудама, Ибн ‘Абдуль-Барр ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби и аль-Альбани.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного за девочку”.Ибн Маджах 3163, ат-Тирмизи 1513. Хадис точный. См. “Ируауль-гъалиль” 1166.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «За мальчика направляться принести в жертву два однообразных барана, а за девочку одного». Ахмад 6/422, Абу Дауд 2834, Ибн Маджах 3162. Достоверность подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Захаби, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Веления в этих и аналогичных хадисах приверженцы этого мнения отнесли к обязательному. Имам Ибн аль-Мунзир сообщил: “Было разногласие относительно обязательности ‘акыки, и сообщила несколько: «‘Акыка есть необходимой, потому, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал ее выполнять, а веления его говорят о обязательности (фард)»”. См. “аль-Ишраф” 3/416.
Кроме этого они опирались и на слова Бурайды, что сказал: “В Судный сутки люди предстанут со своей ‘акыкой кроме этого, как предстанут со собственными пятикратными молитвами”. См. “аль-Мухалля” 6/637, “аль-Мугъни” 13/393.
Но относительно достоверности этого сообщения от Бурайды имеется сомнения, исходя из этого хафиз Ибн Хаджар сообщил, упомянув его: “Если бы это было точным, то стало бы еще одним аргументом для тех, кто сообщил про обязательность ‘акыки”. См. “Фатхуль-Бари” 9/742.
Кроме этого направляться подчернуть, что Къатада и аль-Хасан аль-Басри думали, что ‘акыка необходима конкретно за мальчиков, и необязательна а также неправомочна в отношении девочек. См. “Фатх аль-Малик” 7/107. Наряду с этим они опирались на хадисы, в которых сообщено: «За новорожденного мальчика направляться приносить жертву (‘акыка)». аль-Бухари 5472.
Это мнение опровергается вторыми ясными и точными хадисами, в которых упоминаются как мальчик, так и девочка, часть которых уже приводилась. Исходя из этого имам Ибн аль-Мунзир сказал:“Это мнение весьма не сильный и запрещено на него опираться по обстоятельству того, что оно противоречит точной Сунне!” См. “Файдуль-Къадир” 5624.
Что же касается большинства ученых, то они отнесли веления, упомянутые в хадисах, к желательным. Нет сомнения, что в случае, если имеется повелевающие Сунны и тексты Корана, и нет ничего исключающего, то это веление несет в себе необходимый темперамент. Но, в случае, если имеется Сунны и другие тексты Корана, каковые сводят эти веления с базы, тогда веление уже носит желательный темперамент, но не необходимый. И в этом случае имеется тексты, каковые сводят эти веления к желательности, как к примеру, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что, в то время, когда был спрошен про ‘акыку, сообщил:«У кого родился ребенок и кто захочет совершить за него жертвоприношение, то пускай приносит в жертву за мальчика двух однообразных барашек, а за девочку одного». Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут.
Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение ‘акыки с жаждой людей, не обязав их этим. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сообщил: “В этом хадисе подтверждение на то, что ‘акыка не есть необходимой, потому, что в отношении необходимых вещей не говорится: «Кто хочет пускай совершает»!”См. “ат-Тамхид” 9/295.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “В этом хадисе подтверждение на то, что все хадисы, побуждающие выполнять ‘акыку, носят необязательный, а лишь желательный темперамент. И если бы это было непременно, то не было бы совершение этого деяния связано с жаждой людей!”См. “ар-Раудату-ннадийя” 3/144.
А имам аш-Шафи’и сказал: “Впали в крайность в отношении ‘акыки два вида людей. Одни из них говорят: «Это новшество!», а другие: «Это непременно!»” См. “Фатхуль-Бари” 4/12.
На основании всего сообщённого направляться, что верным мнением есть то мнение, что ‘акыка есть жёстко–установленной Сунной и очень желательным деянием, в котором множество пользы. И оно узаконено как в отношении мальчика, так и девочки.
Что же касается хадиса: «Любой новорожденный есть заложником собственной ‘акыки», то ученые разошлись в толковании этого хадиса на множество точек зрения, что ослабляет силу аргументации им. Тем более такое толкование, что ребенок, за которого не сделали ‘акыку, не будет защищать за собственных своих родителей, не передается ни от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из его сподвижников. Но кроме того если бы и передавалось такое толкование от них, то это не говорит о совершении греха при оставлении ‘акыки либо отчёт за это в Судный сутки, но показывает на его достоинство и важность. См. “Задуль-ма’преисподняя” 2/326, “Фатхуль-Бари” 9/488.
А также от имама Ахмада, придерживавшегося этого мнения, сообщает Ахмад ибн аль-Къасим, что в то время, когда его задали вопрос: «О Абу ‘Абдуллах, есть ли необходимой ‘акыка?», — он ответил:“Что касается ее обязательности, то я не знаю. Я не говорю, что она необходима. Но самое строгое, что было на счет нее – это то, что человек есть ее заложником”. См. “Тухфатуль-маудуд” 54.
Нет сомнения в том, что в случае, если имеется возможность, лучше совершить ‘акыку за детей, не оставляя эту ответственную Сунну и не делая ребенка ее заложником. Имам Малик сказал: “Совершение ‘акыки не есть необходимым, но это нужно, потому что это деяние, которое постоянно совершали люди”. См. “аль-Мууатта” 2/400.
Абу аз-Зинад сказал: «‘Акыка – это деяние мусульман, оставление которого они осуждали».См. “Тарх ат-тасриб” 5/206.
Салих, сын имама Ахмада говорил, что он задал вопрос собственного отца: “В случае, если у человека родился ребенок, но у него нет возможности совершить ‘акыку, то, что для тебя предпочтительнее, дабы он занял и совершил ‘акыку либо же дабы он отложил это , пока у него не покажется возможность?” Ахмад сообщил: “Самое строгое, что мы слышали в отношении ‘акыки, это хадис от Хасана ибн Самуры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил:«Любой новорожденный есть заложником собственной ‘акыки». Воистину, я надеюсь, что если он займёт , то Аллах даст облегчение такому человеку, потому что он оживил сунну из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), последовав за тем, что пришло от него”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2/208.
На основании изложенного направляться, что совершение ‘акыки не есть необходимым, оставление чего влечет грех, но не нужно оставлять данный обряд при наличии возможности. Так как в этом обряде множество польз, из которых: оживление Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха); признательность Всевышнему; и польза для ребёнка, о которой полностью ведомо лишь Одному Аллаху.
О том, что совершение ‘акыки лучше, чем раздача милостыни на эту сумму
Задали вопрос имама Ахмада: «Что для тебя предпочтительнее: совершение ‘акыки, либо же выплата данной суммы нуждающимся?» Он ответил:“Акыка!” См. “Масаиль Аби Дауд” 256.
Кроме этого это мнение передал Ибн аль-Мунзир от Ахмада и Исхакъа ибн Рахауайха и сообщил:“Истину сообщил Ахмад, потому что следование Сунне лучше!” См. “аль-Ишраф” 3/421.
Имам Ибн аль-Къайим сообщил:“Не оспаривается то, что ‘акыка может служить защитой для новорожденного от вреда шайтана по окончании его рождения, как и поминание Аллаха перед зачатием и половым актом этого ребенка является защитой для него от вреда шайтана. По данной причине было мало случаев, в то время, когда родитель оставлял совершение ‘акыки, дабы тем самым ребёнок не попал под поражение шайтана”.См. “Тухфатуль-маудуд” 91.
Требования к животному, предназначенному для ‘акыки
Имам Малик сказал: “Воистину, ‘акыка по положению подобна торжественному жертвоприношению (удхия), и не разрешено для этого применять слепое, хромое, с поломанными рогами и больное животное!” См. “аль-Мууатта” 2/400.
Со слов аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «Не разрешено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое, недостаток которого очевиден; больное, заболевание которого очевидна; хромое, хромота которого очевидна; и истощенное, слабость которого очевидна». Ахмад 4/284, Абу Дауд 2802, ат-Тирмизи 1497, ан-Насаи 4/215, Ибн Маджах 3144.. Имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ибн ‘Абдуль-Барр сообщил: “Довольно этих четырех недостатков все ученые единогласны, я не знаю никаких разногласий довольно этого. Кроме этого как мы знаем, что все, входящее в подобный суть, также имеет к этому отношение. Если не разрешено одноглазое животное, то слепое не разрешено тем более. Либо если не разрешено хромое, то безногое – тем более. Все это – светло и известно, и нет довольно этого разногласий”. См. “Фатх аль-Малик” 7/16.
Ибн Къудама сообщил:“Положение ‘акыки в отношении возраста жертвенного животного подобно положению удхия”. См. “аль-Мугъни” 9/369.
Ибн аль-Хадж аль-Малики сообщил: “Положение ‘акыки в отсутствии возраста недостатков и отношении животного подобно положению удхия”. См. “аль-Мадхаль” 3/277.
Что же касается возраста жертвенных животных, то как мы знаем, что минимальный возраст для верблюда – от пяти лет, для коровы и быка – от двух лет, а для овцы и козла – от одного года. См. “аль-Мудаууана” 2/12, “аль-Мабсут” 9/12, “аль-Мугъни” 9/348, “аль-Хауи” 19/29.
Ибн ‘Абдуль-Барр сообщил: “Ученые единогласны, не считая тех, кто от них отклонился, и чье разногласие не берется в счет, что в ‘акыке не разрешено приносить в жертву не считая восьми парных животных”. См. “аль-Истизкар” 15/383.
Восемь парных животных, это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза.
Так, условия для ‘акыки абсолютно подобны условиям для удхия, помимо этого, что в удхия смогут учавствовать в закалывании крупнорогатого скота семь человек. Имам аль-Мардауи упомянув о том, что ‘акыка по положению подобна удхия, сообщил: “Но исключением есть то, что в ‘акыке нельзя принимать совместное участие в закалывании верблюда либо коровы”. См. “аль-Инсаф” 4/113.
То же самое сказал и Ибн аль-Къайим, что одно животное должно приносится в жертву за одного ребенка. См. “Тухфатуль-маудуд” 64.
Что же касается сообщения от Ибрахима ат-Тайми, сообщившего: “Нужно выполнять ‘акыка кроме того птицей” (Малик 1176), то ученые заявили, что суть этого в желательности, а не в том, что кроме того птицей разрешено выполнять жертвоприношение. Это подобно хадису, побуждающему строить мечеть, в котором сообщено: «Кто выстроит мечеть для Аллаха, кроме того с размером гнезда куропатки либо меньше нее, тому Аллах возведет дом в Раю».Ибн Маджах 738. Хадис точный. См. «Сахих аль-джами’» 6128.
Исходя из этого Ибн Хабиб сообщил о словах Ибрахима: “Он не имел в виду, что птицы хватит”. Исходя из этого аз-Зуркъани в «Шарх аль-Мууатта» по окончании этих слов Ибрахима ат-Тайми привел слова Ибн ‘Абдуль-Барра о единогласном мнении, что совершая ‘акыку не разрешено приносить в жертву что-либо, не считая упомянутых восьми парных животных.