«Чуден свет — дивны люди».
(Ветхая русская пословица.)
ЧЕЛОВЕК — ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ МИРА
Очень сложен мир неживой природы.
Разве не страно строение вещества, из которого состоят окружающие нас предметы, и разве не величественна картина нескончаемого космоса? Еще более сложен мир животные природы — и живой растения. Но самое высокое в природе — человек. Он познал многие сокровенные тайны окружающего и обучился руководить явлениями природы, изменять их.
Присмотритесь к вещам, среди которых вы живете. Практически все они созданы либо преобразованы людьми. Отечественная одежда, отечественные дома, заводы и наши фабрики с их бесчисленными автомобилями, железные дороги, самолёты и автомобили, телефон и телеграф, радио и телеаппараты — все это сделано человеком; кроме того растения и животные, которыми пользуются люди для удовлетворения потребностей, человечество обучилось совершенствовать: выводить новые превосходные сорта растений, улучшать породы животных и т. п.
Но самое необычное достижение человека — это создание того мира, что мы именуем миром духовных явлений: мира науки — знаний об окружающей действительности, о самих людях и о людской мышлении; мира искусств — художественной литературы, музыки, танца, живописи, зодчества и скульптуры.
На что бы мы ни направили собственный мысленный взгляд—во всем мы находим печать труда и мысли человека, его творческой воли.
Вещество. Человек не только посмотрел в мир атома и разгадал многие тайны его строения. Он обучился дробить, расщеплять атом, руководить скрытой в нем энергией и превращать одно простое вещество в второе. Изучив законы сложных химических соединений, человек начал создавать новые материалы с этими прекрасными особенностями, какими не владеет ни один материал в природе.
А отечественная Почва? Разве возможно поведать на данный момент о ее географии, скинув со квитанций деятельность человека? Каналы, выстроенные людьми, разрезают континенты и соединяют моря, реки меняют собственный течение, пески бесплодных пустынь отступают, а растения продвигаются рукой человека на большом растоянии на север. Лик земной поверхности изменяется, и, возможно, не так на большом растоянии время, в то время, когда люди, вынудив таять льды, сковывающие полюса Почвы, будут регулировать ее климат.
Вселенная, космос — мир далеких звезд! Человек открыл для себя двери и в данный мир. Сейчас он еще лишь на пороге его, но первые посланцы — выстроенные им космические лаборатории, спутники, лунники, космический корабль-спутник — уже в том месте, за пределами отечественной Почвы. Сейчас космос ожидает хозяина этих посланцев — самого человека. Сперва он покажется в космосе как исследователь и путешественник. Но мы можем представить себе и ту более отдаленную эру, в то время, когда человек покорит космос. Так как возможности развития людских сил, людской гения бесконечны.
ЧЕЛОВЕК — ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЯ и ПРОДУКТ ПРИРОДЫ
Воистину необычное существо — человек! Уже с древних времен люди стали размышлять о том, что такое человек. Они видели великие дела и подвиги, каковые человек способен выполнять, и слагали об этих подвигах легенды. Они удивлялись могуществу людской разума и осознавали, что нет на Земле существ, равных человеку. Но в те времена люди еще практически ничего не знали о настоящей природе человека. Они начали думать, что человек имеет главное и неземное происхождение в человеке его душа, она движет его разумом, поступками и чувствами и в собственности особенному, «потустороннему» миру. Фантазия людей населила данный потусторонний мир всевышними. Люди стали считать их творцами не только всей природы, но и самого человека, которого, в отличие от животных, всевышние якобы наделили бессмертной, как и они сами, душой. Человек начал казаться им проводником воли и силы всевышних. Способности, характерные человеку, именовали «дарами всевышних»: в то время, когда человеку получалось совершить что-нибудь превосходное, то говорили: «Всевышний ему помог»; в то время, когда же он выдерживал неудачу либо погибал, то говорили: «Такова божья воля». Отечественный язык до сих пор еще хранит следы этих ветхих вер.
По мере того как развивалась практическая деятельность людей, все более расширялись и их знания об окружающем мире. Понемногу накапливались знания и о живых организмах, о строении человека и тела животных. Так начали складываться особые науки, каковые в первую очередь отвечали потребностям медицины, — физиология и анатомия человека и животных.
Сравнивая между собой устройство организма разных животных, ученые не могли не обратить внимания на черты сходства между ними. Так, ход за шагом вырисовывалась картина постепенного перехода от более несложных животных организмов к более сложным и, наконец, к человеку. Это и стало причиной величайшему достижению науки: к созданию учения о постепенном развитии (эволюции) животных, которое позднее было распространено и на человека. Как мы знаем, законы, управляющие процессом эволюции, были открыты великим естествоиспытателем Чарлзом Дарвином. Дарвин научно растолковал не только происхождение различных видов животных, но и человека. Стало совсем очевидным, что предками человека были особенно высокоразвитые, сейчас вымершие, животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные мартышки). Так было обнаружено, что человек имеет естественное, животное происхождение. Это явилось огромным завоеванием науки, оно нанесло смертельный удар сказкам о божественном происхождении человека.
Но не все особенности человека могли быть осознаны как следствие действия законов биологической эволюции. Оказалось, что законы эти бессильны растолковать именно те особенности человека, каковые ставят его неизмеримо выше кроме того самых высокоразвитых представителей животного мира: свойство создавать орудия, служащие для целесообразного действия на природу в ходе труда, в производстве; свойство пользоваться языком для обмена мыслями и накопленными знаниями с другими людьми; свойство создавать произведения и науку искусств.
Что же породило все эти способности человека, каковые так высоко вознесли его над миром животных? Ответили на данный вопрос не биологические науки, а науки об обществе, о его историческом развитии. Великие ученые— Карл Фридрих и Маркс Энгельс, открывшие законы развития людской общества, открыли и происхождение указанных свойств людей. Они продемонстрировали, что подлинно человеческое в человеке формируется не в ходе его инстинктивного приспособления к природной среде, а в ходе общества и развития труда.
Жившие многие десятки тысячелетий тому назад полулюди-полуобезьяны в борьбе с природой вынуждены были объединяться, дабы совместно создавать средства для собственного существования. Так появилось человеческое общество, базой которого стал труд — производство благ, нужных для жизни участников общества.
В то время, когда люди еще лишь начинали сообща трудиться и изготовлять средства и орудия труда, они уже делали их для определенных целей; вместе с этим у них появилась и потребность сказать между собой при помощи языка, понятного всем участникам трудового процесса. Так появились первые разумные человеческие действия, совершаемые не обнажённой рукой, а вооруженной орудием, которое многократно увеличивало возможности и силы человека; к тому яге они были согласованы с действиями вторых участников трудового коллектива, что могло быть сделано лишь посредством языка, в ходе речевого общения между людьми. Так, речь и труд были самым главным, что перевоплотило людей, каковые еще не в полной мере вышли из животного состояния, в настоящих людей. Ф. Энгельсу в собственности превосходная идея, высказанная им более ста лет назад: «Труд создал самого человека».
В будущем процесс развития орудий, отношений и средств производства между людьми, и самого человека стал абсолютно подчиняться действию новых законов — законов публично-исторического развития.
Это значит, что изменение условий, в которых живут люди, и самого образа судьбы, какой они вынуждены вести, начало зависеть сейчас в большинстве случаев от исторически складывающихся событий, а не от природной среды. В действительности, что серьёзнее для жизни человека, для его судьбы, для того, кем он делается и какие конкретно способности у него формируются — то, что он живет, к примеру, в субтропиках либо в средней полосе, либо то, живет ли он, скажем, в условиях рабовладельческого общества либо социалистического? Само собой разумеется, важное значение для развития человека имеют публично-исторические условия его жизни. Конкретно от этих условий зависит, как живут люди и кем они становятся, способности и какие черты у них развиваются и какие конкретно, напротив, отмирают.
Итак, воздействие законов биологической эволюции лишь подготовило появление на Земле людей, каковые объединились для совместного труда. Эти законы растолковывают, откуда взялся человек, как он показался на Земле, но предстоящее развитие самого человека и общества начало управляться уже законами общественноисторическими. Это и разрешило человеку развить в себе такие особенности, каковые не смогут показаться ни у одного животного. По какой причине? Да по причине того, что самый процесс, самый путь развития людей стал совсем вторым. Давайте разберемся в этом серьёзном вопросе.