Новые направления в европейском искусстве хх века

1. Социокультурная панорама ХХ века XX в. сделал очевидным, что экономическое развитие подчиняется нелинейным законам, как да и то, что не может быть изолированной экономики, развивающейся по своим особенным законам в стороне от мировых процессов. Современный мир – это единый экономический организм, и трансформации в любой его части отзываются во всех остальных. Потрясения века на всем его протяжении обнаружили собственный выражение в мастерстве, столь же мятущемся и экспрессивном, иногда кроме того циничном, пошлом и агрессивном. Конкретно в начале XX в. появились сюрреализм и абстракционизм, которым для выражения новых реалий, изорванной, издерганной динамики мира было нужно выйти за пределы средств реалистического мастерства. В том же русле развивались и другие изобретения европейской художественной фантазии – экспрессионизм, дадаизм, фовизм, акмеизм. Мастерство модернизма не просто замахнулось на принципиально новые художественные формы, но и на ниспровержение всего предшествующего мастерства с его многовековыми традициями. Подливало масла в пламя да и то, что таким же ниспровержением прошлого представлялась и неклассическая наука. В первый раз мастерство стало прибыльным бизнесом, уже не столько формируя художественный вкус широкой публики, а именно потакая самые невзыскательным, примитивным ее потребностям. Более того, в последней трети XX в. мастерство кроме того само начало формировать подобные вкусы. техники достижений и Соединение науки с изобретательным художественным оформлением создало настоящую индустрию развлечений. Наровне с этим мастерство XX в. продолжало, в новых формах, создавать поразительные по глубине и силе действия произведения – в литературе, кино, живописи, музыке. Характерным выражением новых тенденций в художественной культуре стала рок-музыка, появившаяся в Европе (в первую очередь, в Англии) и переросшая в целое социальное явление. XX в. принес потрясающие изобретения и открытия в области науки и техники. В повседневный обиход вошли телефон, телеграф, радио, электричество, телевидение, машины, метро. Во второй половине века к ним добавились корабли и скоростные поезда на воздушной подушке, сверхзвуковые самолеты, волоконная оптика, ЭВМ и персональные компьютеры. Всего через три-четыре десятка лет по окончании начала космической эры полеты в космос стали обыденным явлением. В то время, когда в 1867 г. А.Нобель изобрел динамит, он был уверен, что этим положен финиш войнам во всем мире, но, он совершил ошибку. В Первой мировой был использован не только динамит, но и такие успехи технической мысли, как аэропланы и танки, и такие научные изобретения, как отравляющие газы. Приблизительно в те же годы А.Эйнштейн, проводивший исследования ядерной физики, осознал, какой опасностью они смогут обернуться для человечества, а по окончании прихода к власти нацистов обратился с просьбой к ученым всей земли добровольно заявить запрет (отсрочку) в отношении изучений по созданию атомного оружия. Научно-технический, художественный, образовательный, политический, экономический потенциал Европы так же, как и прежде весьма велик, сильны ее культурные традиции. И наиболее значимое значение для возможностей всего человечества имеет степень глубины усвоения всех уроков ее новейшей истории, среди них и истории ее культуры. 2. Научные успехи ХХ века Серьёзные события стали происходить сначала XX в. кроме этого в естествознании. Революция в науке (правильнее, в естествознании) назревала в далеком прошлом, по крайней мере, всю последнюю треть XIX в., но разразилась она двумя бурями в 1905 г. Это были теория относительности Альберта Эйнштейна (1879–1955) и квантовая механика, развитие и создание которой связано с целым рядом имен: Макса Планка (1858–1947), что и ввел понятие «квант»; Вольфганга Паули (1900–1958); Луи де Бройля (1892–1987); Макса Борна (1882–1970); Эрвина Шрёдингера(1887–1961); Вернера Гейзенберга (1901–1976); Нильса Бора (1885–1962). В собственной работе «Электродинамика движущихся тел» Эйнштейн продемонстрировал, что результаты любых расчётов и наблюдений относительны: они зависят от совокупности отсчета. По большому счету говоря, это было известно и в хорошем естествознании. Это был сокрушительный удар по хорошим совершенствам безотносительной, исчерпывающей, окончательной истины, свободной от влияния субъекта. В личной теории относительности (1905) Эйнштейн кроме этого продемонстрировал, что время и пространство как физические размеры не смогут рассматриваться порознь, а составляют единую, неразрывную совокупность континуум (лат. continuum – постоянное). В общей же теории относительности (1907–1916) в данный континуум добавилось и вещество. Из теории относительности вытекало, что при перемещениях, сравнимых со скоростью света, время и пространство уменьшаются, изменяется и масса. Теория относительности, и опыты, совершённые еще раньше, показывали да и то, что вещество может переходить в энергию, в излучение, в поле (особенная форма материи). Это был еще один удар по классическим, столетиями освященным представлениям. Последовательность больших философов и физиков усмотрели в этих итогах свидетельства «неизбежной смерти материи» (так как она отождествлялась с веществом) и ее «сотворенности во времена, не столь отдаленные» (по словам британского физика Дж. Джинса). Шокирующие результаты таились и в изучениях микромира. Квантовая механика (от «квант» – небольшое количество энергии, которая может излучаться либо поглощаться) вынудила примириться с тем, что показания наблюдений зависят от прибора, что, взаимодействуя е микрочастицами, изменяет их состояния, так что отмечается уже итог для того чтобы сотрудничества, а не обстановка в «чистом виде», как она имеется». Это дало основание представителям эмпириокритицизма и махизма утверждать, что «опыт – не средство, а предмет изучения» (из этого и наименование «эмпириокритицизм» – критика, изучение опыта), что «не вещи (тела), а цвета, звуки, давления, пространства, времена (то, что мы именуем ощущениями) составляют настоящие элементы мира» (Э.Мах). Сами физики были не готовыми к осмыслению взятых ими рассуждения и результатов об объективной действительности стали расцениваться как рецидивы «наивного реализма». Пуанкаре (1854–1912) утверждал, что неклассическое естествознание, пришедшее на смену хорошему, сняло вопрос о соответствии научных теорий объективной действительности: каждая теория – не более чем конвенция (соглашение), и число приверженцев таковой конвенции зависит только от того, как удачно эта теория трудится. Конвенционализм тесно связан с набиравшей тогда популярность (и также не просто так) философией прагматизма: «действительно то, что полезно». В течение всего XX в. все более очевидной становилась особенность естествознания (в первую очередь в космологии и физике), проявлявшаяся в утверждении, что ученый имеет дело не напрямую с наглядными физическими объектами (рычаги, паровозы, трубы), а с формулами, с «конструируемой» действительностью и все чаще прибегает не к настоящему, а мысленному опыту, к косвенным испытаниям истинности теорий. Теоретические конструкты неклассического естествознания все дальше уходят от буквальных, механических моделей действительности. Так, обширно используя планетарную модель атома (электрон вращается около ядра), физики ценят ее за наглядность, но наряду с этим знают, что в действительности подобные вращения не происходят, а имеют место переходы (снова же не буквальные) с одного энергетического уровня на другой. В современном естествознании наука все чаще выступает как мастерство, а открытия происходят как изобретения. Так, были вначале «придуман», а после этого найден (в 1920-х гг.) позитрон, а позднее «придуманы» «чёрные» дыры «и кварки». В арсенал естествознания вошли такие понятия, как «странность», «запах», «цвет» частиц – эти необыкновенные заглавия были порождены необычностью исследуемых объектов и особенностей. Потребовалось время, дабы понять, что неклассическое естествознание, вырастая из хорошего, вовсе не разрушает, не отвергает его, а подвергает необычному диалектическому отрицанию, вбирает его в себя. В этом сущность принципа соответствия. Действительно, наровне с этим правомерно сказать и о необычном принципе несоответствия (как дополняющем принцип соответствия) – в неклассической науке классические, хорошие понятия пространства, времени, веса наполняются новым смыслом. В последней трети XX в. наука вступила в постнеклассический (выражение современного русского философа В.С.Степина) период собственного развития. В постнеклассическом естествознании понятие моделей (твёрдых, однозначных) сменяется понятием сценариев – эластичных, задающих только направление эволюции, но не ставящих ее в строго ограниченные рамки. В постнеклассическом естествознании законы природы рассматриваются не как законы предписания, а как законы дозволения, снабжающие широкий спектр возможностей. Отличным индикатором сдвигов в научном, и не только в научном мышлении XX в. являются Нобелевские премии. В то время, когда изобретатель и шведский инженер А.Нобель (1833-1896) создал премию, названную его именем и начавшую присуждаться с 1901 г., он поставил условие: ею должны отмечаться открытия, имеющие наиболее значимое практическое, а не только сугубо научное значение. Конкретно исходя из этого в перечень «нобелевских» наук попали химия и физика, после этого медицина, позднее экономика, но не математика, которая представлялась все же, как необычное «мастерство для мастерства» (действительно, злые языки утверждали, что математика попала в опалу по причине того, что супруга Нобеля ушла от него к математику). Как бы то ни было, в случае, если сначала Нобелевские премии присуждались за открытия, имевшие абсолютное и яркое использование на практике, то в конце XX в. их заслуживали все чаще открытия концептуального, фундаментального характера. В конце XX в. эта солидная во всех отношениях (среди них и материальном – сейчас она достигает 1 млн. долларов), премия была присуждена И. Пригожину конкретно за концептуальное открытие – разработку баз концепции самоорганизации. А в 1975 г. ее лауреатом стал Л.В. Канторович (1912–1986) – за приложение математических моделей к анализу экономических процессов и управление ими. Показательно в этом смысле, что Эйнштейн взял Нобелевскую премию не за разработку теории относительности (не имеющей использования на практике), а за исследования фотоэффекта. Первым Нобелевским лауреатом по физике в 1901 г. стал Конрад Рентген за открытие Х-лучей (так он назвал их сам). А в последующие годы премии в области физики и химии вручались за изучения радиоактивности (Э.Резерфорду, А. Беккерелю, П. Кюри, М. Склодовской-Кюри). В 1908 г. лауреатом стал француз Г.Липпман за исследования цветной фотографии, в 1909 г. – итальянец Г. Маркони – за радио телеграф (а отечественный А.Попов, создавший его раньше, не додумался его запатентовать). В 1911 г. голландец Г. Камерлин-Онес открыл сверхпроводимость, взяв премию в 1913г. Нобелевские премии по медицине в начале XX в. взяли русские ученые: физиолог И.П.Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности – за открытие связи физиологических и психологических процессов в организме; И.И.Мечников, патолог и биолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии – за исследования иммунитета; немец Р. Кох – за изучения туберкулеза; француз А.Каррелъ – за способы сшивания сосудов, француз Ж. Рише – за открытие анафилактического шока. Лишь в 1918 г. Нобелевская премия была присуждена (требовалось время для осмысления) М. Планку; только в 1922 г. ее взял Н. Бор; в 1929 г. — де Бройль; в 1932 г. – В. Гейзенберг. Из довоенных Нобелевских премий отметим еще: за открытие нейтронов (Дж. Чедвик, премия 1935 г.), синтез радиоактивных элементов (1935, Фредерик и Ирен Жолио-Кюри), открытие неестественной радиоактивности (1938, Э. Ферми). Тогда же Эйнштейн выступил с воззванием к физикам всей земли временно прекратить изучения в данной области. К самые выдающимся удачам медицины в данный же период относятся открытие инсулина (1923), витаминов (1928), коэнзимов (1929), групп крови (1930), работы Э.Эдриана и Ч.Шеррингтона по физиологии центральной нервной совокупности; открытие пенициллина (1945), спасшее тысячи судеб на войне. В 1948 г. в Соединенных Штатах был сконструирован транзистор, но Нобелевской премией это было отмечено только в 1956 г. В том же году Д.Габор в Английском университете сформулировал правила голографии, премия же досталась ему только в 1971 г. В 1948 г. было открыто воздействие инсектицида ДДТ для борьбы с вредными насекомыми, и тогда никто еще не думал, что вред от него существенно превысит пользу. В 1950 г. были синтезированы пластмассы, в 1952 г. компания «Белл Телефон Лабораторис» (СТТТА.) выпустила первые солнечные батареи, отыскавшие использование на практике. В том же году американский биохимик Дж.английский физик и Уотсон Ф.Крик в Кембриджском университете (Англия) открыли структуру ДНК (Нобелевская премия 1962 г.). В том же 1952 г. в первый раз покорилась восходителям Джомолунгма (Эверест) – высочайшая вершина на Земле, в Громадных Гималаях. В 1956 г. Нобелевской премией были отмечены изучения полупроводников и создание транзисторов. В 1957 г. 18 германских физиков- ядерщиков во главе с О.Ганном опубликовали «Геттингенский манифест», в котором заявили о собственном отказе от участия в изготовлении, применении и испытаниях атомного оружия, а в 1958г. по инициативе американца Лайнуса Полинга подобное воззвание подписали 11 тыс. ученых. В 1957г. в СССР был запущен первый в мире неестественный спутник Почвы, а в 1961г. в первый раз в истории совершил полет в космос Ю.Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1960 г. были отмечены данной премией работы по радиоуглеродному способу обнаружения возраста археологических находок, и клонально-селекционная теория иммунитета. В 1964 г. Нобелевская премия в области физики была присуждена за создание лазеров, в 1965 г. в Соединенных Штатах была произведена расшифровка генетического кода (премия 1968 г.). В 1967г. К.Барнард в ЮАР в первый раз осуществил пересадку людской сердца. В 1969г. были отмечены основатели эконометрии – приложения динамических моделей к анализу экономических процессов, и теория кварков – элементарных частиц с дробным зарядом. В 1973г. нобелевским лауреатом стал основатель этологии (наука о поведении животных в естественных условиях), австрийский биолог К. Лоренц,. В 1974г. было отмечено открытие пульсаров, внесшее новые подробности в картину Вселенной. В 1974г. в Соединенных Штатах на 1-й Интернациональной конференции по этическим проблемам генной инженерии и молекулярной биологии был провозглашен глобальный запрет на все испытания с рекомбинацией генетического материала. Практически сразу после этого, но, испытания по клонированию пошли полным ходом. В 90-е годы в Британии была клонирована овечка Долли, которую было нужно усыпить в 2003г. Последняя четверть XX в. прошла под знаком компьютерных разработок, где тон задавали американцы, и по большому счету подавляющее число Нобелевских премий доставалось ученым СП1А. В XXI век мировая наука вступила с необычными открытиями – с новыми новыми и перспективами угрозами для человечества. 3. Новые направления в искусстве Европы XX в.

Революционная волна, всколыхнувшая в начале XX в. всю Европу, захватила и мастерство со всеми его необыкновенными поворотами, несоответствиями, и рвением отвергнуть «отживающее прошлое», дать новый импульс храбрым поискам. Преобразования в художественной культуре проходили под знаком идеологии модернизма, при необыкновенном стилевом многообразии: модерн (не путать с модернизмом), экспрессионизм, символизм, абстракционизм, сюрреализм. Каждое яз этих главных течений имело еще собственные ответвления, с соответствующими заглавиями (дадаизм, фовизм, кубизм, акмеизм и т. д.) в различных областях художественной культуры – литературе, изобразительном мастерстве, архитектуре, музыке. формы и Содержание художественной судьбе стали определяться еще и кинематографом, а после этого – компьютерными технологиями и телевидением. Литература. В европейской литературе XX в. представлены как стили и традиционные жанры, так и авангардистские. В первой половине XX в. в лучших традициях всемирный литературы писали: А. Франс (1844–1924); А. Жид (1869–1951); Р. Роллан (1866–1944), создатель известных романов «Жан Кристоф» и «Очарованная душа»; А.Сент-Экзюпери (1900–1944), создатель книги «Почва аллегорической» сказки и людей «Мелкий принц»; А. Конан Дойл (1859–1930), создатель цикла рассказов о сыщике-любителе Шерлоке Холмсе; Э.Л .Войнич (1864–1960), чьим романом «Овод» зачитывалась молодежь во всем мире; Д. Голсуорси (1867–1933), прославившийся собственной трилогией «Сага о Форсайтах»; фантаст Г. Уэллс (1866–1946), «Война миров», обрисовывающая высадку марсиан на Земле. Блестящим стилистом, практически рассыпающим жемчужины британского юмора, был Б. Шоу (1856–1950), создатель известных пьес «Ученик сатаны», «Клеопатра и Цезарь», «Пигмалион», кроме этого неподражаемых афоризмов. Сюжет древнегреческого мифа о скульпторе Пигмалионе, изваявшем статую Галатеи и влюбившимся в нее, Б.Шоу перенес на окраины Лондона. История аристократа, влюбившегося в несложную девушку и научившего ее светским манерам, была экранизирована – с очаровательной американской актрисой Одри Хепбёрн в ключевой роли. В лучших британских традициях писал У. Сомерсет Моэм (1874–1965), создатель романов «Лезвие бритвы», «Бремя страстей людских» (1915), «Театр» (1937), «грош и Луна» (1919) – о живописце П. Гогене; блестящих новелл. новаторства и Сочетание традиций отличает германских писателей: Г.Манна (1871–1950), автора исторических романов; Т. Манна (1875–1955), создавшего сагу «Будденброки», романы «его братья и Иосиф», «Чудесная гора», «Врач Фаустус». В последнем из них средневековый сюжет переносится в XX в., а «Фаустом» делается композитор, в котором узнается новатор музыки Арнольд Шёнберг. В тетралогии «его братья и Иосиф» (1933–1942), воздействие которой происходит в Египте XIV в. до н. э., автор снова думает о вечных темах – борьбе добра и зла, становлении людской личности. Из немецкоязычных писателей первой половины XX в. отметим австрийского писателя С.Цвейга (1881–1942), мастера исторических романов, создавшего кроме этого цикл блестящих эссе «Звездные часы человечества», германских писателей Э. Ремарка (1898–1970), автора «Трех товарищей», «Триумфальной арки», и Г. Гессе. Его роман «Игра в бисер» (Нобелевская премия, 1946 г.) – глубоко философская притча о судьбе и предопределении людей творческих, уединившихся в «фельетоническую» эру (к ней автор относил финиш XX в.) в некой «Касталии». Мастерами итальянской прозы первой половины названного столетия были: Л.Пиранделло (1867–1936), скорее классический автор, и изысканно-утонченный аристократ литературы Габриэле д’Аннунцио (1863—1938). Фактически все эти писатели в различные годы удостоились Нобелевской премии. В первой половине XX в. показались кроме этого блестящие прозаики, каковые, владея яркой индивидуальностью, все же объединяются критиками как представители модернизма. Это, в первую очередь, М.Пруст (1871–1922), Джеймс Джойс (1882–1941), Франц Кафка (1883–1924). О Марселе Прусте итальянский автор Альберто Моравиа сказал, что тот, наровне с картинами П.Пикассо и балетом И.Стравинского «Петрушка», «открывал дверь» в культуру XX в. Пребывав под громадным влиянием «Творческой эволюции» А.Бергсона, Пруст написал 14 книг цикла «В отыскивании потерянного времени» как «поток сознания». Самый известны из них романы «По направлению к Свану» и «Под сенью девушек в цвету». Непростую задачу, практически ребус для читателя, воображают романы и рассказы Дж.Джойса – «Портрет живописца в молодости», «Дублинцы», «Улисс», действия которых описываются в переплетающихся пластах времени и «потоков сознания». Особенное место в модернистской литературе занимает кроме этого Ф.Кафка, сюжеты романов которого «Процесс», «Замок», «Америка» и рассказа о человеке, превратившемся в муху, напоминают ужасные сны, поток больного сознания. Храбрецы Кафки любой раз кроме собственной воли оказываются участниками необычной игры, правил которой они не знают, но которым вынуждены подчиняться. Литература вздора – это отражение вздора цивилизации XX в. броским произведением прозы вздора есть кроме этого очень необыкновенный роман современника Кафки, Итало Звево (настоящее имя Этторе Шмиц, 1861–1928, погиб в автокатастрофе), «Самопознание Дзено». Абсурдность отечественного мира мастерски отражена во французской литературе в повести-притче Эжена Ионеско (1912–1994) «Носорог», это тупое, злобное животное ничем не отличается от людей, многие из которых сами в него преобразовываются. В повести «Чужой» А.Камю ужасными красками обрисована отчужденность кроме того самых родных людей; в его же романе «Чума» люди не желают осознать, что ужасная заболевание угрожает каждому из них, это относится и к чуме нацизма; вздором пронизаны повести «Стенки» и «Тошнота» другого экзистенциалиста Ж.П.Сартра (1905–1980). самые значительные представители модернизма в поэзии – в какой-то степени Р.М.Рильке (1875–1926), но в подавляющем большинстве это французы – погибший в Первую мировую Гийом Аполлинер (1880–1918); Поль Элюар (1895–1952); Блез Сандрар (1887–1961); Рене Шар (1907–1988); необычным поэтом в прозе был Андре Бретон (1896–1966), один из основоположников сюрреализма. Тяжело подвести под какие-то обозначения творчество поэта Федерико Гарсиа Лорки (1898–1936), в котором сочетались трагизм и лиризм, неприязнь к тирании, глубокая народность. Лорка был дружен с сюрреалистами, художниками и писателями (а также с С.Дали), и это не имело возможности не сказаться на его драматургии и поэзии. Стихи «Тёмные луны», «Крик», «Прощанье», «Касыда о чёрной смерти» полны мрачных предчувствий. Узкий, лиричный поэт был казнен нацистами в 1936 г. Во второй половине XX в. самые известные французские писатели: Поль Мориак (1885–1970), создатель «Клубка змей»; Франсуаза Саган (1935–2004) – «Любите ли вы Брамса?», «Мало солнца в холодной воде», «Здравствуй, грусть»; Жорж Сименон (1903–1989), создатель образа известного сыщика Мегрэ, он же создатель блестящего психотерапевтического романа «Братья Рико». Высокохудожественные, романы и остропсихологические повести в детективном жанре писал француз Себастьян Жапризо – «Женщина в автомобиле в очках и с ружьем», «Убийственное лето». Из германских писателей послевоенного периода самый известен Г. Бёлль (1917–1985) – «Глазами клоуна», «Бильярд в половине 10-го». На немецком языке писали большие швейцарские писатели – М.Фриш (р. 1911) – «Homo Faber», «Назову себя Гантенбайн» и Ф.Дюренматт (р. 1921) – «Авария», «Правосудие», «Зимняя война в Тибете». Наибольший итальянский автор послевоенной поры – А.Моравиа (1907–1990), создатель «Римских рассказов», романов «Римлянка» и «Чочара», экранизированных в Италии известный режиссёрами. Практически в последние десятилетия мировую славу купил второй учёный и итальянский писатель, броский представитель постмодернизма Умберто Эко (р. 1932). Начав как критик , эссеист, он после этого написал необычный роман «Имя розы», необычный детектив притчу на средневековый сюжет, переведенный на множество языков а также экранизированный. Менее успешными и более сложными для восприятия были его последующие литературные изыски – «Маятник Фуко» и «Остров незадолго до», потребовавший кроме того отдельного словаря, показавшегося следом. Из британских писателей второй половины XX в., непременно, направляться выделить У.Голдинга (1911–1993), автора «Шпиля», удостоенного в 1983 г. Нобелевской премии, и Д.Фаулза (р. 1926), узкого, красивого стилиста, автора философских романов и повестей, легендарных в мире, в том числе и в России – «Башня из тёмного дерева», «Волхв», «Дэниел Мартин». В них тонко изображены неприятности, поднимающиеся Сейчас перед культурными, творческими людьми. В «Коллекционере» в гротескной форме продемонстрированы последствия бездуховности, тщеславия – ничем не примечательный, не не добрый по натуре человек держит взаперти похищенную им красавицу, в силу того, что не имеет возможности ее отпустить, лишиться «прекрасной бабочки». Театр. Особенное место в европейской культурной жизни XX в. занимал театр, послуживший в буквальном смысле площадкой для новаторских поисков. Для театра писал режиссёр и драматург Б.Брехт (1898–1956), выдвинувший концепцию эпического театра, остро публицистического и социально направленного. Все творчество Брехта пронизано резким, доходящим до гротеска антифашистским пафосом. На сценах всей земли исполняются его пьесы «Трехгрошовая опера», «Карьера Артура Уи», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг», «Жизнь Галилея», по ним сняты фильмы. Большой вклад в драматургию внесли писатели-экзистенциалисты, Ж.-П.Сартр и А.Камю. В собственных пьесах «Мухи», «Господь и Дьявол Всевышний», «Фрейд» Сартр обрисовывает трагизм положения человека, «загружённого в свободу» – обстановку, характерную для XX в. А. Камю основал «Театр труда» и сам игрался в театральной труппе «Радио Алжира». В пьесах «Калигула», «Недоразумения», «Реквием по монахине» он ищет лекарства от безумия и абсурда мира, в котором человек «обречен жить». Большой фигурой во всемирной драматургии данного столетия есть французский автор Жан Ануй (1910–1987), создавший, по определению критиков, пьесы «тёмные», «розовые», «блестящие», «скрипящие». В произвольных из них храбрецы заняты вечными этическими проблемами – любви, предательства, власти, ответственности, стремясь к открытости друг другу. Раздельно направляться сообщить о «Новом театре», созданном в 1950 г. в Париже писавшими на французском языке А.Адамовым, Э.Ионеско, С.Беккетом. «Новый театр» ставил драмы вздора: «Абсурд вдвоем» Э.Ионеско, показывающего, что в мире вздора язык ненужен для общения; «В ожидании Годо» С.Беккета – самое известное произведение в этом жанре. Вопреки ожиданиям, что театр будет вытеснен кинематографом, он в полной мере популярен, сохраняя собственные позиции кроме того на данный момент, в то время, когда уже кино быстро подавляется телевидением. Кино Серьёзный вклад в мировую художественную культуру XX в. внесло мастерство кино, пережившее настоящий бум по окончании Второй мировой, начало которому положила Италия, создавшая в литературе и кинематографе эру неореализма, На киностудии «Чинечитта» в Риме у великих режиссёров — Лукино Висконти, Роберто Росселини, Витторио де Сика, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони снимались узнаваемые актеры — Марчелло Мастроянни, направляться Лорен, Джина Лоллобриджида, Джульетта Мазина, Клаудиа Кардинале, Анна Маньяни, Жанна Моро, Витторио Гассман, Альберто Сорди, Моника Витти, француз Ален Делон, американцы Марлон Брандо, Джек Николсон. Мировую славу итальянскому кино принесли фильмы: «Рим – открытый город» (реж. Р.Росселини); «Похитители велосипедов» (В. де Сика); фильмы Л.Висконти – «Рокко и его братья», «Домашний портрет в интерьере»; кинокартины Ф.Феллини – «Ночи Кабирии», «Они бродили по дорогам», «Сладкая судьба», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Репетиция оркестра»; фильмы М. Антониони – «Ночь», «Красная пустыня», «Забриски-пойнт»,

«Blow up», «Профессия – репортер» (с Дж. Николсоном). Великие фильмы были сняты Бернардо Бертолуччи – «Последнее танго в Париже» (с Марлоном Брандо в ключевой роли), «Конформист» (в ключевой роли француз Ж.-Л. Трентиньян); Этторе Скола – «Мы так обожали друг друга», «Бал» – история Франции XX в. в танце. Одной из ведущих кинематографичеcких держав в течение всего XX в. была Франция, в которой и был изобретен кинематограф. Еще до войны, когда в кино пришел звук, были сняты нисколько не постаревшие с того времени фильмы: М.Карне «Набережная туманов», «Дети райка»; Ж.Ренуара (сына известного живописца) – «Великая иллюзия». Выдающиеся режиссёры послевоенного периода: Франсуа Трюффо («400 ударов», «Дама по соседству»); Жан-Люк Годар («На последнем дыхании», «Медленное перемещение»). Преуспела Франция и в массовых жанрах – комедии, детективном кино. Наибольшие французские киноартисты : Жерар Филип, Ив Монтан – он же красивый певец, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Жерар Депардье, комедийные актеры – Луи де Фюнес, Бурвиль, Фернандель; актрисы Мишель Морган, Катрин Денёв, Анни Жирардо, Изабель Аджани, Изабель Юппер. Культовой фигурой во Франции 1950–1960-х годов была Брижит Бардо, после этого покинувшая кинематограф. Громадным авторитетом в мире пользуется кинематограф Германии, заявивший о себе по окончании войны сатирической комедией «Мы – вундеркинды», а после этого фильмами в стиле позднего модерна. В этом стиле направляться отметить Райнера Вернера Фасбиндера и Питера Гринуэя («Договор рисовальщика», «Чемодан Ларса Тульпа»). Известных режиссёров дала миру Испания: Луиса Буньюзля и Педро Альмадоеара. Начав кинематографические опыты вместе с живописцем-сюрреалистом С.Дали («Андалузский пес», 1928), Буньюэль позднее снял превосходные фильмы «Скромное обаяние буржуазии», «Дневные бабочки», «Данный смутный объект жажды».

Самые узнаваемые фильмы Альмадовара – «Дамы не так далеко от нервного срыва» и «Поболтай с ней». В фильме «Скромное обаяние буржуазии» жизнь храбрецов так бездуховна, тщетна, что кроме того супружеские предательства совершаются от скуки, из нее не выводит персонажей фильма кроме того наступление террористов: чего стоит кадр, в то время, когда благообразный дипломат, скрываясь под стол, не упускает случая схватить с него аппетитный кусок. Серьёзными вехами в мировом киноискусстве стали фильмы И.Бергмана, в особенности «Осенняя соната» и «Земляничная поляна» с великой актрисой И.Бергман. Известен в мире датский режиссёр Ларс Трир. Отличные фильмы в 1960–1970-х гг. снимались: в Польше – «Канал», «Пепел», «алмаз и Пепел» режиссера Анджея Вайды; Венгрии– «Папа», «Господин преподаватель – Ганнибал» (реж. Иштван Сабо); Болгарии – «Похитители персиков», «Запах миндаля». Громадную популярность в этих государствах и за их пределами купили польские актеры Збигнев Цибульский и Беата Тышкееич, венгерская актриса Эва Руткаи, болгарская кинозвезда Невена Коканова. Кинофестивали, проводимые в Европе – самые авторитетные в мире, поощряющие важное, интеллектуальное кино. В первую очередь, это фестивали в Канне (Франция), Венеции, Берлине. Когда-то авторитетным был и столичный кинофестиваль. Именно на нем стал известным фильм «Восемь с половиной» Ф.Феллини с М.Мастроянни в ключевой роли. скульптура и Живопись. Европа дала миру в XX в. кроме этого скульпторов и выдающихся художников, храбрых новаторов, иногда шокирующих публику а также сознательно эпатирующих ее. Конкретно в Европе в начале данного века появились абстракционизм, сюрреализм, футуризм, и развивавшиеся в их русле дадаизм, фовизм, кубизм и т. д. Были и живописцы-новаторы, не примкнувшие ни к каким течениям (они и не могли к ним примкнуть в силу необыкновенной самобытности собственного дарования, как, к примеру Модильяни либо Пикассо, поменявший на своем долгом веку пара творческих стилей). Произведения скульптора и итальянского художника А.Модильяни (1884–1920) отличают «декоративная плоскостность, лаконичность композиций, музыкальность изысканного силуэта и цвета». Ощутить это возможно, лишь встретившись с ним картины. Модильяни погиб в нищете, например, по причине того, что не хотел прорисовывать зрачки персонажей (он конкретно так их видел) и не разрешал делать «исправления» своим приятелям, каковые желали ему оказать помощь в продаже картин. 0 жизни Модильяни снят французский фильм «Монпарнас,19» с неподражаемым Жераром Филиппом. Непростую судьбу, продолжительно оставаясь непризнанным, прожил француз Морис Утрилло (1883–1955), прозванный Литрилло (за пристрастие к алкоголю). Основной его любовью оставался Париж, изображаемый им в любой момент яркими, иногда белыми красками. Его произведения также сходу узнаваемы. на данный момент его картинами гордятся частные коллекции и лучшие музеи. В значительной мере тон европейской живописи задали русские живописцы В. Кандинский и К. Малевич, провозгласившие идеал абстрактного, беспредметного мастерства, ясными средствами которого будут линий и сочетания цветов. Кандинский, продолжая поиски «серебряного века», верил, что новый, слишком общий язык окажет помощь прорваться через внешнюю, материальную оболочку вещей к «божественному звону» духовных сущностей. Живопись Кандинского вправду сродни музыке. К. Малевич, именовавший собственную живопись супрематизмом (от лат. super – наивысший), отразил в собственном известном «Тёмном квадрате» «планетарный символ Ничто», вмещающего в себя все, а также потенции Будущего. самый известным представителем абстракционизма в Европе был голландский художник Пит Мондриан (1872–1944). Родным к абстракционизму как к беспредметной живописи был кубизм. Своим заглавием он обязан французскому живописцу А. Матиссу,

Искусство XX века


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: