Вы?—[люди], спорившие
о?том, о?чём вы знали, но отчего же вы спорите о?том, чего не понимаете? Аллах знает, а?вы не понимаете!
z Рассказ об Ибрахиме? y315
Не являлся Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а?был он ханифом, преда-вшимся[Аллаху], и?не отно-
сился к?числу многобожников.
Воистину, самыми родными к?Ибрахиму являются люди, последовавшие за ним, и?данный пророк1, и?те, каковые уверо-
вали, а?Аллах?— Покрови-тель верующих(3:65–68).
Так, Аллах отвергает притязания иудеев и?хрис-тиан, утверждающих, что Ибрахим принадлежал к?числу по следователей их религии и?следовал их путём. Слова Аллаха
«Тора и?Евангелие были ниспосланы уже по окончании него»ука-зывают на непричастность Ибрахима к?этим людям, а?кроме этого на их крайнее невежество и?скудоумие, потому что суть сообщён-ного таков: как мог он исповедовать вашу религию, в случае, если ва-ши религиозные законы были ниспосланы вам спустя десятилетия по окончании его смерти? Вот по какой причине Аллах Всевышний сообщил:
«Неужто вы не разумеете? Вы?—[люди], спорившие
о?том, о?чём вы знали, но отчего же вы спорите о?том, че-го не понимаете? Аллах знает, а?вы не понимаете! Не являлся
Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а?был он ханифом, предавшимся[Аллаху], и?не относился к?числу многобож-ников».Следовательно, в?Коране разъясняется, что Ибра-хим придерживался религии Аллаха, другими словами единобожия, сущность которого пребывает в?рвении к?искренности и?созна-
1 Имеется в виду Пророк Мухаммад .
z316 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
тельному отказу от фальшивого для истины, что не есть ни иудаизмом, ни христианством, ни многобожием.
Об этом в?Коране сообщено так:
Станет ли отвращаться от религии Ибрахима кто-либо, кроме[человека], что пренебрёг самим собой?1
Мы?избрали его в?мире этом, и, воистину, в?мире вечном он?обязательно окажется среди праведников.
В то время, когда сказал[Ибрахиму]
Господь его: «Предайся», он[ответил]: «Я предался
Господу миров».
И?заповедал это2Ибрахим
своим сынам, а?Я’куб?—
[своим, и?любой из них гово-рил]: «О?сыны мои! Воистину
Аллах избрал для вас эту рели-гию, так не умирайте же, не предавшись[Ему]!»3
1 Имеется в виду таковой человек, что не думает о своём поло-жении, обрекая себя на смерть.
2 Имеется в виду завет Аллаха. См. суру 2, аят 83.
3 Другими словами проявите покорность (ислам) воле Аллаха и не отступайте от этого до конца жизни.
z Рассказ об Ибрахиме? y317
[Разве] вы были свидетелями
того, как пришла к?Я‘кубу смерть? Тогда задал вопрос он собственных сыновей: «Чему вы станете поклоняться по окончании меня?» Они сообщили: «Мы будем покло-няться твоему Всевышнему и?Всевышнему твоих отцов?— Ибрахима, Исма‘ила и?Исхака, Всевышнему Единому, и?Ему мы предаёмся».
[Людей] этого народа1, кото-рого уже нет,[ждёт воздаяние]
за то, что купили они, а?вас?— за то, что приобре-тёте вы, и?не спросят с?вас за то, что они совершали.
Они говорят: «Будьте иудеями либо христианами,[и?тогда]ста-
нете вы на верный путь». Сообщи: «Нет,[мы следуем]религии Ибрахима,[которыйбыл] ханифом и?не относился
к?числу многобожников».
Сообщите: «Мы уверовали в?Аллаха, и?в?то, что Он ниспослал нам, и?в?то, что было ниспослано Ибрахиму,
1 Тут имеются в виду его сыновья и Ибрахим, и Я‘его сыновья и куб.
z318 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
Исма‘илу, Исхаку, Я‘кубу и?коленам*, и?в?то, что было даровано Мусе и?‘Исе, и?в?то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними и?Ему предаёмся».
В случае, если уверуют они1в?то,
во?что уверовали вы, то ста-нут на верный путь. В случае, если же они отвернутся, то окажутся только в?разладе[с вами],
а?Аллах избавит тебя от них,[ибо] Он?— Слышащий,
Опытный.
[Неуклонно придерживайтесь]
религии** Аллаха, потому что что
[может быть] лучше [религии]
Аллаха?[Лишь]Ему мы
поклоняемся.
Сообщи: «Станете ли вы спорить с?нами об Аллахе, поскольку Он?— Господь отечественный и?Господь ваш? Нам[воздастся за]наши дела, а?вам[?— за]ваши, мы же искренне[поклоняемся]Ему».
y
1 Имеются в виду иудеи и христиане.
z Рассказ об Ибрахиме? y319
Либо сообщите вы, что Ибрахим, и?Исма‘ил, и?Исхак, и?Я‘куб, и?[пророки из разных]колен
являлись иудеями либо христиа-нами? Сообщи: «Вы лучше зна-ете либо Аллах? И?кто более несправедлив, чем тот, кто скрыл имеющееся у?него сви-детельство от Аллаха? Аллах не упускает[из?виду]того, что
Вы делаете».
[Людей] этого народа, кото-рого уже нет,[ждёт воздаяние]
за то, что купили они, а?вас?— за то, что купите вы, и?не спросят с?вас за то, что они совершали(2:130–141).
Так, Аллах указал, что Ибрахим не являлся ни иу-деем, ни христианином, ни многобожником, а?исповедовал чис-тое единобожие и?был покорен воле Аллаха. Вот по какой причине Аллах Всевышний сообщил: «Воистину, самыми родными к?Ибра-химу являются люди, последовавшие за ним…»(3:68), тоесть его последователи, исповедовавшие религию Ибрахима при его жизни, а?кроме этого люди, каковые придерживались данной религии по окончании его смерти. Потом в?этом аяте сообщено: «…и данный пророк», другими словами Мухаммад? , которому Аллах Всевышнийвелел исповедовать ту же религию. Более того, Аллах довёл эту религию до совершенства и?даровал Мухаммаду то, что не было даровано ни одному второму пророку и?посланнику, о?чём в?Коране сообщено так:
z320 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
Сообщи: «Воистину, Господь мой вывел меня на прямой путь,[являющийся]истинной
религией, религией Ибра-хима,[который был]хани-
фом и?не относился к?числу многобожников».
Сообщи: «Воистину, моя молитва, моё[поклонение],
жизнь моя и?смерть принад-лежат Аллаху, Господу миров,
у?Которого нет сотоварища. Это велено мне, и?я?— пер-вый из предавшихся[Ему]»
(6:161–163).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
Воистину, Ибрахим являлся предводителем[и?служилпримером людям], проявляя покорность Аллаху.[Он был]
ханифом, не относился к?числу многобожников
и?благодарил[Аллаха]за Его милости,[Аллах же]избрал[Ибрахима] и?вывел его на
Прямой путь.
y
z Рассказ об Ибрахиме? y321
И?Мы даровали ему добро в?мире дольнем, а?в?мире другом он непременно[окажетсясреди] праведников.
После этого Мы ниспослали тебе откровение: «Следуй религии Ибрахима,[который был]
ханифом и?не относился к?многобожникам»
(16:120–123).
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что, заметив изображения в?Каабе*, Пророк? вошёл вовнутрь лишь по окончании того, как по его велению они были стёрты. [Там] он заметил [изо-бражения] Ибрахима и?Исма‘ила с?гадательными стре-лами в?руках и?вскрикнул: «Да разразит Аллах [тех, кто создал эти изображения]! Клянусь Аллахом, они ни при каких обстоятельствах не применяли такие стрелы» [Бухари, №?3352].
В приводимых выше аятах сообщено, что Ибрахим служил при-мером. Это значит, что он являлся имамом для людей, следовал верным путём и?призывал к?благу. Слова «проявляя покор-ность Аллаху»означают, что Ибрахим проявлял покорность Емуво всех событиях, что бы он ни делал. Слова «[Он был] ханифом»означают, что он отличался искренностью и?проница-тельностью. Слова «не относился к?числу многобожников? и?благодарил[Аллаха]за Его милости»означают, что Ибра-хим высказывал признательность Аллаху сердцем, языком и?всем об-разом собственных действий. Слова «избрал [Ибрахима]» означают, что Аллах избрал Ибрахима для передачи Собственного послания, сде-лал его Своим любимцем и?даровал ему благо в?обоих мирах.
z322 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Аллах Всевышний сообщил:
Кто же[исповедует]рели-гию лучше[того, кто полно-стью] предался Аллаху,
творя добро и?следуя рели-гии ханифа Ибрахима?[Ведь] Аллах избрал Ибра-
Хима Своим любимцем
(4:125).
Эти слова означают, что Аллах побуждает людей направляться примеру Ибрахима? , потому, что он придерживался пра-вильной религии и?следовал прямым путём. Он выполнил все веления собственного Господа, за что Аллах воздал ему хвалу, ска-зав: «…и Ибрахима, что абсолютно выполнил [всё, что было ему велено]*» (53:37). Конкретно исходя из этого Аллах и?из-брал его Своим любимцем (халиль), что подразумевает выс шую степень любви.
Такое же положение занял последний Пророк и?господин посланников Мухаммад? . На это показывают хадисы, переда-ваемые со слов Джундуба аль-Баджали, ‘Абдуллаха ибн ‘Ам-ра и?Ибн Мас‘уда, каковые информировали, что в один раз Отправлен ник Аллаха? сообщил: «О люди! Воистину, Аллах избрал меня Своим любимцем, как избрал Он Своим любимцем Иб-рахима»[Муслим, №?532, 2383; Ибн Маджа, №?141].
Помимо этого, сообщается, что в?финише собственной последней хут-бы Пророк? сообщил:
О люди! Если бы мне было нужно выбирать для се-бя любимейшего приятеля ( халиль) из жителей почвы, я?бы обязательно выбрал Абу Бакра, но ваш
z Рассказ об Ибрахиме? y323
товарищ1 есть любимцем (халиль) Аллаха [Буха-ри, №?3654; Муслим, №?1382].
Сообщается, что ‘Амр ибн Маймун сообщил:
В то время, когда Му‘аз2 прибыл в?Йемен, он совершил с?мусуль-манами утреннюю молитву, на протяжении которой прочи-тал аят, где сообщено: «[Ведь] Аллах избрал Ибрахима Своим любимцем».[Услышав эти слова], один из при-сутствующих сообщил: «Мать Ибрахима порадовалась
этому» [Бухари, №?4348].
Аллах Всевышний много раз отзывается об Ибрахиме с?по хвалой. Говорят, что похвалы Ибрахиму воздаются в?тридцати пя-ти аятах Корана*, и?в?одной лишь суре «Корова» имеется пятнад-цать таких мест. Он относится к?числу пяти пророков, владевших жёсткой решимостью и?очень отмеченных в?двух сурах Корана.
Аллах Всевышний сообщил:
И вот, забрали Мы с?пророков обет: с?тебя, Нуха, Ибрахима, Мусы и?‘Исы, сына Марьям, и?забрали с?них жёсткую клятву…(33:7).
1 Тут Пророк имеет в виду самого себя.
2 М у ‘ а з и б н Д ж а б а л ь — один из известный сподвижников Пророка , что назвал его «лучшим знатоком разрешённого и запретного». Он при-нимал участие во многих походах и одно время являлся наместником и?судьёй (кади) Йемена, куда был отправлен Пророком в 631 либо 632?г. для распространения ислама. Му‘аз ибн Джабаль погиб в 639 г. в возрасте 33 лет.
z324 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
Он узаконил для вас в?рели-гии то, что заповедал Нуху, то, что Мы даровали тебе в?откровении, и?то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и?‘Исе,[сказав]: «Выполняйте
установления религии и?не разобщайтесь в?ней»(42:13).
Помимо этого, Ибрахим есть самым хорошим из владев-ших жёсткой решимостью по окончании Мухаммада? , что уви-дел его на седьмом небе. Ибрахим сидел в том месте, прислонившись спиной к?небесному храму, куда каждый день входят семьдесят тысяч ангелов, о?чём говорится в?одном из хадисов [Бухари,
№?349; Муслим, №?162].
В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Ша-рика ибн ‘Абдуллаха ибн Абу Намира, сообщается, что Ибра-хим находится на шестом небе, а?Муса?— на седьмом [Бухари, №?7517; Муслим, №?162]. За это Шарик заслуживает порица-ния, потому, что верным нужно считать первое1.
Указанием на то, что Ибрахим занимает более высокое положение, чем Муса, помогает и?тот хадис, в?котором сообща-ется, что Пророк? сообщил: «…и я отложил третью просьбу до того Дня, в то время, когда я займу место, [занять которое] пожела-ют все люди и?кроме того Ибрахим» [Муслим, №?820].
Тут имеется в?виду достохвальное место*, о?котором упомянул Пророк? , сообщивший: «В?Сутки воскресения я буду господином потомков Адама, но я не горжусь этим».
1 Другими словами то, о чём сообщается в хадисе [Бухари, №?349].
z Рассказ об Ибрахиме? y325
После этого он упомянул о?том, что люди попросят о?заступни-честве сперва Адама , после этого?— Нуха , после этого?— Ибра-хима , после этого?— Мусу , а?после этого?— ‘Ису , но все они уклонятся от этого. Тогда люди обратятся с?просьбой о?заступ-ничестве к?Мухаммаду? , и?он сообщит: «Я [предназначен] для этого, я?[предназначен] для этого!» [Муслим, №?820].
Сообщается, что Абу Хурайра? сообщил:
[Однажды Пророка? ] задали вопрос: «О Посланник Аллаха, кто есть добропорядочным из людей?» Он?сообщил: «Самый богобоязненный из них». [Люди] сообщили: «Мы спрашиваем тебя не об этом». Он?ска-зал: «Тогда?— Юсуф, пророк Аллаха, сын проро-какое количество Аллаха, сына пророка Аллаха, сына любимца Ал-лаха»1. [Люди] сообщили: «Мы спрашиваем тебя не об
этом». Он сообщил: «Значит, вы задаёте вопросы меня о?пред-ках арабов? Те из них, каковые были лучшими во вре-мена джахилии, останутся лучшими и?в?исламе, в случае, если усвоят [установления Шариата]» [Бухари, №?3353].
Передают со слов Ибн ‘Умара? , что Пророк? сообщил:
Добропорядочным, сыном добропорядочного, сына добропорядочного, сына добропорядочного, [был] Юсуф? , сын Я‘куба? , сына Исхака? , сына Ибрахима? [Бухари, №?3390].
Передают со слов Ибн ‘Аббаса? :
[Однажды] Посланник Аллаха? сообщил: «Люди [в?Сутки воскресения] будут собраны нагими и?необре-
1 Ю с у ф ? ?— сын Я‘куба? , внук Исхака? , правнук?Ибрахима? .
z326 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
занными, и?первым оденут Ибрахима? ». После этого он прочёл [аят, в?котором говорится]: «Как создали Мы всё в?первый раз, так и?повторим это»(21:104)
[Ахмад, т.?1, с.?223; Бухари, №?3349; Муслим, №?2860].
В этом хадисе говорится, что Ибрахим будет очень отмечен в?Сутки воскресения, но это не означает, что он превзойдёт Му-хаммада? , которому обещано достохвальное место, чему по-питают зависть к первые и?последние.
В одном из хадисов сообщается, что Анас ибн Малик сообщил:
Один человек обратился к?Пророку? , [сказав]: «О?лучшее из созданий!»?— на что Пророк ? ска-зал: «[Лучшим] есть Ибрахим» [Ахмад, т.?3, с.?178;
Муслим, №?2369].
Эти слова Пророка? были не чем иным, как проявлением скромности по отношению к?его отцу и?любимцу Аллаха Иб-рахиму? . Известно кроме этого, что Пророк? сообщил: «Не от-давайте мне предпочтение перед вторыми пророками…»1
Пророк? кроме этого сообщил:
Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой2, потому что, по-истине, в?Сутки воскресения [все] люди будут пораже-ны [насмерть], и?я буду поражён совместно со всеми, [од-нако] я?оживу первым и?замечу Мусу, [который будет] держаться за одну из опор престола [Аллаха], и?я?не знаю, оживёт ли он раньше меня, либо ему воздастся
1 Другими словами не делайте этого лишь чтобы умалить их преимущество.
2 Другими словами не отдавайте мне предпочтение перед Мусой лишь чтобы принизить его.
z Рассказ об Ибрахиме? y327
за то, что он уже был поражён [в жизни, в то время, когда рассыпалась] гора [Бухари, №?2412; Муслим, №?2374].
Помимо этого, всё это не противоречит смыслу слов Проро-ка? , сообщившего, что в?Сутки воскресения он будет господи-ном потомков Адама, как не противоречит смыслу его слов: «…и?я?отложил третью просьбу до того Дня, в то время, когда я зай-му место, [занять которое] захотят все люди и?кроме того Ибра-
хим» [Муслим, №?820].
Потому, что Ибрахим? являлся лучшим из пос-ланников по окончании Мухаммада? , каждому молящемуся было ве-лено поминать его на протяжении произнесения слов ташаххуда*. Со-общается, что Ка‘б ибн ‘Уджра? сообщил:
[Однажды люди] сообщили [Пророку? ]: «О Посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам обращаться к?Аллаху с?мольбами за тебя?» [На это Пророк? ] сообщил: «Рассказываете: “О Аллах, благослови Мухаммада и?семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, воистину, Ты?— Хороший похвалы, Славный! О?Аллах, благословляй** Мухам-мада и?семейство Мухаммада, как благославлял Ты се-мейство Ибрахима, воистину, Ты?— Хороший похва-лы, Славный!”» [Бухари, №?4798].
?? ??? ???? ??? ???? ?? ???? ???? ??? ??? ????? ???? ?? ???? ???? ??? ??? ????? . ???? ???? ??? ??????? ???? ???? ??? ??????? ?? ??? ???? ???
Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Му-хаммадин ка-ма салляйта ‘аля али Ибрахима, инна-ка Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухамма-
z328 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
дин ва ‘аля али Мухаммадин ка-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-ка Хамидун, Маджид
В Коране сообщено: «…и Ибрахима, что абсолютно вы-полнил[всё, что было ему велено]»(53:37).Как указываюттолкователи, это значит, что он делал все веления Аллаха и?владел верой в?полном смысле слова, благодаря чему пом-нил и о самом серьёзном, и о второстепенном.
Толкуя слова Аллаха «И [вспомни, как] испытывал Иб-рахима Господь его[Своими велениями], а?тот делал их»(2:124), Ибн ‘Аббас сообщил:
Аллах подверг его опробованию, [возложив на него обя-занности, связанные с] очищением. Пять [из них] ка-сались головы, а?пять [других]?— тела. [Что касается] головы, [то ему было велено] подстригать усы, пропо-ласкивать рот, пользоваться зубочисткой, промывать шнобель и?делать пробор. [Что же касается] тела, [то ему было велено] подстригать ногти, сбривать волосы с?лоб-ка, делать обрезание, выщипывать волосы под мышками и?подмываться по окончании удовлетворения громадной и?малой
потребности [Тафсир Табари, т.?1, с.?572; аль-Хаким, т.?2, с.?266].
Передают со слов Абу Хурайры? , что Пророк? сообщил:
Естественными являются пять [вещей]: обрезание, сбривание волос [с лобка], подстригание усов, подстри-гание ногтей и?выщипывание волос под мышками* [Бу-
хари, №?5889; Муслим, №?257].
Из этого направляться, что искренняя вера в?Аллаха и?великие дела поклонения не мешали ему? подобающим образом сле-
z Рассказ об Ибрахиме? y329
дить за своим телом, и?всё это имеет отношение к?вели-кой хвале, что воздал Ибрахиму Аллах, Что сообщил:
«…и Ибрахима, что абсолютно выполнил[всё, чтобыло ему велено]».
Упоминание о?внешнем виде Ибрахима?
Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха? сообщил:
Мне были продемонстрированы [все] пророки, и?оказалось, что Муса похож на мужчин из [племени] шануа. Я видел кроме этого ‘Ису, сына Марьям, и?оказалось, что больше все-го он похож на ‘Урву ибн Мас‘уда. Я видел кроме этого Иб-рахима? , и?оказалось, что из всех, кого я видел, боль-ше всех на него похож ваш товарищ,?— имея в?виду самого себя.?— Я?видел кроме этого Джибрила? , и?оказа-лось, что из всех, кого я?видел, больше всех на него по-
хож Дихья1» [Ахмад, т.?3, с.?334].
Передают со слов Ибн ‘Аббаса:
[Однажды] Посланник Аллаха? сообщил: «Я видел ‘Ису, сына Марьям, Мусу и?Ибрахима. Что касается ‘Исы, то он был румян и?имел курчавые волосы и?ши-рокую грудь. Что же касается Мусы, то он был смуг-лым и?дородным». Люди задали вопрос его: «А?Ибрахим?» [На это Пророк? ] сообщил: «взглянуть на вашего товарища», имея в?виду самого себя [Ахмад, т. 1, с.?245].
1 Д и х ь я и б н Х а л и ф а а л ь — К а л ь б и — сподвижник Пророка , от-личавшийся необычайной красотой.
z330 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Первым ребёнком Ибрахима был Исма‘ил, которого роди-ла ему египтянка Хаджар. Позже Сара, дочь дяди Ибрахима, родила ему Исхака. Позже Ибрахим забрал в?жёны хананеян-ку Кантуру, дочь Яктана. Она родила ему шестерых сыновей: Мадьяна, Замрана, Шуха, Якшана, Яшбака и?шестого, имя которого не было названо*.
Затем Ибрахим женился на Хаджун, дочери Ами-на, которая родила ему пятерых сыновей: Кайсана, Сураджа, Амима, Лутана и?Нафиса.
Эти сведения приводит Абу аль-Касим ас-Сухайли в?сво-ей книге «Та‘риф ва-ль-и‘лян».
z y
Рассказ о?Луте?
Одним из ответственных событий, прошедших при жизни Ибрахи-ма? , явилось наказание, которому подвергся целый народ Лута.
Происхождение Лута?
Его полное имя?— Лут, сын Харана, сына Тариха (либо же Азара). Лут был сыном брата Ибрахима, у?которого было два брата?— Харан и?Нахур.
Народ, к?которому был отправлен Лут?
По велению Ибрахима? и?с?его позволения Лут? поки-нул то место, где остановился его дядя, и?поселился в?Содо-ме, главном городе почвы, именовавшейся Гаур-Зугар. Около этого города пребывали разные селения, а?его обитатели от-носились к?числу самые нечестивых, неверующих и?плохих людей. Они промышляли грабежами, занимались неподобаю-щими делами в?собственных собраниях и?не удерживали друг друга от совершения самых ужасных поступков. Помимо этого, они изобрели невиданную прежде мерзость и?стали заниматься му-желожством, отказавшись от дам, которых Аллах создал для Собственных праведных рабов.
z332 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Лут призывал их к?поклонению одному только Аллаху, у?Которого нет сотоварища, и?старался удерживать от все-го запретного и?мерзкого, что они творили. Но эти люди так и?остались неверными и?совершали бесправия и?заниматься развратом. За это Аллах подверг их наказанию, которого они не могли себе и?представить, и?сделал их участь поучительным примером для жителей миров и?назиданием для каждого разумного человека.
Рассказ о?Луте? в?Священном Коране
Ввиду важности всего, о?чём говорилось выше, рассказ о?Луте приводится в?целом последовательности аятов Корана. Аллах Все-вышний сообщил:
[Мы кроме этого послали] Лута, и?он сказал[людям]своего
народа: «Неужто вы[и?впредь] станете развратни-чать,[совершая]то, чего до?вас[не совершал]никто из?[обитателей]миров?
Воистину, влекомые стра-стью, овладеваете вы мужчи-нами вместо дам, а?так как
[это значит, что] вы?— люди, преступающие[все границы]!»
В?ответ[люди]его народа лишь говорили[друг другу]:
z Рассказ о?Луте? y333
«Изгоните их из вашего селе-ния! Воистину, они?— люди, каковые желают очиститься».
И?Мы спасли[Лута]и?[всехчленов] его семьи, не считая его
жены, которая оказалась[среди] оставшихся.
И?Мы осыпали их дождём[из?камней]?— взгляни же,
каков был финал для грешни-ков!(7:80–84).
Аллах Всевышний кроме этого сообщил:
Отечественные посланники,[кото-рые] принесли Ибрахиму
весёлую весть, сообщили: «Мир». Он[тоже]сказал:
«Мир», и?поспешил прине-сти им[мясо]жареного
Телёнка.
Когда[Ибрахим]увидел, что?[они]не[притрагиваютсяк?угощению], он осудил их
и?почувствовал ужас перед ними, но они сообщили: «Не опасайся! Воистину, мы отправлены к?народу Лута».
z334 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Его супруга, стоявшая[зазанавеской]1, захохотала2,
и?Мы порадовали её вестью об Исхаке, а?по окончании Исхака?— о?Я‘кубе.
Она[воскликнула]: «О,?горе мне! Неужто я[смогу]
родить, поскольку я?— старая женщина, и?супруг мой?— старик? Поис-тине, это страно!»
Они сообщили: «Неужто дивишься ты велению Аллаха?[Да пребудут]с?вами
милость Аллаха и?Его благо-словения, о?[члены]семейства[Ибрахима]! Воистину, Он?—
Достохвальный, Славный».
В то время, когда ужас Ибрахима прошёл и?к?нему пришла весёлая весть, он начал спорить с?На-шими[посланниками]о?[каре,уготованной для] народа Лута.
Воистину,[был]Ибрахим крот-
ким, смиренным и?кающимся.
1 Либо: прислуживавшая им.
2 Согласно точки зрения большинства толкователей, супруга Ибрахима удивилась тому, что он испугался гостей, что и стало причиной еЁ хохот.
z Рассказ о?Луте? y335
[Ангелы же сказали]:
«О?Ибрахим! Покинь это,
[ибо] уже [известно, что по]