и
Б Е С Е Д А
Б. ГЛАВНОГО Учредителя и СИНОДАЛЬНОГО МИССИОНЕРА “Альянса РУССКОГО НАРОДА”
И г у м е н а о. А р с е н и я.
___________
С.-Петербург.
Типография “Надежда”,
Почтамская 13
1909.
Открытое письмо.
_________________
Боголюбивейший, самоотверженный ревнитель православия, благочестия и самодержавия на святой Руси, Николай Иванович!
Считаю долгом, как миссионер Божий и основатель многомиллионнаго “Альянса Русского Народа” выразить тебе и сподвижникам твоим молитвенные пожелания: да ниспошлёт вам Господь всемогущий творческое Собственное благословение на обильно нужные для отчизны труды ваши во славу Божию, во упрочнение Церкви Христовой, во утверждение баз её и в развитие патриотизма народного. Просматривая брошюры и твои журналы, я с искренней эйфорией сердечной вспоминаю слово премудрости: “заступаяй же праведных той возсияет”(Притч. 11, 28).
Господь прославляет защитников Его славы и чести и жестоко наказует порочников, дерзающих отметать благодатную и всемогущую силу Божию, обитающую в праведниках.
Сообщено: “ругается гражданом лишенный разума” (Притч. 11, 12).”Убьёт безбожника зло и ненавидящие праведника погибнут” (Пс 33,22).
Всякое животное обожает подобное себе: птицы, рыбы, насекомые по родам планируют, тако и человек прилепляется ко искреннему собственному. Господь заявил, что мир собственная обожает, а праведников от мира не обожает, поскольку миродержец тьмы — диавол внушает безнравственному миру ненавидеть праведников, всячески порочить и гнать их дабы имя Божие не прославлялось чрез них; диавол подвизает собственных аггелов зла истреблять праведников от Среды нечестивцев, о чём предсказано:”Яко се врази твои возшумеша, говорит пророк: и ненавидящие Тя воздвигоша главу. Но люди твоя лукавноваша волею и совеща на святыя Твоя. Реша: приидите и потребим я от язык и не помянется имя Израиля к тому”(Пс 82, 3 — 4).
Дорогой Николай Иванович
Ты трудишься Господеви по свяшенному завету отечественных русских предков, смело ревнуешь о защите истины и чести друзей Господних по слову Божию: ”Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их» (Пс 138,17).
Ты благовествуешь дела праведников, повинуясь глаголу премудрости: ”да не потребится благая их, и слава их в роды их» (Прем 45,31).
Творец вселенной оправдал похвалу твою и по отшествии кНему праведника о. Иоанна Кронштадтскаго, Святая истина возсияла паче солнца для чад света. Но чада тьмы ещё глубже опускаются во невежества и мрак заблуждения; они как ночные птицы, слепнут от броского света Божией премудрости и славы, не разумеют великих чудес Господних: потому что говорит Пророк: ”недостойны разуметь их”. Не всем они открыты, а лишь избранным, по слову Иисуса Христа: ”вам дано имеется разумети тайны Царствия Небеснаго, онем же не дано имеется” (Мф 13,11), тем избранным, которым обещает Господь: ”верному всю землю достаток, неверному же ниже пенязь” (Прит 17,6).
Святыня не доверяется псам и не открывает им Всевышний разума к познанию её. Сообщено: ”да возмется нечестивый, да не видит славы Господни” (Иса 26,10). Нечестивые порочат святых, а потому Господь и не открывает им славу Собственную. Потому что ”во устех нечестивых сеть гражданом” (Прит 11,9).
В случае, если за оскорбление земных граждан установлено законное наказание, то и за оскорбление небесных Господь не милует.
Богоизбранный защитник всеми чтимаго праведника, Николай Иванович,
25 января этого года, я приехал в Санкт-Петербург и очень был обрадован печатными сообщениями твоими о многоразличных чудесах Господних проявляемых у гробницы о. Иоанна Кронштадтского, но встретились мне бесы в образе людей отвергающие истину этих чудес. Тогда, дабы укрепить собственную веру, я решился самолично изучить описание чудес и побывал у некоторых лиц, взявших исцеления. Устные рассказы исцелённых ещё более пополнили твои описания и в полной мере убедили меня.
Господь внушил мне лично благодарить тебя за твои великие заслуги в честь праведника о. Иоанна Кронштадтского, помогавшего собственными всесильными молитвами и моему делу борьбы духовной с проклятой ересью Фаррара. Дорогой Батюшка одобрил все мои письменные творения и словесные проповеди против данной ереси.
Приношу тебе ещё раз искреннюю сердечную признательность за твою храбрую борьбу с безбожием, нечестием, крамолою и ересью.
Да окажет помощь тебе Господь сил и да прославит тебя Царь Славы!
Твой смиренный молитвенник.
Игумен Арсений.
—————-
Глава 22-я
Беседа бывш. Синодального миссионера
И главного соучредителя “Альянса Русского Населения” украины о. Арсения в помещении Александро-Невского отдела
(Спб. Лиговка, 153)
Апреля 1909 г.
Сейчас я желаю побеседовать с вами, любимые слушатели, о двух событиях, поделённых между собою 19-ю столетиями, но сходственных по характеру взаимоотношений к ним падшего человечества.
Милосердный Всевышний, дабы искупить людей от смерти и греха, отправил на землю Единородного Сына Собственного, Господа отечественного Иисуса Христа; в противном случае сообщить, премудро воплотился в человеческий образ и жил 33 года в Палестине среди иудеев, пребывавших тогда под властью нечестивых язычников-римлян. Благовествуя Евангелие Царствия Божия, Христос завлекал к Себе множество народа, поучал его, исцелял больных, творил дивные чудеса и тем возбудил зависть между первосвященниками, законниками, книжниками, старейшинами и фарисеями народными. Грозные обличительные проповеди Спасителя обращённые к этим лицам, не вразумили, но озлобили их. Хотя погубить Иисуса Христа, неприятели забрали Его, отвели на судилище, оклеветали через лжесвидетелей, говорили: ”Он раздражает народ, уча по всей иудее» (Лук 23,5), «Он развращает народ отечественный и запрещает платить подать Кесарю” (Лук 23,2), именовали злодеем: ”Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин 18, 30), обманщиком: ”обманщик тот ещё в живых сообщил: ”по окончании трёх дней воскресну”(Мф 27, 63), богохульником: ”Вы слышали святотатство, как вам думается? Они же все признали Его повинным смерти” (Мк 14,64); « тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам Христос, кто ударил Тебя” (Мф 26, 67 — 68); после этого распяли на кресте, сообщив Пилату: ”Кровь Его на нас и на детях отечественных” (Мф 27, 25). «Пилат знал, что первосвященники предали Его из зависти» (Мк 15, 10).
Последователей учения Иисуса Христа иудеи прозвали галилеянами, проклинали как богоотступников, отлучали от синагог и всячески преследовали
По вознесении Господнем, было воздвигнуто в различное время 10 ужасных преследований христиан, их подвергали заключению в темнице, мучительным мукам и смертной казни за имя Христово. Спустя 19 столетий затем, в наш век пагубной власти жидовскаго кагала, крамолы и безбожия, Господь отправил к нам избранника собственного, великого праведника, молитвенника и чудотворца о. Иоанна Кронштадтского собрать Христово стадо воедино, спасти заблудших и возвестить безнравственному миру о близости страшнаго суда.
Являя собою неподражаемый пример веры, надежды, любви, подвижничества и благочестия в течение 53-х летней пастырской деятельности, о. Иоанн Кронштадтский был подлинным носителем Всевышнего-Слова, по обетованию Иисуса Христа: ”Кто обожает Меня, тот соблюдет слово Мое; и Папа Мой возлюбит его, и мы придём к нему и обитель у него сотворим” (Ин 14, 23).
К о. Иоанну кроме этого стекались народы со всех финишей мира, кроме этого приобретали через него утешения и всякую помощь, и облегчения, и успокоения, и исцеления, и кроме этого просвещаясь Божественным Словом Истины, исходящей из златых уст его, обращались в Лоно Святой Православной Церкви Христовой. Я сам лично много раз удостоивался душеспасительных собеседований с дорогим батюшкой, много раз приобретал от него умные наставления, обещания молитвенной помощи и благословения на тернистый миссионерский подвиг для самоотверженной борьбы с крамолою и нечестием. Я искренно и жёстко уверовал, что в о. Иоанне обитает Господь, всемогущая благодать Которого не покинула и по финале святой души честное тело праведника. Это подтверждается и сейчас множествам прекрасных исцелений у гробницы его.
Глобальная слава о. Иоанна Кронштадтского кроме этого возбудила зависть в лукавых сердцах большей части отечественного духовенства; а честные обличения в его сочинениях и проповедях, направленные против лжепастырей и неверующих интеллигентов-прогрессистов, заражённых учением Льва Толстого, Фаррара, Ренана и других еретиков, возбудили неприязнь и неприязнь.
Вот я приведу вам маленький отрывок из книги дорогого батюшки “Моя жизнь во Христе”. “Самое страшное для человека нечестивого — это оставление его Всевышним, которое претерпел на Кресте за нас Сын Божий, в то время, когда возгласил: ”Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня покинул” (Мф 27, 46).
Этого оставления не так долго осталось ждать, безповоротно и нераскаянно достигнет Лев Толстой и все сочувствующие ему. Они все отправятся в вечную погибель, потому что Сын Человеческий пришёл взять и спасти погибшее, (Лк 19, 10) и для этого пострадал и погиб. Горе Толстому и толстовцам — их ожидает скрежет и вечный огонь зубов.
Мы должны уяснить себе, за что особенно строго будут делаемы выводы христиане? За то что не уверовали, как должно в Сына Божия Спасителя собственного, и в Его Евангелие, и не выполняли Его заветов, за то, что воспитатели юношества пренебрегали базой воспитания — верою Христовою и не положили её основа в великом деле воспитания христиан — парней, рождённых от Всевышнего в крещении; пастыри дадут ответ в собственном нерадивом пастырстве; писатели дадут ответ в неверии Евангелию, как откровению Божию, и в том, что вычисляли его книгою людской, а не Божественным Откровением, дадут ответ в превратном истолковании Евангелия, неприятном смыслу Духа Христова, как толковал Лев Толстой”.
Отца Иоанна Кронштадтского кроме этого всячески злословили устно и печатно, возводили на него самую хулу и грязную клевету. Богодухновенное учение хорошего пастыря стада Христова именовали сектантским а последователей этого учения прозвали “Иоаннитами”, забыли, что ”кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения во век, но подлежит он вечному осуждению” (Мк 3, 29).
Сейчас, любимые братие, в то время, когда праведность о. Иоанна Кронштадтского по отшествии его ко Господу утверждена в народном мнении Высочайшим Рескриптом Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Правителя Императора отечественного Николая Александровича на имя Петербургского митрополита Антония, от 12 января этого года, я побеседую с вами о — так называемых — иоаннитах.
Практически все современные учёные, епархиальные миссионеры и пастыри, основываясь на еврейских газетах громогласно заявили подлинных почитателей о. Иоанна Кронштадтского и последователей Евангельского учения — еретиками, вредными сектантами хлыстовского направления. Не сообразили “умные и разумные”, что этим они оскорбляют Всевышнего и Его верного служителя прославленного и прославляемого дивными чудесами Божиими, великого праведника над которым исполнилось слово Апостола: ”И сейчас как и в любой момент, возвеличится Христос в теле моем, судьбой ли то, либо смертью. Потому что для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение” (Флпс.1, 20-21).
Многих лиц, взявших исцеления от гробницы праведника о. Иоанна, я самолично проверил и, со опасством испытавши все их заявления, убедился в неоспоримой истине; а потому со всяким дерзновением по званию монашества и моего священства заявляю всему православно-христианскому миру о том, что в Бозе почивший всеми чтимый праведник о. Иоанн имеется великий Чудотворец, прославленный Господом Всевышним, как при жизни, так и по блаженном успении.
Осуждают иоаннитов за то, что кое-какие из них в простоте собственного разума и сердца вычисляют о. Иоанна Всевышним во плоти.
К этому необходимо относиться очень с опаской; нужно отыскать в памяти о Главе веры отечественной Господе Иисусе Христе, Что тайну Собственного воплощения сокрыл от умных, а простосердечному и благочестивому народу открыл “тайну, сокрытую от родов и веков, сейчас же открытую святым его” (Кол 1, 26).
Из ветхозаветной истории мы знаем, что “Господь сообщил Моисею: наблюдай, Я поставил тебя Всевышним фараону; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком” (Исх 7, 1).
Сейчас перейдём к Новому Завету.
Апостол Павел говорит верующим: ”испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте. Либо вы не понимаете самих себ,я что Христос в вас? Разве лишь вы не то, чем должны быть” (2 Кор 13, 15); потому что, по глаголу Спасителя: ”Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем” (Ин 6, 56), — в каждом православном христианине, удостоившемся св. Причастия, пребывает Господь, пока причастник не впадёт во искушение и не осквернится грехом. Но праведник — безукоризнен, следовательно, и являет собою Божию обитель, т. е. Всевышнего во плоти.
“Да онемеют уста лживые, каковые против праведника говорят злое с презрением и гордостью” (Пс 30, 19).
Дабы усугубить фальшивое понятие об иоаннитах, неприятели Православия, в угоду еврейскому кагалу, распустили в народе гнусную молву о болящей рабе Божией Порфирии, чтимой якобы иоаннитами, страшно вымолвить, за Богоматерь . Я лично задавал вопросы об этом о. Иоанна и он сообщил мне, что это неправда, что никакой секты иоаннитов в конечном итоге не существует и что Порфирия Ивановна Киселёва — благочестивая девственница, полностью отдавшаяся служению добрым делам и Господу. Потом я выяснил, что для многих раба Божия Порфирия была матерью во Христе, многих облагодетельствовала и собственным примером поставила на подлинный путь душевного спасения.
Как в первые века христианства на учеников Христовых ”галилеян” были воздвигнуты преследования так и в последний век совремённые фарисеи и книжники — лицемеры воздвигли преследование “иоаннитов”, обливая их грязью еврейской клеветы, (Ин 16, 2).
Еврейский кагал осознал, откуда угрожает ему громаднейшая опасность, он заметил, как скоро начинается подлинное православие на первобытных начатках апостольских времён и как стали укрепляться расшатанные устои св. Православной Церкви — единственной защитницы России и Самодержавного Царя. Страшно стало кагалу за собственное могущество и он разрешил войти в движение все затаённые пружины, дабы через духовные власти мешать распространению в населении украины о. Иоанна Кронштадтского и духовно-нравственных творений, дабы предать иоаннитов если не анафеме, то отлучению от Церкви, дабы остались в храмах лишь фарисеи и современные книжники.
Я не могу оспаривать, что между иоаннитами видятся недостойные а также преступные люди… так где же их нет? Так как и между Ангелами был сатана, и между Апостолами Иуда предатель, и между отечественными союзниками имеется изменники… В семье не без урода. Таких уродов — самозванцев иоанниты чуждаются, и сам о. Иоанн таковых изобличал, прогонял, а также проклинал, но подлинных духовных чад собственных благословлял и каждый день причащал.
Отечественные пресловутые самосудьи кроме того благословенных о. Иоанном духовных писателей защитников истины — Н.И. Большакова и В.Ф. Пустошкина вычисляют не только сектантами, но главарями секты, и плетут о них различные небылицы.
Я знаю лично обоих и молю Всевышнего, дабы Он даровал Православной Церкви побольше таких ревнителей, а России и Самодержавному Царю — таких верных слуг, как Большаков и Пустошкин.
Изо всех моих собратий — миссионеров лишь один выступил воткрытую печатным словом в защиту иоаннитов, — С.-Петербургский епархиальный миссионер Д.И. Боголюбов, издатель особенной брошюры под заглавием: «О так называемых иоаннитах в русском народе”. Этот выдающийся справедливостью, способный и умелый миссионер наглядно изучил верования, образ судьбы и литературу иоаннитов; он кроме этого не отыскал в них ничего сектантского и вредного, а напротив, заключает собственную брошюру такими словами: “В иоаннитстве Церковь Православная отыщет не неприятеля себе, а пламенного поборника и союзника за все отечественные исторические христианские святыни”.
Иудейские власти были окружены сектантством: фарисеями, самарянами, саддукеями и другими, но на зловредность учения их не обращали никакого внимания, а на последователей Иисуса и невинных почитателей Христа наблюдали с непримиримою злобою и отправляли уполномоченных лиц избивать всех христиан. ”Савл же еще дыша убийством и угрозами на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, дабы кого отыщет последующих сему учению, и женщин и мужчин, связав, приводить в Иерусалим” (Дн 9, 1-2 ).
И отечественные современные власти, окружённые ересями: фарраровцов, толстовцев, масонов, штундистов, баптистов, адвентистов и многими вторыми числом свыше сотни не только не обращают на эти зловредные учения никакого внимания, а кроме того потворствуют широкому распространению их по лицу почвы русской, в то время как на невинных и благочестивых иоаннитов — подлинных православных христиан, почитателей и чудотворца великого и последователей праведника Господня о. Иоанна Кронштадтского, в угоду еврейскому кагалу, взирают с злобою и презрением и всячески гонят их.
С 1897 года и по сие время, по выпавшему мне жребию от лица Божия, веду я постоянную духовную борьбу с несправедливыми судиями о.Иоанна Кронштадтского и его почитателей, и сейчас в защиту истины и во обличение лжи, как перед Всевышним обязан сообщить: подобно иудейским законникам, клеветавшим на Его последователей и Иисуса Христа, отечественные законники поступают довольно иоаннитов и дорогого батюшки. Сейчас кроме того не разрещаеться в некоторых органах печати разглашать о прекрасных исцелениях от гробницы праведника.
Всё это совершается по влиянию треклятого еврейского кагала.
Да будут прокляты еврейские рабы — христопродавцы, клеветники, гонители и хулители почитателей о. Иоанна Кронштадтского, этих Самодержавия и истинных ревнителей Православия, верных и родных чад многострадальной России!
Гибнет у нас Православие; на клочки рвут его крамольники нечистыми руками собственными.
Иоанниты первыми выступили на защиту попираемой святыни и, не обращая внимания на все козни нечестивцев, смело распространяют слово Божие и верность Царскому Престолу, являя собою поучительный пример благочестия. Отечественные современные миссионеры сложили собственное оружие к ногам еретиков. Да и не мудрено. Учение Фаррара, Толстого, Ренана и других адских знаменитостей пробрались к нам в духовные академии и семинарии, свили прочное гнездо и передают будущих церковных иерархов. Откуда же возможно ожидать спасения подлинному Православию, как ни от несложного избранного народа: ”Потому что написано: погублю разум и мудрость мудрецов разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века его? Не обратил ли Господь мудрость мира этого в сумасшествие? Потому что в то время, когда мир собственной мудростью не познал Всевышнего в премудрости Божией, то благоугодно было Всевышнему юродством проповеди спасти верующих. Потому что и иудеи требуют чудес и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа Распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов сумасшествие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; в силу того, что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие посильнее человеков. Посмотрите, братие, кто вы призванные, не довольно много из вас умных по плоти, не довольно много сильных, не довольно много добропорядочных; но Всевышний избрал немудрое мира, дабы посрамить умное, и немощное мира избрал Всевышний, дабы посрамить сильное, и незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее избрал Всевышний, дабы упразднить значущее, — чтобы никакая плоть не хвалилась пред Всевышним” (1 Кор 1, 19-29).
Сейчас, кстати, побеседуем о отечественной Православной миссии.
Господь создал два светила: солнце и луну, как вещественные прообразы духовных светил: пророчества (солнце) и пастырства (луна). Пророки, избранники Божии, возвещали людям волю Господню, а пастыри — от человек — возносили ко Господу жертвоприношения, моления, поклонения и благодарения. В случае, если светила небесные взяли начало от Всевышнего, и человек не имеет возможности переделать их по собственному усмотрению, то кольми паче дерзнёт переделывать на собственный лад светила духовные и тем противоречить Всевышнему.
Во времена Моисея все вещи либо предметы скинии устраивались не на время, но навечно, по слову Господню: ”сие всегда и законно да будет Вам.
Законом Божиим строго воспрещается прелагать заветы вечные, под страхом вечной казни. Надав и Авиуд, сыны Аароновы забрали любой собственную кадильницу и положили в них огня и положили в него курений и принесли пред Господа пламя чуждый, которого он не приказал им, и вышел пламя от Господа, и сжёг их, и погибли они пред лицем Господним, (Лев 10, 1-2).
В чин служения пророческого избирались лица от Всевышнего и в служении Всевышнему.”Всевышний многократно и многообразно сказавший издревле отцам в пророках, в последние дни сии сказал нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через которого и веки сотворил” (Евр 1, 1-2).
В чин служения пастырского избирались лица от человек и в служение для человек, для выполнения треб. Апостол говорит: ”Потому что каждый первосвященник, из человеков выбираемый, для человеков поставляется на служение Всевышнему, дабы приносить жертвы и дары за грех» (Евр 5, 1).
Миссионерство же установлено от Иисуса Христа не по чину пастырскому, а по чину пророческому; и Сам соучредитель миссии Господь отечественный Христос, на протяжении Собственной жизни, проходил служение для верных не по чину пастырскому, но по чину пророческому, не за служителя и пастыря алтаря признавал Его народ, а за пророка.
Учеников Себе Он выбирал не по чину пастырскому, а по чину пророческому от простонародных мужей, рыболовов Галилейских, о чём и пророки предвещали: ”Вот я отправлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а позже отправлю множество охотников и они погонят их со всякой горы и со всякого бугра и из ущелий скал”. (Иер 16, 16). И будут находиться подле него рыболовы от Ен-Гадди Еглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в собственном виде и, как в громадном море рыбы будет очень довольно много” (Иез 47, 10).
В святом Евангелии сообщено: ”проходя недалеко от моря Галилейского, Он заметил двух братьев Симона именуемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; потому что они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они в тот же миг, покинув сети, последовали за Ним. Оттуда идя потом, заметил Он вторых двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети собственные, и призвал их. И они в тот же миг, покинув отца и лодку собственного, последовали за ним” (Мф 4, 18-22).
Избранным Своим заповедал Господь отречься от мира, родства, богатства, супружеской жизни, и сообщил им: ”Кто обожает отца либо матерь более, нежели Меня, не хорош Меня; и кто не берёт креста собственного и следует за Мною, тот недостоин Меня”. (Мф 10, 37-38).
Миссия выше Храма, в силу того, что она получает народ, а храм купленных выручает. Кроме этого и евангельские миссионеры — выше пастырей пред Всевышним, как получающие новых участников к Церкви. Как Божественное Евангелие нереально отвергнуть, переделать либо заменить вторыми основаниями, — не от людской науки устроена Евангельская миссия, но от Всевышнего; исходя из этого все верные должны благоговеть перед нею, как перед Божественным учреждением. Сообщено: ”Яже Всевышний святый совеща, и кто разорит”… Апостол, описуя о собственном Апостольском служении и о миссионерском учреждении говорит: ”Основания бо иного никтоже может положити, паче лежащего, еже имеется Христос” (1 Кор 3, 11). В случае, если Господь создал Евангельскую миссию на одних избранных от мира, то чей дух внушил современным отечественным иерархам отвергнуть это основание Господне и создать миссионерское дело на вторых лицах, не на избранниках от мира? Не исполняется ли на этих иерархах слово апостола: ”Потому что не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность они не покорились праведности Божией” (Рим 10, 3).
Господь отечественный Христос говорит о таковых: «Нелюбящие Меня не выполняют слов Моих” (Ин 14, 24). А так как иерархи знают и разумеют слова Божии, но не желают принять, сообщил Господь: ”Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я сказал, оно будут делать выводы его в последний сутки” (Ин 12, 48).
Все те иерархи, каковые дерзнули учреждать Евангельскую миссию не на избранниках от мира, но на собственных мирских лицах, будут строго делаемы выводы за отвержение основных баз Евангельской миссии. Как мирскому лицу нереально восхитить сан священника, а священнику нереально восхитить служение пророческое, так мирскому лицу не должно восхищать чин служения избранников от мира, т.е. миссионерский чин, пред которым и св. Ангелы благоговеют: Ангелы не восхищали этого служения, а повелевали людям обращаться к избранникам от мира. Ангел явился к сотнику Корнилию и повелел ему призвать Апостола Петра, что и научил Его Вере. (Дн 10, 46). Ангел Господень повелел Апостолу Филиппу, научить каженника вере во Христа. (Дн 8, 35). В то время, когда Апостолы были заключены в темницу, то Ангел выпустил их из темницы и повелел поучать народ (Дн 18, 21).
Из этого ясно, что кроме того Ангелы не восхищали чин учительства избранников Божиих от мира и что данный чин обязан всегда существовать в Церкви Христовой. Являлись прообразом основания Евангельской Миссии от неучёных людским наукам лиц нетёсанные камни, на которых устраивался Алтарь Господень.
Сам Господь строго воспретил Моисею полагать тёсанные камни. (Исх 20, 25).
От людской науки люди теряют собственную простоту, послушание и смирение. Неучёные рыбаки от одного слова, призывающего их, покинули ловитву рыб, мир, собственных своих родителей и пошли за Господом, а учёный Савл иным путём призван был на апостольство. Господь Своим суровым явлением обличил и ослепил его и лишь этим прекрасным поражением уврачевал гордую, учёную душу Савла, что сознал немощь собственную и покорился Господу.
Итак, тяжело отыскать среди высокообразованных смиренную несложную, безхитростную душу: тщеславие наук оскверняет её, и, по слову Иова, — тяжело единорога сильного приучить к работе — кроме этого тяжело и учёного приучить к любви и христианскому смирению к ближнему.
Более 50 лет прохожу я миссионерское служение в РФ. Был наставником многих епархиальных миссионеров, но не обнаружил между ними способных к миссионерскому служению. Тяжело, кроме того нереально, при современной науке отыскать такое учёное лицо, которое бы превратилось из Савла в Павла, имело возможность бы в нищете, без жалованья проходить многоскорбное миссионерское служение, а такими Савлами, каковые лишь за жалованье, да и то — “спустя рукава”, проходят миссионерское служение, переполнена вся Российская Федерация.
В подтверждение всего сообщённого привожу следующие неоспоримые доказательства.
1) В 1880 годах, по открытии в РФ новых ересей Пашкова и штунды не нашлось у нас практичных миссионеров, могущих бороться с этими ересями. Они как два лютые пожара охватили многие губернии, и для противодействия им члены Синода в 1884 г. стали причиной меня со Св. Горы Афонской:
2) По прибытии моём в столицу и открытии бесед с сектантами о плодотворных моих трудах определили многие епархиальные архиереи и начали приглашать меня в собственные губернии для борьбы с разнообразные сектанством, и и для управления миссионерами.
3) В 1890 г. столичные сектанты преподнесли проповедникам и столичным миссионерам 8 собственных вопросов и просили, дабы оо. миссионеры дали им ответы на их вопросы, а о.о. миссионеры кроме того в печати дерзнули заявить, что словно бы бы в св. Писании нет буквальных ответов на эти сектантские вопросы; по какой причине члены Синода препоручили мне написать ответы (см. Церк. Вестн. за 1890 г. № 51 и за 1892 г. № 40).
4) В 1902 г. мною было передано в Синод через Епископа Новгородского Гурия 130 сектантских вопросов, дабы Синод вручил их своим миссионерам для написания ответов, поскольку для этих нерешимых вопросов народ совращается. Члены Синода в продолжении 3 лет предлагали эти вопросы многим миссионерам, но никто из них не имел возможности ответить. Позже вопросы были возвращёны мне через того же епископа Гурия, что сказал мне, что так как члены Синода не нашли ответчиков, то и просят меня как практика, опытного Св. Писание, написать ответы.
Рассудите, всяк разумный: в случае, если их епархиальные миссионеры не смогут написать ответов на предложенные им вопросы, то смогут ли они открывать публичные беседы с сектанством? Долгой практикой моей изучено, что фактически от таковых миссионеров умножились в РФ сектанство и расколы.
5) В 1897 г. в то время, когда я определил о революционном, фарраровском учении, которым около 30 лет отравлялись все духовно-учебные заведения и вышел на публичное изобличение этого зла, то духовное ведомство строго запретило мне изобличать его в столице.
6) Я выписал многие ереси из книг Фаррара и разослал всем епархиальным архиереям, просил прийти мне на помощь, но никто из них не отозвался на мой призыв.
7) Перед началом революции я два раза отправлял собственные воззвания к тем же епископам дабы запретили распространять лжеучения Фаррара в РФ, но они кроме этого покрылись молчанием.
В 1905 г. от числа столичных проповедников и миссионеров явились священники Георгий Гапон, Петров и с ними 32 иерея. Они открыли всегубительную революцию. Кровь полилась рекою… и тогда из духовенства никто не вышел на защиту Царской власти. Княгиня Мария Августовна Лобанова-Ростовцева и бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблер усердно просили пред духовной властью, дабы по просьбе народа разрешили мне, как синодальному миссионеру, открывать публичные беседы на фабриках для упрочнения любви к Отечеству и Царю, но духовная власть и это ходатайство не уважила, не дала мне вести беседы с расстроенным народом; гапоновские же пропагандисты переполняли всю столицу, возбуждая народ к революции, и никто не воспрещал им.
9) Выписи ересей с краткими опровержениями их три раза передавал я в духовный цензурный комитет, но цензура не дала печатать, а второй перевод книги Фаррара от иерея Фивейскаго разрешила….. Фактически, для подкрепления революции.
10) 1905 г. 12 октября, Господь положил мне благую идея оказать противодействие революции открытием “Альянса Русского Народа”. Эта идея тот час же была мною заявлена собранию русских людей, между которыми находился некто глубокоуважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили моё предложение, и по чину св. Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинскою Богоматери. С неприятными слезами просили мы у Царицы и Царя Небесной благословения на открытие альянса. Молитва отечественная была услышана. Забранный мною билетик был с благословением. Затем мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию альянса. Все мои почитатели с любовью торопились присоединиться к нам и кстати — Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в главы. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, отечественный альянс скоро стал разростаться и привлёк миллионы действительно русских людей со всей России. Моими обвинителями не принято во внимание моё более пятидесятилетнее безпорочное и плодотворное служение на должности общероссийского миссионера, как ревностного защитника Царского Самодержавия, и не возбудила сострадания и ожесточённая заболевание моя — ревматизм в ногах, и я сослан был неизвестно за что в Соловки. В случае, если же делать выводы по совести, меня привёл к святейшему Синоду со святой горы Афонской для борьбы с сектанством, и в случае, если я был потом ненужным, то должны были отпустить меня обратно на Афон в мою обитель, где я принял монашество. Со мною поступили иерархи кроме этого несправедливо, как в прежнее время с преподобным о. Антонием Киевским, которого прогнали из России на Афон, либо как с преподобным Максимом Греком, которого сослали в крепость, где он мученически скончался. Прошу войти в положение всего сообщённого мною и рассудить о том — кого сейчас Синод награждает: верных ли Царю Небесному и земному, либо изменников? Это нерешимый для меня вопрос.
Игумен Арсений.
Глава 23-я