Раздел 9
принципы и Законы общения
Национально-культурная специфика речевого поведения
1. Законы речевого общения
2. Русское коммуникативное поведение глазами чужестранцев
Законы речевого общения
Современная коммуникативная лингвистика исходит из того, что в совокупности языка, а также в коммуникации (в общении) действуют определенные законы. Законы эти связаны как с закономерностями процесса самой коммуникации, так и с психотерапевтическими изюминками говорящих людей. Законы эти детально обрисованы в книге И.А. Стернина «Введение в речевое действие». Тут рассматриваются самые важные из них.
1. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей
Чем продолжительнее говорит человек, тем больше невнимания и нетерпения проявляют слушатели.
Продолжительность выступления | Продолжается | Воспринимается как |
Первые 10 мин. | 10 мин. | 10 мин. |
Вторые 10 мин. | 10 мин. | 20 мин. |
Третьи 10 мин. | 10 мин. | 30 мин. |
Неспециализированная продолжительность | 30 мин. | 60 мин. |
В случае, если желаете, дабы вас слушали, рассказываете коротко.
2. Закон падения интеллекта аудитории с повышением ее размера
Чем больше людей вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории. Эффект толпы:в то время, когда слушателей довольно много, они начинают хуже соображать, не смотря на то, что персональный интеллект каждого сохраняется.
3. Закон коммуникативного самосохранения
Человек в общении старается сохранить достигнутое им сейчас коммуникативное равновесие, причем на подсознательном уровне. Новая, непривычная мысль в большинстве случаев отвергается. Люди пропускают мимо ушей данные, которая противоречит уже сложившемуся точке зрения (Да, но я все равно считаю, что ….). Совет, этот в присутствии посторонних, постоянно воспринимается как упрек. Изучения говорят о том, что от публичной критики 10% людей начинают трудиться лучше, 10% начинают трудиться еще хуже, 80% приходят в раздражение от самого факта критики и переносят это раздражение на осуждающего и на окружающих.
4. Закон ритма общения
молчания и Соотношение говорения в речи каждого человека – величина постоянная. Это значит, что каждому человеку нужно в сутки определенное время сказать и определенное время молчать. Средняя норма — 1 час говорения на 23 часа молчания. Личный ритм общения как бы «заложен» в человеке и требует соблюдения. В отечественном сознании установлен внутренний счетчик: ты переговорил, нужно собрать норму молчания, и напротив. Имеется профессии, где люди всегда переговаривают: учителя, переводчики, юристы, вузовские учители, доктора и др. Эти люди нуждаются в систематическом отдыхе от общения. У мужчин норма говорения в среднем ниже, чем у дам, исходя из этого дома они стараются «выключиться» из общения.
говорения и Национальная специфика молчания проявляется в том, что имеется народы, у которых потребность в говорении относительно низка: финны, эстонцы, шведы, норвежцы. Русские люди относятся к народам с громадным количеством словесного общения.
5. Закон речевого самовоздействия
Словесное выражение идеи либо эмоции формирует эту идею либо чувство у говорящего. В случае, если человек собственными словами растолковывает что-либо собеседнику, он сам лучше понимает суть говоримого. На этом законе основана аутогенная тренировка – словесные команды, отдаваемые человеком самому себе: «Я спокоен, у меня хорошее настроение».
6. Закон доверия к несложным словам
Чем несложнее твои слова, тем больше тебя знают и лучше верят. Обращение к несложным истинам — база популизма в политике. Популисты обращаются к несложным вопросам, каковые тревожат людей
7. Закон притяжения критики
Чем больше вы выделяетесь, тем больше о вас злословят и осуждают ваши действия. Это объективный закон, и бессмысленно на него обижаться. Все, что выдается и отличается, завлекает внимание и делается предметом дискуссии. Обычна попытка приблизиться к великим, обсуждая их недочёты и тем самым ставя на одну доску с собой (ср. ветхий анекдот, в то время, когда одна мать говорит второй:«Мой сын – как Ленин, из колонии в колонию»).
8. Закон самопорождения информации в группе общения
При недостатке информации в какой-то группы эта информация самопорождается в рамках группы.Слухи–это реакция на отсутствие информации, исходя из этого правилом начальника коллектива должно быть предоставление своевременной информации по волнующим людей вопросам.
9. Закон ускоренного распространения негативной информации
Негативная, пугающая, талантливая повлечь трансформации в положении людей информация распространяется стремительнее, чем хорошая информация.
Хорошее скоро принимается за норму и перестает обсуждаться. Обсуждение негативной информации – рвение избавиться от страха перед ней.
10. Закон искажения информации при ее передаче
Каждая информация, передаваемая в группе общения, искажается в ходе передачи. Искажения происходят благодаря субъективной интерпретации информации каждым следующим человеком, ее приобретающим. Изучения по менеджменту говорят о том, что от начальника к подчиненному доходит и верно понимается 25% информации, а снизу вверх от работника к начальнику доходит всего 10% неискаженной информации.
11. Закон детального дискуссии мелочей
Люди охотнее сосредотачиваются на дискуссии малых вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем дискуссии ответственных неприятностей. Особенно довольно часто это происходит при коллективном дискуссии, т.к. по небольшим вопросам (устраивать ли один либо два перерыва между совещаниями) у каждого имеется собственный мнение, а при ответе ответственных вопросов люди опасаются показать отсутствие особых знаний и исходя из этого в дискуссию не вступают.
12. Закон речевого поглощения чувств
При связном рассказе о переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает.В случае, если человек связно и говорит о собственных проблемах, то по окончании рассказа сочувствующему слушателю малоприятная чувство практически исчезает –слова, как губка, впитали ее.