Мы разглядим литургические темы и суббот богослужения Великого и особенности воскресений поста. Перед тем как приступить к рассмотрению этого материала, а оно будет по большей части носить описательно-иллюстративный темперамент, мы попытаемся поразмыслить над тем методом, что начертан нам богослужебной судьбой Церкви Великим постом. Еще в прошлых главах, касающихся богослужения будних совершения Великого Евхаристии и дней поста в течение Великого поста, мы обращались к проблеме поста и Евхаристии, которая так светло есть нам в устроении богослужебной судьбе Церкви.
Мы сначала говорили о том, что Евхаристия есть центром всей богослужебной жизни Церкви. Мы говорили о Евхаристии как о “печати,” запечатлевающей участие во всех таинствах Церковных, и как об источнике, цели и вершине богослужения времени, связанного по самому собственному названию и содержанию с временами и сроками. И вот это знание о Евхаристии как о центре богослужебной судьбе останется для нас теоретическим и чисто умственным, в случае, если мы не постараемся любой раз, в каждом особом вопросе, что мы разглядываем в курсе Устава, понять и ощутить единство и гармонию устроения работ синаксарных (вечерни, утрени, часов) и того, как в данный сутки совершается Божественная литургия, в каких богослужебных формах есть нам в данный сутки таинство Евхаристии. Уже заблаговременно мы должны высказать предположение, что все это должно существовать в каком-то единстве, в каком-то согласии. В случае, если это центр, значит, все другое с этим связано, как-то от этого зависит и есть методом, что обязан нас привести конкретно к той литургии, которая назначена для этого дня: либо это литургия Василия Великого, либо литургия Иоанна Златоуста, либо литургия Преждеосвященных Даров. И богослужение каждого дня Великого поста имеет совсем особенный вид, в зависимости от того, совершается ли литургия в данный сутки и какая литургия совершается. Одно дело – богослужение понедельника, в то время, когда литургии нет, другое дело – работа, которая предшествует литургии Преждеосвященных Даров, совсем особая работа под воскресные дни, и ни на что не похоже богослужение субботы.
Помимо этого, на данный момент, в то время, когда мы приступим к рассмотрению памятей, т.е. событий, суббот Великого и воспоминаний недель поста, мы столкнемся, в первую очередь, с тем, что каждое воспоминание, любая память имеет в полной мере определенную историю собственного происхождения, какие-то обстоятельства, какие-то кажущиеся внешними исторические случайности и, помимо этого, различное время происхождения. Так, время от времени говорят, что такая-то память появилась позднее, т.е. искони ее не было. И нужно заявить, что не смотря на то, что историческое изучение Устава крайне важно и открывает довольно много, но, в то время, когда так рассматривается богослужебная судьба, то неизбежно появляется некое искушение – представить себе формирование богослужения результатом целой цепи каких-то случайностей, каких-то исторических совпадений. Но, как мы не можем себе представить течение людской истории как следствие случайного столкновения чьих-то воль и желаний, так, само собой разумеется, и историю формирования отечественного богослужения мы никак не можем себе представить лишь как следствие каких-то исторических совпадений. Непременно, богослужебная судьба Церкви не имела возможности устроиться без руки Божией, участвующей во всем, и исходя из этого, какие конкретно бы исторические обстоятельства ни сопровождали это формирование, богослужение Великого поста мы должны принимать в целом, как некую принятую нами традицию церковную, отлитую в богослужебную форму, опыт судьбы церковной, в которой мы можем принимать участие и которая есть для нас поучением и методом, что мы должны непременно изучить, уразуметь и прожить.
Разглядим, в первую очередь, богослужение недель Великого поста, т.е. богослужение воскресных дней Великого поста. В первую очередь, укажем на то, что для всех воскресений Великого поста назначено совершение литургии святого Василия Великого. Как мы знаем, что молитвы литургии свт. Василия более продолжительны и в какой-то мере более праздничны, чем молитвы литургии свт. Иоанна Златоуста (но, потому, что сейчас они читаются тайно, мы данной отличия практически не улавливаем) литургия Василия Великого совершается в году всего 10 раз: в 5 воскресений Великого поста, в Навечерие Крещения и Рождества Господня (либо, при определенных совпадениях, в Крещения и самый день Рождества), в Великий Четверг и в Великую Субботу и в сутки памяти самого Василия Великого, что сходится с великим Господским праздником Обрезания Господня (1 января по старому стилю, 14 – по новому).
Каковы же литургические темы недель Великого поста? Первая семь дней имеет наименование Торжество Православия. Память эта установлена в честь окончательной победы над ужасной ересью, тревожившей Церковь, – иконоборчеством, – и связана с утверждением Православия в 843 г.
Нужно заявить, что богослужение недель Великого поста в целом организовано по примеру богослужений воскресных дней подготовительного к посту периода. Т.о., богослужения совершаются по Триоди и Октоиху. Соединяются воскресная и та служба , которая находится в Триоди и содержит тексты, посвященные теме, которая вспоминается в это воскресенье. Так что то, что мы говорили о подготовительных семь дней поста, это, по большей части, возможно отнести и к самим семь дней Великого поста. Так же присоединяются стихиры Триоди на Господи, воззвах, имеется стихиры на литии, на стиховне. Читается канон из Триоди и на хвалитех также присоединяются стихиры из Триоди, причем напомню, что стихира Триоди вытесняет таковой ответственный текст, как евангельская стихира, которая переносится и поется раздельно перед первым часом. Помимо этого, в неделю Торжества Православия перед часами либо по окончании литургии положено особое молебное пение, которое именуется “Последование молебного пения в неделю Православия.” В собственном современном виде оно установлено достаточно сравнительно не так давно, в 1902 г., по распоряжению Святейшего Синода и содержит в себе как благодарения за благодеяния , так и молитвы о том, дабы Господь утишил шатания, разделения и расколы церковные. На православном Востоке данный чин очень отличается от того, что принят в Русской Церкви; он более близок к старому чину.
Что касается содержания богослужения этого дня, то оно, само собой разумеется, посвящено воспоминанию утверждения православного учения, победы над иконоборческой ересью и, помимо этого, в особенности в данный сутки возносится благодарение Всевышнему за установление единомыслия: “Благословен еси, Господи, единомыслие отечественное устроивый…” Отыщем в памяти литургийный возглас: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.” Как перед совершением самого главного Таинства есть единство веры, так и в начале Великого поста установлено такое воспоминание, в котором мы должны установление этого единства как-то особенно пережить, отыскать в памяти и особенно праздновать; так как за него пострадало столько святых людей.
Вторая семь дней Великого поста есть памятью святителя Григория Паламы. Синаксарь этого дня излагает сложную и драматическую историю судьбы свт. Григория и его борьбы с еретиками, насаждавшими учение, неприятное Православной Церкви. Не будем тут излагать историю этих споров и сущность учения свт. Григория; отыщем в памяти лишь, какое значение для этих споров имеет учение о Фаворском свете. И вот, в богослужебных текстах неоднократно появляются эти образы света а также стихи на данный сутки, составленные Никифором Ксанфопулом, в особенности обыгрывают это слово: “Света светлаго проповедника сейчас воистинну велия, Источник Света к незаходимому водит Свету.” Неизменно говорится о свете. А сам свт. Григорий именуется так: “Этот Божественнаго и невечерняго Света сын.” А соперник его – Варлаам – со характерной богослужебным текстам эмоциональностью именуется “зверем”: “Италийский бо зверь, калабрийский Варлаам…” – так о нем сообщено в Синаксаре.
Говоря о литургических темах первых недель Великого поста, необходимо заявить, что память св. Григория есть самой поздней по собственному происхождению из всех недель Великого поста. Она установлена в 1376 г, само собой разумеется, по аналогии с литургической темой первой семь дней Великого поста. В случае, если мы посмотрим на эти два воскресенья, подумаем о том, какие конкретно празднования установлены для них, то мы должны будем заявить, что начало Великого поста ознаменовано особенно победными, праздничными воспоминаниями. Отыщем в памяти, каковы были темы подготовительных седмиц поста: мытаря и фарисея, блудного сына, Ужасного Суда, Евы и изгнания Адама из рая – все это должно было бы взбодрить, встряхнуть, побудить к посту. Начинается пост, и праздничные дни воскресные – страно победные, весёлые и яркие. Разумеется, это соответствует плану, как мы должны проводить пост, и что нам полезно не забывать, и как нам полезно праздновать в эти дни.
Третья семь дней Великого поста должна быть нами рассмотрена более детально. Наименование данной семь дней – Крестопоклонная. В данный сутки совершается особое богослужение, по собственному содержанию и по собственной форме ни на что не похожее, и такая работа, с изнесением Честнаго Креста и особым поклонением ему совершается всего три раза в год. В то время, когда мы разглядывали круг неподвижных годовых праздничных дней, мы говорили о празднике Крестовоздвижения, 14 сентября по ст.ст., и вспоминали, что практически такая же работа совершается на Крестопоклонную семь дней.
Нужно заявить, что совсем по-особенному, весьма глубоко и поэтически замечательно установление этого праздника обрисовано в Синаксаре этого дня: третья семь дней есть средней среди недель Великого поста (в Великом посте всего пять недель). И как же осмысливается это срединное либо центральное положение? Довольно много красивых образов мы встречаем в Постной Триоди. Сперва говорится о том, что такое установление подобно вот какой картине: утомленные путники идут по какому-то весьма тяжёлому пути и внезапно на пути встречают дерево, которое дает тень. И вот они в сени этого дерева садятся и отдыхают, и поднимаются как словно бы со свежими силами, и уже легко продолжают путь: “…и яко убо юни (т.е. как юные, свежие) бывше, другое путь проходят. Тако и сейчас в прискорбный путь и постное время и подвиг, насадися посреде от святых папа Живоносный Крест, ослабу и прохлаждение нам подаяй, благомужественны же и легки к другому труду утрудившияся устрояя.” Древо крестное уподобляется несложному древу. Говорится о том, что мы вспоминаем страдания Христовы и с бодростью и большим усердием подвергаем себя лишениям и добровольным ограничениям. Говорится о том, что данный праздник подобен тому, как царь, что желает прийти куда-то, высылает собственный скипетр; так и Христос вперед поставляет для поклонения Древо. Говорится о том, что Четыредесятница подобна неприятному источнику, что Израиль отыскал в пустыне, и в который Моисей положил древо, и вода стала пригодной для питья. Так и воспоминание Древа Крестного как бы услаждает нам горькое воздержание Четыредесятницы. Вспоминается Древо Судьбы, насажденное среди рая; так и среди поста утверждено Древо Крестное. Вот какое количество красивых и вдохновенных образов содержится в синаксаре.
Как же устроено само богослужение? Тут мы должны отыскать в памяти работу, которую мы на практике практически что и не знаем, но о которой все-таки говорили – малая вечерня. По Уставу положено по окончании совершения малой вечерни Крест, уже уготованный и украшенный, перенести с алтаря на Престол при пении кондака и тропаря праздника. И перед Престолом поставить зажженную свечу. Дальше богослужение идет своим чередом; соединяются служба и воскресная служба Октоиха по Триоди. В том месте, в то время, когда у нас поются полиелейные псалмы Хвалите Имя Господне, по Уставу должны петься Непорочны – 17 кафизма. В это воскресенье мы не видим того, дабы священники вышли на середину храма, а лишь совершается полное каждение при пении тропарей Безобидный собор удивися по Непорочнех. И дальше вся работа делается уже непохожей на привычную нам воскресную работу; к примеру, нет привычного елеопомазания (кстати, никакого елеопомазания на воскресном бдении Устав не предусматривает). В данный сутки, как и на самый праздник Крестовоздвижения, мы являемся свидетелями частично удержанного старого, уставного чина совершения богослужения.
На воскресном бдении Евангелие не должно читаться на середине храма; оно в любой момент должно читаться в алтаре. Только позже, на протяжении чтения 50-го псалма, оно должно износиться на середину храма, священник обязан держать его на персях и братия обязана по двое доходить и целовать Евангелие. У нас все это происходит по-второму. А вот в данный сутки Евангелие читается так, как должно быть по Уставу, старый чин в данный сутки удержан. Наконец, в то время, когда приходит время пения Трисвятого, в конце великого славословия, то старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении вторых священников, свещеносцев, дьяконов, и стоя в Царских вратах, возглашает: “Премудрость, забудь обиду.” И тут трижды поется тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя. Крест надеется на середине храма и совершается особое поклонение Кресту: сперва поется тропарь 6-го гласа “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.” Позже все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особых стихир: “Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…” и пр.
И после этого поются те стихиры, каковые мы слышали на Крестовоздвижение. В данный сутки нам заблаговременно есть то, что мы услышим на Страстной, в особенности праздничные и большие стихиры, каковые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: “Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, оцта и жёлчи вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается временной рукою, рукою создавый человека. По плещема биен не редкость, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, заушения и поношения. И вся терпит мене для осужденнаго, Избавитель мой и Всевышний, да спасет мя от красоты, яко Благоутробен.” Так есть несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим. По окончании поклонения Кресту воскресная всенощная кончается своим чередом: ектеньи и простой финиш.
Нужно заявить, что с неделями и седмицами Великого поста получается некая трудность со счетом. В большинстве случаев мы привыкли, что семь дней, – воскресный сутки, – начинает седмицу. Так, к примеру, глас начинается в неделю и действует всю седмицу. А в Великом посту получается сложнее. Сперва проходит первая седмица, а позже не редкость первая семь дней, т.е. первое воскресенье. Проходит вторая седмица, позже не редкость вторая семь дней. Счет седмиц и недель идет По другому, чем в простое время. Но нельзя сказать, что простая логика строения седмицы не действует в Великом посту. семь дней, т.е. воскресный сутки, воскресная литургическая память, конечно же, имеет влияние на ход седмицы. В некоторых седмицах это подметить сложнее, но на Крестопоклонной это совсем светло. Нужно заявить, что такое двойственное положение воскресений, быть может, выяснено положением первого дня Пасхи, к которому ведет вся Страстная и за которым направляться Яркая седмица, составляющая с днем Пасхи как бы один сутки.
Как же устроено богослужение четвертой седмицы Великого поста? На данной седмице выделены особые дни для поклонения Кресту – понедельник, пяток и среда. В эти дни на первом часе, что совершается, как и в большинстве случаев, по окончании утрени, установлено особое поклонение Кресту. Вместо стихов часа “Стопы мои направи по словеси Твоему…” поются, так же как и в саму семь дней, трижды Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и те же стихиры, каковые пелись на воскресном всенощном бдении. Все молящиеся должны снова принимать участие в этом поклонении Кресту, т.е., еще три раза повторяется чин поклонения.
Две последние семь дней Великого поста, по-видимому, более связаны с постным подвигом, чем весёлые и праздничные воспоминания двух первых недель. Но, что касается времени их происхождения, оно не через чур раннее. Установление четвертой семь дней Великого поста, которая связана с памятью прп. Иоанна Лествичника, относится к XIV веку, а пятая семь дней Великого поста, которая связана с воспоминанием прп. Марии Египетской, известна с XI века. Но для нас логично и дорого, что в конце Великого поста вспоминаются двое святых, преподобных, один из которых собственными писаниями, а вторая житием особенно являют нам сущность постного подвига и научают ему.
Устроение богослужения подобно прошлым семь дней Великого поста. Раздельно об этом сказать не будем. Но хотелось бы привести стихи, относящиеся к семь дней Иоанна Лествичника. Стихи предшествуют синаксарю каждого дня, они в любой момент полны парадоксов. Говорится о том, что Иоанн Лествичник, пока жил, был мертв для мира, для страстной судьбы, а сейчас он погиб, но он жив в собственном учении: “Иже плотию и живый, мертв сый Иоанн, всегда живет, и мертв явлься мёртвый. Списание оставль лествицу восхождения.” Вспоминается его писание – Лествица. Прославляя память прп. Марии Египетской, Церковь сперва показывает глубину падения ее жизни, а после этого – на какую высоту возводит покаяние. Так говорится в кондаке прп. Марии: “Блудами первое преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, безобидное жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Этого для Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.”
Нужно заявить, что относительно недель и суббот Великого поста существует увлекательное предположение. Достаточно рано, еще в четвертом веке, Лаодикийским Собором не разрещалось совершение полной литургии в будние дни святой Четыредесятницы. Полная литургия может совершаться лишь в субботы и в воскресенья Великого поста. Имеется следы того, что в связи с тем, что не совершалась полная литургия, памяти святых, приходящиеся на будние дни Великого поста, принято было переносить на недели и субботы Великого поста, в силу того, что никакое празднование не может быть полным без совершения литургии. Так, память прп. Марии, календарная, закрепленная в месяцеслове, и прп. Иоанна Лествичника относятся к периоду Великого поста, да и то, что они перенесены на семь дней Великого поста есть следом старой практики.
Кроме этого относительно установления празднования в Крестопоклонную семь дней имеется предположение, что это связано с историческим праздником – перенесения части древа Крестного, подножия Креста. Т.о., тут видны следы логики старого устроения богослужения, которая для нас на данный момент уже непонятна. Мы именно в будние дни святой Четыредесятницы празднуем памяти святых, у нас имеется служение по Минее. Но установление особых праздничных дней в субботы и в воскресенья являют нам старую церковную логику устроения богослужения. Разумеется, именно по данной причине первая суббота Великого поста посвящена памяти святого мученика Феодора Тирона. Имеется известное объяснение установления этого праздника, оно и в Триоди приводится – что мученик Феодор явился во сне епископу Константинополя и дал совет ему, как избежать осквернения от вкушения идоложертвенной пищи, которую император приказал реализовывать на торжищах, и всем христианам приказал вкушать особую пищу, которую мы и по сей день в данный сутки освящаем и понемножку вкушаем, – коливо, – пшеницу с медом. Но быть может, эта память перенесена в подвижный круг праздничных дней из неподвижного, дабы для того чтобы чтимого в древности на православном Востоке мученика в любой момент возможно было прославлять празднично, в первую субботу святой Четыредесятницы.
Какое богослужение назначено на субботы Великого поста? Первая из них посвящена мч. Федору Тирону. Отечественная приходская судьба на данный момент так устроена, что во многих храмах утреня совершается вечером, а вечерня – утром. Как же творится память мученика Феодора Тирона? На первой седмице Великого поста в пятницу утром (в четверг вечером совершалось великое повечерие и читался канон прп. Андрея Критского) мы, придя в храм, застаем такое богослужение, которое никаким Уставом в таком соединении не предусмотрено. Само собой разумеется, ни при каких обстоятельствах не бывает столько работ подряд, должен быть непременно расход по кельям. Но потому, что отечественные кельи весьма на большом растоянии от храма, мы вынуждены все выполнять подряд: сперва утреня, третий, шестой и девятый часы, чин изобразительных, позже совершается вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. И, вот, уже на вечерне, которая совершается в пятницу первой семь дней Великого поста, начинается празднование памяти мученика Феодора Тирона. Как мы не забываем, богослужебный сутки начинается с вечера. И не смотря на то, что вечерня у нас перенесена на утро, но все равно она относится к субботе. Исходя из этого уже на данной вечерне поются стихиры святого мученика Феодора Тирона. По окончании же данной вечерни положено особое молебное пение. Еще не кончена Божественная литургия, еще не было отпуста, а священники выходят из алтаря и на середине храма либо на солее совершают молебное пение мученику Феодору. После этого – чин освящения колива, в воспоминание того события, о котором мы говорили. А вдруг мы придем в храм в пятницу вечером, то застанем утреню. И эта утреня – особая среди тех богослужений, каковые совершаются в другие субботы Великого поста. На данной утрени поется Всевышний Господь, и вся работа совершается по Триоди, празднуется память св. мч. Феодора Тирона. Литургия в первую субботу Великого поста служится по чину свт. Иоанна Златоуста.
2, 3 и 4 субботы Великого поста смогут быть объединены, по причине того, что они относятся все к одному типу богослужений. Суббота – особый богослужебный сутки, она не похожа на другие будние дни седмицы. Мы не забываем кроме этого, что субботний сутки имеет две литургические темы: память всех святых и поминовение усопших; богослужение Октоиха содержит в себе тексты на ту и на другую тему. Для богослужения субботы предусмотрено два типа совершения работы. Один тип совершения работы: “Аще поется Всевышний Господь,” тогда работа совершается по Октоиху и Минее (вне Великого поста). Второй тип работы, в то время, когда на утрени поется не Всевышний Господь, а Аллилуйя. В самом устроении богослужения субботы заложена возможность выполнять заупокойную работу, и тогда на утрени должно петься Аллилуйя. В этом случае из Октоиха уже выбираются те тексты, каковые посвящены молитве за усопших либо тексты, каковые посвящены таинству смерти.
Не так долго осталось ждать мы будем говорить о двух основных субботах года – субботе Лазаревой и Преблагословенной – Великой Субботе. И, само собой разумеется, все субботы года связаны с этими двумя. По какой причине Суббота – таковой особый сутки? По причине того, что устроение христианской судьбе по Новому Завету не отменило в полной мере ветхозаветной заповеди, и не смотря на то, что главным, само собой разумеется, стало воскресенье, но в богослужении суббота осталась, – как сутки особый. И в Великую Субботу мы будем слышать, что это суббота Преблагословенная, “сутки, воньже почи от всех дел Собственных Единородный Сын Божий” – как Всевышний почил на седьмой сутки по окончании сотворения мира, так суббота неизменно в богослужении памятуется как сутки упокоения, спокойствия.
2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста именно и являются теми субботами, в то время, когда на утрени поется Аллилуйя. Они, само собой разумеется, мало отличаются от тех суббот, в каковые поется Аллилуйя в второе время года. В эти дни богослужение устроено особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее. На утрени поется тропарь “Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивший…” второй тропарь начинается словами “Помяни, Господи, яко благ…” После этого читаются 16 и 17 кафизмы, поются тропари по Непорочнех заупокойные: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим,” “Святых лик обрете дверь и Источник Жизни райскую” и т.д. Эти тропари нам привычны по отпеванию, по панихиде, и работа имеет заупокойный темперамент. Принципиально важно, что эти субботы Великого поста не такие, как суббота Мясопустная и суббота Троицкая, каковые сущность Вселенские родительские субботы, в каковые поминают всех от века усопших православных христиан, а эти – малые родительские заупокойные субботы, их богослужение не такое полное и праздничное.
Совсем не такова последняя суббота Великого поста, суббота 5-ой седмицы. Она имеет наименование субботы Акафиста, либо Похвалы Богоматери . Богослужение этого дня вправду не похоже ни на одно богослужение. Довольно обстоятельств установления этого праздника необходимо заявить, что они сверхсложные. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного спасения Константинополя от арабов и нашествий, и персов, а также россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая постоянно считалась заступницей, особенной покровительницей Константинополя. Но, содержание и строение богослужения мало связано с какими бы то ни было армейскими победами, с празднованиями по этому поводу. Довольно много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородицы, довольно много текстов посвящено этому событию. Именуется – суббота Акафиста, читается Акафист Богоматери, главная тема которого – Благовещение Богоматери и Воплощение Сына Божия. Тут нет несоответствия, в силу того, что Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как сутки Воплощения. Имеется предположение, что установление празднования субботы 5-ой седмицы кроме этого в какой-то мере связано с переносом неподвижных праздничных дней на подвижные памяти. Разрешения выполнять полную литургию на сутки Благовещения Лаодикийский Собор (IV в). не предусматривал, только к VI веку относится разрешение выполнять в сутки Благовещения полную литургию. Быть может, установление этого праздника связано с тем, что праздник Благовещения переносился на воскресенье, а Суббота Акафиста являлась собственного рода предпразднством. Но, само собой разумеется, заступничество Богоматери и неоднократные прекрасные спасения содействовали тому, что это празднование сохранялось и становилось все более праздничным.
Как же устроено богослужение этого дня? В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-ой седмицы Великого поста. На утрени поется Всевышний Господь и после этого запевается особый тропарь этого дня. Указано петь его “косно,” т.е. медлительно, не торопясь:
“Поведенное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Бесплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно целый в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная.”
Говорится о событии Благовещения Богоматери . После этого читается 16 кафизма, малая ектения, затем в большинстве случаев должны быть седальны. Богослужение этого дня устроено так, что в тех местах, где в простых работах положены седальны, поется Акафист, т.е. пение неседальное, на котором нельзя сидеть. Так, по окончании 16-й малой ектеньи и кафизмы начинается чтение Акафиста. Про строение Акафиста сообщено в Уставе так: “Тииже икосы сущность по алфавиту, сиесть 24, и глаголятся от иерея во святом алтаре” – во святом алтаре надеется просматривать Акафист Пресвятой Богородице. У нас в далеком прошлом уже установилась практика, что для чтения его священники выходят на середину храма.
Акафист складывается из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Он разделен на 4 части. По окончании 16 кафизмы поется только 1/4 часть икоса – 3 и Акафиста 3 кондака. Начинается пением начального кондака Акафиста “Взбранной Воеводе победительная,” так сообщено в Уставе: “И поем кондак насреди, – т.е. на середине храма, – со сладкопением, косно” – т.е. на витиеватую, прекрасную мелодию, и косно – медлительно. После этого – 3 кондака и 3 икоса и опять поется Взбранной Воеводе и священники уходят обратно, в алтарь. После этого читается 17 кафизма, позже малая ектения. Опять отверзаются Царские Врата, священники выходят на середину храма, снова поется Взбранной Воеводе и 3 икоса и 3 кондака. И опять Взбранной Воеводе, и священники уходят в алтарь. После этого по окончании третьей песни канона совершенно верно такой же выход и по окончании 6-ой песни канона четвертая четверть Акафиста в обрамлении Взбранной Воеводе. По окончании чтения канона направляться торжественное окончание утрени.
Пение Акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Совершаются и утрени с пением Акафистов, и молебны с пением Акафистов. Но, в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста. Это единственный предусмотренный Уставом Акафист, единственная Уставная форма соединения простой работы с Акафистом. Это соединение таково, что сутки данный делается совсем незабываемым праздником, так празднична и красива Похвала Пресвятой Богородице. С красотой данной работы нечего сравнить.
Напоследок мы должны упомянуть еще об одном дне св. Четыредесятницы, что не есть ни семь дней, ни субботой. Но, мимо него нельзя пройти. Он связан с пятой семь дней Великого поста. Это четверг 5-й седмицы Великого поста, что имеет еще одно наименование: стояние преподобной Марии Египетской. В данный сутки абсолютно читается Великий канон прп. Андрея Критского. На первой седмице канон прп. Андрея Критского делится на 4 части и читается 4 дня на великом повечерии, а на 5-ой седмице он читается целый полностью за один раз, на утрени. В этом возможно усмотреть определенный суть. На 1-й седмице чтение канона понемногу вводит нас в великопостное время. В конце поста еще раз повторяется чтение этого канона, но тогда, в то время, когда возможно еще что-то успеть, впереди еще одна седмица. Синаксарь этого дня есть хвалебной песней Великому канону Андрея Критского. Данный канон “поущает убо всякую душу еликим убо благим повести ревновати,” – т.е. каким хорошим примерам необходимо подражать, “еликих же злых отбегати, и присно к Всевышнему востекати покаянием, исповеданием и слезами, и иным яве благоугождением.” И еще говорятся такие неожиданные слова: “Обаче толико имеется широкий и сладкогласный, – т.е. громадный и прекрасный, – яко и саму ожесточённую душу доволен умягчити,” – может смягчить самое окамененное сердце, – “и к бодрости благой воздвигнута, аще точию с сокрушенным вниманием и сердцем подобным поется” – в случае, если лишь канон пристально и с пониманием читается. “Учинишася же и в настоящий сутки петися и прочитатися сицевыя для вины” – по какой причине, по какой причине в таковой сутки читается? – “понеже бо к концу приближается святая Четыредесятница, да не человецы лениви бывше к духовным подвигом, неосторожно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут,” т.е. еще одно напоследок взбодрение и побуждение к посту.
Коротко об устроении работы. Нужно заявить, что влияние этого канона на работу ощущается еще в среду утром, в то время, когда на приходах совершается вечерня и на ней литургия Преждеосвященных Даров. В большинстве случаев на вечерне, на которой совершается литургия Преждеосвященных Даров, положено петь 10 стихир на Господи, воззвах. А данный сутки есть совсем неповторимым. В данный сутки положено сперва спеть 6 стихир из Триоди – как в большинстве случаев на литургии Преждеосвященных, а позже положены 24 стихиры, каковые в большинстве случаев приписываются прп. Андрею Критскому. Они по собственному содержанию превосходны и имеют повторяющийся финиш, рефрен: “Господи, прежде кроме того до конца не погибну, спаси мя.” Вспоминаются разные евангельские притчи, образы, и к каждому тексту присоединяется данный припев. “Все житие мое со мытарями и блудницами изжися, убо возмогу ли поне в старости покаятися,” – т.е. успею ли я покаяться в старости, – “о нихже согреших; Содетелю всех и Доктору недугующих, Господи, прежде кроме того до конца не погибну, спаси мя.”
“Тяжестию небрежения содержим семь, в тине валяюся, стрелою устрелен Велиара, и оскверняю мое еже по образу; Обратителю недугующих и Избавителю прегрешивших, Господи, прежде кроме того до конца не погибну, спаси мя.”
“Сын блудный бых, расточивый достаток, гладом сейчас истаяваю, под кров Твой прибегаю, якоже онаго приими мя, Отче Благий, и причастника трапезы сподоби, еже вопити Тебе: Господи, прежде кроме того до конца не погибну, спаси мя.”
“Руку мне простри, яко Петрови, и возведи из глубины, Боже, милость и благодать ми подаждь, молитвами всенепорочныя Матере, Тебе рождшия безсеменно, и святых Твоих всех; Господи, прежде кроме того до конца не погибну, спаси мя.” Так 24 раза повторяются стихиры с этим припевом.
Наконец, приходит время выполнять утреню, так, как и положено в будние дни Великого поста: читается двупсалмие, шестопсалмие, поется Аллилуйя, позже – уже привычные нам тропари Троичны либо песни Троичны. После этого по окончании чтения кафизмы и седальна читается первая добрая половина жития прп. Марии Египетской. В данный сутки мы имеем беспрецедентный случай, в то время, когда в отечественном богослужении сохранено чтение, положенное по Уставу. Как мы не забываем, за богослужением надеются назидательные чтения (так, на воскресном бдении их 7), в то время, когда все садятся и слушают либо житие, либо Пролог, либо святоотеческое поучение, либо толкование на Евангелие. В большинстве случаев мы не имеем возможности ощутить учительное значение отечественного богослужения, а в данный сутки уже не уменьшается чтение жития. Сперва читается первая часть жития прп. Марии Египетской, после этого 50-й псалом и начинается пение Великого канона прп. Андрея Критского, всего полностью. Отметим, что в нем имеется вторая песнь – это особенно полный канон. Устав велит петь его “косно и с сокрушенным гласом и сердцем” – т.е. сердце должно быть в сокрушении и голос также. По окончании третьей песни читается седален и вторая добрая половина жития прп. Марии Египетской.
К пению канона имеется такое указание: на любой тропарь, т.е. на каждую строфу канона, необходимо положить три поклона: “и творим метания три.” Это, само собой разумеется, невместимые для нас телесные подвиги. На следующий сутки предписано богослужение выполнять “поскору, труда для бденного.” В следующий сутки постоянно совершается литургия Преждеосвященных Даров. Эта литургия совершается во все седмицы в пяток и среду, и в любой сутки всех седмиц, в случае, если произойдёт память 40 мучеников, Обретение главы Иоанна Предтечи либо храмовый святой. Дополним данный перечень еще четвергом 5-ой седмицы Великого поста, в то время, когда кроме этого положена литургия Преждеосвященных Даров. Перед ней все работы необходимо совершить поскору “труда для бденного”; тропари не поются, а читаются. Блаженны также читаются. Такое ослабление в Уставе допускается, в силу того, что на утрени просматривали Великий канон с великим множеством поклонов.