Назовите его функции и виды контроля в учебном ходе.
Контроль знаний обучающихся есть составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение результатов с запланированными целями обучения. От его верной организации сильно зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его уровень качества.
Верно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся разрешает учителю оценивать приобретаемые ими знания, умения и навыки, одновременно с оказать нужную помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности формирует благоприятные условия для развития познавательных свойств обучающихся и активизации их независимой работы на занятиях.
Цель контроля.
Главная цель умений и контроля знаний пребывает в обнаружении достижений, удач обучающихся, в указании дорог совершенствования, углубления знаний, умений, для того, чтобы создавались условия для включения студентов в активную творческую деятельность.
Эта цель первым делом связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, навыками и умениями предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация главной цели контроля связана с обучением обучающихся приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формированием потребности в взаимоконтроль и самоконтроль. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Функции контроля.
Осуществляющую контроль, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитывающую.
Осуществляющая контроль функция пребывает в обнаружении умений и состояния знаний обучающихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для предстоящего овладения знаниями, навыками и умениями, изучается объём и глубина их усвоения. Сравнивается планируемое с настоящими результатами, усваивается эффективность применяемых преподавателем способов, средств и форм обучения.
Обучающая функция контроля содержится в совершенствовании умений и знаний, их систематизации. В ходе проверки обучающиеся контролируют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и используют умения и знания в новой обстановке.
Проверка оказывает помощь обучающимся выделить основное, главное в изученном материале, сделать контролируемые умения и знания более ясными и правильными. Контроль содействует кроме этого систематизации и обобщению знаний.
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об неточностях, пробелах и недочётах в умениях и знаниях получающих образование овладении учебным материалом, о числе, характере неточностей. Результаты диагностических испытаний оказывают помощь выбрать самая интенсивную методику обучения, и уточнить направление средств обучения содержания и дальнейшего совершенствования методов.
Прогностическая функция проверки помогает получению опережающей информации в учебно-воспитательном ходе. В следствии проверки приобретают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли организованы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза применяют для модели предстоящего поведения обучающегося, допускающего сейчас неточности данного типа либо имеющего определенные неприятности в совокупности приемов познавательной деятельности.
Прогноз оказывает помощь взять верные выводы для осуществления и дальнейшего планирования учебного процесса.
Развивающая функция контроля пребывает в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих свойств. Контроль владеет необыкновенными возможностями в развитии обучающихся. В ходе контроля развиваются обращение, память, внимание, воображение, мышление и воля студентов. Контроль оказывает громадное влияние на проявление и развитие таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени успехи цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – как усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует получающих образование их достижениях и затруднениях.
Вскрывая пробелы, неточности и недочеты обучающихся, он показывает им направления приложения сил по совершенствованию умений и знаний. Контроль оказывает помощь обучающемуся лучше определить самого себя, оценить возможности и свои знания.
Воспитывающая функция контроля пребывает в воспитании у обучающихся важного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает студентов более без шуток и систематично осуществлять контроль себя при исполнении заданий. Она есть условием воспитания жёсткой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его знание и роль в ходе обучения. В учебном ходе сами функции проявляются в различных сочетаниях и разной степени. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более действенным, и действеннее делается и сам учебный процесс.
Типы контроля
В зависимостиот того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний (осуществляется учителем над деятельностью обучающегося)
Обоюдный (осуществляется обучающимся над деятельностью товарища)
Самоконтроль (осуществляется обучающимся над собственной деятельностью)
Внешний контроль
В ходе контроля учителем умений и знаний обучающихся выделяют следующие компоненты:
1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.
2. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся
3. Выбор видов, форм, средств и способов контроля, соответствующих поставленным целям.
Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют разные подходы к содержанию и описанию целей, дабы они являлись основой для разработки средств для умений и контроля знаний обучающихся. Разглядим два из них: первый подход связан с указанием тех качеств, каковые должны быть свойственны организованным в следствии обучения умениям и знаниям обучающихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности. Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.
Обоюдный контроль
Роль эффективности и взаимного контроля качества учебной деятельности тяжело переоценить. Она содействует выработке таких качеств личности, как справедливость и честность, коллективизм. Обоюдный контроль оказывает помощь учителю осуществить диагностику знаний обучающихся. В учебном заведении относительно довольно часто употребляется обоюдная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль исполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний обучающихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же проверка знаний, умений, навыков используется очень редко.
Взаимопроверка знаний существенно активизирует деятельность обучающихся, повышает интерес к знаниям а также нравится им. На протяжении обоюдного контроля раскрываются личные изюминки студентов, их взаимоотношение с товарищами.
Самоконтроль
На хорошем уроке в любой момент имеется собственная сверхзадача, которая сводится к формированию этих навыков и изменяется в зависимости от темы урока. В одном случае она пребывает в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы.
В другом – в формировании критического отношения обучающихся к итогам собственной работы, самокритичности. Постоянного внимания учителя требует и неприятность воспитания у обучающихся веры в собственные способности. Как мы знаем, что многие обучающиеся опасаются приступать к ответу проблемных вопросов, процесс ответа которых им малоизвестен. Время от времени проявляется ужас перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход тут лишь один – прививать обучающимся умения и навыки самоконтроля. Это принципиально важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Так как наряду с этим обучающиеся практически участвуют в управлении собственной учебной деятельностью. Это порождает у них у них удовлетворенность собственными занятиями, собственной работой, разрешает им поверить в себя, в собственные познавательные свойства, открывает простор для самостоятельности и творческой инициативы.
Формы контроля
программы средних и Учебные планы особых учебных заведений предусматривают следующие формы умений контроля и организации знаний обучающихся: необходимые контрольные работы, зачеты, квалификационные опробования, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, и национальные экзамены.
Проверка осуществляется в разных формах итогового контроля, во многом определяется темперамент контрольных заданий и информацией заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.
Задание в любой момент должно отражать цели изучения того либо иного предмета при подготовке эксперта, соответствовать требованиям учебных программ. Контрольные работыпроводятся, в большинстве случаев, по окончании завершения изучения тем либо узловых вопросов, очень значимых для усвоения вторых учебных предметов, серьёзных для овладения получаемой профессией, самые сложных для понимания обучающихся.
В учебных заведения применяют следующие виды контрольных работ: теоретические, разрешающие проверить усвоение обучающимися главных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять
характерные показатели, явлений и особенности процессов; практические, благодаря которым контролируют умение использовать полученные знания для ответа конкретных задач; комплексные, которые содержат задания как теоретического, так и практического характера.
Зачеткак итоговая форма контроля используется в большинстве случаев во время производственной практики. По итогам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики обучающиеся приобретают зачет с дифференцированной оценкой.
Зачет помогает кроме этого одной из форм контроля за исполнение лабораторных и практических работ, предусмотренных программами и учебным планом.
Квалификационные испытанияпредусматриваются лишь учебными замыслами по техническим и сельскохозяйственным профессиям. Главное направление квалификационных опробований содержится в проверке сформированности знаний, навыков и умений по одной из рабочих профессий, установленной учебным замыслом профессии. Проводятся квалификационных опробований по окончании завершения учебной практики для получения рабочей профессии.
Курсовое и дипломное проектированиенаряду с обучающей функцией делает в учебном ходе и функцию контроля, есть серьёзной формой проверки овладения обучающимися теоретическими знаниями, навыками и практическими умениями.
Дипломное проектирование, являясь завершающим заключительной формой и этапом обучения контроля, снабжает самая глубокую и системную диагностику подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.
Семестровые экзаменыявляются ведущими, самые значительными формами контроля. На протяжении их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности обучающихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности умений и знаний.
Национальные экзамены– последняя форма контроля, направленная на комплексную диагностику подготовки будущего эксперта к работе, на определение степени овладения знаниями, навыками и умениями в соответствии с характером профессиональной деятельности. [ 5]
Виды контроля
В зависимости от функций, каковые делает контроль в учебном ходе, возможно выделить три главных его вида: предварительный, текущий, рубежный (периодический) итоговый.
Основанием для выделения этих видов контроля есть специфика дидактических задач на различных стадиях обучения: текущий контроль выполняют в ходе усвоения нового учебного материала, рубежный используют для проверки усвоения большого количества изученного материала (темы, раздела); посредством итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, последовательности дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта ). Так, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.
Предварительный контрольслужит нужной предпосылкой для руководства и успешного планирования учебный процессом. Он разрешает выяснить наличный (исходный) уровень умений и знаний обучающихся, дабы применять его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в календарно-тематический замысел, определяет, каким разделам учебной программы направляться выделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения распознанных неприятностей в знаниях обучающихся.
Текущийконтрольявляется одним из главных видов проверки знаний, навыков и умений обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он дает возможность приобрести постоянную данные о качестве и ходе усвоения учебного материала и на базе этого оперативно вносить трансформации в учебный процесс. Вторыми серьёзными задачами текущего контроля есть стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения обучающимися умениями независимой работы, создание условий для их формирования.
Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности учителя. Текущий контроль есть органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, применением и повторением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. Наряду с этим он бывает особенным структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Этот контроль возможно личным и групповым.
При организации текущего контроля нужно добиться сознательного, а не формального, механического усвоения обучающимися учебного материала.
Текущий контроль обязан занимать часть учебного занятия, дабы не приводить к спешке при закреплении нового и изложении материала взятой информации.
Запрещено допускать громадных промежутков в контроле каждого обучающегося. В этом случае обучающиеся перестают систематично готовится к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.
Периодический (рубежный) контрольпозволяет выяснить уровень качества изучения обучающимися учебного материала по разделам, темам предмета. Таковой контроль выполняют в большинстве случаев пара раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.
Периодический контроль разрешает проверить прочность усвоения взятых знаний и купленных умений, поскольку он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сообщено, наряду с этим виде контроля охватываются большие по количеству разделы курса и от обучающихся требуется громадная независимая конструктивная деятельность. Посредством периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические связи с другими разделами, вторыми предметами.
Рубежный контроль охватывает обучающихся всей группы и проводится в виде устного опроса, маленьких письменных, графических, практических работ. Проведение его в большинстве случаев предусматривается в календарно-тематических замыслах работы учителей.
Итоговый контрольнаправлен на диагностику конкретных результатов обучения, обнаружение степени овладения обучающимися совокупностью знаний, навыков и умений, взятых в ходе изучения отдельного предмета либо последовательности дисциплин.
Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он разрешает делать выводы об неспециализированных достижениях обучающихся. При подготовке к нему происходит более систематизация и углублённое обобщение усвоенного материала, что разрешает умения и знания поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении умений и знаний обучающихся проявляется в основном и развивающий эффект обучения, потому, что на этом этапе особенно интенсивно формируются навыки и интеллектуальные умения.
Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных опробованиях (для технических и сельскохозяйственных профессий), национальных экзаменах, защите дипломного проекта.
Способы контроля
Способы контроля – это методы деятельности учителя и обучающихся, на протяжении которых выявляются усвоения овладения и учебного материала обучающимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
В средних особых заведениях главными способами контроля знаний, навыков и умений обучающихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.
Неспециализированное назначение этих способов содержится в том, дабы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и учителем, на основании которой устанавливается, как обучающиеся принимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор способов, наряду с этим направляться учитывать, что названные способы смогут использоваться во всех видах контроля. Нужно не забывать, что лишь комплексное их использование разрешает систематично и объективно выявлять динамику умений системы и формирования знаний обучающихся. Любой способ контроля имеет недостатки и свои достоинства, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, талантливым диагностировать все нюансы процесса обучения. Лишь верное и педагогически целесообразное сочетание всех способов содействует увеличению качества учебно-воспитательного процесса.
Заключение
Систематический контроль умений и знаний обучающихся – одно из главных условий увеличения качества обучения. Учитель в собственной работе обязан применять не только общепринятые формы контроля (независимая и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять собственные средства контроля. Умелое владение учителем разными способами умений и контроля знаний содействует увеличению заинтересованности обучающихся, снабжает его активную работу. Контроль для обучающихся должен быть обучающим. Контроль как нужный компонент учебного процесса обязан носить систематический темперамент и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь фактически осуществляющей контроль. Формы, приемы, средства и методы контроля должны быть эластичными и вариативными. Лишь в этом случае контроль снабжает индивидуализацию процесса обучения заложенную в самих условиях учебного процесса: любая учебная несколько, новый материал, уровень подготовленности; Учитель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, осуществлять контроль и поощрять познавательную деятельность обучающихся, поддерживать обратную сообщение в течение всего занятия.
Рис. 3. Схема сотрудничеств партнеров по общению
Так, возможно выделить следующие главные функции межличностной обратной связи:
- обратная сообщение выступает как регулятор поведения: а) побуждает к трансформации; б) показывает тип требуемого трансформации; в) оказывает помощь оценить попытки на пути к достижению этого трансформации;
- обратная сообщение выступает регулятором межличностных взаимоотношений;
- обратная сообщение выступает источником самопознания;
- обратная сообщение в межличностном общении снабжает активную коммуникацию, ликвидирует фрустрацию, усиливает согласие, понижает напряжение партнеров по общению.
Условия эффективности обратной связи (как давать обратную сообщение). Польский психолог Е. Мелибруд приводит ряд требований действенной обратной связи.
1. В собственных замечаниях нужно стараться затрагивать, в первую очередь, особенности поведения, а не личности партнера, стараться сказать о конкретных его поступках. К примеру, будет неправильным следующее высказывание доктора: «Вы таковой безответственный больной, ни при каких обстоятельствах не следуете моим рекомендациям», действеннее сообщить: «Не соблюдение рекомендаций доктора может привести к таким последствиям, как…».
2. Обратная сообщение должна быть выстроена в описательном ключе, а не в форме оценок, другими словами носить безоценочный и дескриптивный темперамент. Это указывает, что в основном нужно сказать о собственных наблюдениях, а не о заключениях (в любой момент нужно не забывать, что сделанные вами выводы смогут не соответствовать действительности). Быть может, что благодаря высказанным наблюдениям партнер придет к более глубоким и верным выводам.
3. Обратная сообщение формулируется в терминах собственных отношений и чувств, используются «Я-высказывания» (к примеру, не «Вы меня огорчаете!», а «Я огорчен»). Кроме этого, обрисовывая поведение другого человека, нужно стараться не пользоваться категориями «ты в любой момент…», «ты ни при каких обстоятельствах…».
4. Обратная сообщение обязана строиться по принципу «тут и по сей день», иначе говоря она должна быть не отсрочена. Нужно стараться сосредотачивать внимание на конкретных поступках партнера в обстановках, прошедших совсем сравнительно не так давно, а не на историях далекого прошлого.
5. Предоставляя партнеру обратную сообщение, нужно стараться избегать советов, каковые имеется, сущность, смягченная форма очень плохо окрашенного суждения, лучше высказывать собственные мысли, как бы делясь информацией и мыслями с партнером.
6. Снабжая человеку обратную сообщение, нужно стараться выделить то, что возможно полезным для него, в противном случае, что может принести удовлетворение лично вам. Наряду с этим направляться стараться не злоупотреблять в выражении эмоций, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать вторыми.
7. Обратную сообщение, как и любую форму помощи, направляться скорее предлагать, чем насильно навязывать.
8. Обратная сообщение обязана содержать такую данные и в таком количестве, дабы партнер был в состоянии воспользоваться ею.
9. Нужно пристально смотреть за тем, дабы момент обеспечения обратной связи был хорошим… Принципиально важно выбрать для этого успешное время, место и обстановку. Часто в ответ на обратную сообщение партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Исходя из этого необходимо быть весьма тактичным и разумно оценивать возможности собеседника.
10. Гуманистический принцип обратной связи. Нужно не забывать, что давать и принимать обратную сообщение возможно при наличии некоей смелости, уважительного отношения и понимания к себе и вторым.
3.Приведите примеры, в то время, когда отсутствие обратной связи ведет к значительным трудностям в обучении.
Создание обстановки успеха
На базе феномена самореализующегося ожидания в отечественной социальной психологии Виталием Артуровичем Петровским был сформулирован принцип отраженной субъектности. Сущность данного принципа содержится в том, что данные о психотерапевтических чертях интересующего экспериментатора субъекта он приобретает, трудясь не с ним конкретно, а с теми, кто знаком с этим субъектом и кто так может оказаться носителем его отраженной субъектности. К примеру, при изучении личности преподавателя обследованию смогут подвергаться его ученики, коллеги-преподавателя, родственники, приятели и т. д.
Результаты изучения отраженной субъектности блестяще нашли собственный использование в педагогической практике. Так, изучениями В.А. Петровского было доказано, что учитель, применяющий на уроке инновационные, творческие приемы ответа учебных задач, в психотерапевтическом замысле передаёт собственных подопечных восприятием школьного урока. Они начинают ощущать себя не как присутствующие на необходимом занятии, а как участники совещания интеллектуального клуба знатоков, раскрывающего перед ними неповторимые возможности познания мира. И напротив, репродуктивная модель ведения урока лишь усиливает в школьниках привычку механичного заучивания учебного материала и не формируют у них познания и ценности образования в целом.
Этот способ направлен на упрочнение веры получающего образование себя, но требует от педагога громадных упрочнений, чем легко применение какого-либо поощрения. Это возможно особенная помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и т. п.
Весьма стимулирует обучающихся принцип открытых возможностей, что открывает всем школьникам дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время позволительно исправить собственную отметку. Данный подход вероятен, в то время, когда практически на каждом уроке ученики информируют о собственном успехе, т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и приобретают отметки. В случае, если же наполнение отметок в издании маленькое, то таковой подход снизит интенсивность работы обучающихся, каковые смогут рассуждать следующим образом: В случае, если позовут, и я возьму нехорошую отметку, то я ее исправлю. Исходя из этого возможно не всегда готовить уроки. В таковой ситуации обучающиеся вряд ли будут подготавливаться к каждому уроку.
Так, принцип открытых возможностей лучше стимулирует учебную деятельность обучающихся, в то время, когда на каждом уроке любой ученик имеет возможность ответить либо выполнить то либо иное задание педагога.
- Что такое тестирование и в чем его + и -.
Назовите его функции и виды контроля в учебном ходе.
Контроль знаний обучающихся есть составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение результатов с запланированными целями обучения. От его верной организации сильно зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и его уровень качества.
Верно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся разрешает учителю оценивать приобретаемые ими знания, умения и навыки, одновременно с оказать нужную помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности формирует благоприятные условия для развития познавательных свойств обучающихся и активизации их независимой работы на занятиях.
Цель контроля.
Главная цель умений и контроля знаний пребывает в обнаружении достижений, удач обучающихся, в указании дорог совершенствования, углубления знаний, умений, для того, чтобы создавались условия для включения студентов в активную творческую деятельность.
Эта цель первым делом связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, навыками и умениями предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация главной цели контроля связана с обучением обучающихся приемам самоконтроля и взаимоконтроля, формированием потребности в взаимоконтроль и самоконтроль. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Функции контроля.
Осуществляющую контроль, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитывающую.
Осуществляющая контроль функция пребывает в обнаружении умений и состояния знаний обучающихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для предстоящего овладения знаниями, навыками и умениями, изучается объём и глубина их усвоения. Сравнивается планируемое с настоящими результатами, усваивается эффективность применяемых преподавателем способов, средств и форм обучения.
Обучающая функция контроля содержится в совершенствовании умений и знаний, их систематизации. В ходе проверки обучающиеся контролируют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и используют умения и знания в новой обстановке.
Проверка оказывает помощь обучающимся выделить основное, главное в изученном материале, сделать контролируемые умения и знания более ясными и правильными. Контроль содействует кроме этого систематизации и обобщению знаний.
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об неточностях, пробелах и недочётах в умениях и знаниях получающих образование овладении учебным материалом, о числе, характере неточностей. Результаты диагностических испытаний оказывают помощь выбрать самая интенсивную методику обучения, и уточнить направление средств обучения содержания и дальнейшего совершенствования методов.
Прогностическая функция проверки помогает получению опережающей информации в учебно-воспитательном ходе. В следствии проверки приобретают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли организованы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза применяют для модели предстоящего поведения обучающегося, допускающего сейчас неточности данного типа либо имеющего определенные неприятности в совокупности приемов познавательной деятельности.
Прогноз оказывает помощь взять верные выводы для осуществления и дальнейшего планирования учебного процесса.
Развивающая функция контроля пребывает в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих свойств. Контроль владеет необыкновенными возможностями в развитии обучающихся. В ходе контроля развиваются обращение, память, внимание, воображение, мышление и воля студентов. Контроль оказывает громадное влияние на проявление и развитие таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени успехи цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – как усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует получающих образование их достижениях и затруднениях.
Вскрывая пробелы, неточности и недочеты обучающихся, он показывает им направления приложения сил по совершенствованию умений и знаний. Контроль оказывает помощь обучающемуся лучше определить самого себя, оценить возможности и свои знания.
Воспитывающая функция контроля пребывает в воспитании у обучающихся важного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает студентов более без шуток и систематично осуществлять контроль себя при исполнении заданий. Она есть условием воспитания жёсткой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его знание и роль в ходе обучения. В учебном ходе сами функции проявляются в различных сочетаниях и разной степени. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более действенным, и действеннее делается и сам учебный процесс.
Типы контроля
В зависимостиот того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности обучающихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний (осуществляется учителем над деятельностью обучающегося)
Обоюдный (осуществляется обучающимся над деятельностью товарища)
Самоконтроль (осуществляется обучающимся над собственной деятельностью)
Внешний контроль
В ходе контроля учителем умений и знаний обучающихся выделяют следующие компоненты:
1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля.
2. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся
3. Выбор видов, форм, средств и способов контроля, соответствующих поставленным целям.
Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют разные подходы к содержанию и описанию целей, дабы они являлись основой для разработки средств для умений и контроля знаний обучающихся. Разглядим два из них: первый подход связан с указанием тех качеств, каковые должны быть свойственны организованным в следствии обучения умениям и знаниям обучающихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности. Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности.