Науковедческие основания методики
Методика как учение об организации деятельности,
конечно, опирается на научное знание. Исследователь,
включаясь в научную деятельность, обязан достаточно четко и осознанно воображать себе – что такое наука, как она
организуется, знать закономерности развития науки, структу-
ру научного знания. Ему кроме этого нужно четко представ-
лять критерии научности нового знания, которое он собирается
взять, формы научного знания, которыми он пользуется и
в которых он собирается выразить результаты собственного научного
изучения и т.д. – другими словами все то, на что он обязан будет
опираться в собственной научно-исследовательской деятельности
чтобы она была осмысленна и организованна.
Наука как социальный университет – это воплощение в судьбу самых разнообразных связей, появляющихся между участниками научного общества и другими людьми. Они в течении различных периодов претерпевают разные трансформации, поскольку отношения общества к науке всегда было переменчивым.Да и сама наука как социальный университет подвержена переменам, зависящим от условий собственного существования.
Наука включает как процесс получения объективного знания, так и итог этого процесса — совокупность знаний, адекватно отражающих действительность. Она имеет последовательность значительных показателей, принципиально отличающих ее от вторых способов постижения мира. В отличие от религии и мифологии она объективна, имеет определённые схемы и аппарат исследования доказательств, может отделять подлинное знание от заблуждения либо личного мнения. В отличие от объективного эмпирического знания, взятого на базе практического опыта, но обрисовывающего только внешнюю сторону явления, процесса либо объекта, наука пытается к познанию их внутренней сущности и построению логической совокупности знаний.
Наука — это сфера деятельности человека по систематизации и выработке объективных знаний, вскрывающих внутреннюю сущность объектов, процессов и явлений окружающей действительности.
Практически во всех случаях социолог применяет тот либо другой метод выделения из громадной совокупности явлений и объектов изучения некую их часть в надежде, что на данной выборочной совокупности смогут быть распознаны свойства объекта изучения в целом.способы и Тип выборки прямо зависят от его гипотез и целей исследования. Чем конкретнее цель и чем яснее сформулированы догадки, тем вернее будет решен вопрос о выборке.
4. Методологические базы изучения социально-культурной сферы
Неспециализированная черта программы изучения
Программа изучения — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (неспециализированной концепции) в соответствии с главными целями предпринимаемой гипотез и работы изучения с указанием правил процедуры, и логической последовательности операций для их проверки.
Программа изучения представляет собой особый документ,что фиксирует совокупность исследовательских действий выроженных в методах и определённых процедурах каковые разрешают взять зарание обозначенный и предпологаемый исследовательский итог и встроить его в совокупность уже имеющегося знания.
В курсовых работах это именуют формализованная часть либо введение.
1. описание проблемной обстановке либо для курсовых и дипл. Актуальность неприятности.
2. наличие ссылок на источники.
Исследовательская работа—-тема—-проблема—-факты.
Социологическое изучение включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы изучения.
2. Основной: включает в себя проведение самого изучения.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, конечно формирование выводов.
Виды изучений:
1. Разведывательное изучение: маленькое, самый простое изучение, имеющее маленькое количество опрощеных и сжатый инструментарий.
2. Описательное изучение: более глубочайший вид изучения с более громадной общностью людей. Используется машинная обработка.
3. Аналитическое изучение: самое сложное и глубокое изучение. Носит не только описательный темперамент, охватывает много опрощеных. В большинстве случаев разглядывает динамику явления.
6. Постановка неприятности изучения Исходным пунктом всякого изучения есть проблемная обстановка. Наряду с этим возможно выделить две стороны неприятности: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (т.е. с позиций познавательного процесса) проблемная обстановка — это несоответствие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических либо теоретических действиях и незнанием дорог, средств, способов, способов, приемов реализации этих нужных действий, что со своей стороны, упирается в отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать
Предметная сторона неприятности социологического изучения — это некое социальное несоответствие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения либо выбора одной из вероятных альтернатив социального развития.
Предметная и гносеологическая стороны социальной неприятности тесно взаимосвязаны, поскольку источником незнания способов ответа практических социально-управленческих задач есть и соотносительная сложность соответствующей области управления, и состояние наличного теоретического и практического знания в данной области. В несложном случае — это недостаточная осведомленность о настоящей социальной ситуации, благодаря чего нереально применять уже имеющееся знание для регулирования социальных процессов. В других случаях — это обнаружение таких явлений и процессов, природа которых теоретически не конкретизирована, а следовательно, нет и соответствующих методов для их описания, воздействия и прогнозирования на них со стороны общества. Социальная неприятность может и вовсе не осознаваться как публичная потребность, поскольку провоцирующие ее несоответствия не достигли того уровня, на котором они становятся очевидными. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно делается предметом целенаправленных действий и анализа, поскольку для этого необходимы готовность и активная заинтересованность к практическим преобразованиям. Конкретно такая заинтересованность и готовность образуют базу социального заказа для социологических изучений по способам и выявлению разрешения социальных противоречий.
Социальные неприятности значительно, разняться по собственной масштабности. Одни не выходят за рамки некоего коллектива (групповые, локальные неприятности), другие затрагивают интересы целых регионов, многочисленных общественных институтов и социальных групп (региональные и институциональные неприятности).
задачи и Цели изучения
Цель изучения ориентирует на его конечный итог, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на каковые должен быть получен ответ для реализации целей изучения.
задачи и Цели изучения образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено является средством удержания вторых звеньев.
В случае, если главная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы основное внимание уделяется изучению научной литературы по этому вопросу, построению гипотетической неспециализированной концепции предмета изучения, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной неприятности и логическому анализу рабочих догадок. Конкретный объект изучения определяется лишь по окончании того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.
Итак, определение цели изучения разрешает потом упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности ответа главных, частных, и дополнительных задач.
Главные и частные задачи логически связаны, частные — вытекают из главных, являются средствами ответа основных вопросов изучения.
Крайне важно различать программные задачи изучения и те, что будут появляться в ходе его развертывания, среди них и методические. В сущности, любая стадия анализа и развёртывания программы приобретаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность нереально и нет необходимости. Говоря в целом, формулировка задач изучения — это не единовременный акт, но скорее процесс . Но в нем имеется собственные этапы, и первая стадия именно пребывает в том, дабы светло формулировать цели, главные и частные программные задачи изучения
Анкетирование. Требования к разработке анкет.
Анкетирование- письменная форма опроса, осуществляющаяся, в большинстве случаев, заочно, т.е. без прямого и яркого контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) в то время, когда необходимо задать вопрос много опрощеных за довольно маленькое время,
б) респонденты должны шепетильно поразмыслить над собственными ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Использование анкетирования для опроса большой группы опрощеных, в особенности по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В таковой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает целым (охватывающим всех участников изучаемой общности), значительно чаще оно имеет выборочный темперамент. Исходя из этого надёжность и достоверность взятой анкетированием информации зависит, в первую очередь, от репрезентативности выборки.
Главным (но не единственным) инструментом этого способа есть анкета, которая состоит не только из опросного страницы и паспортички, но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула — единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на честность ответов. Помимо этого, в преамбуле говориться о том, кто и для чего проводит опрос, даются инструкции и необходимые комментарии по работе респондента с анкетой.
Правила построения вопросов
1. Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ либо в некотором роде стимулировать его. К примеру: Знание национальной культуры расширяет кругозор человека? Да. Нет. Не знаю.
2. Вопрос не должен дискриминировать респондента либо его вероятную позицию. К примеру: Человек не опытный собственный национальный фольклор не имеет возможности принимать во внимание культурным. А Ваше мнение? Да. Нет. Не знаю.
3. Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны иметь слов либо выражений, каковые смогут быть не осознаны респондентом (за исключением вопросов- ловушек)
4. Количество вариантов ответов не должны быть больше возможностей памяти опрашиваемого.
5. Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать приятель-приятелю. К примеру: Как довольно часто Вы смотрите передачи на родном языке? — по радио, — телевидению, — в журналах и газетах.
Устные опросы: беседа, интервью. Требования к проведению устных опросов.
Интервью.Как способ сбора информации интервью во многом лишено вышеперечисленных недочётов, но платой за это есть относительно большая цена.
Интервью- проводимая по определённому замыслу беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся или интервьюером, или на какой или носитель информации (к примеру, диктофон).
Выделяют пара видов интервью, в зависимости от того, как стандартизирована обстановка беседы.
Стандартизированноеинтервьюсзакрытыми вопросами используется для опроса большой совокупности людей (пара сотен либо тысяч), в то время, когда содержательная структура неприятности выяснена.
Стандартизированноеинтервьюсоткрытымивопросами предоставляет респонденту большесамостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной и правильной регистрации.
Направленное (фокусированное) интервью. Замысел для того чтобы интервью предусматривает лишь список вопросов, каковые направляться непременно разглядеть на протяжении беседы. Но формулировка и последовательность вопросов смогут изменяться в зависимости от конкретной обстановки.
Свободноеинтервью предполагает предварительную разработку примерных главных направлений беседы с респондентом. их последовательность и Формулировка вопросов складываются в ходе интервью и определяются личными изюминками опрашиваемого.
Беседа — вид опроса, строящегося на продуманном и шепетильно подготовленном беседе исследователя с компетентным лицом (респондентом) либо группой лиц с целью получения сведений по изучаемому вопросу.
Беседа обязана проводиться в воздухе непринужденного и обоюдного доверия по заблаговременно намеченному, продуманному замыслу с выделением вопросов, подлежащих выяснению. При подборе собеседника направляться обнаружить возможность общения с теми респондентами, каковые отлично осведомлены о предмете изучения и проявляют желание обсудить интересующие исследователя вопросы. Проводящий беседу обязан отлично знать предмет изучения и суметь завоевать доверие собеседника, задавая четко сформулированные вопросы. Исследователь должен быть тактичным, корректным и постоянно помнить о том, что его задача — собрать нужные сведения, а не поучать либо спорить.
Беседа ведется без записи ответов собеседника, целесообразно применять магнитофон (диктофон). Для беседы принципиально важно создать атмосферу взаимного доверия и непринуждённости, исходя из этого благоприятной обстановкой есть привычная среда: спортзал стадион, бассейн, место прогулки и т.п.
Так, эффективность беседы сильно зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и, в особенности, психотерапевтической подготовленности, уровня теоретических знаний, от мастерства ведения беседы а также хорошей привлекательности.
19. Методика проведения устных опросов.
типы и Виды опытов
Существует довольно много примеров, в то время, когда экспериментальные результаты выясняются неприемлемыми вовсе либо приемлемыми не полностью для изучаемого феномена.
Лабораторный опыт предполагает, что исследователь создаёт неестественную среду (к примеру, в лаборатории) для его проведения, что разрешает ему более шепетильно осуществлять контроль среду, в которую помещены изучаемые группы. Искусственность среды содержится в том, что объект наблюдения переносится из собственной простой среды в обстановку, которая оказывает помощь добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением. В социологии одна из самые трудных неприятностей, которые связаны с лабораторным опытом, относится к внешней обоснованности результатов опыта.
Полевой опыт. Для него характерна максимально естественная обстановка- это возможно учебный класс, производственная среда.
Естественный опыт. Под ним знают таковой опыт, в котором исследователь заблаговременно не выбирает и не подготавливает свободную переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь отводит себе роль фиксатора и наблюдателя процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере судьбы.
Итоги социального опыта отражаются в отчёте, что содержит следующие три раздела:
— результаты изучения;
— выводы;
— советы.
Вероятностные выборки
1. Несложная вероятностная выборка:
§ Несложная вторичная выборка. Применение таковой выборки основывается на предположении, что любой респондент с равной долей возможности может попасть в выборку. На базе перечня главной совокупности составляются карточки с номерами опрощеных. Они помещаются в колоду, перемешиваются и из них наугад вынимается карточка, записывается номер, позже возвращается обратно. Потом процедура повторяется столько раз, какой количество выборки нам нужен. Минус: повторение единиц отбора.
Процедура построения несложной случайной выборки включает в себя следующие шаги:
1. нужно взять полный перечень участников главной совокупности и пронумеровать данный перечень. Таковой перечень, напомним, именуется базой выборки;
2. выяснить предполагаемый количество выборки, другими словами ожидаемое число опрошенных;
3. извлечь из таблицы случайных чисел столько чисел, сколько нам требуется выборочных единиц. В случае, если в выборке должно появляться 100 человек, из таблицы берут 100 случайных чисел. Эти случайные числа смогут генерироваться компьютерной программой.
4. выбрать из перечня-базы те наблюдения, номера которых соответствуют выписанным случайным числам
§ Несложная случайная выборка имеет очевидные преимущества. Данный способ очень несложен для понимания. Результаты изучения возможно распространять на изучаемую совокупность. Большая часть подходов к получению статистических выводов предусматривают сбор информации посредством несложной случайной выборки. Но способ несложной случайной выборки имеет как минимум четыре значительных ограничения:
1. обычно сложно создать базу выборочногo наблюдения, которая разрешила бы совершить несложную случайную выборку.
2. результатом применения несложной случайной выборки может стать громадная совокупность, или совокупность, распределенная по громадной географической территории, что существенно повышает стоимость и время сбора данных.
3. результаты применения несложной случайной выборки довольно часто характеризуются низкой точностью и большей стандартной неточностью, чем результаты применения вторых вероятностных способов.
4. в следствии применения SRS может сформироваться нерепрезентативная выборка. Не смотря на то, что выборки, полученные несложным случайным отбором, в среднем адекватно воображают главную совокупность, кое-какие из них очень некорректно воображают изучаемую совокупность. Возможность этого особенно громадна при маленьком количестве выборки.
§ Несложная бесповторная выборка. Процедура построения выборки такая же, лишь карточки с номерами опрощеных не возвращаются обратно в колоду.
1. Систематическая вероятностная выборка. есть упрощенным вариантом несложной вероятностной выборки. На базе перечня главной совокупности через определённый промежуток (К) отбираются респонденты. Величина К определяется случайно. самый достоверный итог достигается при однородной главной совокупности, в противном случае вероятны совпадение величины шага и каких-то внутренних циклических закономерностей выборки (смешение выборки). Минусы: такие же как и в несложной вероятностной выборке.
2. Серийная (гнездовая) выборка. Единицы отбора являются статистические серии (семья, школа, бригада и т. п.). Отобранные элементы подвергаются целому обследованию. Отбор статистических единиц возможно организован по типу случайной либо систематической выборки. Минус: Возможность большей однородности, чем в главной совокупности.
3. Районированная выборка. При неоднородной главной совокупности, прежде, чем применять вероятностную выборку с любой техникой отбора, рекомендуется поделить главную совокупность на однородные части, такая выборка именуется районированной. Группами районирования смогут выступать как естественные образования (к примеру, районы города), так и любой показатель, заложенный в базу изучения. Показатель, на базе которого осуществляется разделение, именуется показателем районирования и расслоения.
4. «Эргономичная» выборка. Процедура «эргономичной» выборки пребывает в установлении контактов с «эргономичными» единицами выборки — с группой студентов, командой , с соседями и друзьями. В случае, если нужно получить данные о реакции людей на новую концепцию, такая выборка в полной мере обоснована. «Эргономичную» выборку довольно часто применяют для предварительного тестирования анкет.
Невероятностные выборки
Отбор в таковой выборке осуществляется не по правилам случайности, а по субъективным параметрам – доступности, типичности, равного представительства и т.д.
1. Квотная выборка – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру главной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых показателей. Число элементов выборки с разным сочетанием изучаемых показателей определяется с таким расчётом, дабы оно соответствовало их доле (пропорции) в главной совокупности. Так, к примеру, в случае, если главная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 мужчин и 3000 женщин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 мужчин и 30 женщин, или 200 мужчин и 300 женщин. Квотированные выборки значительно чаще основываются на демографических параметрах: пол, возраст, регион, доход, образование и других. Минусы: в большинстве случаев такие выборки нерепрезентативны, т.к. нельзя учесть сходу пара социальных параметров. Плюсы: легкодоступный материал.
2. Способ снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, сотрудников, друзей, каковые доходили бы под условия отбора и имели возможность бы учавствовать в изучении. Так, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов изучения. Способ довольно часто используется, в то время, когда нужно отыскать и опросить труднодоступные группы опрощеных (к примеру, опрощеных, имеющих большой доход, опрощеных, которыми владел к одной опытной группе, опрощеных, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)
3. Стихийная выборка – выборка так именуемого «первого встречного». Довольно часто употребляется в теле- и радиоопросах. состав и Размер стихийных выборок заблаговременно не известен, и определяется лишь одним параметром – активностью опрощеных. Минусы: нереально установить какую главную совокупность воображают опрошенные, и как следствие – невозможность выяснить репрезентативность.
4. Маршрутный опрос – довольно часто употребляется, в случае, если единицей изучения есть семья. На карте населённого пункта, в котором будет производиться опрос, нумеруются все улицы. Посредством таблицы (генератора) случайных чисел отбираются солидные числа. Каждое много рассматривается как складывающееся из 3-х компонентов: номер улицы (2-3 первых числа), номер дома, номер квартиры. К примеру, число 14832: 14 – это номер улицы на карте, 8 – номер дома, 32 – номер квартиры.
5. Районированная выборка с отбором обычных объектов. В случае, если по окончании районирования из каждой группы отбирается обычный объект, т.е. объект, что по практически всем изучаемых в изучении черт приближается к средним показателям, такая выборка именуется районированной с отбором обычных объектов.
26. Классификация типов измерительных шкал и их черта.
В базе любого анализа и наблюдения лежат измерения.
Измерение — это алгоритмическая операция, которая данному замечаемому состоянию объекта ставит в соответствие определенное обозначение: число, умер либо знак. Обозначим через хi. i=1,…, m замечаемое состояние (свойство) объекта, а через уi, i = 1,..,m — обозначение для этого свойства. Чем теснее соответствие между их обозначениями и состояниями, тем больше информации возможно извлечь в следствии обработки данных. Менее разумеется, что степень этого соответствия зависит не только от организации измерений (т. е. от экспериментатора), но и от природы исследуемого явления, и что сама степень соответствия со своей стороны определяет допустимые (и недопустимые) методы обработки данных!
Множество обозначений, применяемых для регистрации состояний замечаемого объекта, именуется измерительное шкалой.
Измерительные шкалы в зависимости от допустимых на них операций различаются по их силе. Самые не сильный — номинальные шкалы, а самые сильные — безотносительные.
Выделяют три главных атрибута измерительных шкал, наличие либо отсутствие которых определяет принадлежность шкалы к той либо другой категории:
1. упорядоченность данных свидетельствует, что один пункт шкалы, соответствующий измеряемому свойству, больше, меньше либо равен второму пункту;
2. интервальность пунктов шкалы свидетельствует, что промежуток между любой парой чисел, соответствующих измеряемым особенностям, больше, меньше либо равен промежутку между второй парой чисел;
3. нулевая точка (либо точка отсчета) свидетельствует, что комплект чисел, соответствующих измеряемым особенностям, имеет точку отсчета, обозначаемую за ноль, что соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.
Помимо этого, выделяют следующие группы:
o неметрические либо качественные шкалы, в которых отсутствуют единицы измерений (номинальная и порядковая шкалы);
o количественные либо метрические (шкала промежутков, абсолютная шкала и шкала отношений).
1. Шкала наименований
Шкала наименований (номинальная либо классификационная) представляет собой конечный комплект обозначений для никак не связанных между собой состояний (особенностей) объекта
Тут отсутствуют все главные атрибуты измерительных шкал, то есть упорядоченность, интервальность, нулевая точка.
2. Порядковые шкалы
Следующей по силе за номинальной шкалой идет порядковая, шкала (ординальная, ранговая). Она используется в тех случаях, в то время, когда замечаемый (измеряемый) показатель состояния имеет природу, не только разрешающую отождествить состояния с одним из классов эквивалентности, но и дающую возможность в каком-то отношении сравнивать различные классы.
Порядковая шкала не имеет определенной количественной меры. Наряду с этим присутствует упорядоченность, но отсутствуют атрибуты интервальности и нулевой точки.
3. Шкалы промежутков
Следующая по силе шкала — шкала промежутков (интервальная шкала), которая в отличие от прошлых, качественных, шкал уже есть количественной шкалой. Эта шкала используется, в то время, когда упорядочивание значений измерений возможно выполнить так совершенно верно, что известны промежутки между любыми двумя из них
4. Шкалы разностей
Частным случаем интервальных шкал являются шкалы разностей: циклические (периодические) шкалы, шкалы, инвариантные к сдвигу. В таковой шкале значение не изменяется при любом числе сдвигов.
5. Шкалы взаимоотношений
Следующей по силе шкалой есть шкала взаимоотношений (подобий). Измерения в таковой шкале являются «полноправными» числами, с ними возможно делать каждые арифметические действия, тут присутствуют все атрибуты измерительных шкал: упорядоченность, интервальность, нулевая точка. Величины, измеряемые в шкале взаимоотношений, имеют естественный, полный нуль, не смотря на то, что остается свобода в выборе единиц
6. Полная шкала
Безотносительная (метрическая) шкала имеет и безотносительный нуль (b = 0), и полную единицу (а = 1). В качестве шкальных значений при измерении количества объектов употребляются натуральные числа, в то время, когда объекты представлены целыми единицами, и настоящие числа, в случае, если не считая целых единиц присутствуют и части объектов.
Конкретно такими качествами владеет числовая ось, которую конечно именовать безотносительной шкалой.
Ответственной изюминкой безотносительной шкалы по сравнению со всеми остальными есть отвлеченность (безразмерность) и абсолютность ее единицы. Указанная изюминка разрешает создавать над показаниями безотносительной шкалы такие операции, каковые недопустимы для показаний вторых шкал, — использовать эти показания в качестве аргумента логарифма и показателя степени.
7. Шкалирование
Шкалирование является отображением какого-либо свойства объекта либо явления в числовом множестве.
Возможно заявить, что чем посильнее шкала, в которой производятся измерения, тем больше сведений об изучаемом объекте, явлении, ходе дают измерения. Исходя из этого так конечно рвение каждого исследователя совершить измерения в допустимо более сильной шкале. Но принципиально важно иметь в виду, что выбор шкалы измерения обязан ориентироваться на объективные отношения, которым подчинена замечаемая величина, и оптимальнее создавать измерения в той шкале, которая максимально согласована с этими отношениями. Возможно измерять и в шкале более не сильный, чем согласованная (это приведет к утрата части нужной информации), но использовать более сильную шкалу страшно: полученные эти в действительности не будут иметь той силы, на которую ориентируется их обработка.
Время от времени же исследователи усиливают шкалы; обычный случай — «оцифровка» качественных шкал: классам в номинальной либо порядковой шкале присваиваются номера, с которыми дальше «трудятся» как с числами. В случае, если в данной обработке не выходят за пределы допустимых преобразований, то «оцифровка» — это легко перекодировка в более эргономичную (к примеру, для ЭВМ) форму. Но использование вторых операций сопряжено с заблуждениями, неточностями, поскольку свойства, навязываемые подобным образом, в действительности не имеют ме-ста.
Науковедческие основания методики
Методика как учение об организации деятельности,
конечно, опирается на научное знание. Исследователь,
включаясь в научную деятельность, обязан достаточно четко и осознанно воображать себе – что такое наука, как она
организуется, знать закономерности развития науки, структу-
ру научного знания. Ему кроме этого нужно четко представ-
лять критерии научности нового знания, которое он собирается
взять, формы научного знания, которыми он пользуется и
в которых он собирается выразить результаты собственного научного
изучения и т.д. – другими словами все то, на что он обязан будет
опираться в собственной научно-исследовательской деятельности
чтобы она была осмысленна и организованна.
Наука как социальный университет – это воплощение в судьбу самых разнообразных связей, появляющихся между участниками научного общества и другими людьми. Они в течении различных периодов претерпевают разные трансформации, поскольку отношения общества к науке всегда было переменчивым.Да и сама наука как социальный университет подвержена переменам, зависящим от условий собственного существования.
Наука включает как процесс получения объективного знания, так и итог этого процесса — совокупность знаний, адекватно отражающих действительность. Она имеет последовательность значительных показателей, принципиально отличающих ее от вторых способов постижения мира. В отличие от религии и мифологии она объективна, имеет определённые схемы и аппарат исследования доказательств, может отделять подлинное знание от заблуждения либо личного мнения. В отличие от объективного эмпирического знания, взятого на базе практического опыта, но обрисовывающего только внешнюю сторону явления, процесса либо объекта, наука пытается к познанию их внутренней сущности и построению логической совокупности знаний.
Наука — это сфера деятельности человека по систематизации и выработке объективных знаний, вскрывающих внутреннюю сущность объектов, процессов и явлений окружающей действительности.
Практически во всех случаях социолог применяет тот либо другой метод выделения из громадной совокупности явлений и объектов изучения некую их часть в надежде, что на данной выборочной совокупности смогут быть распознаны свойства объекта изучения в целом.способы и Тип выборки прямо зависят от его гипотез и целей исследования. Чем конкретнее цель и чем яснее сформулированы догадки, тем вернее будет решен вопрос о выборке.
4. Методологические базы изучения социально-культурной сферы