Паруса и такелаж. надстройки и рубки

«Парус» по-английски — «сейл». Заглавия некоторых парусов и строятся методом соединения этого слова с заглавием той части рангоута, которая его несет.

Другие заглавия строятся методом соединения слова «сель» с приставками, показывающими либо на место постановки, либо на крепления паруса и характер службы. Из этого, к примеру, показались лисели — их ставят на лисель-спиртах, сбоку брамселей и марселей. Косые четырехугольные — трисели (бывают исходя из этого фор-трисель, грот-бизань и трисель-трисель), треугольные — топсели — их ставят над триселями. Косые треугольные — стаксели — их поднимают в первых рядах фок-мачты, между ней я грот-мачтой, и между бизань- и грот-мачтами. И эти паруса различаются по заглавиям той ее помощника и «мачты», к каким относятся. Так, бывают: грот-стеньга-стаксель, грот-брам-стаксель, грот-бом-брам-стаксель.

Парусная оснастка судов весьма разнообразна. Она не редкость прямой — тогда на мачтах закреплены реи и прямые четырехугольные паруса; лишь в носовой части пара кливеров и стакселей да косой бизань-трисель на корме. Она не редкость косой — тогда на мачтах видны гафели, косые трисели либо стаксели. Не редкость она и смешанной. И вовсе не обязательно, дабы все названные части рангоута и паруса были налицо — некоторых из них почему-то может и не быть.

Паруса и такелаж. надстройки и рубки

Трехмачтовое парусное судно:   1 — утлегарь; 2 — бушприт; 3 — мартин-гик; 4 — фок-мачта; 5 — фор-стеньга; 6 — фор-брам-стеньга; 7 — грот-мачта; 8— грот-стеньга; 9—грот-брам-стеньга; 10— бизань-мачта; 11 — крюйс-стеньга; 12 — крюйс-брам-стеньга; 13 — фока-рей; 14 — фор-марса-рей; 15 — фор-брам-рей; 16 — фор-бом-брам-рей; 17 — фор-трисель-гафель; 18—грота-рей; 19 —грот-марса-рей; 20—грот-брам-рей; 21—грот-бом-брам-рей; 22 — грот-трисель-гафель; 23 — бегин-рей; 24—крюйсель-рей; 25—крюйс-брам-рей; 26— светло синий-бом-брам-рей; 27 — бизань-гафель; 28 — бом-кливер; 29 — кливер; 30 — фок; 31 — фор-марсель; 32 — фор-брамсель; 33— фор-б ом-брамсель; 34 — фор-трисель; 35 — грот; 36 —грот-марсель; 37 — грот-брамсель; 38 — грот-бом-брамсель; 39—грот-трисель; 40 — крюйсель; 41 — крюйс-брамсель; 42 — крюйс-бом-брамсель; 43 — бизань; 44 — фор-брам-штаг; 45 — фор-стень-штаг; 46 — фока-штаг; 4 7 — штаг-и-грот; 48 — грот-стень-штаг; 49 — грота-штаг; 50 — бизань-штаг; 51— фор-бом-брам-брас; 52 — грот-бом-брам-брас; 53— крюйс-бом-брам-брас; 54— фор-марс-брас; 55 — кливер-шкоты; 56 — фордуны; 57 — ванты; 58 — стень-ванты.

Посмотрите на рисунок парусного судна. Не считая рангоута и растянутых на нем парусов, вы заметите сеть всевозможных тросов. Многие из них являются растяжками для мачт, руководят парусами, поднимают их, спускают. Это — снасти. Все они совместно составляют такелаж судна. Одни из них (штаги, ванты) неподвижны — это стоячий такелаж. Другие (фалы, брасы, гардели и т. д.) перемещаются с парусами и управляемыми частями рангоута — это бегучий такелаж.

Мы назвали только немногое из такелажа и рангоута. Но и без того ясно, что парусное оружие судна многообразно и достаточно сложно.

В отечественном веке парусные суда практически везде уступили собственный место судам с механическим двигателем. Только на страницах ветхих романов они живут так же, как и прежде. Но на некоторых транспортных линиях и по сей день еще пользуются маленькими парусно-моторными судами. Не утратили собственного значения и спортивные парусные суда. В заливах, на озерах, да и на просторах морей возможно довольно часто встретить туристские и спортивные парусные яхты. Это или громадные суда, предназначенные для плавания в открытом море, или маленькие,-привычные каждому гоночные яхты. По форме корпуса различают килевые яхты, днище которых переходит в глубочайший киль, и швертботы, имеющие мелкосидящий в воде выдвижной киль и корпус.

У спортивных парусных судов парусное оружие косое. Оно разделяется на пара типов, самые популярные — два: гафельное и бермудское.

НАДСТРОЙКИ И РУБКИ

Поднимемся на верхнюю палубу современного судна. В ее носовой части возвышение — бак (либо полубак). Оно защищает палубу в непогоду от встречных волн. В полубака — разные устройства, к примеру якорное. Подобное же возвышение делается и в кормовой части верхней палубы — это ют (либо полуют). Он также помогает для защиты от заливания палубы, но уже не встречной, а попутной волной. В него — рулевое устройство и часть кают. И, наконец, третье возвышение делается в средней части верхней палубы. В него — каюты и служебные помещения. Все эти три возвышения — надстройки, а их «крыша» — палуба надстроек. Верхнюю палубу по ее длине между надстройками довольно часто защищают высокой (до 1,5 м) оградой — фальшбортом. Но это делается не на всех судах.

Паруса и такелаж. надстройки и рубки

Существует на судне еще один вид помещений — рубки. Надстройки тянутся от борта к борту, а рубки занимают лишь часть пространства по ширине судна. В большинстве случаев их располагают над палубой средней надстройки. Тут помещается ходовой мостик, что тянется во всю ширину судна, а на нем — рулевая рубка, радиорубка и штурманская рубка. На огромных океанских пассажирских судах и на военных судах всякого рода надстроек, мостиков и рубок намного больше (см. цв. рис.).

Устройство Яхты и Морская Терминология — Обучение Яхтингу | Интерпарус яхтинг ⛵#128525;


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: