История слова «культура».
- первоначально уход и обработка за почвой (лат. agricultura), с тем дабы сделать ее пригодной для удовлетворения людских потребностей, дабы она имела возможность помогать человеку (из этого — «культура техники земледелия»).
- В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-способностей человека и духовных склонностей; соответственно существует культура тела, духовная и культура души культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)
- Облагораживание, улучшение людской поведения. 18-19 в. – формирование культуры, одвременно с этим появ термин «цивилизация». Очень многое время Ц-я и К-ра были синонимами ( Ц больше связана с развит. разработок, а К с душевной частью). В последствии германские Культурологи строго разграничили эти два понятия.
- состояние общества, основанного на порядке и праве.
- абстрактное обозначение процесса интеллектуального и творческого процесса.
- абстрактное обозначение форм и продуктов форм интеллект и худ. творчества.
- указания на особенности образа судьбы, кот свойственны для общества.
Определение культуры. Кребер и Клакхон в 1952 “Понятие о к-ре, критич. обзр-е дефиниций” – тут они проанализировали около 150 определений к-ры и вывели собственный.
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в разных областях. По большей части, под культурой знают области людской деятельности, которые связаны с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, знаний и умений). (википедия)
Шесть главных типов описания культуры:
— описательные определения – что охватыв. понятие к-ры (Э. Тейлор – «Первобыт. к-ра»)
— исторические определения – основн. выговор на соц. традиции и наследовании.
— нормативные определения – представления образа и идея жизни об ценностях и идеалах.
— психотерапевтические определения – процесс адаптации в среде (социализация) + формирование привычек людей.
— структурные определения – структурн. разбор к-ры: ее роли и функции.
— генетические определения – к-ра анализируется с т. з. ее происхождения.
Культура (при помощи оппозиций):
— то, что отделяет ч-ка от животного, характерна конкретно для ч-ка.
— культура – итог человеч. взаимоотношений, в то время, когда ч-к один, то никакой к-ры не м. б. появиться.
— культура – не наследуется биологически, а вырабатывается продолжительным процессом социализации.
— культура – напрямую связана с идеями, кот. напрямую передаются при помощи знака – языка.
Науки о культуре. Предмет социологии культуры.
Науки о культуре.
1. этнология + этнография – описательные науки, по большей части собир. и опис. феномены общ-в, пыт. распознать закономерности тех либо иных к-р.
2. социология– интересуется развитием современного общ-ва, антропология – интерес к архаич. общ-вам.
3. философия культуры – рассматрив. место ч-ка в природе и мире, границы между природным и культурным, морально-этич. феномены.
4. культурология – формирует область знаний, изуч. культуру как общ. единую совокупность знаний. Заним. самыми разн. дисциплинами.
5. социология культуры – наука, кот. разглядывает функционирование и строение к-ры в связи с соц. институтами и структурами и применительно к конкретной исторической обстановке. Изуч. общества, кот. делятся на те либо иные группы + социальные университеты – семья, школа, религия, экономика, политика, наука, мастерство, СМИ спорт, досуг, потребление. (Ионов же сказал, что д.б. культурологич. социология, а не наоборот).
Имеется два взора на определение предмета социологии культуры:
~ широкий – символич. измерение соц. традиций, культура существующая в мире тех либо иных знаков.
~ узкий – отраслевая либо частичная наука, один из разделов социологии. Обязана заним. вопросами искусства и науки.
Социология культуры – наука, которая разглядывает функционирование и строение культуры в связи с соц. институтами и структурами и применительно к конкретной исторической обстановке.
Социология к-ры – занимается обществом, которое делится на те либо иные соц. группы.
Ионин: не должно быть дисциплины с.к., а должна быть культурная социология.
Три парадигмы в изучении культуры .
Парадигма – теории, концепции, способы и методы изучения трансформации взоров на объект культуры.
3 парадигмы :
1. эмпирическая
2. эволюционистская
3. плюралистическая
- Эмпирическая парадигма – сбор информации, сведений об обычаях народов, информации о культурном различии. (Предисторический). Основывается на опыте
- Эволюционистская парадигма.
Существует иерархия:
- продвинутые общества (Западноевропейские государства)
- менее развитые общества (всё, что не Европа)
Миссия – подтянуть неразвитые государства. Эта парадигма была весьма крутой. Люди, каковые её создавали (СПЕНСЕР, Фрейзер, Морган, Тейлор), вправду в неё верили.
Но эта парадигма обернулась эксплуатацией и колонизацией. Спенсер – «Теория эволюции общества» Социальные трансформации, темперамент общества обеспечивались законом усредненного развития участников общества (какие конкретно индивиды – такое и общество)
Дюрий – «Социальный реализм». В случае, если имеется главная мысль, то общество не не составит большого труда суммой индивидов, а совершит социальный прорыв в публичном развитии.
- Плюралистическая парадигма– переход от культуры в ед. ч. к культурам во мн. ч. “Плюралистическая парадигма” противостоит монистической, которая связана с гегельянски-марксистской традицией рассмотрения истории как линейного процесса, продукта деятельности “исторического народа” либо “передового класса”. Мысль поддержания плюрализма цивилизаций, многообразия оных.
Три парадигмы существуют совместно.
Понятие репрезентативной культуры. Культурные специалисты (агенты трансформации).
Репрезентативная культура – понятие ввел Тенбрук (германский социолог 1919-1994). Культура есть публичным фактом, потому, что есть Р. к-рой, т.е. имеет идеи, ценности, представления, идеологии, кот. действенны в силу их фактич. признания. Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеологии и идеи, каковые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества или деятельно их разделяют, или пассивно признают. К репрезентативной культуре относятся и такие характеристики, как историчность, изменчивость, коллективность, несводимость к культуре индивидуума и т.д.
Соц организм основывается на взорах, убеждениях, ‘мнениях’, изменение которых влечет за собой трансформации во всех сферах публичной судьбе. Но учитываются не всякие мнения, а мнения, так сообщить, агентов трансформаций (Лица, группы либо организации, деятельность к-рых ведет к соц. трансформациям). Тенбрук именует их интеллектуалами либо культурными специалистами. Каждое общество и любая историческая эра выдвигает собственных культурных специалистов. Так, в ‘примитивных’ обществах культурные специалисты — это волшебники, волшебники, шаманы; на теологической стадии (следуя терминологии Конта) – жрецы, священники, богословы, на метафизической стадии – критические и скептические философы, на научной стадии – ученые. Но в любой момент это – идеологи, функция которых пребывает в трансформации господствующих точек зрения и, следовательно, в трансформации общества.
Понятие ритуала в социологии.
Определения ритуалов:
— Ритуал (обыденное познание) – устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный темперамент.
— Ритуал (более строгое определение) в антропологии: – религиозный либо волшебный обряд, кот. есть стилизированнным либо волшебным действием, кот. употребляется с целью достижения определенных целей в земной либо загробной судьбе.
— Ритуал (М. Дуглас – антрополог) – определенные типы действий, кот. помогают цели выражения веры либо приверженности к определ. символическим совокупностям.
— Ритуал (в социологии) – социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, кот. не создают новой предметности и не изменяют обстановку в физическом смысле, а перерабатывает знаки и ведет к символическому трансформации обстановки.
функции и Типы ритуалов.
Дюркгеймовская классификация ритуалов – пожалуй, самая систематическая и обоснованная. Но и она не включает в себя все многообразие типов ритуалов. Ритуалы классифицируются по различным основаниям-параметрам.
- Волшебные(индивидуален ) и Религиозные(обществ. хар-р).
2. По функциям:
— кризисные ритуалы – совершаемые в критич. периоды судьбы, или как ответ на неотложную проблему(“танец дождя” при засухе в нек. племенах/ обращение главы страны к народу при бедствия)
- Календарные ритуалы
- Ритуалы интенсификации. Данный термин введен американскими антропологами Чеплом и Куном для обозначения совокупности ритуалов разных типов: кризисных, календарных и др, осуществляемых чтобы противостоять нарушению равновесия групповой судьбе, позванной или внутренними, или внешними обстоятельствами, интенсифицировать сотрудничество между участниками группы и по большому счету повысить степень групповой сплоченности.(напр., в то время, когда на свадьбу либо иное домашнее торжество съезжаются члены семьи, разбросанные по всей стране и до этого случая не видевшие др.др. годами)
- По собственному содержанию и соц. функц. выделяются ритуалы родства, причем они касаются не родства по крови либо по браку, а родственных взаимоотношений, сформировавшихся на базе функциональных связей.(с крестными)
- Ритуалы перехода – это особый класс ритуалов, существующих в каждой культуре и делающих особенные функции, связанные первым делом с последовательным прохождением индивидом стадий собственного жизненного пути – от рождения до смерти. (процессы инициации) Мужские инициации – не единственные, не смотря на то, что, пожалуй, самые серьёзные и самые сложные из ритуалов перехода. Существуют инициации девушек, ритуалы вступления в законный брак, наступления старости, наконец, смерти и ритуалы рождения.
В современных обществах роль ритуалов перехода очень сильно уменьшилась, не смотря на то, что существует огромное количество ритуалов этого типа: церковное причастие, получение паспорта, допуск к выборам, расторжение и заключение брака, переход на пенсию и, само собой разумеется, как в любой момент и везде с самых старейших времен культуры,- смерть и рождение.
Понятие ресоциализации.
В некоторых обстановках взрослые люди смогут волноваться ресоциализацию, т. е. разрушение ранее моделей поведения и принятых ценностей личности с последующим усвоением сокровищ, радикально отличающихся от прошлых. Одна из таких обстановок — нахождение в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, колониях, казармах, в произвольных местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под воздействие новых жёстких порядков и требований. Трансформации мировоззрения в обстановках крайнего напряжения смогут быть очень драматичными. Изучение таких критических обстановок позволяет более глубоко познать процессы социализации, протекающие в простых условиях.
Поведение в концентрационном лагере:
Психологу Бруно Беттельгейму в собственности известное описание ресоциализации людей, помещенных фашистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии.В соответствии с Беттельгейму, все осуждённые подверглись личностным трансформациям, каковые направлялись определенном порядке,первым из которых был шок. Большая часть новых узников пробовало противостоять влиянию лагерных условий, стремясь функционировать в соответствии с ценностями и опытом прошлой судьбе; но это появилось неосуществимым. Ужас, лишения и неопределенность приводили к распаду личности узника. Кое-какие узники преобразовывались в то, что остальные именовали “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к собственной судьбе. женщины и Такие мужчины скоро умирали. Поведение вторых становились похожими на поведение детей, они теряли чувство времени и свойство “думать вперед”. Большая часть из тех, кто пробыл в лагерях больше года вели себя совсем в противном случае. Ветхие узники пережили процесс ресоциализации, за который они совладали со зверствами лагерного существования. Довольно часто они не могли отыскать в памяти имена, события и места их прошлой жизни. Они подражали поведению охраны, время от времени применяли обрывки одежды для имитации их униформы.
изменения личности и Сходные реакции наблюдаются в других критических обстановках. К примеру, у индивидов, подвергаемых усиленному допросу либо “промыванию мозгов”. На начальных стадиях допроса человек пробует сопротивляться давимому . После этого наступает стадия регрессии до детского уровня. Ресоциализация начинается в тот момент, в то время, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на базе персоны, олицетворяющей власть — допрашивающего. По-видимому, в критических обстановках процесс социализации “обращается вспять”.
1. начальный этап. полное отторжение и Шок. Старается поддерживать ранее усвоенные нормы поведения. Ведет себя словно бы в жизни ничего не изменилось, и не так долго осталось ждать все возвратится. Противостоит новым условиям.
2. шок сменяется страхом. Распад личности. Многие люди лишаются воли, способности думать вперед. Психика делается весьма неустойчивой, теряют контроль над собой – “ходячие трупы”.
3. Полная смена идентичности человека. Начинает в мышлении повторять действия тех, кого ненавидит – лагерной охраны.
Социализация взрослых.
Социализация– процесс усвоения индивидом образцов поведения, психотерапевтических механизмов, ценностей и социальных норм, каковые нужны для функционирования в рамках того либо иного общества. Это процесс становления личности.
Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, в первую очередь выделяют детскую социализацию, как самую серьёзную.
У взрослых людей социализация есть ответом:
I.в первую очередь, накризис, случившийся в их жизни (развод, переезд в другую страну и т.д.). И у всех взрослых в жизни случается кризис среднего возраста.
А) у мужчин в 40-50лет: по обстоятельству того, что приблизительно к этому возрасту они достигают в собственной жизни по сути всего ранее желаемого (семья, карьера, соц. статус, обустроенный дом, респектабельное авто) =ощущает, что изжил себя. Исходя из этого, дабы «омолодиться» заводит новую семью, меняет род собственной деятельности, в т.ч. опытной = процесс социализации в новом русле.
Б) у дам 35-45лет: дети выросли, имеют собственные семьи, а их «гнездо опустело» = чувствуют себя ненужными. Потом по схеме.
II. Социализация как постоянный рост. Возможно в следствии:
1. начала взрослого периода:
а)интимность (деятельный процесс ухаживания, выход замуж);
б) одиночество (отсутствие этого = меняют ч/л в собственной жизни = социализация);
2. среднего возраста:
а) – творческая деятельность, активность;
— опытное становление, рост, карьера, самоусовершенствование;
— родительство;
б) отсутствие всего этого, застой.
Старость.
а) умиротворение (доволен как сложилась его жизнь, удовлетворенность всем);
б) отчаяние (паника, ужас, печаль потерянного).
Так, процесс социализации длится в течение всей жизни человека и заканчивается только со смертью.
Инкультурация: А.Кардинер.
Инкультурация – освоение норм, сокровищ – всего того, что нужно для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.
Первым теорию этнопсихологического характера постарался {формулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891— 1981). Оп предложил свою модель связи практики детского воспитания, типа личности, главных в данной культуре, и социальных университетов, свойственных данной же культуре. В двух его трудах, «его общество и Индивид» (1939) и «Психотерапевтические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, каковые легли в базу этнопсихологической школы. В соответствии с представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с самого начала судьбы. Это происходит под действием окружающей среды и, в первую очередь, через конкретные методы ухода за младенцем, принятые в обществе: методы кормления, ношения, укладывания, позднее — обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают собственный отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4—5 лет судьбе человека, по окончании чего она остается фактически неизменной, определяя судьбу, неудачи и успехи человека. Психика людей нового поколения снова формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у прошлого поколения, и таковой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.
Так как в среде каждого народа методы ухода за детьми примерно однообразны, но отличаются от других народов, то любой народ владеет собственной «средней» психикой, которая проявляется в форме базисной, либо основной, личности — центрального понятия этнопсихологии. Какова главная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к изучению детства, детской психологии, что образовывает основную заслугу этнопсихологической школы.
Так, по Кардинеру, главная личность формируется на базе единого для всех участников данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, каковые делают индивида максимально чувствительным к данной культуре и разрешают достигнуть в ней самый комфортного и надёжного состояния. Иными словами, главная личность представляет собой некоторый средний психотерапевтический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого его культуры и общества. Исходя из этого в полной мере закономерно распространить эти психотерапевтического изучения личности на общество в целом.
модель связи практики детского воспитания той либо другой культуры. Формируется через конкретные методы ухода за младенцами. Впечатления раннего детства – отпечаток на личность на всегда. Сильные различия ухода за детьми в разных культурах. Базисная личность – в каждой культуре собственный главный тип личности. В современных обществах человек сам может вырабатывать собственный жизненный стиль (пеленание детей: раньше – на данный момент нет).
Инкультурация: Р.Бенедикт.
Рут Бенедикт:«меч и Хризантема», обрисовывает японский национальный темперамент. Сравнила процесс инкультурации в Соединенных Штатах и Японии. Способ дистанционного изучения культур. дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. культура вины и Культура стыда. У вост.ч-ка нет личного ч-ва вины – лишь в случае, если будет обнаружен участниками собственной группы, не утратить собственный лицо пред вторыми.)
«Психотерапевтические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), «Модели культуры» (1934). Основной постулат ее концепции — любой народ имеет своеобразную «базисную структуру характера», передающуюся много поколений и определяющую его историю. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала идея, что любая культура отличается неповторимой конфигурацией в культурных элементов, объединенных этосом культуры, определяющий не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, супружеская жизнь, экономика, политические структуры — все они, совместно забранные, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют лишь такие варианты этих элементов, каковые соответствуют ее этосу.
Любая из культурных конфигураций есть следствием неповторимого исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» свидетельствует у Бенедикт особенный метод соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре свойствен собственный своеобразный тип личности. В каждом тине личности имеется некая доминантная модель поведения, либо определяющая психотерапевтическая черта. Основываясь на данных полевых изучений племен Северной Малайзии и Америки. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций:
— аполлонийский, отличающийся подчинением индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержанием от экстремально-эмоциональных проявлений собственного характера. В данном типе культуры воплощается мысль меры во всем: не приветствуется явное выражение бешенства, насилия, ревности; терпимость и кооперация воспитываются с детства, норма поведения устанавливается публичными структурами, а не индивидами. Исходя из этого эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя;
— дионисийский, воображающий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Тут нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто продемонстрировал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливаю^ щимся перед насильственным достижением целей;
— параноидальный, характеризующийся подозрительностью и конфликтами. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между женой и мужем, деревнями и соседями; распространено убеждение, что успех, успех одного означают неудачу другого; обширно практикуется вредоносная волшебство.
Достаточно не так долго осталось ждать практические изучения продемонстрировали несостоятельность главных положений этнопсихологической школы и исходя из этого в 1940—1950-х гг. ее установки пара изменились. Главной темой изучений стало изучение национального характера. предусматривающее анализ сообщества людей, объединенных неспециализированными социальными традициями и являющихся субъектами «нации».
Инкультурация: М.Мид.
Маргарет Мид:«мир и Культура детства». Полевые изучения на островах Тихого океана. Культура самца. Модель межпоколенной трансмиссии в культуре:
самый видным представителем данного направления стала ученица Ф. Боаса Маргарет Мид (1901-1978). Ей в собственности разработка способа изучения национального характера (национальной культуры) па базе изучения современных документов так, как будто бы изучается культура прошедших столетий. По сути дела, это продолжение методического подхода Бенедикт, разглядывавшей каждую культуру как конфигурацию элементов, определяемую этосом культуры. Мид выделяеттри главных нюанса изучения национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той либо другой культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;3) изучение свойственных тем либо иным культурам моделей межличностных взаимоотношений, таких, к примеру, как отношения между детьми и родителями либо отношения между ровесниками. Так, в рамках данной парадигмы национальный темперамент определялся как регулирования и особый способ распределения в культуры сокровищ либо моделей поведения, детерминированных принятыми в ней методами детского воспитания.
В соответствии с изюминками детства, Мид различает три типа культур: постфигуративный, конфигуративный. префигуративный.
Постфигуративный: дети обучаются у собственных предшественников. В традиц. обществах – прошлое взрослых = схема будущей судьбе для их детей. Пара поколений родственников под одной крышей.
Конфиругативная: поведение значимых современников – знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания – не прошлое, а настоящее. Старшее поколение – не столь значимо. Главные сокровища – рациональность, равенство всех участников сотрудничества.
Префигуративная: появ. в сер. 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального действия. Ребенок – равноправный партнер по общению.
Мид не только создала учение о трех тинах культур, она приняла участие и во многих изучениях разных феноменов культуры. К примеру, продемонстрировав условность отечественных представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность разных культур.
Факторы аккультурации.
Аккультурация – это результат и процесс обоюдного влияния различных культур при котором все либо часть предст-лей одной культуры перенимают нормы, традиции и ценности др. культуры которая наз-ся культура донор.
Среди факторов, воздействующих на темперамент аккультурации, выделяют следующие:
• степень разделения принимающей культуры — общество, располагающее развитыми совокупностями морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, в состоянии приспособить функционально приемлемые новшества, не подрывая главную духовную структуру;
• продолжительность контакта — растянутое во времени действие вызывает не отторжение и шоковое состояние, а постепенное принятие и привыкание;
• политико-экономические условия сотрудничества — обстановка политического и экономического господства либо зависимости во многом определяет содержание культурного общения.
Зависимость ведет к росту культурного протеста, к культурной интеграции угнетенных народов, в то время, когда мобилизуются духовные силы общества для утверждения его противостояния и единства угнетению. Наглядно эти процессы проявились во время колониализма
Любой из этих факторов модифицирует процесс аккультура-ции, придавая ему форму культурной экспансии, культурной диффузии либо культурного конфликта.
Культурная глобализация.
Культурная глобализация -это интенсивный, не смотря на то, что и не всегда эквивалентный культурный обмен между людскими обществами, обусловленный невиданным развитием средств коммуникации Сейчас, и постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных весов людей. взаимодействие и Смешение культур имеет сейчас настоящее воплощение в бесчисленных личных, ярких контактах носителей различных культурных традиций – в производственном ходе, в туристических поездках, в университетах, в Интернете, по месту жительства и т.д. И – в доступности “инокультурных” образцов для широких весов людей, каковые уже не замкнуты в смысловом пространстве лишь собственной культуры.Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные “границы”, практически, по большому счету размываются. “творцом” и “Носителем” формирующейся глобальной культуры, включающей в себя элементы различных культурных традиций при доминировании западного культурного “первоначала” в виде демократических и рыночных сокровищ, и разработок, возможно есть всё человечество. стили жизни и Местные обычаи на современном этапе имеют глобальные последствия, наряду с этим происходит кроме этого интервенция локального в глобальные процессы. Но серьёзнее то, что контроль консьюмеризма над идеями в контексте глобализации воистину тотален. Глобальный капитализм пытается подчинить собственному господству, коммерциализировать и коммодифицировать все идеи и материальные продукты, в которых идеи заключены – телевидение, рекламу, газеты, книги, фильмы и т.п. Соответственно, серьёзным фактором-катализатором последующей институционализации и процессов заимствования культурных практик есть их коммерческий потенциал – все, что может приносить прибыль, в условиях рыночной экономики обречено на коммерциализацию.
Три главных подхода (теории) культурной глобализации:
— С позиций унификации и стандартизации культур – гиперглобалистский подход (Ритцер – магдональдизация совр. к-р. – эффективность, предсказуемость, упор на кол-во, замена контроля технологическими операциями).
— Дифференциации: скептически настроены к глобализации
— Трансформистский подход: необратима глобализация, на какое количество глубоки корни глобализации.
Каналы распространения глобализации к-ры по Бергеру:
1)Потребительская к-ра (утром выпиваем кофе).
Бренд – торговые марки, лейблы; целый стиль судьбы.
Глобализация Сейчас необратима.
Самуэль Хантингтон: потребит. к-ра – это миф. Не обязательно, что глобализация абсолютно поглощ. ч-ка. Магдональдтизация 0 не пример Запада.
2) Массовая к-ра (символы, знаки: Мадонна, М. Джексон, Бекхем).
С.Х. думает, что массовая к-ра посильнее потребительской. 89% посещаемых фильмов – Голливудские.
3) Английский язык
4) Интеллектуальная к-ра
5) Культура бизнес элиты
6) Распространение религий
История слова «культура».
- первоначально уход и обработка за почвой (лат. agricultura), с тем дабы сделать ее пригодной для удовлетворения людских потребностей, дабы она имела возможность помогать человеку (из этого — «культура техники земледелия»).
- В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-способностей человека и духовных склонностей; соответственно существует культура тела, духовная и культура души культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)
- Облагораживание, улучшение людской поведения. 18-19 в. – формирование культуры, одвременно с этим появ термин «цивилизация». Очень многое время Ц-я и К-ра были синонимами ( Ц больше связана с развит. разработок, а К с душевной частью). В последствии германские Культурологи строго разграничили эти два понятия.
- состояние общества, основанного на порядке и праве.
- абстрактное обозначение процесса интеллектуального и творческого процесса.
- абстрактное обозначение форм и продуктов форм интеллект и худ. творчества.
- указания на особенности образа судьбы, кот свойственны для общества.
Определение культуры. Кребер и Клакхон в 1952 “Понятие о к-ре, критич. обзр-е дефиниций” – тут они проанализировали около 150 определений к-ры и вывели собственный.
Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в разных областях. По большей части, под культурой знают области людской деятельности, которые связаны с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, знаний и умений). (википедия)
Шесть главных типов описания культуры:
— описательные определения – что охватыв. понятие к-ры (Э. Тейлор – «Первобыт. к-ра»)
— исторические определения – основн. выговор на соц. традиции и наследовании.
— нормативные определения – представления образа и идея жизни об ценностях и идеалах.
— психотерапевтические определения – процесс адаптации в среде (социализация) + формирование привычек людей.
— структурные определения – структурн. разбор к-ры: ее роли и функции.
— генетические определения – к-ра анализируется с т. з. ее происхождения.
Культура (при помощи оппозиций):
— то, что отделяет ч-ка от животного, характерна конкретно для ч-ка.
— культура – итог человеч. взаимоотношений, в то время, когда ч-к один, то никакой к-ры не м. б. появиться.
— культура – не наследуется биологически, а вырабатывается продолжительным процессом социализации.
— культура – напрямую связана с идеями, кот. напрямую передаются при помощи знака – языка.
Науки о культуре. Предмет социологии культуры.
Науки о культуре.
1. этнология + этнография – описательные науки, по большей части собир. и опис. феномены общ-в, пыт. распознать закономерности тех либо иных к-р.
2. социология– интересуется развитием современного общ-ва, антропология – интерес к архаич. общ-вам.
3. философия культуры – рассматрив. место ч-ка в природе и мире, границы между природным и культурным, морально-этич. феномены.
4. культурология – формирует область знаний, изуч. культуру как общ. единую совокупность знаний. Заним. самыми разн. дисциплинами.
5. социология культуры – наука, кот. разглядывает функционирование и строение к-ры в связи с соц. институтами и структурами и применительно к конкретной исторической обстановке. Изуч. общества, кот. делятся на те либо иные группы + социальные университеты – семья, школа, религия, экономика, политика, наука, мастерство, СМИ спорт, досуг, потребление. (Ионов же сказал, что д.б. культурологич. социология, а не наоборот).
Имеется два взора на определение предмета социологии культуры:
~ широкий – символич. измерение соц. традиций, культура существующая в мире тех либо иных знаков.
~ узкий – отраслевая либо частичная наука, один из разделов социологии. Обязана заним. вопросами искусства и науки.
Социология культуры – наука, которая разглядывает функционирование и строение культуры в связи с соц. институтами и структурами и применительно к конкретной исторической обстановке.
Социология к-ры – занимается обществом, которое делится на те либо иные соц. группы.
Ионин: не должно быть дисциплины с.к., а должна быть культурная социология.