Нa бескрайних просторах нашей страны с покон веков живут русские, белорусы и украинцы, киргизы и казахи, таджики и узбеки, армяне, азербайджанцы и грузины, башкиры, туркмены и татары, молдоване, латыши, литовцы и эстонцы, карелы, марийцы и многие народности и другие нации. Народы включались в состав Русского страны разными дорогами.
Серьёзным этапом в создании Российского многонационального страны было воссоединение в XVII—XVIII вв. родственных населений — украины, украинцев, белорусов, составлявших в старой Руси единый народ. Грузия, которую притесняли и разоряли феодальные правители Турции и Ирана, добровольно присоединилась к Российской Федерации; грузинский народ был избавлен от угрозы физического уничтожения. Казахский народ, перейдя в XVIII — первой половине XIX в. в русского подданство, избавился от ига соседних, джунгарских феодалов, от опасности иноземного порабощения; трудящиеся-казахи перенимали от русского народа более развитые формы хозяйственной судьбе, переходили к оседлости и земледелию.
Царское правительство часто предпринимало и завоевательные походы. Так, во второй половине XIX в. в следствии боевых действий вошли в состав России среднеазиатские почвы. К середине XIX в. перед народами Средней Азии стоял выбор — присоединиться к царской России либо превратиться в колонию Англии, владения которой близко подошли к границам Средней Азии, и поделить печальную судьбу колониальной Индии. Присоединение к Российской Федерации, не обращая внимания на реакционную политику царизма, имело для среднеазиатских народов хорошее значение.
В РФ по окончании буржуазных реформ 60-х гг. XIX в. скоро развивался капитализм, рос рабочий класс — могильщик буржуазного строя. Капитализм, разламывая феодально-крепостнические порядки, распространялся по стране, захватывая и национальные окраины царской России. Населения украины, других районов и Средней Азии России сближались между собой в общей борьбе против угнетателей и эксплуататоров, и в первую очередь сближались с русским народом, приобщались к передовой русской демократической культуре, у русского рабочего класса обучались революционной борьбе.
Царскую Россию справедливо именовали колонией народов. Царизм, являясь злейшим неприятелем русского народа, в особенности жестоко угнетал все другие народы, населявшие нашу страну.
Царские власти, опираясь на духовенство и местных феодалов, всячески тормозили экономическое и культурное развитие угнетенных народов, стремились держать их в невежестве и вечной темноте. Нерусские народы испытывали двойной гнет: «собственных» и русских помещиков и царского самодержавия и капиталистов. Многие из них были обречены на нищенское существование, а кое-какие — на физическое вымирание.
Вся политика царского правительства в национальном вопросе была направлена на разжигание неприязни между народами. Натравливая одну национальность на другую, эксплуататорские классы стремились любыми средствами воспрепятствовать сплочению трудящихся всех национальностей в их неспециализированной борьбе против царизма.
Практически все национальные посты в национальных областях занимали русские госслужащие, преданные царизму. На родном языке запрещалось вести дела в учреждениях, издавать газеты и книги, обучать детей в школах. Во всей Украине, к примеру, не было ни одной национальной школы, где обучали бы на украинском языке.
На Кавказе в конце XIX в. одна школа приходилась на 300 русских, на 4800 грузин, на 5400 армян и на 17 300 азербайджанцев. Преподавали в начальной школе лишь на русском.
Национальный гнет приводил к гневному протесту со стороны нерусских народов, поднимал их на борьбу против царизма.
На протяжении крестьянских восстаний под управлением Болотникова, Разина, Пугачева, потрясавших крепостническую Россию, вместе с русскими крестьянами деятельно боролись за общее дело башкиры, татары, казахи, украинцы, крестьяне и белорусы вторых национальностей.
Рвение угнетенных народов к равноправию и свободе постоянно встречало горячее сочувствие и помощь со стороны передовых русских людей. Лермонтов и Пушкин, Чернышевский и Герцен, Салтыков и Добролюбов-Щедрин, Неприятный и многие другие русские писатели и прогрессивные публичные деятели страстно грезили о том времени, в то время, когда «на обломках самовластья» будет воздвигнуто новая страна — государство свободных и равноправных народов.
Еще в 1853 г. А. И. Герцен писал о том, как народы, порвавшие цепи национального угнетения, составят свободную и дружную семью. Но настоящую свободу народы Госсии имели возможность взять лишь методом революционной борьбы под управлением рабочего класса. Коммунистическая партиипод руководством В. И. Лениным, в первый раз в истории создала и осуществила программу настоящего освобождения наций в интересах самих трудящихся весов, дружбы и братства народов.
«Ветхому миру, миру национального угнетения, национальной грызни либо национального обособления, — писал В. И. Ленин, — рабочие противопоставляют новый мир единства трудящихся всех наций, в котором нет места ни для одной привилегии, ни для мельчайшего угнетения человека человеком». В. И. Ленин доказал, что стереть с лица земли национальный гнет и установить равенство и равноправие всех народов возможно лишь по окончании завоевания власти крестьянами и рабочими.
Буржуазные националисты, стремясь отвлечь крестьян и рабочих от революционной борьбы, говорили, что капиталисты и рабочие, помещики и крестьяне одной национальности не должны враждовать между собой.
В. И. Ленин, коммунисты разъясняли, что во всякой нации, складывающейся из эксплуататоров и эксплуатируемых, нет и не может быть единства классовых заинтересованностей. Исходя из этого украинские и белорусские, грузинские и крестьяне и армянские рабочие не должны поддерживать помещиков и своих капиталистов. Их интернациональный долг — рука об руку идти совместно со собственными братьями по классу — русскими крестьянами и рабочими; вместе с ними бороться против русских, украинских, белорусских, грузинских, армянских и помещиков и прочих капиталистов.
Трудящиеся национальных районов соприкасались не только с угнетателями, не только с представителями царской администрации; по мере развития капитализма они все больше вступали в общение с русскими крестьянами и рабочими.
Под управлением В. И. Ленина революционные марксисты-коммунисты объединяли трудящихся разных национальностей России около русского пролетариата для совместной борьбы против общих врагов — царя, буржуазии и помещиков.
Русские рабочие постоянно выступали застрельщиками революционной борьбы. Они поднимали всех трудящихся и пролетариев национальных окраин против капитализма и царского самодержавия.
хорошим примером совместной борьбы трудящихся разных национальностей была бакинская стачка в июле 1903 г. Бастовало 50 тыс. рабочих Баку—азербайджанцы, русские, армяне и др. Бакинских товарищей поддержали забастовкой грузинские рабочие Тифлиса, Поти и Чиатурского горного округа, пролетарии Одессы, Николаева, Харькова, Донбасса.
Деятельно принимал участие в борьбе против царского самодержавия рабочий класс Украины. В 1903 г. в Киеве, Екатеринославе (сейчас Днепропетровск) и других городах широкой волной прокатились забастовки рабочих. В них совместно выступали украинцы, русские, белорусы.
…Шел апрель 1905 года, третий месяц первой русской революции. Приближалось 1 Мая— сутки великого праздника рабочих всей земли. В. И. Ленин сейчас написал собственную известную первомайскую прокламацию, призывавшую трудящихся всех национальностей России теснее сплотиться под знаменем пролетарского интернационализма: «Долой неприязнь между рабочими различных национальностей либо различных религий! Такая неприязнь удачна лишь тиранам и грабителям, живущим разрозненностью и темнотой пролетариата. христианин и Еврей, татарин и армянин, русский и поляк, швед и финляндец, немец и латыш — все, все идут совместно под одним неспециализированным знаменем социализма. Все рабочие — братья, и в их крепком альянсе единственная порука за благо и счастье всего угнетённого человечества и трудящегося».
По примеру пролетариев Санкт-Петербурга, Москвы, Иваново-Вознесенска и многих вторых русских городов на протяжении первой русской революции на самоотверженную борьбу против царизма встали рабочие Молдавии и Украины, Польши и Белоруссии, Кавказа и Прибалтики, Средней Азии и других национальных окраин России.
От имени сознательного пролетариата России III съезд РСДРП, состоявшийся весной 1905 г., отправил тёплый привет крестьянству Кавказа и героическому пролетариату, где сейчас революционная волна встала особенно высоко. Съезд поручил Центральному и местным Комитету партии принять самые энергичные меры, дабы обширно распространить сведения о положении дел на Кавказе и оказать своевременную помощь трудящимся Кавказа.
Одновременно с этим III съезд высказал собственный негодование по поводу вооруженной расправы царских правительства с участниками празднования 1 Мая в Варшаве и Лодзи. Приветствуя мужественных пролетариев Польши, начинавших переходить к баррикадной борьбе, съезд выразил уверенность в скором наступлении того дня, в то время, когда пролетариат всех национальностей России дружно выступит против ненавистного самодержавия и окончательной победой над ним расчистит себе путь для предстоящей борьбы за социализм.
…Октябрь 1905 года. Российская Федерация охвачена общей политической забастовкой. По примеру русских товарищей пролетарии многих национальных районов создают Рекомендации рабочих парламентариев. В ряде мест Рекомендации под управлением коммунистов преобразовываются в органы вооруженного восстания. В декабре 1905 г. за смелыми дружинниками Москвы на войну против царизма поднимаются пролетарии украинских городов — Киева, Харькова, Екатеринослава, Александровска, Горловки и других. «Пятый год объединил рабочих всех наций России»,— писал В. И. Ленин.
Наступили тяжелые годы империалистической войны. Изыскивая новые источники доходов, царское правительство обложило громадными дополнительными налогами население национальных окраин. Армейские реквизиции лошадей, рогатого скота, шерсти, массовый сгон с почвы вконец разорили массы трудящихся.
В 1916 г. в ответ на царский указ о мобилизации на тыловые работы так называемых «инородцев» вспыхнуло восстание в Казахстане и Средней Азии (см. стр. 611). В общей борьбе против местных феодалов и царизма объединились тысячи крестьян — узбеков, казахов, киргизов, туркмен, других народностей и таджиков.
В начале 1917 г. бастовали рабочие различных национальностей центральной России, Урала, Белоруссии, Кавказа.
Пришедшее на смену царизму буржуазное Временное правительство ничего не сделало для облегчения участи угнетенных народов. Так же, как и прежде подавлялись национальные перемещения, разжигалась национальная неприязнь между трудящимися.
Лишь большевистская партия не на словах, а на деле боролась за уничтожение национального гнета и создание нового, подлинно демократического страны, основанного на братстве и дружбе свободных народов. Коммунисты выдвигали лозунг права наций на самоопределение впредь до отделения. Они поддерживали лишь необязательное объединение наций, боролись за осуществление свободы, братства и равенства между трудящимися разных национальностей.
«Пускай Российская Федерация будет альянсом свободных республик» — такими словами В. И. Ленин выразил в июне 1917 г. чаяния трудящихся и заветные думы отечественной многонациональной страны.
Под управлением В. И. Ленина коммунистическая партии сумела во время от Февральской до Октябрьской революции 1917 г. соединить в один поток все революционные силы России: борьбу рабочего класса за социализм, общенародное перемещение за мир, крестьянскую борьбу за почву, национально-освободительную борьбу населений украины — и направила эти силы на свержение капитализма.
Данный могучий революционный поток смыл с лица почвы помещичье-капиталистический строй и расчистил землю для постройки нового, социалистического общества.
* * *
Народы нашей страны выстроили социализм и сейчас дружной семьей создают коммунистическое общество. Опираясь на обоюдную братскую помощь, и первым делом на помощь великого русского народа, все советские национальные республики в маленький срок создали превосходную индустрию, социалистическое механизированное сельское хозяйство. В республиках расцвели образование, культура и наука.
В новой Программе КПСС говорится: «сплочение и Объединение равноправных народов добровольно в едином многонациональном стране — Альянсе Советских Социалистических Республик, их тесное сотрудничество в национальном, хозяйственном и культурном постройке, братская дружба, расцвет их культуры и экономики — наиболее значимый результат ленинской национальной политики».