Различают восприятие непреднамеренное (либо непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заблаговременно поставленной целью либо задачей — воспринять этот предмет. Восприятие направляется внешними событиями. Преднамеренное восприятие, наоборот, сначала регулируется задачей — воспринять тот либо другой предмет либо явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие возможно включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее исполнения. Но время от времени восприятие может выступать и как довольно независимая деятельность.
Восприятие как независимая деятельность особенно светло выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более либо менее долгое (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления либо те трансформации, каковые происходят в объекте восприятия.
Наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как независимой целенаправленной действительности уже сначала предполагается словесная формулировка задач и целей, направляющих наблюдение на определенные объекты. Успех наблюдения зависит в первую очередь от того, как ясна задана, которая стоит перед ними. Являясь преднамеренным планомерным довольно долгим восприятием, и осуществляясь с той либо другой познавательной целью, наблюдение требует особой подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюдения, с картинками, словесным описанием предметов и т.п.). Наиболее значимое место в подготовке наблюдений должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка способов и плана наблюдения.
Только громадна роль активности наблюдения. Она выражается как в интеллектуальной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и вдвигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает их многие свойства и качества. Очень ответственна для успеха наблюдения его планомерность исистематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, постоянно проводится по четкому замыслу, определенной совокупности, с рассмотрением одних частей предмета за вторыми в определенной последовательности. Лишь при таком наблюдении наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.
Только громадную роль играется отношение человека к наблюдению. Долгие упражнения в наблюдении приводят к формированию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. Итак, дабы быть наблюдательным, нужно упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять разные предметы, их разные стороны, подмечать их взаимодействие и связь между собой; ставить перед собой задачу — скоро подмечать допустимо больше изюминок предмета либо явления; подмечать самые ничтожные трансформации в них, обучаться выделять самоё существенное втом, что воспринимается.
Дабы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем нужным условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность нужна во деятельности человека и всех областях жизни. Формированию наблюдательности, многогранности и точности восприятия нужно уделять важное внимание уже в детском возрасте, в особенности в ходе обучения и игры.
)
Лекция 3
ПАМЯТЬ
Как мы знаем, что каждое отечественное переживание, чувство илидвижение составляют узнаваемый след, что может сберигаться достаточно долгое время, и при соответствующих условиях проявляться снова и становиться предметом сознания. Исходя из этого под памятьюмы понимаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов и последующее узнавание прошлого опыта, разрешающее накапливать данные, не теряя наряду с этим прошлых знаний, сведений, навыков.
Так, память — это сложный психологический процесс, складывающийся из нескольких частных процессов, связанных между собой. Память нужна человеку. Она разрешает ему накапливать, сохранять и потом применять персональный жизненный опыт. Все закрепление навыков и знаний относится к работе памяти. Соответственно этому перед психотерапевтической наукой стоит последовательность непростых неприятностей, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие конкретно условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие конкретно приемы смогут разрешить увеличить количество запечатленного материала.
Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как продолжительно смогут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на маленькие и долгие отрезки времени, каковы те трансформации, каковые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как они воздействуют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается кроме этого описание разных форм процессов памяти, начиная с несложных видов всплывания следов и непроизвольного запечатления, заканчивая сложными формами мнемическои деятельности, каковые разрешают человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, используя последовательность особых приемов, значительно расширять количество удерживаемой информации и сроки ее хранения.
Изучение памяти было одним из первых разделов психотерапевтической науки, где был применен экспериментальный способ: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и обрисовать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х годах прошлого столетия германский психолог Г.Эббингауз внес предложение прием, благодаря которому, как он считал, было допустимо изучить законы чистой памяти, свободные от деятельности мышления — это заучивание тщетных слогов, в следствии он вывел главные кривые заучивания (запоминания) материала. Хорошие изучения Г.Эббингауза сопровождались работами германского психиатра Э.Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психологическими трансформациями, и германского психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное изучение посвящено фундаментальным законам воспроизведения и закрепления следов памяти у человека.
На первых порах исследовались по большей части процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению особой сознательной мнемическои деятельности (процесса воспроизведения следов и преднамеренного заучивания), чем к широкому анализу естественных механизмов запечатления следов, в однообразной степени проявляющихся как у человека, так и у животного. С развитием объективного изучения поведения животного область изучения памяти была значительно расширена. В конце XIX и в начале XX вв. показались изучения известного американского психолога Торндайка, что в первый раз сделал предметом изучения формирование навыков у животного, используя для данной цели анализ того, как животное обучалось обнаружить собственный путь в лабиринте и как оно понемногу закрепляло приобретённые навыки. В первом десятилетии XX в. изучения этих процессов купили новую научную форму. И.П.Павловым был предложен способ изучения условных рефлексов. Были обрисованы условия, при которых появляются и удерживаются новые условные связи и каковые воздействуют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее фундаментальных законах стало в будущем главным источником отечественных знаний о физиологических механизмах памяти, а сохранение и выработка процесса и навыков «учения» у животных составили главное содержание американской науки о поведении. Все эти изучения ограничивались изучением самые элементарных процессов памяти.
Изучение высших произвольных и сознательных форм памяти, разрешающих человеку использовать узнаваемые приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам собственного прошлого, только описывались философами, каковые противопоставляли их естественным формам памяти и вычисляли проявлением высшей сознательной памяти. Но эти указания философов-идеалистов (к примеру, узнаваемый французский философ А.Бергсон), не стали предметом особого и строгого научного изучения, и психологи или говорили о той роли, которую играются в запоминании ассоциации, или показывали на то, что законы запоминания мыслей значительно отличаются от элементарных законов запоминания. Вопрос о происхождении и тем более о развитии высших форм памяти у человека практически совсем не ставился.
Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей в собственности выдающемуся отечественному психологу Л.С.Выготскому, что в конце 20-х гг. в первый раз приступил к изучению вопроса о развитии высших форм памяти и совместно со собственными учениками продемонстрировал, что высшие формы памяти являются сложной формой психологической деятельности, социальной по собственному происхождению, проследив главные этапы развития самоё сложного опосредствованного запоминания. Изучения сложнейших форм произвольной мнемическои деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления, были значительно дополнены отечественными исследователями, каковые обратили внимание на законы, лежащие в базе непроизвольного (непреднамеренного) запоминания, и подробно обрисовали формы организации запоминаемого материала, каковые происходят в ходе сознательного, осмысленного заучивания. Конкретно изучения А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, раскрывших существенные законы и новые памяти как осмысленной людской деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили главные приемы запоминания сложного материала.
Не обращая внимания на настоящие удачи психотерапевтических изучений памяти, механизм физиологического запечатления следов и природа самой памяти оставались неизучены, и психологи и философы ограничивались только указанием на то, что память есть «неспециализированным свойством материи», не делая никаких попыток к раскрытию ее сущности и глубоких физиологических механизмов, лежащих в ее основе. И только за последние 30 лет положение дел значительно изменилось. Показались изучения, каковые показывали, что запечатление, воспроизведение и сохранение следов связаны с глубокими химическими трансформациями, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти возможно переносить гуморальным, химическим методом. Начались интенсивные изучения тех интимных нервных процессов «реверберации возбуждения», каковые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Показалась совокупность изучений, в которой пристально изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов, время, нужное для их закрепления, и условия, приводящие к их разрушению.
Наконец, показались изучения, пробующие выделить области мозга, нужные для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в базе забывания и запоминания. Все это сделало раздел о психофизиологии и психологии памяти одним из самый богатых в психотерапевтической науке. Не обращая внимания на то, что многие вопросы памяти остаются нерешенными, психология располагает на данный момент несравненно громадным материалом по изучению процессов памяти, чем это имело место некое время назад. На данный момент существует довольно много подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно считать разноуровневыми, потому что существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую совокупность психологической деятельности на психотерапевтическом, физиологическом и нейронном, и на химическом уровне. И чем сложнее изучаемая совокупность памяти, тем, конечно, сложнее теория, пробующая отыскать механизм, лежащий в ее основе. Многие из перечисленных теорий и на данный момент существуют на уровне догадок, но светло одно, что память — это сложнейший психологический процесс, складывающийся из различных уровней, различных совокупностей и включающий работу множества механизмов.
Людская память — это не просто какая-то единая функция. В ней участвует довольно много разных процессов. П. Линдсей и Д. Норман уверены в том, что существует 3 совсем разных типа памяти, либо 3 ее совокупности: 1) как «яркий отпечаток» сенсорной информации; 2) краткосрочная память; 3) Долгосрочная память.
Яркий отпечаток сенсорной информации. Эта совокупность удерживает достаточно правильную и полную картину мира, принимаемую органами эмоций. Продолжительность сохранения картины весьма мала — 0,1-0,5 с.
а) Похлопайте 4 пальцами по собственной руке. Проследите за яркими ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сперва у вас еще сохраняется настоящее чувство похлопывания, а после этого — только воспоминание о том, что оно было.
б) Закройте глаза, после этого откройте их на мгновение и закройте опять. Проследите за тем, как замеченная вами четкая, ясная картина сохраняется некое время, а после этого медлительно исчезает.
в) Поводите карандаш либо легко палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
Краткосрочная память удерживает материал иного типа, нежели яркий отпечаток сенсорной информации. В этом случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, каковые случились на сенсорном уровне, а яркую интерпретацию этих событий. К примеру, в случае, если при вас сказали какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. В большинстве случаев запоминается только 5—6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное упрочнение, снова и снова повторяя материал, возможно удержать его в краткосрочной памяти на неизвестно продолжительное время. Яркие отпечатки сенсорной памяти нереально повторять, они сохраняются только пара десятых долей секунды и продолжить их нет возможности.
Долгосрочная память. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что произошедшем событиях и событии далекого прошлого. Долгосрочная память — самая важная и самая сложная из совокупностей памяти. Емкость первых названных совокупностей памяти весьма ограничена: первая состоит пара десятых секунд, вторая — пара единиц хранения. Емкость же долгосрочной памяти фактически бесконечна. Все, что удерживается в течении более чем нескольких мин., должно пребывать в совокупности долгосрочной памяти
Основной источник трудностей; Связанных с долгосрочнее памятью, — это неприятность поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, весьма громадно, и исходя из этого извлечение из нее сведений, нужных сейчас, сопряжено с трудностями. Однако найти нужное удается скоро Кроме того в таковой простой деятельности, как чтение, для интерпретации значения печатных знаков данного текста приходится конкретно и срочно обращаться к долгосрочной памяти.
Но какие-то границы количества долгосрочной памяти все же существуют, поскольку мозг есть конечным устройством. Он складывается из 10 млрд нейронов и любой способен удерживать значительное количество информации. Причем о» » так громадно, что фактически можно считать, что емкость памяти людской мозга неограничена.
I
Теории памяти
Психотерапевтическое изучение механизмов памяти хронологически старше вторых. Самое громадное распространение взяли ассоциативные теории памяти. явления и Предметы» действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи между собой, по выражению Сеченова «группами либо последовательностями». Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство вторых, что обусловливается настоящими объективными связями явлений и предметов. Под их действием появляются временные связи в коре мозга, служащие физиологической базой воспроизведения и запоминания, В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-явлений ассоциации и временных отношений (предметов до смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи — противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).
Наиболее значимая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В XVIII—XJX вв. учение об ассоциации лежало в базе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психологические явления (Юм, Д.Джеймс, Спенсер). Подлинно раскрытие и принципа научное обоснование ассоциаций их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову ассоциации — не что иное как временная сообщение, появляющаяся в следствии одновременного либо последовательного действия 2 либо нескольких раздражителей.
Нейронные и химические теории памяти. Человеческий мозг во многом остаётся тайной. Его строение очень сложно. Как же происходит приобретение новых знаний? Возможно, оно должно сопровождаться какими-то структурными либо химическим и трансформациями в мозгу; Существует много популярных теорий, но все они умозрителен . Наука еще весьма далека от того, дабы дать вправду правильное и исчерпывающее описание метода, каким нервная совокупность накапливает данные. Но эти теории являются нужными вехами на пути к пониманию совокупности памяти.
Существует практически полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими либо изменениями структуры в мозгу. Фактически все соггласны и с тем, что запоминание осуществляется при помощи электрической активности, т.е. химические либо структурные трансформаций в мозге должны каким-то образом оказывать влияние на электрическую активность. В случае, если совокупности памяти результат электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, талантливыми реализовать следы памяти. Из физиологии нам как мы знаем, что электрический импульс, переданный нейроном, проходит от тела клетки через аксон к телу следующей. Место, где аксон соприкасается со следующей клеткой, именуется синапсом. На отдельном клеточном теле смогут пребывать тысячи синапсов. Существует 2 главных вида синапсов: возбудительные и тормозные.
На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного т она блокируется. Чтобы случился разряд нейрона, может потребоваться большое число импульсов, одного импульса, в большинстве случаев, слишком мало. Но для простоты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может привести к ответу новой клетки. Несложная цепь, снабжающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит целый круг и начинает новый. Таковой процесс именуется реверберацией.
Поступающий сенсорный сигнал приводит к последовательности электрических импульсов, которая сохраняется неизвестно продолжительное время по окончании того, как сигнал закончится. Реверберирующая активность, позванная знаком, в действительности не должна длиться вечно. Для краткосрочной памяти обязан существовать какой-то второй механизм. Что же ведет к прекращению реверберации? Существует пара догадок. Во-первых, настоящая реверберирующая цепь должна быть значительно сложнее. Группы клеток в конечном итоге расположены намного более сложным образом. Фоновая активность этих нейронов, и действия со стороны бессчётных, внешних по отношению к данной петле входов, в конечном счете, нарушают темперамент циркуляции импульсов. Во-вторых, еще один вероятный механизм прекращения реверберации — появление новых сигналов, каковые смогут деятельно затормозить предшествующую реверберирующую активность. В-третьих, есть вероятность некоей ненадежности самих нейронных цепей, импульс, поступающий в одно звено цепи, не всегда может оказаться талантливым привести к активности в следующем звене и, в итоге, поток импульсов угасает. В-четвертых, реверберация может закончиться благодаря какого-либо «химического» утомления в синапсах и нейронах.
Избирательная электрическая активация определенной нервной петли снабжает короткое запоминание. Как же представить в аналогичной схеме долгосрочную память? В соответствии с одной из популярных теорий, многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические либо изменения структуры в самих нейронах, что ведет к происхождению новых нейронных цепей. Это изменение цепи именуется консолидацией. Консолидация следа происходит в продолжение долгого времени. В базе долгосрочной памяти лежит постоянство структуры нейронных цепей.
Так, краткосрочная и долгосрочная память смогут быть связаны с одними и теми же нервными элементами/ находись отличием, что краткосрочная память _ это временная электрическая активность определенных нейрон’ нов, а долгосрочная память — постоянная структура тех же самых нейронов.
Какие конкретно же механизмы участвуют в консолидации цепей памяти?
Существуют 2 догадки. Первая предполагает, что долгосрочная память заключена в структуре протеиновых молекул в каждом синапсе. И нервная информация переходит через синаптическую щель химическим методом. В соответствии с второй мнению долгосрочная память возможно результатом происхождения новых синапсов. Это указывает, что всегда при заучивании нового материала в мозгу появляются физические трансформации. Но микроскопической техникой эти трансформации найти не удается, в частности благодаря необыкновенной трудности наблюдения живых нервных клеток под микроскопом. Как бы ни происходило дело, светло одно, что именно синапс есть тем местом, где происходят перестройки.
По окончании того, как были открыты химические процессы, лежащие в базе наследственности, появилась идея, что те же самые механизмы имели возможность бы принимать участие в процессах запоминания. Генетическая информация, особенная для каждого организма, заключена в огромных молекулах ДНК. Передача ее происходит при помощи молекулы второй нуклеиновой кислоты РНК. И потому, что ДНК содержит генетическую память для каждого личного организма, логично высказать предположение, что она либо РНК может кроме этого передавать и купленный опыт.
Инструкции для синтеза белка, переносимые молекулой РНК, заключены в своеобразной последовательности органических оснований, присоединенных к остову молекулы, конкретно они являются матрицами для синтеза белков. Разная последовательность ведет к синтезу различных белков. Возможно высказать предположение, что эта последовательность изменяется в следствии опыта, купленного животными при обучении. на данный момент доказано, что обучение вправду влияет на РНК.
Появляется вопрос: содержит ли Поменянная в следствии обучения РНК данные о характере появившегося навыка. Один из способов проверки: научить животных исполнению определенной задачи, извлечь РНК изсоответствующих частей нервной совокупности и постараться применять эту РНК для передачи взятых знаний вторым животным. Это весьма тяжёлый путь. Учеными были взяты весьма противоречивые результаты. Испытания проводились на планариях (плоский червь). В случае, если перерезать его пополам, то любая добрая половина регенерирует в целого червя. Сперва червя обучали делать какую-то задачу. После этого разрезали пополам, приобретая 2 аналогичных животных. В то время, когда половинки абсолютно регенерировали, приступали к проверке.
Догадка заключалась в следующем: в случае, если память кодируется химически, то обе половины сохраняют задачу в памяти, в случае, если запоминание хранится в нервных связях — головных ганглиях, то животное, регенерировавшее из хвостовой части, не будет владеть соответствующими навыками. Под действием электрического тока планария рефлекторно уменьшается. В случае, если сочетать удар электрического тока с яркой вспышкой света, то животное начинает уменьшаться, даже в том случае, если вспышка не сопровождается электрическим раздражителем. Итог проверки продемонстрировал, что по окончании перерезания и регенерирования обе половины «не забывают» задачу. Результат поразителен. Так как кроме того, в случае, если информация хранится в молекулах РНК, то как именно она доходит до хвоста? Другими словами РНК, содержащая накопленную данные, распространена у планарии по всему телу.
Проводилось кроме этого множество химических изучений. Вводились разные фармакологические вещества в ситуации обучения, или стимулирующие, или подавляющие синтез белка. Эти изучения распознали кое-какие увлекательные нюансы функционирования памяти. К примеру, память легче всего нарушается под действием некоторых веществ, вводимых в коре по окончании обучения. Чем больше промежуток между обучением i введением вещества, тем громадная доза требуется для стирания следов. Обычное функционирование нервной совокупности зависит от шепетильно регулируемой химической среды, но какие конкретно или качественные выводы делать до тех пор пока еще рано.
самые волнующими опытами сейчас были попытки перенести память одного животного к второму. Планарии с радостью поедают Друг друга. В случае, если одну планарию научить уменьшаться на свет, размельчить и скормить второй, то опыт первого частично передается второму червю (опыт Д.Мак-Коннела). Это стало причиной необычный интерес публики и скепсис науки. Так как планария — довольно примитивный организм. Но в 1966 г. Дж.Унгар совершил испытания по переносу памяти у крыс и мышей. У крыс громкий звук приводит к вздрагиванию. В течение 9 дней их приучали не вздрагивать. После этого необученным мышам вводили диализованный гомогенат мозга, забранный у обученных доноров, по окончании чего контролировали их реакцию на звук. Мышам» взявшим такую инъекцию, потребовалось 1-2 дня для подавления реакции испуга — поразительный итог, в случае, если учесть, что на подавление реакции испуга у мышей, не взявших инъекций, затрачивается больше времени, чем у крыс.
В другом опыте одну группу животных приучали к громкому звуку, а другую — к обдуванию воздухом (также реакция вздрагивания). По окончании инъекций у необученных животных оказался перенос памяти в отношении только того действия, к которому был приучен донор. Но окончательного ответа до тех пор пока дать запрещено. Многие ученые достаточно скептически относятся к подобным опытам. В случае, если вероятен перенос информации, хранящийся в памяти мозга, то появляется довольно много новых тайных относительно природы памяти. Это означало бы, что своеобразные следы памяти кодируются в химических веществах, каковые смогут вольно перемещаться в организме и передаваться от одного животного к второму, кроме того от крыс к мышам.
Виды памяти
В качестве самоё общего основания для выделения разных видов памяти выступает зависимость ее черт изюминок деятельности по воспроизведению и запоминанию. Наряду с этим отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя главными параметрами: 1) по характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память дробят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по длительности сохранения и закрепления материалов (в связи с его местом и ролью в деятельности) — на краткосрочную, долгосрочную и своевременную.
Двигательная память — это запоминание, воспроизведение и сохранение разных их систем и движений. Видятся люди с сильно выраженным преобладанием этого вида памяти над вторыми ее видами. Один психолог признавался, что он совсем не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а сравнительно не так давно услышанную оперу может воспроизвести только как пантомиму. Другие же люди, напротив, по большому счету не подмечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти пребывает в том, что она является основой для создания разных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на перемещения мы должны были бы любой раз обучаться осуществлять соответствующие действия. В большинстве случаев показателем хорошей двигательной памяти есть физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память — память на эмоции. Эмоции постоянно сигнализируют о том, как удовлетворяются интересы и наши потребности, как осуществляются отечественные отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет исходя из этого крайне важное значение в деятельности и жизни каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции выступают в виде сигналов, или побуждающих к действию, или удерживающих от действий, позвавших в прошлом отрицательные переживания. Свойство сочувствовать второму Человеку, сопереживать храбрецу книги основана на эмоциональной памяти.
Образная память — память на представления, жизни и картины природы, и на звуки, запахи, вкусы. Она не редкость зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. В случае, если зрительная и слуховая память в большинстве случаев отлично развиты и играются ведущую роль в жизненной ориентировке всех обычных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле возможно назвать опытными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со своеобразными условиями деятельности, достигая поразительно большого уровня в условиях компенсации либо замещения недостающих видов памяти, к примеру, у слепых, глухих и т.д.
Содержанием словесно-логической памяти являются отечественные мысли. Мысли не существуют без языка, исходя из этого память на них и именуется не просто логической, а словесно-логической. Потому, что мысли смогут быть воплощены в разную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу или лишь главного смысла материала, или его буквального словесного оформления. В случае, если в последнем случае материал по большому счету не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его выясняется уже не логическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти ключевая роль в собственности второй сигнальной совокупности. Словесно-логическая память — своеобразны людская память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, каковые в несложных формах характерны и животным. Опираясь на развитие вторых видов памяти, словесно-логическая память делается ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти в собственности главная роль в усвоении знаний учащимися в ходе обучения.
Существует, но, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с изюминками самой актуально делаемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память дробят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и
воспроизведение, в котором отсутствует особая цель что-то запомнить либо припомнить, именуется непроизвольной памятью, в случаях, в то время, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти. В последнем случае воспроизведения и процессы запоминания выступают как особые мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем являются 2 последовательные ступени развития памяти. Любой из опыта знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на базе которой без особых мнемических усилий и намерений формируется главная и по количеству, и по жизненному значению часть отечественного опыта. Но в деятельности человека часто появляется необходимость руководить собственной памятью. В этих условиях ключевую роль играется произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить либо припомнить то, что нужно.
Сейчас внимание исследователей завлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, еще до закрепления следов внешних действий, а также в самый момент их образования. Чтобы тот либо другой материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое именуют временем консолидации следов. Субъективно данный процесс переживается как отзвук только что случившегося события: на какое-то мгновение мы как бы видим , слышать и т.д., что уже конкретно не принимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они так специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь велика, что их разглядывают в качестве особенного вида запоминания, воспроизведения и сохранения информации, что стал называться краткосрочной памяти. В отличие от долгосрочной памяти, для которой характерно долгое сохранение материала по окончании многократного его воспроизведения и повторения, краткосрочная память характеризуется весьма кратким сохранением, о чем было сообщено выше.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие конкретно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В то время, когда мы делаем какое-либо сложное воздействие, к примеру арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. Наряду с этим мы удерживаем «в уме» кое-какие промежуточные результаты , пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Подобное явление мы замечаем при исполнении любого более либо менее сложного действия. Куски материала, которыми оперирует человек, смогут быть разными (ребенок начинает просматривать со складывания букв). Количество этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, значительно влияет на успешность исполнения той либо другой деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных своевременных единиц.
Критерии, принятые тут за основание деления памяти на виды, которые связаны с разными сторонами людской деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве.