Возможно, многие из вас, сами того не подозревая, занимались настоящей мультипликацией, в то время, когда рисовали на полях альбома либо записной книжки забавного человечка в разных последовательных моментах перемещения — по человечку на каждой странице. А позже скоро перелистывали страницы и, в случае, если картинки совпадали, человечек оживал.
Мультипликация (от латинского слова, означающего «умножение») — это вид мастерства, в базе которого лежит оживленный кинематографическим методом рисунок либо скульптурное изображение (кукла).
Все вы видели ленту фильма. Она складывается из многих кадриков — фотографий последовательных моментов, фаз перемещения, допустим, человека. В то время, когда мы снимаем настоящее перемещение кинокамерой, то она раскладывает его на составные элементы — неподвижные фазы. При показе данной пленки со скоростью 24 кадрика в секунду неподвижные кадрики-фазы оживают и создают чувство постоянного живого перемещения.
То же самое происходит в мультипликации. Но дабы вынудить нарисованного персонажа сделать какое-нибудь перемещение, необходимо последовательно зарисовать каждую фазу этого перемещения на отдельных листках бумаги, а позже в той же последовательности снять их по рисунку-фазе на кадрик пленки. В следствии окажется такая же кинолента, но лишь любой кадрик ее нарисован.
Сейчас вы имеете возможность представить себе, какой трудоемкий процесс — изготовление рисованных фильмов. Фильм, складывающийся из одной части, идет на экране 10 мин. со скоростью 24 кадра в секунду. Значит, для него необходимо нарисовать около 15 тыс. картинок. А ведь в мультипликационном фильме на экране в большинстве случаев действуют несколько, а пара храбрецов и любой двигается по-различному. Над каждым мультипликационным фильмом трудится целый коллектив живописцев различной квалификации, среди которых первое место в собственности живописцу-мультипликатору. Это — актер и в один момент живописец. Получив от живописца-постановщика рисунок персонажа, он в соответствии со сценарием проигрывает действия этого персонажа в каждой сцене «в уме», а позже зарисовывает его по фазам на листах бумаги. В то время, когда персонаж обязан сказать определенный звук, живописец рисует ему то положение губ, которое этому звуку соответствует в конечном итоге.
Теоретически в мультипликационном фильме возможно оживить все что угодно: от картины Репина до пятна плесени, проступившего на стене.
Мультипликация не имеет соперников в воплощении на экране таких произведений, в которых для более яркой обрисовки характера храбреца до предела обнажаются его главные черты, отбрасывается все второстепенное. В большинстве случаев, образы рисованного фильма, теряя привычные настоящие очертания, становятся фантастичными, гротескными. Исходя из этого чаще всего видящиеся жанры мультипликационных фильмов — сказка, сатира, радостная комедия.
Мультипликация бывает не только рисованная, но и объемная. В этом случае вместо рисунка действуют скульптуры-куклы, части «тела» которых соединяются шарнирами, и кукле возможно придать любое заданное положение. Объемно-мультфильмы снимаются, как и фильмы, в павильоне, где устанавливаются объемные декорации.
Мультипликация — дитя XX в. Она показалась практически в один момент в нескольких государствах. Почетное место среди ее создателей в собственности выдающемуся русскому оператору, кинорежиссёру и художнику В. Старевичу, отцу объемной мультипликации.
В собственном развитии мультипликация прошла путь от аттракциона до настоящих художественных фильмов. Но в капиталистических государствах до сих пор по большей части выходят мультфильмы развлекательного характера, содержанием которых обычно есть реклама, не смотря на то, что часто и остроумная. Вместе с тем в зарубежной мультипликации выдвинулся последовательность громадных мастеров.
В 30-е гг. огромную популярность купили произведения американского живописца Уолта Диснея — автора легендарных у нас фильмов «Белоснежка и семь гномов», «Бэмби» и других.
Высокое идейное содержание и занимательная изобразительная форма характеризуют большая часть мультипликационных фильмов государств народной народовластии. Творчество чешских мастеров объемной мультипликации И. Трнки и К. Земана, румынского режиссера рисованных фильмов Иона Попеску, Гопо и последовательности вторых взяло мировое признание.
Советская мультипликация появилась в начале 20-х гг. как боевое мастерство, отражающее неприятности сегодняшнего дня. Полит-плакат, ожившая карикатура на снаружи- и внутриполитические темы — вот главные жанры первых советских мультипликационных фильмов. С течением времени советская мультипликация начала обращаться к экранизации хороших и современных сказок, вычисленных в большинстве случаев на детского зрителя. Успех в данной области на много лет выяснил главное направление советской мультипликации как искусства для детей.
В 1936 г. у нас открылась киностудия «Союзмультфильм». Параллельно с ней трудилась мастерская режиссера А. Птушко, где создавались кукольные фильмы. Мировую известность взял выпущенный данной мастерской еще в 1935 г. фильм «Новый Гулливер». Около студии «Союзмультфильм» на данный момент сгруппировался коллектив гениальных живописцев разных профессий. Достаточно назвать имена таких драматургов, как М. Вольпин, В. Сутеев, Н. Эрдман; режиссеров М. Пащенко, И. Иванова-Вано, Б. Дежкина, Д. Бабиченко, Л. Атаманова, Е. Райковского, Б. Степанцева и многих вторых драматургов, режиссеров, художников и художников-мультипликаторов.
Мировым признанием пользуются советские мультфильмы: «Серая шейка», «Федя Зайцев», «Золотая антилопа», «Конек-горбунок», «Неординарный матч» и другие. На интернациональных кинофестивалях мультфильмы взяли около пятидесяти почётных дипломов и премий. На данный момент громадным успехом пользуется радостный, остроумный фильм «Чудесница», говорящий о кукурузе.
Тем из отечественных читателей, кто желает более детально ознакомиться с молодым и занимательнейшим мастерством мультипликации, рекомендуем прочесть книги С. Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм» и И. Иванова-Вано «Рисованный фильм».