Фонетический разбор слова
- Сказать слово. Поделить слово на слоги и выяснить ударный слог.
- Затранскрибировать слово, другими словами указать последовательно звуки.
- Охарактеризовать любой звук:
а) гласный – ударный либо безударный;
б) согласный – звонкий либо глухой, парный либо непарный;
мягкий либо жёсткий, парный либо непарный.
4. Указать количество букв и звуков. В случае, если количество букв и звуков не сходится, то указать обстоятельство.
Пример разбора:
ёж – 1 слог
ё — [й,] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
[о] – гласн., ударн.
ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , жёсток., непарн.
_____________________
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
- Выяснить лексическое значение слова (самостоятельно либо посредством словаря).
- Установить, в прямом либо переносном значении употреблено слово. В случае, если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
- Установить, имеется ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
- Выяснить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное либо книжное), особенность потребления в речи (для устаревших, диалектных, опытных слов).
- Выяснить происхождение слова (самостоятельно либо посредством словаря) – исконно русское либо заимствованное.
Пример разбора.
1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
2. Перен.знач. – олицетворение.
3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
4. Нейтр.
5. Исконно русское.
Словообразовательный разбор слова.
- Выяснить, какой частью речи есть слово.
- Выделить его окончание и основу (в случае, если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
- Установить значение слова и выяснить, как оно образовано (от какого именно слова и при помощи каких морфем)
- Составить словообразовательную цепочку слова.
Пример разбора:
холодноватый
- Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
- Холодноватый – «мало, легко холодный». Значение «мало, легко» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный посредством названного суффикса: холодноватый холодный.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, который связан с холодом». Прилагательное образовано от существительного мороз при помощи суффикса –н-:
холодный мороз
-холод- — корень.
Итак: мороз холодный холодноватый.
Орфографический разбор слова.
Разлетелись
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- — рос-); рассыпать, раскрашенный.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
Подложенного
1. под- пишется в любой момент одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
I. Неспециализированное грамматическое значение (предмет).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
II. Постоянные показатели:
— собственное либо нарицательное,
— одушевлённое либо неодушевлённое,
— род,
— склонение.
Непостоянные показатели:
— число,
— падеж.
III. Каким участником предложения есть (синтаксическая роль).
Получает образование школе
I. Обучается (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
Нач.ф. – школа
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
III. В предложении есть событием — обучается (где?) в школе
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Неспециализированное грамматическое значение (показатель предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные показатели:
— качественное, относительное либо притяжательное.
Непостоянные показатели:
— полная либо краткая форма, лишь у качественных
— степень сравнения прилагательных
— число,
— род (в единственном числе),
— падеж ( в полной форме)
III. Каким участником предложения есть (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкиндом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает показатель предмета
по принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
II. Пост.пр.: притяж.
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении есть согласованным определением
Морфологический разбор глагола
I. Неспециализированное грамматическое значение (воздействие, состояние)
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II. Постоянные показатели:
— возвратный(ся) либо невозвратный
— вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
— переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
— спряжение
Непостоянные показатели:
— изъявительное, повелительное либо сослагательное(условное) наклонение
Для изъявительного:
— время (настоящее, прошедшее, будущее)
— число
— лицо(для настоящего и будущего несложного времени)
— род (для прошедшего времени)
Для повелительного:
— число
Для сослагательного:
— число
— род
III. Каким участником предложения есть(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает воздействие предмета
Нач.ф.: что делать? находиться
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении есть несложным глагольным сказуемым.