Царица моя преблагая, Надежда моя, Богоматерь, приют странников и сирот защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Собственной воле. Потому что не имею я другой помощи, не считая Тебя, ни другой Защитницы, ни благой Утешительницы – лишь Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки столетий. Аминь.
К кому воззову, Владычица? К кому прибегну в горести моей, если не к Тебе, Царица небесная? Кто плач мой и воздыхание мое благосклонно примет, если не Ты, Пренепорочная, прибежище и надежда христиан нам, безнравственным? Кто лучше Тебя в напастях защитит? Услышь же стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычица, Матерь Всевышнего моего; и не пре?зри меня, нуждающегося в Твоей помощи, и не отринь меня, безнравственного. Вразуми и научи меня, Царица Небесная; не отойди от меня, раба Твоего, Владычица, за ропот мой, но будь мне Заступницей и Матерью. Вручаю себя милостивому покровительству Твоему: приведи меня, безнравственного, к негромкой и безмятежной судьбе, чтобы я плакал о грехах моих. Потому что к кому прибегну я, виновный, если не к Тебе, прибежищу и упованию безнравственных, надеждой на неизреченную милость Твою и щедроты Твои окрыляясь? О Владычица, Царица Небесная! Ты мне прибежище и упование, заступление и покров, и помощь. Царица моя преблагая и скорая Заступница! Покрой Твоим хода?тайством мои согрешения, защити меня от неприятелей видимых и невидимых; смягчи сердца злых людей, восстающих на меня. О Матерь Господа, моего Творца! Ты – неувядаемый цвет и корень девства чистоты. О Божия Родительница! Ты подай мне помощь, немощному от плотских страстей и болезнующему сердцем, потому что имею я одну Твою и с Тобою Сына Твоего защиту; и да избавлюсь я Твоим пречудным заступлением от напасти и всякой беды, о пренепорочная и преславная Богородица Мария. Потому с надеждою возглашаю и взываю: «Радуйся, Благодатная! Радуйся обрадованная! Радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою!»
КАНОНЫ РОЖДЕСТВУ
ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Тропарь, глас 4
Рождество Твоё, Богоматерь Дева, / радость возвестило всей вселенной, / потому что из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Всевышний отечественный; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
КАНОНЫ
ПЕРВЫЙ – ПРЕП. ИОАННА ДАМАСКИНА, ГЛАС 2,
И ВТОРОЙ – ПРЕП. АНДРЕЯ КРИТСКОГО, ГЛАС 8
Песнь 1
Канон 1
Ирмос: Придите, люди, / прославим песнь Христу Всевышнему, / поделившему море и совершившему народ, / что Он вывел из рабства египетского, / потому что прославился.
Припев: Богоматерь , спаси нас.
Придите, верные, / радуясь Духом Божественным, / от бесплодной в этот сутки случившуюся / на спасение смертных Приснодеву-Отроковицу / песнопениями почтим.
Радуйся, свято чтимая Матерь / и раба Христа-Всевышнего, / Подательница роду людской старого блаженства; / все мы по преимуществу Тебя / песнопениями славим.
В этот сутки рождается судьбе Мост, / чрез что смертные возможностьвозвратиться / из собственного падения во преисподняя отыскав, / Христа, жизни Подателя / песнопениями славят.
Канон 2
Да ликует все творение, / да радуется и Давид, / что из его племени и семени его / жезл случился, приносящий цвет – / Господа и Искупителя всего.
Святая из святых / во святом храме младенцем водворяется / для питания рукою Ангела: / будем же дружно праздновать с верою / при рождении Её.
Бесплодна не способная к рождению Анна, / но у Всевышнего не бездетна; / так как уже предопределена она от всех родов / как чистой Девы матерь; / а из этого Создатель всего творения / произрос во образе раба.
Тебя, непорочную овечку, / одну из чрева Твоего принесшую / Христу руно – отечественное естество, / Тебя, рождающуюся от Анны, / мы все песнопениями чтим.
Слава:Трех Безначальных славлю, / прославляю Трех Святых, / проповедую Трех равняется вечных во едином существе; / потому что во Отце, Духе и Сыне / прославляется единый Всевышний.
И сейчас: Кто видел Дитя, молоком питаемое, / случившееся не от семени отца? / Либо где видана Дева-Матерь? / Действительно то и второе выше ума, / Божия Родительница чистая!
Песнь 3
Канон 1
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и ужас Твой положи / в сердца нас, прославляющих Тебя.
Припев: Божия Матерь, спаси нас.
Непорочно пожив для Всевышнего, / всех спасение зачали / богомудрые родители / Родившей Бога и Создателя отечественного.
Источающий всем жизнь Господь / произвел от неплодной Деву, / в Которую благоволил вселиться, / сохранив Её по окончании родов непорочной.
Анны плод – Марию, / Гроздь родившую живоносную, / в этот сутки как Богоматерь прославим, / и для всех – Помощь и Защиту.
Канон 2
Воспитавшись во святом святых, / Дева пречистая, Божия матерь, / Ты явилась высшей всего творения, / родив Создателя по плоти.
Благословенно чрево Твое, / целомудренная Анна; / потому что произрастило оно девства плод – / Родившую без семени Питателя всего Искупителя / и творения Иисуса.
Все творение именует / Тебя блаженной, Приснодева, / от Анны в этот сутки рожденную, / жезл непорочный от корня Иессеева, / произрастивший цвет – Христа.
Сын Твой, Божия матерь пречистая, / являя Тебя высшей всего творения, / возвеличивает рождество Твое от Анны / и всех сейчас смешит.
Слава: Тебе мы поклоняемся, / Отче, безначальный существом; / прославляем вневременного Твоего Сына, / и столь же вечного Духа почитаем: / Трех – как естеством единого Всевышнего.
И сейчас: Родив Начальника жизни / и света Подателя людской, / Ты, пречистая Божия матерь, / явилась сокровищем судьбы отечественной / и дверью неприступного Света.
Господи, помилуй, трижды.
Седален, глас 4*
Мариам, воистину Богородица и Дева, / как облако яркое в этот сутки воссияла нам / и от праведных появляется к славе отечественной. / Адам больше не осуждается, / и Ева высвобождена от уз. / Потому и мы взываем, / восклицая с дерзновением к Единой Чистой: / «Радость возвещает рождество Твое всей вселенной!»
Песнь 4
Канон 1
Ирмос: Услышал я, Господи, / весть о Твоем плане / и прославил Тебя, / единый Человеколюбец.