7. Черты фетишизма, хтонизма и магии в хорошей греческой мифологии.
ХТОНИЗМ – процесс судьбы беспорядочено в нагромождённом виде. всё окружающ. одушевлённое,но движ. непонятными силами. хаос.природа и мир – живое одушевл. тело. чел видит лишь зенмлю и небо- база мифологии эры матриархата.почва – источник всего живого,всевышних,демонов,людей.
ФЕТИШИЗМ- поклонение предметам,защита.недочёт власти.божество. герои и боги в виде необработанных, неотёсанных древесных и каменных предметов. Богиня Латона на Делосе – полено, Геракл в гиетте – камень, плющ и Виноградная лоза – фетиш Диониса,. Афина – змея. Зевс – бык. В церкви Гера в форме колонны, а не всевышнего. копье Ахиллеса, исцелившее храбреца Телефа.
Органы человека как сама душа в виде материального предмета. Диафрагма у Гомера. Вместе с кровью душа покидает тело.
К примеру, голова растерзанного вакханками Орфея плывёт к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса. Глаза Афины Паллады поражают своим диким и магнетическим выражением. Глаза Медузы, одной из горгон, превращают в камень всё, на что она устремляет собственный взгляд. Из зубов дракона появляются спарты— родоначальники фиванских царей.
в то время, когда начинают отделять само демоническое сущ-во от предмета – переход к анамизму (душа)
не фетишизм- Дионис – Всевышний виноградорства, Диметра – Богиня Растительности. Фетиши – камни, части тотема (зубы, кости, шкура)
ПЕРВОБЫТНАЯ Волшебство — люди желали руководить прироДой, но они не могли. придумали методы, дабы чувствовать в себе сверхъествественные силы: наскальной живописью запечатляли предметы, это придавало им силы. весенние обряды, не хорошо переживали зиму, весна – ремя перерождения, тут связсь с дионисом, всевышним, что всегда перерождается. Весной люди занималичсь земледелием. Большая часть праздненств посвящались Персифоне и Дионису. Ещё перед тем, как хоронить всевышнего, они должны помолиться ему. В случае, если дерево прорастало, то всевышний оживал.
8. роль богов и Изображение Олимпа в судьбе храбрецов гомеровского эпоса.
ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХ К ПАТРИАРХ – Смелая,ОЛИМПИЙСКАЯ Либо КЛАССИЧ. МИФОЛОГИЯ.один основной всевышний – зевс.патриарх община и на олимпе борется с чудовищами, заточает под почву.
РОЛЬ ВСЕВЫШНИХ. лосев. у гомера нет мифологии. вера в всевышних не отрицается но в второй форме. гера, кирко, калипсо – жен. в роскошн. костюмах, всевышние такие же персонажи как и самые обыкн. люди.
1.миф – единство в картине мира.
2. всевышние у гомера очеловечены
3.отрицательные черты . мелочны, капризны, жадны,несправедливы. между собой неотёсанны. зевс на олимпе часто угрожает побоями гере в одиссее неаоборот всевышние как блюстители порядка.
4.действиеиллиады параллельно на олимпе и почва. всевышние поделены на 2 лагеря.Мать Ахилла Фетида приобретает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Выполняя это обещание, Зевс отправляет Агамемнону обманчивый сон, предсказывающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.
5.всегда вмешиваются в судьбу храбрецов. В то время, когда Менелай уже практически оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара разрешить войти стрелу в Менелая.
В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, время от времени боги и люди продемонстрированы сражающимися как равные 6. обожествление героев и очеловечивание богов.
Всевышние, люди все получаеют эпитеты. Зевс – тучегонитель, Гера- волокоокая, Ахилл — быстроногий, Гектор – шлемоблещущий, светлоокая — Афина, Арес — меднобронный, Дерзославная Гера, Феб/Апполон сребролукий.
7.В обеих поэмах довольно много религиозно — мифологических противоречий. Зевс — главный всевышний, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко одурачить; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в итоге нереально осознать, кого он защищает, греков либо троянцев. Около него ведется постоянная интрига, причем довольно часто совсем не принципиального характера, какие-то семейные ссоры и домашние. Зевс — очень колеблющийся правитель мира, время от времени кроме того глуповатый. В Илиаде Зевс в прямой речи отправляет Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессознательном состоянии, а потом сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса.
8. Внешний вид всевышних изображается кроме этого противоречиво. Афина в пятой песни Илиады такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в Одиссее это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особенного почтения.
9. принимают яркое участиве в битвах. дабы ахейцы имели возможность успешнее функционировать против троянцев, Гера усыпляет Зевса. А в посл. бою сам зевс разрешает учавствовать всевышним. В Одиссее более формальный темперамент – Афина находит корабль для Телемаха, освещает перед ним светильником зал и т.д.
9. Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета «Илиады»
ахилл – сын пелея, и морской богини фетиды. олицетвояет доблесть в понимании ост. храбрецов – идеологич. база поэмы. из-за сознания силы приывк повелевать. бешенство в бурных формах. тёплые слёзы на трупом товарища.мстя за Патрокла , похож на демона-истребителя. надругается над трупом Гектора(привяал тело к лошадям ).на могиле потрокла убивает 12 тронских пленников «Из мыслей изгнал справедливость». смягчается лишь видя слёзы и мольбу отца Приама. довольно часто обращается к всевышним(моление и возлияние зевсу за вступающего в бой патрокла), любящий сын, лично обращается к матери, плачет около неё по окончании известия о смерти Патрокла. АНТИТЕЗА В ОБРАЗЕ,не хорошо, что ему всё равняется на собственный наро, в отличие от гектора,он идёт в бой лишь в то время, когда понимет, что приятеля убили. идеал солдата смелого эпоса.
богоравный и богоподобный без его участия не падт троя.первая стадия ведёт себя пассивно, отказ от участия в бое.
10. Сравнительная черта образов Ахилла и Гектора.
ахилл – сын пелея, и морской богини фетиды. олицетвояет доблесть в понимании ост. храбрецов – идеологич. база поэмы. из-за сознания силы приывк повелевать. бешенство в бурных формах. тёплые слёзы на трупом товарища.мстя за Патрокла , похож на демона-истребителя. надругается над трупом Гектора(привяал тело к лошадям ).на могиле потрокла убивает 12 тронских пленников «Из мыслей изгнал справедливость». смягчается лишь видя слёзы и мольбу отца Приама. довольно часто обращается к всевышним(моление и возлияние зевсу за вступающего в бой патрокла), любящий сын, лично обращается к матери, плачет около неё по окончании известия о смерти Патрокла. АНТИТЕЗА В ОБРАЗЕ,не хорошо, что ему всё равняется на собственный наро, в отличие от гектора,он идёт в бой лишь в то время, когда понимет, что приятеля убили. идеал солдата смелого эпоса.
Гектор – соперник троянской воны. желает спасти народ. бесстрашен.сражаетмся с диомедом и аяксм. разбивает камнем ворота греч. лагеря, поджигает суда. вступает в борьбу патроклом. любовь к сыну и андромахе.молит супруга не уезжать но он не имеет возможности остаться в стенках трои. защита-долг, скрываться стыдно. при виде ахилла у гектора дрожит сердце.но он остаётсяв бою ранение в шею и в колени его не останавливает, но он изображён со всеми человеч. слабостями – считает, что легко захватить золотой щит Нестора и пёстрый панцырь Диомеда, сделанный самим Гефестом.
в отличие от ахилла гектор простой человек. его не имеет возможности поразить рука смертного. в единоборстве демон и человек схватываются.сердце гектора заражается страхом. лишь зевс решает кто победит, афина оказывает помощь ахиллу.
11. Хитроумный Одиссей – носитель житейской мудрости. В.Г. Белинский об Одиссее.
1любознательность (отличие от Ил, проявл на земле Циклопов – оценивает плодорд. земель, восхищ. пастбищ., Он колонист, осваивает новую тер-рию. Любознательность завлекает в пещеру к Полифему. (2)предусмотрительность и изворотливость. (В то время, когда полифем задаёт вопросы, кто Од., он грит Никто. этим спасается. 3. разума выбирается из пещеры, разум побежд. неотёсанную силу выбирается под брюхом барана, схвативш. а шерсть,4. осмотрителен (в обращ. с всевышними доверяет лишь собственному разуму.) человек новой эры.Эпический персонаж5.тёплая любовь к отчизне — (он делает всё вероятное, дабы возвратиться на родину к жене 6. хвастливость, говорит о собственных смелых похождениях на острове Схерия, Алкиною местному царю 7.твёрд, развешивает по собственному дому предавших его рабынь. Выслеживая женихов, он выбирает эргономичный момент, дабы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пробует, требует его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение псам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. 8. Од. постоянно следует собственному «я». изворотливость и Хитрость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, схвативш. за шерсть, опаивает людоеда и циклопа и выкалывает у него единственный глаз. проплывает мимо Сирен и остаётся живым, незамеченным попадает в собств лагерь и им овладевает. 9.Измышленьями умными, славен я между всеми людьми». Хитрость, фантастика хитрости. баран, сирены.
Он лжет кроме того тогда, в то время, когда в этом нет никакой необходимости,но за это покровительствующая Афина его хвалит: Всегда все тот же : хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели Кроме того в родной оказавшись почва, прекратить ты не можешьЛживых обманов и речей Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я — Одиссей Лаэртид. Измышленьями умными славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит
10.«многострадальный».На него всегда злится Посейдон, и он об этом прерасно знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него всегда негодуют всевышние при его покорности и постоянном благочестии воле всевышних. Его дедушка дал ему имя конкретно как человеку божеского бешенства». 11. вид предпринимателя и купца: он весьма расчетливый хозяин. Прибывши на Итаку, он в первую очередь кидается вычислять подарки, каковые были покинуты для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сообщённому
Белинский об Одиссее: «Одиссей — апофеоз людской мудрости».
12. Хронотоп в гомеровском эпосе.
Правильное отображение пространства – реальность и действительность. Отражение времени специфично, и это связано с архаичностью сознания. В поэмах 2 события в один момент происходить не смогут – «закон хронологической несовместимости» — поединок Париса и Менелая. в 13 песне «Илиады» (658) появляется храбрец Пилемен, а ранее (в 5 песне, 578) рассказывалось о его смерти, два раза упомянутое при описании одной и той же битвы в различные ее моменты наступление полудня (11 песня, 84 и 16 песня, 776), ,в «Одиссее» Телемах в 4 песне, 584-599 говорит Менелаю, что спешит возвратиться к ожидающим его товарищам, а в это же время задерживается у него на 26 дней (15 песня);
два события, каковые по существу должны происходить в один момент, излагаются не как параллельные, а как происходящие последовательно во времени, одно за вторым. Завершив одно событие, рассказчик не возвращается назад, а переходит ко второму событию так, как словно бы то, о чем позднее рассказывается, должно и случиться позднее. Прием ретрадации – задержки действия в напряженный момент. Скопление сравнений. переход и Обрыв рассказа к воспоминаниям (рубец Одиссея). Прием ретроспекции – более долгий, развернутый возврат в прошлое. К примеру, жезл Агамемнона перед речью войнов. Либо копье Ахиллеса. Историческая удаленность. Время создается защет гиперболизации того, что совершают – прием, недоступный современному человеку. Подробности старого быта + засчет близости между богами и героями. Все храбрецы «богоподобные», «богоравные».
Мифология – совсем определенная совокупность со своей спецификой восприятия времени. Цикличность. Воспоминание о прошлом как о борьбе индивидов – история мыслится органически, персонифицируется. Время не показывает возраста. Но психологизм не характерен. Закон божественного вмешательства.
13. Роль сравнений в эпических поэмах Гомера.
сравнение – традиц приём народной песни, помогает у гомера для введения материала, не наход.. места в простом ходе повеств. картины природы. как фон – ещё рано, исходя из этого в сравнениях. + сравнения из судьбы человеч. общ-ва + рисует картину соц. благополучия в смелые времена в сравнениях проявл-ся неправедныу судьи, бедная вдвова –ремесленница, добывающая скудное пропитание для детей.
сравнения раскрывают картины. упорный бой двух воинств у ограды греческого лагеря картинно изображается как столкновение соседей, спорящих из-за межи на общинном поле. Грохот от мечей и ударов копий сравнивается со стуком секир у дровосеков. Бой за обладание трупом убитого уподобляется спору двух львов из-за убитой лани. Сверкание оружия сранивается с блеском отдаленного костра; перемещение солдат, устанавливающихся по местам, — с остановкой на отдых своры перелетных птиц; численность армий сравнивается с роями мух; действия предводителей, расставляющих отряды, — с хлопотливостью пастухов, отделяющих собственных животных от чужих; наконец, царь Агамемнон уподобляется по виду всевышним — Зевсу и Посейдону, а в то время, когда он выступает впереди войска, — могучему быку, идущему впереди стада. Во всех этих сравнениях, обнаруживающих узкую наблюдательность поэта, оживает перед нами окружающая его действительность.
14. реальность и Мифология в Одиссее Гомера._Композиция Одиссеи.
Од.я – эра становления древне-обществ экономич формации, выражет идеологию древней ионийской военно-землевладельч. аристократии перерождавшейся в торгово-рабовлад.. исходя из этого в Од.е меньше культурной жизни, больше военно-феодальной идеолгии, время падение царской власти в греч общины и начало развитии мореплавания и торговли
Од.й уже второй храбрец, не богатырь иллиады, расширяется интерес к чужим почвам, к быту небольшого народа,ездили за нужными ископаемыми, должны были завовевать, собственного с\х нет, интересуются ос-вом циклопов, элементы быта, весьма показательные .
мифология «О.» начинается с совета всевышних. Афина убеждает Зевса в том, что нужно высвободить Од.я. Зевс говорит о бешенстве Посейдона. Гермес по приказу Афины летит освобождать Од.я. Афина в течение всей поэмы покровительствует Од.ю. Она сопровождает его везде, преобразовываясь в ласточку. А. есть в образе старца к Телемаху, побуждая его снарядить экспедицию для поисков отца и отправляет попутный ветер. Афина в образе дочери Диаманта есть Навсикае и требует её пойти стирать на берег моря. Богиня внушает (божественное внушение) Навсикае смелость. Афина продлевает ночь для О. и Пенелопы. Гермес выручает О. от чар Кирки.
сюжет. 1о год по окончании падения трои. Од. на ос-ве ОГИГИИ удержан нимфой КАЛИПСО. сейчас на ИТАКЕ за жену ПЕНЕЛОПУ сватаются жених. Согласно решению всевышних, покровительстующая Од. АФИНА направляется на ИТАК и сын ТЕЛЕМАХпо совету её отправляется в ПИЛОС расспросить о судьбе отца. царь ПИЛОСА НЕСТОР направляет его в СПАРТУ к МЕНЕЛАЮ. телемах выясняет, что Од. находится в плену у КАЛИПСО. а женихи устраивают засаду, дабы погубить ТЕЛЕМАХА. – 1-4 кн . позже новая линия. 5 кн. всевышние отправляют ГЕРМЕСА К КАЛИПСО отпустить Од, что на плоту пускается по морю.ПОСЕЙДОН мешает, но ОД. выплывает на о. СХАРИИ, в том месте живут ФЕАКИ,мореплаватели со сказочно быстроходными судами. встреча Од. с НАВЗИКАЕЙ дочерью царя ФЕАКОВ АЛКИНОЯ, идиллич. моменты. 6 кн.. АЛКИНОЙ принимает в шикарном дворце 7кн. утраивает пир , слпой певец ДЕМОДОК поёт о подв. Од. 8 кн. они принимает ОД., он раскрывает имя и говорит о приключ.
АПОЛОГИИ(рассказы) Од.. посетил страну лотофагов, питающихся лотосом, где каждый, вкусивший лотоса, забывает о отчизне – гигант-людоед киклоп Полифем сожрал в собственной пещере нескольких товарищей Од., но Од. опоил и ослепил Киклопа и спасся с товарищами под шерстью баранов – за это Полифем на Од. созвал всевышний отца его Посейдона 9 кн.,- Всевышний Эол вручил Од. мех с ветрами, но спутники неподалеку от отчизны развязали мех, буря опять отбросила их в море. Любоеды-лестригоны стёрли с лица земли все суда Од., помимо этого, что пристал к ос-ву волшебницы КИРКИ (ЦИРЦЕИ), 10 кн. обратившей спутников Од. в свиней – преодолев часы посредством ГЕРМЕСА, он в течение года был мужем Кирки – спускался в преисподнию выпросить прорицателя ТИРЕСИЯ и разговаривал с тенями матери и погибших друзей 11 кн. – плыл мимо СИРЕН, каковые завлекают мореплавателей чудесным пением и портят их – проезжал между утёсами, на которых обитают чудовища СКИЛЛА И ХАРИБДА — на острове всевышнего солнца ГЕЛИОСА спутники Од. убили быков всевышнего, и Зевс отправил бурю, погубившую корабль Одиссея с его спутниками, Од. выплыл на остров КАЛИПСО.12 кн. сюжет замыкается.
потом ФЕАКИ одаривают Од. , отвозят его на родину и за это разгневанный посейдон обращает их корабль в утёс. Перевоплощённый АФИНОЙ в бедного старика, Од. отправляется к свинопасу ЭВМЕЮ. 13 кн. нахождение у ЭВМЕЯ 14 кн.– жанровая идиллическая картина. Возвращающийся из СПАРТЫ ТЕЛЕМАХ избегает засады женихов, видится у ЭВМЕЯ С ОД 15 кн., кот. раскрывается сыну. Од. в доме собственном в виде ниего, оскорбления слуг и женихов 17 – 18 . НЯНЯ ЭВРИКЛЕЯ узнат его по рубцу на ноге. ПЕНЕЛОПА давала слово руку тому, кто согнув лук, пропустит стрелу через 12 колец. Од. это делает, перебиваетженихов, казнит поменявших ему слуг. он говорит тайну как он устроил их брачную постель 22 кн. на пне срубленной им маслины. два жениха пребывают в преисподнюю, свидание ОД. с отцом ЛАЖЭРТОМ, мир между Од. и родств. убитых.24 кн. Финиш.
Композиция.продолж. иллиады.разбита на 24 книги. Од. сложнее Ил. сюжет ил. линеен, последов. в Одис. повеств. начин-ся с сер. действия, а о предш. событиях мы выясняем только позже и рассказов о приключ. центр. роль Одис. резче выражена, чем в Ил, где вообщше Ахилла не было продолжительно.сказочные параллели.форма рассказа от 1 лица традиционна. фигуры Од и архаичность сюжетов. не свид. о сюжета и связи героев. очень многое может явл-ся заимств. , лишь в 1 линии расск. до 4 книги нет одиссея.
15. Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в драматургии Софокла (Аянт,_ Филоктет).
1любознательность (отличие от Ил, проявл на земле Циклопов – оценивает плодорд. земель, восхищ. пастбищ., Он колонист, осваивает новую тер-рию. Любознательность завлекает в пещеру к Полифему. (2)предусмотрительность и изворотливость. (В то время, когда полифем задаёт вопросы, кто Од., он грит Никто. этим спасается. 3. разума выбирается из пещеры, разум побежд. неотёсанную силу выбирается под брюхом барана, схвативш. а шерсть,4. осмотрителен (в обращ. с всевышними доверяет лишь собственному разуму.) человек новой эры.Эпический персонаж5.тёплая любовь к отчизне — (он делает всё вероятное, дабы возвратиться на родину отцу и жене 6. хвастливость, говорит о собственных смелых похождениях.на острове Схерия, Алкиною местному царю 7.твёрд, развешивает по собственному дому предавших его рабынь. Выслеживая женихов, он выбирает эргономичный момент, дабы расправится с ними и их трупами наполняет целый дворец. Жертвогадатель Леод пробует, требует его о помиловании, но тот сносит ему голову. Мелантия разрубили на куски и отдали на съедение псам, неверных служанок Телемах по приказу отца повесил на канате. 8. Од. постоянно следует собственному «я». изворотливость и Хитрость: он выбирается из пещеры под брюхом барана, схвативш. за шерсть, опаивает людоеда и циклопа и выкалывает у него единственный глаз. проплывает мимо Сирен и остаётся живым, незамеченным попадает в собств лагерь и им овладевает. 9.Измышленьями умными, славен я между всеми людьми». Хитрость, фантастика хитрости. баран, сирены. Он лжет кроме того тогда, в то время, когда в этом нет никакой необходимости,но за это покровительствующая Афина его хвалит: Всегда все тот же : хитрец, ненасытный в коварствах! Ужели Кроме того в родной оказавшись почва, прекратить ты не можешьЛживых обманов и речей Представляясь Ахиллесу, он сам о себе докладывает: Я — Одиссей Лаэртид. Измышленьями умными славен Я между всеми людьми. До небес моя слава доходит.
Белинский об Одиссее: «Одиссей — апофеоз людской мудрости».
10.«многострадальный».На него всегда злится Посейдон, и он об этом направляться знает. Если не Посейдон, то Зевс и Гелиос разбивают его корабль и оставляют его одного среди моря. Его няня удивляется, за что на него всегда негодуют всевышние при его покорности и постоянном благочестии воле всевышних. Его дедушка дал ему имя конкретно как человеку божеского бешенства». 11. вид предпринимателя и купца: он весьма расчетливый хозяин. Прибывши на Итаку, он в первую очередь кидается вычислять подарки, каковые были покинуты для него феаками. Наконец, прибавим ко всему сообщённому
Софокл- приверженец традиц. уклада судьбы, уважение к полисной религии. «Филоктет».Од. и НЕПТОЛЕМ — СЫН АХИЛЛА, о. ЛЕМНОС, дабы вынудить ФИЛОКЛЕТА, у кот-ого стрелы и лук Геракла, отправиться под Трою. на 10 год войны Агамемнону предск., что только лук окажет помощь ахейцам забрать трою. ФИЛОКЛЕТ был укушен ядовитым змеем, и покинут на ос-ве, где проводит страдая от ран 10 лет. лишь при хорош. участии ФИЛОКЛЕТА может патьь торя. Од. обманным путём играясь на рвении к славе сперва уговаривает нептолема, и тот ворует лук. но НЕПТОЛЕМА мучает совесть и он раскрывает тайну. честность НЕПТОЛЕМА победила хитрость одиссея.
жёсткому и упорному в достижении поставленной цели, но не стесняющемуся в выборе средств Одиссеюпротивостоит, с одной стороны, сын Ахилла, открытый и прямой подобно собственному отцу, но неопытный и увлекаемый жаждой славы, а с другой, — столь же прямодушный Филоктет, питающий непримиримую неприязнь к некогда одурачившей его греческой рати.
Одиссей умный. Одиссею приданы черты софиста. а должны быть природных хороших качеств над мудростью.
«Аякс». Тема данной трагедии – присуждение по окончании смерти Ахилла его доспехов не Аяксу – прямому и жёсткому солдату, а Одиссею. В припадке сумасшествия перерезал ночью скот, думая, что это Атриды. сумасшествие было отправлено Афиной. В то время, когда же осознал собственный позор, убил себя. В споре с Агамемноном о совершении погребального обряда Одиссей предложил свою помощь Тевкру, брату несчастного.
В «Аяксе» добропорядочный Одиссей выведен в качестве представителя разумного поведения – изменение позиции со временем, усиление консервативности позиции. Софокл.
16. Мотивы социальной утопии в Одиссее Гомера.
Область сказочного и прекрасного .в 5 книге всевышние отправляют гермеса к калипсо (о-в, что напоминает греческие представления о смерти.) калипсо нехтя его отпускает, Одиссей отправляется по морю на плоту. Спасшись, благодаря прекрасному вмешательству богини Левкофеи, от бури, поднятой Посейдоном, Одиссей выплывает на берег о. Схерии, где живет радостный народ — феаки, мореплаватели, владеющие сказочными судами, стремительными, как легкие крылья иль мысли, не нуждающимися в руле и осознающими мысли собственных корабельщиков. Встреча Одиссея на берегу с Навсикаей, дочерью феакийского царя Алминоя, пришедшей к морю стирать белье и играться в мяч с прислужницами, образовывает содержание богатой идиллическими моментами 6-й книги. Алкиной, со своей женой Аретой, принимает странника в шикарном дворце (кн. 7) и устраивает в его честь игры и пир, где слепой певец Демодок поет о подвигах Одиссея и вызывает этим слезы на глазах гостя (кн. 8). Картина радостной судьбе феаков весьма любопытна. Имеется основания думать, что по исконному смыслу мифа феаки — корабельщики смерти, перевозчики в царство мертвых, но данный мифологический суть в Одиссее уже забыт, и корабельщики смерти заменены сказочным веслолюбивым населением украины, ведущих пышный образ и мирный судьбы, в котором, наровне с чертами быта торговых городов Ионии VIII — VII вв., возможно усмотреть и воспоминания об эре могущества Крита.
Феаки, богато одарив Одиссея, отвозят его на Итаку, и разгневанный Посидон обращает за это их корабль в утес. Отныне феаки уже не будут развозить странников по морям на собственных быстроходных. судах. Царство сказки кончается.
17. Гомеровский его состояние и вопрос на данный момент. Аристотель о Гомере.
Кто таковой гомер? 7 городов рождения. , время рожд – 12 – 7 вв до н.э. гомер = слепец. таинств, внебрачн. рождение от всевышнего, личное знакомство с =мифич. персонажами, странствие по городам, где он типа появился,
ПОРИЦАТЕЛИ — ксенофан из колофона с точки зрен. морали и религии. не хорошо, что всевышние с многочисл пороками и слабостями, Зоил из Амфиополиса «Бич против Гомера»
ПОЧИТАТЕЛИ – Анаксагор
УЧЁНАЯ КРИТИКА – Аристарх Самофракийский отметил стихи вызывающие большие сомнения, повтор. Илл. в молод., Одисс в старости.
Аристотель «Поэтика» эстетически подошел к Гомеру и проанализ худож способы. Он писал: «Гомер и во многих вторых отношениях заслуживает похвалы, но в особенности по причине того, что он единственный из поэтов замечательно знает, что ему направляться делать» («Поэтика», 24 глава).
В «Этике Никомановой» Аристотель говорит, что Гомер в собственных поэмах воспроизводил старую публично-политическую судьбу и, следовательно, характерное у него касалось людской судьбе в целом.
Д\Обаньяк –гомер – выдумка, слепые певцы, исполн. песни. но на дворе 17 век, его не приняли, не интересовались пробл. устного ТВ-ва.
Ж,Ж,Руссо идеализ. первоб сост. чел-ка, интерес к народной поэзии, Англ+Герм – интереск нац. наследию прошлого+1788 венец. рукопись Илл. e пересмотр гомер.вопроса
ВОЛЬФ 1795 «ПРЕДИСЛОВИЕ К ГОМЕРУ» Иллиада – свод разных песен, сочин. в раз. времена разными поэтами, доводы – позднее разв. письм. у греков 7-6 вв. до н.э. , несоответствия в поэмах. 2 лагеря – вольфианцы(аналитики)и
теория малых песен. вольфианцы.разделение гомера на то либо иное число песен не связанных между собой. карл лахман.вычислял иллиаду сост из 16 самост. песни 23 и 24 песен не принадл. илл., 18-22 объединил в однгу, 1-7 поделил на 15 песен. несоответсвия распознал в 13 песне «Илиады» (658) появляется храбрец Пилемен, а ранее (в 5 песне, 578) рассказывалось о его смерти, два раза упомянутое при описании одной и той же битвы в различные ее моменты наступление полудня (11 песня, 84 и 16 песня, 776), в «Одиссее» Телемах в 4 песне, 584-599 говорит Менелаю, что спешит возвратиться к ожидающим его товарищам, а в это же время задерживается у него на 26 дней (15 песня); вычислял кое-какие части поэм маленькими независимыми былинами: 5 песнь – «Подвиг Диомеда», 16 и 17 песни – «Подвиги Патрокла»,18-22 песни – «Подвиги Ахилла»,10 песнь – «Дологию» («Ночная разведка»).
А. Кехлитакже поделил «Илиаду» на 16 песен (9 и 10 песни выбросил как чуждые).
унитарии.(=единство Гегель, Нич, Скотт) Нич – письменность древнее в 7 в. ею уже польз, чем сообщил вольф, находки букв надписей, опроверг вольфа, заявил, что пиьменность не нужна, к примеру поэт 13 в. Вольфрам фон Эшенбах был неграмотен в то время, когда писал поэму количеством около 24000стихов, эллины в дописьменные времена имели возможность запоминать довольно много инф-ции, привёл примеры пр-ий, где один создатель, но имеется несоответствия – Файст гёте, энеида вергили +Война и мир, анна каренина, мёртв души. нич допускал, что гомер применял материал народных песен,
теория первонач. ядра. Годфрид Джордж и Герман Гротпостулаты – единство, стройный стиль, разные отступления от замысла, перед поэмами песни маленького количества, из малых песен громадные поэмы. герман первонач были созданы маленькие поэмы праиллиада и пра Одис, позже постеп расширялись. Осн тема Одис – возвр. храбреца на родину, Иллиады – бешенство ахилла. гротосновноезерно иллиады – песнь об ахилле. «История греции» писал об этом. в Ахиллеиду входили 1 – где опис. обещание и ссора царей зевса, 8 поражение греков, 11-12 – третья и четв. битвы, вклю смерть патрокла и гектора. всё ост – наслоения. вывод –ГОМЕР Или СОЗДАТЕЛЬ и ПЕРВЫЙ ПОЭТ ОСН. ЗЕРНА Или ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ, ОБОБЩИВШИЙ ВСЁ.
СОВРЕМЕН. СОСТ. ГОМЕРОВСКОГО ВОПРОСА. нерешн и сейчас.
1. в материале иллиады и одиссеи наслоения времени, микенской эры впредь до 8-7 вв. у гомера источники, кот-рых не было у греков – непрервывность устного ТВ-ва. песни из микенского времени передавались, дополнялись…+ история греч сказаний, странствия и переход из европ. греции в малоз. побережье, эпич. ТВ-во эолян и ионян – всё отложилось, напластами в поэмах, их пёстрое смешение.
2.несомненны эл-ты единства, связывающие кажд. и поэм в един. целое.единство в построении сюжета, и в обрисовке действ. лиц. илл. огранич. рамками бешенства ахилла, , т,е, одного эпизода небольш, длительности, в пределах кот-ого равёртыавется вся картина эпизода. в Одиссее также способ развёртывания. поэма нач-ся в то время, когда возвращ. Од близко, на начинаются рассказы всякие.
3. и в иллиаде и в одиссее неувязочки имеется в сюжете, последов-ти, обнаруживаются остатки более ранних вариантов сюжетов, сказочные материалы переработаны, в целях смягчения грубо-судесных моментов, но и остались несоответствия.
4. маленькая песнч перед громадное поэмой, но это не теорич малых песен. в поэме эпическое ТВ-во поднимается на более большой уровень, не имеет возможности появиться из механич слияния.
5. расхождение между худ материалом и замыслом, собранным в поэмах допускает объяснения.