Методика занятий ритмической гимнастикой для слабослышащих детей

На базе анализа научно-исследовательской литературы была подобрана методика занятий ритмикой для слабослышащих детей.

Содержание музыкально-ритмических занятий в особых (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха.

Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-корекционного процесса в особых школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа музыкально-ритмических занятий в особых школах для слабослышащих детей включает следующие разделы:

музыкально-ритмические перемещения; воспроизведение и восприятие песен и несложных музыкальных пьес; восприятие на воспроизведение и слух устной речи (на первом и втором годах обучения);

музыкально-ритмические перемещения; исполнение и восприятие песен; игра на инструментах; слушание музыки; восприятие на воспроизведение и слух устной речи (на четвёртом годах и третьем обучения).

На занятиях употребляются четыре вида деятельности, которые связаны с музыкой: музыкально-ритмические перемещения; слушание музыки; выполнение песен игра на элементарных музыкальных инструментах (А.С. Кагарлицкая, Н.А. Тугова^ Н.И. Шелгунова, 1992).

Обучение музыкально-ритмическим перемещениям направлено на формирование свойства обучающихся принимать музыку — ее темперамент, главные средства музыкальной ясности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и высказывать эмоциональное содержание музыки в перемещениях.

Упражнения носят общеразвивающий темперамент, направлены на упрочнение, развитие и коррекцию перемещений обучающихся. В занятия включены танцевальные перемещения, танцы, упражнения по ритмической гимнастике.

В ходе обучения музыкально-ритмическим перемещениям решаются задачи овладения учениками разными перемещениями, управлением мышечным тонусом, развития координации, ритмичности, красоты и выразительности перемещений, соотнесения их с речью и музыкой.

В качестве музыкального сопровождения употребляется хорошая и современная музыка.

В особых школах для слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия выполняют по 2 ч в неделю: в I отделении школы для слабослышащих детей занятия ведут с первого по четвертый класс, во II отделении — в подготовительном классе и с первого по четвертый класс.

Музыкально-ритмические занятия выполняют в кабинете; площадью не менее тридцати метров2. По одной из стенку монтируются зеркало и балетный станок (высотой не меньше 1 м 60 см). В кабинете должны быть магнитофон либо проигрыватель | с комплектом нужных пластинок, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты, мячи, ленты ; и др.), диапроектор, доска, наборное полотно для табличек, маленькие скамьи либо стульчики для детей. Пианино помещают на такое место, дабы преподаватель, играясь, имел возможность видеть всех детей. (14. Запорожец А.В.)

Обучающиеся занимаются в эстетичной, легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. К примеру, для девочек — маленькая юбочка, футболка, носки, чешки, для мальчиков — шорты, футболка, носки, чешки.

Школьники принимают речь и музыку посредством личных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты детей трудятся в режиме, определенном для постоянного ношения. В кабинете, оснащенном индукционной петлей, регулятор на верхней панели из положения | «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукционная катушка) либо «МТ»; наряду с этим усиление мало возрастает посредством регулятора громкости. Допустимо использование второй беспроводной аппаратуры, к примеру применяющей радиопринцип.

На первых занятиях нужно проверить, слышит ли ученик с аппаратом музыку, исполняемую тихо (меццо-форте) и негромко (пиано), не вызывает ли у него неприятные ощущения весьма громкая музыка, и распознать невоспринимаемый диапазон звуков в различных регистрах фортепиано. Для этого детей учат делать несложные перемещения под музыкальное сопровождение, к примеру хлопки. Ученики слушают музыку, исполняемую тихо, видят играющего на фортепиано преподавателя и делают задание: «Музыка — рукоплещи. Музыки нет — не рукоплещи. Опусти руки виз». Длительность музыкального фрагмента и паузу в звучании непостоянны, что побуждает детей вслушиваться, ожидать окончания и начала музыка. По окончании того как преподаватель убеждается, что школьники справляются с этим заданием, зрительное восприятие детьми исполнителя и клавиатуры исключается. Ученики делают то же задание лично. Преподаватель контролирует слуховое восприятие музыки различной динамики звучания, в различных регистрах. При необходимости (к примеру, неприятные ощущения при слушании громкой музыки) режим работы аппарата направляться уточнить совместно с преподавателем-дефектологом слухового кабинета и доктором-сурдологом.

К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, подобные требованиям к любому фронтальному уроку в особых школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к неспециализированному и речевому формированию детей. Особенное значение придается реализации дифференцированного подхода к получающим образование зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и главных музыкальных структур, состояния произношения, неспециализированного и речевого развития, и двигательных свойств и других личных изюминок.

На музыкально-ритмических занятиях громадное внимание уделяется формированию творчества и воображения детей. Этому содействуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-различному: в рвении определить что-то новое о музыке, в независимом выборе танцевальных перемещений под музыку, составлении композиции из привычных уже перемещений, импровизации ритмического сопровождения на элементарных музыкальных инструментах, определении ясных средств для выполнения песни (к примеру, один куплет тише, чем второй), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.

В ходе занятий активизируются умственные свойства глухих и слабослышащих обучающихся. участие и Восприятие музыки в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.

Физическое развитие слабослышащих детей и глухих — одна из серьёзных задач, ответу которой содействуют музыкально-ритмические занятия. У обучающихся формируется верная осанка, совершенствуются перемещения, их координация.

Ответственное значение имеет обучение слушанию музыки, игре и Исполнению песен на различных инструментах. На занятиях у детей развиваются умения вслушиваться в звучание музыки, принимать на слух музыку различного характера и жанров, формируется музыкальная память. У обучающихся развиваются представления о значении музыки в жизни человека. В ходе обучения интонированию мелодии песен, работы над певческими упражнениями у детей вырабатывается напевное звучание голоса, умение модулировать его, что оказывает хорошее влияние и на произносительную сторону речи слабослышащих.

На музыкально-ритмических занятиях педагог проводит целенаправленную работу по формированию вразумительной, естественной устной речи обучающихся. Наряду с этим на каждом занятии дети делают особые речевые упражнения с применением фонетической ритмики (в течение 10—12 мин в зависимости от состояния произношения). Эти упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитной речи, формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя обычный тембр, произносить речевой материал в заданных ритме и темпе, верно воспроизводить звуковую структуру речи, высказывать собственные эмоции интонационными средствами (Т.М. Власова, А.Н. Пфефенродт, 1989, и др.).

Речевым материалом являются привычные детям слова, словосочетания, фразы, маленькие тексты, и слоги, слогосочетания, отдельные звуки. Его подбирают с учетом коммуникативного принципа обучения языку, соответствия фонетическим задачам занятия.

В первом классе слабослышащих обучающихся развиваются следующие умения:

• делать под музыку простые виды ходьбы, бега, несложные танцевальные перемещения, переключаться с одного перемещения на второе, ориентироваться в пространстве с соблюдением указанных направлений; сочетать перемещения с окончанием и началом музыкального звучания, с медленным и стремительным темпом, побуждать к ритмичному выполнению перемещений;

дифференцировать музыкальные звучания; определять (при восприятии на слух) высоту, интенсивность, продолжительность звучания; принимать на слух и воспроизводить несложные ритмические картинки на шумовых инструментах, музыкальных игрушках, и т.п.; определять на слух певческую и инструментальную музыку, темперамент несложных фортепианных пьес (о птичке, о дождике, о медведе; радостная, грустная музыка);

выполнять несложные песни, выполняя верное дыхание, ритмическую структуру мелодии (обучающимися с III степенью тугоухости), ритмическую структуру и приближенное воспроизведение мелодической структуры (обучающимися с I и II степенью тугоухости);

принимать на слух (с личными аппаратами и без них) речевой материал урока, сказать внятно, голосом обычной высоты, тембра и силы, в обычном темпе, выполнять словесное ударение, фразовую интонацию, передавать в речи разные чувства (к примеру, радость, ужас, растерянность); верно произносить гласные звуки, согласные и дифтонги (п, т, к, ф, с, в, б, д, г, з, м, н, л, р); принимать на слух и воспроизводить (с перемещениями и без перемещений) повышение и понижение голоса, его ослабление и усиление, ритмы последовательности слогов, двух-, трехсложных слов, маленьких стихотворений.

Во втором классе обучающиеся получают умения:

делать под музыку разные виды ходьбы и другие главные перемещения;

танцевать в парах; изменять темп перемещения либо останавливаться по команде преподавателя либо в соответствии с контрастным звучанием музыки; реагировать перемещениями на выговор в музыке;

определять темперамент музыкальных произведений в звучании разных инструментов (при восприятии на слух); опознавать на слух выученные песни (в грамзаписи либо выполнении преподавателя), определять на слух разные темпы музыки;

выполнять певческие упражнения напевным звуком; петь без напряжения, четко выполняя ритм песни, передавая ее эмоциональный настрой; выполнять музыкальные фразы, выполняя верное дыхание; затевать и завершать пение в один момент; принимать на слух и воспроизводить ритм песен перемещениями, игрой на музыкальных инструментах; дирижировать несложные по ритмическому рисунку песни по подражанию преподавателю; знать, о чем говорится в песне; каков темперамент ее музыки; запоминать и внятно произносить слова песни;

выполнять на музыкальных инструментах несложные мелодии (в сопровождении фортепиано);

принимать на слух тексты разучиваемых песен, попевок, и речевой материал, который связан с организацией деятельности обучающихся, на расстоянии, учитывающем возможности каждого ученика; внятно и четко проговаривать речевой материал, тексты песен, в особенности окончания слов;

внятно произносить речевой материал урока, выполняя его ритмическую и звуковую структуру; верно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении ротовые звуки и носовые, свистящие и шипящие, звонкие и глухие; уменьшать и повышать голос в высоком, низком регистрах и среднем; усиливать и ослаблять голос (до шепота); принимать на слух и воспроизводить ритм четырех- пятисложных слов, маленьких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, выполняя словесное ударение, интонацию (к примеру, побудительную, вопросительную, весёлую, грустную, удивленную, жалобную).

В третьем классе ученики получают умения:

делать ясно и ритмично под музыку определенные главные гимнастические и танцевальные перемещения; выполнять умеренный и замедленный темпы; двигаться в заданном темпе по окончании окончания звучания музыки;

принимать на слух звучание разных музыкальных инструментов; определять национальный темперамент музыки;

приближенно интонировать мелодию песни (обучающимися со II степенью тугоухости), совершенно верно интонировать мелодию песни (обучающимися с I степенью тугоухости);

сопровождать на музыкальных и шумовых инструментах, выполнять мелодию на фортепиано, электрооргане (посредством преподавателя); принимать на слух и воспроизводить более сложные ритмы;

принимать на слух речевой материал с личными аппаратами на расстоянии не меньше 7—8 м — обучающимися I степени тугоухости, 5,5—6 м — обучающимися со II степенью тугоухости, 3,5—4 м — обучающимися с III степенью тугоухости, обучающимися в I отделении; не меньше 6—7 м — обучающимися с I степенью тугоухости, 5—6 м — обучающимися со II степенью тугоухости, 3 м — обучающимися с III степенью тугоухости, обучающимися во II отделении школы для слабослышащих детей;

внятно, ясно, достаточно конечно произносить речевой материал урока, верно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении ротовые звуки и носовые, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, слитные и щелевые, слитные и смычные, жёсткие и мягкие; уменьшать и повышать голос во всех регистрах; усиливать и ослаблять голос; принимать на слух и воспроизводить ритм 4—6- сложных слов, маленьких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, выполняя словесное и фразовое ударения, интонационную ясность.

К окончанию четвертого класса школьники должны мочь:

ходить, бегать, делать гимнастические и танцевальные перемещения, их композиции вольно и непринужденно, участвуя в разных групповых перестроениях; делать перемещения с предметами; отмечать в движении сильную долю такта; воспроизводить перемещениями воспринятый на слух ритмический рисунок музыкального отрывка;

определять темперамент музыки; принимать на слух звучание разных духовых инструментов; опознавать на фрагменты и слух песни из произведений больших музыкальных форм;

Внятно, ясно, конечно произносить речевой материал урока, выполняя его ритмическую и звуковую структуру; верно произносить все звуки русского в словах, фразах, текстах, а также в слогах и слогосочетаниях, четко дифференцируя в произношении звуки свистящие и шипящие, носовые и ротовые, слитные и щелевые; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, выполняя словесное и логическое ударения, правила орфоэпии, интонационную ясность.

Структурой музыкально-ритмического занятия в школе для слабослышащих детей предусмотрена особая работа по формированию музыкально-ритмических перемещений, выполнению игры и песен на несложных инструментах, слушанию музыки, работа над ясной интонированной речью (посредством фонетической ритмики).

Развивающиеся на протяжении музыкально-ритмических занятий (наровне с занятиями в слуховом кабинете, во внеклассное время) свойства слабослышащих школьников слушать музыку, выполнять песни начала и вокальные («упражнения приближенно, а после этого все более совершенно верно интонируя исполняемую мелодию), играть на некоторых музыкальных инструментах, танцевать вызывают у обучающихся большой эмоциональный подъем, интерес к музыкальной деятельности.

Экспериментальная методика пребывает в том, что вместо занятий физической культурой проводилась ритмическая гимнастика, которая складывается из подготовительной (10 мин.), основной (15 мин.), и последней (5 мин.) части занятий.

В подготовительной части занятия использовались простые и общеразвивающие упражнения: Перестроение «уступами»; приставные шаги вправо и влево с прыжком и хлопками на двух; приставные шаги вправо и влево с ногами движениями и одновременными руками; танцевальные шаги вперед и назад с ногами движениями и одновременными руками; скрестные шаги вправо и влево с прыжком и хлопком на двух; скрестные шаги вправо и влево с ногами движениями и одновременными руками; прыжки и бег низкой интенсивности с танцевальными элементами; шаговые упражнения с танцевальными элементами.

В основной части занятия использовались общеразвивающие и особые комплексы упражнений (приложение №1). Использовались упражнения в партере (Под «партерной» гимнастикой знают исполнение разного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из разных упоров.): на силу мускулы брюшного пресса; на силу ягодичных и мышц задней поверхности бедра; на силу приводящих и отводящих мышц ног; на силу плечевого пояса и мышц рук; упражнения на растяжку. Упражнения выполнялись ритмично, в спокойном, среднем темпе. Каждое упражнение повторялось 6-8 раз. Количество упражнений в комплексе 6-8.

В конце последней части употреблялись упражнения на чувство и восстановления дыхания верной осанки.

Использование ритмической гимнастики в экспериментальной методики даёт возможность нормализовать тонус мышц, улучшить физическое развитие и физическую подготовленность, и добиться хороших результатов.

Занятия ритмикой в 1 классе

Занятие 1

Цель: познакомить с построением в шеренгу, в колонну, с ходьбой под марш и бегом под стремительную музыку.

Движение занятия:

Ученики входят в класс под марш, исполняемый преподавателем, обходят его и строятся в шеренгу. Преподаватель обращает внимание детей на выравнивание носков ног по одной линии. После этого он растолковывает, как нужно перестроиться в колонну по одному (обращает внимание учеников на соблюдение расстояния между ними).

Преподаватель предлагает ученикам идти приятель за втором под марш, выполняя расстояние, после этого подняться в круг.

Потом он знакомит учеников с гимнастическими упражнениями.

Примерный комплекс:

И.п. — ноги совместно, руки перед грудью, согнуты в локтях. На раз (вдох) — развести руки в стороны; на два (выдох) — возвратиться в и.п.

И.п. — ноги совместно, руки на поясе. На раз — руки к плечам; на два — поднять руки вверх, ладони вовнутрь; на три — руки к плечам; на четыре — возвратиться в и.п.

И.п. — вытянутые вперед руки. Сжимать и разжимать пальцы (8 раз), кинуть руки вниз.

Преподаватель осуществляет контроль исполнение упражнений: дыхание должно быть ровным, руки прямыми при подъеме вверх.

По окончании разучивания перемещений гимнастических упражнений преподаватель произносит гласные звуки а, о, у на одном выдохе (сперва продолжительные, позже краткие). После этого ученики произносят эти звуки. Закрепив эти умения, ученики повторяют звуки с перемещениями. По аналогии отрабатывают слоги па, по, направляться.

Приступая к работе над слушанием и пением музыки, преподаватель предлагает детям сесть на стулья, расположенные перед пианино. Наряду с этим он непременно осуществляет контроль верную осанку учеников: сидеть ровно, руки лежат на коленях. После этого преподаватель поет звуки а, о, у отрывисто и слитно на нотах ДО, РЕ, МИ первой октавы, и ученики повторяют то же.

Преподаватель задаёт вопросы учеников, знают ли они, какое на данный момент время года, и предлагает им послушать песню «Осень». Возможно сперва пропеть песню, после этого совершить беседу по ее тексту, а возможно напротив.

Затем преподаватель проигрывает два музыкальных отрывка: первый — в умеренном темпе (марш), второй — в стремительном темпе (галоп) и задаёт вопросы учеников, что возможно делать под марш (маршировать), а что — под галоп (бежать). При повторном проигрывании этих музыкальных отрывков ученики делают соответствующие перемещения.

После этого преподаватель предлагает послушать негромкую и громкую музыку, растолковывая, что под негромкую дети должны тихо рукоплескать в ладоши, а под громкую — звучно, энергично.

Подводя итог занятия преподаватель подводит итоги и предлагает ученикам домашнее задание — выполнить картинки к песне «Осень».

Занятие 2

Цель: учить изменять перемещения в зависимости от темпа музыки (скоро, медлительно); строиться в шеренгу, в колонну по одному; трудиться над вопросительной и восклицательной интонациями, трансформацией высоты голоса; продолжать знакомство с песней «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Движение занятия:

Ученики входят в класс под марш и строятся в шеренгу. Преподаватель напоминает ученикам, как они должны находиться в шеренге (носки на одной линии, поясницы ровная), после этого руководит: «Поднимитесь в колонну»; «Поднимитесь в шеренгу». Он предлагает ученикам прослушать две разные мелодии и задает вопрос: «Что вы станете делать на данный момент?» В зависимости от мелодии они отвечают: «Бегать»; «Шагать».

Преподаватель обращает внимание учеников на то, что с остановкой музыки они должны останавливаться. После этого он показывает гимнастические упражнения, разученные на прошлом уроке, и ученики делают их под музыку самостоятельно.

Преподаватель предлагает всем ученикам сказать на одном выдохе слитно гласные а, о, у, позже слоги па, по, направляться. После этого то же самое, но лично. Помимо этого, направляться произносить гласные с разной интонацией (вопросительной, восклицательной), а слог па — на звуках различной высоты.

Преподаватель предлагает ученикам произносить слог па в разном темпе: па, па (медленный), па, па, па (обычный, разговорный), па, па, па, па (стремительный).

После этого он выполняет песню «Осень» и задает вопрос: «Какую песню вы услышали?» Он предлагает ученикам поведать содержание песни по рисунку, выполненному дома.

Преподаватель прохлопывает ритмический рисунок первого куплета песни сам, а после этого вместе с учениками. Пропев гласные звуки а, о, и в прямом и обратном порядке, он предлагает сделать то же ученикам. Обращает внимание на верную артикуляцию в произношении звуков и на дыхание. Преподаватель проигрывает марш и растолковывает, что под негромкую музыку нужно тихо ходить по всей комнате, а под громкую — энергично маршировать на месте. Потом он предлагает ученикам совершить игру (к примеру, «Будь ловким») и знакомит с ее содержанием.

В конце занятия преподаватель подводит его итоги и задает вопросы, касающиеся содержания игры.

Занятие 3

Цель: закрепить умения построения в шеренгу, в колонну, познакомить с хороводным шагом, построением в круг, разучить песню «Осень».

Движение занятия:

Ученики входят приятель за втором под марш. По прекращении музыки они останавливаются, выполняя определенное расстояние. Преподаватель предлагает одному из учеников скомандовать: «Поднимитесь в шеренгу», «Поднимитесь в колонну», «Поднимитесь в круг». После этого он задает ученикам вопрос: «Что вы сделали?» Они отвечают: «Мы поднялись в шеренгу». Нужно, дабы на последующих уроках любой ученик побывал в роли преподавателя.

Ученики делают роль преподавателя и на протяжении выполнения гимнастических упражнений, разученных на прошлых уроках. Преподаватель играется на инструменте, а ученики попеременно демонстрируют под эту музыку перемещения. Он смотрит за четким исполнением упражнений совершает замечания.

Потом преподаватель закрепляет с учениками произношение звуков а, о, у перемещениями. Он вводит новые звуки и, э, каковые произносит с перемещениями, меняя интонацию (восклицательную и вопросительную). Преподаватель произносит слоги па, по, пу, пи, пэ. Ученики повторяют слоги. Произносить их рекомендуется на одном выдохе, меняя высоту голоса, в разном темпе.

После этого преподаватель предлагает ученикам взяться за руки и растолковывает, как верно необходимо ходить по кругу хороводным шагом (идти приятель за втором медленным и четким шагом).

Преподаватель поет хороводную песню «На горе-то калина». Ученики делают соответствующие перемещения.

По предложению преподавателя один из учеников воспроизводит перемещения марша либо бега. Остальные определяют темперамент музыки (музыку предлагают в зависимости от степени понижения слуха учеников). Ученики строятся в колонну по одному. После этого преподаватель проигрывает марш звучно или негромко и назначает двух ведущих, растолковывая, что под громкую музыку (марш либо галоп) дети идут за тем, кто стоит первым, а под негромкую — за последним, т.е. разворачиваются в противоположную сторону.

Приступая к работе над пением, преподаватель обращает внимание учеников на верную осанку при пении. Он предлагает сперва I делать вдох, а позже на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Нужно дать такую возможность каждому ученику.

Преподаватель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает вопрос: «Ритмический рисунок, какой песни прохлопан?» После этого он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем совместно. Ученики пропевают ритм на слоге па под сопровождение преподавателя. Потом преподаватель проводит игру, предложенную им на прошлом уроке.

Занятие 4

Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках.

Движение занятия:

Ученики входят под марш. Преподаватель предлагает ученикам подняться в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по руководствам ученика (см. занятия 2—3). После этого он закрепляет у учеников хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопровождения. Нужно, дабы круг оставался верным. После этого ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение преподавателя.

Потом преподаватель растолковывает ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражнения, разученные на прошлых занятиях. К этим упражнениям рекомендуется добавить одно новое, к примеру «пружинку» (полуприседание).

Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с перемещениями. Потом — произносить сочетания гласных ау — уа с трансформацией высоты голоса. Наконец, произносить слог па в разном темпе (см. занятия 2—3).

Преподаватель показывает, как направляться произносить звук м с перемещениями. После этого предлагает сказать слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с перемещениями. Любой ученик проговаривает слоги. После этого дети прослушивают два музыкальных отрывка — галоп и марш.

Преподаватель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по характеру (марш — торжественный, праздничный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (негромкая, громкая); что нужно делать под марш, а что — под галоп либо любую стремительную музыку. Он растолковывает, что под громкий марш направляться шагать приятель за втором, высоко поднимая колени; под негромкий марш — шагать негромко по всей комнате.

Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. прошлые занятия), слог па — слитно и отрывисто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе.

Занятие 5

Цель: учить слушать и передавать в перемещениях легкий темперамент музыки; улучшать уровень качества поскока; работать над трансформацией высоты голоса, над выразительностью произношения и слитностью слов в стихотворном тексте.

Движение занятия

Ученики входят под марш и делают поскоки (руки свободны, корпус не напряжен) под музыку. Преподаватель изменяет ее темп (замедляет либо активизирует). Дети соответственно меняют темп собственных перемещений. После этого строятся в колонну по три для исполнения упражнений ритмической гимнастики.

И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад

На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре возвратиться в и.п.

И.п. — главная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсед (округляя пояснице), соединить локти; на три-четыре возвратиться в и.п. (отвести локти назад).

И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсед на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку вправо; на два — возвратиться в и.п. То же в другую сторону.

И.п. — главная стойка. На раз-два полуприсед на одной ноге, поднимая другую, согнутую, вперед (округляя пояснице), коснуться локтями согнутого колена; на три-четыре отвести согнутую ногу в сторону на носок/ поднять локти в стороны вверх, предплечья вниз, лопатки соединить. Также второй ногой.

Ученики строятся в круг. В первую очередь, они произносят изолированный гласные звуки а, о, у, и, а, слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. После этого преподаватель предлагает им следующий стихотворный текст с перемещениями:

Преподаватель по слуховой работе и воспитатель уже выучили к этому занятию с учениками слова песни «Осень». Возможно написать песню на плакате. Ученики поют ее в медленном темпе. Преподаватель смотрит за верным дыханием.

По окончании разучивания песни «Осень» преподаватель знакомит учеников с понятием о низких и высоких звуках, выясняя, что большой голос — у птички, низкий — у медведя. Он показывает ученикам фланелеграф и предлагает в зависимости от высоты звука прикрепить к соответствующей полосе фланелеграфа силуэт птички либо медведя. После этого он проводит игру, как на прошлых занятиях, и подводит итоги занятия.

Занятия во 2 классе

Занятия 1-4

Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, перестраиваться в два-три круга; учить перемещениям пружинного шага; получать четкого интонирования мелодии песни.

Движение занятия

По окончании входа учеников под марш преподаватель предлагает им послушать музыкальные отрывки разного характера. Ученики определяют темперамент мелодии и делают соответствующие перемещения (марш, поскок, боковой галоп). Преподаватель дает за экраном указание: «Идите, взявшись за руки, пружинным шагом по кругу». Дети делают перемещения под музыку. Преподаватель продолжает: «Повернитесь кругом и идите в противоположном направлении». Он проигрывает любое музыкальное произведение, складывающееся из двух частей, и предлагает ученикам на первую часть идти по кругу хороводным шагом, а на вторую — перестроиться в два круга и идти тем же шагом в двух кругах. Затем парни строятся в колонну по три для разучивания упражнений ритмической гимнастики (см. занятие 1). (На пятом занятии ученики делают данный комплекс упражнений по показу одного из учеников.)

Потом ученики перестраиваются в круг и трудятся над стихотворным шкетом (см. занятие 1). На третьем-четвертом занятии преподаватель дробит их ни две группы. Первая несколько проговаривает звуки а, у низкими голосами, а вторая несколько — высокими голосами. Позже — напротив.

Приступив к работе над пением, преподаватель проигрывает музыкальное вступление к песне. По окончании ответов на вопрос о том, к какой песне раздалось

музыкальное вступление, он выполняет его еще раз. После этого все ученики поют песню. Преподаватель раздает музыкальные инструменты, предварительно повторив их заглавия, и проигрывает мелодию «Во саду ли…» (муз. рус. народная). Ученики определяют ее темперамент. Да лее они именуют инструменты, на которых возможно выполнять первую часть (треугольники, металлофоны, колокольчики) и вторую (добавить бубны, маракасы, румбы). Дети вместе с преподавателем воспроизводят мелодию. На третьем занятии преподаватель выбирает солиста, что начинает самостоятельно играть на металлофоне.

Преподаватель проводит игру «Чей кружок скорее соберется?» (муз. Т. Ломовой). Проигрывая мелодию, преподаватель требует учеников дать ее чёрта. После этого знакомит их с перемещениями и проводит игру.

Занятия 5—7

Цель: учить слышать и передавать в перемещениях темперамент музыки, изменять перемещения в зависимости от динамических оттенков в музыке; передавать динамические оттенки текста голосом; совершенствовать легкий подвижный поскок и пружинящий ход.

Движение занятия

По окончании входа учеников под марш преподаватель растолковывает им, что на данный момент будет звучать музыкальное произведение, складывающееся из четырех частей Под первую часть музыки они должны двигаться приятель за втором направо по кругу легким поскоком (руки не напряжены); под вторую часть — двигаться поскоком в левую сторону; под третью часть — вольно расходиться по классу мягким пружинящим шагом (руки на поясе); под четвертую часть — строиться в два круга и идти хороводным шагом. Он проигрывает каждую часть музыки раздельно и показывает ученикам, какие конкретно перемещения направляться делать под нее.

На шестом занятии преподаватель выполняет каждую часть раздельно и задаёт вопросы учеников, какие конкретно необходимо делать перемещения под нее. На седьмом занятии он выполняет музыкальное произведение полностью, а ученики самостоятельно изменяют перемещения в зависимости от его частей.

Ученики строятся в колонну по три для исполнения упражнений ритмической гимнастики. Сперва бегут на месте, высоко поднимая голень (дыхание равномерное).

И.п. — стойка пятки совместно, носки врозь, руки на поясе. На раз — присед пятки от пола не отрывать; на два — подняться, поднять руки вверх через сторон!

И.п. — стойка пятки совместно, ноги врозь, руки скрещены перед грудью. Н, раз — присесть с выведением рук в стороны вниз; на два — возвратиться в и

И.п. — туловище легко наклонено вперед. Вращать плечами вперёд и назад в ритме музыки (двигать лишь плечами).

Ученики строятся в круг. Преподаватель проговаривает следующий стихотворный текст с перемещениями:

Сообщи погромче слово «гром»! Грохочет слово, как будто бы гром!

Сообщи потише «шесть мышат» — и сходу мыши зашуршат.

Занятие художественной гимнастикой для детей в Мурино


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: