Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый замысел выступает задача формирования навыков построения различных умения и типов предложений соединять их в связное высказывание.

Обращение трехлетних детей ситуативна, исходя из этого ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году судьбы начинается умение строить предложения различных типов – простые и сложные. С целью этого применяют картины, коммуникативные обстановки, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картине облегчается тем, что воздействие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с перемещением, демонстрируемое воздействие оказывает помощь ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз возможно в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над несложным нераспространенным предложением. На этом этапе дети обучаются ощущать синтаксическую базу предложения, т.е. сказуемое и подлежащее. Предстоящая работа направлена на грамматическое оформление и распространение предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически верно высказывать собственные мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

Разглядывая картину, ребенок обучается односложно отвечать на вопросы:

Что делает мама? (Просматривает)

Что делает собака? (Лает)

Что делают дети? (Поют)

После этого детей учат строить простые предложения методом полных ответов на вопросы (дабы ребенок почувствовал базу предложения – сказуемое и подлежащее). Возможно применять картины из альбома О. И. Соловьевой.

Что девочка делает? – Девочка рисует.

Что делают парни? – Парни слушают радио.

Работа над грамматическим его распространением и оформлением предложения проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные предложения содействуют задания типа «закончи предложение»:

Преподаватель учит кого? (Учеников)

Почтальон разносит что? (Письма, газеты)

Часовщик чинит что? (Часы)

Доктор лечит кого? (Больных)

Разглядывая картины либо игрушку, дети распространяют предложение посредством воспитателя.

Это кто? – Кошка.

Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…

…пушистая, – договаривают дети.

Что делает пушистая кошка?

Пушистая кошка. лежит на коврике.

Верно, пушистая кошка лежит на коврике.

Потом детям предлагают повторить предложение (термин не дается).

В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных участников.

Перед детьми комплекты картин: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сперва составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картине.

После этого воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

Мама приобрела в магазине морковь, лук.

У бабушки в деревне живут кошка, собака, телёнок и корова.

Потом именуются обобщающие слова («Как возможно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).

Дети упражняются в потреблении обобщающих слов перед однородными участниками предложения. Воспитатель начинает:

В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.

В овощном магазине реализовывают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

Дети продолжают предложение, а позже за воспитателем повторяют его.

Сюжетная картина дает больше шансов для составления предложения, нежели предметная, в силу того, что она, в большинстве случаев, динамична. Педагог задает, к примеру, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению несложного предложения, к интуитивному осознанию синтаксической базы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, обстоятельство и сказуемое.

Кроме построения предложений дети упражняются в трансформации глаголов.

А как сообщить, в случае, если дети лишь планируют идти в лес? (Дети отправятся в лес)

А вдруг дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес)

Для упражнения детей в построении предложений возможно применять следующие игры-драматизации:

«Сутки куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?).

«Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка прыгает. Что он делал? Он скакал)

Динамика игрового действия содействует заинтересованности детей и облегчает ответ дидактической задачи.

Так, возможно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети обучаются односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (посредством воспитателя) за счет однородных участников, а после этого – использовать обобщающие слова перед однородными участниками; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации либо игры с применением картинок и игрушек, сюрпризных моментов, сказочных персонажей либо храбрецов литературных произведений (Знайка и Незнайка).

Составление предложений на занятиях в младших группах, как отмечают многие практики, приводит к значительным трудностям. На занятии эта деятельность делается преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, говоря воспитателям о собственном доме, о братьях, о любимых игрушках, не только верно строят предложения, но и объединяют их в высказывания.

Продуктивным есть таковой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной обстановке, в которой видятся игровые персонажи и ведут между собой диалог. Крайне важно кроме этого создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для ребёнка и диалога воспитателя, применять художественную литературу для воспитания верной литературной речи.

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года судьбы (средняя несколько) связано со становлением связной речи, и первым делом с монологической ее формой.

В речи ребенка пятого года судьбы возрастает количество несложных распространенных и сложных предложений. Вместе с тем увидено, что дети не всегда верно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («мама и папа, они…»), переставляют слова, опускают либо заменяют альянсы, мало применяют обстоятельств и определений.

В содержание обучения входит закрепление умений верно строить предложения, согласовывать слова в предложении, применять в речи несложные виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Длится работа над грамматическим его распространением и оформлением предложения.

Детям предлагают пара картин: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сперва строят предложения из двух слов, после этого посредством запасных вопросов распространяют их.

1. Мальчик делает лодочку.

Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2. Девочка рисует клоуна.

Девочка рисует клоуна карандашами.

Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

Для верного построения предложений значительное значение имеет овладение глагольной лексикой. В ходе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С целью этого применяют упражнения типа «Закончи предложение» либо намерено созданные бытовые обстановки.

Маша забрала утюг, она будет (гладить белье).

Дима забрал пилу, он будет (пилить бревно).

Юра забрал топор, он будет (рубить).

Отец приобрел Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).

Продуктивны упражнения, в которых ребенок обязан отвечать на вопросы полным предложением.

Кого ведут в детский сад?

Кого учит преподаватель?

Что рисует живописец?

Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления подчинения союзов и значений сочинения. Нужно активизировать в речи дошкольников потребление сочинительных альянсов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных альянсов (что, дабы, в силу того, что, в случае, если, в то время, когда, поскольку) для связи предложений.

Вводить альянсы в обращение возможно методом упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением либо завершать предложение. Такие упражнения содействуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

«Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, не смотря на то, что (ей было страшно).

Тане подарили куклу, в силу того, что. Мы пошли гулять на улицу, в то время, когда. Дети пошли в школу, дабы. Надя не послушалась маму, исходя из этого. Отправился ливень, но мы.

«Ответь на вопросы».

По какой причине птицы в осеннюю пору улетают на юг? В то время, когда возможно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Для чего Миша отправился в библиотеку?

Вопросы «по какой причине?», «в то время, когда?», «для чего?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, отношения и целевые связи.

Появление в речи детей сложноподчиненных предложений говорит о осмыслении и познании ребенком отношений и связей, существующих в реальности. В 5 – 6 лет, как отмечают многие исследователи, отмечается осознание причинных зависимостей. В речи связь между следствием и причиной выражается придаточными предложениями.

Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений содействуют намерено созданные приемы. Благодаря их применению ребенок ставится в такие ситуации, каковые побуждают его высказываться в форме сложных предложений. Приведем примеры упражнений.

Составление сложносочиненных предложений по двум картинам.

Дети разглядывают родные по сюжету картины и по примеру воспитателя, а после этого самостоятельно составляют предложение.

Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой.

Девочка разбирает постель. Девочка спит.

Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамье.

Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

Независимое придумывание ребенком предложений:

  • с тяжёлыми в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;
  • со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок; с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;
  • с альянсами в случае, если, поскольку, исходя из этого (Мы с папой не смогли покататься на коньках, поскольку шел мокрый снег).

Рекомендуемые выше оформления предложений и приёмы построения смогут быть использованы в средней и старшей группах детского сада в зависимости от сформированности этих навыков у детей. Упражнения проводятся в основном в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте существенно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием несложных и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи.

Дети по большей части верно строят простые распространенные предложения с однородными участниками, с обособленными оборотами; применяют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую обращение, употребляя соединительные, противительные и разделительные альянсы. Обращение детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной обстановки, т.е. контекстностью.

Длится формирование несложных и сложных предложений. Поэтому особенное внимание уделяется умениям использовать верный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Нужно вырабатывать у детей элементарное представление о его структуре и предложении, умение пользоваться альянсами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (в силу того, что, поскольку, в любой момент, к примеру).

С целью развития синтаксической стороны речи употребляются дидактические игры, сюжетные картины, словесные упражнения, коммуникативные обстановки, художественные тексты. Разглядим содержание образовательного материала.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Какая сейчас погода? (Хорошая)

По какой причине хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя)

Какой не редкость сутки, в то время, когда тепло? (Теплый)

Какой не редкость сутки, в то время, когда светит солнце? (Солнечный)

А в то время, когда нет ветра? (Безветренный) И т.д.

составление ответов и Прослушивание предложений на вопросы с верным потреблением предлогов.

Предложения

Дети были в школе. Мальчик зашел за дом.

Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.

Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.

Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.

Посуду поставили на стол.

Вопросы

Откуда пришли дети? (Из) Откуда вышел мальчик? (Из-за)

Откуда сбрасывали снег? (С) Откуда вылезла кошка? (Из-под)

Откуда слетел воробей? (С) Откупа вынырнул пловец? (Из-под)

От чего отходят пароходы? (От) Откуда вышел человек? (Из-за)

Откуда убрали посуду? (Со)

Начиная со средней группы рекомендуется вводить созданную еще Е. И. Тихеевой «обстановку письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает).

Данный прием активизирует потребление сложных предложений, содействует совершенствованию синтаксической структуры предложения.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Различные виды рассказов побуждают ребенка применять разные синтаксические структуры. В описании чаще всего употребляются простые предложения, потому, что это нужно для чёрта храбреца либо предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, исходя из этого появляется необходимость в потреблении глагольной разных видов и лексики предложений.

Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с подчинением и сочинением.

При пересказывании литературных текстов дети употребляют косвенную речь и прямую. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, в то время, когда способы и содержание передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции храбреца, его точки зрения на события, участия в них.

Задание дополнить сложное предложение возможно провести в увлекательной форме, применяя игру «Размытое письмо» (методический прием создан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик).

Воспитатель обращается к детям: «К нам к себе домой пришел зайчонок. Он весьма огорчен, в силу того, что получил от приятеля письмо, а прочесть его не имеет возможности – дождем размыло кое-какие слова. Зайчонок не имеет возможности додуматься, что в том месте было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель просматривает зайкино письмо, в котором находятся незаконченные предложения, к примеру: «Мы сделали лодку, дабы…» и т.д.

Упражнения по составлению сложных предложений методом добавления придаточных предложений ( Занятия в детском саду/Под ред. А. в один раз. Усовой. – М., 1954. – С.275–276. 200).

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

– Сейчас необходимо надеть галоши, в силу того, что… (на дворе лужи).

Сережа забрал карандаш, дабы… (рисовать).

Сережа не добывает до звонка, в силу того, что он… (мелкий).

Дети поливают морковь чтобы… (она отлично росла).

«Один начинает – второй продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

Мама приобрела Коле… красный флажок.

Утром дети идут… в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе. Кто желает продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А возможно еще продолжить? Витя. Она отлично пахнет. Воспитатель. Сейчас сообщите все сходу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она отлично пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения. «Закончи предложение».

Мы отправимся гулять, в случае, если… (не будет дождя).

Цветы засохнут, в случае, если… (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы… (имела возможность упасть).

Чашка разобьется, в случае, если… (ее уронить).

§ 7. Методика формирования способов словообразования

Для независимого словообразования принципиально важно, дабы дети отлично осознавали услышанное, исходя из этого нужно развивать речевой слух, обогащать детей представлениями и знаниями об окружающем мире и соответственно словарем, в первую очередь мотивированными словами (грамотными от вторых), и словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В ходе словообразования простое запоминание и повторение слов малопродуктивно, ребенок обязан определить его механизм и обучиться им пользоваться. направляться обратить внимание детей на метод образования слов при помощи суффиксов (преподаватель – учительница) либо приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); организовать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают методы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; кое-какие методы образования глаголов с приставками.

Разглядывая, к примеру, парные картины (котёнок и кошка, мышонок и мышь, жеребёнок и лошадь и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей посредством суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш именуется котенок, у мышки – мышонок, у утки – утенок, у медведицы – медвежонок, у лисы – лисенок.

Возможно поиграть в игру с картинами. Воспитатель показывает картину и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

В игре-драматизации «Кто пришел?» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные заглавия детенышей животных, использовать их наименования в единственном и множественном числе.

Приходит котенок, здоровается с детьми.

–Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его нежно? (Котеночек.)

Появляются котята.

Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать нежно? (Котятки.)

Какой котеночек? (Мелкий, пушистый.)

А какие конкретно котятки? (Мелкие, пушистые.)

Воспитатель обобщает: «Это котята. Они мелкие, пушистые. Их кличут нежно – котятки. Котятки обожают собственную маму-кошку».

Так же обыгрываются зайчата и зайчонок. К котятам и зайчатам приходят к себе домой утята и утёнок. Все они играются, радуются, после этого уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы – телята) детей учат использовать их детёнышей и названия животных в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» – употреблять заглавия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится подобно в играх-дидактических играх и драматизациях. Допустимо создание игровых обстановок: куклы пришли к себе домой, сели выпивать чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.

В младшей группе детей кроме этого учат образованию глаголов различными методами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка) Что она делает? (Крякает)

Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка) Что она делает? (Квакает)

Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка) Что она делает? (Хрюкает)

Образование глаголов при помощи приставок: ходить – заходить – уходить – приходить; вошел – вышел, пришел – ушел.

Знакомство детей со методами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых обстановках.

Отметим, что дети допускают неточности в тяжёлых формах словообразования. Дабы давать предупреждение неточности, взрослому целесообразно применять речевой пример.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению различным методам образования слов, относящихся к различным частям речи.

Детей учат соотносить их детёнышей и названия животных, использовать эти заглавия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Предугадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них изменяется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш именуется по-второму: у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Педагог растолковывает, что не у всех детенышей животных имеется имя, их так и именуют: детеныш жирафа, детеныш мартышки.

Методика проведения игр также усложняется, дети уже самостоятельно образовывают заглавия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. упражнения и Игры с грамматическим содержанием действенны лишь тогда, в то время, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для создания грамматических навыков в средней группе возможно применять игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. В случае, если же нужных игрушек не окажется (ежата и ежиха, медвежата и медведица), целесообразно применять фланелеграф либо теневой театр. Фигурки животных для них смогут изготовить воспитатели.

Приведем пример драматизации.

– в один раз в осеннюю пору я отправилась в лес. Было тепло, солнечно. Я присела на пенек и внезапно вижу: на полянке показалась громадная кто? (Ежиха.) А за ней мелкие колючие шарики катятся. Кто это? Да, верно, это ежата. Мелкие ежики. Что стали делать (ежата)? Что же они делают? (Ежата играются.) Стали (ежата) играться, кувыркаться. Носиками сопят. А позже. (ежата) решили испугать маму и спрятались за кустик. Ежиха ищет их. Кто их ищет? (Ежиха.) Никак не имеет возможности отыскать мама-ежиха собственных (ежат). Ежата сами прибежали к ней. Пошли они к себе приятель за втором. в первых рядах кто? (Ежиха.) За мамой-ежихой кто? (Ежата.) Сперва один. (ежик), после этого второй. (ежик).

Сперва не стало видно кого? (ежихи), а позже первого (ежика) и, наконец, не стало второго (ежика). Не стало ни… (ежихи), ни ее… (ежат либо ежиков).

А я поднялась с пенька и также отправилась к себе за ежихой с ежатами.

В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования названий посуды суффиксальным методом. Детям на примерах говорят о том, что однообразные значения бывают выражены различными морфологическими средствами: имеется слова с суффиксом -ниц (сухарница, хлебница), но имеется и другие, каковые также обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы -онк, -ёял:), чайник, кофейник (с суффиксом -ник).

Проиллюстрируем примерами.

Перед драматизацией «В гостях у куклы» создается игровая обстановка. Воспитатель говорит:

К Маше придут к себе домой подружки, а она не знает, во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем совместно и поможем ей. Имеется особая посуда. Как она именуется?

Для хлеба имеется что? (Хлебница)

Значит, Маша положит хлеб во что? (В хлебницу)

(Слово повторяется хором.)

Как именуется посуда для конфет? (Конфетница)

Куда Маша положит конфеты? (В конфетницу)

С целью закрепления навыка образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда. В магазине продается посуда. дети и Воспитатель разглядывают посуду.

Хлебница. Для чего она? (Для хлеба)

Дети видят новый предмет.

А это что?

Продавец отвечает, что это посуда для сухарей.

Как она именуется? Для хлеба – хлебница, для сахара – сахарница. А для сухарей.

Сухарница, – отвечают дети, самостоятельно образуя форму по аналогии. И т. п.

На этом возрастном этапе особенное внимание уделяется образованию различных форм глаголов, спряжению глаголов по числам и лицам.

Длится работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей – чик-чирик – чирикает). Детей обучают методам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит, преподаватель – учит, строитель – сооружает).

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с обычными методами словообразования.

В первую очередь закрепляют полученные на прошлых возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки детёнышей наименований животных и образования посуды и птиц посредством суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и довольно много, но один птенчик – ласточка, синичка, довольно много – ласточки, синички).

Тут уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишкой» (Детеныш воробья, мелкий, шаловливый, а воробей громадной)

По большей части наряду с этим употребляются упражнения и словесные игры: «Магазин», «Зоопарк», «Предугадай, чего не стало».

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в ходе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более непростая задача – образование названий профессий от различных частей речи посредством суффиксов, других средств и приставок. Ребенок обучается вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.

Дабы уточнить, какие конкретно профессии знают дети, возможно совершить игру «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии).

Все около нас трудятся. Довольно часто наименование профессии (кем трудится человек) весьма похоже на его дела либо его инструменты, автомобили: детей учит преподаватель, трудится на кране крановщик. В случае, если вам сообщат, что делает человек, вы имеете возможность верно назвать его профессию.

Чинит часы… (часовщик).

Дома сооружает… (строитель).

Чинит сапоги… (сапожник).

Контролирует билеты… (билетер).

Трудится в библиотеке… (библиотекарь). И т.д.

В игре «Кто он таковой?» дети обучаются образовывать существительное от глагола.

Пример: если он за всех защищает, он защитник. Он довольно много трудится. Он… (работник). А в то время, когда довольно часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.

В игре «И я также» дети образуют посредством суффиксов существительные женского рода.

Он летчик – я также (летчица). Он плясун – я также (плясунья). Он умник – я также (умница). И т.д.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач – научить детей различным методам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те(синтетический метод) и при помощи слов более либо менее (аналитическим методом): чистый – чище – более чистый.

Отличная степень образуется методом прибавления к базе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш(синтетический метод) (высочайший, умнейший) и при помощи запасных слов самый и самый (аналитический метод) (самый большой, самый правильный).

Целесообразно проводить маленькие по длительности упражнения (5 – 6 мин):

  • на образование прилагательных от баз существительных:

Какое варенье из малины? (Малиновое) из клубники? (Клубничное) из смородины? (Смородиновое);

  • на потребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

Занимается спортом (спортсмен). Играется в футбол (футболист). Катается на лыжах (лыжник). Катается на велосипеде (велосипедист). Отлично прыгает (прыгун);

  • на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности):

В доме жила коза. Чей дом? (Козий) В другом доме жил верблюд. Чей дом? (Верблюжий) В этом доме хрюкает поросенок. Чей дом? (Поросячий) Дружно в доме крякают утки. Чей дом? (Утиный)

Учитывая растущее у ребенка осознание изюминок собственной и чужой речи, особенную чувствительность к языку, направляться шире применять вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Для чего она нужна? По какой причине ее так назвали? (Рубит мясо) Соковыжималка. Для чего она нужна? По какой причине ее так назвали? (Выжимает сок)

Вопросы

1. Раскройте содержание понятия «формирование грамматического строя речи».

2. Какие конкретно задачи стоят перед воспитателем в области формирования грамматической правильности речи детей?

3. Что именуют грамматическим значением слова?

4. Каковы обычные морфологические неточности детей? Какими закономерностями усвоения морфологической стороны речи они разъясняются?

5. Назовите основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи.

6. Как исправлять грамматические неточности детей?

7. Раскройте последовательность работы по формированию синтаксической стороны речи у детей.

8. С какими методами словообразования знакомят детей в детском саду?

Японская Методика Преодоления Лени


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: