Для неспециализированной оценки некоторых главных проявлений психотерапевтического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой . В левой стороне страницы обрисованы те качества коллектива , каковые характеризуют благоприятный психотерапевтический климат , в правой — качества коллектива с очевидно негативным климатом . Степень выраженности тех либо иных качеств возможно выяснить посредством семибальной шкалы , помещенной в центре страницы ( от +3 до -3) .
В предлагаемой вниманию читателя схеме направляться прочесть сперва предложения слева, после этого — справа и затем знаком (*) отметить в средней части страницы ту оценку , которая самый соответствует истине . Наряду с этим нужно иметь в виду , что оценки означают:
+3 — свойство , указанное слева , проявляется в коллективе в любой момент ;
+2 — свойство проявляется как правило ;
+1 — свойство проявляется достаточно довольно часто ;
0 — ни то , ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно
светло либо то и второе проявляются в однообразной степени ;
-1 — достаточно довольно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа) ;
-2 — свойство проявляется как правило ;
-3 — свойство проявляется в любой момент .
+ | + | + | — | — | — | |||
Преобладает бодрое и весёлое настроение. | Преобладает подавленное настроение , пессимистический тон . | |||||||
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, обоюдные симпатии. | Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность, антипатии . | |||||||
В отношениях между группировками в коллектива существует понимание и взаимное расположение . | Группировки конфликтуют между собой . | |||||||
Участникам коллектива нравится быть совместно , принимать участие в совместных делах , совместно проводить свободное время. | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению , высказывают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
Преобладают поддержка и одобрение: критика и упрёки высказываются с хорошими побуждениями | Критические замечания носят темперамент явных и скрытых выпадов. | |||||||
Члены коллектива с уважением относятся к точке зрения друг друга . | В коллективе любой вычисляет собственный мнение главным и нетерпим к точке зрения товарищей . | |||||||
Успехи либо неудачи коллектива переживаются всеми как собственные | Успехи либо неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым участникам, старается оказать помощь им освоится | Новички чувствуют себя лишними, чужими , к ним часто проявляется враждебность | |||||||
Коллектив активен , полон энергии . | Коллектив пассивен , инертен | |||||||
Коллектив скоро откликается , в случае, если необходимо сделать нужное дело | Коллектив нереально поднять на совместное дело, любой думает лишь о собственных заинтересованностях . | |||||||
В коллективе существует честное отношение ко всем участникам , тут поддерживают не сильный , выступают в их защиту . | Коллектив разделяется на привилегированных и принебрегаемых , тут неуважительно относятся к не сильный , высмеивают их . | |||||||
У участников коллектива проявляется чувство гордости за собственный коллектив , в случае, если его отмечают начальники . | К поощрениям и похвалам коллектива тут относятся равнодушно |
Обработка результата :
Дабы представить неспециализированную картину психотерапевтического климата, нужно:
1. Выстроить профиль, соединив все символы. Профиль показывает по каким особенностям психо-
логический климат в классе благоприятный ( высокая хорошая оценка), а по каким
особенностям — негативный ( высокая отрицательная оценка).
2. Суммировать общее число баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психотерапевтический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.
Это показывает на верховный уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, обоюдной помощи, занимательности, успешности в деятельности).
В диапазоне от 12 до -12 баллов психотерапевтическая воздух в классе — нейтральная ( воздух безразличия) и , соответственно, уровень эмпатии педагогического общения — средний.
В диапазоне от -24 до -36 баллов психотерапевтическая воздух в классе — негативная, т.е.
преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.
Для большей объективности картины целесообразно, дабы такую же оценку сделали и другие педагоги, трудящиеся с этим классом ( как минимум несколько человек ), и сами школьники.