Методика № 4 . карта-профиль психологического климата группы

Для неспециализированной оценки некоторых главных проявлений психотерапевтического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой . В левой стороне страницы обрисованы те качества коллектива , каковые характеризуют благоприятный психотерапевтический климат , в правой — качества коллектива с очевидно негативным климатом . Степень выраженности тех либо иных качеств возможно выяснить посредством семибальной шкалы , помещенной в центре страницы ( от +3 до -3) .

В предлагаемой вниманию читателя схеме направляться прочесть сперва предложения слева, после этого — справа и затем знаком (*) отметить в средней части страницы ту оценку , которая самый соответствует истине . Наряду с этим нужно иметь в виду , что оценки означают:

+3 — свойство , указанное слева , проявляется в коллективе в любой момент ;

+2 — свойство проявляется как правило ;

+1 — свойство проявляется достаточно довольно часто ;

0 — ни то , ни противоположное свойство (указанное справа) не проявляется достаточно

светло либо то и второе проявляются в однообразной степени ;

-1 — достаточно довольно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа) ;

-2 — свойство проявляется как правило ;

-3 — свойство проявляется в любой момент .

+ + +
Преобладает бодрое и весёлое настроение. Преобладает подавленное настроение , пессимистический тон .
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, обоюдные симпатии. Преобладает конфликтность в отношениях агрессивность, антипатии .
В отношениях между группировками в коллектива существует понимание и взаимное расположение . Группировки конфликтуют между собой .
Участникам коллектива нравится быть совместно , принимать участие в совместных делах , совместно проводить свободное время. Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению , высказывают отрицательное отношение к совместной деятельности
Преобладают поддержка и одобрение: критика и упрёки высказываются с хорошими побуждениями Критические замечания носят темперамент явных и скрытых выпадов.
Члены коллектива с уважением относятся к точке зрения друг друга . В коллективе любой вычисляет собственный мнение главным и нетерпим к точке зрения товарищей .
Успехи либо неудачи коллектива переживаются всеми как собственные Успехи либо неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым участникам, старается оказать помощь им освоится Новички чувствуют себя лишними, чужими , к ним часто проявляется враждебность
Коллектив активен , полон энергии . Коллектив пассивен , инертен
Коллектив скоро откликается , в случае, если необходимо сделать нужное дело Коллектив нереально поднять на совместное дело, любой думает лишь о собственных заинтересованностях .
В коллективе существует честное отношение ко всем участникам , тут поддерживают не сильный , выступают в их защиту . Коллектив разделяется на привилегированных и принебрегаемых , тут неуважительно относятся к не сильный , высмеивают их .
У участников коллектива проявляется чувство гордости за собственный коллектив , в случае, если его отмечают начальники . К поощрениям и похвалам коллектива тут относятся равнодушно

Обработка результата :

Дабы представить неспециализированную картину психотерапевтического климата, нужно:

1. Выстроить профиль, соединив все символы. Профиль показывает по каким особенностям психо-

логический климат в классе благоприятный ( высокая хорошая оценка), а по каким

особенностям — негативный ( высокая отрицательная оценка).

2. Суммировать общее число баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психотерапевтический климат в классе соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.

Это показывает на верховный уровень эмпатийного педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, обоюдной помощи, занимательности, успешности в деятельности).

В диапазоне от 12 до -12 баллов психотерапевтическая воздух в классе — нейтральная ( воздух безразличия) и , соответственно, уровень эмпатии педагогического общения — средний.

В диапазоне от -24 до -36 баллов психотерапевтическая воздух в классе — негативная, т.е.

преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

Для большей объективности картины целесообразно, дабы такую же оценку сделали и другие педагоги, трудящиеся с этим классом ( как минимум несколько человек ), и сами школьники.

Психологический климат в коллективе


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: