Относительно рано, в конце 19 века, в кругах американского психолога, СТЕНЛИ ХОЛЛА стали приходить к сознанию неосуществимости изучать психологическое развитие ребенка раздельно от его физического развития. В следствии было предложено создать новую науку — ПЕДОЛОГИЮ, которая давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. Американский психолог Холл есть основателем педологии — комплексной науки о ребенке, в базе которой лежит мысль педоцентризма, другими словами мысль о том, что ребенок есть центром исследовательских заинтересованностей многих специалистов — психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, других специалистов и социологов. Так, эта наука как бы объединяет все отрасли знаний, которые связаны с изучением детского развития.
Сама наука педология, созданная им, весьма скоро завоевала популярность во всем мире и просуществовала практически до середины 20 века. Популярность принесли Холлу и созданные им способы изучения детей, в первую очередь опубликованные им анкеты и опросники для подростков, родителей и учителей, каковые кроме этого давали возможность составления комплексной характеристики ребенка, анализа их неприятностей не только с позиций взрослых, но и самих детей. Так, С. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педагогической практики с достижениями своевременной ему психологии и биологии.
Первым, кто посмотрел с философской точки зрения на дело воспитания в РФ, был Н.И. Пирогов. Выдвинутый им принцип воспитания в человеке, в первую очередь Человека привёл к необходимости постановки и обсуждения многих теоретических неприятностей. Он перевел педагогику в новую плоскость. Это было требование здравой педагогики, основанной на психологии. Продемонстрировав, что человек — личность, а не средство с целью достижения вторых целей, Пирогов поставил вопрос о необходимости всестороннего, первым делом психотерапевтического изучения человека, познания закономерностей его развития, факторов и выявления условий, определяющих формирование психологической сферы ребенка. При таком подходе психология выдвигалась на передний замысел, становилась нужной базой ответа педагогических задач. Задачу изучения закономерностей детского развития он считал первостепенной и неотложной. Отметив своеобразие детского возраста по большому счету, Пирогов признал необходимость учитывать личные различия детей, без этого нереально оказывать влияние на формирование нравственного мира личности, развивать лучшие человеческие черты.
Новое познание задач воспитания с неизбежностью влекло за собой новый подход к трактовке сущности воспитания, новый взор на средства и факторы воспитания педагогического действия.
Увлечение экспериментальной педагогикой вспыхивает в эру 1905 г. Отыскала себе отклик в РФ попытка создания вместо педагогической психологии экспериментальной особой науки и педагогики — педологии. Особенно горячим пропагандистом педологии в дореволюционное время был Румянцев.
Опираясь на естествознание, юная советская педология вела энергичную борьбу с идеализмом и все решительнее становилась на путь материализма. Но тот естественнонаучный материализм, которым тогда прониклась педология, был еще не диалектическим, а механистическим материализмом. Он разглядывал ребенка как собственного рода машину, деятельность которой полностью определяется действием внешних стимулов. Особенно ярко эта механистическая концепция проявилась в работах педологов, тяготевших к рефлексологии. Так, от механистов в педологии ускользает неприятность изучения законов развития ребенка.
Учёными начала ХХ в. являются Румянцев, Нечаев, Россолимо, Лазурский, Кащенко. Позднее педологические идеи развивали Абрамов, Басов, Бехтерев, Блонский, Выготский, Залкинд, Моложавый, Фортунатов и др.
Отличительной чертой педагогики и истории советского периода культуры есть огромная роль в ее развитии государства и партии. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды мастерства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная совокупность идеологической обработки населения. СМИ, появлявшись под ожесточённым контролем государства и партии, наровне с точной информацией применяли прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу идея о том, что страна воображает осажденную крепость, и право пребывать в данной крепости имеет только тот, кто ее защищает. Постоянный поиск неприятелей становился отличительной чертой государства и деятельности партии.
Среди самые известных педагогов, каковые внесли громадный вклад в дело развития и становления внешкольного образования у нас, назовем Е.Н. Медынского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого и В.П. Шацкую, А.С. Макаренко, В.Н. Терского. направляться отметить кроме этого, что Н.К. Крупская и А.В. Луначарский «не только обогатили педагогику собственными работами по данной проблеме, но и помогали решать ее на национальном уровне, оказывая влияние на политику образования СССР».
Ключевая роль в разработке научных баз диагностики аномального развития в собственности Л. С. Выготскому, разглядывавшему личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем действием, которое оказывают на него воспитание, среда и обучение В отличие от тестологов, каковые статически констатировали только уровень развития ребенка в момент обследования, Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей, считая необходимым не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но в большинстве случаев — установить ближайшие возможности детей» . Л. С. Выготским была написана во второй половине 30-ых годов двадцатого века монография «педологическая клиника и Диагностика развития тяжёлого детства». В данной работе, в первый раз в истории русском педдиагностики создан полный метод диагностического изучения личности ребенка. Крайне важно, что последним этапом диагностирования, в соответствии с Л. С. Выготскому, должно быть педагогическое назначение, которое должно давать четкие указания относительно мероприятий, каковые должны быть применены по отношению к ребенку, и относительно явлений, каковые должны быть устранены этими мерами у ребенка».