ОБОСНОВАНИЕ: Пребывав и действуя в обществе, человек связан с ним множеством различных по характеру и силе незримых связей. Сознание большинства людей связано с достаточно узким миром идей, представлений, и сама специфика работы, требующая, в большинстве случаев, узкой специализации, делает его сознание маловосприимчивым к высшим космическим ценностям и философским истинам. Только под конец собственной жизни, думая о достигнутых удачах, человек обычно оценивает большая часть собственных забот как никчемные, суетные и мелочные.
Чтобы выйти за пределы узких представлений обыденной жизни, нужно расширение сознания, и широте взоров будут соответствовать и те истины, каковые постигает человек. Никакой рост духовности не имеет возможности не сопровождаться расширением сознания, и закономерности и возрастные ограничения тогда начинают становиться все менее и менее значимым причиной.
Одна из главных целей Раджа-йоги — выработка космического сознания [63; 64; 67—68 ], космического не в плане потустороннего либо иррационального, а крупномасштабного мышления, пронизывающего собой все творчества и сферы деятельности. В прошлом упражне нии (см. раздел 6.14) основной упор делался на процесс бессознательного роста духовности, на выработку подсознательных установок, направленных на рост сферы осознаваемых процессов и явлений. Такое рвение изначально существует у каждого, но в повседневной судьбе оно обычно блокируется, перекрывается целым рядом вторых факторов, каковые практически обрушиваются на нас в обществе. Сейчас эти установки занимающемуся предстоит сделать сознательными, и в этом вам окажет помощь мастерство медитации.
МЕТОДИКА: Медитируют сидя либо лежа. Расслабиться и не обращать внимания. В один момент с закрытием глаз абсолютно отбросить прочь суетные тревоги, неприятности внешнего мира, какие-то отрицательные эмоции по отношению к отдельным людям.
Поразмыслить о собственном Я. Сосредоточиться на следующих истинах. Я — это не имущество, одежда, тело, не эмоции и не мысли. Я всегда, оно независимо от тела, неуничтожимо в пространстве и времени, существует в один момент во многих мирах нескончаемой Вселенной.
Избрать для медитации одну из следующих тем:
- бесконечность пространства и времени;
- многообразие форм проявления судьбы;
- многообразие форм проявления и взаимопереходов одних видов энергии в другие;
- вечность энергии в целом;
- множественность форм перемещения материи (неотёсанной и узкой);
- сущность того, что религии всей земли именуют Божественным;
- сущность Красоты, объективное и субъективное значение Красоты и т. д. Главная направленность тем медитации — планетарные по значимости и космические по масштабам уровни осмысления высших философских этических ценностей и истин. Хороший прием — систематическое внушение себе, что появление вашего Я в данном теле не случайность, и оно имеет настоящую космическую значимость.
В случае, если у вас нет выраженной склонности к абстрактно-философскому мышлению и сложным теоретическим построениям, тогда возможно предложить второй метод. Представьте, что вы взяли возможность путешествовать в Космосе, и, отправляя собственный сознание в любую точку Вселенной, вы имеете возможность познавать ее свойства. Вы своим внутренним взглядом видите над головой звездное небо. Вы начинаете собственный космическое путешествие, не забывая, что ваше тело находится на Земле, и вы должны в него возвратиться. Ваше Я выясняется в одной из галактик либо туманностей. Метеориты, астероиды и другие инородные тела не смогут нанести вашему Я никакого настоящего ущерба. Ваше Я перемещается в новой галактике тихо, легко и вольно, не испытывая ни голода, ни холода, ни жажды, питаясь одним только неиссякаемым источником праны. Дальше начните фантазировать, уподобив себя пассажиру такси, лишь не земного, а космического. Астероиды, причудливые нагромождения звездного вещества — все это вы видите в собственном космическом путешествии.
В то время, когда ваше сознание утомится путешествовать, вспомните, что вы возвращаетесь в ваше земное тело. Глубоко наберитесь воздуха и откройте глаза.
ЭФФЕКТ: Начинается перестройка глубин вашего сознания; понемногу оно делается причастным к космическим процессам. Таковой эффект достигается незаметно, но дает настоящие нужные плоды. Мышление делается более глубоким, в собственных рассуждениях вы понемногу начинаете опираться на все большее число факторов и учитывать все большее число разнообразных качеств. Мира восхищение беспредельныйсердцу певучему дан, — писал поэт, и это также достижимо благодаря постепенному становлению космического сознания. Житейская суета по-иному оценивается через призму новых по уровню осмысления взоров, и это, например, мешает происхождению стрессов.
В сочетании с практикой ментальной паузы (см. раздел 6.10) данное упражнение весьма не так долго осталось ждать дает эффект: покажется целая серия открытий и разного рода озарений.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Одиннадцатая глава Бхагавад-Гиты именуется Йога созерцания Мировом формы (либо легко Мировой форма) [22; 95 ], что говорит о связи данного упражнения с старой традицией. Полезно ее прочесть пара раз перед занятиями .
2. При появлении ощущения выхода Я из физического тела не нужно пугаться: это — достаточно нередкое явление среди практикующих йогу. Сукшма-шарира при отделении от неотёсанного тела (Стхула-шариры) постоянно оставляет собственного рода связующий шлейф. Но полеты в узком теле на далекие расстояния требуют привлечения особых знаний, и — помощи со стороны единомышленников, которая также обязана осуществляться по особым методикам. Не зная их, лучше покинуть идея о полетах конкретно в узком теле и тем более — пробовать это выполнить. Нужно не забывать исходя из этого, что ваша задача — не улететь в далекие глубины Космоса, где кое-какие области смогут создавать вибрации, губительные для духовной оболочки человека, а совсем вторая — развивать в себе космическое сознание тут, на Земле.
3. Главные условия успеха в упражнении — осознание действительности собственного Я и чувство единства, близости собственного Я с космическим бытием.
4. Нужное указание для практики может дать следующая формула, которая приводится в Саманняпхала Сутте (ст. 15) [50]: Пребывая сосредоточенным разумом в сознании бесконечности мира…
5. При происхождении каких-либо навязчивых состояний, которые связаны с идеями космического бытия, направляться заканчивать практику данного упражнения. Адекватное восприятие действительности нужно в любой момент и везде, и для приземления психики отлично применять мантру ХАТ (см. раздел 6.19).
6.17. Я — точка света
ОБОСНОВАНИЕ: Данное упражнение полностью относится к Раджа-йоге. Оно может рассматриваться как вводное к предстоящему совершенствованию познания собственного подлинного Я , управлению психикой и достижению уровня космического сознания. Не обращая внимания на простоту выполнения, данное упражнение весьма действенное.
Главный постулат Раджа-йоги содержится в нетождественности Я телу (со множеством его физиологических функций, органами и мозгом эмоций). Это уже детально обсуждалось выше — в главах 1 и 2, и мы тут не будем еще раз останавливаться на всех этих качествах. Отметим лишь, что задача очищения подлинного Я на практике реализуется при помощи последовательности упражнений, каковые разрешают произвести изменение интеллекта и свойств психики в самую благоприятную сторону без душевных надрывов, т. е. машинально, без мучительных кризисов, каковые объективно сопровождают подобные явления в мирской судьбе.
Данное упражнение советовала сестра Б. К. Чакрадхари (Духовный университет Брахмакумарис, Индия) в одной из собственных публичных лекций.
МЕТОДИКА: Медитируют сидя, в любой из сидячих поз; сидеть возможно кроме того на западный манер, на стуле либо в кресле. Расслабиться, ощутить наступление тишины и покоя. Сперва внушать себе, позже думать о следующих истинах (глаза закрыты): Я — это точка света, обитающая во лбу, излучающая силу света для всего тела… Тело — только костюм, одежда для души… Мой изначальный дом — далеко за пределами звёзд и Луны, в том месте, где свет… Свет в том месте, где имеется покой и мир… покой и Мир… Все наполнено покоем… Это —изначальный дом души… Я мирный, мой дом — мирный… Во Вселенной мое Я — сверкающая звездочка, наполненная любовью и миром… Ом Шанти!
На протяжении исполнения всего упражнения нужно посредством внутреннего взгляда реально воображать себе необъятные просторы Космоса, сверкающие в тёмном небе звезды и в мыслях сосредоточиться на той позе и том миниатюрном участке пространства, которое занимает ваше тело.
Продолжительность упражнения — не меньше 5 мин..
ЭФФЕКТ: Ум приобретает нужный отдых, интеллектуальные свойства возрастают. Упражнение оказывает помощь отключиться от внешних забот, умных сплетений житейских неприятностей. Вместе с тем облегчается усвоение нового учебного материала, косвенно создаются условия для исчезновения стереотипов мышления. Начинается автономность сознания, значительно снижается удельный вес конформизма в мышлении. Укрепляется аура, улучшается атмическая составляющая биополя.
ПРИМЕЧАНИЕ: Полезно знать, что Раджа-йога уподобляет любую деятельность в нашем мире актерской. Сестра Чакрадхари разглядывает данный мир, как громадный театр, в котором каждая профессия не тождественна душе, которая только играет свою роль. То, что мы делаем и говорим, — это еще не мы сами, а скорее — отечественная игра. Бессонница, например, кроме этого появляется как следствие неправильного отождествления себя со всем тем, что мы делали в течение прошедшего дня. Исходя из этого данное упражнение незаменимо для ликвидации бессонницы.
Психологическое дыхание (1 и 2)
ОБОСНОВАНИЕ: Дыхание — база судьбы. Без кислородного дыхания функции физического тела не смогут проявляться в простых условиях. Но имеется еще один фактор чтобы грубоматери-альное тело (т.е. Стхула-шарира) функционировало, — это состояние узкого тела (т.е. Сукшма-шариры). Последнее определяется наличием праны. В соответствии с воззрениям йогов, даосов и буддийским воззрениям отсутствие в организме праны (энергии ЦИ) свидетельствует его смерть. Запасая прану в организме, удерживая ее излишние траты, мы тем самым продлеваем жизнь, отодвигая момент смерти на все более отдаленный период.
Так, в соответствии с древневосточным концепциям (и в отличие от западной науки) ключевую роль в дыхании имеет не только кислород, но и та прана, которая в нем содержится. Из воздуха прана усваивается нервной совокупностью и употребляется ею для собственной работы [67]. Энергии высших воздействия и миров узкой материи более действенны, чем силы грубоматериальной природы. Учитывая все это, делается ясным, что накопление праны может частично или полностью заменить дыхание, в зависимости от состояния нервной совокупности. Приведенная в особенное состояние психика человека, направленная на поглощение праны из экологии, может вынудить организм существовать а также полноценно функционировать без кислородного дыхания, а лишь благодаря интенсивному пранообмену, причем источником праны возможно не только воздушное пространство, но и растения, разные предметы, и прямое излучение Космоса. Кроме того по окончании непродолжительных тренировок занимающийся может без особенного труда обучиться частично заменять кислородное дыхание праническим, т. е. психологическим дыханием йогов. Для выработки таковой свойства существуют два элементарных упражнения.
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
МЕТОДИКА: Медитируют лежа:
1. Лечь на пол, руки согнуть в локтях, а кисти рук положить на солнечное сплетение, причем левая ладонь лежит сверху на правой. Предельно расслабиться и не обращать внимания, еще раз проверить эффективность расслабления. Тест: при вытянутых на протяжении тела руках стремительное сжатие пальцев в кулак должно привести к тому, что предплечья и кисти как бы подпрыгнут и после этого опять упадут на пол. По окончании проверки руки снова сложить на животе. На это у вас должно уйти приблизительно 1,5—2 60 секунд.
2. Отрегулировать дыхание: длительность вдоха должна быть приблизительно равна длительности выдоха.
3. Сосредоточиться на солнечном сплетении. Все посторонние мысли отбрасываются, существует основная для вас часть тела — солнечное сплетение. Солнечное сплетение начинает ощущаться как какой-то сгусток, плотный ком. После этого оно начинает разогреваться. На данной фазе сознание переключают на дыхание.
4. Сделать полный йоговский вдох. Представьте, как прана из вдыхаемого воздуха попадает через легкие в солнечное сплетение и в том месте накапливается. С выдохом солнечное сплетение как бы уменьшается, отправляя прану во все части тела, в кончики пальцев ног, рук, в голову.
выдохи и Вдохи должны быть глубокими, соответствуя полному йогов -скому дыханию. При следующем вдохе— опять представить себе процесс усвоения праны: опять прана впитывается легкими, накапливается в солнечном сплетении, а при выдохе распределяется от него равномерно по всему организму.
5. Приблизительно через 4—5 мин. упражнения попытайтесь сократить интенсивность дыхания и представить, как прана через шнобель и чуть немного открытый рот впитывается легкими, в то время, когда простое дыхание замирает. В то время, когда появится чувство дефицита кислорода, возобновите дыхательные перемещения легких.
При появлении эмоции усталости, т. е. приблизительно через 10—15 мин. по окончании начала упражнения, заканчивайте его: ваше сознание переносится на мантру АУМ, по окончании прочтения АУМ 3—6 раз не спеша открыть глаза и подняться.
ЭФФЕКТ: Упражнение совмещает в себе целый хороший эффект от полного йоговского дыхания (оздоровление легочных альвеол, верхних дыхательных путей; массаж диафрагмой плевральных мешков, вторых внутренних органов) и пранаямы. Происходит неспециализированное упрочнение здоровья, жизненного потенциала, что делает упражнение незаменимым для реабилитации функций организма. Приток праны в организм может оказать помощь при устранении нарушений сердечной деятельности и других функциональных совокупностей.
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ
МЕТОДИКА: Медитируют лежа либо сидя, но затевать всегда следует в положении лежа.
1. Приняв исходное положение, расслабиться, руки вытянуть на протяжении туловища. Не обращать внимания, представив над головой Космос с сияющими броскими звездами над головой, его нескончаемые просторы.
2. Сосредоточиться на солнечном сплетении. Сделав пара полных йоговских дыханий, начать понемногу уменьшать интенсивность и частоту дыхательных перемещений. В видимую внутренним взглядом картину Космоса вносится новая подробность: наполненность пространства лучистой энергией, пронизывающей каждые преграды. В Космосе как бы разлито море энергии лучистой природы, целый океан праны.
3. Сознание переключается на ноги. Прана впитывается ногами, она попадает через кожу и всасывается костями ног, как вода впитывается губкой. От ног она перетекает в солнечное сплетение, где скапливается, а при выдохах — распределяется по всему телу.
4. Все тело впитывает в себя прану, напоминая громадную пористую губку. Прана просачивается через кожу туловища, плечи, легкие, кроме того через шею.
5. Наконец вы имеете возможность начать излучать около вас накопленный громадный запас правы: на выдохе образуется как бы веретено. Оно начинается от ног и вращается по часовой стрелке (в случае, если наблюдать на нее сверху — от головы к ногам). Это веретено при собственном вращении обволакивает все тело. Сейчас вдох — поглощение энергии через кожу и кости, выдох — насыщение правой мягких частей тела и поддержание вращения веретена около собственной оси. Такое вращение сохраняется и при вдохе, но при выдохе ему любой раз придается новый импульс.
6. Кислородное физиологическое дыхание делается все реже и реже. Вы ощущаете, что вам хватает кислорода и без дыхательных перемещений, вы дышите не кислородом, а правой. В случае, если ощущается недочёт кислорода, вы делаете пара редких дополнительных дыхательных перемещений легкими, но такая потребность исчезает понемногу благодаря насыщению организма правой.
7. Через 10—15 мин. упражнения либо при происхождении эмоции усталости по окончании долгого сосредоточения в ходе занятия вы заканчиваете упражнение в обратном порядке. Сперва исчезает вращающееся веретено, от головы к ногам. Поток правы ослабевает, поскольку целый организм ваш уже впитал нужное ему количество энергии из Космоса. Ваше дыхание делается обычным, выровненным, и, прочтя в мыслях 3—б раз АУМ, вы понемногу открываете глаза и медлительно поднимаетесь.
ЭФФЕКТ: Данное упражнение совмещает в себе все преимущества первого упражнения. Помимо этого, умение создавать вращающуюся спираль из узкой материи разрешает в будущем ее применять как предохранительную оболочку против нежелательных влияний на вашу ауру. Развиваются навыки медитативной пранаямы, и это — один из самых несложных ее вариантов. Потом, в данном упражнении сильнее проявляется эффект общего оздоровления и стабилизации психики всех функциональных совокупностей. Быстро возрастает работоспособность и выносливость.
Медитация над мантрой (3)
Рис. 18. Графический аналог мантры ХАТ: фиолетовый символ на голубом фоне.
ОБОСНОВАНИЕ: Вы уже понимаете, к примеру, из раздела 6.2, что вибрации определенных звуков смогут оказывать замечательное влияние на состояние людской психики и отдельные особенности ума. Одна из возможностей мантр, которая тут рассматривается, — гармонизация неспециализированного психологического состояния индивида. Излишнее возбуждение, состояния психологического переутомления и недомогания требуют возвращения потерянной гармонии. Особенно это относится к тем случаям, в то время, когда вероятны срывы на больших уровнях психологической деятельности, к примеру при неточностях в практике йоги. Одна из таких процедур, которая разрешает гармонизировать астральное тело, связана с мантрой ХАТ [86].
МЕТОДИКА: Знак Хат-мантры, приведенный на рис. 18, имеет фиолетовый цвет на неспециализированном голубом фоне. Приняв медитативную сидячую позу (Ваджрасана, руки закрыты — ладони лежат на коленях и обращены вовнутрь колена), предельно расслабиться, глаза открыты. Как при исполнении различного типа Тратак (см. разделы 6.5—6.7), сосредоточиться на графическом знаке мантры ХАТ в цветном изображении, так дабы на протяжении произнесения мантры вы видели лишь знак и все посторонние мысли отсутствовали. Начать чтение мантры голосом. выдох: и — Произнесение, как в британском ( h ), медлено переходящее в продолжительное А, на одной ноте. С маленьким увеличением на финише А переходит в жёсткое резкое Т, произносимое с резким выбрасыванием воздуха. Неспециализированная продолжительность 4—5 секунд.
Рекомендуется просматривать мантру ХАТ 3—6 раз перед сном, но возможно это делатьи в середине дня (по 1-2 раза) при неожиданных действий на психику. Не нужно сначала практиковать мантру более 5—6 ежедневно.
ЭФФЕКТ: Мантру полезно применять в терапевтических целях, каковые указаны выше — в обосновании. Эффективность быстро возрастает при систематической практике. Помимо этого, само переключение сознания на графический аналог ХАТ и концентрация внимания на верном чтении мантры формирует эффект умственной релаксации. Через некое время того же результата возможно будет достигать и при мысленном чтении ХАТ.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Не нужно заострять особенного внимания на данной мантре. В ней лечебный эффект имеет центральное значение.
2. Не нужно пользоваться мантрой без лишней необходимости.
Генерация тумо
ОБОСНОВАНИЕ: Тумо — тибетский термин, означающий приблизительно внутренний жар, скрытое тепло организма. Тибетские отшельники, так же как и индийские, придерживаются представления о трех мистических венах, играющих ключевую роль в духовной тренировке. Мистические вены (каковые создатель предпочитает именовать артериями — для более приятных ассоциаций при медитации, но в силу должной дани традиции сохраняет исходное наименование) не имеют никакого отношения к кровеносным венам. Это — каналы, имеющие тонкоматериальную природу, составляющие часть астрального либо, правильнее, эфирного тела. Циркулирующая по ним энергия (прана) кроме этого контролируется йогой, как и физиологические функции неотёсанного тела. В этом случае обрисовываемое упражнение призвано защищать отечественный организм от холода: благодаря генерации Тумо тибетские отшельники владеют поразительной морозостойкостью. Ясно, что в условиях высокогорья (на высоте 3000—4000 м над уровнем моря) это — одна из наиболее значимых свойств, дабы выжить. Методика исполнения упражнения приводится нами по работе А. Давид-Не-эль [46 ]. Все остальные нюансы обсуждаются в примечаниях.
МЕТОДИКА: Начинается тренировка с дыхательных перемещений и в один момент — с морально-психотерапевтического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, бешенство, неприязнь, жадность, лень и глупость. При вдохе втягиваются, вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире добропорядочного, возвышенного и чистого. Следующие за этим упражнения — фактически генерации Тумо — складываются из 10 частей, либо этапов, следующих друг за другом без перерыва. Дыхание спокойное, ритмичное, нужно постоянное повторение поддерживающих дух мантр.
Основное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей либо мыслеобразов.
1. В воображении создается и созерцается образ центральной вены. Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя. Эта вена имеет толщину волоса, узкой нити…
2. Вена расширяется до толщины мизинца…
3. Толщина вены достигает толщины руки…
4. Вена заполняет собой все тело и имеет сейчас вид трубы, вмещающей печную топку…
5. Чувство границ тела исчезает… Непомерно раздувшаяся вена вмещает сейчас всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он ощущает, словно бы преобразовывается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана…
Новички, не имеющие еще прочного навыка долгой медитации, проходят эти пять этапов стремительнее, чем старшие ученики. Более умелые, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них намного большее время. Но в любом случае чтобы достигнуть пятого этапа, кроме того начинающему ученику требуется в большинстве случаев не меньше часа. После этого те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке:
6. Огненная буря стихает, огненные волны понемногу спадают и успокаиваются, пылающий океан значительно уменьшается и, наконец, целый поглощается телом…
7. Вена не превышает толщины руки…
8. Вена суживается до толщины мизинца…
9. Вена сейчас не толще волоса…
10. Вена исчезает; видение огня, образы и другие формы уходят. Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в Великом Ничто, растворяется в нем, погружается в Великую вакуум, где двойственности принимающего субъекта и принимаемого объекта более не существует.
Длительность транса обусловлена степенью умственного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов либо без них, возможно повторять по паре раз в день, но главная тренировка — утром.
ЭФФЕКТ: Адепты совокупности генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой холод в узкой хлопчатобумажной одежде. Но данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике начинается свойство к долгой медитации, возможность ума и контроля психики.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Не обращая внимания на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении (!).
2. Расположение центральной вены точно не указывается [см. 46; 122 ]. Исходя из этого мы можем предложить два варианта выполнения самых первых стадий медитации: первый — произвольная локализация вены в области продольной оси симметрии туловища, второй — в случае, если принять за линию вены спинномозговой канал. Последний метод тогда будет соответствовать хорошим представлениям йоги об астральных каналах (нади), где вся концентрация происходит на Су-шумне (соответствующей medula spinalis грубоматериального тела). Детально строение узкого тела человека мы уже разглядывали выше (см. раздел 3.4). Так или иначе, процесс генерации Тумо, без сомнений, связан с активизацией силы Кундалини: при пробуждении Кундалини поднимается вверх по Сушумне, и она тогда делается аналогичной языкам восходящего пламени, что детально обрисовывает Свами Шивананда в собственной книге [131 ].
3. Не смотря на то, что в горах Тибета продолжительность медитации образовывает не меньше одного часа, как только что указывалось выше, новичкам в европейских условиях направляться затевать с 10—15 мин.. Во многом продолжительность упражнения определяется свойством просидеть в медитативной позе долгое время.
4. Данное упражнение непременно (!) направляться делать в сидячей позе с прямым позвоночником. Тогда риск происхождения разнообразные нежелательных последствий фактически минимален.
5. направляться отбрасывать не только посторонние мысли, но и различные побочные видения, каковые внезапно могут обнаружиться в середине медитации, если они не связаны с главной темой — огнем Тумо.
6. Выходить из медитации, как и входить, направляться кроме этого понемногу и не спеша; исходя из этого возрастает спектр требований к выбору времени для занятия: никто не должен вторгнуться в вашу помещение и отвлечь вас на полдороге. Лучшее средство для постепенного завер шения занятия — многократное выполнение мантр, к примеру АУ М либо ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ.
7. Ни за что нельзя практиковать упражнение в загрязненной воздухе вблизи предприятий либо сильных источников магнитных полей. Лучшее место для занятий — в каком-либо чистом и прекрасном уголке природы.
6.21. Поменять солнце и луну местами
ОБОСНОВАНИЕ: В соответствии с древнеиндийским представлениям, изложенным в особых трактатах, голова человека соответствует Луне, а солнечное сплетение — Солнцу. С Луны стекает нектар, а Солнце его пожирает. В итоге человек стареет. В случае, если Солнце и Луну поменять местами, старение закончится, и человек в физическом замысле станет бессмертным. Уменьшению старения содействует одно особое медитативное упражнение, раскрытое советским мастером йоги Анатолием Ивановым в одной из его публичных лекций.
МЕТОДИКА: Сесть прямо, дабы вес и позвоночник давили на основание позвоночного столба. Сидеть лучше в Падмасане либо в каждый позе со скрещенными ногами; но возможно и на западный манер. Основное, дабы позвоночник в течение всей длительности упражнения оставался прямым. Этапы упражнения следующие:
1. Не обращать внимания, почувствовав состояние полной неподвижности. Про себя пара раз сказать Я спокоен, я неподвижен как гор, и нет ничего, что может поколебать моего самообладания, сказать это медлительно и четко пара раз.
2. С закрытыми глазами представить себя сидящим на плоскости, пустой до самого горизонта. Над головой — тёмное небо, подобное куполу. В центре купола — Луна, чей броский холодный свет доходит до вас, и данный холодный серебристый диск Луны освещает все около.
3. В самой макушке головы зажигается броская, серебристо-белая точка-шарик, т. е. многократно уменьшенная копия Луны. Она четко формируется в сознании и всегда фиксируется внутренним взглядом. Эту точку, организованную в виде шарика, медлено, медлительно и мягко, как в густую жидкость, опускаем вниз по спинномозговому каналу, без сопротивления, как нож входит в масло.
4. Точка опускается вниз до отметки солнечного сплетения, остается в том месте и светится холодным лунным светом. Около — пустота, безбрежная пустыня до самого горизонта.
5. Тёмное небо понемногу начинает становиться теплым, летним, чистым, ясным, безоблачным, ярко-синим. В зените сияет броское, жаркое, горячее Солнце.
6. Такое же Солнце, но мелкое, зажигается у нас в макушке головы. Оно медлено опускается в середину головы.
7. Сейчас в голове светит броское, горячее, сияющее Солнце, а в позвоночнике на уровне солнечного сплетения так же, как и прежде находится броская, холодная, неподвижная Луна, устойчивая в собственном холодном мерцании.
8. Созданная в воображении картина понемногу растворяется… Мыслеобразы, свет, Луна и Солнце понемногу исчезают, как в утренней дымке. Глаза раскрываются.
По окончании упражнения сделать глубокий выдох и глубокий вдох, еще раз — глубокий выдох и глубокий вдох.
ЭФФЕКТ: Упражнение содействует личному исцелению каждого. Сознание делается устойчивым и открытым. По окончании упражнения полезно помолчать, предоставив целительным процессам происходить самим по себе. Полезно кроме этого внутренним лучом внимания прогуляться по телу от кончиков пальцев ног и выше, к коленям, животу, груди и голове. Мышление очищается, голова делается чистой, ясной и свежей.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Секреты тантристских трактатов еще лишь начинают раскрываться для не посвященных в таинства йоги, исходя из этого на данный момент вряд ли допустимо дать объяснение в правильных физиологических терминах. Но нужный эффект имеется, и это может само по себе свидетельствовать о целесообразности практики.
2. Одно из вероятных объяснений благоприятного действия данного упражнения — смена полярности энергетических потоков в отечественном организме: полярность при исполнении его изменяется на обратную, что и действует восстанавливающе благодаря компенсаторным процессам. В них, по-видимому, кроме этого участвует и резервная энергия, а сами каналы внутреннего биоэнергетического поля при таких перераспределениях очищаются. В этом, возможно, и содержится механизм восстановительных процессов в организме под действием обрисованного упражнения.